УДК 378:005.32
Стрекалова И.И.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентами в связи с увеличением внеаудиторной работы в федеральном государственном образовательном стандарте. Для решения данной проблемы предлагается использование технологий тайм-менеджмента в образовательном процессе.
Ключевые слова: самостоятельная работа, тайм-менеджмент, управление временем.
Увеличение темпа социально-экономической жизни, рост объема информации, повышение требований к качеству вузовского образования объективно обуславливают необходимость высокой активности личности обучающегося в его повседневной учебной деятельности.
В связи с переходом российской высшей школы на новые образовательные стандарты принципиально изменяется внутренняя организация учебного процесса. Одним из ключевых изменений является увеличение объема самостоятельной работы студентов, которая составляет до 60% от общего бюджета времени. В федеральном государственном образовательном стандарте важными задачами являются развитие компетенций у студентов, подготовка выпускников быть готовыми к быстрой адаптации к изменяющейся ситуации в обществе, стать конкурентоспособным человеком на рынке труда, формирование навыков самообразования и самореализации личности, определение педагогических стратегий освоения студентами опыта эффективной самоорганизации деятельности и времени [5, с. 17].
Одной из основополагающих компетенций будущего выпускника является временная компетенция личности, а именно, способность организовываться и организовывать свою деятельность [3, с. 19].
Время - это фундаментальная черта объективной действительности, и ценность, оно универсально и многолико. Это важнейший параметр жизни человека, его прошлое, настоящее и будущее, это ритм и скорость, периоды и этапы жизни человека. И. Пригожин установил, что время не есть некая данность, оно созидается. Собственное время есть и у природных процес-
сов, и у отдельных людей и их сообществ. Собственное время конструируется всем и всеми в каждый момент их бытия.
Научиться рационально использовать ресурс времени, действовать эффективно и добиваться успеха можно, научившись правильно планировать свою деятельность, управлять своими задачами и делами (как долгосрочными, так и краткосрочными), расставлять приоритеты, ставить перед собой цели и достигать их, распределять свою рабочую и учебную нагрузку, находя время и для работы, и для отдыха. И чем раньше это удастся освоить навык эффективного управления своим временем, тем быстрее и легче будет добиться мастерства и успеха [7, с. 7].
Самоорганизация времени включает следующие этапы: информацию и коммуникацию, постановку целей (анализ и формирование целей), планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности), принятие решений (принятие решений по предстоящим делам), реализацию и организацию (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач), контроль (самоконтроль и контроль итогов) [2, с. 51].
Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета рассмотрен в статье Реуновой М.А., в которой одним из элементов комплекса ораганизационно-педагоги-ческих условий, способствующего эффективному развитию умений по организации времени, является формирование ценностного отношения студентов ко времени [6, с. 239].
Педагогический аспект временной ориентации личности в совокупностями с ценностями разработан А.В. Кирьяковой [1, с. 37].
Исходя из перечисленных задач, стоящих перед высшим образованием, появляется новая проблема в высшей школе - научить студентов учиться самостоятельно, эффективно управлять своим временем, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов организации самостоятельной работы.
Однако пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности студентов, что показывают результаты эксперимента на выявление основных факторов и условий самоорганизации самостоятельной работы, проводившийся среди студентов Оренбургского государственного университета.
Проблема организации самостоятельной работы и времени студентов была затронута некоторыми отечественными учеными. Так, например, в диссертации Козловской Т.Н. «Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета» определяются педагогические условия самоорганизации времени студента, способствующие формированию «образа будущего» студента университета [2, с. 6]. В диссертации Нешкова А.К. «Педагогические условия организации учебного времени в системе деятельности первокурсников военного ВУЗа» разрешаются противоречия, в том числе между жесткими педагогическими требованиями к индивидуальной организации времени учебно-познавательной деятельности в вузе и отсутствием у первокурсников необходимых навыков его успешной самоорганизации в рамках самостоятельной работы [4, с. 5]. В данных и других исследованиях не затрагивались вопросы о применении наиболее эффективных методов управлением временем, таких как технологии тайм-менеджмента.
В связи с этим целью исследования является выявление возможности применения технологий тайм-менеджмента в организации самостоятельной работы студентов.
Для достижения этой цели исследования ставятся следующие задачи:
1) определить экспериментальным путем уровень организации и отношение к самостоятельной работе и времени студентов;
2) провести обзор существующих технологий тайм-менеджмента;
3) сделать выводы о целесообразности применения технологий тайм-менеджмента в организации самостоятельной работы студентов.
В качестве основных методов исследования были применены теоретический анализ, эксперимент, анкетирование и опрос.
