Научная статья на тему 'Особенности развития национальной танцевальной культуры Литвы и ее сохранение на современном этапе'

Особенности развития национальной танцевальной культуры Литвы и ее сохранение на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1528
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / ТРАДИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / ФОРМЫ И ВИДЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / DANCE / TRADITION / NATIONAL DANCE CULTURE / CREATIVITY / ARTISTIC DIVERSITY / FORMS AND TYPES / ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Палилей Александр Васильевич, Бондаренко Светлана Григорьевна, Вагнер Татьяна Владимировна

В статье рассматривается проблема изучения особенностей развития национальных танцевальных культур, их сохранение на современном этапе на примере литовской народной танцевальной культуры. Исследование танцевального искусства литовской национальной культуры в культурологическом аспекте как одной из важнейших составляющих частей традиционной культуры сегодня приобретает особую значимость. Активизация процессов развития стилей, форм и направлений хореографического искусства в XXI веке в современной художественной деятельности вызывает интерес со стороны не только балетмейстеров и педагогов, но и искусствоведов, балетоведов, культурологов, которые выявили негативные приемы использования результатов танцевального творчества в духовном переустройстве мира. Научный подход к решению этих проблем позволит найти конкретные, позитивные пути их воплощения в современном социокультурном пространстве. Художественная культура танцевального творчества литовской этнической группы Сибирского региона в значительной степени обусловливает задачу сохранения их культурного наследия. Современная хореографическая культура Сибирского региона характеризуется процессами возврата к своим корням, традициям, возрождения аутентичного фольклора. Традиционная танцевальная культура народов и этнических групп Сибирского региона занимает особое место в культуре России не только в силу богатства ее многонационального колорита, но и в качестве источника ценных духовных традиций для дальнейшего развития общества. Изучение, сохранение и развитие танцевального творчества народов и этнических групп Сибирского региона является своего рода гарантом его сохранения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of the National Dance Culture of Lithuania and its Preservation at the Present Stage

The article is about a problem study of development features of national dancing cultures, their conservation in the modern stage in case of Lithuanian folk dancing culture. Research of orchestics of the Lithuanian national culture in a culturological aspect as one of major constituents of traditional culture acquires the special meaningfulness. Developing the styles, forms and directions of choreographic art in the 21st century in modern artistic activity causes interest outside not only ballet-masters and teachers but also art critics, ballet scholars, and culturologists that educed the negative receptions of drawing on the results of dancing work in spiritual reorganization of the world. The scientific going near the decision of these problems will allow to find certain, positive ways of their embodiment in modern sociocultural space. The artistic culture of dancing work of the Lithuanian ethnic group of Siberian region largely stipulates the task of conservation their cultural heritage. The modern choreographic culture of Siberian region is characterized by a leak of processes of return to the roots, traditions: revivals of authentic folklore. The traditional dancing culture of people and ethnic groups of Siberian region occupies the special place not only by virtue of riches of her multinational colour but also as a source of valuable spiritual traditions for further development of society. The guarantor of conservation and development is study, protection and development of folk dance of indigenous peoples and ethnic groups of Siberian region.

Текст научной работы на тему «Особенности развития национальной танцевальной культуры Литвы и ее сохранение на современном этапе»

УДК 398

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИТВЫ И ЕЕ СОХРАНЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры балетмейстерского творчества, декан факультета хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: palileyav@nail.ru

Бондаренко Светлана Григорьевна, доцент кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: reingardtvi@mail.ru

Вагнер Татьяна Владимировна, начальник отдела методики организации самодеятельного художественного творчества, Новосибирский государственный областной Дом народного творчества (г. Новосибирск, РФ). E-mail: vagner.dnt@mail.ru

В статье рассматривается проблема изучения особенностей развития национальных танцевальных культур, их сохранение на современном этапе на примере литовской народной танцевальной культуры. Исследование танцевального искусства литовской национальной культуры в культурологическом аспекте как одной из важнейших составляющих частей традиционной культуры сегодня приобретает особую значимость.

Активизация процессов развития стилей, форм и направлений хореографического искусства в XXI веке в современной художественной деятельности вызывает интерес со стороны не только балетмейстеров и педагогов, но и искусствоведов, балетоведов, культурологов, которые выявили негативные приемы использования результатов танцевального творчества в духовном переустройстве мира. Научный подход к решению этих проблем позволит найти конкретные, позитивные пути их воплощения в современном социокультурном пространстве.

