Научная статья на тему 'Деятельность культурно-просветительных школ Восточной Сибири в послевоенные годы'

Деятельность культурно-просветительных школ Восточной Сибири в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / УЧАЩИЕСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / CULTURAL AND EDUCATIONAL SCHOOL / DAILY LIFE / CULTURALEDUCATIONAL INSTITUTIONS / PERSONNEL POLICY / STUDENTS / TEACHERS / MATERIAL AND TECHNICAL BASIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барабаш Валентина Петровна

В статье рассмотрены история и проблемы создания культурно-просветительных школ в Восточной Сибири. Автор раскрывает повседневную жизнь и деятельность учебных заведений, на основе обширного фактического материала рассматривает становление системы подготовки кадров для культурно-просветительных учреждений региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of the cultural and educational schools in the Eastern Siberia in post-war years

The article is devoted to the study of history and problems of establishment the cultural and educational schools in the Eastern Siberia. The author reveals the daily life and activity of these educational institutions. The formation of the system of personnel training for cultural and educational institutions of the region is considered.

Текст научной работы на тему «Деятельность культурно-просветительных школ Восточной Сибири в послевоенные годы»

** В районе Идинского острога проживают: представители бурятских родов: Готол - 572 души м. п., Нойет - 179, Барай - 208, Онгой - 558, Онготой - 159, Холтубай - 258, Янгут - 161, Ирхидей - 168, Шаралдай - 220. Всего 2483 души м. п., всего на территории Иркутского района - 4038 душ м. п. Верхоленском 5.704, Балаганском 2.694, Тункинском - 4.192, Идинском - 2.483, Илимском - 713, Нижнеудинском - 370. Итого в Западной Бурятии - 20.104 душ м.п. Использованы данные по кн.: Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят-монголах [Текст] / В. Гирченко; Бурят-Монг. гос. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. - Улан-Удэ : Гос. Бурят-Монг. изд-во, 1939.

Литература

1. Описание Илимского острога 1703 г. РГАДА. ф. 214, оп.1, д.1372, л.890. Опись Илимскому городовому и всякому строению нынешнего 1703 г., сайт 2009 Юрий Шарипов.

2. Первая книга по истории таможенной политики Российского государства вышла в Санкт-Петербурге в 1886 г. (Лодыженский К. История русского таможенного тарифа). Исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д.И. Менделеев, Е. Осокин, Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев, Л.Н. Марков, Ю.Г. Кисловский, А.Н. Козырин.

3. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах [Текст] / В. Гирченко ; Бурят-Монг. гос. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. - Улан-Удэ : Гос. Бурят-Монг. изд-во, 1939.

4. Кашик И.О. Присоединение Прибайкалья к Русскому государству // Из истории Иркутской области (историко-краевед. сб. в помощь учителям начальной и средней школы). - Иркутск: Восточно-Сибир. кн. изд-во, 1966.

Малеев Николай Геннадьевич, соискатель кафедры истории Бурятии, Бурятский государственный университет.

Санжиева Татьяна Ефремовна, доктор исторических наук, профессор Бурятского государственного университета,е[email protected]

Maleev Nikolay Gennadyevich, competitor of candidate degree. department of history of Buryatiya, Buryat State University.

Sanhzieva Tatyana Efremovna, doctor of historical sciences, professor, Biryat State University.

УДК 94(47)

© В.П. Бярябяш

Деятельность культурно-просветительных школ Восточной Сибири

в послевоенные годы

В статье рассмотрены история и проблемы создания культурно-просветительных школ в Восточной Сибири. Автор раскрывает повседневную жизнь и деятельность учебных заведений, на основе обширного фактического материала рассматривает становление системы подготовки кадров для культурно-просветительных учреждений региона.

Ключевые слова: культурно-просветительная школа, повседневность, культурно-просветительные учреждения, кадровая политика, учащиеся, преподаватели, материально-техническая база.

V.P. Barabash

The activity of the cultural and educational schools in the Eastern Siberia in post-war years

The article is devoted to the study of history and problems of establishment the cultural and educational schools in the Eastern Siberia. The author reveals the daily life and activity of these educational institutions. The formation of the system of personnel training for cultural and educational institutions of the region is considered.

Keywords: cultural and educational school, daily life, cultural- educational institutions, personnel policy, students, teachers, material and technical basis.

Деятельность культурно-просветительных

школ (КПШ), их роль в формирование системы подготовки специалистов для отрасли «культура», адаптация к условиям повседневной жизни первого послевоенного десятилетия исследованы недостаточно. Неизученными остаются многие архивные источники в регионах, текущие архивы бывших КПШ, мемуары директоров, преподавателей, выпускников. Целью данной статьи является восполнение некоторых пробелов

в изучении феномена культурно-просветительных школ.

