Научная статья на тему 'ТАТАРСТАН – КОРЕЯ: РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЮЖНОЙ КОРЕЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОШИ ЛИЦЕЯ ИМЕНИ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО КФУ)'

ТАТАРСТАН – КОРЕЯ: РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЮЖНОЙ КОРЕЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОШИ ЛИЦЕЯ ИМЕНИ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО КФУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития воспитания / общественные тенденции / глобализация / общее и дополнительное образование / культурные продукты / воспитательный потенциал поликультурной образовательной среды / национально-специфические черты / уровень информированности / глобализация / цифровизация / гражданская идентичность / российско-корейские образовательные программы. / strategy for the development of education / social trends / globalization / general and additional education / cultural products / educational potential of a multicultural educational environment / nationally specific features / level of awareness / globalization / digitalization / civic identity / Russian-Korean educational programs.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобельцына Елена Германовна

В настоящей статье представлены результаты исследования влияния системы целевых мероприятий, реализуемых в условиях общего и дополнительного образования, на развитие интереса у российских школьников к Южной Корее. В ходе исследования разработаны анкеты, содержащие информацию о специфических особенностях Южной Кореи, проведено анкетирование обучающихся лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ, руководителей и педагогов школ Республики Татарстан – участников проекта «Татарстан – Корея» (20172020 гг.). Уделено внимание изучению вопросов формирования и развития интереса у подростков к культурным продуктам, обладающим национально-специфическими чертами в условиях масштабных интеграционных процессов. Проанализирована эффективность системы целевых мероприятий по направлению Корееведение» с точки зрения развития у обучающихся положительного восприятия Южной Кореи. Структура представления результатов исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATARSTAN – KOREA: DEVELOPMENT OF INTEREST IN RUSSIAN PUPILS TO SOUTH KOREA IN THE CONDITIONS OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION (FROM THE WORK EXPERIENCE OF THE LYCEUM NAMED AFTER N.I. LOBACHEVSKY KFU)

This article presents the results of a study of the influence of the system of targeted activities implemented in the context of general and additional education on the development of interest among Russian schoolchildren in South Korea. In the course of the study, questionnaires were developed containing information about the specific features of South Korea, a survey of students of the Lyceum named after N.I. Lobachevsky KFU, heads and teachers of schools of the Republic of Tatarstan – participants of the «Tatarstan – Korea» project (2017-2020). Attention is paid to the study of the formation and development of adolescents' interest in cultural products with nationally specific features in the context of large-scale integration processes. Analyzed the effectiveness of the system of targeted activities in the direction of Korean Studies «from the point of view of developing a positive perception of South Korea among students. The structure of the presentation of the research results consists of an introduction, two chapters, a conclusion, a list of references, and applications.

Текст научной работы на тему «ТАТАРСТАН – КОРЕЯ: РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЮЖНОЙ КОРЕЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОШИ ЛИЦЕЯ ИМЕНИ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО КФУ)»

УДК 378.016

Е.Г. СКОБЕЛЬЦЫНА1

1 Общеобразовательная школа-интернат Лицей имени Н.И. Лобачевского КФУ, г. Казань, Россия

ТАТАРСТАН - КОРЕЯ: РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У РОССИЙСКИХ

ШКОЛЬНИКОВ К ЮЖНОЙ КОРЕЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОШИ ЛИЦЕЯ ИМЕНИ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО КФУ)

Скобельцына Елена Германовна, канд. пед. наук, Директор общеобразовательной школы-интерната Лицей имени Н.И. Лобачевского,

Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: [email protected]

Аннотация. В настоящей статье представлены результаты исследования влияния системы целевых мероприятий, реализуемых в условиях общего и дополнительного образования, на развитие интереса у российских школьников к Южной Корее. В ходе исследования разработаны анкеты, содержащие информацию о специфических особенностях Южной Кореи, проведено анкетирование обучающихся лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ, руководителей и педагогов школ Республики Татарстан - участников проекта «Татарстан - Корея» (20172020 гг.). Уделено внимание изучению вопросов формирования и развития интереса у подростков к культурным продуктам, обладающим национально-специфическими чертами в условиях масштабных интеграционных процессов. Проанализирована эффективность системы целевых мероприятий по направлению Корееведение» с точки зрения развития у обучающихся положительного восприятия Южной Кореи.

