М.: Финансы и статистика, 1981. 488 с.
8. Экономический анализ в торговле: учебное пособие / под ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2004. 220 с.
9. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / под. ред. проф. Н.В. Войтоловского, проф. А.П. Калининой,
проф. И.И. Мазуровской. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2006. 513 с.
10. Экономический анализ: ситуации, тесты, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: учеб. пособие / под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2000. 656 с.
УДК 371.3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
© О.А. Чебыкина1
Шадринский государственный педагогический институт,
641870, Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3.
Лицей № 1,
641876, Россия, г. Шадринск, ул. Спартака, 18.
Представлены методики исследования формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Исследование проводилось с 2010 по 2014 год, реализовывалось в четырех этапах: поисково-подготовительном; опытно-экспериментальном; формирующем эксперименте; контрольно-обобщающем. Вводится авторская трактовка изучаемых понятий «толерантность» и «конструктивное взаимодействие». Обусловлена характеристика выборки участников, предложены методики исследования для констатирующего эксперимента. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: этапы исследования; выборка; методики.
ORGANIZATION AND METHODS OF RESEARCHING TOLERANCE FORMATION AMONG YOUNG ADOLESCENTS UNDER CONSTRUCTIVE INTERACTION O. A. Chebykina
Shadrinsk State Teacher's Training Institute, 3 K. Libknekht St., Shadrinsk, Kurgan region, 641870, Russia. Lyceum no.1,
18 Spartak St., Shadrinsk, 641876, Russia.
The article presents the research methods of forming tolerance among young adolescents in the process of constructive interaction. The study held from 2010 to 2014 was implemented in four stages: the search and preparatory stage, the experimental stage, the stage of the forming experiment, and the stage of control and generalization. The article introduces the author's interpretation of the studied concepts of "tolerance" and "constructive interaction". Due to the chara c-teristics of sample members, the research methodology for the ascertaining experiment are proposed. 2 figures. 3 sources.
Key words: research stages; sampling; methods.
Поскольку в современном мире усиливаются такие антисоциальные качества, как агрессивность, жестокость, зависть, враждебность, формирование толерантности становится особенно актуальным [2]. К изучению этой темы сегодня обращается все больше исследователей.
Систематизация опыта теоретических и экспериментальных изысканий позволила установить, что толерантность определяется особенностями конструктивного взаимодействия, имеет структурно-содержательную и уровневую характеристику.
В педагогической психологии исследований формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия не проводилось. Выявленный пробел послужил основой для гипотезы: формирование толерантности будет эффективным, если в процесс учебно-образовательной дея-
тельности внедрить комплексную модель, состоящую из пяти этапов с учетом психолого-педагогических условий; в качестве основных должна послужить кор-рекционно-развивающая программа, использование которой предусматривает внедрение трех модулей, взаимосвязанных друг с другом. Гипотеза определила постановку следующих задач:
1. Исследовать структурно-содержательную характеристику толерантности.
2. Экспериментально выявить критерии и уровни сформированности толерантности.
3. Провести анализ выраженности показателей и уровней сформированности толерантности у младших подростков.
4. Разработать и внедрить комплексную психологическую модель поэтапного формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктив-
1Чебыкина Ольга Альбертовна, аспирант, педагог-психолог, тел.: 89125263238, e-mail: [email protected] Chebykina Olga, Postgraduate, Psychologist, tel.: 89125263238, e-mail: [email protected]
ного взаимодействия и поверить ее результативность.
Исследование проводилось в период с 2010 по 2014 годы и реализовывалось в четырех этапах.
Первый этап (2010-2011) - поисково-подготовительный. В это время осуществлялся: сбор материала по теме работы; теоретичный разбор научных источников; выбор диагностического инструментария, направленного на исследование толерантности и конструктивного взаимодействия; подбор и обоснованность статистических критериев оценки результатов эксперимента; проводилось пилотажное исследование для определения тенденции, положения и способов исследования.
Второй этап (2011-2012) - опытно-экспериментальный, когда проводились: корреляционный анализ по методу К. Пирсона с целью детализировать общую картину взаимосвязей между показателями структуры толерантности в процессе конструктивного взаимодействия; факторный анализ с целью глубокого изучения структурных компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия; исследование количественных и качественных критериев оценки уровня сформированности толерантности, обосновывалась репрезентативность выборки. В результате констатирующего эксперимента была уточнена структура толерантности в процессе конструктивного взаимодействия, выделены критерии, показатели, уровни сформированности толерантности у младших подростков, а также определены дальнейшие действия по формированию исследуемого свойства.
