Л.А. Строзенко, В.В. Гордеев, Ю.Ф. Лобанов, И.В. Винярская
-51-
© КОЛЛЕКТИВ Авторов, 2013 УДК 616-053.2-055
Л.А. Строзенко1, В.В. Гордеев1, Ю.Ф. Лобанов1, И.В. Винярская2
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
ТБОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, 656038, Барнаул, пр. Ленина, 40; 2ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62
Представлены данные исследования параметров качества жизни подростков с использованием опросника PedsQL™ 4.0. Было обследовано 994 подростка 14-16 лет (457 мальчиков и 537 девочек). Показано, что ген-дерные особенности параметров качества жизни подростков г. Барнаула характеризуются преобладанием у мальчиков показателей по всем шкалам опросника, высоким (не зависимо от пола) уровнем социального и физического функционирования, а также низким уровнем у мальчиков - школьного, у девочек - эмоционального функционирования. Установлено, что уровень качества жизни и состояния здоровья у девочек существенно ниже, чем у мальчиков. Выявлена отчетливая тенденция снижения качества жизни подростков с I по III группу здоровья. Показано, что эмоциональное и школьное функционирование в большей мере определяются гендерны-ми и возрастными особенностями подростков.
Ключевые слова: подростки, качество жизни, гендерные особенности, состояние здоровья Strozenko L.A.,1 Gordeev V.V.,1 Lobanov Yu.F.,1 VinyarskayaI.V.2
GENDER PECULIARITIES OF QUALITY OF LIFE AND THE HEALTH OF ADOLESCENTS
1State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Altai State Medical University" of the Ministry of Health, 40, Pr. Lenina, Barnaul, Russian Federation, 656038; 2 Federal State Budgetary Institution "Scientific Center of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991
There are presented data of the study of parameters of quality of life of adolescents with questionnaire PedsQL™ 4.0. 994 adolescents (457 boys and 537girls) aged 14-16 years were examined. Gender peculiarities of parameters of quality of life of adolescents in the Barnaul were shown to be characterized by a predominance of all indices and all scales of questionnaire in boys, the high (regardless of gender) levels of social and physicalfunctioning, as well as low level of schoolfunctioning in boys and emotional functioning in girls. The level of quality of life and health status of girls was established to be significantly lower than that of boys. a clear downward trend in the quality of life ofadolescents from I to III group health has been revealed. It that the emotional and school functioning is shown to be largely determined by gender and age characteristics of adolescents.
Key words: adolescents, quality of life, gender peculiarities, state of health
зучение региональных особенностей состояния здоровья и качества жизни здоровых и больных детей - актуальные задачи педиатрии [1-3]. Гендерные особенности качества жизни и состояния здоровья у здоровых и больных детей исследуются все еще недостаточно [4, 5]. Определенные возрастные и гендерные особенности качества жизни установлены у детей с хроническими артритами и гастродуоденальной патологией [6,7]. При хронических болезнях в фазе ремиссии качество жизни является критерием оценки состояния больных детей [3]. Учет гендерных особенностей параметров качества жизни детей и подростков чрезвычайно важен для определения оптимальных критериев формирования групп риска и разработки на их основе индивидуальных лечебных, профилактических и реабилитационных программ, направленных на нормализацию сниженного уровня конкретного показателя качества жизни. В связи с этим целью настоящей работы явилось определение гендерных особенностей качества жизни и состояния здоровья подростков 14-16 лет Барнаула для разработки критериев отнесения
Для корреспонденции: Строзенко Людмила Анатольевна, канд. мед. наук, доц. каф. педиатрии № 2 Алтайского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]
подростков с низкими показателями качества жизни в группу риска и рекомендаций по организации диспансерного наблюдения за ними в амбулаторно-поликлинических условиях.
Исследование проводилось на базе средних образовательных учреждений Барнаула, в него методом случайной выборки было включено 457 мальчиков и 537 девочек в возрасте 14-16 лет. Инструментом изучения качества жизни служил общий опросник — Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQL™ 4.0) [8], его вариант для детей в возрасте от 13 до 18 лет. При этом изучали следующие показатели качества жизни: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционировании (ЭФ), социальное функционирование (СФ), школьное функционирование (ШФ), психосоциальное здоровье (ПСЗ), общий балл (ОБ). Состояние здоровья подростков оценивали по результатам ежегодных профилактических осмотров путем выкопировки данных из "Истории развития ребенка" (форма № 112/у) и "Медицинской карты школьника" (форма № 26/у-2000). Перекодирование данных в баллы качества жизни было выполнено в отделе социальной педиатрии НЦЗД РАМН. Условия проведения исследования соответствовали "Правилам клинической практики в российской Федерации", утвержденными приказом Минздрава России от 19.06.03 №266 и стандартам локального биоэтиче-
ского комитета. Респондентами было подписано информированное согласие на участие в обследовании.
