Научная статья на тему 'Особенности дивергентного мышления у подростков с нарушениями слуха'

Особенности дивергентного мышления у подростков с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ / ПОДРОСТКИ / ЧАСТИЧНОЕ НАРУШЕНИЕ СЛУХА / САМООЦЕНКА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Туйаара Никифоровна, Гаврильева Нарыйа Ивановна

Статья посвящена особенностям дивергентного мышления у слабослышащих подростков. Подчеркивается роль подросткового возраста в интенсивном развитии дивергентного мышления, формирования абстрактного и систематического мышления. Дивергентное мышление рассматривается с точки зрения интеллектуального развития, а также как характеристика личности. Ставится вопрос о роли дефекта слуха в развитии познавательных процессов, прежде всего дивергентного мышления и креативности. Целью исследования было выявление особенностей дивергентного мышления у подростков с нарушениями слуха. В процессе работы было изучено словесно-логическое мышление детей подросткового возраста, выявлены различия между экспериментальной и контрольной группой. Развитие словесно-логического мышления в обеих группах находится в пределах нормы, но у подростков с нарушением слуха показатели несколько ниже. Выявлена самооценка личных творческих характеристик, где слабослышащие подростки оценили свою креативность ниже, чем их сверстники из контрольной группы. Изучены особенности дивергентного мышления у подростков с частичным нарушением слуха. Проведенный сравнительный анализ между двумя группами слабослышащими и детьми без нарушения слуха позволил сделать вывод, что между сравниваемыми группами имеются статистически значимые различия только в уровне словесно-логического мышления и между критерием «абстрактность названия». Результаты исследования свидетельствуют о незначительном отставании аналитико-синтетической деятельности слабослышащих подростков. Несмотря на имеющиеся различия в развитии дивергентного мышления, показатели обеих групп соответствуют статистической норме, что свидетельствует о незначительном влиянии частичного нарушения слуха на уровень развития дивергентного мышления. Полученные результаты открывают перспективы для совершенствования методов психокоррекции и социальной адаптации лиц с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности дивергентного мышления у подростков с нарушениями слуха»

УДК 159.955

Т. Н. Сидорова, Н. И. Гаврильева

Особенности дивергентного мышления у подростков с нарушениями слуха

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена особенностям дивергентного мышления у слабослышащих подростков. Подчеркивается роль подросткового возраста в интенсивном развитии дивергентного мышления, формирования абстрактного и систематического мышления. Дивергентное мышление рассматривается с точки зрения интеллектуального развития, а также как характеристика личности. Ставится вопрос о роли дефекта слуха в развитии познавательных процессов, прежде всего дивергентного мышления и креативности. Целью исследования было выявление особенностей дивергентного мышления у подростков с нарушениями слуха. В процессе работы было изучено словесно-логическое мышление детей подросткового возраста, выявлены различия между экспериментальной и контрольной группой. Развитие словесно-логического мышления в обеих группах находится в пределах нормы, но у подростков с нарушением слуха показатели несколько ниже. Выявлена самооценка личных творческих характеристик, где слабослышащие подростки оценили свою креативность ниже, чем их сверстники из контрольной группы. Изучены особенности дивергентного мышления у подростков с частичным нарушением слуха. Проведенный сравнительный анализ между двумя группами - слабослышащими и детьми без нарушения слуха - позволил сделать вывод, что между сравниваемыми группами имеются статистически значимые различия только в уровне словесно-логического мышления и между критерием «абстрактность названия». Результаты исследования свидетельствуют о незначительном отставании аналитико-синтети-ческой деятельности слабослышащих подростков. Несмотря на имеющиеся различия в развитии дивергентного мышления, показатели обеих групп соответствуют статистической норме, что свидетельствует о незначительном влиянии частичного нарушения слуха на уровень развития дивергентного мышления. Полученные результаты открывают перспективы для совершенствования методов психокоррекции и социальной адаптации лиц с нарушениями слуха.

Ключевые слова: дивергентное мышление, креативность, слабослышащие, подростки, частичное нарушение слуха, самооценка, творческое мышление.

