Научная статья на тему 'Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования'

Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
523
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ЧТЕНИЕ КНИГ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОПРОСНИК PEDSQL / ADOLESCENTS / SOCIAL FACTORS / READING BOOKS / QUALITY OF LIFE / PEDSQL QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вихарева Елена Геннадьевна, Винярская И. В., Хан М. А., Третьякова Т. В., Черников В. В.

Оценка и мониторинг качества жизни подростков необходимы для изучения социальных условий их жизни. Цель исследования: изучить связь чтения книг и числа прочитанных книг с качеством жизни детей старшего школьного возраста. Методы: проведено когортное одномоментное исследование, в котором изучали качество жизни детей в возрасте 13-18 лет, посещавших средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртии. С помощью опросника PedsQL анализировали физический, эмоциональный и социальный компонент качества жизни подростков, школьное функционирование и общий балл оценки качества жизни. Отношение к чтению определяли по результатам ответа на вопросы о любви к чтению (да/нет) и о числе прочитанных книг. Результаты: в исследование были включены 2947 старших школьников, из них 2473 (83,9%) подростка обозначили свое отношение к чтению. Показано, что школьники, которые любят читать (42,2%), имеют более низкие оценки качества жизни по шкале «эмоциональное функционирование» (66 ± 17) и более высокие по шкале «школьное функционирование» (69 ± 15), чем их сверстники, не любящие читать (68 ± 16 и 66 ± 15 соответственно; р < 0,001). Число прочитанных книг было связано с оценкой качества жизни по шкалам «физическое функционирование» и «школьное функционирование», а также с оценкой социального компонента качества жизни у девочек. Заключение: исследуемые факторы («чтение книг» и «число прочитанных книг») связаны с качеством жизни детей старшего школьного возраста, что может быть учтено при составлении педагогических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вихарева Елена Геннадьевна, Винярская И. В., Хан М. А., Третьякова Т. В., Черников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relation Between Reading and Quality of Life of Adolescents: Results of Cohort Cross-Sectional Sequential Study

Background: Determination and monitoring of the quality of life of adolescents are needed to examine the social conditions of their life. Objective: Our aim was to study the relation between reading books and the number of read books with the quality of life of adolescents. Patients and Methods: We conducted a cross-sectional cohort study where examined the quality of life of children aged 13-18 years attending secondary educational institutions of Izhevsk city and Udmurtia rural districts. Using PedsQL questionnaire, we analyzed the physical, emotional and social component of the quality of life of adolescents, school functioning and overall assessment score of the quality of life. The attitude to reading was determined by the results of the answers to questions about the love of reading (yes/no) and the number of read books. Results: The study included 2,947 high school students, in which 2,473 (83.9%) adolescents indicated their attitude toward reading. It has been shown that students who enjoy reading (42.2%) have a lower assessment score of the quality of life on the scale of «emotional functioning» (66 ± 17) and higher on the scale of «school functioning» (69 ± 15) than their peers not liking to read (68 ± 16 and 66 ± 15, respectively; p < 0.001). The number of read books was associated with the quality of life assessment on the scale of «physical functioning» and «school functioning» as well as with the assessment of the social component of quality of life for girls. Conclusion: The studied factors («reading books» and «the number of read books») are related to the quality of life of adolescents that may be taken into account in the preparation of educational programs.

Текст научной работы на тему «Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования»

Оригинальная статья

DOI: 10.15690/vsp.v15i3.1563

Е.Г. Вихарева1, И.В. Винярская2, М.А. Хан3, Т.В. Третьякова1, В.В. Черников2

1 Ижевская государственная медицинская академия, Ижевск, Российская Федерация

2 Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация

3 Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, Москва, Российская Федерация

Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования

Контактная информация:

Вихарева Елена Геннадьевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии и неонатологии ИжГМА Адрес: 426034, Ижевск, ул. Коммунаров, д. 281, тел.: +7 (3412) 68-21-46, e-mail: [email protected] Статья поступила: 06.08.2015 г., принята к печати: 27.06.2016 г.

