УДК 94(571.53)
© НГ. Малеев, Т.Е. Санжиева
Таможенная служба Предбайкалья
В статье рассмотрены функции острогов, поставленных в Предбайкалье. Таможенную службу выполняли остроги, находившиеся в приграничной полосе, вследствие строительства новых острогов близких к границе, эти функции переходили к ним. Одним из таких острогов был Идинский, поставленный на месте переправы через реку Ангару, получившей название «Монгольский перевоз», т.к. через него монгольские отряды проникали вглубь Предбайкалья. В статье рассмотрено правовое положение таможни на новых территориях, а также показаны основные пути следования караванов.
Ключевые слова: остроги, Идинский острог, функции острогов, таможенная служба.
N.G. Maleev, T. E. Sanzhieva
The Custom Service of Prebaikalye
The article deals with the function of forts set in Prebaikalye. The forts performed the Custom’s service. They were in the border area .Due to building new forts near the border, these functions were delegated to them. Idinsky fort was one of them, it was built on the site of crossing the Angara River, known as «the Mongolian transportation» as the Mongolian troops, having passed it, went further to the Prebaikal area. The article considers the Custom’s legal status in the new territories, as well as it shows the main caravan routes.
Keywords: forts, Idinsky fort, functions of forts, Custom’s service.
Историю острогов Сибири в основном рассматривают как военно-оборонительные сооружения с особой планировкой и застройкой, а также как центр сбора ясака с местного населения. Остроги ставились на пути продвижения казаков, служилых людей в процессе освоения территорий Сибири. Остроги, находящиеся на пограничной территории, выполняли также роль таможенных пунктов. Одним из них был Идин-ский острог, который непродолжительное время выполнял таможенные функции на территории Предбайкалья.
О значении и назначении острогов свидетельствует анализ документальных материалов и чертежей строений острогов Сибири. В описании острогов, в том числе Илимского острога, имеются указания на здания таможни наряду с другими строениями: «А подле того казенного анбару таможенная изба с сенями стоит лицеем к той проезжей башне, подле той таможенной избы часовня, а в ней написано распятие Господа нашего Иисуса Христа, на часовне глава обита лемехом, крыта и ... белым железом, а по другую сторону к нагорной острожной стене от приказу» [1].
Сооружение острогов по мере процесса освоения Сибири и продвижения служивых людей и казаков - это правительственная политика, все структуры которой были взаимосвязаны. Нельзя понимать упрощенно процесс строительства острогов как некую прихоть горсточки людей, которые, имея вооружение, в поисках серебра и золота, продвигались вглубь севера Центральной Азии. Если открытие Америки и организа-
ция флотилий в Индию за сокровищами было делом государственным в Западной Европе, так же продвижение российских землепроходцев, через определенные расстояния строивших укрепленные крепости для России, был вопрос государственный. В отличие от европейских колонизаторов, Русское государство столкнулось с азиатской цивилизацией Китая, поэтому в Сибири и в Предбайкалье в частности была сформирована таможенная служба.
Остроги в этом формате мы рассматриваем как пограничные таможенные пункты*. Согласно исследованиям по истории таможенного дела в России, отмечено, что в период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. Именно в эти годы идет интенсивное освоение территорий Сибири, строятся остроги и в них начинает сосредоточиваться структуры таможни. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы. Однако вести речь об общих контурах административно-правового режима обеспечения таможенного дела в это время можно лишь с определенной долей условности.
Примерно с середины XVI в. аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной
власти [2].
«Здесь кончается сибирское государство и начинается государство мунгальское, - пишет Н. Спафарий, выясняя пограничное значение Селенгинского острога, способствовавшее развитию здесь торговли, - мунгалы кочуют здесь кругом (Селенгинского острога) зело (очень) много и торгуют с казаками: продают кони и верблюды и скот, также и всякие китайские товары, а покупают у них (казаков) соболи и иные многие русские товары» [3, с. 128].
