УДК 159.922:378
Еремицкая Ирина Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент Астраханский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье представлены результаты эмпирического исследования самоорганизации у студентов очной и заочной форм обучения в вузе. Выявлены связи между самоорганизацией, мотивами обучения и возрастом студентов. Обнаружено, что уровни развития самоорганизации, целеполагания и планирования у студентов заочной формы обучения выше, чем у студентов очной формы. Чем больше возраст студентов, тем выше уровень развития у них данных переменных, и тем меньше они мотивированы на получение диплома при формальном усвоении знаний. Установлено, что навыки анализа ситуации у студентов очной формы положительно связаны с их стремлением получить диплом, а у студентов заочной формы - с волевыми усилиями. Овладение профессией у студентов очной формы обучения зависит от их волевых усилий, а приобретение знаний у студентов заочной формы - от уровня развития у них навыков планирования собственной деятельности.
Ключевые слова: самоорганизация, компоненты самоорганизации, мотивы обучения в вузе, возраст, студенты, очная форма обучения, заочная форма обучения.
В настоящее время проблема самоорганизации является достаточно актуальной, ведь умение человека организовать себя и свою деятельность влияет на успешность его личности и деятельности. И особенно важным это умение становится в условиях современного общества, предъявляющего к личности человека повышенные требования.
Актуальность исследования проблемы самоорганизации у студентов вузов обусловлена также требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень бакалавриата), согласно которым одной из обязательно формируемых у обучающихся общекультурных компетенций является их способность к самоорганизации и самообразованию.
Вопросы самоорганизации учебной деятельности студентов затрагивали в своих работах А.Д. Ишков, Е.А. Ашихмина, Ж.В. Аксенова, С.С. Котова, О.Н. Шахматова, М.А. Воробьева и многие другие исследователи. В их работах дан глубокий анализ понятия самоорганизации, выявлены ее психологические детерминанты и механизмы, описаны ее компоненты [7; 10], установлена связь самоорганизации с мотивацией [2; 3; 4; 8], успешностью деятельности студентов [1; 6; 7], способом их обучения [9] и т.д.
При этом эмпирическим исследованиям, описанным в данных работах, чаще всего подвергались студенты разных факультетов и курсов очной формы обучения в вузе. Не умаляя теоретической и эмпирической ценности данных исследований, заметим, что их специфика не позволяет нам однозначно экстраполировать полученные результаты на студентов совершенно другой - заочной - формы обучения в вузе. На данный момент эта категория студентов является малоизученной и потому представляет значительный исследовательский интерес.
По мнению О. Озеровой и Л. Угольновой, заочная форма обучения - это особый сегмент
высшего образования в России [12]. В отличие от студентов очной формы обучения, категория студентов-заочников менее однородна по своему составу, а их образовательные и карьерные траектории более разнообразны, но менее изучены, что открывает возможности для проведения новых исследований.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить особенности самоорганизации студентов очной и заочной форм обучения в вузе. В нашем исследовании приняли участие 40 студентов первого курса факультета психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» в возрасте от 17 до 35 лет, из них 20 человек от 17 лет до 21 года обучаются по очной форме и 20 человек от 18 до 35 лет - по заочной форме.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1) определить уровни развития самоорганизации и ее компонентов;
2) выявить преобладающие мотивы обучения в вузе;
3) выяснить влияние возраста на общий уровень самоорганизации, компоненты самоорганизации и мотивы обучения в вузе;
4) установить связи между общим уровнем самоорганизации, компонентами самоорганизации и мотивами обучения в вузе;
5) сравнить полученные результаты у студентов очной и заочной форм обучения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
- опросник «Диагностика особенностей самоорганизации - 39», разработанный А. Д. Ишковым на базе голографической модели самоорганизации [7; 10]. Данный опросник содержит интегральную шкалу «Уровень самоорганизации» и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного компонента самоорганизации - волевые усилия - и пяти функциональных
© Еремицкая И.А., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
91
компонентов: целеполагания, анализа ситуации, планирования, самоконтроля и коррекции;
- методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т.И. Ильиной [5]. Данная методика содержит три шкалы: «Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома» и направлена на выявление преобладающего мотива обучения в вузе.
