ЭМПАТИЯ, НЕЙРОТИЗМ, ЭКСТРАВЕРСИЯ
Валиуллина Евгения Викторовна
канд. психол. наук, доцент, Кемеровский государственный медицинский университет,
650029, Россия, г. Кемерово, улица Ворошилова, 22а
E-mail: valiullinajv@ya. ru
EMPATHY, NEUROTICISM, EXTROVERSION
Evgenia Valiullina
candidate of psychological sciences, associate professor, Kemerovo state medical University,
650029, Russia, Kemerovo, Voroshilov st., 22A
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования уровня развития эмпатических способностей, эмоциональной устойчивости и степени выраженности экстраверсии-интроверсии в юношеском возрасте. Нейротизм увеличивает рациональную и эмоциональную составляющие эмпатии, но препятствует созданию благоприятной атмосферы общения. Экстраверсия способствует развитию общих эмпатических способностей, интроверсия опирается на установки в эмпатии.
ABSTRACT
The article describes results of a research on empathy development and emotional stability development level and degree of manifestation of extraversion/introversion in adolescence. Neuroticism increases rational and emotional components of empathy but inhibits creating a favorable environment for communication. Extraversion facilitates developing of empathy in general. Introversion relies on empathy elements of the mindset.
Ключевые слова: эмпатия, нейротизм, эмоциональная устойчивость, экстраверсия, интроверсия.
Keywords: empathy, neuroticism, emotional stability, extraversion, introversion.
Эмоциональная сфера личности в юношеском возрасте характеризуется большей устойчивостью чувств и эмоций, нежели в предыдущий возрастной этап, определенную значимость приобретает интимно-личностное общение. Особой способностью отражать эмоциональное состояние собеседника выступает эмпатия - одна из ведущих способностей межличностного общения, умение соучаствовать, сочувствовать, воспринимать ситуации с позиции другого человека. Специальными эмоциональными средствами для достижения такой цели и выступают: сопереживание и сочувствие [1, с. 169]. Психофизиологические характеристики экстраверсии-интровер-сии, а также уровень нейротизма могут оказывать существенное влияние на формирование общих эмпатических способностей в юношеском возрасте.
Целью исследования стало изучение уровня развития эмпатических способностей, степени эмоциональной устойчивости-неустойчивости и экстравер-сии-интроверсии в возрасте юности. Респондентами исследования выступили юноши, в количестве 34 человек, и девушки (34 человека соответственно), средний возраст участников составил 18 лет, всего было опрошено 68 человек.
Методы исследования: опросник Г. Айзенка по определению темперамента [6, с. 176]; методика диагностики уровня эмпатических способностей
В. В. Бойко [6, с. 673]; математические методы статистической обработки данных (х2-критерий Пирсона, ^критерий Спирмена).
С помощью опросника Г. Айзенка (результаты исследования представлены в Таблице 1) были исследованы такие психологические свойства молодых людей, как нейротизм, эмоциональная устойчивость, экстраверсия и интроверсия, задающие определенный тип личности. Дополнительная шкала «лжи» (среднее значение по данной шкале 1,11±0,47) позволяет сделать предварительное заключение о достоверности полученных в ходе исследования результатов.
Шкала «нейротизм» (среднее значение по данной шкале 13,0±5,1) фиксирует эмоционально-волевую стабильность или аффективную возбудимость, устойчивость-неустойчивость, свойственную человеку в той или иной степени, в зависимости от вегетативной нервной системы, отвечающей за поведение в стрессе, возникновение агрессии или тревоги.
Тревожность, как психическое свойство, определяют склонностью к переживанию тревоги, как эмоционального состояния, возникающей в ситуации неопределенной опасности и характеризуют низким порогом ее возникновения [3, с. 260].
Библиографическое описание: Валиуллина Е.В. Эмпатия, нейротизм, экстраверсия // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 4(34). URL: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/4510
Таблица 1.
Средние показатели параметров по опроснику Г. Айзенка
Шкала лжи Нейротизм Интроверсия - экстраверсия Р
Средние показатели 1,11 13,0 12,0 0,325*
Стандартное отклонение 0,47 5,1 4,0
Примечание: * - различия распределений по х2-критерию Пирсона статистически достоверны с р>0,05; ** - различия распределений по х2-критерию Пирсона статистически достоверны с р>0,01.
В процентном соотношении: 56% опрошенных ближе к показателям «нейротизма», характеризующего эмоциональную нестабильность личности, тогда как 44% респондентов имеют значения по шкале соответствующие «эмоциональной устойчивости», способствующей достаточному контролю своих аффективных проявлений.
