йО!: 10.17805Дри.2015.2.33
Индивидуально-типологические особенности личности в построении моделей толерантного взаимодействия в молодежной среде
И. В. Белашева (Северо-Кавказский федеральный университет)
Настоящая статья содержит результаты исследования роли индивидуально-типологических особенностей в формировании толерантности в среде старших подростков и молодых людей.
Толерантность рассматривается как интегративное свойство личности и условие позитивного межличностного взаимодействия. Проведен анализ феномена толерантности как личностного образования, характеризующегося комплексом взаимосвязанных критериев, проявляющихся на познавательном, эмоциональном и конативном уровнях психического реагирования личности. Перечислен и описан комплекс психодиагностических методов исследования общего уровня толерантности, толерантных установок в сфере межнациональных отношений, коммуникативной толерантности, выраженности этнической идентичности, свойств и структуры темперамента.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение влияния индивидуально-типологических свойств (свойств темперамента) личности старших подростков и юношей на формирование толерантного межличностного взаимодействия. Исследование проводилось в 2013-2014 гг. на базе Северо-Кавказского федерального университета, лицея № 5 г. Ставрополя и социального колледжа г. Пятигорска.
Были выявлены достоверные корреляционные связи между показателями толерантности и свойствами предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента. Обнаружена тенденция усиления и расширения корреляционных связей меду показателями толерантности и темпераментальными свойствами личности в возрастном континууме «старший подросток — юноша — молодой человек».
Результаты исследования свидетельствуют о том, что наиболее значимое влияние на формирование толерантных установок личности молодых людей оказывают такие индивидуально-типологические особенности, как социальный темп, уровень активности освоения предметного мира, стремление к умственному и физическому труду, уровень вовлеченности в деятельность.
Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, коммуникативная толерантность, толерантные установки, толерантное взаимодействие, позитивная социализация, индивидуально-типологические особенности, темперамент.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения особенностей и психологических детерминант построения человеком успешных толерантных поведенческих стратегий в современном социуме актуальна по целому ряду причин. Во-первых, социальная жизнь быстро меняется, и в условиях различных вызовов это может обострить проявления интолерант-ности (фобии расовые, этнические, религиозные, по отношению к людям и группам) (Солдатова, Макарчук, 2006). Во-вторых, становится все более актуальной проблема социализации современной молодежи в условиях межличностного взаимодействия как в реальной, так и в виртуальной среде (Белинская, 2013). В-третьих, становятся актуальными технологии обучения толерантности в контексте формирования культуры ведения переговоров, развития способности поиска компромиссов при принятии ответственных решений, путей продуктивной конкуренции и сотрудничества (Бардиер, 2007). В-четвертых, увеличивается значение индивидуально-личностного фактора в формировании толерантных установок поведения и межличностного общения (Собчик, 2005).
Не вызывает сомнений важность и необходимость изучения факторов и условий формирования толерантного взаимодействия в молодежной среде, поскольку толерантность является условием продуктивной совместной деятельности и позитивного общения, успешной социализации молодого человека.
В словаре American Heritage Desk Dictionary толерантность определяется как способность к признанию, практическое признание и уважение убеждений и действий других людей (The American heritage desk dictionary ... , 2012). В социологическом энциклопедическом словаре толерантность толкуется как терпимость к другому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, выносливость по отношению к эмоционально неблагоприятным факторам (Социологический энциклопедический словарь, 2000: 370). В словаре практического психолога С. Ю. Головина отмечает, что толерантность — это отсутствие, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию (Словарь психолога-практика, 2001: 550). Е. В. Алексеева и С. Л. Братченко видят суть межличностной толерантности в осознанном и ценностно осмысленном личностном выборе, в соответствии с которым человек, имея собственное мнение, мировоззрение, уважает и признает право другого воспринимать и мыслить иначе, а также готов понимать и учитывать другие точки зрения (Алексеева, Братченко, 2003: 166).
Обзор имеющихся исследований по теме показывает, что понятие толерантности исследователи неразрывно связывают с личностью и ее формированием, оно активно используется в психологии развития личности: здесь оно рассматривается как личностное образование, одновременно интегрирующее различные свойства личности (самоотношение, самопознание, ответственность за свои поступки, чувство юмора, эмпатия, расположенность к другим, самообладание, терпеливость, способность к рефлексии, низкий уровень тревожности, общительность, умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, отсутствие стереотипов и др.) и формирующее их. И. Б. Гриншпун рассматривает толерантность как комплекс индивидуальных качеств, свойство личности (Гриншпун, 2003).