Оценка и мониторинг качества жизни подростков необходимы для изучения социальных условий их жизни. Цель исследования: изучить связь чтения книг и числа прочитанных книг с качеством жизни детей старшего школьного возраста. Методы: проведено когортное одномоментное исследование, в котором изучали качество жизни детей в возрасте 13-18 лет, посещавших средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртии. С помощью опросника PedsQL анализировали физический, эмоциональный и социальный компонент качества жизни подростков, школьное функционирование и общий балл оценки качества жизни. Отношение к чтению определяли по результатам ответа на вопросы о любви к чтению (да/нет) и о числе прочитанных книг. Результаты: в исследование были включены 2947 старших школьников, из них 2473 (83,9%) подростка обозначили свое отношение к чтению. Показано, что школьники, которые любят читать (42,2%), имеют более низкие оценки качества жизни по шкале «эмоциональное функционирование» (66 ± 17) и более высокие — по шкале «школьное функционирование» (69 ± 15), чем их сверстники, не любящие читать (68 ± 16 и 66 ± 15 соответственно; р < 0,001). Число прочитанных книг было связано с оценкой качества жизни по шкалам «физическое функционирование» и «школьное функционирование», а также с оценкой социального компонента качества жизни у девочек. Заключение: исследуемые факторы («чтение книг» и «число прочитанных книг») связаны с качеством жизни детей старшего школьного возраста, что может быть учтено при составлении педагогических программ.

Ключевые слова: подростки, социальные факторы, чтение книг, качество жизни, опросник PedsQL. (Для цитирования: Вихарева Е. Г., Винярская И. В., Хан М. А., Третьякова Т. В., Черников В. В. Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования. Вопросы современной педиатрии. 2016; 15 (3): 263-267. doi: 10.15690/vsp.v15i3.1563)

ОБОСНОВАНИЕ Высокий уровень интеграции личности в основные сфе-Одна из наиболее тревожных проблем в настоящее ры жизнедеятельности общества требует максимально-

время — неспособность современного человека, пре- го развития всей совокупности человеческих сил и спо-

жде всего молодежи, подростков, своевременно адап- собностей —физических, эмоциональных, психических,

тироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. интеллектуальных [1, 2].

263

Elena G. Vikhareva1, Irina V. Vinarsky2, Maya A. Khan3, Tatyana V. Tretyakova1, Vladislav V. Chernikov2

1 Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russian Federation

2 Scientific Centre of Children's Health, Moscow, Russian Federation

3 Moscow Applied Research Centre of Medical Rehabilitation, Restorative and Sport Medicine, Moscow, Russian Federation

Relation Between Reading and Quality of Life of Adolescents: Results of Cohort Cross-Sectional Sequential Study

Background: Determination and monitoring of the quality of life of adolescents are needed to examine the social conditions of their life. Objective: Our aim was to study the relation between reading books and the number of read books with the quality of life of adolescents. Patients and Methods: We conducted a cross-sectional cohort study where examined the quality of life of children aged 13-18 years attending secondary educational institutions of Izhevsk city and Udmurtia rural districts. Using PedsQL questionnaire, we analyzed the physical, emotional and social component of the quality of life of adolescents, school functioning and overall assessment score of the quality of life. The attitude to reading was determined by the results of the answers to questions about the love of reading (yes/no) and the number of read books. Results: The study included 2,947 high school students, in which 2,473 (83.9%) adolescents indicated their attitude toward reading. It has been shown that students who enjoy reading (42.2%) have a lower assessment score of the quality of life on the scale of «emotional functioning»(66 ± 17) and higher — on the scale of «school functioning»(69 ± 15) than their peers not liking to read (68 ± 16 and 66 ± 15, respectively; p < 0.001). The number of read books was associated with the quality of life assessment on the scale of «physical functioning» and «school functioning» as well as with the assessment of the social component of quality of life for girls. Conclusion: The studied factors («reading books» and «the number of read books») are related to the quality of life of adolescents that may be taken into account in the preparation of educational programs. Key words: adolescents, social factors, reading books, quality of life, PedsQL questionnaire.

(For citation: Vikhareva Elena G., Vinarsky Irina V., Khan Maya A., Tretyakova Tatyana V., Chernikov Vladislav V. Relation Between Reading and Quality of Life of Adolescents: Results of Cohort Cross-Sectional Sequential Study. Voprosy sovremennoi pediatrii — Current Pediatrics. 2016; 15 (3): 263-267. doi: 10.15690/vsp.v15i3.1563)

R J H

n

(J R

J

П

a о

В последние десятилетия исследование качества жизни стали широко использовать в здравоохранении, оно является практически обязательным компонентом клинических и медико-социальных исследований. Определение качества жизни становится способом оценки интегральных особенностей человеческого существования [3-5]. Чрезвычайно важной задачей остается определение качества жизни подростков, в т. ч. в связи с субъективными характеристиками социальных условий жизни в период школьного обучения [6].

