Научная статья на тему 'О религиозной философии Сёрена Кьеркегора'

О религиозной философии Сёрена Кьеркегора Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
285
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сёрен Кьеркегор / предэкзистенциализм / экзистенция / трансценденция / «чистое христианство» / «Страх и трепет» / Søren Kierkegaard / preexistentialism / existence / transcendence / “Fear and Trembling”

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осколков С. С.

Статья посвящена личности и творчеству датского философа и богослова середины XIX века Сёрена Кьеркегора. Перечисляются основные труды философа. Все его творчество проникнуто поиском «чистого христианства». Рассматривается его концепция о трех стадиях жизненного пути человека. Подчёркивается значение философии Кьеркегора, поставившей понятие религиозной экзистенции в центр размышлений о человеке. Описывается понятие «стремление» и показывается его ключевое значение в реализации жизненного пути человека. Уделяется внимание особым, парадоксальным определениям, данным Кьеркегором таким понятиям, как истина и вера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Religious Philosophy of Søren Kierkegaard

The article is dedicated to the personality and legacy of Danish philosopher and theologian Søren Kierkegaard. The philosopher’s main works are reviewed. All his works are imbued with the experience of searching for a “pure Christianity”. Consideration is given to his concept of a person’s three stages on life’s way. Emphasis is placed on the importance of Kierkegaard's philosophy, which placed the idea of religious existence in the center of reflections on human life. The term “aspiration” is described, including a demonstration of its key significance in the realization of a person's way in life. Attention is paid to Kierkegaard’s special, paradoxical definitions of truth and faith.

Текст научной работы на тему «О религиозной философии Сёрена Кьеркегора»

О религиозной философии Сёрена Кьеркегора1

С. С. Осколков

Статья посвящена личности и творчеству датского философа и богослова середины XIX века Сёрена Кьеркегора. Перечисляются основные труды философа. Все его творчество проникнуто поиском «чистого христианства». Рассматривается его концепция о трех стадиях жизненного пути человека. Подчёркивается значение философии Кьеркегора, поставившей понятие религиозной экзистенции в центр размышлений о человеке. Описывается понятие «стремление» и показывается его ключевое значение в реализации жизненного пути человека. Уделяется внимание особым, парадоксальным определениям, данным Кьеркегором таким понятиям, как истина и вера.

Ключевые слова: Сёрен Кьеркегор, предэкзитен-циализм, экзистенция, трансценденция, «чистое христианство», «Страх и трепет»

On the Religious Philosophy of Soren Kierkegaard

Sergei S. Oskolkov

The article is dedicated to the personality and legacy of Danish philosopher and theologian Soren Kierkegaard. The philosopher's main works are reviewed. All his works are imbued with the experience of searching for a "pure Christianity". Consideration is given to his concept of a person's three stages on life's way. Emphasis is placed on the importance of Kierkegaard's philosophy, which placed the idea of religious existence in the center of reflections on human life. The term "aspiration' is described, including a demonstration of its key significance in the realiza-

1 Статья подготовлена под руководством доктора философских наук, профессора Н. X. Орловой.

tion of a person's way in life. Attention is paid to Kierkegaard's special, paradoxical definitions of truth and faith.

Keywords: Soren Kierkegaard, preexistentialism, existence, transcendence, "Fear and Trembling"

Введение

Сёрен Кьеркегор ( Kierkegaard; 1813-1855)

прожил короткую и, с точки зрения обывателя, не самую счастливую жизнь.2 Детство будущего философа прошло под моральным доминированием отца, центральными идеями которого были греховность человека вообще, собственная греховность и проклятие, по его мнению, лежащее на всей их семье, связанное с эпизодом, когда он сам, будучи ребёнком, проклял Бога.

В семнадцать лет Сёрен, очевидно, также по воле или под влиянием отца, поступает на теологический факультет Копенгагенского университета, однако далёк от религиозности и ведёт, как он позже называл, эстетически ориентированный образ жизни.

В двадцать пять лет знакомится с девушкой по имени Регина Ольсен и спустя два года делает ей предложение. Меньше чем через год защищает диссертацию «О понятии иронии» (1841), расторгает помолвку с Региной и уезжает в Германию, где около полугода слушает лекции Шеллинга в Берлинском университете. Затем возвращается в Копенгаген, из которого уже никогда не уедет до смерти (1855) и, уйдя в писательство, как уходят в монашество, работает над главной темой своей жизни и творчества - стадиями жизненного пути человека.

