СЁРЕН КЬЕРКЕГОР И ЕГО ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ Буйнова К.Е.1, Ильина Д.А.2
1Буйнова Ксения Евгеньевна - студент, 2Ильина Дарья Андреевна - студент, кафедра общественного здоровья, здравоохранения и гуманитарных дисциплин, факультет: лечебного дела Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: Сёрен Кьеркегор - известный датский философ XIX века, который внес значительный вклад в развитие экзистенциальной философии. Он утверждал, что свобода личности является ключевым аспектом человеческого существования. В своих работах Кьеркегор исследовал различные аспекты свободы, включая свободу выбора, свободу воли и свободу от социальных норм и ожиданий. Однако, для Кьеркегора свобода не означает отсутствие ограничений или ответственности. Напротив, он подчеркивал, что свобода требует принятия ответственности за свои действия и решения. Это включает в себя готовность столкнуться с последствиями своего выбора и способность принимать риски. Кьеркегор также утверждал, что истинная свобода достигается через веру в Бога. Он видел религию как путь к освобождению от общественных и материальных забот, позволяющий человеку сосредоточиться на духовном развитии. Ключевые слова: философия, Кьеркегор, экзистенциализм, свобода.
SEREN KIERKEGAARD AND HIS PHILOSOPHY OF FREEDOM
Buinova K.E.1, Ilina D.A.2
1Buinova Kseniya Evgenievna- student, 2Ilina Darya Andreevna- student, DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH, HEALTHCARE, AND HUMANITIES, FACULTY:
GENERAL MEDICINE KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK
Abstract: Seren Kierkegaard was a famous Danish philosopher of the nineteenth century who made a significant contribution to the development of existential philosophy. He argued that individual freedom is a key aspect of human existence. In his works, Kierkegaard explored various aspects offreedom, including freedom of choice, freedom of will, and freedom from social norms and expectations. However, for Kierkegaard, freedom did not mean the absence of constraints or responsibility. Rather, he emphasised that freedom requires taking responsibility for one's actions and decisions. This includes the willingness to face the consequences of one's choices and the ability to accept risks. Kierkegaard also argued that true freedom is achieved through faith in God. He saw religion as a way to liberate oneself from social and material concerns, allowing one to focus on spiritual development. Keywords: philosophy, Kierkegaard, existentialism, freedom.
УДК 141.32
Сёрен Кьеркегор - датский философ, иррационалист, один из наиболее известных западных основателей экзистенциальной философии, предтеча философского направления, которое в 20 веке получило название «экзистенциализм». Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека -экзистенция (от позднелат. existentia- существование). Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера). Кьеркегор показывает роль страха, отчаяния, свободного выбора на пути к вере - высшему способу существования человека в мире. К основным произведениям философа относятся «Или - или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти». Чаще всего Кьеркегор пользуется «косвенным» способом изложения своих мыслей: основные его произведения написаны от имени вымышленных персонажей.
Экзистенциальная философия.
В связи с обоснованием новой темы философии - экзистенциального существования человека - Кьеркегор подверг критике рационалистическую философию, прежде всего философию Гегеля. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа. «Главный вопрос человеческого существования - быть или не быть?», - пишет Кьеркегор, что может иметь только субъективное значение. "Страсть - это всего лишь субъективность, но при объективном подходе ее вообще не существует». Кьеркегор считает, что предметом философии должен быть единый, уникальный, неповторимый, специфический субъект, следовательно, экзистенциальная истина и универсальность несовместимы.
Научное мышление, пишет Кьеркегор « - это мышление, в котором нет мыслящего». "Абстрактное мышление помогает мне обрести бессмертие, сражаясь со мной как с индивидуумом до смерти и тем самым даруя
бессмертие». Способ познания истины признается в экзистенциальной философии не как мысль, а как опыт. «Отправной точкой для достижения Абсолюта является не сомнение, а отчаяние».
"Или - или": потребность в выборе и свободе. В отличие от Гегеля, Кьеркегор считает, что во всемирной истории преобладает необходимость, а не свобода. Но "внутренняя, душевная жизнь индивида принадлежит ему одному", и никакая другая история, кроме его собственной, не должна их касаться. Когда вы боретесь за свободу, вы боретесь за будущее. Он выбирает не что-то окончательное, а абсолют. И этим абсолютом является он сам в его вечном значении. Неуверенность в жизни может привести к моменту, когда выбирать уже не из чего, «другими словами - жизнь выбрала человека, и он потерял себя, свое «я».
Философия отчаяния.
Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, «ведь это Я - наше владение, наше бытие - это одновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».
Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна: человек не осознает «своего духовного предназначения». Это и есть отчаяние. «Никто не свободен от отчаяния». Однако человек, который осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те люди, которые его не осознают. Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.
Способы человеческого существования.
Кьеркегор отличает этический способ существования от эстетического следующим образом: «Эстетическим началом может называться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится». Этический человек («трагический герой») «отрекается в отношении себя самого для того, чтобы выразить всеобщее», а религиозный человек («рыцарь веры») «отрекается в отношении всеобщего, чтобы стать единичным индивидом». «Собственными силами человек может стать трагическим героем, но только не рыцарем веры». Трагический герой способен к самоотречению, но не способен к вере.
1. Эстетическое существование.
Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.
Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен. Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты». Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.
2. Этическое существование.
Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.
Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.
Этическому человеку присуще «мужественное отчаяние», или «отчаяние-вызов», когда желают быть собою. Моральная ответственность не дает личности рассыпаться «в песок мгновений», но так как «этик» полагается только на себя и «ничего не хочет знать о вечности», отчаяние не преодолевается.
3. Существование в вере.
Если в своем произведении «Или - или» Кьеркегор показывает превосходство этического способа существования над эстетическим, то в трактате «Страх и трепет» он настаивает на том, что «высшая страсть в человеке - это вера», а религиозный способ существования, способ существования «рыцаря веры», превосходит этический.
«Этическое, как таковое, есть нечто всеобщее». «Рыцарь веры», как и сам Кьеркегор, ставит единичное выше всеобщего. «Существует абсолютный долг перед Богом; ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта относится к абсолюту». И это может приводить «рыцаря веры» к поступкам, которые противоположны тому, что требует от него этический долг.
Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния». Отчаяние - грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению. Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, а вера.
Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, которая предвосхищает бесконечность». В этом Кьеркегор с ним согласен. Но для Кьеркегора вера является высшей духовной способностью человека. Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. Преобладание одной из сторон этого единства он считал причиной отчаяния. Что же, по его мнению, помогает человеческому Я соблюдать меру? - Сознание. Сознание в философском учении
Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!
Философское учение Кьеркегора не было по достоинству оценено его современниками. Зато в 20 веке, когда возникла массовая культура, уничтожающая личность, когда потребительская культура вытеснила духовность, когда мировые войны поставили все человечество перед выбором «быть или не быть», когда страх и отчаяние коснулись каждого, прозрения Кьеркегора оказались более чем актуальными.
Список литературы /References
1. Бурцев М.А. Кьеркегор С.: понятие экзистенции // Система ценностей современного общества. 2010. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kierkegor-s-ponyatie-ekzistentsii.
2. Проблема человеческой экзистенции в философии С. Губин Валерий Дмитриевич, Зенин Кирилл Владимирович, 2014.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magisteria.ru/existentialism/kierkegaard_p1?ysclid=lw7sfmnvd4187037083
4. Степанович В.А. История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
5. ВасильевА.В. Экзистенциальная диалектика в работах С. Кьеркегора / А. В.Васильев // Modern Science. - 2021. - № 7. - С. 182-185. - EDN VBETXA.