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы Statistica 6.1 ("StatSoft Inc.", США). Распределение значений количественных показателей оценивали с помощью критерия Шапиро - Уилка. Для каждого показателя вычисляли 95% доверительный интервал (95% ДИ). Достоверность различия показателей между двумя группами документировали посредством U-критерия
Таблица 1 показатели качества жизни подростков 14-16 лет (самооценка в баллах)
Показатель качества жизни Мальчики (n=457) Девочки (n=537) Р
ФФ 89,1 (88,1-90,2) 80,8 (79,7-82,0) <0,001
ЭФ 78,7 (77,3-80,0) 66,8 (66,7-68,0) <0,001
СФ 91,5 (90,5-92,5) 88,8 (87,8-89,8) <0,001
ШФ 73,7 (72,1-75,2) 70,5 (69,1-71,8) <0,001
ПСЗ 81,2 (80,1-82,2) 75,3 (74,3-76,3) <0,001
Общий балл (ОБ) 84,1 (83,2-85,0) 77,4 (76,5-78,3) <0,001
Примечание. Здесь и в табл. 2: статистика - U-критерий Манна - Уитни; в скобках - 95% ДИ.
Таблица 2
показатели качества жизни здоровых подростков 14-16 лет (самооценка, в баллах)
Показател качества жизни Мальчики (n=320) Девочки (n=260) Р
ФФ 90,2 (89,1-91,4) 83,5 (82,1-84,9) <0,001
ЭФ 79,7 (78,1-81,3) 68,4 (66,6-70,3) <0,001
СФ 91,9 (90,7-93,1) 90,1 (88,8-91,5) 0,118
ШФ 74,7 (72,9-76,6) 73,0 (71,2-74,9) 0,114
ПСЗ 82,0 (80,7-83,2) 77,2 (75,9-78,5) <0,001
ОБ 85,1 (84,1-86,1) 79,5 (78,3-80,7) <0,001
Таблица 3
Распределение здоровых подростков по уровням качества жизни в соответствии со значениями показателя ОБ
Уровень качества жизни, баллы Мальчики (n=320) Девочки (n=260) Р
абс. % абс. %
100-91 90 28,1 37 14,2 <0,001
90-81 134 41,9 85 32,7 0,025
80-71 72 22,5 87 33,5 0,004
70 и менее 24 7,5 51 19,6 <0,001
Примечание. Статистика: точный критерий Фишера.
Манна-Уитни и точного критерия Фишера (ТКФ). Статистически значимыми считали различия при ^<0,05.
Проведенные исследования показали, что у мальчиков-подростков показатели качества жизни по всем шкалам опросника были статистически значимо выше, чем у девочек-подростков (табл. 1). Самые высокие значения как у мальчиков (91,5 балла), так и у девочек (88,8 балла) были зафиксированы для социального компонента, что может быть обусловлено завышенной самооценкой подростками (прежде всего мальчиками) своего статуса в микросоциальной среде.
Для сравнения показателей качества жизни подростков из других регионов были ранжированы значения четырех основных шкал опросника. У подростков Барнаула ранговые места распределились в следующем порядке. У мальчиков: 1-е место - СФ, 2-е - ФФ, 3-е - ЭФ, 4-е - ШФ; у девочек: 1-е место - СФ, 2-е - ФФ, 3-е - ШФ, 4-е - ЭФ. Аналогичные результаты ранжирования были установлены у подростков Кемерова [9], Майкопа [10], у девочек Оренбурга [11].
Представленные данные, по нашему мнению, свидетельствуют о наличии четкой закономерности формирования качества жизни, направленной прежде всего на становление социального и физического функционирования подростков, находящихся под влиянием двух мощных естественных процессов: интенсивной социализации личности и активной физиологической перестройки организма. Эта закономерность наблюдалась нами у подростков с хронической патологией [12]. Эмоциональное благополучие и школьное функционирование в большей мере определяются гендерными и возрастными особенностями подростков.
Из всех параметров качества жизни обращает на себя внимание низкий показатель ЭФ у девочек не только Барнаула (66,8 балла), но также Оренбурга (67,0 балла) и Кемерова (63,99 балла) что, вероятно, является особенностью их личностных свойств, а также следствием более раннего вступления в пубертатный период и, следовательно, более ранним началом нарастания проблем и конфликтов подросткового возраста. Причиной низкого уровня эмоционального компонента могут быть сугубо физиологические или вялотекущие патологические процессы, что и должно установить диспансерное наблюдение у подросткового врача. Поэтому таким девочкам необходима консультация психолога и других специалистов (психиатра, невролога, гинеколога) с обязательным определением мероприятий медико-психологической помощи семье и психологического сопровождения подростка.