После окончания Великой Отечественной войны в советском обществе шло мирное возрождение всех направлений жизни. Как отмечает Е.Ю. Зубкова, «послевоенные годы оставили практически без изменений политическую и экономическую систему СССР, однако в обществе в это время происходили перемены, связанные с формированием комплекса надежд и ожи-

даний после победоносного завершения войны» [1, с. 182]. У людей появилась потребность не только мирного труда, напряженность которого не снизилась, но и организации своего досуга, желание организовать отдых, проявить себя творчески. Повсеместно велась работа по освобождению занятых в годы войны под разные хозяйственные нужды клубов, появлялись инициативы по строительству новых клубных зданий. В Минусинском районе Красноярского края появилось обращение сельчан ко всем колхозникам и колхозницам края. В нем содержался призыв в целях повышения своего культурного уровня... «создать в каждом населенном пункте свой очаг культуры - центр общественной, политической и культурной жизни на селе.» [2, л. 102].

Основной причиной открытия КПШ во многих регионах страны была потребность в кадрах культурно-просветительных работников. Текучесть кадров, их низкий общеобразовательный уровень были повсеместным явлением. Накануне войны среди «избачей» - заведующих избами-читальнями в Красноярском крае 95, 5% имели начальное образование [3, с. 574].

В первое послевоенное десятилетие в СССР было восстановлено и открыто 15 культурнопросветительных школ, из них 4 - в Восточной Сибири [4, с. 202]. Культурно-просветительные школы были восстановлены на базе работавших в 1920-1930-е гг. советских политпросветшкол, а также открыты заново. Культурнопросветительные школы должны были дать выпускникам полное среднее образование и профессиональные знания клубного работника, как его называли в повседневной жизни - «культ-просветчика» [5, с. 50].

В 1947 г. на основании распоряжений Совета Министров СССР № 10437-р от 4 августа 1947 г. и Совета Министров РСФСР № 1890-р от 11 августа в регионы был направлен приказ Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР № 206-А от 8 сентября 1947 г., в котором предписывалось к 1 ноября 1947 г. открыть культурнопросветительные школы в 13 регионах РСФСР, в том числе в Красноярском крае и Иркутской области. В 6 регионах надо было привести штат функционирующих культпросветшкол в соответствие с типовыми штатами средних специальных учебных заведений, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 апреля 1947 г. №1324 [6, л. 365-367]. Контингент учащихся определялся по всем вновь открытым школам в количестве 1320 чел., в том

числе по Красноярскому краю и Иркутской области - по 90 чел. [7, л. 58-60]. В Бурят-Монгольской АССР КПШ восстановили в 1947 г. на базе Кяхтинской политпросветшколы [8, с. 360-361]. В Читинской области КПШ, в силу сложностей с помещением, открылась в г. Чите в 1951 г. [9, л.1].

В Бурят-Монгольской АССР директором Кяхтинской республиканской КПШ был назначен Р.Ф.Тугутов [10, с. 5]. В Красноярскую КПШ в г. Минусинск директором был направлен И.С. Шолохов, выпускник Киевского педагогического института, по специальности - учитель географии. Было ему всего 23 года, опыта руководящей работы не имел [11, л. 13].

Иркутскую КПШ возглавил С.Н. Саратовский, 1918 г.р., выпускник физико-математического факультета Томского государственного университета. Сергей Николаевич проработал директором 31 год [12, с. 2].

Читинскую КПШ в 1951 г. возглавил В.И. Муратов, историк, с тремя курсами пединститута. Он имел пятнадцать лет стажа руководящей работы [13, л. 7]. По воспоминаниям И.В. Стей-скель, учащейся того времени, «он никогда не уходил из школы, был хорошим хозяйственником, крепко держал дисциплину» [14, с. 78].

Все директора школ в первую очередь старались решить проблему помещений для школ. В основном стоял вопрос об аренде зданий у местных Советов.

В Бурят-Монгольской АССР Кяхтинский аймачный совет депутатов трудящихся разместил КПШ в бывшей политпросветшколе, в двух больших пятистенных избах, которые были мало приспособлены под учебные занятия. Руководство школы, как могло, переоборудовало эти здания и организовало учебный процесс. Обучение в нескольких деревенских избах шло до 1960 г., пока школа не была переведена в г. Улан-Удэ и преобразована в культурнопросветительное училище [15, с. 19].