Структура представления результатов исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Ключевые слова и фразы: стратегия развития воспитания, общественные тенденции, глобализация, общее и дополнительное образование, культурные продукты, воспитательный потенциал поликультурной образовательной среды, национально-специфические черты, уровень информированности, глобализация, цифровиза-ция, гражданская идентичность; российско-корейские образовательные программы.

ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш

Для цитирования: Скобельцына Е.Г. Татарстан - Корея: развитие интереса у российских школьников к Южной Корее в условиях общего и дополнительного образования (из опыта работы ОШИ Лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ) // Корееведение в России: направление и развитие. 2020. Т. 1. № 1. С. 117-167.

MMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMNM

E.G. SKOBELTSYNA1

1 Secondary Boarding School Lyceum named after N.I. Lobachevsky KFU, Kazan, Russia

TATARSTAN - KOREA: DEVELOPMENT OF INTEREST IN RUSSIAN PUPILS TO SOUTH KOREA IN THE CONDITIONS OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION (FROM THE WORK EXPERIENCE OF THE LYCEUM NAMED AFTER N.I. LOBACHEVSKY KFU)

Elena G. Skobeltsyna, Ph.D. of Pedagogic Sciences, Director of Secondary Boarding School Lyceum named after N.I. Lobachevsky,

Kazan (Volga region) Federal University E-mail: [email protected]

Abstract. This article presents the results of a study of the influence of the system of targeted activities implemented in the context of general and additional education on the development of interest among Russian schoolchildren in South Korea. In the course of the study, questionnaires were developed containing information about the specific features of South Korea, a survey of students of the Lyceum named after N.I. Lobachevsky KFU, heads and teachers of schools of the Republic of Tatarstan - participants of the «Tatarstan - Korea» project (2017-2020). Attention is paid

to the study of the formation and development of adolescents' interest in cultural products with nationally specific features in the context of large-scale integration processes. Analyzed the effectiveness of the system of targeted activities in the direction of Korean Studies «from the point of view of developing a positive perception of South Korea among students.

The structure of the presentation of the research results consists of an introduction, two chapters, a conclusion, a list of references, and applications.

Keywords and phrases: strategy for the development of education, social trends, globalization, general and additional education, cultural products, educational potential of a multicultural educational environment, nationally specific features, level of awareness, globalization, digitalization, civic identity; Russian-Korean educational programs.

For citation: Skobeltsyna E.G. Tatarstan - Korea: development of interest in Russian pupils to South Korea in the conditions of general and additional education (from the work experience of the Lyceum named after N.I. Lobachevsky KFU) // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2020. Vol. 1, № 1. P. 117-126.

Введение

Современные общественные тенденции направлены на взаимный обмен культурными и образовательными традициями между странами мира. Южная Корея не является исключением: страна открывает свои границы и щедро делится историей, культурой, достижениями науки и производства с мировым сообществом, которые были сформированы после окончания Корейской войны стремлением страны к модернизации. Олимпиада 1988 года в Южной Корее ознаменовала феноменальный подъем в экономическом и технологическом развитии, который поражает и восхищает весь мир по настоящее время. Одновременно с этим Южную Корею отличает стремление сохранить свои традиционные ценности перед лицом быстрого роста национального благосостояния и уровня жизни, в условиях глобализации и цифровизации общества. Мнение о том, что Южная Корея - настоящий отдельный мир, жизнь в котором течет по своим собственным законам, и, одновременно с этим, влияющий на развитие современной субкультуры детей и молодежи других стран, нашла подтверждение в многочисленных исследованиях авторов-корееведов [1-12]. Опыт воспитания и образования детей и молодежи в Южной Корее на основе национальных традиций и ценностей вызывает профессиональный интерес и у педагогической общественности Республики Татарстан [12, с. 10-23] в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Это подтверждает положительная динамика количества участников (руководителей и учителей школ Республики Татарстан) в деятельности центра корееведения КФУ (см. таблица 1). В ежегодных мероприятиях, проводимых

Центром корееведения КФУ под руководством профессора Ко Ен Чоль, за последние три года приняли участие более 323 педагогов и руководителей школ Республики Татарстан.

На семинарах авторы исследований знакомят участников семинаров не только со специфическими чертами развития Южной Кореи во всем их многообразии, но и с системой воспитания детей и молодежи, обладающей национально-специфическими чертами в условиях масштабных интеграционных процессов.

Таблица 1

Динамика участников ежегодных семинаров проекта «Татарстан - Корея» (2017-2019 гг.) (чел.)

2017 г. 2018 г. 2019 г.