T. N. Sidorova, N. I. Gavrilieva

Features of Divergent Thinking in Adolescents with Hearing

Impairment

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of divergent thinking of teenagers with hear impairment. It emphasizes the role of adolescence in the intensive development of divergent thinking, the formation of abstract and systematic thinking. Divergent thinking is viewed from the point of view of intellectual development, and also as a characteristic of personality. We considered the role of a hearing defect in the development of cognitive processes, primarily divergent thinking and creativity. The purpose of the study was to identify the features of divergent thinking in adolescents with hearing impairment. In the course of the work, the verbal-logical thinking

СИДОРОВА Туйаара Никифоровна - старший преподаватель кафедры психологии и социальных наук, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова.

E-mail: tn.sidorova@s-vfu.ru

SIDOROVA TuiaaraNikiforovna - Senior Lecturer, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ГАВРИЛЬЕВА Нарыйа Ивановна - студент группы КП-12, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова.

E-mail: narikko@mail.ru

GAVRIL'EVA Naryia Ivanovna - student of KP-12 group, Institute of Psychology, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

of adolescent children was studied, the differences between the experimental and control groups were revealed. The development of verbal-logical thinking in both groups is within the norm, but in adolescents with hearing impairment, the indicators are somewhat lower. Identified self-esteem of personal creative characteristics, where hard-of-hearing adolescents rated their creativity lower than their peers from the control group.

The features of divergent thinking of teenagers with partial hearing impairment were studied. The comparative analysis between two groups - hearing impaired and children without hearing impairment - led to the conclusion that there are statistically significant differences between the compared groups only in the level of verbal-logical thinking and between the criterion «abstract naming». The results of the study indicate a slight lag in the analytic-synthetic activity of hard of hearing teenagers.

Despite the differences in the development of divergent thinking, the indices of both groups correspond to the statistical norm, which indicates a slight effect of partial hearing impairment on the level of development of divergent thinking. The obtained results open prospects for improvement of methods of psychological and correction and social adaptation of persons with hearing impairments.

Keywords: divergent thinking, creativity, hear impairment, teenagers, partial hearing impairment, self-esteem, creative thinking.

Введение

В современном мире все более актуальными становятся компетенции, связанные с нестандартным мышлением, креативностью и способностью видеть различные варианты решения задач.

Дивергентное («расходящееся») мышление во многих исследованиях соотносится с креативностью и характеризуется направленностью на поиск множества решений и ответов на одну и ту же проблему (Guilford J. P. [1], Torrance E. Р. [2]). В противоположность конвергентному мышлению, основанному на применении усвоенного ранее способа решения задачи и получении единственного «правильного ответа», дивергентное мышление значительно расширяет пространство мыслительной деятельности, позволяет увидеть новые нестандартные свойства объектов и их оригинальные связи, обогащает когнитивные ресурсы. В пределах конвергентного мышления ребенок убежден, что каждая задача имеет один единственный правильный ответ и способ ее решения и пытается найти его, опираясь на уже усвоенные алгоритмы. Лишь на стадии формально-логических операций пространство предположений и возможных альтернатив становится предметом мышления подростка и формируется установка на выявление множества решений.

Особый интерес вызывает вопрос о роли дефекта слуха, степени нарушения в развитии познавательных процессов, прежде всего дивергентного мышления. Интерес к данным исследованиям распространяется не только на область специальной психологии, но и в ряд смежных областей психологической помощи и психологии мышления.

Сенсорная депривация, недостаток опыта общения со слышащими сверстниками способствует более позднему овладению речью, что сказывается на объеме информации и способах ее реконструирования у слабослышащих детей, сложностях установления соответствия между предметами и явлениями. Развитие креативности и дивергентного мышления в этом случае может иметь компенсаторную функцию, способствовать социальной адаптации.

Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение дивергентного мышления, креативности, креативных качеств личности, остается недостаточно изученной проблема особенностей дивергентного мышления у подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушением слуха.

Большинство работ в зарубежной литературе условно можно разделить на три группы: а) подход к изучению мышления детей с нарушениями слуха как к «слышащим» (Marshak [3], Myklebust etc [4]); б) отмечают нарушения абстрактно-понятийного мышления (Moors [5]); в) сосредоточены на изучении задержек наглядного и понятийного мышления [6].