Большое значение в жизни человека имеет чтение. Регулярное чтение является залогом гармоничного развития личности, а навыки осознанного чтения необходимы для развития мышления, памяти и внимания [7]. Влияет ли чтение книг на качество жизни человека? В общечеловеческом представлении — несомненно. «Книга, казалось бы, обычный предмет, изготовленный из древесины, но как же она может радикально влиять на душевное состояние любого человека», — так оценивает роль чтения книг писатель Ф. Искандер [8]. Однако, с научной точки зрения, это представление (формально — гипотеза) требует проверки, подтверждения.

Целью нашего исследования было изучить влияние чтения книг подростками на качество их жизни.

МЕТОДЫ

Дизайн исследования

Проведено когортное одномоментное исследование последовательного типа.

Критерии соответствия

В исследование включали старших школьников — детей в возрасте от 13 до 18 лет.

Условия проведения

Исследование проводили в Ижевске и 24 районных центрах Удмуртии (Алнаши, Можга, Воткинск, Сарапул, Глазов, Кизнер, Кез, Шаркан, Балезино, Ува, Сюмси, Селты, Вавож, Грахово, Якшурбодья, М. Пурга, Грахово, Каракулино, Камбарка, Киясово, Красногорье, Дебесы, Яр, Завьялово) [9]. Исследование в Ижевске проведено на базе средних общеобразовательных школ №№ 11, 27, 56, 97, летних детских лагерей «Связист», «Березка», детской городской поликлиники № 2. В районных центрах исследование проведено в общеобразовательных школах. Оценка качества жизни детей выполнена однократно в каждом населенном пункте. Исследование проводилось в 2010-2013 гг.

Оценка качества жизни

Опрос подростков осуществляли путем интервьюирования в школах. Качество жизни изучали с помощью опросника PedsQLтм 4.0 [10]. Подростки отвечали на вопросы самостоятельно. Для каждого из них рассчитывали параметры физического (ФФ), эмоционального (ЭФ), социального (СФ) и школьного функционирования (ШФ), а также общий балл оценки качества жизни.

Анализ в подгруппах

Анализ результатов исследования выполнен в подгруппах, сформированных на основании отношения школьников к чтению книг и числа прочитанных книг. Всем детям было задано 2 вопроса. Первый вопрос:

«Любишь ты читать?» В качестве ответа было предложено выбрать один из двух вариантов: «да» или «нет». При ответе на второй вопрос (число прочитанных книг) учитывали предшествовавшие опросу 3 мес (лето). Опрашиваемые могли выбрать один из 5 возможных вариантов: 0, 1-3, 4-8, 9-12 или больше 12 книг. Дополнительно оценивали влияние чтения книг на качество жизни мальчиков и девочек.

Этическая экспертиза

Проведение исследования одобрено Комитетом по биомедицинской этике Ижевской государственной медицинской академии (протокол № 303 от 24.04.10 г.).

Статистический анализ

Принципы расчета размера выборки

Расчет объема репрезентативной выборки для когорт-ного исследования был выполнен в лаборатории медико-социальных проблем охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей (Москва) с помощью программы WinPepi v. 2.29 [11]. Определено, что необходимый объем выборки должен составить 4715 участников (рассчитано для выборки детей в возрасте от 2 до 18 лет).

Методы статистического анализа данных

Статистический анализ выполняли при помощи пакета статистических программ STATISTICA v. 6 (StatSoft Inc., США). Количественные показатели описывали с определением среднего арифметического и стандартного отклонения. Статистическую значимость различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Для сравнения средних значений выборок использовали однофактор-ный дисперсионный анализ. При значимом результате дисперсионного анализа применяли апостериорный тест множественного сравнения (LSD-тест).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Участники исследования

В исследование были включены 2947 школьников в возрасте 13-18 лет, на момент проведения опроса посещавших средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртии. Средний возраст подростков изученной выборки составил 14,4 ± 1,1 года, из них было 1444 (49,0%) девочки; в сельской местности проживали 1435 (48,7%) подростков.