Художественная культура танцевального творчества литовской этнической группы Сибирского региона в значительной степени обусловливает задачу сохранения их культурного наследия. Современная хореографическая культура Сибирского региона характеризуется процессами возврата к своим корням, традициям, возрождения аутентичного фольклора. Традиционная танцевальная культура народов и этнических групп Сибирского региона занимает особое место в культуре России не только в силу богатства ее многонационального колорита, но и в качестве источника ценных духовных традиций для дальнейшего развития общества. Изучение, сохранение и развитие танцевального творчества народов и этнических групп Сибирского региона является своего рода гарантом его сохранения и развития.

Ключевые слова: танец, традиция, национальная танцевальная культура, творчество, художественное разнообразие, формы и виды, этнические группы.

THE PECULIARITIES OF THE NATIONAL DANCE CULTURE OF LITHUANIA AND ITS PRESERVATION AT THE PRESENT STAGE

Paliley Aleksandr Vasilyevich, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor at the Department of Choreographic Art, Dean of the Faculty of Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: palileyav@mail.ru

Bondarenko Svetlana Grigoryevna, Associate Professor, Department of National Dance, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: reingardtvi@mail.ru

Wagner Tatyana Vladimirovna, Head of Department of Amateur Art Creativity Organization, Novosibirsk State Regional House of Folk Art (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: vagner.dnt@mail.ru

The article is about a problem study of development features of national dancing cultures, their conservation in the modern stage in case of Lithuanian folk dancing culture. Research of orchestics of the Lithuanian national culture in a culturological aspect as one of major constituents of traditional culture acquires the special meaningfulness.

Developing the styles, forms and directions of choreographic art in the 21st century in modern artistic activity causes interest outside not only ballet-masters and teachers but also art critics, ballet scholars, and culturologists that educed the negative receptions of drawing on the results of dancing work in spiritual reorganization of the world. The scientific going near the decision of these problems will allow to find certain, positive ways of their embodiment in modern sociocultural space.

The artistic culture of dancing work of the Lithuanian ethnic group of Siberian region largely stipulates the task of conservation their cultural heritage. The modern choreographic culture of Siberian region is characterized by a leak of processes of return to the roots, traditions: revivals of authentic folklore. The traditional dancing culture of people and ethnic groups of Siberian region occupies the special place not only by virtue of riches of her multinational colour but also as a source of valuable spiritual traditions for further development of society. The guarantor of conservation and development is study, protection and development of folk dance of indigenous peoples and ethnic groups of Siberian region.

Keywords: dance, tradition, national dance culture, creativity, artistic diversity, forms and types, ethnic groups.

Изучение этнических культур - одна из самых сложных и всегда актуальных методологических проблем, так как требует системно-комплексного подхода и осуществляется методами таких наук, как история, этнография, география, культурология. Исследование этнической культуры литовского народа связано, прежде всего, с определением ее истоков, раскрытием происхождения. Материал традиционного танцевального искусства Литвы является важнейшим этнокультурным источником.

Методы изучения литовской фольклорно-этнической хореографии в данной статье подразделяются на: исторический, рассматривающий историю становления и развития литовского народного танца, и современный, раскрывающий связь народной хореографии с исторически сложившимися формами и видами танца и их современной интерпретацией.

Цель данной статьи заключается в анализе истоков становления литовской народной танцевальной культуры и её развития на современном этапе.

Рассматривая исторический этап становления и развития литовского народного танцевального творчества, необходимо опираться на историю развития всей национальной культуры Литвы, которая складывалась столетиями и определила виды народных литовских танцев и их особенности.

Самобытный литовский фольклор отличается богатой песенной поэзией, разнообразным танцевальным творчеством. В народе бытуют интересные волшебные «докучные» сказки, сказки о животных, предания, былички, легенды и другие жанры народного повествования. Существуют записи фольклора, преимущественно пословиц и поговорок, опубликованных в этнографических и лингвистических трудах XVII и XVIII веков. Но, к сожалению, очень мало сохранилось информации о танцевальной культуре именно Прусской Литвы. Одними из первых исследователей литовского танца были: Эрхард Вагнер (XVII век), Теодор Лапнер, которые описали народные инструменты и свадебные традиции. Матас Прето-рикас (XVIII век) изучал свадебные танцы, место и функции танцев и игр в традициях народных гуляний. Также сохранились материалы о танцах прусских литовцев в летописях Е. Гизевчюс, О. Гла-гау, К. Капелерис.