В Красноярском крае культурнопросветительная школа открылась в г. Минусинске, в четырехстах километрах от краевого центра. В первый год школа располагалась в арендованном у городского отдела народного образования здании, мало приспособленном и тесном, а в 1948 г. школе передали в аренду здание по ул. Красных партизан, 14. Это было бывшее жилое каменное двухэтажное здание конца Х1Х в., площадью около 900 м2. В здании было 10 комнат, актовый зал на 120 мест. Спортивные занятия проходили в одной из школ города [16, л. 206].

В Иркутске, ввиду отсутствия свободного помещения, областной отдел открыл КПШ в здании областной библиотеки, перепланировав левое крыло первого этажа. Это был неудачный вариант, и вскоре школу переселили в три небольших дома по ул. Марата, 2. Здания были собственностью областного отдела культуры и в них, помимо школы, располагались курсы подготовки бухгалтеров, счетоводов, машинисток, мастерская по ремонту пишущих машинок. По воспоминаниям С.Н. Саратовского, это были настоящие трущобы: низкие потолки, маленькие окошки, очень маленькие по площади классы, туалет во дворе, отсутствовал водопровод. После приезда заместителя министра культуры РСФСР Цукановой школу перевели в более просторное здание по ул. К. Маркса, 18. Позже школа еще два раза меняла свой адрес [17, с. 2].

Крайне неудачно обстояли дела и с помещением для Читинской КПШ. Под школу было передано здание бывшего ДК им. С. Лазо в Инго-динском районе Читы. Это здание было трехэтажным, каменным, с полуподвалом. В данном здании были и посторонние организации. Зданию требовался капитальный ремонт, надо было его переоборудовать под учебные классы, но стройматериалов не было; и в первый учебный год не удалось сделать почти ничего [18, л. 3].

В учебных заведениях не был решен вопрос с общежитиями для проживания иногородних учащихся. В Читинской КПШ 50 учащихся проживали в полуподвале учебного здания в большой тесноте и отсутствии всяческих удобств. В общей кухне было два очага с плитами, на которых могли готовить пищу одновременно 20 чел. Для стирки стояли ванны, тазы, стиральные доски, чан для нагрева воды, была туалетная комната. Постельных принадлежностей было мало, а подушек не было совсем [19, л. 28].

На первый курс принимали абитуриентов, имеющих семилетнее образование, в возрасте 14-30 лет по направлениям от партийных, комсомольских организаций колхозов и совхозов, отделов культурно-просветительной работы. Учащихся принимали вплоть до декабря текущего года. В первые месяцы обучения многих учащихся отчисляли за отсутствие дисциплины, плохую успеваемость, нежелание учиться.

Во всех школах была острой проблема подбора педагогических кадров. Как отмечал А.М. Герштейн, назначенный в 1959 г. директором в Кяхтинскую КПШ, «в школе работало несколько педагогов, уже потерявших надежду хорошо делать свое дело. Было очевидно, что решать

проблему кадров для обширной республики в этой ситуации было совершенно невозможно» [20, с. 19].

Преподавателей специальных дисциплин приглашали из числа специалистов, работающих в органах управления культурой или учреждений культуры. В Московском библиотечном институте факультет культурно-просветительной работы открылся в сентябре 1949 г., и это дало возможность пополнить ряды преподавателей среднего профессионального звена. Преподаватели КПШ также участвовали в семинарах, которые организовывал для них Ленинградский библиотечный институт.

Качественный состав преподавательских кадров был невысокий: в Читинской КПШ в 1952 г. работало 18 преподавателей, из них высшее образование имели 9 чел., незаконченное высшее - 4 чел., среднее - 2 чел. Три преподавателя из восемнадцати работали совместителями [21, л. 5].

У первых выпускников КПШ было недостаточно знаний и умений, чтобы соответствовать профессии. Этого не позволял первоначальный багаж знаний при поступлении в КПШ и низкая квалификация преподавателей. Не случайно на I областном съезде работников культуры Читинской области 17-18 июня 1957 г., Матафонов, секретарь обкома комсомола, отмечал: «Читинская КПШ слабо готовит кадры культпросветработников. В эту школу поступают люди, которые очень далеки от культурно-массовой работы и не любят ее». В ответ В.И. Муратов, директор КПШ, ответил: «С 1954 г. мы сделали четыре выпуска, 250 чел. Из них ушло с работы 87 чел. Какие причины мешают лучше работать? В течение 6 лет мы требовали от Министерства культуры, чтобы нас обеспечили квалифицированными кадрами и что же получается? Московский библиотечный институт присылает преподавателей, которые имеют низкую практику подготовки» [22, л. 59, 92].