Основные результаты исследования

Из числа детей, принявших участие в исследовании, 2473 (83,9%) школьника обозначили свое отношение к чтению (ответили хотя бы на один из двух заданных вопросов). Положительно на вопрос «Любишь ты читать?» ответили 1044 (42,2%) подростка, отрицательно — 1429 (57,7%) человек. В группе «любителей книг» доля девочек была почти вдвое выше, чем в группе не любивших читать: 734 (70,3%) и 550 (38,5%) соответственно (р = 0,001).

На вопрос о числе прочитанных книг ответили 2315 (78,5%) школьников, из них не прочитали ни одной книги 249 (10,7%), прочитали от 1 до 3 книг 1377 (59,4%), 4-8 книг — 349 (15,0%), 9-12 книг — 126 (5,4%) детей. Больше 12 книг прочитали 214 (9,2%) человек.

На оба заданных вопроса («Любишь ты читать?» и о числе прочитанных книг) ответили 2152 (73,0%)

264

школьника. На вопрос о любви к чтению положительно ответили 849 (39,5%) детей. Из них не прочитали за лето ни одной книги только 2 (0,2%) школьника, прочитали 1-3 книги — 336 (39,5%), 4-8 книг — 211 (24,8%), 8-12 книг — 102 (12,0%), больше 12 — 198 (23,3%) подростков. Отрицательно ответили на вопрос «Любишь ты читать?» 1303 (60,5%) подростка, из них не читали летом 243 (18,6%) ребенка, прочли 1-3 книги 927 (71,1%), 4-8 книг — 112 (8,5%), 9-12 книг — 21 (1,6%) школьник. Прочитавших больше 12 книг за лето в этой подгруппе не было. В группах детей, ответивших на оба вопроса, среди «любителей читать» преобладали девочки (п = 586, 69,0%), а в группе «не любящих чтение» преобладали мальчики (п = 804, 61,7%). Средний возраст подростков во всех подгруппах находился в диапазоне от 14,1 ± 1,3 до 14,6 ± 1,6 и значимо не различался (р > 0,05).

Анализ связи чтения книг с показателями качества жизни у подростков показал следующее. Старшие школьники, которые любят читать, имеют более низкие оценки ЭФ и более высокие — ШФ, чем их сверстники, отрицательно ответившие на вопрос об отношении к чтению.

Вместе с тем суммарная оценка качества жизни в сравниваемых группах не различалась (табл. 1).

Число прочитанных книг было связано с такими показателями качества жизни подростков, как ФФ и ШФ (табл. 2). При проведении апостериорных сравнений обнаружено, что наиболее высокие оценки указанных показателей качества жизни были в группе старших школьников, прочитавших более 12 книг (р = 0,001 при сравнении со значениями показателей в остальных группах).

Дополнительные результаты исследования

Анализ связи качества жизни с чтением книг у девочек показал, что любящие читать старшие школьницы имеют более высокие оценки по шкалам ФФ, СФ и ШФ. Мальчики, любящие читать, отличались более высокими оценками по шкалам качества жизни ФФ и ШФ и более низкими — по шкале СФ (табл. 3).

У девочек с более высокими оценками качества жизни было связано и число прочитанных книг: различия зафиксированы по всем шкалам, кроме ЭФ (табл. 4). У мальчиков связь между высокими оценками каче-

Таблица 1. Показатели качества жизни у школьников в возрасте 13-18 лет с разным отношением к чтению

Показатель Любят читать, п = 1044 Не любят читать, п = 1429 р

ФФ, баллы 80,5 ± 12,5 80,8 ± 12,8 0,526

ЭФ, баллы 65,9 ± 17,0 68,4 ± 16,0 0,001

СФ, баллы 84,7 ± 13,4 85,2 ± 13,3 0,363

ШФ, баллы 69,0 ± 14,9 66,0 ± 14,6 0,001

Общий балл 75,8 ± 10,6 75,9 ± 10,9 0,777

Примечание (здесь и в табл. 2-5). ФФ — физическое функционирование, ЭФ — эмоциональное функционирование, СФ — социальное функционирование, ШФ — школьное функционирование.

