УДК 159.9 ББК SS
И. В. Фокина
СВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛЯ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ У ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается анализ связи творческого мышления с экстраверсией-интроверсией у подростков. В результате эмпирического исследования доказано, что чем выше показатель экстраверсии у подростков, тем выше значение переменных беглости и гибкости творческого мышления; и чем выше показатель экстраверсии у подростков, тем ниже значение оригинальности.
Ключевые слова: подросток, творческое мышление, креативность, беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, экстраверсия, интроверсия.
I. V. Fokina
RELATIONSHIP OF CREATIVE THINKING AND THE INDEX OF EXTRAVERSION-INTROVERSION IN ADOLESCENTS
The article deals with analysis of the relationship of creative thinking extraversion-introversion in adolescents. As a result of empirical research proved that the higher the extraversion in adolescents, the higher the value of the variables of fluency and flexibility, creative thinking, and the higher the extraversion in adolescents, the lower the value of originality.
Key words: teen, creative thinking, creativity, thinking fluency, flexibility of thinking, originality of thinking, extraversion, introversion.
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во многом зависят от количества творчески развитых личностей, от степени реализации их креативного потенциала, от их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем. От уровня развития креативности, качества и количества продуктов деятельности личности во всех сферах жизни зависит психологическое здоровье и степень реализации каждой индивидуальности. Поэтому эффективное решение проблемы развития креативности является залогом любой деятельности и лежит в основе нормального функционирования, как личности, так и общественного развития.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от
ISSN 2307-2447
29.12.2012 № 277-ФЗ, образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [3]. Из этого следует, что важность творческого развития человека определяется на государственном уровне.
Одно из современных требований Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ звучит как «сформированность способности к творчеству и созиданию, что предполагает формирование механизмов
развития творческих способностей детей и молодежи в контексте взаимодействия образования и культуры» [1].
В настоящее время в науке достаточно полно исследованы общие теоретические проблемы психологии творчества в работах А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова, вопросы общих и специальных способностей исследовали В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В. Лоунфельд, А. Осборн, Б.М. Теплов. Крупнейшими исследователями собственно творческого мышления в отечественной литературе являлись такие известные ученые как Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинина, Е.Е Туник, в зарубежной - этой проблеме были посвящены работы Дж. Гилфорда и П. Торренса. Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческого мышления были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, А.Н. Лука, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Л.С. Выготского.
Как правило, большинство исследований в этой области отражают взаимосвязь интеллекта и креативности, так же исследуются факторы, влияющие или способствующие творческому мышлению. Малоосвещенным остается вопрос о связи творческого мышления с личностными особенностями человека, которые определяются набором черт личности. Это и стало основанием для определения темы нашей работы (работа выполнена в соавторстве со студенткой Рыжковой И.Л.).
Цель работы - выявление связи творческого мышления и показателя экстравер-сии-интроверсии у подростков.
Объект исследования - творческое мышление подростков.
Предмет исследования - связь творческого мышления и показателя экстравер-сии-интроверсии у подростков.
Гипотеза - существует связь между творческим мышлением и показателем экстра-версии-интроверсии у подростков.
Творческое мышление входит в понятие творческих способностей. В зарубежной литературе творческие способности чаще всего соотносятся с понятием креативности. Креативность - это совокупность мыслительных и личностных качеств. Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. В основе творческого мышления лежит дивергентный способ мышления. Показатели творческого мышления определяются тремя факторами: беглость, гибкость, оригинальность.
Подростковый возраст является сенситивным периодом развития творческого мышления. В подростковом возрасте происходят резкие скачки в формировании и становлении личности. Возникновение самосознания на основе появившегося чувства взрослости; противоречия, вызванные подростковым кризисом, которые проявляются как реакции эмансипации, реакции группирования со сверстниками, реакции увлечения (хобби), изменения в когнитивной сфере - все эти личностные особенности подростков оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие творческого мышления.
По своей природе креативность так или иначе связана со спецификой контакта подростка со средой. Специфика взаимодействия со средой в психологической литературе наиболее часто определяется понятиями экстраверсии и интроверсии. Особенности экстравертов и интровертов оказывают влияние на развитие познавательной сферы, что может выражаться в различиях темпов умственной деятельности, показателей беглости, гибкости, оригинальности мышления и т.д. Таким образом, показатель экс-траверсии-интроверсии является одним из факторов направленности личности. Он обусловливает развитие потенциала личности в целом и в частности творческого мышления как одной из главных творческих способностей.
Для диагностики показателя экстравер-сии-интроверсии был использован личностный опросник Г. Айзенка «Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма», подростковый вариант.