В российской традиции исследованием интеллектуальных особенностей глухих и слабослышащих занимались Ж. И. Шиф, А. В. Запорожец, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова, Т. А. Григорьева, Т. Г. Богданова и др. [6].

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие дивергентного (креативного) мышления. Это во многом связано с развитием абстрактного и систематического мышления, развитием «метазнаний» в этом возрасте [7, с. 174].

Поскольку наделение мысли словесным содержанием зачастую ограничено, дети с нарушением слуха долгое время остаются на стадии наглядно-образного мышления. Формирование словесно-логического мышления у них отстает от здоровых ровесников, что в дальнейшем может повлечь и отставание в познавательной сфере [8, с. 211].

В отечественной традиции изучения дивергентного мышления выделяется двуплановость: как базовый компонент интеллектуального развития, а с другой стороны, как характеристика личности (М. А. Холодная [9], Д. Б. Богоявленская [10], Е. Е. Туник [8] и др.).

Тем не менее, если уровень креативности при нормативном развитии напрямую связан с интеллектом (Eysenck Н. J. [11]), то психическое развитие детей подчинено общим закономерностям, в том числе и дивергентное мышление. Таким образом, логично предположить, что дивергентное мышление подростков с нарушением слуха будет недостаточно развито.

Целью нашего исследования является выявление особенностей дивергентного мышления у подростков с нарушениями слуха.

Объектом исследования являются подростки с нарушением слуха в возрасте от 12 до 17 лет в количестве 60 человек.

Предметом являются особенности дивергентного мышления. Исследование проводилось на экспериментальной базе ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и МОБУ «Якутская городская национальная гимназия» города Якутска.

Методы

В исследовании подростки были разделены на две группы для дальнейшего сравнительного анализа на экспериментальную (с нарушением слуха (слабослышащие)) и контрольную (без нарушений слуха). Возраст детей в обеих группах варьировался от 12 до 17 лет. Средний возраст в каждой составил 15 лет.

В структуре дивергентного мышления Гилфорд [1] выделял ее компоненты: беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названия, сопротивление замыканию. Для диагностики креативных способностей, проявляющихся в творческой деятельности, был использован «Тест креативности Е. Торренса, диагностика творческого мышления». Тест состоит из вербальной и невербальной части [12].

В отечественной психологии в личностно индивидные характеристики включают склонность к творческой репрезентации, особенности личных творческих характеристик [9]. Для комплексной диагностики креативности у подростков был применен тест Вильямса, который состоит из двух частей: тест дивергентного мышления и тест личностных творческих характеристик [12]. В первой части выделяются следующие шкалы: беглость, гибкость, разработанность, оригинальность, название. За основу второй части взяты четыре характеристики творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Поскольку дивергентное мышление входит в структуру интеллектуальных способностей, была использована методика исследования словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацяви-чене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра [13].

Обработка и анализ данных осуществлялись с использованием ^критерия Стьюдента для двух независимых выборок.

Результаты исследования

В результате полученных данных выявилось, что уровень дивергентного мышления в обеих группах не выходит за рамки нормы (40-70 баллов) (табл.). Тем не менее, по критерию «абстрактность названия» суммарный средний балл у подростков с нарушениями слуха значительно ниже (35,06 б.), чем у ровесников без нарушений слуха (50,83 б.). Возможно, это связано с тем, что слабослышащие дети гораздо позже овладевают словесной и письменной речью,

что приводит к трудностям обобщения, синтеза и выделения главного. Для слабослышащих характерно в большинстве случаев недоразвитие речевых компонентов, так как неполноценность слухового восприятия приводит к непониманию и скудности словарного запаса, что важно для оценки данного критерия, главной задачей которого является словесное обозначение рисунка.

Развитие словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха оказалось в пределах нормы (23 б.) и практически не отличалось от здоровых сверстников (28 б.). Наименьший средний суммарный балл - 5 баллов был отмечен в субтесте на оценку способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Обе группы показали средний уровень развития словесно-логического мышления.