Тему эту он раскрывает сначала в поэтически -психологическом ключе в трактате «Или-или» (1843), позже придаёт ей религиозно-психологическую форму в

2 Здесь и далее биографические сведения о Кьеркегоре приводятся по: [1; 2; 3; 8].

произведениях «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), и наконец, в «Философских крохах» (1844) и «Заключительном ненаучном послесловии к "Философским крохам"» (1846) развивает в философскую систему, экзистенциальную диалектику.3 Во всех трудах, включая и более позднюю «Болезнь к смерти» (1849), Кьеркегор мысленно обращается к Регине Ольсен и находится во внутреннем диалоге с бывшей невестой, любовь к которой не оставляет его до конца жизни.

Последние пять лет жизни ничего не публикует, за исключением антиклерикальных проповедей, толчком к появлению которых стал некролог, написанный епископом Мартенсеном на смерть его предшественника епископа Мюнстера. В нем умерший глава Датской церкви был назван «свидетелем истины», в то время как в христианской традиции подобный термин применим только к мученикам и, по мнению Кьеркегора, немыслим по отношению к человеку, который при жизни не был лишён и не чурался земных благ.

Надо заметить, что на всём протяжении творческого пути Сёрен Кьеркегор своей главной задачей видит возрождение «чистого христианства», «христианства как такового» (Christentum) в противовес «существующему христианству» (Christenheit).

Остановимся кратко на понимании трёх стадий жизненного пути человека по Кьеркегору - эстетической, этической и религиозной. Три стадии - это три направления ориентации, три типа или три уровня мышления, отличающиеся друг от друга идеалом, к которому человек стремится. На эстетической стадии это стремление к прекрасному, на этической - к моральному, на религиозной - к Богу.

Поскольку для Кьеркегора стремление (также он это называет страстью и заинтересованностью) - ключе-

3 См.: [6; 7].

вое понятие в самореализации человека, позволим себе для большей ясности использовать термин «стадия». Подразумевая, что теперь мы можем говорить о стадии стремления к эстетическому идеалу, стадии стремления к этическому идеалу и стадии стремления к абсолютному идеалу.

Кьеркегор показывает, что жизнь человека в первых двух стадиях может прийти к тупику, к отчаянию. На эстетической стадии этот тупик - «отчаяние возможного» - рассредоточение своего Я, потеря Я в поисках прекрасного. На этической - «мужественное отчаяние» -осознание невозможности преодоления своей греховности, своего несовершенства перед лицом совершенного абсолюта - Бога.

В обоих случаях человек оказывается перед выбором - оставаться в тупике и жить в отчаянии на текущей стадии или осуществить переход, прыжок (экзистенциалисты позже скажут «трансцендироваты) на следующую стадию, высшую относительно текущей.

Предэкзистенциализм Сёрена Къеркегора

Экзистенциализм как отдельное направление в философии, получил своё развитие значительно позже лет жизни Къеркегора. Однако его философия во многом предвосхитила философию экзистенциализма, и если не дала ответы, то поставила вопросы, над которыми позже работали экзистенциалисты: накануне Первой мировой войны в России (Бердяев, Шестов), между двумя мировыми войнами в Германии (Хайдеггер, Ясперс и др.), во время Второй мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, Камю и др.). Открылась область экзистенциальных проблем, в которую до датского философа никто не входил.

Безусловно, Кьеркегор не является единственным «предтечей» экзистенциалистов. Тут можно назвать и Ницше, и Достоевского, и других философов и писате-

лей. Но именно Сёрен Кьеркегор впервые вводит термин «экзистенция» (позднелат. existentia - существование) , от которого происходит название этого важнейшего течения философской мысли XX века.

Вопрос, которым занимаются экзистенциалисты -онтологический, таким образом, они размышляют о том, что такое бытие. И отвечая на этот вопрос, стремясь преодолеть интеллектуализм рационалистической философии и науки, они говорят, что бытие не является ни эмпирической реальностью (как в материализме), ни рациональной конструкцией, ни «умопостигаемой сущностью» (как в идеализме), а является индивиду как нечто непосредственное, постигаемое лишь интуитивно.

Экзистенция - бытие, как оно открыто человеку. То есть, по сути, бытие для экзистенциалистов есть внутренний мир человека, но не абстрактного человека, а конкретного индивида, находящегося в конкретной ситуации, имеющего уникальные, свойственные только ему одному, переживания. Именно такой взгляд на бытие и на человека впервые продемонстрировал Кьеркегор.