Во второй половине XIX века описанием танцев Литвы занимались А. Коссаржевский, П. Вишинскас, А. Сабаляускас и др. В 1854 году А. Киркор, Л. Кондратович, П. Кукольник опубликовали книгу «Черты из истории и жизни литовского народа», которая тоже содержала описания литовских народных танцев. В исследовании А. Юшкина (Юшкявичуса) «Свадебные обряды» (1880) упомянуты свадебные литовские народные танцы, в том числе древний танец «Лауме»

(«Фея»). Изданы два сборника И. Григониса: 1-е издание - 1911 года, 2-е издание - 1914 года, в которых описываются хороводы и игры литовского народа.

На современном этапе о развитии танцевальной культуры Литвы говорится в научных разработках и статьях О. И. Алексеевой [1], Я. Аудюс [2], Ю. Лингис, З. Славюнас, В. Якилайтис [4], Е. Моркунене [5] и др.

Исследования по истории становления и развития танцевальной культуры Малой Литвы раскрывают особенности литовской народной танцевальной культуры в широком ее многообразии: танцы военные, погребальные, обрядовые, бытовые, трудовые, шуточные, хороводные, лирические, мужские и женские, построенные на их взаимоотношениях, танцы, изображающие животных, танцы по временам года и т. д. в коллективном исполнении. Сольное исполнение встречается крайне редко, а перепляс, как вид народного танца, - не известен.

Для большинства литовских народных танцев характерна симметричность рисунка и движений. Движения достаточно разнообразны, лёгкие, мягкие, прыжки невысокие и плавные.

Характерной чертой традиционной литовской хореографии является исполнение быстрых танцев и хороводов в сопровождении песен и инструментальной музыкой. Песенное сопровождение больше всего характерно для хороводов («Рателяй»). Известно много шуточных танцев, которые так же сопровождаются пением, и пение является целостным образным дополнением драматургии номера. Например, шуточный танец «Ядвигос», построенный на взаимоотношениях девушки и юноши в сопровождении песни, где участники вокальной группы также принимают участие в диалоге с исполнителями танца. По темпу исполнения литовские танцы подобного рода не очень быстрые, что отличает их от танцев латышей и эстонцев [4].

Продуманность построения, сложность композиции, разнообразие и богатство фигур - отличительная черта литовских танцев. Именно в рисунке танца особенно сказалась творческая фантазия литовского народа. Надо отметить, что все движения и перестроения в танце точно установлены, никакая импровизация в каноническом

рисунке не допускается, особенно если это связано с различными моментами сельскохозяйственных работ, со всем трудом и бытом крестьян. Многие танцы, которые отображают трудовые процессы, дошли до нашего времени, претерпев изменения. Но, вместе с тем, сохранили национальный колорит, манеру и характер исполнения.

Таким образом, исследования танцевальной культуры Литвы до начала XXI столетия показывают, что танец являлся центральным элементом фольклора. Литовская народная хореография часто представляла собой полифоническое пение с танцами, играми и хороводами. Нередко народные танцы сопровождались пением под инструментальную музыку. Каждое движение и каждый шаг народного танца имеет строго определённое значение. Даже лёгкое изменение движения может символизировать перемену настроения. Литовские танцы подобны испанскому фламенко, хотя совершенно не похожи по стилю. Уникальность литовской народной хореографии отражается в характере используемой музыки. Ритм литовского танца спокоен и уравновешен, темп умеренный. Танцы чаще всего лиричны и даже повествовательны.

Авторы современных исследований литовской национальной танцевальной культуры приходят к выводу, что литовские народные танцы, сохранив основные формы и стили танцевального фольклора, подразделяются на несколько видов. Подробно основные виды литовского танца описаны в книге «Литовские народные танцы» Ю. Лингис, З. Славюнас, В. Якилайтис [4, с 16-20]:

- танцы, отображающие трудовые процессы;

- игровые танцы;

- подражательные танцы;

- сатирические танцы;

- свадебные танцы.

Танцы, отображающие трудовые процессы, дошли до нашего времени, претерпев некоторые изменения, но являются приоритетными в репертуарах творческих коллективов, особенно в западной части Литвы. Например, «Ругучай» («Колосья»), «Ругуляй» («Рожь»), «Добилелис» («Клеверочек») и «Линялис» («Ленок»), в которых участники создают атмосферу трудового процесса; «Кальвялис» («Кузнец») - ремесленный

танец, повествующей о работе кузнеца; «Щаучу-кас» («Башмачник») и «Щиучус» («Сапожник»), в лексике которых отображены различные моменты шитья обуви, сапог, ботинок, с шуткой показан процесс прибивания каблуков, вытягивания ниток и т. д.

Приведенные примеры танцев сохранились до наших дней и приобрели сценическую форму как в профессиональных, так и в любительских творческих коллективах.