62 113 148

Система целевых мероприятий, влияющих на повышение информированности обучающихся о южной корее и интереса к глубокому изучению ее культуры и традиций

На базе лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ при поддержке научно образовательного центра (НОЦ «Центр Исследований Кореи «Корееведе-ние») на протяжении последних лет проводились мероприятия, направленные на развитие интереса к Южной Корее в условиях общего и дополнительного образования. Адресный подход к организации мероприятий обеспечивают результаты тематических исследований по направлению «Ко-рееведение», которые позволяют выявить сферу наибольшего интереса обучающихся по направлению «корееведение». Например, результаты исследования на тему: «Российские школьные учебники истории и обществознания нового по-

коления о Южной Корее» [10, с. 22-27] позволили выявить причинно-следственные связи между содержанием российских учебников истории и об-ществознания и формированием у подрастающего поколения россиян объективного представления о Южной Корее [10, с. 22-27]. Обзор российских учебников по истории и обществознанию для 6-11-х классов, разработанных в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования, позволил сделать вывод о том, что их содержание на 60-70% имеет отношение к истории России в разные исторические периоды. Следует отметить, что такой подход к отбору содержания российских учебников отвечает их образовательным целям и задачам. По мнению исследователей, [2, 6] минимальный объем материалов о Южной Корее в российских учебниках связан с тем, что с середины XVII в. вплоть до 60-х XIX века Корея была закрыта для иностранцев, в страну допускались только японские и китайские послы [8].

На основании предпринятого анализа была сформулирована гипотеза: дальнейшему развитию российско-корейского сотрудничества в сфере исторического образования детей и подростков в условиях масштабных интеграционных процессов, более глубокому и непрерывному взаимному культурно-историческому обогащению России и Южной Кореи способствует система целевых мероприятий, которые необходимо включить в план повышения информированности обучающихся о Южной Корее. К ним относятся:

- изучение корейского языка в условиях дополнительного образования;

- использование книг «История Кореи через всемирное наследие» и «Культурная панорама Кореи» в качестве дополнительных источников познания истории в системе общего и дополнительного образования по истории и обществоз-нанию;

- вовлечение учителей и обучающихся лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ в российско-корейские образовательные программы, исследовательские и творческие проекты для детей и подростков и т.п.

Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ в период с 2017 г. по 2020 г. в процессе реализации системы проектных событий. К ним относится создание автономных групп для изучения

корейского языка. в системе дополнительного образования под руководством преподавателей и студентов Центра исследований Кореи «Корее-ведение». Ежегодно в лицее открываются по две группы (начинающая и продолжающая) для изучения корейского языка. Ребята применяют полученные знания во время ежегодных семинаров по корееведению, а также в процессе других тематических мероприятий, связанных с Южной Кореей. Примерами являются проекты с использованием книг «История Кореи через всемирное наследие», «Культурная панорама Кореи»; участие в российско-корейских программах на базе лицея: в приемах гостей и участников семинаров из Южной Кореи, в организации и проведении встречи делегации из Южной Кореи - участницы проекта «Одна школа - одна страна» в рамках чемпионата WorldSkills International в августе 2019 г., исследовательская деятельность обучающихся по теме «Сравнительно-сопоставительный анализ периодизации истории России и Южной Кореи в контексте общеисторической периодизации мировой истории» [11, 10-23]; приобщение обучающихся к искусству «Чоничопки» не только во внеурочной деятельности, но и на уроках технологии и геометрии, живое общение с представителями страны в процессе мероприятий -все это способствует возрастанию интереса лицеистов к корееведению.

Сказанное подтверждает анализ результатов опроса обучающихся 9-11-х классов лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ на платформе Google forms на тему: «Что вы знаете о Южной Корее?» на сайте Лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ указывает на положительную динамику уровня информированности лицеистов об экономических, политических, социальных тенденциях развития страны. Участники опроса продемонстрировали достаточно высокий уровень информированности о Южной Корее и культурных традициях страны и заинтересованности в более детальном знакомстве со страной, что подтверждают результаты опроса: 76% респондентов смотрят корейские фильмы; 51% предпочитает слушать корейскую музыку; 13% начали изучать корейский язык; 23% интересуются корейской модой и национальными традициями страны [12, с. 10-23].