Среди условий формирования толерантности выделяют деятельность личности и образ жизни личности, ее стремления, планы, социальные роли (Губогло, 2003). Рассматривая механизмы межличностной толерантности, Г. С. Кожухарь трактует их как устойчивую структуру определенным образом связанных психических действий, активизация и целостное проявление которых фасилитируют изменения в совокупности свойств личности (Кожухарь, 2006).
Определяя толерантность как личностное образование, как системное качество индивида, формирующееся в предметной деятельности и общении, учитывая единство механизмов формирования личности и толерантности, закономерно предположить, что предпосылками формирования толерантности выступают природные задатки — индивидные свойства (возрастно-половые и индивидуально-типологические), детерминирующие свойства нервной системы индивида, интегрирующиеся в задатки способностей и темперамент. Безусловно, индивидные свойства не определяют, быть или не быть человеку толерантным в отношении себя (аутотолерантность) и другого, но, как отмечала Л. И. Божович, не существует ни одной врожденной особенности, которая была бы полностью нейтральной для психического развития, а следовательно, и для формирования личности (Божович, 2001). Влияние индивидуально-типологических свойств не может быть прямым и однозначным, оно всегда опосредовано социальной ситуацией развития, местом и функцией того или иного свойства в общем ходе развития личности и может приводить к разным результатам (Гриншпун, 2003).
Наше исследование было направлено на изучение влияния индивидуально-типологических свойств личности на формирование толерантного межличностного взаимодействия в среде старших подростков и юношей.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Испытуемые. Исследование проводилось в 2013-2014 гг. на базе Северо-Кавказского федерального университета, лицея №5 г. Ставрополя и социального колледжа г. Пятигорска. Общее число респондентов — 209 человек. В основу градации испытуемых был положен возрастной критерий, с учетом которого испытуемые были разделены на три группы: 1-я группа N = 68) — школьники-старшеклассники (15-17 лет); 2-я группа N = 69) — студенты-первокурсники (17-19 лет); 3-я группа N = 72) — студенты-старшекурсники (21-23 года). Следует отметить полинациональный состав рес-пондентских групп, что является важным условием для диагностики установок личности в области межнациональных отношений. Анализ анкетных данных показал, что в исследовании приняли участие русские, украинцы, аварцы, даргинцы, чеченцы, ингуши, корейцы, кумыки, армяне, торгууды, мору, греки. Участие в исследовании было добровольным.
Процедура. В психологическом исследовании использовался комплекс психодиагностических методик: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой (см.: Практикум по психодиагностике ... , 2003), направленный на определение общего уровня толерантности (общее отношение к окружающему миру и другим людям) и (или) толерантности как черты личности (социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека); методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко (см.: там же), позволяющая диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения; методика измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений В. С. Собкина, Д. В. Адамчука (Собкин, Адамчук, 2006), методика выраженности этнической идентичности Дж. Финни в адаптации А. М. Арбитайло (см.: Стефаненко, 2006), опросник структуры темперамента В. М. Русалова (см.: Настольная книга . , 2008).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Сравнительный анализ признаков толерантности (средние арифметические шкальные значения (М)) в респондентских группах показал преобладание толерантных установок в сфере межнациональных отношений у студентов-старшекурсников, более высокие показатели индекса толерантности и коммуникативной толерантности у студентов первокурсников, выраженность этнической идентичности у школьников-подростков (см. таблицу, с. 314).
Частотный анализ выраженности признаков толерантности / интолерантности старшекурсников показал, что чертами толерантной личности обладают 11% студентов старших курсов вуза; у 10% — диагностированы интолерантные установки по отношению к окружающему миру и людям; у 79% — определено преобладание признаков ситуативной толерантности с характерным сочетанием толерантных и интоле-рантных проявлений.
Студентам-первокурсникам в большей степени присущи ситуативно-толерантные стратегии взаимодействия (99%); интолерантные установки диагностированы у 1% первокурсников.
СРЕДНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ (М) ПРИЗНАКОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ИНТОЛЕРАНТНОСТИ ПО ГРУППАМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (N = 68), ПЕРВОКУРСНИКОВ (N = 69), СТАРШЕКУРСНИКОВ (N = 72)
ARITHMETIC AVERAGES OF VALUES (M) OF TOLERANCE / INTOLERANCE INDICATORS BY GROUPS OF SENIORS (N = 68), FIRST-YEAR STUDENTS (N = 69), UNDERGRADUATES (N = 72)
Группа ИТ ТУ КТ КК ЭИ АК ЭИ ОП ЭИ
1-я 81 -0,49 48,16 2,63 2,93 2,91
2-я 82,75 -0,3 50,43 1,8 2,24 2,1
3-я 78,42 -0,7 44,6 1,56 2,11 1,77
Примечание. ИТ — индекс толерантности; ТУ — толерантные установки в сфере межнациональных отношений; КТ — коммуникативная толерантность; КК ЭИ — когнитивный компонент этнической идентичности; АК ЭИ — аффективный компонент этнической идентичности; ОП ЭИ — общий показатель этнической идентичности.
В группе старшеклассников также преобладает ситуативная толерантность (88%); у 10% школьников диагностированы выраженные интолерантные установки по отношению к окружающему миру и людям.
Таким образом, мы видим преобладание ситуативной толерантности в молодежной среде: в одних социальных ситуациях старшие подростки и молодые люди ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Качественный анализ аспектов толерантности (субшкалы социальной толерантности и межэтнической толерантности, шкалы толерантных установок, этнической идентичности, индекс толерантности) в трех группах испытуемых показал, что интолерантные проявления у ситуативно толерантных респондентов чаще обнаруживаются в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), реже — в условиях межнационального взаимодействия.
Выраженные черты толерантной личности формируются только в период молодости и только у определенной части молодых людей, что не случайно, поскольку в этом возрасте завершается процесс личностного самоопределения и развиваются основные социогенные потенции. Процент интолерантных установок поведения практически остается неизменным в возрастном континууме от старших подростков до студентов-старшекурсников, а его снижение у студентов-первокурсников скорее всего связано с ситуацией и процессом адаптации к новым условиям обучения в вузе.
Выделение таких тенденций позволяет предположить, что процесс становления толерантности личности не только закономерно встроен в общий ход психического развития и формирования личностных новообразований, но и опосредован влиянием индивидуально-типологических свойств, обеспечивающих определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения человека.
Проведенный нами статистический анализ выявил достоверные корреляционные связи между показателями толерантности (социальной, этнической, толерантности как личностного свойства) и темперамента (свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента) в трех респондентских группах.
В группе школьников статистически достоверные корреляции определены между этнической толерантностью и социальным темпом, определяющим скоростные характеристики двигательных актов (скорость и громкость речи, жестикуляции и т. д.)
в процессе общения (г = 0,34, р < 0,01); коммуникативной толерантностью и социальным темпом (г = 0,3, р < 0,01). В группе студентов первого курса были обнаружены корреляции между показателем толерантных установок личности и социальным темпом (г = 0,38, р < 0,01); этнической толерантностью и социальным темпом (г = 0,36, р ^ 0,01); толерантными установками личности и предметной эргичностью, характеризующейся высоким уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к вовлеченности в трудовую деятельность (г = 0,3, р ^ 0,01). В группе четверокурсников также выявлены положительные корреляционные связи между показателем социального темпа и толерантных установок личности (г = 0,48, р < 0,01); предметной эргичностью и толерантными установками личности (г = 0,65, р < 0,01); предметной эргичностью и этнической толерантностью (г = 0,91, р < 0,01); пластичностью (степень легкости переключения с одной деятельности на другую, быстрота перехода между способами мышления в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности) и этнической толерантностью (г = 0,37, р < 0,01); эмоциональностью (эмоциональная чувствительность к несовпадению между ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в деятельности) и этнической толерантностью (г = 0,32, р < 0,01).
Полученные нами данные соотносятся с исследованиями ряда авторов в области психологии личности и психологии индивидуальных различий. Так, Г. У. Оллпорт рассматривает врожденные свойства темперамента как предпосылки формирования толерантных установок личности, отмечая при этом, что формирование толерантных установок уходит корнями в детство, в родительскую политику поощрений и наказаний, семейную атмосферу (Оллпорт, 2003: Электр. ресурс). Д. П. Гилфорд выделяет толерантность (терпимость) как один из факторов в предложенной им 13-факторной модели темперамента (см.: Стреляу, 1982). Дальнейшие исследования структуры темперамента К. Лоуэлла с применением не только факторного, но и корреляционного анализа, позволили выделить из 13 темпераментальных факторов независимые факторы (факторы второго порядка), в число которых толерантность, являясь зависимым фактором, не вошла (см.: Псядло, 2007). Л. М. Аболин, изучая психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека, связывает толерантность к стрессу (один из критериев толерантности) с характеристиками темперамента, такими как реактивность и сила эмоциональных переживаний и проявлений (Аболин, 1987). В. М. Русалов рассматривает темперамент как особый психобиологический уровень индивидуальных свойств, являющийся предпосылкой для развития и функционирования вышестоящих психологических образований личности (Русалов, 1985), в том числе и толерантности.
