УДК 378.147
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ В УНИВЕРСИТЕТЕ
© Протасова Арюна Гармаевна
магистрант 2-го курса Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматривается тайм-менеджмент как инструмент повышения самоорганизации. В ходе анкетирования выявлено, что студенты имеют представление о тайм-менеджменте, при этом большая часть студентов испытывает нехватку свободного времени, не умеют правильно распределять время. Студенты проявляют интерес к изучению тайм-менеджмента и хотят овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, студент, самостоятельная работа, самоорганизация учебной деятельности.
В условиях современной рыночной экономики и динамично развивающихся информационных технологий, уровень образования человека является одним из наиболее важных факторов, определяющих его конкурентоспособность на рынке труда.
Одной из важнейших задач, стоящих перед современными университетами является подготовка студентов, умеющих критически мыслить, способных к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний, готовых адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и распределять время.
В связи с присоединением России к Болонскому процессу увеличился объём внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Большинство студентов не умеют правильно распределять своё время, не успевают выполнять самостоятельную работу вовремя. Это приводит к пробелам в знаниях, успеваемость студентов падает.
Оказать значительную помощь в решении этой важной задачи может такая технология как «тайм-менеджмент».
Изучением проблемы организации технологии «тайм-менеджмент» занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: О. Н. Азарова, Г. А. Архангельский, Г. В. Захаренко, С. И. Калинин, Л. Н. Любинская, С. В. Лепилин, Г. Адлер, С. Кови, А. Макензи и др. Согласно их исследованиям, тайм-менеджмент — это умение управлять своим временем и максимально эффективно и продуктивно использовать его для достижения поставленных целей. В этом плане обучающемуся в университете студенту необходимо осознать ценность времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования [1].
Тайм-менеджмент — это технология позволяющая использовать невосполнимое время жизни в соответствии с личными и учебными целями и ценностями [2].
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО_
2017. Вып. 2
Также тайм-менеджмент является учебной дисциплиной, которую преподают в ВУЗах чаще всего студентам, обучающимся на управленческих специальностях. Например, в Бурятском государственном университете данная дисциплина изучается на 4-м курсе. Очевидна необходимость ознакомления всех студентов ВУЗа с тайм-менеджментом на первом курсе бакалавриата, с целью повышения самоорганизации учебной деятельности на протяжении всего периода обучения в вузе. После окончания обучения в университете студенты, успешно овладевшие тайм-менеджментом, смогут применить эти знания для достижения высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Тайм-менеджмент включает в себя различные техники, которые помогают в организации своего времени, способствуют повышению личной продуктивности.
В целях определения представлений студентов о тайм-менеджменте была проведена опытно-экспериментальная работа. Наше исследование показывает проблему ценностного отношения ко времени студента БГУ. Данное исследование проводилось в октябре 2016 года в городе Улан-Удэ на базе Бурятского государственного университета. В качестве группы исследования были выбраны студенты 4 курса Института экономики и управления.
Целью эксперимента было получение информации о том, знают ли студенты, что такое тайм-менеджмент, планируют ли своё время, умеют ли эффективно распоряжаться своим временем, а также выяснение отношения студентов ко времени, выяснение причин нехватки свободного времени.
Для выявления требуемых количественных характеристик было проведено анонимное анкетирование и интервью.
В ходе исследования были использована «Методика незаконченных предложений».
100% опрошенных имеют представление о том, что такое тайм-менеджмент. 67% студентов, принявших участие в опросе на вопрос «Тайм-менеджмент — это ...» дали ответ: «Управление временем». 33% дали развернутые ответы на данный вопрос. Студентами были предложены следующие варианты ответов: «технология организации времени и повышения эффективности его использования», «наука об умении эффективного использования времени», «грамотное планирование своего времени», «упорядочивание использования рабочего и личного времени, дня и недели, чтобы успевать делать все важные дела», «умение эффективно управлять и контролировать своё личное время».
На вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?» наиболее распространенными ответами были: 60% — «гуляю с друзьями», 47% — «читаю книги», 40% — «занимаюсь спортом, танцами, в тренажерном зале», 27% — «смотрю сериалы, фильмы», 20% — «сижу в социальных сетях».
Дописывая предложение «На выполнение СРС в день я трачу.» 87% студентов ответили «от двух до четырёх часов». Лишь 13% опрошенных уделяют СРС один час и меньше.
По результатам анкетирования сон занимает от 5 до 9 часов в сутки.
Завершая предложение «Планирование это...» студенты написали: «часть жизни и деятельности любого человека, желающего повысить свою продуктивность и достичь каких-то результатов», «оптимальное распределение своих возможностей для достижения поставленных целей», « конкретные шаги, действия на определенное время», «организация своего рабочего дня», «постановка задач с целью их дальнейшего достижения», «распределение дел во времени».
67% в опрошенных студентов всегда планируют свой день, 27 % иногда планируют, 6 % никогда не планируют.
Дополняя предложение «Планировать свой день нужно, потому что.» были предложены такие ответы: «надо всё успеть», «благодаря этому можно управлять своим временем, экономить его, т.к. человек более рационально распределяет дела и может добиться успеха», «это помогает сосредоточиться на выполнении всех задач на день и не пропустить или забыть что-то», «вы сможете знать, что вы сможете сделать и сколько вам потребуется времени на это, будете успевать всё вовремя», «нужно, чтобы оставалось время на личные дела и хобби», «для большего КПД», «это приводит к дисциплинированности и умению добиваться поставленных целей». У 47 % студентов хватает времени на выполнение СРС, курсовых работ. 27 % отметили нехватку времени на их выполнение, остальные студенты дали ответы «иногда хватает» и «когда как». 27 % опрошенных студентов на вопрос о том, хватает ли им свободного времени дали положительный ответ, тогда как 73 % указывают на нехватку времени из-за различных причин, таких как «много дел, которые невозможно перенести на другой день», «постоянно учёба, выполнение СРС занимает слишком много времени», «я работаю», «я работаю в данный момент, занимаюсь общественной деятельностью в университете».
По результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что абсолютно все опрошенные студенты имеют представление о тайм-менеджменте, несмотря на это большая часть студентов испытывает нехватку свободного времени из-за различных причин. Основной причиной нехватки времени является неправильное распределение времени. По результатам устного опроса все студенты проявили интерес к изучению тайм-менеджмента и хотят овладеть им с целью самоорганизации своей учебной деятельности.
Литература
1. Кузнецова Т. И. Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 966-969.
2. Реунова М. А. «Тайм-менеджмент» как педагогическая технология // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — Январь 2013, ART 1947. — СПб., 2013. — URL: http://www.emissia.org/offline/ 2013/1947.htm
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО_
2017. Вып. 2
TIME-MANAGEMENT AT UNIVERSITY
Protasova Aryuna G.
undergraduate 2 courses of Teacher training college, Buryat state university E-mail: [email protected]
In article time-management as the instrument of increase in self-organization is considered. During questioning it is revealed that students have an idea of time-management, at the same time the most part of students suffers a shortage of free time, aren't able to distribute time correctly. Students show interest in studying of time-management and want to seize skills of self-organization of educational activity.
Keywords: time-management, student, independent work, self-organization of educational activity.