Наибольший интерес с точки зрения художественной формы, композиционного решения и характера исполнения представляет танец «Малунелис» («Мельница»), в котором сложные, замысловатые движения воспроизводят вращения жерновов, рисунки напоминают мельницу. Исполнители, встав парами, изображают четыре крыла ветряной мельницы. Четыре крыла вертятся вокруг общего центра, как крылья ветряной мельницы. Эмоциональная сторона танца заключается в быстрой и четкой смене построений, фигур. Живописными узорами возникают то один, то два круга, то «звёздочки», то другие фигуры, изображающие отдельные детали мельниц разных типов (водяной, ветряной, механической). Впервые как народно-сценический танец «Мельница» исполнялся на Всероссийском смотре музыкальной и танцевальной самодеятельности в Москве в 1946 году.

Следующим видом танцевального фольклора Литвы является игровой танец. К игровым танцевальным композициям относятся танец «Йеваро-тилтас» («Мост»), в котором девушки и юноши, поочерёдно меняясь в перестроениях и движениях, воспроизводят постройку моста из ветвей. В танце «Кубелас» («Бочка») исполнители кладут руки друг другу на плечи, изображая «бочку», и двигаются по кругу. Приведенные примеры игровых танцев и в настоящее время продолжают приносить зрителям радость, их можно увидеть на сценических площадках как в самой Литве, так и в России.

Другим видом литовской народной хореографии являются подражательные танцы. По сей день в Литве руководители хореографических коллективов используют в репертуаре литовские танцы, воспроизводящие образы животных. К ним относятся: мужской танец «Ожялис» («Коз-

лик»), женский танец «Блездингеле» («Ласточка») и др. Например, в танце «Гайдис» («Петух») обязательно один исполнитель должен быть высокого роста. Он изображает старого, мудрого петуха, двигается важной и гордой походкой, оглядывая свысока окружающих, и даже кричит «ку-ка-ре-ку», вытягивая шею и хлопая крыльями. Остальные участники меньше ростом. Они изображают молодых петухов. Драматургия номера строится на взаимоотношениях между петухами, и смысл в том, что маленькие петушки, хитрые и смелые, не очень-то боятся своего наставника и предпочитают играть и петушиться между собой. Этот шуточный танец наполнен тонким юмором.

Танцев, воспроизводящих движения животных, в старину было гораздо больше, об этом говорит только ряд названий, сохранившихся в народной памяти и литературе: «Заяц», «Сверчок», «Блоха», «Кукушка», «Воробей», но, к сожалению, они не дошли до наших дней или пока не восстановлены.

Наиболее интересными с точки зрения художественного воплощения являются сатирические танцы, которые также присущи литовскому народу. В них традиционно, как и в старину, высмеиваются лентяи, которые противопоставляются трудолюбивому человеку. В прошлом было популярно высмеивать молодых вдов, довольных тем, что избавились от старого мужа-лентяя, засыпающего на ходу. Примерами танцев подобного рода служат: «Тингинелис» («Лентяй»), хоровод «Катре», «Шустас» («Шумное веселье»), «Муш-тинис» («Хлопки, удары»), «Аплинкинис» («Вперегонки по кругу»), полька «Хоп-хоп».

Наибольшей популярностью в народе пользовался танец «Суктинис» («Кружиться, вертеться»). Этот танец отличается тем, что пары очень быстро и стремительно кружатся, перемещаясь поворотами одна за другой. «Суктинис» и сейчас считается одним из популярных танцев в Литве. Обычно им заканчиваются все вечеринки и молодёжные форумы, а также хореографические фестивали. Массовое исполнение номера «Сук-тинис» всеми участниками в финале напоминает большой флэшмоб.

Свадебные танцы, как и в каждой национальной культуре, занимают особенное место в литовском танце. Многие из них сохранились

в обычаях народа до настоящего времени, особенно у проживающих в деревнях. Наиболее древний и один из интереснейших свадебных танцев - «Садуте». Этот танец исполняется подружками невесты на девичнике накануне свадьбы. Его обрядовые корни особенно отчётливы. Раньше этот танец был частью праздника летнего солнцестояния. Его исполняли девушки с венками, они бросали цветы в костёр. В свадебном варианте танец «Садуте» носит иное содержание. В нём девушки прощаются со своей подругой, покидающей их девичий круг. Невеста сама в танце не участвует, подружки, танцуя, украшают её венком и цветами. Танец очень сложный, состоит из нескольких фигур и массовых перестроений, точно установленных народным обычаем.

