Научная статья на тему 'Т. Е. Евсеев и фольклористика марийского края'

Т. Е. Евсеев и фольклористика марийского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
417
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. Е. Евсеев и фольклористика марийского края»

смысла. Мы подчеркнем только один факт: обращает на себя внимание, что с возрастом происходит постепенный рост числа отрицательных событий и уменьшение положительных. Названная особенность во многом объясняется тем, что на протяжении жизни у людей накапливается опыт отрицательных отношений с другими людьми.

Результаты исследования позволяют

говорить о существовании в долговременной памяти двух хранилищ: в первом сосредоточена психологическая информация, в том числе события, связанные с межличностным общением, во втором — предметная информация. Это еще раз подтверждает нашу гипотезу о наличии у человека двух отличных друг от друга видов памяти: психологической и предметной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Величковский Б. М. Автоматизмы памяти / Б. М. Величковский / / Исследование памяти. М., 1990. С. 54 - 79.

2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. 356 с.

3. Солсо Р. Модели памяти / Р. Солсо // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2000. С. 547 - 582.

4. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни / 3. Фрейд. М., 1926. 256 с.

5. Shepard Р. N. Recognition memory for words, sentences and pictures / P. N. Shepard / /J. Verb. Learn and Verb. Behav. 1967. Vol. 6. P. 156 - 163.

6. Standing L. Learning 10 000 pictures / L. Standing // J. Exp. Psychol. 1973. Vol. 25. P. 117 - 125.

Поступила 06.05.04.

Филология, журналистика

Т. Е. ЕВСЕЕВ И ФОЛЬКЛОРИСТИКА МАРИЙСКОГО КРАЯ

М. В. СИДОРОВА, аспирант

Тимофей Евсеевич Евсеев — один из виднейших марийских краеведов, который внес значительный вклад в этнографию и фольклористику парода. Он родился в 1887 году в деревне Азъял Моркинского уезда. Любовь к народному творчеству у Тимофея зародилась еще в юные годы. Он был грудным ребенком, когда умерла его мама. Воспитанием мальчика за-

нялась бабушка, которая и заложила в нем интерес к фольклору.

В 1905 — 1906 годах в этих местах изучали быт и язык марийцев финский ученый Юрье Вихмаи и его жена Юлия. Они собирали грамматический, лексический, фольклорный, этнографический материал, и для общения с сельчанами им был необходим переводчик. Им стал

© М. В. Сидорова, 2004

Т. Е. Евсеев, знавший не только язык, но и народные обычаи. Так он впервые получил в общих чертах навыки работы с произведениями народной культуры, а Юлия Вихмаи пробудила в пареньке тягу к дальнейшей этнографической деятельности. Ученые заметили в нем незаурядные способности и умение найти подход к людям, поэтому предложили ему и после их отъезда собирать и присылать материалы в Финно-угорское общество. Именно благодаря тесным связям с этой организацией он смог сделать многое для развития марийской культуры.

В 1908 году с целью обучения фольклорной работе и написания научных трудов Т. Е. Евсеева направляют на стажировку в Хельсинки. Его сотрудничество с Финно-угорским обществом укрепилось. Все свободное время он посвятил розыску фольклорного материала.

Т. Е. Евсеев был убежден в том, что фольклорные произведения сами по себе не могут целиком отражать народную жизнь. Поэтому он опирался в первую очередь на обряды и обычаи. К своим иследованиям Тимофей Евсеевич приобщил учеников. В течение двадцати лет он отсылал ценные, объемные сведения о фольклоре (сказки, песни, предания,загадки, пословицы) и этнографии (семейные обряды, постройки, народный костюм, еда, традиционные праздники, обычаи, связанные с полевыми работами), которые впоследствии частично были использованы в публикациях. В поездки краевед брал фотоаппарат. Известны свыше 300 его снимков. Финские ученые Ю. Вихман, А. Хейкель, А. Хямялай-нен, И. Хольмберг, И. Маииинен, позднее А. Алхониеми, С. Сааринен, И. Лехтинен не раз обращались к богатому фонду рукописей Т. Е. Евсеева.

В 1924 году Тимофея Евсеевича назначают директором Марийского областного музея, который стал его главной заботой. Под его руководством он превратился в один из центров научной и культурно-просветительской работы. Добившись выделения отдельного здания под музей, Т. Е. Евсеев способствовал значительному расширению возможностей для хранения фондов, обработки и изучения материалов, экспозиции документов й

вещей. Им были привлечены местные художники для создания изобразительных материалов. Чтобы ознакомиться с опытом работы в данной сфере он совершил поездки в Центральный музей народоведения (г. Москва), Вятский краеведческий и Финский национальный музей в Хельсинки.

После образования марийской автономии Т. Е. Евсеев опубликовал некоторые свои труды. Ученый выступал на многих конференциях с докладами, статьями, результаты исследований народного творчества изложил в статьях, печатавшихся в газетах и журналах. Они касались вопросов не только быта и культуры, но и этики поведения. Примечательна работа «Важнейшие моменты правового быта и обычного права марийского народа».