В Бурят-Монголии конца XVII в., по сообщениям И. Идеса, существовал обмен: ехавшие в Китай путешественники покупали, например, быков и верблюдов для запряжки в свои экипажи, но этот обмен отличался некоторыми особенностями. «Буряты совсем не берут серебра в монетах, но берут золото и серебро в слитках, медные и оловянные котлы, шкурки соболя и выдры, красное сукно, персидскую материю «фай» разных цветов. Буряты продают лошадь применительно к ценам перечисленных товаров-за 4-5 рублей, а верблюдов за 10-12 рублей» [3, с. 63].
Из истории освоения Сибири известно, что остроги ставили в местах торговли и обмена товарами, а также в стратегических для бурят местах, в таких как «Мунгальский перевоз», «Большой перевоз» - переправы через р. Ангару, в местностях, где шел оживленный обмен товарами между народами и странами.
В результате постройки городов Тюмень (1586), Тобольск (1597), Березов, Пелым, Сургут (1593), Тара (1594), Нарым и Кетский острог (1596), Верхотурье (1598), Туринск (1600) и Томск (1604), летом 1619 г. был заложен Енисейский острог, что имело решающее значение для будущего продвижения русских в глубь Восточной Сибири. Вскоре русские вышли к устью р. Ангары (Верхней Тунгуски), откуда открывался прямой путь в Прибайкалье.
С основанием в 1628 г. Красноярского, а затем Канского (1640) и Нижнеудинского (1652) острогов начинает осваиваться и другой путь в Прибайкалье, по которому в XVII в. был проложен знаменитый Московский тракт.
Буряты просили поставить острог между Иркутском и Балаганском у устья р. Иды. И острог «в прошлом во 77 (1669) г. по челобитью брацких людей на мунгольском перевозе Ангары реки на усть Иды для сбереженья от воров-
ских мунгальских людей мы холопы твои, острог поставили» [5, с. ]. Так был поставлен Идинский острог. Остроги в Предбайкалье были основаны на пути, по которому дороги вели в Якутию, Забайкалье, Монголию, Китай. Например, Илимский и Усть-Кутский остроги, находящиеся на «Ленском волоке», через который шли пути в бассейн р. Лены, а через Иркутск, Илимск и Идинск шли торговые караваны из Монголии и Китая.
При исторической реконструкции данное положение, что Идинский острог являлся одним из таможенных пунктов, по сопоставлению фактов, мы определяем, что острог выполнял таможенные функции со времени основания с 1669 г. и до 1682 г., т.е. более десяти лет. Предполагаем, что в 1682 г., когда Иркутский острог стал центром самостоятельного воеводства, в числе других острогов к Иркутску был приписан и Идинский острог, тогда данные функции стали относиться к Иркутскому острогу, также постепенно утрачивал свое значение «Ленский волок». В Забайкалье и Якутск вели пути из Братского, Илимского, Иркутского острогов. Через Верхоленский острог шли караваны из Забайкалья в Илимск и Якутск.
В записях И. Идеса записано, что «Границы Сибири охраняются войсками, часть которых занята покорением под власть царя различных народов, врезавшихся в Сибирь с юга, а другая часть держит в повиновении те народы, которые уже покорены» [3, с. 172].
Это подтверждает и Л. Ланге: «Путешествующие по стране бурят** должны запастись хлебом и табаком, потому что в обмен на это путешественники могут получить все необходимые им жизненные припасы» [3, с. 389].
В основе любых действий государства и его политики прежде всего лежат экономические интересы. Сооружение острогов на обширных территориях Сибири с целью пополнения «государевой казны» неоспоримо, а средства, которые использовались для этого, были разные. Одним из них было выполнение пограничных, таможенных функций в острогах, вновь возведенных крепостях, оно явилось тем механизмом, который использовался государевыми людьми на формирующихся границах империи. Идинский острог, построенный по просьбе бурят на пути перехода из Монголии в Сибирь, хоть и недолго, но выполнял функции таможни.