В некоторых местностях Литвы народная свадьба до сих пор разыгрывается как целое театрализованное представление, участники которого, каждый поочерёдно, исполняют определённый танец. Наиболее распространённый из них «Танец невесты», в котором происходит прощание невесты со всеми парнями деревни. После свадебного пира начинаются народные танцы с участием всех гостей. Исполняются обычно любые танцы, причем они носят соревновательный характер, родственники выясняют, кто кого перетанцует.

Исторически сложившиеся и сохраненные традиции литовской танцевальной культуры во всех ее формах и видах вызывают большой интерес современных хореографов с точки зрения дальнейшего их развития в современном культурном социуме. Это наглядно проявляется в творческой деятельности балетмейстеров любительских детских и взрослых хореографических коллективов.

Расцвет литовской народной хореографии начался в 40-х годах прошлого века. На предприятиях и в учреждениях, в городах и в деревнях стали возникать творческие коллективы: хоровые и танцевальные кружки. В Литве утверждён Республиканский Дом народного творчества, который оказывал методическую помощь кружкам художественной самодеятельности, издавая на основе фольклорных экспедиций репертуарные сборники. Создана Государственная филармония, при которой Государственный народный ансамбль

пени и танца Литовской ССР занимал особое место. В его репертуар входили такие народные сценические танцы, как «Кубилас» («Кадушка»), «Кальвялис» («Кузнец»), «Шустас», «Ионкелис». Создаются новые танцевальные композиции на современную тематику, основанные на разных видах фольклорного танца: «Яунимо шокис» («Танец молодёжи») - образное и живое изображение труда и борьбы за мир; «Эй, и дарба!» («Эй, на работу!») - в танцевальном полотне отображен коллективный труд - уборка урожая в колхозе; «Мусс колукио пирмининкас» («Наш колхозный председатель»); «Статибининку шокис» («Танец строителей»); «Паукштининку полька» («Полька птицеводов») и др.

Инициативу воплощения народной традиционной танцевальной культуры в сценической интерпретации подхватывали руководители кружков художественной самодеятельности. Стали появляться постановки с введением сольных партий, которые удачно сочетались с характером литовских народных танцев: «Пинтовю полька» («Полька плетение»), «Нашле» («Вдова»), хороводы «Ругю Лаукялис» («Ржаное поле») и др. Социальная тематика, отражающая современные условия быта литовского народа, значительно обогатила содержание и композиционное построение танцев, что повлияло на их характер и технику исполнения, они стали более весёлыми, полными радости. Произошло своеобразное соединение народных традиций и современности.

Необходимо отметить, что расцвет литовских народных танцев и их распространение в народе сопровождались их прочным укреплением на профессиональной сцене. Сценический и фольклорный народный танец дополняют друг друга. Появились перспективы для развития и распространения литовских традиционных народных танцев не только внутри республики, но и за рубежом. Так, уже в 1940 году ряд литовских танцев были включены в репертуар ансамбля Игоря Моисеева [4].

Немаловажную роль в развитии народного танца играли ежегодные смотры художественной самодеятельности в разных районах. От смотра к смотру всё выше становится уровень исполнительского мастерства участников.

Примерно с середины XX века в Литве начали развиваться два отдельных жанра народной хо-

реографии: стилизованный народный танец, поставленный профессиональными хореографами на музыку, специально написанную композиторами, и народно-сценический танец, основанный на фольклорных традициях.

В современных условиях литовские народные танцы бережно сохраняются, развиваются за счет многочисленных фольклорных коллективов, существующих в различных районах Литвы, получают современное трактование в коллективах художественной самодеятельности и в профессиональных коллективах, демонстрирующих свое искусство на фестивалях и конкурсах международного уровня, в гастрольных поездках по стране и за рубежом.

Использование элементов литовского народно-сценического танца в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений культуры также является одной из форм сохранения и развития народной литовской танцевальной культуры.

Основываясь на сравнительном анализе репертуара любительских хореографических коллективов Новосибирской области и любительских коллективов Сибирского федерального округа, принимающих участие в региональных, межрегиональных и всероссийских фестивалях и конкурсах по народному танцу, проводимых на территории Новосибирской области и конкретно ГАУК НСО «Новосибирский государственный областной Дом народного творчества», необходимо отметить, что многочисленные хореографические коллективы ведут творческую работу в клубах, домах и дворцах культуры, детских школах искусств, эстетических и художественных центрах, детских домах творчества и т. д. В нашей стране проживают разные этнические группы людей, которые по тем или иным причинам своей второй родиной считают Сибирь. Но, тем не менее, каждая из этих групп старается сохранить свою традиционную культуру. В каждом субъекте Российской Федерации существуют государственные национальные дома (центры), работа которых направлена на объединение, сохранение и развитие национального творчества. Основной их целью является оказание практической помощи руководителям творческих коллективов по организации

учебно-педагогического процесса, основанного на национальном материале.