Проведение эксперимента включало решение следующих задач: 1) определение уровня самоорганизации студентов при выполнении самостоятельной работы студентов; 2) выявление факторов, негативно влияющих на успешность организации самостоятельной работы; 3) определение субъективных оценок студентов относительно эффективности использования их времени, времени как ценность, восприятия времени. Цель при этом стояла в анализе условий успешной организации самостоятельной работы студентов во время образовательного процесса.
Эксперимент включал в себя комплекс методов, адекватных цели, задачам и гипотезе исследования (анкетирование, тестирование и опрос студентов по вопросам бюджета времени по организации самостоятельной работы студентов, выявление трудностей при данной организации и предложение решений по устранению проблем при выполнении самостоятельной работы) и проводился в два этапа.
Первый этап включал в себя анкетирование студентов различных годов обучения с целью выявления состояния самоорганизации времени у студентов. Обобщение результатов анкетирования позволило сформулировать основные направления исследования процесса организации самостоятельной работы студентов: определение объективно имеющегося бюджета времени для самостоятельной работы в вузе, анализ субъективных оценок студентами достаточности этого времени для успешной организации самостоятельной работы и динамики индивидуальных затруднений студентов в процессе самоподготовки по годам обучения. На этих результатах основывалось выявление внешне-организационных и педагогических средств улучшения качества самостоятельной работы студентов и выявление динамики общеорганизационных умений студентов в планировании учебного времени от первого к четвертому курсу.
Для определения объективно существующего в вузе бюджета времени на самостоятельную работу нами были использованы следую-
щие нормативные документы: федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учебные планы по направлениям подготовки. В ФГОС ВПО продолжительность учебной недели определена из расчета не более 54 академических часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы (ООП) и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
При этом максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 32 академических часа [5, с. 17]. Анализ же существующих учебных планов в Оренбургском государственном университете показывает, что на разных курсах доля аудиторных занятий составляет не более 50% бюджета учебного времени.
Соответственно остальной бюджет времени отводится на внеаудиторные и практические занятия по физической культуре, факультативы, самостоятельную работу студентов.
На втором этапе эксперимента мы рассмотрели субъективную оценку достаточности объема времени для выполнения самостоятельной работы. В исследовании участвовали 118 студентов факультета информационных технологий Оренбургского государственного университета, в том числе - 14 студентов четвертого курса, 33 - третьего, 36 - второго и 35 - первого. Вначале им было задано два вопроса. Результаты представлены в таблице 1.
Анализ распределения наиболее распространенных трудностей студентов показывает,
что внешне-организационными причинами нехватки времени являются следующие: большой объем дисциплин за учебный год, большой объем видов контрольно-проверочных занятий по дисциплинам, плохая организованность самостоятельной работы преподавателями, отрыв от выполнения самостоятельной работы на другие виды деятельности, неудовлетворительное составление учебного расписания, большой объем заданий на самостоятельную работу. Данные представлены в таблице 2.
Среди личностно-организационных причин нехватки времени можно выделить следующие: недостаточное трудолюбие и усердие в выполнении заданий самостоятельной работы, неумение организовать свое время, слабая школьная подготовка, отсутствие мотивации для выполнения самостоятельной работы, приоритетное выполнение других видов деятельности. Динамика влияния данных факторов на выполнение самостоятельной работы представлены в таблице 3.
Использование технологий тайм-менеджмента имеет два основных направления: личный тайм-менеджмент (самоменеджмент) и корпоративный тайм-менеджмент. В контексте нижеизложенного материала будем затрагивать только личный тайм-менеджмент.
Таблица 1. Представление студентов о достаточности бюджета времени для выполнения самостоятельной работы (в %)
Оценка бюджета времени на выполнение заданий по самостоятельной работе: Студенты разных годов обучения
I II III IV
хватает времени 54 67 58 50
не хватает времени 46 33 42 50
Таблица 2. Внешне-организационные трудности студентов при выполнении самостоятельной работы (в %)
Факторы, влияющие на нехватку времени для выполнения самостоятельной работы I курс II курс III курс IV курс
1. Большой объем дисциплин за учебный год 46 42 61 43
2. Большой объём видов контрольно-проверочных занятий по дисциплинам 31 31 48 29
3. Плохая организованность самостоятельной работы преподавателями 9 33 27 50
4. Отрыв от выполнения самостоятельной работы на другие виды деятельности 43 28 48 43
5. Плохо составленное учебное расписание 63 47 85 36
6. Большой объем заданий на самостоятельную работу 54 47 33 43
В классической системе тайм-менеджмента выделяют следующие элементы (этапы), идущие последовательно друг за другом: анализ времени; постановка целей; планирование; принятие решений; выполнение решений; контроль над выполнением; коммуникации, управленческая информация.
На сегодняшний момент существует огромное количество технологий тайм-менеджмента, созданных отечественными и зарубежными специалистами.
Есть три варианта организации своих важных дел: с помощью обычного листка бумаги, программы-органайзера и онлайн-сервиса.