Таблица 2. Показатели качества жизни подростков в возрасте 13-18 лет в зависимости от числа прочитанных книг

Показатели Число прочитанных книг > 12, П = 214 р

0, П = 249 1-3, П = 1377 4-8, П = 349 9-12, п = 126

ФФ, баллы 80,7 ± 12,8 81,0 ± 12,5 81,0 ± 12,6 78,2 ± 13,6 85,0 ± 10,2 0,001

ЭФ, баллы 68,5 ± 15,4 67,4 ± 16,4 66,4 ± 16,2 66,7 ± 15,4 69,0 ± 18,3 0,308

СФ, баллы 84,4 ± 14,3 84,9 ± 13,5 84,3 ± 13,0 87,4 ± 10,7 85,2 ± 15,5 0,240

ШФ, баллы 63,1 ± 14,6 66,9 ± 14,7 68,3 ± 13,8 68,1 ± 16,9 74,2 ± 13,3 0,001

Общий балл 75,0 ± 10,3 75,9 ± 10,9 75,9 ± 10,5 75,6 ± 11,1 79,2 ± 9,8 0,001

265

Таблица 3. (ендерные особенности показателей качества жизни подростков в возрасте 13-18 лет в зависимости от любви к чтению

Показатели Девочки Мальчики

Любят читать, П = 734 Не любят читать, п = 550 р Любят читать, п = 310 Не любят читать, п = 879 р

ФФ, баллы 78,0 ± 12,7 75,4 ± 12,4 0,001 86,4 ± 9,91 84,1 ± 11,78 0,011

ЭФ, баллы 62,9 ± 17,0 61,1 ± 16,1 0,365 72,9 ± 14,59 73,0 ± 14,09 0,904

СФ, баллы 85,1 ± 12,5 81,8 ± 14,3 0,001 83,7 ± 15,29 87,3 ± 12,22 0,001

ШФ, баллы 68,4 ± 14,9 63,8 ± 13,8 0,001 70,2 ± 14,96 67,2 ± 14,88 0,002

Общий балл 74,2 ± 10,5 71,3 ± 10,7 0,001 79,4 ± 10,15 78,8 ± 9,90 0,564

Показатели Число прочитанных книг р

0, П = 63 1-3, П = 624 4-8, П = 217 9-12, П = 104 > 12, п = 123

ФФ, баллы 74,8 ± 10,9 75,2 ± 12,3 78,6 ± 12,8 76,0 ± 13,0 82,3 ± 10,0 0,001

ЭФ, баллы 56,6 ± 14,0 60,7 ± 16,1 61,8 ± 15,5 64,2 ± 15,0 66,0 ± 19,5 0,001

СФ, баллы 80,3 ± 15,1 82,6 ± 13,5 83,6 ± 12,9 87,0 ± 11,2 86,0 ± 14,0 0,001

ШФ, баллы 58,5 ± 17,4 64,5 ± 13,7 67,4 ± 13,6 67,7 ± 17,5 73,5 ± 11,0 0,001

Общий балл 68,5 ± 9,4 71,4 ± 10,5 73,8 ± 10,1 74,1 ± 11,1 77,5 ± 8,9 0,001

Таблица 5. Показатели качества жизни мальчиков в возрасте 13-18 лет в зависимости от числа прочитанных книг

Показатели Число прочитанных книг р

0, П = 186 1-3, П = 753 4-8, П = 132 8-12, П = 22 > 12, п = 91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФФ, баллы 82,7 ± 12,8 85,8 ± 10,5 84,9 ± 11,4 88,6 ± 12,1 88,7 ± 9,5 0,001

ЭФ, баллы 72,5 ± 13,7 73,0 ± 14,5 73,9 ± 14,4 78,6 ± 10,9 73,1 ± 15,8 0,429

СФ, баллы 85,7 ± 13,8 86,7 ± 13,3 85,5 ± 13,2 89,6 ± 8,0 84,2 ± 17,4 0,308

ШФ, баллы 64,7 ± 13,2 68,8 ± 15,3 69,8 ± 14,2 69,8 ± 13,7 75,1 ± 16,0 0,001

Общий балл 77,4 ± 9,7 79,6 ± 9,8 79,5 ± 10,3 82,6 ± 8,2 81,5 ± 10,5 0,003

266

я

т

а ста

я

л а

р О

ства жизни и числом прочитанных книг продемонстрирована для оценок по шкалам ФФ и ШФ (табл. 5). При проведении апостериорных сравнений обнаружено, что наиболее высокие оценки по всем шкалам были зарегистрированы в группе подростков, прочитавших более 12 книг [при сравнении со значениями показателей в остальных группах во всех случаях р < 0,05 (диапазон от 0,018 до < 0,001)].