В нашем исследовании обращает на себя внимание тенденция усиления и расширения корреляционных связей меду показателями толерантности и темпераментальны-ми свойствами личности в возрастном континууме «старший подросток — юноша — молодой человек». Это закономерно, поскольку подростковый возраст отличается проявлениями негативизма и критики по отношению к окружающим, конфликтностью, трудностями в понимании и принятии своего внутреннего мира, а молодость — это период достижения личностью уровня социальной зрелости, когда сформирован индивидуальный стиль поведения, деятельности и общения, когда благодаря развитому социальному интеллекту и устойчивому стремлению к объективности личность принимает себя и других такими, какие они есть, когда возникает потребность в толерантном взаимодействии с социумом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование показало, что индивидуально-типологические особенности встроены в процесс формирования толерантности как интегративного свойства личности, как условия позитивного межличностного взаимодействия. Проявляясь в параметрах деятельности человека и его отношениях, индивидуально-типологические свойства влияют на выбор и восприятие информации из огромного спектра впечатлений об окружающем мире, составляющих потенциальное перцептивное поле. Эта индивидуальная избирательность восприятия и индивидуальный стиль переработки и усвоения полученной информации создают базу для формирования разных полюсов толерантности (интолерантность/толерантность) даже при одинаковых социальных условиях.
Согласно нашему исследованию наиболее значимое влияние на формирование толерантных установок личности студентов оказывают социальный темп и предметно-деятельностные свойства темперамента.
У толерантных студентов социальный темп, проявляющийся в речевой активности и особенностях вербализации, значимо выше, чем у интолерантных студентов. Их коммуникации характеризуются плавностью, легкостью и громкостью речи, выразительной экспрессией, высокой скоростью речеговорения. Следует отметить, что толерантные студенты более активны в освоении предметного мира, у них выражено стремление к умственному и физическому труду, выше уровень вовлеченности в деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аболин, Л. М. (1987) Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : Изд-во Казанского ун-та. 261, [1] с.
Алексеева, Е. В., Братченко, С. Л. (2003) Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе : монография / науч. ред. В. Ю. Кричевский; сост. Е. В. Люликова. СПб. : СПб АППО. 225 с. С. 165-172.
Бардиер, Г. Л. (2007) Научные основы социальной психологии толерантности : учеб. пособие. СПб. : Осипов. 96 с.
Белинская, Е. П. (2013) Психология интернет-коммуникаций : учеб. пособие. М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК. 192 с.
Божович, Л. И. (2001) Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 352 с.
Гриншпун, И. Б. (2003) Понятие и содержательные характеристики толерантности: к вопросу о толерантности как психическом явлении // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. С. К. Бондырева. 2-е изд., стер. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 366, [1] с. С. 31-40.
Губогло, М. Н. (2003) Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. / ред. С. К. Бондырева. 2-е изд., стер. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 366 с. С. 99-163.
Кожухарь Г. С. (2006) Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. № 2. С. 3-12.
Настольная книга практического психолога (2008) / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М. : АСТ ; Хранитель ; СПб. : Сова. 671 с.
Оллпорт, Г. У. (2003) Природа предубеждения [Электр. ресурс] // Век толерантности. Вып. 6. URL: 11Ир:/До1егапсе.ги^Т-6-рпгоёа.ркр?РгРа§е^Т [архивировано в "№еЬСке] (дата обращения: 20.11.2014).
Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности (2003) / под ред. Г. У. Сол-датовой, Л. А. Шайгеровой и др. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова. 112 с.
Псядло, Э. М. (2007) Темперамент и характер в истории медицины и психологии : учеб.-справ. пособие. Одесса : Наука и техника. 232 с.
Русалов, В. М. (1985) О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. № 1. С. 19-32.
Словарь психолога-практика (2001) / сост. С. Ю. Головин. Минск : Харвест ; М. : АСТ. 976 с.
Собкин, В. С., Адамчук, Д. В. (2006) Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений (окончание) // Вестник практической психологии образования. №3(8). С. 48-60.