Примечания
*В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником.
** В районе Идинского острога проживают: представители бурятских родов: Готол - 572 души м. п., Нойет - 179, Барай - 208, Онгой - 558, Онготой - 159, Холтубай - 258, Янгут - 161, Ирхидей - 168, Шаралдай - 220. Всего 2483 души м. п., всего на территории Иркутского района - 4038 душ м. п. Верхоленском 5.704, Балаганском 2.694, Тункинском - 4.192, Идинском - 2.483, Илимском - 713, Нижнеудинском - 370. Итого в Западной Бурятии - 20.104 душ м.п. Использованы данные по кн.: Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят-монголах [Текст] / В. Гирченко; Бурят-Монг. гос. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. - Улан-Удэ : Гос. Бурят-Монг. изд-во, 1939.
Литература
1. Описание Илимского острога 1703 г. РГАДА. ф. 214, оп.1, д.1372, л.890. Опись Илимскому городовому и всякому строению нынешнего 1703 г., сайт 2009 Юрий Шарипов.
2. Первая книга по истории таможенной политики Российского государства вышла в Санкт-Петербурге в 1886 г. (Лодыженский К. История русского таможенного тарифа). Исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д.И. Менделеев, Е. Осокин, Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев, Л.Н. Марков, Ю.Г. Кисловский, А.Н. Козырин.
3. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах [Текст] / В. Гирченко ; Бурят-Монг. гос. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. - Улан-Удэ : Гос. Бурят-Монг. изд-во, 1939.
4. Кашик И.О. Присоединение Прибайкалья к Русскому государству // Из истории Иркутской области (историко-краевед. сб. в помощь учителям начальной и средней школы). - Иркутск: Восточно-Сибир. кн. изд-во, 1966.
Малеев Николай Геннадьевич, соискатель кафедры истории Бурятии, Бурятский государственный университет.
Санжиева Татьяна Ефремовна, доктор исторических наук, профессор Бурятского государственного университета,е[email protected]
Maleev Nikolay Gennadyevich, competitor of candidate degree. department of history of Buryatiya, Buryat State University.
Sanhzieva Tatyana Efremovna, doctor of historical sciences, professor, Biryat State University.
УДК 94(47)
© В.П. Бярябяш
Деятельность культурно-просветительных школ Восточной Сибири
в послевоенные годы
В статье рассмотрены история и проблемы создания культурно-просветительных школ в Восточной Сибири. Автор раскрывает повседневную жизнь и деятельность учебных заведений, на основе обширного фактического материала рассматривает становление системы подготовки кадров для культурно-просветительных учреждений региона.
Ключевые слова: культурно-просветительная школа, повседневность, культурно-просветительные учреждения, кадровая политика, учащиеся, преподаватели, материально-техническая база.
V.P. Barabash
The activity of the cultural and educational schools in the Eastern Siberia in post-war years
The article is devoted to the study of history and problems of establishment the cultural and educational schools in the Eastern Siberia. The author reveals the daily life and activity of these educational institutions. The formation of the system of personnel training for cultural and educational institutions of the region is considered.
Keywords: cultural and educational school, daily life, cultural- educational institutions, personnel policy, students, teachers, material and technical basis.
Деятельность культурно-просветительных
школ (КПШ), их роль в формирование системы подготовки специалистов для отрасли «культура», адаптация к условиям повседневной жизни первого послевоенного десятилетия исследованы недостаточно. Неизученными остаются многие архивные источники в регионах, текущие архивы бывших КПШ, мемуары директоров, преподавателей, выпускников. Целью данной статьи является восполнение некоторых пробелов
в изучении феномена культурно-просветительных школ.
После окончания Великой Отечественной войны в советском обществе шло мирное возрождение всех направлений жизни. Как отмечает Е.Ю. Зубкова, «послевоенные годы оставили практически без изменений политическую и экономическую систему СССР, однако в обществе в это время происходили перемены, связанные с формированием комплекса надежд и ожи-