ОБСУЖДЕНИЕ

Резюме основного результата исследования

Чтение книг связано с показателями качества жизни детей старшего школьного возраста: подростки, которые любят читать и читают много, имеют более высокие показатели качества жизни, чем их не читающие и не любящие читать сверстники.

Обсуждение основного результата исследования

Определение влияния социальных факторов на качество жизни детей представляется крайне важным. Подобные исследования ранее проводились неоднократно, в т. ч. и Республике Башкортостан [12, 13]. Однако связь чтения с качеством жизни старших школьников до сих пор оставалась неизученной.

Книги влияют на мышление человека, участвуют в формировании его характера. Книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию, и все это, несомненно, оказывает влияние на уровень жизни в целом. Однако это происходит только в том случае, если человек читает, и делает это с удовольствием. Любовь к книге формируется в детстве, и это подтверждается выводами из нашего исследования. Старшие школьники (мальчики и девочки), которые любят читать, имеют более высокий балл в аспекте «школьное функционирование», чем их не любящие читать сверстники. А девочки, кроме того, растут социально активными, лучше приспособленными к жизни, что нашло отражение

в оценках качества жизни по таким шкалам, как «социальное» и «физическое функционирование». Вместе с тем подростки, любящие читать, эмоционально более уязвимы, чем их ровесники, предпочитающие чтению книг другой досуг. Найти объяснение данному факту довольно сложно, но психологи считают, что от «образования возникают сомнения» [14]. Чем человек больше образован, тем больше его волнуют вечные вопросы человеческого бытия и сознания. Некоторые вопросы являются сложно-разрешимыми для подросткового возраста. Возникают сомнения в правильности выбранного решения данной проблемы. А когда сомневаешься, возникают эмоциональные переживания.

Показатель «число прочитанных книг» связан, прежде всего, с аспектом качества жизни «школьное функционирование». Данная закономерность установлена также у младших школьников [15-17]. Было установлено, что не читающие мальчики младшего школьного возраста имели более высокие оценки качества жизни по таким шкалам качества жизни, как «эмоциональное функционирование» и «социальное функционирование», чем их читающие ровесники. В подростковом возрасте мы не обнаружили данной закономерности. Для девочек старшего школьного возраста чтение книг является важным составляющим гармоничного развития личности: чем больше книг прочитано, тем более высокие оценки качества жизни по всем шкалам они демонстрируют.

Ограничения исследования

Большинство детей, которые приняли участие в исследовании, проживают в Октябрьском центральном районе города. В Ижевске 5 районов, которые отличаются развитием инфраструктуры и, возможно, социальным уровнем жителей. Кроме того, мы анализировали отношение подростков к чтению в летние месяцы. Нельзя исключать, что любящие читать (те, кто читал летом) и до лета отличались от тех, кто выбирал летом иной досуг (социальный статус

семей, отдых, помощь близким). Изучена связь качества жизни и чтения книг: для подтверждения влияния чтения на качество жизни необходимо проведение только проспективного исследования.

Дизайн проведенного исследования не позволяет однозначно судить о том, что первично из изученных факторов: чтение влияет на качество жизни или качество жизни — на потребность в чтении. Тем не менее обнаруженная положительная связь между чтением книг и качеством жизни может быть учтена в педагогической работе при составлении педагогических программ, в частности уроков здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни человека книга играет неоценимую роль. Она приходит к нам в раннем возрасте со сказками родителей. Для большей части подрастающего поко-

ления книга навсегда остается «вековой мудростью», а кто-то теряет эту глубокую связь. Мы изложили наше видение проблемы — связь качества жизни и чтения книг в жизни подростков. В ходе исследования было показано, что интеллектуально развитые подростки и любящие читать книги имеют более высокие показатели качества жизни.

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Не указан.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.

ORCID

Е.Г. Вихарева 1"Ш:р:/огс1С.о^/0000-0002-7202-0073

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаев А.М. Психолого-педагогическая оценка качества жизни подростков // Педагогика искусства. — 2010. — № 2 — С. 121-129. [Abaev AM. Psychological-pedagogical estimation of the quality of the teenagers life. Pedagogika iskusstva. 2010;(2): 121-129. (In Russ).]

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. — М.: Союз педиатров России; 2010. 272 с. [Baranov AA, Al'bitskii VYu, Vinyarskaya IV. Izuchenie kachestva zhizni v pediatrii. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii. 2010. 272 p. (In Russ).]