В работе применялись математико--статистические методы обработки данных [11], включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Шапиро-Уилкса, критерия Манна-Уитни, критерия Стьюдента для независимых выборок, линейной корреляции Пирсона, ранговой корреляции Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
С помощью критерия Шапиро-Уилкса мы проверили нормальность распределения количественных переменных (табл. 1).
Установлено, что распределение переменных «Уровень самоорганизации» и «Овладение профессией» соответствует нормальному закону. Исходя из этого, при оценке достоверности различий между показателями студентов очной и заочной форм обучения для количественных переменных, распределение которых соответствует нормальному закону, мы вычислили критерий Стьюдента для независимых выборок (t), в остальных случаях -критерий Манна-Уитни (U) (табл. 2).
Из данных таблицы 2 видно, что уровень развития всех компонентов самоорганизации, включая
ее интегральную шкалу, у студентов очной формы обучения средний, тогда как у студентов заочной формы обучения - выше среднего, кроме такого компонента, как «Коррекция». Уровень развития данного компонента у студентов как очной, так и заочной формы обучения средний.
Мотив «Приобретение знаний» у студентов и очной, и заочной формы обучения преобладает над двумя другими мотивами их обучения в вузе: «Овладение профессией» и «Получение диплома», которые выражены примерно одинаково. Это свидетельствует о том, что студенты независимо от формы их обучения в вузе проявляют любознательность и стремятся прежде всего к приобретению знаний, нежели к овладению профессией и получению диплома при формальном усвоении знаний.
Достоверные различия между студентами очной и заочной форм обучения обнаружены для шкал «Целеполагание», «Планирование» и «Уро -вень самоорганизации». При этом у студентов заочной формы обучения средние значения по данным шкалам выше, чем у студентов очной формы обучения. Отсюда следует, что студенты заочной формы обучения имеют более высокий уровень развития навыков принятия и удержания цели, планирования и организации процесса собственной деятельности, в отличие от студентов очной формы обучения.
Мы предположили, что данные различия можно объяснить возрастной структурой студентов разных форм обучения. В среднем студенты за-
Таблица 1
Проверка нормальности распределения количественных переменных
Переменные Значение критерия Уровень значимости
Уровень самоорганизации 0,966 0,262
Приобретение знаний 0,905 0,003
Овладение профессией 0,946 0,055
Получение диплома 0,925 0,011
Возраст 0,805 0,000
Таблица 2
Оценка достоверности различий в зависимости от формы обучения
Переменные Средние значения Значение критерия Уровень значимости
По всей выборке Форма обучения
Очная Заочная
Целеполагание 7,1 6,35 7,84 U = 92 0,005
Анализ ситуации 6,93 6,3 7,63 U = 126,5 0,071
Планирование 6,8 6,2 7,42 U = 106 0,016
Самоконтроль 6,8 6,35 7,26 U = 137 0,127
Коррекция 6,4 6,35 6,26 U = 185 0,886
Волевые усилия 6,85 6,4 7,32 U = 136,5 0,126
Уровень самоорганизации 6,81 6,33 7,29 t = -2,358 0,024
Приобретение знаний 9,6 9,63 9,6 U = 188 0,954
Овладение профессией 5,73 5,5 5,95 t = -0,506 0,616
Получение диплома 6,03 6,55 5,66 U = 121 0,051
очной формы обучения старше студентов очной формы. При этом если на очной форме обучения не наблюдается большого возрастного разнообразия студентов (в основном там учится молодежь не старше 24 лет), то на заочной форме этот разброс весьма значителен. Здесь обучаются люди разных возрастов, и представлена не одна возрастная группа, хотя более взрослых студентов меньше. Кроме того, даже среди студентов одного и того же возраста, обучающихся в вузе по разным формам, наблюдаются заметные различия в их семейном положении, опыте работы и т.д.
Для исследования связи между возрастом и общим уровнем самоорганизации, компонентами самоорганизации и мотивами обучения в вузе мы использовали ранговую корреляцию Спирме-на (табл. 3), так как распределение переменной «Возраст» значимо отличается от нормального закона (см. табл. 1).
