ON ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE CUSTOMS AUTHORITIES
Alexandrova Irina Vasilievna, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
The article highlights the problematic issues of determining the efficiency of the customs authority. Keywords: efficiency; the result; the customs authorities.
УДК 339.543
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
© АлександроваИ.В.,2013
С
О
ьа
4
АЛЕКСАНДРОВА Ирина Васильевна,
студентка,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
В статье освещаются проблемные вопросы определения эффективности деятельности таможенного органа.
Ключевые слова: эффективность; результат; таможенные органы.
В настоящее время в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство, вступления в ВТО, взаимодействия внутри Таможенного союза возрастает роль и значение таможенной службы для экономики России.
Наравне с другими государственными органами Российской Федерации система таможенных органов нуждается в разработке критериев и показателей оценки эффективности, поскольку в настоящее время значительно возрастают требования к таможенной деятельности как в связи с увеличением международного товарооборота и транзитных перевозок, так и с эволюцией политико-экономических и социальных условий развития России.
В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть эффективность деятельности таможни на примере Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни.
В широком смысле под эффективностью понимается количественный показатель, характеризующий результат деятельности. В свою очередь под результатом понимается степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат.
Применительно к таможенной деятельности под эффективностью следует понимать конечный результат таможенной деятельности. Поскольку в общем виде деятельность таможенных органов делится на фискальную и правоохранительную, то и эффективность нужно рассматривать с этих сторон. Таким образом, эффективность таможенной деятельности можно разделить на бюджетную и эффективность деятельности правоохранительных подразделений.
Соответственно бюджетная эффективность будет выражаться в стоимостном выражении (пополнение доходной части федерального бюджета), эффективность правоохранительных подразделений можно определить по таким показателям, как количество выявленных правонарушений, пресечение перемещения контрафактной продукции, контрабанды и т.д.
В общем виде эффективность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающихдостигнутый конечный результат труда.
Под эффективностью деятельности таможенных органов будем понимать соотношение эффекта, полученного в результате деятельности таможенных органов по регулированию и контролю экспортноимпортных операций, и затрат по осуществлению этой деятельности.В связи с этим возникает необходимость в объективной оценке экономических результатов деятельности таможенной службы.
Методология оценки эффективности деятельности таможенных органов, по нашему мнению, должна строиться на основе следующих принципов:
- во-первых, моделирование во взаимосвязи потоков товаров, ресурсов, валютных и денежных средств, относящихся к внешнеторговым процессам;
- во-вторых, учет влияния на экономические, социальные и экологические процессы: результатов национального производства; состояния внутреннего и мировых товарных, валютных и финансовых рынков; объема, структуры и динамики внешнеэкономической деятельности; системы налогообложения;
- в-третьих, ориентация на более эффективное использование бюджетных ресурсов при сопоставлении интегральных результатов и затрат, связанныхстаможенным регулированием и контролем внешнеэкономической деятельности;
- в-четвертых, приведение разновременных расходов и доходов, относящихся к ВЭД, к условиям их соизмеримости по экономической ценности к конкретному периоду;
- в-пятых, учет влияния инфляционных и других факторов на ценность денежных средств, выступающих в качестве эффекта от таможенного регулирования и контроля ВЭД и затрат на их проведение;
- в-шестых, учет и управление рисками при проведении экспортно-импортных операций, относящихся к компетенции таможенной службы.
Эффективность таможенной деятельности -это комплексная категория, отражающая экономические, экологические и социальные процессы, возникающие при перемещении товара через границу.В связи с этим,эффективность таможенной деятельности представляет собой симбиоз целого ряда эффективностей: экономической (включая бюджетную), экологической и социальной.
Эффективность таможенной деятельности непосредственно связана с целью таможенных органов: чем надежнее и с меньшими затратами достигается цель, тем эффективнее функционирует таможенная служба. И наоборот, рост эффективности таможенной службы приближает реализацию поставленных целей. Мера такого приближения служит критерием эффективности.
Количественную определенность критерий эффективности получает через показатели эффективности, которые, как правило, можно выразить в стоимостной форме. При формировании методологии оценки эффективности таможенной деятельности для каждой составляющей этой эффективности присущи свои показатели:
а) для экономической (народнохозяйственной) эффективности - макроэкономические показатели результатов и затрат, формируемые в системе ВЭД и связанные с таможенной деятельностью;
б) для бюджетной эффективности (как составляющей экономической эффективности) -показатели доходов и расходов в бюджетах всех уровней, являющиеся результатами дея-
тельности таможенных органов по воздействию на экспортно-импортные отношения;
в) для экологической эффективности - показатели, характеризующие положительные результаты и потери при изменении экологической среды, вызванном проведением внешнеторговых операций, опосредуемыхтаможен-ной службой;
г) для социальной эффективности - показатели результатов и затрат, характеризующие прямое и косвенное воздействие экспортно-импортных операций на социальные условия в стране.
Таким образом, при определении выбора критериев оценки эффективности таможенной деятельности необходимо подходить к данному вопросу исходя из поставленных задач. В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятельности не существует полной однозначности. Это связано с трудностями выражения одних показателей через другие и их комплексированием в один показатель, отражающий главную цель таможенной деятельности.