Таблица

Средние значения по шкалам

Шкалы Слабослышащие подростки а Подростки без нарушений слуха а

Любознательно сть 13,13 5,84 15,23 4,89

Воображение 13,07 6,48 13,73 5,88

Сложность 11,17 5,14 13,07 5,87

Склонность к риску 11,90 5,99 13,57 5,42

Общая самооценка личностных творческих характеристик 48,24 - 53,42 -

Субтест 1. Существенные признаки 6,77 1,63 7,90 1,52

Субтест 2. Исключение лишнего 6,73 1,46 7,73 1,84

Субтест 3. Умозаключения 5,87 1,53 7,33 1,83

Субтест 4. Обобщение 6,40 2,47 7,47 1,76

Общий уровень словесно-логического мышления 23,35 - 28,32 -

Беглость 45,50 13,93 52,43 13,76

Оригинально сть 48,23 14,12 53,17 13,53

Разработанность 44,00 44,00 49,67 12,60

Абстрактность названия 35,07 35,07 50,83 11,15

Сопротивление замыканию 47,13 47,13 48,80 10,15

Единственным результатом, где слабослышащие подростки продемонстрировали результаты ниже среднего была самооценка личностной креативности. Подростки с нарушением слуха редко воспринимают себя как творческую личность, склонны считать себя не стремящимися к познанию сложных явлений. Подтверждение результатам находим у ряда авторов (Л. Пожар [14], Т. Н. Прилепская [15], Л. И. Солнцева [16]), которые отмечают наличие неадекватной самооценки у слабослышащих детей. Это чаще проявлялось в переоценке своих возможностей, что связано с недостаточным опытом взаимодействия с людьми. Однако в нашем случае наблюдалось снижение оценки своих творческих способностей, отнесения себя к категории «креативных».

Высокие баллы в данной группе были получены по критерию «любознательность» и «воображение» - 13 баллов. Респонденты оценивают себя как любознательных, то есть стремятся познать мир и изучать новое, а также способными воображать и фантазировать. Несмотря на то, что подростки с нарушением слуха не считают себя креативными, они предполагают у себя наличие богатой фантазии, желания узнавать что-то новое, высокий познавательный интерес.

Низкие баллы были получены по критерию «сложность» (11 б.) - подростки оценивают себя как неориентированных на познание сложных явлений, как склонных искать более быстрые и легкие решения задач.

В отличие от слабослышащих сверстников подростки без нарушения слуха высоко оценивают свои творческие способности (53 б.). Подростки считают себя более склонными к риску

ради своей цели, независимыми от мнения других (12 б.). Максимально выражен критерий «любознательность», что не отличается от результатов экспериментальной группы. Все подростки характеризуют себя как любознательные.

Сравнив обе группы, можно прийти к выводу, что подростки с нарушением слуха в меньшей степени считают и относят себя к творческой личности, нежели их сверстники с сохранным слухом. Безусловно, ребенок с нарушенной слуховой функцией чувствует, что «слышащие» ровесники находятся в более выгодном положении, что может отразиться на общей самооценке. В будущем это может привести к отказу от реализации своего творческого потенциала и нежеланию адаптироваться в социуме.

Несмотря на то, что у подростков с сохранным слухом баллы выше, в проявлении креативности по показателям «беглость», «оригинальность», «разработанность» и «сопротивление замыканию» не было выявлено статистически значимых различий. Сырые баллы показывают незначительные различия между группами, но достоверность с помощью t-критерия Стью-дента не подтверждается (t=-1,509, при p=0,06).

Статистически значимые различия между сравниваемыми группами обнаружены лишь по показателю «абстрактность названия» (t=- 5, 295, при p=0,001). Слабослышащие подростки уступают своим сверстникам в способности выделять главное, вникать в суть проблемы. Возможно, это связано с тем, что у слабослышащих подростков с некоторым отставанием продолжается дифференциация когнитивных подструктур, связанная с процессом синтеза и обобщения.

Заключение

Таким образом, в обеих группах показатели развития словесно-логического мышления, самооценки личностной креативности и уровня креативности находятся в пределах статистической нормы. Значимых различий по уровню развития дивергентного мышления между слабослышащими подростками и подростками без сенсорных нарушений не обнаружено.

Однако у подростков с нарушением слуха несколько отстает аналитико-синтетическая деятельность по сравнению со сверстниками без нарушений слуха. Тем не менее данный вид мыслительных операций также находится в пределах нормы.