Данные анализа (см. табл. 3) показывают, что положительные корреляции установлены между возрастом и такими переменными, как «Целепола-гание», «Планирование» и «Уровень самоорганизации», и отрицательная - с переменной «Получение диплома». Следовательно, чем больше возраст студентов, тем более высоким уровнем развития навыков принятия и удержания цели, планирования и организации процесса собственной деятельности они обладают и тем меньше они стремятся приобрести диплом при формальном усвоении знаний и найти обходные пути при сдаче зачетов
и экзаменов, и наоборот. Это, в свою очередь, подтверждает, что студенты заочной формы обучения более самоорганизованы и обучаются в вузе не ради получения диплома, как многие считают.
Далее с помощью критерия Шапиро-Уилкса мы проверили нормальность распределения количественных переменных у студентов очной и заочной форм обучения (табл. 4).
Установлено, что распределение переменных «Уровень самоорганизации» и «Овладение профессией» у студентов очной формы обучения, а также «Уровень самоорганизации», «Овладение профессией» и «Получение диплома» у студентов заочной формы обучения соответствует нормальному закону. Исходя из этого, при исследовании корреляционной связи между шкалами для данных переменных мы вычислили линейную корреляцию Пирсона (г), в остальных случаях - ранговую кор -реляцию Спирмена (г) (табл. 5).
Как видно из таблицы 5, у студентов и очной, и заочной формы обучения в вузе установлены положительные связи между общим уровнем самоорганизации и всеми ее компонентами, кроме коррекции. Данные результаты свидетельствуют о том, что чем выше у студентов уровень развития навыков принятия и удержания цели, выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели, планирования собственной деятельности, а также навыков контроля, оценки и регуляции собственных действий, психических процессов и состояний, тем более
Переменные Значение критерия Уровень значимости
Целеполагание 0,421" 0,007
Анализ ситуации 0,266 0,097
Планирование 0,364" 0,021
Самоконтроль 0,308 0,053
Возраст Коррекция 0,039 0,810
Волевые усилия 0,203 0,209
Уровень самоорганизации 0,364" 0,021
Приобретение знаний -0,178 0,271
Овладение профессией -0,061 0,711
Получение диплома -0,387" 0,014
Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.
Таблица 4
Проверка нормальности распределения у студентов очной и заочной форм обучения
Переменные Форма обучения
Очная Заочная
Значение критерия Уровень значимости Значение критерия Уровень значимости
Уровень самоорганизации 0,924 0,117 0,955 0,475
Приобретение знаний 0,881 0,018 0,878 0,020
Овладение профессией 0,958 0,505 0,925 0,139
Получение диплома 0,818 0,002 0,947 0,344
Таблица 3
Исследование связи между возрастом и рассматриваемыми переменными
Таблица 5
Исследование связи между переменными у студентов очной и заочной форм обучения
Переменные Форма обучения
Очная Заочная
Значение критерия Уровень значимости Значение критерия Уровень значимости
Целеполагание Приобретение знаний г _ = -0,207 0,382 г , = 0,381 0,108
Овладение профессией г _ = 0,190 0,421 г , = 0,326 0,173
Получение диплома г , = 0,023 0,924 г , = 0,014 0,953
Анализ ситуации г 1 = 0,608" 0,004 г а = 0,592"" 0,008
Планирование г 1 = 0,492" 0,028 г г = 0,699"" 0,001
Самоконтроль г г = 0,683"" 0,001 г г = 0,694"" 0,001
Коррекция г _ = 0,003 0,991 г _ = -0,006 0,982
Волевые усилия г г = 0,653"" 0,002 г г = 0,624"" 0,004
Уровень самоорганизации г г = 0,851"" 0,000 г г = 0,695"" 0,001
Анализ ситуации Приобретение знаний г , = -0,013 0,957 г , = 0,430 0,066
Овладение профессией г , = 0,269 0,251 г , = 0,344 0,150
Получение диплома г! = 0,483" 0,031 г , = 0,104 0,672
Планирование г г = 0,752"" 0,000 г г = 0,719"" 0,001
Самоконтроль г г = 0,804"" 0,000 г ^ = 0,805"" 0,000
Коррекция г _ = -0,359 0,120 г _ = -0,204 0,403
Волевые усилия г , = 0,396 0,084 г г = 0,475" 0,040