Увлеченность значительной части лицеистов «корейской волной» - современной популярной культурой Южной Кореи, захватывающей все

большее количество последователей среди детей и молодежи всего мира. Исследование показало, что лицеистов интересуют в большей степени современная корейская музыка, которая выделена в отдельное музыкальное направление, получившее название к-поп, кинематограф, телеиндустрия, в частности, производство дорам (корейских телевизионных сериалов), тхэквондо, национальная кухня, одежда, видеоигры и язык. Тот факт, что с 2014 года между Россией и Южной Кореей действует безвизовый режим, способствует развитию интереса к туризму. В настоящее время более 15% от общего числа учеников лицея побывало в Южной Корее, путешествуя с семьями. Следует отметить, что всплеск интереса у молодежи Татарстана к к-поп культуре был зафиксирован после выступления культовой корейской группы ЕХО в составе с Луханом и Крисом на Универсиаде в Казани. Возрастающий интерес у детей и подростков всего мира (в том числе у юных россиян) к культурным продуктам Южной Кореи, обладающим национально-специфическими чертами, актуализировал исследование причин увлечения подростков «халлю» (во всем многообразии направлений) [12].

Воспитательный потенциал проекта «корееведение»

Изучение существующих подходов к совершенствованию воспитательного потенциала лицейской образовательной среды в контексте основных положений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Рос-

сийской Федерации на период до 2025 года») позволило выявить положительные аспекты проекта «Корееведение». Тест на тему «Коре-еведение» показал, что в результате популяризации Южной Кореи в урочной и внеурочной деятельности 84% респондентов-участников опроса правильно ответили на вопросы об истории, традициях, географических и политических особенностях страны (Рис. 1.), что способствует гражданскому воспитанию лицеистов: развитию культуры межнационального общения; формированию приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитанию уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. Развитию правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности способствуют дополнительные занятия проектной деятельностью (в том числе по направлению «корееведение»).

В ходе реализации проекта «Татарстан - Корея» педагоги и лицеисты неоднократно имели возможность убедиться, что Южная Корея действительно обладает уникальным слиянием традиционной и современной культур, чем во многом отличается от всех других уголков мира. Знакомство обучающихся с культурой семейного воспитания детей в Южной Корее на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей обеспечивает популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных. Способствует возро-

Не более 3 ошибок

Более 4 ошибок

Не более 2 ошибок

Рис. 1. Анализ результата опроса обучающихся Лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ по теме «Корееведение»

ждению значимости больших многопоколенных семей, в том числе, профессиональных династий.

Анкетирование участников семинаров и проектных событий по теме «Татарстан - Корея» (224 респондента) позволило выявить, какие особенности Южной Кореи вызывают наибольшее удивление у респондентов и какие из них стоит транслировать в жизнь россиян (Таблица 2).

Заключение

Результаты исследования подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы: дальнейшему развитию российско-корейского сотрудничества в сфере исторического образования детей и под-

ростков, формирования поликультурной молодежной среды, обмена лучшими традициями воспитания детей и молодежи в разных странах в условиях масштабных интеграционных процессов, более глубокому и непрерывному взаимному культурно-историческому обогащению России и Южной Кореи способствует система целевых мероприятий: Потребность общества в сохранении гражданской идентичности детей и молодежи в условиях процессов глобализации актуализирует трансляцию опыта воспитания и образования детей и молодежи в Южной Корее н основе национальных традиций и ценностей.

Таблица 2

Анкета на тему: «Какие 10 неожиданных фактов о Южной Корее Вас впечатлили более остальных?»

Доля респондентов, Доля респондентов,

Варианты ответов, выбравших данный вариант считающих, что указанный

содержащих факты о Южной Корее ответа в качестве самого опыт Южной Кореи необходимо

неожиданного факта (в %) транслировать в России (в %)

1) Южная Корея - очень безопасная страна, 96 43

в которой редко совершаются преступле-

ния. Если что-то и происходит, это освеща-

ется в местных новостях неделями.

2) Корейцы много работают и такое поня- 84 34

тие как «отпуск» в стране отсутствует. При

желании работник просто может взять отгул

на несколько дней, чтобы провести время

с близкими или поехать в другую страну.

Надо сказать, этой возможностью пользу-

ются далеко не все.

3) Профессия преподавателя остается одной 76 83

из самых уважаемых и высокооплачивае-

мых в Южной Корее.

4) Привычные нам сериалы и журналы ко- 63 14

рейцам заменяют интернет-комиксы «веб-

туны», которые пользуются популярностью

среди местных жителей всех возрастов.

5) В большинстве ресторанов Южной Кореи 12 12

есть доставка еды, даже в McDonald's.

6) В Южной Корее считается, что ребенку 100 3

в момент рождения уже есть 1 год. Вот по-

чему корейцы рождаются «старше всех»!

7) Среди корейцев очень популярен бейс- 31 18

бол, гольф и горный туризм.