Для диагностики творческого мышления использовались креативные тесты «Использование предметов», «Словесная ассоциация», «Выражение». Данные тесты разработаны Е.Е. Туник и являются модификацией тестов Дж. Гилфорда и П. Торренса [2]. В тестах показатели творческого мышления определяются тремя факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда:
1) беглость (легкость, продуктивность)
- данный фактор показывает беглость креативного мышления, его можно определить по общему числу ответов;
2) гибкость - означает гибкость творческого мышления, то есть способность быстрого переключения. Этот фактор определяется числом классов (групп) ответов испытуемых;
3) оригинальность - или своеобразие творческого мышления, необычность взглядов на проблему. Он оценивается количеством редких ответов, необычным применением предметов или оригинальностью структуры ответа.
База исследования: МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Вологда. Эмпирическое исследование проводилось в феврале - марте 2013 года. В нем приняли участие 60 подростков, в возрасте 12-15 лет (в их числе 36 девочек и 24 мальчика), занимающихся в различных направлениях творческой дея-
тельности: изобразительной, хореографической, театральной, культурно-массовой.
Для статистической обработки данных нами был использован метод корреляционного анализа. В частности мы использовали непараметрический коэффициент корреляции М. Кендалла (т).
Таблица 1
Средние значения по тестам креативности
№ теста Общее число идей Число классов идей Число редких ответов
1 11 4 1
2 15 5 1
3 5 16 2
Как видно из Таблицы 1, в первом тесте подростки генерируют 11 идей, задействуют 4 класса идей и дают один оригинальный ответ в отведенную единицу времени - 3 минуты. Во втором тесте подростки дают в среднем 15 определений предмету, используют 5 категорий и дают один оригинальный ответ за 3 минуты. В третьем тесте за отведенное
время подростки составляют в среднем 5 предложений, 2 из которых можно считать оригинальными, при этом используют 16 различных слов.
Для расчетов коэффициента т мы использовали компьютерную программу обработки данных БРББ. Результаты корреляционного анализа представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа
№ и название теста Переменные (факторы) Значение коэффициента корреляции Кэндалла
«Использование предметов» Беглость т=0,226*
Гибкость т=0,251*
Оригинальность т=-0,304*
«Словесная ассоциация» Беглость т=0,313**
Гибкость т=0,294**
Оригинальность т=-0,248*
«Предложения» Беглость т=0,255*
Гибкость т=0,257*
Оригинальность т=-0,377**
* - р<0,05%
** - р<0,01%
Как видно из Таблицы 2, мы выявляли корреляционную связь показателя экс-траверсии-интроверсии с каждым фактором творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) во всех трех тестах. Опираясь на данные, представленные в таблице, можно сделать следующие выводы.
В первом тесте «Использование предметов» была выявлена положительная связь между показателем экстраверсии-интро-версии и беглостью мышления (т = 0,226*). Это говорит о том, что чем более выражена экстраверсия у подростков, тем выше беглость творческого мышления.
Подростковый возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей и творческого мышления. На фоне формирующегося чувства взрослости у подростков появляется стремление выделиться из толпы сверстников, возникает ориентация на социальное одобрение. Беглость, как фактор творческого мышления как раз и включает в себя различающиеся идеи. Подростки, ориентированные на мир внешних вещей, предлагают большее количество разнообразных идей, ассоциаций за единицу времени. Вместе с тем подростки, ориентированные на внутренний мир, склонны проявлять меньшую беглость мыш-
ISSN 2307-2447
ления и соответственно дают меньшее количество ответов за единицу времени.
Мы полагаем, что наличие выявленной связи обусловлено различной степенью импульсивности. В подростковом возрасте импульсивность может проявляться как возрастная особенность в связи с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте.
Экстраверты более импульсивны, их характеризует способность действовать под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Они склонны легко справляться с задачами, которые требует быстрого принятия решения.
Интровертам присуща большая пассивность, как в поведенческом, так и эмоциональном плане, они склонны к выполнению монотонной работы, которая требует тщательности, детальности проработки и не имеет жестких временных ограничений, поэтому в целом у подростков с интроверсией показатели беглости мышления ниже.
Следующий фактор - гибкость мышления
- так же имеет положительную корреляционную связь с показателем экстраверсии-ин-троверсии (т = 0,251*). Можно судить о том, что экстравертированные подростки способны оперировать большим количеством категорий, легко переключаться с одного класса предметов на другой. Подростки-интроверты, напротив, характеризуются меньшей гибкостью мышления. Этот параметр творческого мышления позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблем от тех, кто проявляет ригидность в их решении.
Экстраверты ориентированы на мир внешних вещей, они активны, общительны, открыты всему новому. Соответственно подростки-экстраверты наблюдают и усваивают большее количество моделей поведения, они сталкиваются с большим количеством различных жизненных ситуаций, решают больше вопросов и поэтому у них шире категориальный аппарат, чем у подростков-ин-тровертов. Часто подростки с экстраверсией склонны браться за множество дел одновременно. В стрессовых ситуациях такие дети способны быстро мобилизовать свои силы для эффективного решения задач.