В 1960-1962 гг. КПШ были преобразованы в культурно-просветительные училища (КПУ), вводились художественные специализации. Культурно-просветительные школы были учебными заведениями своего времени. Преподаватели, директора, учащиеся были известны в своих городах, так как они были организаторами и участниками многих культурно-массовых мероприятий для населения и общественности. Местная пресса много писала об этих мероприятиях, отражала повседневную жизнь учебных заведений [23, с.1-201].

Большую роль в воспитательной работе играли директора школ. Имена многих директоров учебных заведений в педколлективах вспоминают с большим уважением. Это С.Л. Коренберг и А.В. Гурков (Минусинск), С.Н. Саратовский (Иркутск), В.И. Муратов (Чита), А.М. Герштейн (Улан-Удэ) и др.

В 1940- 1980-е гг. в СССР в каждой республике, крае, области работали культурнопросветительные школы, затем - культурнопросветительные училища. В них, как правило, была одна или две специальности: «культурнопросветительная работа» и «библиотечное дело». В Бурятском, Иркутском, Читинском училищах были открыты библиотечные отделения. За годы своего существования эти учебные заведения выпустили немало специалистов для широко разветвленной клубной и библиотечной системы. Они оказали большое влияние на становление клубной системы в регионах. В 1990 г. культурно-просветительные училища были преобразованы в училища культуры, упразднена

специальность «культурно-просветительная работа» и введена новая специальность «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». Эта специальность на протяжении 1990-х гг. медленно освобождалась от идеологических установок. Идеологические шоры не смогли затормозить процессы творческого качественного роста профессионального мастерства педагогических коллективов этих учебных заведений. В коллективах культурнопросветительных школ зарождались новые традиции, возникала тесная связь с выпускниками, появлялись мастера педагогического труда, именами которых гордились. Именно они заставляли своих учеников смотреть на жизнь, культуру, творчество шире, взращивали ростки народной культуры, создавали в учебных заведениях художественные коллективы, которые выбивались из рамок общепринятого стандарта или официоза. В развитии КПШ, как в зеркале, отразилась история советской культуры послевоенного периода.

Литература

1. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. - М., 1999.

2. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-1386. Оп. 1. Д. 1114.

3. Рябков В. М. Антология форм культурно-просветительной деятельности в России (первая половина ХХ века). Челябинск, 2007. Т. 3.

4. Культурно-просветительная работа в СССР. - М., 1974.

5. Организация и методика художественно-массовой работы. - М., 1987.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-259. Оп. 1. Д. 194.

7. ГАРФ. Ф. А-534. Оп. 1. Д. 29. 58-60.

8. Очерки истории культуры Бурятии. Т. II. Советский период. Улан-Удэ, 1974.

9. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. Р-1749. Оп. 1. Д. 1.

10. Мы факел культуры несем в народ. - Улан-Удэ, 2006. С. 5.

11. Архив г. Минусинска. Ф. 1016. Оп. 1. Д. 1а.

12. Личный архив автора. Запись беседы с С.Н. Саратовским. 2003. Май. С. 2.

13. ГАЗК. Ф. 1749. Оп. 1. Д. 1.

14. Глоткина В. К. Некоторые аспекты подготовки кадров в Читинском областном училище культуры/культура и образование: перспективы развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Чита, 2007.

15. Мы факел культуры несем в народ. - Улан-Удэ. С. 5-6.

16. Текущий архив КГБОУО СПО «Красноярский краевой колледж культуры и искусства». Кн. приказов №1. 19471948 гг.

17. Личный архив автора. Запись беседы с С. Н. Саратовским. 2003. Май. С. 3.

18. ГАЗК. Ф. Р-1749. Оп. 1. Д.3.

19. ГАЗК. Ф. Р-63. Оп. 1. Д. 106.

20. Мы факел культуры несем в народ. - Улан-Удэ, 2006. С. 20.

21. ГАЗК. Ф. 1749. Оп. 1. Д. 14. Л. 11-12.

22. Там же..., Л. 120.

23. Страницы истории: сб. публикаций о деятельности училища культуры в периодических изданиях (1951-2001). - Чита, 2001.

Барабаш Валентина Петровна, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, директор КГБОУ СПО «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» (г. Минусинск). E-mail:[email protected]

Barabash Valentina Petrovna, candidate of historical sciences, Honoured person working in culture of RF director of Krasnoyarsk State Budgetary Educational Institution SPE «Krasnoyarsk Regional College of Culture and Arts»,. Tel (39132)22211; Fax (39132) 2 50 01; E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.