Уровень самоорганизации г г = 0,716"" 0,000 г г = 0,683"" 0,001
Планирование Приобретение знаний г , = 0,130 0,584 г г = 0,656"" 0,002
Овладение профессией г , = 0,178 0,452 г , = 0,265 0,272
Получение диплома г , = 0,423 0,063 г , = 0,025 0,919
Самоконтроль г! = 0,789"" 0,000 г! = 0,810"" 0,000
Коррекция г _ = -0,350 0,131 г , = 0,093 0,704
Волевые усилия г , = 0,223 0,345 г , = 0,377 0,112
Уровень самоорганизации г г = 0,609"" 0,004 г г = 0,791"" 0,000
Самоконтроль Приобретение знаний г , = 0,023 0,922 г , = 0,437 0,062
Овладение профессией г , = 0,315 0,177 г , = 0,393 0,096
Получение диплома г , = 0,355 0,124 г , = 0,236 0,331
Коррекция г , = -0,143 0,547 г _ = 0,088 0,720
Волевые усилия г г = 0,568"" 0,009 г ^ = 0,609"" 0,006
Уровень самоорганизации г! = 0,856"" 0,000 г! = 0,902"" 0,000
Коррекция Приобретение знаний г , = 0,041 0,862 г _ = -0,094 0,701
Овладение профессией г _ = -0,005 0,984 г , = 0,158 0,517
Получение диплома г _ = -0,097 0,684 г _ = -0,294 0,222
Волевые усилия г , = 0,045 0,849 г , = 0,158 0,517
Уровень самоорганизации г , = 0,206 0,383 г _ = 0,409 0,082
Волевые усилия Приобретение знаний г , = 0,110 0,643 г , = -0,011 0,966
Овладение профессией г г = 0,565"" 0,009 г _ = 0,380 0,109
Получение диплома г , = 0,071 0,766 г _ = -0,029 0,906
Уровень самоорганизации г! = 0,703"" 0,001 г! = 0,638"" 0,003
Уровень самоорганизации Приобретение знаний г _ = -0,035 0,882 г , = 0,379 0,109
Овладение профессией г = 0,263 0,263 г = 0,364 0,126
Получение диплома г , = 0,249 0,290 г = -0,065 0,793
Приобретение знаний Овладение профессией г , = 0,275 0,240 г , = 0,245 0,311
Получение диплома г , = 0,254 0,279 г , = 0,155 0,527
Овладение профессией Получение диплома г , = 0,315 0,176 г = 0,078 0,752
Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.
высоким уровнем самоорганизации они обладают, и наоборот.
Обнаружено также, что общий уровень самоорганизации у студентов как очной, так и заочной формы обучения не имеет значимых связей с исследуемыми мотивами обучения в вузе. При этом установлены значимые корреляции отдельных компонентов самоорганизации и мотивов обучения в вузе.
Так, у студентов очной формы обучения в отличие от заочной обнаружены положительные связи между переменными «Анализ ситуации» и «Получение диплома», а также «Волевые усилия» и «Овладение профессией». Следовательно, чем больше студенты очной формы обучения стремятся приобрести диплом при формальном усвоении знаний и найти обходные пути при сдаче зачетов и экзаменов, тем выше уровень развития у них навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели, и наоборот. А чем больше их стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества, тем выше уровень развития у них навыков регуляции собственных действий, психических процессов и состояний, и наоборот.
Иными словами, студенты очной формы обучения в вузе, мотивированные на получение диплома, будут выявлять и анализировать обстоятельства, существенные для достижения данной цели. Если же студенты мотивированы на овладение профессией, то они будут прикладывать волевые усилия, мобилизовать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении свою активность и преодолевать препятствия, возникающие на пути к поставленной цели.
У студентов заочной формы обучения в отличие от очной установлены положительные связи между переменными «Анализ ситуации» и «Волевые усилия», а также «Планирование» и «Приобретение знаний». Отсюда следует, что чем выше у студентов заочной формы обучения уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели, тем выше уровень развития у них навыков регуляции собственных действий, психических процессов и состояний, и наоборот. А чем выше уровень развития у студентов навыков планирования собственной деятельности, тем выше их стремление к приобретению знаний и любознательность, и наоборот.