Приведем наиболее популярные из методик тайм-менеджмента, которые используют в качестве средства планирования листок бумаги: поточные карты и диаграммы, карты и графики Ганта, сетевой анализ, простой органайзер, органайзер с функциями качественного анализа времени, хронокарта Гастева, система вовлечения, SWOT-анализ, выделение приоритетов, выделение уровней целей (ценности-цели-задачи), экспертиза связанности и реалистичности целей, письменная фиксация сроков и первых шагов, SMART-технология постановка целей (по Д. Доурдэну), проектная система постановка целей (по Г. Архангельскому), постановка целей от общего к частному, ситуационный анализ (по Л. Зайверту), бумажные и электронные записные книжки, интеллект-карты (методика Тони Бьюзена), таблица Кови, пропорция планирования времени Парето, матрица Эйзенхауэра, постановка целей от общего к частному, метод планирования 60:20:20 Л. Зайверта, метод ABC, метод «Альпы», теория решения изобретательских задач (Г.С. Альштуллер), технология «ОТПАД» (А. Панфилов), матрица Эйзенхауэра, построение системы делегирования,
оптимизация процедур принятия решений, внедрение мер по информационно-технической поддержке принятия решений, система Getting Thing Done (Дэвид Аллен), модернизация распорядка, деление дел на «гибкие» и «жесткие», обеспечение ритмичности работы, обучение навыкам индивидуального планирования времени (блоки, перекрытие, зазоры), использование контекстов, методы как техника «хронометража», метод «пяти пальцев» (по Л. Зайверту), карты контроля, планирование информационных сетей и информационных потоков в организации, разработка и внедрение систем электронного документооборота (IT-инжиниринг) и т. д.
Для успешного применения знаний организации времени также используются специально предназначенные программные продукты, ориентированные на автоматизацию процессов тайм-менеджмента. Приведем наиболее распространенные из них: планировщик, Time Assist Pro, органайзер, WinLog Assist, Explain, ФинЭкспер-тиза Time, Above & Beyond, Actual Planner, Секретарь, A VIP Simple To Do List, C-Organizer, Life Balance, Tombo, WinOrganizer и т. д. И это далеко не полный перечень программ такого вида.
Основные онлайн-сервисы для тайм-менеджмента: Todoist, Doit.im и т. д.
Также в рамках эксперимента проводился опрос среди преподавателей и студентов об опыте их использования существующих технологий тайм-менеджмента.
Приведем анализ результатов эксперимента и обзора технологий тайм-менеджмента.
Детальный анализ результатов, представленных в таблице 2, показывает, что наибольшую трудность на первых трех курсах вызывает плохо составленное учебное расписание, а на четвертом - плохая организованность самостоятельной работы преподавателями.
Таблица 3. Личностно-организационные трудности студентов при выполнении самостоятельной работы (в %)
Факторы, влияющие на нехватку времени для выполнения самостоятельной работы I курс II курс III курс IV курс
1. Недостаточное трудолюбие и усердие в выполнении заданий самостоятельной работы 51 61 70 21
2. Неумение организовать свое время 49 44 52 36
3. Слабая школьная подготовка 37 33 33 7
4. Отсутствие мотивации для выполнения самостоятельной работы 31 27 61 50
5. Приоритетное выполнение других видов деятельности 54 67 67 43
Далее из таблицы 2 видно, что динамика влияния фактора «большой объем заданий на самостоятельную работу» не изменяется на всем протяжении обучения студентов. При проведении опроса первокурсники отмечали следующее: «Неожиданное получение задания большого объема с малыми сроками сдачи сбивает с намеченного мною плана», «Много идет заданий на самостоятельное выполнение», «Хотелось бы, чтобы было побольше лекционных занятий для того, чтобы лучше понимать предмет, вследствие чего легче будет сделать самостоятельные задания». Данный факт констатирует о том, что студенты при поступлении и по окончании вуза так и не научились организовывать свое время.
По поводу недостатков составления учебного расписания студенты с первого по четвертый курс отметили следующее: неравномерность учебной нагрузки, большое количество пар в день, неправильная постановка пар в расписании по физической культуре.
Если рассмотреть фактор «плохая организованность самостоятельной работы», то мы видим незначительное влияние такого фактора для первого курса и значительное на последующих. Этот факт показывает, что первокурсники в первую очередь винят себя за свою неуспеваемость в университете, а по мере перехода на старшие курсы винят во всем преподавателей. Проявляется так называемый «синдром выученной беспомощности».
В таблице 3 одним из высоких показателей негативного влияния на успешность выполнения самостоятельной работы является приоритетное выполнение других видов деятельности, причем динамика влияния данного показателя не снижается с первого по четвертый курс. Студенты при проведенном опросе отметили следующие приоритетные виды деятельности: охота, рыбалка, встречи с друзьями, работа, интернет, работа по дому, волейбол, походы, занятия творческой деятельностью. Данный факт может свидетельствовать о том, что студенты изначально видят туманное представление о своей профессиональной деятельности и из-за этого теряют интерес к преподаваемым им дисциплинам.