Для интровертов характерна медлительность, замкнутость, пассивность, а так же рассудительность, тщательность. В ситуациях, когда им предлагаются задания на время, такие дети могут проявлять регидность по показателю гибкости мышления, так как им нужно тщательно продумывать варианты решения задачи, в том числе и творческой. Более интровертированным подрост-
кам требуется достаточно длительное время для проработки и решения одного вопроса и глубокую погруженность в проблему, поэтому у них чаще будут возникать сложности с переключением внимания с одной категории объектов на другую. Как правило, таких подростков не стоит ограничивать жесткими временными рамками для успешного выполнения любого вида деятельности.
По следующему фактору - оригинальности мышления - так же выявлена корреляционная связь с показателем экстраверсии-интроверсии, только со знаком минус (т =
- 0,304*). Такой результат можно интерпретировать так: для подростков с экстраверсией характерен меньший показатель оригинальности, чем для интровертированных подростков.
Вероятно, это можно объяснить следующим. В подростковом возрасте возникают реакции группирования со сверстниками, образуются круги общения по интересам. Часто высокоактивные подростки примыкают к различным субкультурным течениям. Такие динамические процессы сопровождаются определенными формами поведения: подражанием своим идеалам, кумирам. Они ориентированы на социальное одобрение, немаловажное значение играет для них референтная группа. Так как экстраверты по своей природе более общительны, активны и беспечны, они могут поддаваться давлению окружающих, становиться конформными. Все это способствует шаблонности мышления. В нестандартной ситуации они используют всю ту широту моделей поведения, которые усвоили из окружающего мира. И соответственно для них не существует острой необходимости изобретать что-то новое, придумывать оригинальные варианты решения задач.
Интровертированные подростки, напротив, могут не обладать большим количеством образцов поведения, из-за низкой общительности и замкнутости такие дети могут не знать, как действовать в той или иной ситуации, и что немаловажно - они скорее даже не стремятся это узнать. При возникновении необычной, творческой задачи они создают решение как бы с нуля, исходя из собственного внутреннего мира. Такая погруженность «в себя» помогает продуцировать яркие, необычные идеи, которые отличаются от всех остальных. Таким образом, можно сказать, что погруженность в собственные идеи и замкнутость являются благоприятной средой для развития оригинальности у подростков-интровертов.
Доказательством оригинальности творческого мышления интровертированных под-
ростков может так же выступать тот факт, что оригинальность зависит от беглости мышления. Интроверты дают меньшее количество ответов в единицу времени, но эти ответы детальнее проработаны. Скорее всего, именно поэтому в нашей выборке оригинальные ответы чаще встречались у под-ростков-интровертов.
Для диагностики каких-либо признаков чаще всего оказывается не достаточно результатов одного теста. Поэтому в нашем исследовании использовались дополнительные тесты «Словесная ассоциация» и «Выражение». Результаты, полученные при обработке, так же подтверждают результаты первого теста. Была так же установлена статистическая связь между каждым их трех факторов каждого теста и показателем экстраверсии-интроверсии.
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие связи демонстрирует влияние показателя экстраверсии-интроверсии на творческое мышление. Экстраверсия и интровер-сия, как свойства темперамента, являются врожденными характеристиками, поэтому их ранняя диагностика может позволить прогнозировать дальнейшее развитие творческого мышления. Так как интроверты имеют более низкие значения показателя беглости и гибкости мышления, следует своевременно выявлять таких подростков и целенаправленно развивать у них творческое мышление. С такой целью могут быть использованы специальные методы и приемы активизации мыслительной деятельности, например, такие как метод аналогий и альтернатив, метод «мозгового штурма», метод решения исследовательских задач и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савинов. Е. Образовательные стандарты и динамичность меняющихся реальностей [Электронный ресурс] / Е. Савинов. А. Кондаков // Просвещение. - 2010. - № 35. - С. 2. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/ bulleten/bul_35.pdf. (дата обращения: 18.10.2013).
2. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. - М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013).
REFERENCES
1. Savinov. E. Educational standards and dynamism of the changing realities. Prosveshchenie - Enlightenment, 2010, no.35. p.2. - Available at: http://www.prosv.ru/ebooks/bulleten/bul_35.pdf (accessed 4 December 2013).
2. Tunik E.E. Psikhodiagnostika tvorcheskogo myshleniia. Kreativnye testy [Psychodiagnostics creative thinking. Creative tests]. Moscow, Chistye prudy, 2006. 30 p.
3. Federal Law "On Education in the Russian Federation» 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 07.05.2013).
Информация об авторе Фокина Ирина Владимировна (Россия, Вологда) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Вологодский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Information about the author Fokina Irina Vladimirovna (Russia, Vologda) - Associate Professor, PhD in Psychology, Assistant Professor of the Department of Psychology. Vologda State Pedagogical University. E-mail: FokinaIrV@ mail.ru