Одно из основных свойств человеческого существования - его смертность, его конечность и осознание им этой конечности. Иначе говоря, человек - единственное существо, являющееся смертным и знающее об этом. Из этого знания вытекает страх. Феномен страха, важный для экзистенциалистов, также впервые рассматривает Кьеркегор.

Страх по Кьеркегору - это не боязнь чего-то конкретного, а некое сильное метафизическое волнение перед неизвестностью, вызванное осознанием своей конечности. Называя страх «симпатической антипатией и антипатической симпатией», философ для описания этого чувства приводит в пример любопытство ребёнка, которого неизведанное пространство и пугает, и манит одновременно.

С этим тесно связано ещё одно важное свойство экзистенции - стремление выйти за свои пределы, «транс-цендировать» (лат. transcendens - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) - термин, о котором мы упоминали, говоря о переходах от одной стадии жизненного пути к другой. Понятие о том, куда осуществляется выход, различается у атеистических экзистенциалистов (Сартр, Камю) и религиозных (Бердяев, Ясперс, Марсель).

Проводя параллель с Кьеркегором, можно ещё раз сказать, что трансцендирование - по экзистенциалистам - близко по смыслу к переходу на следующую стадию - по Кьеркегору. Этот переход есть выход за пределы своего отчаяния в новую сферу, высшую относительно предыдущей.

Но вернёмся на столетие назад, в эпоху, когда живёт и трудится Сёрен Кьеркегор. Будучи в сфере онтологии безусловной вершиной находящейся в расцвете немецкой классической философии, Георг Вильгельм Фридрих Гегель создаёт стройную, всеобъемлющую концепцию мироздания с позиции абсолютного идеализма. В этой концепции он преодолевает дуализм разума и природы, описывая единую первооснову мира - абсолютную идею - «Мировой дух», который «отчуждает себя» в виде природы и человека и с помощью человеческого мышления в акте творчества «возвращает себя».

Но говоря о человеке, Гегель имеет в виду человека абстрактного, всеобщего, лишённого индивидуальных черт. Точнее сказать, индивидуальные особенности конкретного человека, а также его уникальная ситуация, оказываются в философии Гегеля вынесенными за скобки как несущественные детали. А для Кьеркегора, и в последствии экзистенциалистов, именно они - самое важное, вернее даже: единственное важное. Они являются сутью человеческого существования, то есть сутью бытия.

Безусловно, не только Сёрен Кьеркегор критикует онтологию Гегеля. Можно назвать и уже упоминавшегося Фридриха Шеллинга4, и Карла Маркса, и Людвига Фейербаха, и других. Приведём высказывание последнего, которое, по мнению американского философа-экзистенциалиста и религиозного философа XX века Пауля Тиллиха, «наиболее ясно выражает общую позицию экзистенциальных мыслителей»: «Не стремись быть философом в противовес своему бытию человека - не думай как мыслитель - думай как живое, реальное существо - думай в существовании» [10, ^455].

Сам Тиллих, рассуждая о контексте времени, в котором живёт Кьеркегор, говорит о начале эпохи индустриализации, дегуманизирующее воздействие которой всё увеличивалось, и о нарастающем кризисе христианства, уходящего из массового сознания западной цивилизации.

Вот, что пишет Пауль Тиллих далее: «Экзистенциальная позиция могла проявиться как попытка изменить невыносимый объективный мир с помощью революционной трансформации, основанной на страстной (здесь и далее курсив наш - С. О.) субъективности его главных жертв, - таков путь Маркса. Либо она могла проявиться как попытка избавиться от гнёта рациональной объективности с помощью страстной воли высших человеческих существ, - таков путь Ницше. Либо она могла проявиться, как уединение страстного религиозного индивида в своём духовном центре с целью обнаружить там то, что невозможно обнаружить где-

4 Любопытный исторический факт: в 1841-1842 годах на лекциях Шеллинга в Берлинском университете в качестве слушателей находились одновременно в одной аудитории три, в последствии выдающихся, всемирно известных и предельно «разнонаправленных» философа, это - Фридрих Энгельс, Михаил Бакунин и наш герой -Сёрен Кьеркегор.

либо в объективном мире - предельный смысл жизни, Бога- таков путь Киркегора» [10, с. 455-456].