Третий этап (2012-2013) - организация и проведение формирующего эксперимента, в период которого разрабатывалась комплексная психологическая модель формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия, с обоснованием актуальности, цели, задач, практической значимости, с учетом теоретико-методологического обеспечения, этапов и условий эффективного формирования исследуемого свойства. Также были подготовлены задания, направленные на ознакомление и обучение умениям и навыкам толерантности в процессе конструктивного взаимодействия у учащихся.
Четвертый этап (2013-2014) - контрольно-обобщающий, предусматривающий: анализ средних групповых показателей компонентов толерантности в процессе конструктивного взаимодействия и степени их изменения; изучение достоверности различий экспериментальной и контрольной группы по критерию ^ Стьюдента; качественное и количественное исследование уровня сформированности толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия до и после формирующего этапа. Кроме
того, проводилось обобщение итогов опытно-экспериментального материала, проверка гипотезы, сопоставление результатов с поставленными в исследовании целью и задачами.
В представленной работе мы ввели авторскую трактовку изучаемого понятия «толерантность» как психологическую способность вступать во взаимодействие с другими людьми и готовность личности к активной нравственной позиции, направленную на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга, способствующие признанию другого и поддержание морального баланса (индивида, общества).
Необходимо отметить, что в нашем исследовании конструктивное взаимодействие, другими словами, -совместная деятельность - направлена на понимание индивидуальных особенностей заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату.
Важным моментом при рассмотрении формирования толерантности в процессе конструктивного взаимодействия является определение структуры компонентного состава данного образования.
В структуре толерантности в процессе конструктивного взаимодействия [2] нами были определены следующие компоненты:
- эмоционально-волевой (включает в себя способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоций других);
- когнитивный (включает толерантные и интоле-рантные установки личности);
- мотивационно-ценностный (содержит знания, воспринимает группу, способствующее достижению целей);
- деятельностный (предполагает сосредоточенность на итог, поддержание связей, активность и пассивность поступков).
Исследование проводилось в МКОУ «Лицей № 1» г. Шадринска Курганской области. В констатирующем эксперименте в качестве генеральной совокупности приняли участие 260 учеников 5-6 классов, обобщенная характеристика которых представлена в табл. 1.
Как видно из табл. 1, подвыборка 5 классов составила 130 человек, из них 27,4% мальчиков (71 человек) и 23,6% девочек (61 человек). Возраст участников исследования - в интервале от 10 до 12 лет, средний возраст - 11 лет.
Подвыборка 6 классов составила 130 человек, из них 20,7% мальчиков (54 человека) и 28,3% девочек (74 человека). Возраст шестиклассников - в интервале от 11 до 13 лет, средний возраст - 12 лет.
Таблица 1
Характеристика выборки участников исследования_
Подвыборка Пол, % Возраст, лет Форма сбора данных
Муж. Жен. Интервал Средний Модель
5 классы 27,4 23,6 10-11 11 10 фронтальная
6 классы 20,7 28,3 11-13 12 11 фронтальная
На этапе формирующего эксперимента в исследовании объем выборки составил 130 человек: две группы (экспериментальная и контрольная), в каждой по 65 человек соответственно. Обе группы учились в 5-6 классах, в каждой группе наблюдалось равное процентное соотношение уровней сформированности толерантности, также для подтверждения однородности выборки использовали критерий t-Стьюдента.
Таким образом, при отборе апробируемых экспериментальной и контрольной групп соблюдались условия обеспечения однородности (идентичности по характеристикам двух групп учащихся) и репрезентативности (группа учащихся, отобранных для эксперимента, представляла собой меньшую, но настоящую модель главной общности).
Для стратегии формирования мы использовали рандомизацию групп. Был реализован принцип добровольности участия в исследовании, благодаря чему снизилась вероятность побуждающих ошибок. Испытуемым гарантировалась секретность результатов и индивидуальное консультирование.
В начале инструктирования участникам эксперимента сообщалось, что в определенных опросниках можно пользоваться псевдонимом. В заключение работы с методиками ребятам разрешалось не отдавать свои протоколы для анализа, если они затруднялись в ответах.
Таким образом, весь процесс сбора эмпирических данных предполагает нивелирование влияния факторов, которые потенциально могут обусловить снижение уровня достоверности результатов.