Итак, результаты нашего исследования показали, что уровень развития самоорганизации, а также таких ее компонентов, как целеполагание и планирование, у студентов заочной формы обучения выше, чем у студентов очной формы обучения. Чем больше возраст студентов, тем выше уровень развития у них данных переменных, и тем меньше они мотивированы на получение диплома при формальном усвоении знаний.
Установлено также, что навыки выявления и анализа обстоятельств, существенные для достижения поставленной цели, у студентов очной формы обучения положительно связаны с их стремлением получить диплом, а у студентов заочной формы обучения - с волевыми усилиями. Стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества у студентов очной формы обучения зависит от их волевых усилий, а стремление приобрести знания у студентов заочной формы обучения - от уровня развития у них навыков планирования собственной деятельности.
Библиографический список
1. Аксенова Ж.В. Самоорганизация как предпосылка успешности учебно-профессиональной деятельности будущего психолога // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3. -С. 110-114.
2. Ашихмина Е.А. Мотивация и самоорганизация как взаимосвязанные интегративные свойства личности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 74-2. - С. 37-42.
3. Воробьева М.А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 184-188.
4. Еремицкая И.А. Связь самоорганизации и мотивации обучения в вузе у юношей и девушек // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 3 (70). - С. 350-355.
5. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
6. Ишков А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 23 с.
7. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М.: АСВ, 2004. - 224 с.
8. Князькова О.Н. Мотивационно-ценност-ные аспекты культуры самоорганизации личности студента // Человек и образование. - 2014. -№ 3 (40). - С. 139-143.
9. Корягина Н.А., Терентьева Т.А. Особенности самоорганизации деятельности студентов (на примере студентов НИУ ВШЭ г. Москвы) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2017. - Т. 23. - № 1. - С. 39-43.
10. Котова С.С., Шахматова О.Н. Основы эффективной самоорганизации. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2010. - 145 с.
11. Мерзлякова С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных. - Астрахань: Color, 2015. - 84 с.
12. Озерова О., Угольнова Л. Заочное образование: особенности формы обучения, мотиваций и стратегий студентов. Информационный бюллетень. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - № 9 (72). - 28 с.
References
1. Aksenova ZH.V. Samoorganizaciya kak predposylka uspeshnosti uchebno-professional'noj deyatel'nosti budushchego psihologa // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2010. - № 3. -S. 110-114.
2. Ashihmina E.A. Motivaciya i samoorganizaciya kak vzaimosvyazannye integrativnye svojstva lichnosti studentov // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. -2008. - № 74-2. - S. 37-42.
3. Vorob'eva M.A. Svyaz' motivacii uchebnoj deyatel'nosti s samoorganizaciej deyatel'nosti u studentov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2012. - № 6. - S. 184-188.
4. Eremickaya I.A. Svyaz' samoorganizacii i motivacii obucheniya v vuze u yunoshej i devushek // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2018. -№ 3 (70). - S. 350-355.
5. Il'in E.P. Motivaciya i motivy. - SPb.: Piter, 2004. - 509 s.
6. Ishkov A.D. Svyaz' komponentov samoorganizacii i lichnostnyh kachestv studentov s uspeshnost'yu v uchebnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2004. - 23 s.
7. Ishkov A.D. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti. - M.: ASV, 2004. - 224 s.
8. Knyazkova O.N. Motivacionno-cennostnye aspekty kul'tury samoorganizacii lichnosti studenta // CHelovek i obrazovanie. - 2014. - № 3 (40). - S. 139-143.
9. Koryagina N.A., Terent'eva T.A. Osobennosti samoorganizacii deyatel'nosti studentov (na primere studentov NIU VSHEH g. Moskvy) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. -T. 23. - № 1. - S. 39-43.
10. Kotova S.S., SHahmatova O.N. Osnovy ehffektivnoj samoorganizacii. - Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2010. - 145 s.
11. Merzlyakova S.V. Osnovy nauchnogo issledovaniya: statisticheskij analiz dannyh. -Astrahan': Color, 2015. - 84 s.
12. Ozerova O., Ugol'nova L. Zaochnoe obrazovanie: osobennosti formy obucheniya, motivacij i strategij studentov. Informacionnyj byulleten'. - M.: NIU VSHEH, 2013. - № 9 (72). - 28 s.