В советское время в репертуаре любительских хореографических коллективов широко использовался материал танцев братских союзных республик и танцев народов мира. Разработанные положения о проведении всесоюзных фестивалей художественного творчества ставили перед руководителями и участниками танцевальных коллективов задачи повышения политического и культурного уровня, совершенствования мастерства, создания новых хореографических постановок, высокоидейных по содержанию, ярких по форме, различных по жанрам. В основе репертуара каждого коллектива в приоритете, конечно, были национальные танцы своей республики [2]. В этот период самодеятельные хореографические коллективы решают проблему создания сценических вариантов народного танца с сохранением национального колорита, с учётом современной трактовки содержания номеров. Литовские народно-сценические танцы присутствуют в репертуаре почти всех коллективов художественной самодеятельности, государственных ансамблей. Элементы литовского народно-сценического танца включены в программу высших и средних специальных профессиональных образовательных учебных заведений.

С изменением политической ситуации в нашей стране интерес к изучению национальной танцевальной культуры не исчез. Но в репертуа-рах хореографических коллективов сократился запас национальных танцев.

Задача руководителей коллективов - не просто сохранять национальные традиции других народов, но и изучать, развивать, обновлять и сценически обрабатывать фольклорные национальные танцы, в том числе танцы Литвы. Национальные литовские народные танцы должны быть «живыми» и составлять часть современной культуры [8].

Лучшие образцы народных танцев, созданных в прошлом, сохраняются в репертуарах государственных ансамблей, в программах учебных заведений, коллективах художественной самодеятельности. Не одно поколение знакомо с литовскими народно-сценическими танцами «Клум-покоис», «Мельница», «Ядвигос», «Шустас»,

«Кальвялис», «Микита», «Гайдис», «Козлик», «Садуте», «Вайникелис», «Блездингеле» и мн. др.

Следовательно, осуществляя постановки народно-сценических танцев, руководителю коллектива необходимо бережно сохранять в них национальный колорит. Нельзя вносить в танец такие элементы, которые могут исказить его народную основу, нарушить национальную особенность и характер. При постановке литовского танца или танца другой национальности необходимо тщательно изучать национальный стиль и самобытность, нюансы и особенности, региональные оттенки и образ в выбранном танце, внимательно относиться к музыкальному сопровождению, изучить его и очень бережно сохранить оттенки и характер, важно, чтобы музыкальный материал соответствовал данному танцу и национальности. Национальный характер, который свойствен литовскому народу, является результатом влияния целого ряда факторов. При постановке номера необходимо изучить исторический путь литовского народа, природно-климатические условия его проживания, основную направленность трудовой деятельности, только тогда можно понять характер исполнения того или иного номера.

В настоящее время для профессиональной подготовки руководителей хореографических самодеятельных коллективов существуют высшие учебные заведения культуры, средние специальные профессиональные колледжи культуры и искусств, хореографические училища, в рабочие учебные программы которых включено изучение истории развития танцевальной культуры Литвы и элементов литовского народно-сценического танца. Но анализ программ нескольких профессиональных учебных заведений показал, что не везде изучаются именно литовские народно-сценические танцы. В большинстве учебных программ предлагается изучение народно-сценических танцев народов Прибалтики на выбор: эстонские, латвийские или литовские.

У каждого народа в танцах, как уже отмечалось, есть основные движения, ходы, положения рук, характерные только для данной национальности. В литовских танцах нет сложных танцевальных комбинаций и трюков, но есть танцы с танцевальными комбинациями на трудовую тему, подражательные танцы (изображение образов

животных), связанные с юмором, и они характерны только для литовских народно-сценических танцев.

Дисциплина «Народно-сценический танец» сформировалась у нас в стране в период после Октябрьской революции. Первую книгу - «Основы характерного танца» А. Лопухова, А. Бочарова и А. Ширяеева - можно считать методической разработкой и четкой системой преподавания предмета «Народно-сценический танец». За последние годы вышло много книг по исследованию народной танцевальной культуры России, стран СНГ и зарубежья: К. Васильев, Р. Каримова, О. Князева, Ю. Лингис, З. Славюнас, В. Якилай-тис [4], Н. Надеждина, Л. Ошурко, Г. Ткаченко, Т. Устинова, Ю. Чурко, М. Мурашко, Н. Заикин, Г. Гусев и др., которые раскрывают теоретические и практические методы изучения национального танца той или иной страны.