В соответствии с задачами работы были использованы разнообразные методики исследования, а именно: 1) экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой (2002); 2) вопросник для измерения толерантности (авторы В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура, 2000); 3) методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, 1998); 4) опросник для диагностики способности к эмпатии (авторы А. Мехрабиан, Н. Эпштейн, 1972, 1986); 5) диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; 6) шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, 1950); 7) опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик); 8) диагностический тест отношений (Г.У. Кцоева-Солдатова, 1986); 9) методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; 10) оценка отношений подростка с классом; 11) метод экспертных оценок; 11) математи-ко-статистические методы обработки результатов исследования [3].
Для количественной обработки эмпирических данных использовались пакеты прикладных программ корпорации StatSoft ink. - SPSS 17.0 для среды Windows и STATISTICA 6.0 [1] для среды Windows, MS Excel XP 2000.
Адекватность выбора и возможность применения методик сбора эмпирических данных были обусловлены теоретическими основаниями исследования выделенного объекта и предмета, содержанием постав-
ленных целей и задач, с учетом возможностей и ограничений методик, их точности измерений, а также объективными условиями и существующими возможностями проведения изыскания.
В соответствии с предметом исследования и возможностями выбранных методик на этапе констатирующего эксперимента предполагалось, что в структуру толерантности входят 22 показателя, их перечень и условное обозначение приведены в табл. 2.
Для реализации экспериментальных задач необходимо обосновать применение используемых методик.
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой (2002) применяется для диагностики общего уровня толерантности. Группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс-опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульные данные анкет - положения, которые отражают общий взгляд к другим людям, и общественные инструкции в различных кругах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику входят задания, которые выявляют связь к некоторым общественным группам (меньшинствам, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и плодотворному сотрудничеству).
Методика применялась нами для измерения индекса толерантности. Лица с низкими значениями индекса толерантности характеризуются высокой инто-лерантностью, наличием проявленных интолерантных установок по отношению к другим людям. Средние значениями индекса толерантности - соединение как толерантных, так и интолерантных черт. Они могут вести себя по-разному: в общественных обстоятельствах толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Лица с высокими значениями индекса толерантности характеризуются проявлением чертами толерантной личности.
Вопросник для измерения толерантности (авторы В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура, 2000). В состав вопросника входят положения, обращенные на обнаружение разных видов толерантности: к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; к сложности и неопределенности окружающего мира. Процедуру опроса следует проводить дважды: до и после осуществления программы формирования толерантности.
Данная методика измеряет показатель толерантности вербального поведения людей.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, 1998) позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки индивида, которые выражаются в ходе коммуникации. В соответствии с автором методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, под-
разделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Степень ситуативной толерантности устанавливается привязкой личности к конкретному партнеру по контакту, типологической - к собирательному виду или группе людей. Общая коммуникативная толерантность определена житейской практикой, чертами нрава, моральными взглядами и определяет разные образы коммуникативной толерантности. Задания опросника классифицированы в 9 шкал, бланк дается испытуемым без наименований шкал. Чем больше у участника эксперимента баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Использование ответов выявляет свойственные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
Данная методика измеряла коммуникативную толерантность.
Опросник для диагностики способности к эмпа-тии (авторы А. Мехрабиан, Н. Эпштейн, 1972, 1986). Опросник адаптирован и применялся Ю.М. Орловым и
Ю.Н. Емельяновым (1986). Эмпатия (как сопереживание и сочувствие) - система восприятия и понимания людьми друг друга при общении. Эмпатия включает чувствительные, свободные воздействия на действия чужих человек, сопереживания с ними, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной установке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи. В результате раскрывается самооценка эмпатических жизненных способностей.
Диагностика уровня эмпатических способностей, которая разработана и апробирована В.В. Бойко, включает в себя 36 вопросов. При помощи данной методики измерялись показатели эмпатии: рациональный канал - сосредоточенность внимания, восприятия и мышления другого человека - на его состояние, поведение; эмоциональный канал - возможность проникать в чувствительный резонанс с другими
Таблица2
Показатели, используемые в ходе исследования структуры толерантности
в процессе конструктивного взаимодействия
№ п/п Условное обозначение Название
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
1 ИнТ Индекс толерантности
Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура)
2 ИзТ Измерение толерантности вербального поведения
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)
3 КТ Коммуникативная толерантность
Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн)
4 СкЭ Способность к эмпатии
Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
5 РКЭ Рациональный канал эмпатии
6 ЭКЭ Эмоциональный канал эмпатии
7 ИКЭ Интуитивный канал эмпатии
8 УвЭ Установки в эмпатии
9 ПСЭ Проникающая способность в эмпатии
10 ИвЭ Идентификация в эмпатии
11 ОУЭ Общий уровень эмпатии
Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик)
12 ШФ Шкала фашизма
Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик)
13 УП Уровень предубежденности
Диагностический тест отношений (Г.У. Кцоева-Солдатова)
14 ЭО Эмоции и оценка
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
15 Сп Соперничество
16 Ст Сотрудничество
17 Км Компромисс
18 Из Избегание
19 Пс Приспособление
Оценка отношений подростка с классом
20 Ин Индивидуалистический тип
21 Пр Прагматический тип
22 Кл Коллективистический тип
- сопереживать, сострадать; интуитивный канал -способность индивида понимать действия других, действовать в условиях недостатка информации, опираясь на практику; установки в эмпатии, способствующие или препятствующие эмпатии, облегчающие или затрудняющие движение каналов; проникающую способность в эмпатии - коммуникативное свойство человека, позволяет создавать атмосферу искренности, конфиденциальности, искренности; отождествления - умение понимать других, предположение себя на место другого; в основе идентификации - способность к подражанию, а также общий уровень эмпатии.
Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, 1950) отражает степень выраженности черт характера, обусловливающих предрасположенность к антидемократической пропаганде, не затрагивая антифашистской структуры характера. Шкала фашизма позволяет измерять предубеждения и представляет адекватный инструмент выявления авторитарной личности и уровень антисемитизма и этноцентризма без упоминания важных политических и экономических задач. Респондентам данная шкала предъявлялась как опросник для изучения общественного мнения.
Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик) исследует степень предубежденности у детей. Элзе Френкель-Брунсвик определила, что сильно предубежденные в отношении других этнических групп подростки склонны распределять некоторые точки зрения, которые не имеют связи с этническими предписаниями. Так она создала опросник для измерения общих социальных установок у детей. По мнению автора методики, чем с большим количеством приведенных утверждений выражает согласие ребенок, тем более высока вероятность того, что он будет с предубеждением относиться к другим этническим группам.
В исследовании при помощи данной методики измерялся показатель уровень предубежденности.
Диагностический тест отношений (Г. У. Кцоева-Солдатова, 1986) разработан для изучения эмоционально-оценочного компонента общественного стереотипа. Основу методики составляет идея: одни и те же качества, относимые к себе и другим, могут объясняться различно; хорошие черты группы (например, «мы - экономны, бережливы») воспринимаются как плохие у другой («они - жадны, скупы»). Так были объяснены две черты, точки которых отличаются по коннотативным (аффективным) показателям, хотя смысловые обозначения могут оцениваться как довольно родные.
Данная методика измеряла показатель: эмоции и оценка.
В основе методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса - ориентация на свою выгоду и выгоду других. Оценка выгоды в конфликте - хорошая отличительная черта действий, которая бывает низкой, средней, высокой, и указывает направленность на интересы, предпочтения, специально-психологические черты индивида. Количество баллов, набранных по отдельной шкале, показывает выраженность тенденций проявлять определенную стратегию деятельности в конфликтных обстоятельствах.
В исследовании при помощи данной методики измерялись показатели: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Оценка отношений подростка с классом. Данная методика выявляет «типы» восприятия личностью группы.
Вид 1: личность принимает общество как препятствие для своей работы. Группа не является независимой ценностью для такого индивида. Наблюдается уклонение от совместных форм деятельности, уменьшение связей с группой. Такой вид восприятия называется «индивидуалистическим».
Вид 2: личность воспринимает группу как средство для достижения собственных целей. Происходит оценка группы с точки зрения ее «полезности», предпочтение отдается наиболее грамотным ее членам, которые могут оказать помощь, разрешить сложную ситуацию или стать источником нужной информации. Данный вид называется «прагматическим».
Вид 3: личность воспринимает группу как самостоятельную ценность. У личности проявляется интерес к проблемам и успехам как всей группы, так и конкретных ее участников, появляется желание работать в коллективе. Такой вид восприятия называется «коллективистическим». В пункте задания тестируемые должны подобрать подходящий им вариант в соответствии с заданием.
В исследовании при помощи данной методики измерялись показатели типов: индивидуалистического, коллективистического, прагматического.
Таким образом, в исследовании использовались только стандартизированные и апробированные методики с высокими показателями надежности и валид-ности. Стратегия организации отбора, использование способов и переработки практических результатов полностью соответствуют реальным целям, задачам и теоретическим основам данной работы.
Статья поступила 18.08.2014 г.
Библиографический список
1. Буреева Н.Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП «БТАТ^ТЮА». Нижний Новгород, 2007. 112 с.
2. Контров Г.Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений:
дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 151 с. 3. Шайгерова Л, Прокофьева Т. и др. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 112 с.