Собчик, Л. Н. (2005) Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб. : Речь. 624 с.
Солдатова, Г. У., Макарчук, А. В. (2006) Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М. : Генезис. 256 с.
Социологический энциклопедический словарь : На русском, английском, немецком, французском и чешском языках (2000) / ред.-координатор Г. В. Осипов. М. : Норма (Издательская группа «Норма — ИНФРА-М»). 488 с.
Стефаненко, Т. Г. (2006) Этнопсихология : практикум : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс. 208 с.
Стреляу, Я. (1982) Роль темперамента в психическом развитии. М. : Прогресс. 231 с.
The American heritage desk dictionary of the English language. (2012) 5th edn. Boston, MA : Houghton Mifflin Harcourt. 951 р.
Дата поступления: 19.01.2015 г.
INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY IN BUILDING A MODEL OF TOLERANT INTERACTION IN THE YOUTH ENVIRONMENT
I. V. Belasheva (North Caucasus Federal University)
The article presents the outcomes ofa study ofindividual and typological features in tolerance formation in senior teenagers and young people.
We view tolerance as an integrative feature of the personality and as a precondition for positive interpersonal communication. The phenomenon of tolerance is treated here as a personality feature characterized by a set of interconnected criteria manifested at the informative, emotional and behavioral levels of mental reaction. We describe a complex of psychodiagnostic methods of researching the general level of tolerance, as well as tolerance orientations in interethnic relations, communicative tolerance, intensity of ethnic identity, and features and structure of temperament.
The article presents the outcomes of empirical research of the influence individual and typological (temperamental) personality features of senior teenagers and young people have on building tolerant interpersonal communication. Our research was carried out at North Caucasus Federal University, Lyceum No. 5 of Stavropol and Social College of Pyatigorsk in 2013-2014.
Our study has traced a reliable correlation between tolerance indicators (social and ethnic tolerance, tolerance orientations) and the features of subject-activity and communicative aspects of temperament. The tendency of strengthening and expanding the correlation between tolerance indicators and temperamental features has been proved as typical for senior teenagers and young people.
As the research outcomes testify, such individual and typological features as social pace, the level of familiarity with the world ofobjects, aspiration to do intellectual and physical work, and the degree ofin-volvement into the given activity have a most significant impact on building tolerance in young people.
Keywords: tolerance, ethnic tolerance, communicative tolerance, tolerance orientations, tolerant interaction, positive socialization, individual and typological features, temperament.
REFERENCES
Abolin, L. M. (1987) Psikhologicheskie mekhanizmy emotsional'noi ustoichivosti cheloveka [Psychological mechanisms of human emotional stability]. Kazan, Kazan State University Publ.
261 p. (In Russ.).
Alekseeva, E. V. and Bratchenko, S. L. (2003) Psikhologicheskie osnovy tolerantnosti uchitelia [Psychological foundations of an educator's tolerance]. In: Monologi ob uchitele [Monologues on the educator] : monograph / ed. by V. Yu. Krichevskiy ; comp. by E. V. Liulikova. St. Petersburg, SPb APPO Publ. 225 p. Pp. 165-172. (In Russ.).
Bardier, G. L. (2007) Nauchnye osnovy sotsial'noi psikhologii tolerantnosti [Scientific foundations of social psychology of tolerance] : A study guide. St. Petersburg, Osipov Publ. 96 p. (In Russ.).
Belinskaia, E. P. (2013) Psikhologiia internet-kommunikatsii [Psychology of Internet communications] : A study guide. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ. ; Voronezh, MODEK RDC. 192 p. (In Russ.).
Bozhovich, L. I. (2001) Problemy formirovaniia lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of identity formation: Selected works in psychology]. 3rd edn. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ. ; Voronezh, MODEK RDC. 352 p. (In Russ.).
Grinshpun, I. B. (2003) Poniatie i soderzhatel'nye kharakteristiki tolerantnosti: k voprosu o tolerantnosti kak psikhicheskom iavlenii [The notion and content features of tolerance: On the problem of tolerance as a psychic phenomenon]. In: Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnoshenii (teoriia i praktika) [Tolerance and the formation of tolerant attitudes (theory and practice)] / ed. by S. K. Bondyreva. 2nd edn., stereotype. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ. ; Voronezh, MODEK RDC. 366 p. Pp. 31-40. (In Russ.).