В программах учебных заведений есть два раздела: народно-сценический (характерный) танец и народный танец. С учетом того, что у литовского народа существует множество танцев, из огромного арсенала движений для программ отбираются наиболее типичные элементы. Из сочетания этих элементов можно составить один или два этюда. Движения изучаются от простых, к более сложным. Описание движений даётся в чистом виде, вне комбинаций, но иногда в нескольких разновидностях. Основные движения литовских танцев: лёгкий простой шаг, различные виды бега, подскоки, шаг польки, боковой шаг.

В последнее время не многие хореографы обращаются к сценической обработке литовского народного танца. И те руководители, которые имеют в репертуаре постановки танцев литовского народа, прежде всего, бережно изучают и сохраняют самобытность литовской танцевальной культуры. В Новосибирской области на 2017 год насчитывается больше тысячи самодеятельных хореографических коллективов, пропагандирующих народный танец. Но только два процента из них обращаются к изучению литовского народно-сценического танца.

Ежегодно ГАУК НСО Новосибирский государственный областной Дом народного творчества при поддержке Министерства культуры

Новосибирской области и Государственного Российского Дома народного творчества им. Па-ленова проводит Межрегиональный фестиваль-конкурс хореографического искусства «Калейдоскоп ритмов», где одной из номинаций является «Народно-сценический танец». За четырнадцать лет на конкурсе не было танца, поставленного на основе элементов литовской культуры. По результатам регионального конкурса «В ритме танца», который проводится раз в два года ГАУК НСО Новосибирский государственный областной Дом народного творчества при поддержке Министерства культуры Новосибирской области, выявлено, что за последние два года только три коллектива показали литовские народно-сценические танцы. Это образцовый самодеятельный коллектив «Весна» (руководитель Н. Оверченко), образцовый самодеятельный коллектив «Задоринки» (руководитель И. Немцева), образцовый самодеятельный коллектив «Звёзды Галактики» (руководитель О. Рожихина). Существует в работе ГАУК НСО Новосибирского государственного областного Дома народного творчества конкурс «Открытый урок», направленный на грамотное обучение участников хореографических коллективов и дальнейшее развитие самодеятельного хореографического творчества Новосибирской области. На открытых показах участников конкурса из 37 представленных уроков только три руководителя обратились к изучению элементов литовского народно-сценического танца. На конкурсном показе в 2017 году руководитель образцового самодеятельного коллектива «Дафти» И. В. Никонова использовала элементы литовского танца, руководитель образцового самодеятельного коллектива «Звёзды Галактики» О. В. Рожихина показывала процесс знакомства с элементами движений литовского народно-сценического танца «Ядвигос».

Следует отметить, что в последние десятилетия балетмейстеры самодеятельных хореографических коллективов Новосибирской области и Сибирского федерального округа не так часто обращаются к изучению литовского танца и использованию его в репертуарах коллективов художественной самодеятельности, пропагандирующих народное хореографическое творчество. А в системе профессиональной подготовки балетмейстеров-

постановщиков и исполнителей знакомство с танцевальной культурой Литвы проходит на факультативном уровне.

Таким образом, анализ существования и развития литовской народной танцевальной культуры на современном этапе показал, что танцевальная культура литовского народа сохранена и бережно передаётся из поколения в поколение. Традиционные масштабные фестивали песни и танца, проводимые в г. Вильнюс, - тому подтверждение. Это является и фактором устойчивого развития современной хореографической культуры Литвы.

На наш взгляд, для сохранения и развития литовской национальной танцевальной культуры, как и танцевальной культуры всех народов, проживающих на территории России, в том числе Сибирского федерального округа, необходимо:

- проведение международных, российских и региональных фестивалей и конкурсов народного творчества, которые являются существенным фактором сохранения и развития национальной танцевальной культуры, в том числе и литовской, среди диаспор, проживающих в Сибирском федеральном округе;

- анализ информации для диагностики работы домов народного творчества регионов Сибирского федерального округа с целью повышения эффективности внедрения творческих проектов на национальной основе;

- формирование ресурсного обеспечения деятельности творческих коллективов диаспор, проживающих в Сибирском федеральном округе;

- межрегиональное творческое сотрудничество в области информационной, учебно-методической, проектной и творческой деятельности;

- повышение уровня профессионального образования в средних и высших учебных заведениях культуры в области традиционной национальной танцевальной культуры.

Предложенные мероприятия позволят обеспечить более оперативное решение проблем сохранения и развития национальных танцевальных культур на современном этапе, поднять на более высокий художественный уровень танцевальное творчество народов, проживающих не только на территории России, но и на территории ближнего и дальнего зарубежья.