8) Только 3,2% южнокорейцев имеют лиш- 80 100

ний вес.

9) В Корее в моде женственные, андрогин- 100 11

ные мужчины, и около 20% молодых людей

пользуются косметикой. А еще, представи-

тели сильного пола регулярно прибегают

к эпиляции.

10) В Южной Корее, в целом, очень серьезно относятся к внешнему виду. Женщины здесь редко выходят на улицу без макияжа. 43 55

11) Республика Корея, по данным ЮНЕСКО, сегодня лидер по тратам на НИОКР: 4,2% ВВП - это больше, чем США (2,7%) и Япония (3,2%), два мировых инновационных лидера. Еще в 1960-х гг. в стране существовало только два государственных учреждения, которые занимались научными исследованиями и технологическими разработками: Научно-исследовательский институт национальной обороны, созданный сразу после окончания Корейской войны, и Корейский научно-исследовательский институт по атомной энергии, который был основан в 1959 г 38 44

12) Клип на песню «Gangnam Style» южнокорейского певца PSY на YouTube уже имеет более 3 млрд. просмотров. Кстати, «Каннам стайл» - это разговорное выражение в корейском языке, означающее роскошный образ жизни, которым славится Каннамгу, богатый и модный район Сеула. 51 11

13) Южная Корея - настоящая мировая столица пластической хирургии. По статистике, каждая пятая женщина в стране сделала хотя бы одну пластическую операцию. 56 43

14) Многим девочкам деньги на первую пластическую операцию дарят их же родители на 16-летие. Чаще всего, речь идет об операции по изменению формы век или носа. 76 31

15) Жители Южной Кореи мало интересуются зарубежной популярной культурой, зато сходят с ума по местным актерам и музыкантам, например, жанра K-pop. 75 48

16) Всенародный корейский кумир - это президент страны. С него и его семьи жители страны пытаются брать пример буквально во всем, а детям даже покупают раскраски с портретами главы государства. 92 87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17) Как и в ряде других стран Азии, в Южной Корее большой популярностью пользуется караоке. 11 4

18) Жители Сеула очень мало спят, как и, например, жители Токио. В среднем, 6 часов в сутки. 76 53

19) В Южной Корее высоко ценится личное пространство, поэтому здесь не приятно подходить слишком близко при разговоре, дотрагиваться, рассматривать или без спросу фотографировать чужих людей. 57 43

20) Мусор в стране тщательно сортируется, но вот простых урн на улицах почти не встретить. 54 2

21) В Южной Корее очень много близору- 28 11

ких людей, поэтому большая часть населе-

ния носит очки или контактные линзы.

22) Беспроводной интернет в Южной Ко- 67 100

рее - самый быстрый в мире.

23) Поскольку корейцы обожают шопинг, 36 54

в стране есть торговые центры, в которых

все магазины работают чуть ли не кругло-

суточно.

24) Жители Южной Кореи просто обожа- 33 21

ют кофе. Поэтому всевозможные кофейни

здесь встречаются на каждом углу.

25) Повсеместно распространен бесплат- 67 100

ный Wi-Fi интернет для всех желающих.

26) Многие исследователи связывают струк- 78 78

турную трансформацию Южной Кореи

с политическими реформами, направлен-

ными на открытие страны для зарубежных

рынков. Действительно, экспортно-ориен-

тированная политика Южной Кореи - один

из важнейших факторов ее успеха: страна

сегодня входит в десятку крупнейших экс-

портеров в мире

27) В Южной Корее все поголовно пользу- 38 12

ются гаджетами, и 14% детей в возрасте от

9 до 12 лет зависимы от Интернета.

28) В 2013 году 78,5% населения Южной 43 11

Кореи имели мобильные телефоны. Это са-

мый высокий процент в мире.

29) Система обогрева домов в Южной Корее 42 22

отличается от той, что привычна нам. Около

90% местных домов оборудовано подполь-

ными трубами, через которые и проходит

тепло.

30) Активно развивающаяся индустрия кра- 32 32

соты и косметика как национальный бренд

породили большое количество бьюти-бло-

геров, которые по размеру аудитории могут

посоперничать с американскими. Так, на

1-е место корейские и мировые СМИ ста-

вят видеоблогера Pony c аудиторией более

4,8 млн подписчиков на YouTube, называя ее

«возможно, самой знаменитой на корейском

YouTube».

31) По закону в Южной Корее для он- 56 11

лайн-покупок и платежей можно исполь-

зовать только браузер Internet Explorer.