Мы хотели бы обратить внимание на трижды встречающийся в приведённом отрывке эпитет «страстный»: «страстной субъективности», «страстной воли», «страстного индивида». Выше упоминалось, что страстъ=стремление=заинтересованностъ для Кьер-кегора - главное в самореализации человека, «движущая сила», с помощью которой человек «создаёт» себя как индивида.

Позже экзистенциалисты отметят что, как также было сказано выше, открытость трансцендированию, стремление выйти за свои пределы - важнейшее качество экзистенции. Немецкий философ и психолог Франц Брентано вводит для этого термин «интенцио-нальность» - центральное свойство человеческого сознания - постоянная направленность на какой-то предмет за пределами самого сознания. Экзистенциалисты, стремясь раскрыть онтологический смысл сути человеческого существования - переживания, - также показывают, что основное его свойство - постоянная направленность на нечто трансцендентное самому переживанию.

Вспомним знаменитую формулу Рене Декарта, лежащую в основе рационалистической философии: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). Так вот, Сёрен Кьеркегор мог бы сказать так: «Aspiro ergo sum» («Я стремлюсь, следовательно, я существую»). Безусловно, имеется в виду не физическое, не биологическое существование, а то, что философ называет «подлинным существованием»=«экзистенцией».

Для иллюстрации отличия подлинно существующего, экзистирующего человека от неподлинно существующего, Кьеркегор проводит параллель с двумя извозчиками. Один из них активно управляет лошадьми, то прибавляет темп, то осаживает, выбирает, куда сворачивать

на развилках. Другой же тоже держит в руках поводья, но держит их смирно, никак не воздействуя и, следовательно, фактически лошадьми не управляя.

Оба человека в описанной картине в данный момент являются извозчиками, так как оба сидят на козлах и не отпускают поводьев. Обе повозки двигаются и рано или поздно прибудут к тому или иному местоположению, отличному от исходного. Но только первый извозчик действительно является извозчиком. Или, иначе говоря, является извозчиком в экзистенциальном смысле.

Подобно этому, только активно стремящийся к своей, индивидуальной цели, постоянно управляющий своим сознанием и своей жизнью субъект - действительно существует, экзистирует, другими словами, самореализуется как индивид в постоянных актах свободного выбора. Приведём слова философа: «Само существование, акт существования, есть стремление <...> (и) это стремление бесконечно» [4, а392].

Вспоминая о трёх стадиях жизненного пути, отметим, что именно по причине показанного только что, мы позволили себе предложить наш вариант их названий («стадия стремления к эстетическому идеалу», «стадия стремления к этическому идеалу», «стадия стремления к абсолютному идеалу»). Цель, к которой экзистирует индивид - и есть этот идеал.

Причём важно, что для Кьеркегора три стадии отличаются качественно. То есть, каждая следующая выше предыдущей, и только пройдя последовательно через две стадии, преодолев сначала отчаяние эстетика осознанным выбором жить по закону морали, и позже - отчаяние этика «прыжком веры», индивид достигает высшей самореализации, вершины, к которой стремится экзистенция - прямого диалога с Богом.

Обратим внимание, что «экзистирующий человек» -важнейшее открытие датского мыслителя, которое повлияло на всю последующую мировую философию. До

Кьеркегора в философии рассматривался только «познающий человек».

Вот, что говорит по этому поводу немецкий историк и философ второй половины XIX - начала XX века Вильгельм Дильтей: «В жилах познающего субъекта, какого конструируют Локк, Юм и Кант, течёт не настоящая кровь, а разжиженный сок разума как голой мысли-

г-

тельной деятельности»5.

А вот, что пишет сам Сёрен Кьеркегор в своём «Заключительном ненаучном послесловии к "Философским крохам"»: «Ввиду "многого знания" люди совершенно забыли, что это значит - экзистировать, а также забыли, что такое глубина внутреннего» [5, ^261].

«Многое знание», о котором говорит философ, - нечто всеобщее, объективное, иными словами, одинаковое для всех, а экзистировать можно только к своей, индивидуальной цели, экзистировать - значит быть индивидом, быть отдельным, особым, уникальным человеком. Из этого вытекает, что в плане познания для Кьеркегора важно не то, что я знаю об объекте, а то, как именно я это познаю. В этом для философа заключается истина познания.