Ставропольский пост является неотъемлемой частью экономической, хозяйственной, социальной жизни Ставропольского края, обеспечивая рабочие места, скорейшее прохождение и оформление грузов, выполняя правоохранительные функции и участвуя в формировании доходной части федерального бюджета. Более 20 лет в Ставропольском крае государственные интересы России во внешнеэкономических отношениях обеспечивают Минераловодская и Ставропольская таможни (ныне Ставропольский таможенный пост Минераловодской таможни).
Основной объем работы Ставропольского таможенного поста выполняется сотрудниками отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК). Деятельность ОТОиТК организована в соответствии с положениями Приказа ГТК России №974 от 09.10.2001 "Об утверждении типовых положений об отделе таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста".
При исполнении своих обязанностей и реализации полномочий ОТОиТК руководствуется таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В рамках решения основных задач, стоящих перед таможенными органами, оценка эффективности деятельности таможенного органа рассматривается через призму выполнения контрольных и аналитических показателей установленных:
- Приказами ФТС России - от 03.02.2012 № 201 "О контрольных показателях эффективности деятельности региональныхтаможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России на 2012 год", от
18.04.2012 № 755 "Об аналитических показате-ляхэффективности деятельности региональных
1-Л
О
гч
I-
о
1_
□
со
гч
■ QII
I—
5
Ip—. X
r
0
«=;
□
n
C
C
О
fcQ
6
таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России на 2012 год";
- изданных в их исполнение приказов СКТУ - от 02.03.2012 № 85 "О региональных контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов СКТУ на 2012 год", от 15.05.2012 № 211 "О региональных аналитических показателях эффективности деятельности таможенных органов СКТУ на 2012 год";
- приказов Минераловодской таможни - от 26 марта 2012 № 231 "О контрольных показателях эффективности деятельности таможни на 2012 год", от 04.06.2012 № 469 "Об аналитических показателях эффекти вности деятельности таможни на 2012 год" (с учетом вносимых в них изменений).
В этой связи в пределах своей компетенции результаты работы отдела таможенного оформления и таможенного контроля выглядят следующим образом.
Об объемах загрузки сотрудников Ставропольского таможенного поста свидетельствуют следующие показатели.В 2012 году доля экспорта в товарообороте края составила около 60,73%. Участниками внешнеэкономической деятельности края в 2012 году осуществлено экспортных операций на 1 105,95 млн долл.
США, что выше объемов 2011 года на 336,32 млн долл. США. При осуществлении экспортных операций участники ВЭД края отдавали предпочтение странам дальнего зарубежья. Стоимостные объемы экспорта в эти страны оцениваются в 828,43 млн долл. США с долей в экспорте 74,91%. Соответственно, на страны СНГ пришлось 277,52 млн долл. США (25,09%).
При оценке бюджетной эффективности деятельности таможенного органа возникает проблема определения критерия эффективности:
- выполнение плановых заданий по пополнению доходной части федерального бюджета в целом по таможенному органу и в расчете на одного сотрудника;
- соотношение затрат на таможенную службу к размеру перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет;
- соотношение затрат на одного сотрудника к сумме взысканных средств в пересчете на одного сотрудника и др.
В соответствии с отчетами, которые формирует таможенный орган (табл. 1), рассчитать бюджетную эффективность деятельности Ставропольского таможенного поста мы сможем лишь по первому критерию. В этом случае по итогам 2012 года деятельность поста неэффективна, так как план по взысканию таможенных платежей выполнен лишь на 93%.
Таблица 1 - Доходы администрируемые Ставропольским таможенным постом Минераловодской таможни (КПЭД№1)
Рассмотрение эффективности с позиции затрат на выполнение таможенных операций также достаточно трудный процесс, т.к. непонятно, что брать за критерий затрат: время, затраченное сотрудником таможенного органа или участником ВЭД, стоимость (затраты стоимостные на выполнение операций сотрудником таможни или затраты участника ВЭД на декларирование).
Таким образом, налицо существенная проблема, решение которой возможно только при проведении серьезного исследования.
Год Квартал План Факт Процент выполнения %
1 2 3 4 5
1.2011 I 342720,3 632987,62 185
II 528100 534091,5 101
III 920833,52 1020029,58 110
IV 585347,06 605440,49 103
2. Итого 2011 2377000,58 2792549,19 117
3. 2012 I 476770 494220.1 104
II 642550 565280.43 87.1
III 575710 599942.17 104
IV 504860 388934,74 77
4. Итого 2012 2199890 2048377.44 93
THE INFLUENCE OF CUSTOMS TARIFF REGULATION ON ACTIVITY OF ENTERPRISES OF HIGH TECHNOLOGY INDUSTRIES
Kolodkin Yury Sergeevich, Student, Chair of Economics and Technology of Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
The article provides a definition of problems customs tariff regulation of enterprises of high technology industries.
Keywords: customs tariff regulation; industry; support; export.
УДК339.543 ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НАУКОЕМКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© Колодкин Ю.С., 2013 В статье рассматриваются проблемы таможенного регулирования предприятий наукоемкой продукции.