В годы репрессий прекращается научная деятельность марийского исследователя. Т. Е. Евсеев — одна из жертв сталинского режима. Многолетнее сотрудничество с финскими учеными имело трагические последствия. В январе 1931 года он был арестован и ложно обвинен в принадлежности к «контрреволюционной группе». Его приговорили к 3-летней ссылке в Нижний Новгород. Позднее, в 1937 году Т. Е. Евсеева арестовали снова. Научно-краеведческое наследие его было уничтожено. Сохранилась лишь самая малость его, опубликованная в периодических изданиях, которые можно найти в библиотеках имени С. Г. Чавай-на и МарНИИ.

Наиболее полно его работы представлены в Финляндии. Финно-угорское общество в Хельсинки располагает обширным рукописным фондом, содержащим богатую информацию об устном творчестве, истории, культуре, обрядах, обычаях, религии марийского народа. В настоящее время вышли 4 тома фольклорных произведений Тимофея Евсеевича Евсеева. Первый свод народных сказок и легенд под редакцией финских ученых Алхо Алхониеми и Сиркки Сааринен увидел свет в 1983 году. В 1989 году издан второй том, куда вошли такие произведения, как приметы, пословицы, загадки, шутки, толкования снов. Все представленное в этих книгах записано на родине краеведа. В третий (1992 год) и четвертый

(1994 год) тома включены молитвосло-вия, песни. Эти книги образуют свод «Ка-лык ойпого» («Народный фольклор»). Материалы, собранные Т. Е. Евсеевым, охватывают многие стороны жизни марийского крестьянства, раскрывают его самобытную культуру и служат одним из средств просвещения народа, воспитания подрастающего поколения.

После реабилитации в 1956 году наследие Тимофея Евсеевича стало известно не только в республике, но и за ее пределами. Его вкладу в изучение этнографии и фольклора родного народа посвящен ряд работ марийских, финских, венгерских исследователей.

Т. Е. Евсеев — большой знаток материальной и духовной культуры марийцев. Современное поколение национальных ученых высоко ценит как заложенные им научные традиции, так и обогатившие этнографию и фольклористику интересные материалы, почерпнутые в гуще народной жизни.

Жизни и творчеству Тимофея Евсеевича Евсеева посвящено немало изданий. Укажем некоторые из них.

Апакаев П. А. Просветители марийского края / П. А. Апакаев. Йошкар-Ола, 1990.

С. 108 - 111.

«Дело федералистов» // Трагедия народа: Книга памяти жертв политических репрессий РМЭ. Йошкар-Ола, 1996. Т. 1. С. 111 - 120.

Евсеев Т. Е. Калык ойпого (Г. Гадиатов ден С. П. Чеснокова марланденыт) / Т. Е. Евсеев. Йошкар-Ола, 1994. 208 с.

Краевед Т. Е. Евсеев: материалы конф., посвящ. 100-летию со дня рождения. Йошкар-Ола, 1988. 104 с.

Марий Эл: Время, события, люди. Йошкар-Ола, 1997. С. 31 - 33.

Петров В, Суапле тунгалтыш / В. Петров // Ямде лий. 1981. 16 мая.

Сануков К. Я. Тимофей Евсеев / К. Н. Сануков// Марийский археологический вестник. 1995. № 5. С. 77 — 98.

Сепеев Г. А. Тимофей Евсеевич Евсеев / Г. А. Сепеев // Марийский археологический вестник. 1997. № 7. С. 203 — 205.

Сепеев Г. Финн шпионын чыи лумжым портылмо / Г. Сепеев// Марий Эл. 1997. 19 февр.

Собрание марийского фольклора Т. Евсеева: сказки, былины, народные сказания / изд. Алхо Алхониеми, Сиркки Сааринен. Хельсинки, 1983. 16 с.

Alhoniemi А. Timofej Jevsevjevs folklore Sammlungen aus dem tscheremissischen (II) (Märchen, Sagen und volkserzahlungen) / A. Alhoniemi, S. Saarinen. Helsinki: Suomalais-ugrilaisen Seura, 1983. 199 s.

Saarinen S. Timofej Evsevjes folklore Sammlungen aus dem tscheremissischen (II). Vokzeichen, traumdeutungen, sprichworter spttverse und ratsei Herausgegeben von / S. Saarinen. Helsinki: Suomalais-ugrilaisen Seura, 1989. 313 s.

Saarinen S. Timofej Evsevjes folklore Sammlungen aus dem tscheremissischen (III). Sebete und Zauberspruche Herausgegeben von / S. Saarinen. Helsinki: Suomalais-ugrilaisen Seura, 1992. 237 s.

Saarinen S. Timofej Evsevjes folklore Sammlungen aus dem tscheremissischen (IV). Leder Herausgegeben von / S. Saarinen. Helsinki: Suomalais-ugrilaisen Seura, 1994. 447 s.

Поступила 17.07.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.