Guboglo, M. N. (2003) Tolerantnost' soznaniia molodezhi: sostoianie i osobennosti [Tolerance of the youth's consciousness: current state and specific features]. In: Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnoshenii (teoriia i praktika) [Tolerance and the formation of tolerant attitudes (theory and practice)] / ed. by S. K. Bondyreva. 2nd edn., stereotype. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ. ; Voronezh, MODEK RDC. 366 p. Pp. 99-163. (In Russ.).
Kozhukhar', G. S. (2006) Problema tolerantnosti v mezhlichnostnom obshchenii [The problem of tolerance in interpersonal communication]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 3-12. (In Russ.).
Nastol'naia kniga prakticheskogo psikhologa [A handbook ofpractical psychologist] (2008) / ed. by S. T. Posokhova and S. L. Solovieva. Moscow, AST Publ. ; Khranitel' Publ. ; St. Petersburg, Sova Publ. 671 p. (In Russ.).
Allport, G. W. (2003) Priroda predubezhdeniia [The nature of prejudice]. Vek tolerantnosti [The age of tolerance]. Issue 6. [online] Available at: http://tolerance.ru/VT-6-priroda.php?PrPage=VT [archived in WebCite] (accessed 20.11.2014). (In Russ.).
Praktikum po psikhodiagnostike i issledovaniiu tolerantnosti [A workshop on psycho-diagnostics and research of tolerance] (2003) / ed. by G. U. Soldatova, L. A. Shaigerova et al. Moscow, Moscow State University Publ. 112 p. (In Russ.).
Psiadlo, E. M. (2007) Temperament i kharakter v istorii meditsiny i psikhologii [Temperament and character in the history of medicine and psychology] : A manual and reference book. Odessa, Nauka i tekhnika Publ. 232 p. (In Russ.).
Rusalov, V. M. (1985) O prirode temperamenta i ego meste v strukture individual'nykh svoistv cheloveka [On the nature of temperament and its place among individual features ofa human]. Vopro-sy psikhologii, no. 1, pp. 19-32. (In Russ.).
Slovar' psikhologa-praktika [A handbook of practical psychologist] (2001) / ed. by S. Yu. Go-lovin. Minsk, Kharvest Publ. ; Moscow, AST Publ. 976 p. (In Russ.).
Sobkin, V. S. and Adamchuk, D. V. (2006) Izmerenie tolerantnykh ustanovok v sfere mezhnatsion-al'nykh otnoshenii (okonchanie) [Measuring tolerance orientations in interethnic relations (ending)]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniia, no. 3 (8), pp. 48-60. (In Russ.).
Sobchik, L. N. (2005) Psikhologiia individual'nosti. Teoriia i praktika psikhodiagnostiki [Psychology of personality. Theory and practice of psycho-diagnostics.]. St. Petersburg, Rech' Publ. 624 p. (In Russ.).
Soldatova, G. U. and Makarchuk, A. V. (2006) Mozhet li drugoi stat' drugom? Trening po profi-laktike ksenofobii [Can the Other become a friend? A training session on preventing xenophobia].
Moscow, Genezis Publ. 256 p. (In Russ.).
Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar' : Na russkom, angliiskom, nemetskom, frantsuz-skom i cheshskom iazykakh [An encyclopedic dictionary of sociology : In Russian, English, Germany, French and Czech] (2000) / ed. by G. V. Osipov. Moscow, Norma Publ. (Norma — INFRA-M Publishing Group). 488 p. (In Russ.).
Stefanenko, T. G. (2006) Etnopsikhologiia [Ethnopsychology] : A workshop. Moscow, Aspekt Press. 208 p. (In Russ.).
Strelau, J. (1982) Rol' temperamenta v psikhicheskom razvitii [The role of temperament in mental development]. Moscow, Progress Publ. 231 p. (In Russ.).
The American heritage desk dictionary of the English language. (2012) 5th edn. Boston, MA, Houghton Mifflin Harcourt. viii, 951 р.
Submission date: 19.01.2015.
Белашева Ирина Валерьевна — кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета. Адрес: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Кулакова, д. 2, корп. 9, ауд. 416. Тел.: +7 (8652) 95-68-00, доб. 41-90. Эл. адрес: magistratura_ioisn@ mail.ru
Belasheva Irina Valerievna, Candidate of Psychology, Associate Professor; Chair, Department of Practical and Special Psychology, Institute of Education and Social Science, North Caucasus Federal University. Postal address: R. 416, Bldg. 9, 2 Kulakova St., 355009 Stavropol, Russian Federation. Tel.: +7 (8652) 95-68-00, ext. 41-90. E-mail: [email protected]