Кстати, этот же браузер остается наиболее

популярным, и большинство корейских сай-

тов правильно отображаются только в нем.

32) Южнокорейцы отличаются трепетным 54 38

отношением к еде. Здесь не принято «не-

правильно» обращаться с палочками для

еды (например, протыкать ими пищу) или

оставлять что-то несъеденным на тарелке.

33) В декабре 2017 г. министерство здравоохранения Южной Кореи объявило 11 43

о планах превратить индустрию здравоох-

ранения в одну из самых быстрорастущих

инновационных отраслей. В инновацион-

ную программу вошли три направления: фармацевтика, медицинское оборудование

и косметика. Новая программа направле-

на на помощь предпринимателям, внедре-

ние инновационных биофармацевтических

препаратов и развитие ориентированных

на экспорт компаний.

34) Более 20% южнокорейцев имеют фами- 36 2

лию Ким.

35) Согласно закону, в Южной Корее люди 78 0

с одинаковой фамилией не могут вступить в брак.

36) По статистике Южная Корея является 56 43

страной с одним из самых высоких нацио-

нальных ^ в мире, выше только показатели

жителей Гонконга.

37) Южнокорейцы работают, в среднем, 55 67

часов в неделю.

38) Молодые корейцы учатся очень много. 57 71

Буквально с раннего утра до ночи, а на ка-

никулах берут дополнительные курсы.

39) Кимчи - самое традиционное корейское 36 12

блюдо, которое представляет собой остро

приправленные квашеные овощи, в первую

очередь, пекинскую капусту. В Южной Корее насчитывается более 250 видов кимчи!

40) Когда южнокорейцы фотографируются, 37 45

они говорят не «сыр», а именно «кимчи».

41) Уважение к старшему поколению - это 48 95

одна из основ корейской морали. В частно-

сти, в Южной Корее не приятно спорить или

вступать в конфликты со старшими.

42) Стоматологические услуги в стране сто- 88 86

ят очень дорого. Поэтому корейцы фанатич-

но следят за гигиеной полости рта, посто-

янно чистят зубы и носят с собой зубную

щетку. Более того, в туалетах некоторых за-

ведений одноразовые щетки предлагаются

посетителям наряду с одноразовыми поло-

тенцами для рук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бугай, Н. Ф. Третья Корея: новая миссия и проблемы глобализации / Н. Ф. Бугай; Российская Академия наук, Институт российской истории; Общероссийское объединение корейцев. - Москва, 2005. - 269, [1] с.; 22 см. - (Российские корейцы).; ISBN 5-8125-0648-5. - Текст: непосредственный.

2. Васильев, Л. С. Эволюция общества. Типы общества и их трансформация [Текст]: монография / Л. С. Васильев; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики, Ин-т востоковедения РАН. - Москва: КДУ, 2011. - 205 с.; 20 см.; ISBN 978-5-98227-755-8. - Текст: непосредственный.

3. Габрусенко, Т. В. Эти непонятные корейцы / Т. В. Габрусенко. - М.: Муравей, 2003 (ПИК ВИНИТИ). -294, [1] с., [8] л. цв. ил.; 21 см.; - ISBN 5-89737-172-5 (в обл.). - Текст: непосредственный.

4. Ильин, В. В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер; под ред. В.В. Ильина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 300, [1] с.; 22 см. - (Теоретическая политология: мир России и Россия в мире).; ISBN 5-211-04238-7. - Текст: непосредственный.

5. Ионова, Ю. В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее, середина XIX - нач. XX в. / Ю. В. Ио-нова. - Москва: Наука, 1982. - 232 с.: ил.; 20 см. - Текст: непосредственный.

6. Курбанов, С. О. История Кореи с древности до начала XXI в. / С. О. Курбанов; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. - 678, [1] с.: ил., портр., табл.; 21 см.; -ISBN 978-5-288-04852-4 (в пер.). - Текст: непосредственный.

7. Лачина, Е. В. Традиционные ценности в современной Корее / Е. В. Лачина // Вестник Российского ко-рееведения [Текст] / Рос. ассоциация университетского корееведения. - Москва: Наука; Восточная литература, 2003-. - 22-24 см. - № 4. - 2012. - 159 е.: ил., табл. - Текст: непосредственный.

8. Левкович, Л. Н. Россия - Запад - Восток. Взгляды П. Сорокина / Л. Н. Левкович // Россия - Запад - Восток. Политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность: международная научно-практическая конференция, 4-6 июня 2009 г.: сборник статей / Гор. Дума г. о. Тольятти [и др.]; [гл. ред. Л. И. Ерохина]. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. - 380 с.: табл.; 20 см.; - Библиогр.: с. 191-196. - ISBN 978-59581-0172-6. - Текст: непосредственный.