Полученные результаты позволяют обратить внимание на совершенствование коррекци-онной работы, способствующей развитию дивергентного мышления у слабослышащих подростков и их дальнейшей адаптации.

Литература

1. Guilford Y. P. The nature of human intelligence. - New York: Mc-Gaw Hill, 1967. - 164 p.

2. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning,.,1965. - P. 663-679.

3. Marshark, M. Psychosocial Development of Deaf Children / M. Marshark. - N.Y.; Oxford, 1997.

4. Myklebust, H.R. Psychological Effect of Deafness / H.R. Myklebust. American Annals of the Deaf. 1960.

5. Moores, D. Educating the Deaf: Psychology, Principles and Practices / D. Moores. - Boston, 1987.

6. Щурова Ю.Е. Динамика интеллектуального развития слабослышащих школьников от младшего школьного к подростковому возрасту: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.Е.Щурова. - М., 2007. -164с.

7. Сазонтьева Н. Б. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990.

8. Туник Е. Е. Тест Торренса Диагностика креативности. - СПб.: Иматон, 1998. - 171 c.

9. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Барс, 1997. - 392 с.

10. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

11. Eysenck H. J. The structure and measurement of intelligence. - N.Y.: Springer, 1979.

12. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.

13. Замбацявичене, Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей / Э.Ф. Замбацявичене // Дефектология. - 1984. -№ 1. - С. 28-34.

14. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология / Л. Пожар. - Воронеж: МОДЭК; Москва: ИПП, 1996. - 128 с.

15. Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В. И. Лубовский. - 1989. - № 5. - С. 26-32.

16. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения детская тифлопсихология. - М.: Классике Стиль, 2006. - 256 с.

References

1. Guilford Y. P. The nature of human intelligence. - New York: Mc-Gaw Hill, 1967. - 164 p.

2. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. - P. 663-679.

3. Marshark, M. Psychosocial Development of Deaf Children / M. Marshark. - N.Y.; Oxford, 1997.

4. Myklebust, H.R. Psychological Effect of Deafness / H.R. Myklebust. American Annals of the Deaf. 1960.

5. Moores, D. Educating the Deaf: Psychology, Principles and Practices / D. Moores. - Boston, 1987.

6. Schurova JU.E. Dinamika intellektual'nogo razvitija slaboslyshawih shkol'nikov ot mladshego shkol'nogo k podrostkovomu vozrastu: Diss. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07 / JU.E.Wurova. - M., 2007. - 164 s .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sazont'eva N. B. Poznavatel'nye processy i sposobnosti v obuchenii. - M., 1990.

8. Tunik E.E. Test Torrensa Diagnostika kreativnosti. - SPb.: Imaton, 1998. - 171 c.

9. Holodnaja M. A. Psihologija intellekta: paradoksy issledovanija. - Tomsk: Izd-vo Tomsk. un-ta; M.: Bars, 1997. - 392 s.

10. Bogojavlenskaja D.B. Psihologija tvorcheskih sposobnostej. - M.: Akademija, 2002. - 320 s.

11. Eysenck H.J. The structure and measurement of intelligence. - N.Y.: Springer, 1979.

12. Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar'-spravochnik po psihodiagnostike. - SPb.: Piter Kom, 1999. -528 s.

13. Zambacjavichene, JE.F. K razrabotke standartizovannoj metodiki dlja opredelenija urovnja umstvennogo razvitija normal'nyh i anomal'nyh detej / JE.F. Zambacjavichene // Defektologija. - 1984. - № 1. - S. 28-34.

14. Pozhar, L. Psihologija anomal'nyh detej i podrostkov - patopsihologija / L. Pozhar. - Voronezh: MODJEK; Moskva: IPP, 1996. - 128 s.

15. Prilepskaja T.N. Osobennosti samoocenki i urovnja pritjazanij u gluhih i slyshawih shkol'nikov // Defektologija : nauchno-metodicheskij zhurnal / red. V.I. Lubovskij. - 1989. - № 5. - S. 26-32.

16. Solnceva L. I. Psihologija detej s narushenijami zrenija detskaja tiflopsihologija. - M.: Klassike Stil', 2006. - 256 s.

^iHir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.