3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., и др. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 5 — С. 4-14. [Baranov AA, Namazova-Baranova LS, Ilin AG, et al. Scientific research in pediatrics: directions, achievements, prospects. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. 2013;(5):4-14. (In Russ).]

4. Verrips EG, Vogels T, Koopman HM, et al. Measuring health-related quality of life in a child population. Eur J Public Health. 1999; 9(3):188-193. doi: 10.1023/a:1008848218806.

5. Collier J, MacKinlay D, Phillips D. Norm values for the Generic Children~s Quality of Life Measure (GCQ) from a large school-based sample. Qual Life Res. 2000;9(6):617-623. doi: 10.1023/ a:1008915700210.

6. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 6 — С. 5-7. [Baranov AA, Albitsky VYu, Ustinova NV. Pediatricians' social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the History and Contemporaneity. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. 2013;(6):5-7. (In Russ).]

7. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин А.Н. Педагогика. — М.: Просвещение; 1988. 479 с. [Babanskii YuK, Slastenin VA, Sorokin AN. Pedagogika. Moscow: Prosveshchenie. 1988. 479 p. (In Russ).]

8. Искандер Ф.А. Ласточкино гнездо. Проза. Поэзия. Публицистика. — М.: Фортуна Лимитед; 1999. 440 с. [Iskander FA. Lastochkino gnezdo. Proza. Poeziya. Publitsistika. Moscow: Fortuna Limited; 1999. 440 p. (In Russ).]

9. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., и др. Оценка качества жизни детей старшего школьного возраста в Удмуртской Республике // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2016. — Т. 24. — № 2 — С. 74-76. [Vikhareva EG, Viniarskaia IV, Khan MA, et al. About quality of life of children of senior school age in the Republic of Udmurtia. Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med. 2016;24(2):74-76. (In Russ).] doi: 10.1016/0869-866X-2016-24-2-74-76.

10. Varni JW, Seid M, Kurtin PS. PedsQL™ 4.0: reliability and validity of the pediatric quality of Life Inventory™ Version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med Care. 2001;39(8):800-812. doi: 10.1097/00005650-20010800000006.

11. Abramson JH. WINPEPI (PEPI-for-Windows): computer programs for epidemiologists. Epidemiol Perspect Innov. 2004;1(1):6. doi: 10.1186/1742-5573-1-6.

12. Гатиятуллина Л.Р, Малиевский В.А., Винярская И.В., Коновалова Г.М. Качество жизни детей младшего школьного возраста в зависимости от социально-гигиенических условий жизни // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2 — С. 324. [Gatiyatullina LR, Malievskiy VA, Vinyarskaya IV, Kanovalova GM. Quality of life of children of primary school age, depending on the socio-hygienic living conditions. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014;(2):324. (In Russ).]

13. Байтурина А.Т. Состояние здоровья и качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан: автореф. дис. ...канд. мед. наук. — М.; 2008. 18 с. [Baiturina AT. Sostoyanie zdorov'ya i kachestvo zhizni detei podrostkovogo vozrasta v Respublike Bashkortostan. [dissertation abstract] Moscow; 2008. 18 p. (In Russ).]

14. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс; 1999. 375 с. [Andreeva GM. Sotsial'naya psikhologiya. Moscow: Aspekt Press; 1999. 375 p. (In Russ).]

15. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., и др. Социально-познавательные факторы и качество жизни младших школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5 — С. 73. [Vikhareva EG, Vinyarskaya IV, Naumova TA, et al. The social-cognitive factors and the quality of life of schoolchildren. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015;(5):73. (In Russ).]

16. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., и др. Влияние социального окружения на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5 — С. 72. [Vikhareva EG, Vinyarskaya IV, Naumova TA, et al. The effect of the social environment on the quality of life of children of primary school age. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015;(5):72. (In Russ).]

17. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., и др. Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике // Российский педиатрический журнал. — 2014. — Т. 17. — № 6 — С. 36-39. [Vikhareva EG, Vinyarskaya IV, Khan MA, et al. Regional standards of the quality of life of younger schoolchildren in the Udmurt Republic. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. 2014;17(6):36-39. (In Russ).]

5 1

6 1 0 2

Р ТРА

4 Е

Е Р

m

О

С

Ы С О Р П О

m

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.