9. Полосина, Е. В. «Корейская волна» в стратегии национального брендинга Южной Кореи / Е. В. Полосина // Межкультурные взаимодействия в условиях глобализации: опыт России и Кореи [Текст] = Intercultural interactions under globalization: Russian and Korean experience: сборник статей / [отв. ред. Р. К. Тангалычева, И. А. Коргун]. - Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2012. - 446 с.: ил., табл.; 21 см.; - Библиогр.: с. 435-440. -ISBN 978-5-98620-088-0. - Текст: непосредственный.

10. Скобельцына, Е. Г. Российские школьные учебники истории и обществознания нового поколения о Южной Корее / Е. Г. Скобельцына // Материалы II Международного научно-практического семинара по ко-рееведению для учителей школ Республики Татарстан «Татарстан - Корея: развитие школьного образования». (Казань, 28 октября 2017 г.) - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 58 с. - С. 22-27. - Текст: непосредсвенный.

11. Скобельцына, Е. Г. Характеристика и план улучшения информации о Корее в школьных учебниках / Е. Г. Скобельцына // Татарстан - Корея: развитие школьного образования [Текст] : материалы III Международного научно-практического семинара по корееведению для учителей школ Республики Татарстан, Казань, 27-29 октября 2018 г. / Казанский федеральный университет, Институт международных отношений, Кафедра алтаистики и китаеведения, Центр исследований Кореи «Корееведение» ; [научные редакторы Ко Ен Чоль, Э. К. Хабибуллина]. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. - 101 с.: ил.; 21 см. - Библиогр.: с. 25-35. -100 экз. - ISBN 978-5-00130-061-8. - Текст: непосредственный.

12. Скобельцына, Е. Г. Влияние «Корейской волны» и способов ее продвижения в мировое пространство на формирование интереса у российских подростков к культурным продуктам, обладающим национально-специфическими чертами (из опыта работы ОШИ «Лицей имени Н. И. Лобачевского» КФУ Татарстан - Корея: развитие школьного образования. / Е. Г. Скобельцына // Материалы IV Международного научно-практического семинара по корееведению для учителей школ Республики Татарстан «Татарстан - Корея: развитие школьного образования» (Казань, 26-27 октября 2019г.) - Казань: Издательство Казанского университета, 2019 г. - 124 с. -С. 10-23. - Текст: непосредственный.

References

1. Bugaj, N. F. Tret'ya Koreya: novaya missiya i problemy globalizacii / N. F. Bugaj; Rossijskaya Akademiya nauk, Institut rossijskoj istorii; Obshcherossijskoe ob»edinenie korejcev. - Moskva, 2005. - 269, [1] s.; 22 sm. - (Rossijskie korejcy).; ISBN 5-8125-0648-5. - Tekst: neposredstvennyj.

2. Vasil'ev, L. S. Evolyuciya obshchestva. Tipy obshchestva i ih transformaciya [Tekst]: monografiya / L. S. Va-sil'ev; Gos. un-t, Vyssh. shk. ekonomiki, In-t vostokovedeniya RAN. - Moskva: KDU, 2011. - 205 s.; 20 sm.; ISBN 978-5-98227-755-8. - Tekst: neposredstvennyj.

3. Gabrusenko, T. V. Eti neponyatnye korejcy / T. V. Gabrusenko. - M.: Muravej, 2003 (PIK VINITI). - 294, [1] s., [8] l. cv. il.; 21 sm.; - ISBN 5-89737-172-5 (v obl.). - Tekst: neposredstvennyj.

4. Il'in, V. V. Rossijskaya civilizaciya: soderzhanie, granicy, vozmozhnosti / V. V. Il'in, A. S. Ahiezer; pod red. V.V. Il'ina. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2000. - 300, [1] s.; 22 sm. - (Teoreticheskaya politologiya: mir Rossii i Rossiya v mire).; ISBN 5-211-04238-7. - Tekst: neposredstvennyj.

5. Ionova, Yu. V. Obryady, obychai i ih social'nye funkcii v Koree, seredina XIX - nach. XX v. / Yu. V. Ionova. -Moskva: Nauka, 1982. - 232 s.: il.; 20 sm. - Tekst: neposredstvennyj.