Такие лица легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно свободно и адекватно ориентируются в ситуации, вырабатывают оптимальную стратегию своего поведения и социализации, а также обладают высокой эмоциональной устойчивостью [4, с. 186].
Шкала «экстраверсия-интроверсия», в концепции Г. Айзенка, относится к базовым чертам личности и характеризует множество психических свойств от общительности-замкнутости, оптимизма-пессимизма до заносчивости-застенчивости и импульсивности-обдуманности в действиях. В процентном соотношении количество экстравертов и интровертов среди респондентов соответственно: 48% к 52% (среднее значение по данной шкале 12,0±4,0). Склонность интровертов к тщательному планированию, регламенту и четкой организации деятельности, контролю своих эмоциональных
проявлений и т.д. свидетельствует об инертности и ригидности психических процессов.
Неготовность или неспособность перестроить собственную схему активности, стойкая инертность заданных установок, стереотипность мыслительных процессов, недостаточная гибкость поведения - все это является признаками психической ригидности личности. Выделяя следующие виды ригидности, исследователи, в качестве критериев используют основные психические процессы: эмоциональные - тем самым обозначая эмоциональную или аффективную ригидность; познавательные - когнитивную или интеллектуальную ригидность; волевую - мотивацион-ную или поведенческую ригидность [2, с. 109].
Уровень развития эмпатических способностей в юношеском возрасте был исследован с помощью одноименной методики В. В. Бойко. Данная методика позволяет определить выраженность и степень использования в эмпатическом общении ряда критериев, необходимых перцептивных составляющих. Результаты исследования продемонстрированы в Таблице 2.
Таблица 2.
Средние показатели параметров по методике В.В. Бойко
ОУЭмп РКЭмп ЭКЭмп ИКЭмп УСЭмп ПСЭмп ИДЭмп Р
Средние показатели 2,1 3,4 3,4 3,0 3,6 3,0 3,0 0,338*
Стандартное отклонение 0,7 1,4 1,8 2,0 1,2 1,3 1,4
Условные обозначения: ОУЭмп - общий уровень эмпатии; РКЭмп - рациональный канал эмпатии; ЭКЭмп - эмоциональный канал эмпатии; ИКЭмп -интуитивный канал эмпатии; УСЭмп - установки способствующие эмпатии; ПСЭмп -проникающая способность к эмпатии; ИДЭмп - идентификация в эмпатии (здесь и далее используются данные условные обозначения).
Примечание: * - различия распределений по х2-критерию Пирсона статистически достоверны с р>0,05; ** - различия распределений по х2-критерию Пирсона статистически достоверны с р>0,01.
Наибольшее значение по шкалам, как видно из Таблицы 2, имеет канал установок в эмпатии (среднее значение 3,6±1,2), который характеризует неосознаваемую или сознательную установку личности действовать, поступать определенным образом, стереотипно понимать ситуацию или партнера по обще-
нию. С одной стороны подобные установки способствуют стабилизации поведения личности, освобождают от необходимости произвольного контроля поведения и деятельности в стандартных, обычных ситуациях. С другой стороны, при условии низкого уровня критичности, появляется опасность недостаточного учета возможных изменений обстоятельств, сложности адаптационных процессов.
При проведении корреляционного анализа канал установок в эмпатии показал отрицательную корреляцию со шкалой экстраверсии-интроверсии, подтверждая ранее обозначенные положения о некоторой стереотипности и ригидности психических процессов интровертов. Для проведения корреляционного анализа был использован г-критерий Спирмена (критические значения для N = 68: при р<0,05 от г=±0,25; при р<0,01 от г=± 0,33). Полученные результаты представлены в Таблице 3 (условные обозначения коэффициентов в тексте).
Таблица 3.
Корреляционные связи исследуемых параметров
ОУЭмп РКЭмп ЭКЭмп ИКЭмп УСЭмп ПСЭмп ИДЭмп
Нейротизм 0,223 0,261 * 0,307 * 0,077 0,157 - 0,261 * 0,052
Экстраверсия -интроверсия 0,384 ** 0,220 0,091 0,201 - 0,292 * 0,177 0,127
Примечание: * - корреляция статистически значима с р < 0,05; ** - корреляция статистически значима с р < 0,01.
