Связь коммуникативной толерантности личности с индивидуально-типологическими особенностями старших подростков
Р. Т. Мамбетова
Статья посвящена анализу связей между коммуникативной толерантностью личности и индивидуально-типологическими особенностями старших подростков.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, коммуникативная интолерантность, формально-динамические свойства индивидуальности, сила процесса торможения, пластичность психомоторная и коммуникативная.
Relationship of Communicative Tolerance of the Person with Individually-Typological Peculiarities the Senior Teenagers
R. Т. Mambetova
The article analyses links between communication tolerance of personality and individual distinctions of the elder teenagers.
Key words: сommunication tolerance, communication intolerance formally-dynamic properties, formally-dynamic properties of individuality, strength of inhibitory processes, psychomotor flexibility, communicational flexibility.
Одной из задач современной школы и общества в целом является развитие личностных особенностей подрастающего поколения. Рост агрессивности, национализма, социально опасного поведения - явления, к сожалению, характерные для школьной среды в наши дни. Проявления интоле-рантного сознания наблюдаются как на уровне больших, так и на уровне малых групп, таких как военные, трудовые, школьные группы. Столкновение с негативными явлениями в школьной среде приводит к тому, что педагоги, психологи начинают все активнее искать формы и методы их преодоления. Исследование Г. Солдатовой показало, что толерантность является интегральной характеристикой индивида, определяющей его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Именно эта интегральная характеристика личности должна быть сформирована в условиях школы. Таким образом, проблема изучения толерантности является весьма актуальной. Особую важность приобретает изучение природы толерантности и ее связи с другими личностными особенностями
[2; 3].
Целью данного исследования является экспериментальное изучение коммуникативной толерантности и ее связи с индивидуально-типологическими особенностями старших подростков. При этом мы исходили из следующего предположения:
1. Уравновешенность нервных процессов во многом предопределяет выбор толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения. Свойства нервной системы связаны с формированием толерантного или интолерантного поведения личности.
2. Формально-динамические свойства индивидуальности влияют на выбор толерантной и интолерантной установки личности, проявляющейся в процессе коммуникации.
Для диагностики коммуникативной толерантности старших подростков мы использовали методику диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко [1]. Для выявления индивидуально-типологических особенностей старших подростков применялся опросник формально-динамических свойств индивилуально-сти (ОФДСИ) В. М. Русалова и тест на темперамент И. П. Павлова [5].
Полученные в ходе исследования данные подверглись корреляционному анализу и интерпретировались с точки зрения системно-структурного подхода к психическому развитию.
Системно-структурный подход разрабатывается в рамках современной когнитивной психологии. В отечественной науке он представлен работами Н. И. Чуприковой, Т. А. Ратановой, Н. П. Локаловой и др. С позиций системно-структурного подхода психическое развитие подчиняется универсальному закону развития от общего к частному, от форм однородно-простых, глобальных и целостных к формам разнородно-сложным и внутренне расчлененным. В ходе психического развития ведущая роль принадле-
Связь коммуникативной толерантности личности
с индивидуально-типологическими особенностями старших подростков
жит связанным друг с другом процессам дифференциации и интеграции. В ходе дифференциации происходит расчленение, дробление целого на все более элементарные части, а в процессе интеграции - объединение их в целостную систему на более высоком уровне [4, с. 36]. Так, индивидуально-типологические особенности личности, свойства нервной системы могут определять формирование и последующее проявление коммуникативных установок личности, в том числе и толерантных и интолерантных.
Одной из задач данного исследования было определить характер взаимосвязей показателей проявления толерантности и индивидуально-типологических особенностей старших подростков.
С целью выявления взаимосвязей между индивидуально-типологическими особенностями личности и коммуникативной толерантностью был проведен корреляционный анализ. Для оценки связи между изучаемыми нами переменными мы воспользовались методом линейной корреляции Пирсона. Анализ полученных данных показал следующее (рис. 1):
— Коммуникативная толерантность отрицательно коррелирует с показателем «сила процессов торможения» (р= -0,384). Данная связь находятся на 5 %-м уровне достоверности. Это может свидетельствовать о том, что от уравновешенности нервных процессов зависит выбор толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения. Если процессы торможения и возбуждения уравновешенны, то толерантная коммуникативная установка, вероятнее всего, будет ведущей. Если же доминирует тормозной процесс, в силу недостаточности возбуждения, то человек будет выбирать интоле-рантные установки в коммуникации.
Коммуникативная толерантность отрицательно коррелирует с показателем «пластичность психомоторная» (р= -0,367). Данная связь также находится на 5 %-м уровне достоверности. Возможно, степень выраженности психомоторной пластичности влияет на уровень коммуникативной толерантности. Если человеку не свойственна психомоторная пластичность, он с трудом переключается с одной формы активности на другую, предпочитает стереотипные движения, то он с большей вероятностью выберет ригидный способ коммуникации, а именно интолерантную установку, и наоборот - быстрое переключение с одной физической работы на другую, высокая гибкость при переходе с одних форм двигательной активности на другие, выраженное стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений будет характеризовать человека с толерантной коммуникативной установкой.
Коммуникативная толерантность отрицательно коррелирует с показателем «пластичность коммуникативная» (р= -0,417). Данная связь находятся на 5%-м уровне достоверности. Здесь мы можем говорить о том, что низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ предопределяет формирование интолерантности в процессе коммуникации. Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ способствует формированию коммуникативной толерантности.
Сила процессов торможения
Коммуникативная толерантность
Пластичность психомоторная
Пластичность коммуникативная
Рис. 1. Количество корреляций между коммуникативной толерантностью (методика В. В. Бойко) и индивидуально-типологическими особенностями личности «сила процессов торможения» (тест на темперамент И. П. Павлова), «пластичность психомоторная», «пластичность коммуникативная» (ОФДСИ В. М. Русалова)
22
Р. Т. Мамбетова
Обобщая полученные результаты, характеризующие особенности связей между степенью развития коммуникативной толерантности и индивидуально-типологическими особенностями личности, можно сделать следующие выводы:
1. Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами, но в тоже время в значительной мере предопределяется индивидуально-типологическими особенностями личности.
2. Уравновешенность нервных процессов во многом предопределяет выбор толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения. При доминировании тормозного процесса в силу недостаточности возбуждения человек будет выбирать интоле-рантные установки в коммуникации.
3. Психомоторная пластичность взаимосвязана с уровнем выраженности коммуникативной толерантности. Чем выше уровень психомоторной пластичности, тем выше вероятность проявления коммуникативной толерантности, и наоборот, чем более человек склонен к психомоторной
ригидности, тем он чаще выбирает интолерант-ную позицию в общении.
4. Низкий уровень коммуникативной пластичности определяет формирование и проявление интолерантной коммуникативной установки, и наоборот, при высоком уровне коммуникативной пластичности человек выбирает в общении толерантные установки.
Библиографический список
1. Бойко, В. В. Практическая психодиагностика [Текст] / В. В. Бойко. - М., 1998.
2. Солдатова, Г. У Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г. У Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - М., 2001.
3. Солдатова, Г. У. Толерантность и интолерант-ность - две грани межэтнического взаимодействия [Текст] / Г. У. Солдатова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001
4. Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации [Текст] / Н. И. Чуприкова. - М., 1997.
5. Практикум по психодиагностике личности [Текст] / под ред. Н. К. Ракович. - Минск, 2002.
Связь коммуникативной толерантности личности
с индивидуально-типологическими особенностями старших подростков