6. Kurbanov, S. O. Istoriya Korei s drevnosti do nachala XXI v. / S. O. Kurbanov; Sankt-Peterburgskij gos. un-t. -Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Peteiburgskogo un-ta, 2009. - 678, [1] s.: il., portr., tabl.; 21 sm.; - ISBN 978-5-28804852-4 (v per.). - Tekst: neposredstvennyj.

7. Lachina, E. V. Tradicionnye cennosti v sovremennoj Koree / E. V Lachina // Vestnik Rossijskogo koreevedeniya [Tekst] / Ros. associaciya universitetskogo koreevedeniya. - Moskva: Nauka; Vostochnaya literatura, 2003. - 22-24 sm. -№ 4. - 2012. - 159 c.: il., tabl. - Tekst: neposredstvennyj.

8. Levkovich, L. N. Rossiya - Zapad - Vostok. Vzglyady P. Sorokina / L. N. Levkovich // Rossiya - Zapad - Vostok. Politicheskoe, ekonomicheskoe i kul'turnoe vzaimodejstvie: istoriya i sovremennost': mezhdunarodnaya nauchno-prak-ticheskaya konferenciya, 4-6 iyunya 2009 g.: sbornik statej / Gor. Duma g. o. Tol'yatti [i dr.]; [gl. red. L. I. Erohina]. -Tol'yatti: Izd-vo PVGUS, 2009. - 380 s.: tabl.; 20 sm.; - Bibliogr.: s. 191-196. - ISBN 978-5-9581-0172-6. - Tekst: neposredstvennyj.

9. Polosina, E. V. «Korejskaya volna» v strategii nacional'nogo brendinga Yuzhnoj Korei / E. V. Polosina // Me-zhkul'turnye vzaimodejstviya v usloviyah globalizacii: opyt Rossii i Korei [Tekst] = Intercultural interactions under globalization: Russian and Korean experience: sbornik statej / [otv. red. R. K. Tangalycheva, I. A. Korgun]. - Sankt-Pe-terburg: Skifiya-print, 2012. - 446 s.: il., tabl.; 21 sm.; - Bibliogr.: s. 435-440. - ISBN 978-5-98620-088-0. - Tekst: neposredstvennyj.

10. Skobel'cyna, E. G. Rossijskie shkol'nye uchebniki istorii i obshchestvoznaniya novogo pokoleniya o Yuzhnoj Koree / E. G. Skobel'cyna // Materialy II Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara po koreevedeniyu dlya uchitelej shkol Respubliki Tatarstan «Tatarstan - Koreya: razvitie shkol'nogo obrazovaniya». (Kazan', 28 oktyabrya

2017 g.) - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2018. - 58 s. - S. 22-27. - Tekst: neposredsvennyj.

11. Skobel'cyna, E. G. Harakteristika i plan uluchsheniya informacii o Koree v shkol'nyh uchebnikah / E. G. Skobel'cyna // Tatarstan - Koreya: razvitie shkol'nogo obrazovaniya [Tekst] : materialy III Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara po koreevedeniyu dlya uchitelej shkol Respubliki Tatarstan, Kazan', 27-29 oktyabrya

2018 g. / Kazanskij federal'nyj universitet, Institut mezhdunarodnyh otnoshenij, Kafedra altaistiki i kitaevedeniya, Centr issledovanij Korei \»Koreevedenie\» ; [nauchnye redaktory Ko En Chol', E. K. Habibullina]. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta, 2018. - 101 s.: il.; 21 sm. - Bibliogr.: s. 25-35. - 100 ekz. - ISBN 978-5-00130-061-8. - Tekst: neposredstvennyj.

12. Skobel'cyna, E. G. Vliyanie «Korejskoj volny» i sposobov ee prodvizheniya v mirovoe prostranstvo na formiro-vanie interesa u rossijskih podrostkov k kul'turnym produktam, obladayushchim nacional'no-specificheskimi chertami (iz opyta raboty OShI «Licej imeni N. I. Lobachevskogo» KFU. Tatarstan - Koreya: razvitie shkol'nogo obrazovaniya. / E. G. Skobel'cyna // Materialy IV Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara po koreevedeniyu dlya uchitelej shkol Respubliki Tatarstan «Tatarstan - Koreya: razvitie shkol'nogo obrazovaniya» (Kazan', 26-27 oktyabrya 2019g.) - Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2019 g. - 124 s. - S. 10-23. - Tekst: neposredstvennyj.

Дата поступления / Received 05.10.2020 Дата принятия в печать /Accepted 23.11.2020

© Скобельцына Е.Г., 2020 © Skobeltsyna E.G., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.