Не может и огорчать тот факт, что значительное влияние оказывает фактор «отсутствие мотивации для выполнения самостоятельной работы» и при этом динамика по снижению дан-
ного влияния не наблюдается на всем протяжении обучения студентов в университете.
Весовыми причинами, мешающими качественной организации самостоятельной работы, являются недостаточное трудолюбие и усердие в выполнении заданий самостоятельной работы и неумение организовывать свое время, при этом показатели данных факторов опять снижаются на четвертом курсе.
При опросе студенты прокомментировали фактор «недостаточное трудолюбие и усердие в выполнении заданий самостоятельной работы» следующим образом: «Я бываю слишком ленивым», «Если я не понимаю, то мне не хочется выполнять задания», «Нет желания делать некоторые предметы», «Быстро утомляюсь при выполнении задач», «Иногда нет настроения», «Бывает во время выполнения самостоятельной работы немного устаешь и заканчиваешь работу «так пойдет», так как долго сидеть над заданиями лень», «Оставляю выполнение задания на потом». Это говорит о том, что студенты, возможно, не определились со своим профессиональным будущим или не умеют управлять своим временем, чтобы успевать сделать самое необходимое. Об этом также говорит значительное влияние малоизменяющегося фактора «неумение организовывать свое время».
По устранению негативного влияния внешне-организационных и личностно-организаци-онных факторов при собеседовании студенты выделили следующие решения:
- изменить отношение к учебе (1%);
- уменьшить количество дисциплин, контрольных, объем заданий на самостоятельную работу (5%);
- увеличить количество лекционных и практических занятий (2%);
- улучшить систему поощрений (7%);
- нужно тренировать силу воли (3%);
- читать больше литературы (1%);
- научиться правильно планировать время (13%);
- сделать равномерным расписание занятий (9%);
- все зависит от меня, поэтому нужно больше трудиться над собой и тогда все получится (9%);
- повысить уровень образования в сельских школах (2%);
- нужны цель и мотивация (6%);
- четко формулировать задания на самостоятельную работу (5%);
- введение дополнительных занятий для «неуспевающих» (3%);
- самоорганизация зависит от самого человека, поэтому нужно работать над собой (15%);
- нужен четкий график выполнения заданий (12%);
- проводить тренинги, касающиеся распределения личного времени (7%).
Результаты эксперимента показывают, что одним из негативно влияющих факторов на успешность организации самостоятельной работы студентами является неумение управлять собой, временем, делами.
Таким образом, освоение студентами технологических приемов тайм-менеджмента позволит: анализировать свое время с целью рационального его использования, формулировать и ставить перед собой краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, четко планировать свои дела, оперативно принимать решения и эффективно выполнять их, производить самоконтроль и контроль итогов выполнения своей деятельности. Развитие навыков эффективной организации самостоятельной работы студентов необходимо осуществлять в двух направлениях: освоение технологий тайм-менеджмента преподавателями высшего учебного заведения и использование полученных знания для организации самостоятельной работы студентов.
17.12.2012
Список литературы:
1. Кирьякова, А. В. Ориентация личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова // Magister. - 1998. - № 4. - С. 37-50.
2. Козловская, Т. Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета : авто-реф. дисс. канд. пед. наук / Т. Н. Козловская. - Оренбург, 2005. - 18 с.
3. Нестик, Т. А. Отношение к времени в малых группах и организациях / Т. А. Нестик . - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 296 с.
4. Нешков, А. К. Педагогические условия организации учебного времени в системе деятельности первокурсников военного вуза : автореф. дисс. канд. пед. наук / А. К. Нешков. - Брянск, 1999. - 21 с.
5. Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : зарегистр. в Минюст России от 16.12.09 г. № 15640. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m553.html.
6. Реунова, М. А. Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета / М. А. Реунова // Вестник ОГУ. - 2012. - № 2. - С. 237-242.
7. Шаламов, В. В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях. Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения / В. В. Шаламов. - Екатеринбург : УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Сведения об авторе:
Стрекалова Ирина Игоревна, преподаватель кафедры управления и информатики в технических системах Оренбургского государственного университета 460000, г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, 5, ауд. 14337, тел. (3532) 372558, е-mail: [email protected]
UDC 378:005.32 Strekalova I.I.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
APPLICABILITY OF TIME-MANAGEMENT TECHNIQUES FOR THE EFFICIENT ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS
The article deals with the organization of independent work by students in connection with the increase extracurricular work in the federal state educational standards. To solve this problem, we propose the use of time-management technology in the educational process. Key words: independent work, time-management, management of time.