Литература

1. Алексеева О. И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия // Народная художественная культура: журн. - Белгород: Наука, культура, искусство, 2014. - С. 34-41.

2. Аудюс Я. Своеобразие танцевальной культуры Малой Литвы // Вестн. С.-Петербур. гос. ин-та культуры. -2016. - С. 51-54.

3. Беронтайте И. Ю. Народные календарные праздники и обряды в современной культурно-просветительной работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Ленинград, 1989. - 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-1/1254-7.

4. Лингис Ю., Славюнас З., Якилайтис, В. Литовские народные танцы: репертуар. сб. - Вильнюс: Госполит-научиздат, 1955. - 195 с.

5. Моркунене Е. Очерки литовской народной хореографии (конец XIX века - XX век): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Вильнюс: [б. и.], 1972. - 17 с.

6. Палилей А. В., Рожков В. Н. Современные методы контроля результативности учебной деятельности обучающихся и педагогов в изучении хореографических дисциплин // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 41/1. - С. 220-227.

7. Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития: сб. науч. ст. / ред. кол.: Г. С. Фешкова, А. В. Палилей, Н. И. Бочкарева. - Кемерово: КемГИК, 2016. - Вып. 1. - 208 с.

8. Хренов Н. А. Традиционная культура в ситуации модернизации // Навстречу Третьему Всероссийскому конгрессу фольклористов: сб. науч. ст. - М.: ГЦРФ, 2013. - 288 с.

9. Шиповская Л. П., Барановский В. Е. Хореографическое искусство как эстетическая ценность // Сервис PLUS: науч. журн. - 2009. - № 1. - С. 98-100.

References

1. Alekseeva O.I. Narodnaya khoreografiya kak sostavnaya komponenta muzykal'nogo fol'klornogo naslediya [The folk choreography as an integral component of the musical folklore heritage]. Zhurnal "Narodnaya khudozhestvennaya kuVtura" [The magazine "FolkArt Culture"]. Belgorod, Nauka, kul'tura, iskusstvo Publ., 2014, pp. 34-41. (In Russ.).

2. Audyus Ya. Svoeobrazie tantseval'noy kul'tury Maloy Litvy [Originality of dancing culture of Small Lithuania]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2016, pp. 51-54. (In Russ.).

3. Berontayte I.Yu. Narodnye kalendarnye prazdniki i obryady v sovremennoy kul'turno-prosvetitel'noy rabote: avtoreferat dis. kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.05 [National calendar holidays and ceremonies in modern cultural and educational work. Author's abstract of Diss. PhD in pedagogy: 13.00.05]. Leningrad, 1989. 15 p. (In Russ.).

4. Lingis Yu., Slavyunas Z., Yakilaytis V. Litovskie narodnye tantsy repertuarnyy sbornik [Lithuanian national dances: repertoire collection]. Vilnius, Gospolitnauchizdat Publ., 1955. 195 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Morkunene E. Ocherki litovskoy narodnoy khoreografii (konets XIX veka - XX vek): avtoreferat dis. kandidata istoricheskikh nauk [Sketches of the Lithuanian national choreography (end of the 19th century of the 20th century). Author's abstract of Diss. PhD in history]. Vilnius, 1972. 17 p. (In Russ.).

6. Paliley A. V., Rozhkov V. N. Sovremennye metody kontrolya rezul'tativnosti uchebnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya i pedagogov v izuchenii khoreograficheskikh distsiplin [Modern control methods of effectiveness of educational activity of students and teachers in studying of choreographic disciplines]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 41/1, pp. 220-227. (In Russ.).

7. Khoreograficheskoye iskusstvo i obrazovaniye v Sibiri: problemy izucheniya, sokhraneniya i razvitiya [Choreographic art and education in Siberia: problems of studying, preservation and development]. Ed by G.S. Feshkova, A.V. Paliley, N.I. Bochkareva. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2016, iss. 1. 208 p. (In Russ.).

8. Khrenov N.A. Traditsionnaya kul'tura v situatsii modernizatsii [Traditional culture in a modernization situation]. Navstrechu Tret'emu Vserossiyskomu kongressu fol'kloristov: sbornik nauchnykh statey [Towards to the Third All-Russian congress of specialists in folklore. Collection of scientific articles]. Moscow, GTsRF Publ., 2013. 288 p. (In Russ.).

9. Shipovskaya L.P., Baranovskiy V.E. Khoreograficheskoe iskusstvo kak esteticheskaya tsennost' [Choreographic art as esthetic value]. Servis PLUS: nauchnyy zhurnal [Service PLUS. Scientific magazine], 2009, no. 1, pp. 98-100. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.