И здесь мы подходим к необычному, в некотором смысле, парадоксальному и крайне индивидуальному, творческому определению понятия истины, которое даёт Сёрен Кьеркегор.

Безусловно, философ не отрицает наличия объективных истин, таких как законы математики, законы логики, законы природы и тому подобное. Но именно в их объективности, всеобщности, одинаковости для всех -причина, почему они совершенно не важны для экзи-стирующего индивида. Он их признаёт, принимает, понимает, помнит, пользуется ими, но они никак не ска-

5 Цит. по: [9, с.60].

зываются на его существовании, точнее, на его подлинном существовании - на экзистенции.

Истина же, пишет Кьеркегор, есть «объективная недостоверность, обретаемая в своём самом страстном существе» [4, ^389]. Под «объективной недостоверностью» философ подразумевает некий факт, в достоверности которого можно сомневаться, более того, достоверность которого не представляется возможным доказать или опровергнуть, но этот факт настолько важен для индивида, что он его принимает со всей страстью своего существа.

Приведём ещё одну, более развёрнутую цитату: «Истина - это именно рискованное предприятие, выбирающее объективную недостоверность в страсти по бесконечному. Я созерцаю природный порядок в надежде отыскать Бога, и я вижу всемогущество и мудрость; но я вижу и много того, что расстраивает меня и вызывает беспокойство. Итогом всего этого является объективная недостоверность. Но именно по этой причине внутреннее обретает свойственную ему интенсивность, ибо оно охватывает эту объективную недостоверность единой страстью к бесконечному» [4, а390].

Мы видим, что в данном отрывке в качестве первого и главного примера «настоящей» истины философ приводит веру в Бога. «Рискованное предприятие», которое Кьеркегор также называет «прыжком веры», представляет собой акт выбора объективной недостоверности в страстном желании веры. Именно это есть переход человека на религиозную стадию. Причём важно понимать, что данный выбор не осуществляется однократно, но постоянно повторяется, так как объективная недостоверность остаётся. Таким образом, мы снова приходим к тому, о чём уже было сказано: экзистенция есть стремление, и высшая самореализация индивида, его подлинное существование, есть перманентное стрем-

ление к идеалу, проявляющееся в непрекращающихся актах выбора этого идеала.

Заключение

Философия Сёрена Кьеркегора обладает особой силой, глубиной и индивидуальностью. Фигура этого датского мыслителя эпохи позднего романтизма стоит совершенным особняком и уже полтора столетия вдохновляет и питает умы и сердца не только многих выдающихся писателей, философов, теологов, психологов, но и всякого из нас, размышляющего о смыслах бытия.

Фигура Кьеркегора завораживает ещё и тем, что вопросы, которыми он занимался, имели для философа не абстрактное значение (как если бы он выбирал их с точки зрения актуальности для философского мира, общественного интереса и тому подобное), но прямо вытекали из его собственной жизни, из его личных переживаний и противоречий. Свершившийся когда-то в его мировоззрении поворот определил верность выбору - целиком, без остатка посвятить свою жизнь миссии -искать возможные пути человека к подлинной глубине существования.

Литература

1. Гайденко П. П. Экзистенциализм// Новая философская энциклопедия. ИФ РАН, 2018. URL: https://iphlib.ru/ library / collection / newphilenc / document / HASH52371 e 9b5f23f6427bc452 (29.11.2023).

2. Губин В. Д., Зенин К. В. Проблема человеческой экзистенции в философии С. Кьеркегора // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. С.46-56.

3. Исаев С. А. Кьеркегор// Новая философская энциклопедия. ИФ РАН, 2018. URL: https://iphlib.ru/library/ collection / newphilenc / document / HASHec88471d9e418512e4f8ec (29.11.2023).

4. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше/ Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д. ф. н. В. В. Васильева. М., 2004.

5. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». СПб., 2005.

6. Кьеркегор С. Или - или. М., 2022.

7. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

8. Лунгина Д. Кьеркегор// Философская антропология. 2019. Т. 5. №1. С. 122-158.

9. Писарчик М.Ю. Проблема специфики «Наук о духе» в методологии гуманитарного познания В. Дильтея / / Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №1 (137). С.56-66.

10. Тиллих П. Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель // Киркегор С. Наслаждение и долг / Пер. Т. И. Вевюрко. [По изданию: Tillich Paul. Kierkegaard as existential thinker / / Union Review. Vol. IV. Dec., 1942]. Киев, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.