Таким образом, в юношеском возрасте, чем выше показатели установок в эмпатии, тем ниже показатели экстраверсии-интроверсии, обеспечивая интровертам ригидность эмоций и стереотипность поведения, а экстравертам импульсивность действий и лабильность психических процессов.
В меньшей степени выражены рациональный и эмоциональный каналы эмпатии (среднее значение по шкалам 3,4±1,4 и 3,4±1,8 соответственно). Рациональный канал выражает самостоятельную осознанную направленность познавательной сферы человека на восприятие сущности собеседника или имеет место наличие интереса к личности партнера по общению. Для эмоционального канала эмпатии большее значение имеет процесс вхождения в резонанс эмоций с собеседником, постижение его эмоций за счет личного эмоционального опыта.
«Очень низкий уровень» характерен для 15% опрошенных, проявляется эмоциональной холодностью и черствостью к чужим переживаниям или неспособностью понять актуальное состояние и демонстрируемые чувства другого человека, порой даже близкого. Низкие способности к искреннему сопереживанию, нежелание видеть проблемы окружающих, обеспокоенность исключительно собственными доминирующими эмоциями, создают препятствия в эффективности коммуникации [5, с. 287].
И рациональный канал эмпатии, и эмоциональный канал в результате корреляционного анализа (Таблица 3) обнаруживают статистически значимую связь (с p<0,05) со шкалой «нейротизм» методики Г. Айзенка. Это позволяет предположить, что при повышении уровня эмоционально-волевой неустойчивости в характеристике личности, уровень эмоциональной составляющей в эмпатическом общении повышается, улучшаются возможности чувственного отражения партнера по общению. В рациональной составляющей эмпатии, при повышении уровня нейротизма, более выражена оказывается спонтанность восприятия и познания собеседника или привлекательность конкретной ситуации общения.
Показатели интуитивного канала (среднее значение 3,0±2,0) и идентификации в эмпатии (среднее
значение 3,0±1,4) выражены в наименьшей степени в данном исследовании. Способности предвидения ситуации и поведения собеседников, а также понимания их эмоциональных состояний с позиции самих собеседников, уподобляя себя им, не выражены в юношеском возрасте и значимых корреляционных связей с показателями методики Г. Айзенка не выявлено.
Проникающая способность в эмпатии (среднее значение 3,0±1,3), позволяющая создавать необходимую атмосферу эмпатического общения показала отрицательную статистически значимую корреляционную связь с показателями «нейротизма» (с p<0,05). При увеличении степени эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения, плохом контроле своих сиюминутных реакций значимо снижается возможность теплоты и задушевности общения, повышение нейротизма способствует препятствию в создании благоприятной атмосферы ситуации диалога.
Таким образом, экстраверсия в юношеском возрасте повышает уровень развития общих эмпатиче-ских способностей, благодаря чувствительности, экстраверты быстро сходятся с новыми знакомыми, достаточно хорошо понимают и принимают других людей, легко общаются в большой компании, считывая настроения окружающих. Интроверты в эмпатиче-ском общении опираются на заранее заданные установки, отлаженные шаблоны поведения - проявляя искреннюю и запрограммированную внимательность к окружающим, а несклонность к импровизации поведения вынуждает их использовать стереотипные реакции и стандартные действия.
Нейротизм увеличивает рациональную и эмоциональную составляющие эмпатии, анализируя или синтезируя полученную информацию, опираясь на произвольное восприятие, юноши и девушки способны разделить эмоциональное состояние собеседника. Эмоциональная устойчивость позволяет создавать благоприятную доброжелательную атмосферу общения, сочетающуюся с умением выслушать и побудить желание высказаться у собеседника, проявляя искреннее внимание к нему.
Список литературы:
1. Валиуллина Е.В. Акцентуации характера и эмпатия // Современные концепции развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 169-170.
2. Валиуллина Е.В. Гендерные особенности психических состояний в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 11. С. 106-112.
№ 4 (34)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
апрель, 2017 г.
3. Валиуллина Е.В. Мотивация и психологические свойства личности // В сборнике: Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 260-263.
4. Валиуллина Е. В. Психологическая и эмоционально-деятельностная адаптивность у студентов разных курсов медицинского вуза // В сборнике: Современный мир. Современное образование. Проблемы, тенденции развития, подходы: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 184-187.
5. Валиуллина Е.В. Эмпатические способности в возрасте юности // Научный альманах. 2016. № 12-3 (26).
6. Основы психологии: Практикум / Ред.- сост. Л. Д. Столяренко. - Изд-е 7-е. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. -
С. 284-287.
704 с.