Анализ показателей качества жизни здоровых подростков (I и II группы здоровья) не выявил значимых различий по шкала СФ и ШФ, по остальным шкалам опросника показатели были существенно увеличены у мальчиков (табл. 2). Как показано, у мальчиков в оптимуме значений (80-100 баллов) находятся ФФ и СФ, ПСЗ и общий балл, у девочек - ФФ и СФ. В целом все показатели качества жизни подростков располагаются в оптимальном диапазоне характеристик (70-100 бал-
Л.А. Строзенко, В.В. Гордеев, Ю.Ф. Лобанов, И.В. Винярская
Таблица 4
Показатели качества жизни подростков с учетом пола и группы здоровья (самооценка в баллах, мальчики/девочки)
Показатель качества жизни I группа здоровья (мал-29/дев-28) II группа здоровья (мал-291/ дев-232) III группа здоровья (мал-126/ дев-209)
ФФ 93,0 (89,8-96,2) 90,0 (88,8-91,2) 85,6 (83,1-88,2)
89,8 (87,0-92,5) 82,7 (81,2-84,3) 79,0 (77,4-80,7)
р=0,112 р<0,001 р<0,001
ЭФ 79,5 (75,5-83,5) 79,7 (78,0-81,5) 75,8 (73,2-78,5)
71,2 (65,3-77,1) 68,1 (66,1-70,0) 66,1 (63,9-68,3)
р=0,032 р<0,001 р<0,001
СФ 93,1 (90,1-96,1) 91,8 (90,6-93,1) 89,7 (87,6-91,8)
94,5 (91,2-97,6) 89,6 (88,2-91,1) 87,9 (86,1-89,7)
р=0,453 р=0,002 р=0,133
ШФ 75,2 (69,7-80,6) 74,7 (72,7-76,7) 70,8 (68,0-73,5)
77,7 (72,7-82,6) 72,5 (70,5-74,5) 68,9 (66,8-71,0)
р=0,555 р=0,053 р=0,223
ПСЗ 82,6 (79,6-85,5) 81,9 (80,5-83,2) 78,8 (76,9-80,7)
81,1 (77,5-84,7) 76,7 (75,3-78,1) 74,3 (72,7-76,0)
р=0,621 р<0,001 р<0,001
ОБ 86,3 (83,9-88,7) 85,0 (83,9-86,1) 81,3 (79,5-83,1)
84,3 (81,5-87,0) 79,0 (77,7-80,3) 76,1 (74,6-77,6)
р=0,350 р<0,001 р<0,001
лов), кроме показателя ЭФ у девочек (68,4 балла). С учетом напряженной ситуации с подростковой суицидностью и данными о том, что среди совершивших суицидальные попытки 70% девушек, а 11% подростков имеют депрессивные расстройства [13], следует особое внимание уделить девочкам-подросткам с очень низким уровнем ЭФ.
На основании оценки качества жизни здоровых подростков установлены "нормативные" значения показателей и выявлены подростки с низкими значениями (группа риска). Для определения критерия отнесения подростков в группу риска использована методика выделения уровней качества жизни и соответственного распределения по ним респондентов [1,14]. В качестве критерия был определен ОБ, поскольку он является интегральной характеристикой качества жизни обследуемого. Распределение здоровых подростков с учетом значений оБ по уровням качества жизни показало, что в группе с очень низкими показателями (70 баллов и менее) преобладает число девочек (19,6% против 7,5% мальчиков; ^<0,001) (табл. 3). Данное значение оБ было принято в качестве критерия отнесения подростков в группу риска
выделение здоровых подростков с низкими показателями качества жизни позволит обоснованно формировать группу медико-социального риска и определять индивидуальные превентивные и коррекционные мероприятия, направленные на реабилитацию этого контингента подростков. Для уточнения ведущей причины низкого уровня качества жизни здоровых подростков следует использовать междисциплинарный подход (педиатр, психолог, невролог, психиатр). особое внимание должно быть уделено психологической коррекции выявленных отклонений и мониторингу качества жизни. Подростки подлежат взятию на учет подростковым врачом, а реализация намеченных мероприятий может быть успешно решена во вновь создаваемых центрах здоровья для детей.
Гендерные особенности качества жизни с учетом групп здоровья изучены по итогам углубленных медицинских осмотров 915 подростков. Установлено, что к I группе здоровья отнесены всего 6,2% пациентов, ко II группе - 57,2% и к III группе - 36,6%. Подобные данные констатированы у подростков Кемерова [9]. Из 446 мальчиков к I группе здоровья были отнесены 6,5%, ко II группе - 65,2% и к III группе - 28,3%; из 469 девочек, соответственно 6,0, 49,5 и 44,5%. Кроме того, число мальчиков преобладало во II группе (65,2%, ^<0,001), а девочек - в III группе здоровья (44,5%, ^<0,001). Следует отметить, что мальчиков, отнесенных к I и II группам здоровья было 71,7%, девочек - 55,5% (¿<0,001).
Сравнительный анализ параметров с I по III группу здоровья выявил отчетливую тенденцию к снижению качества жизни подростков. При этом по всем группам здоровья высокие статистически значимые показатели наблюдались только у мальчиков (табл. 4).
Таким образом, представленные выше данные свидетельствуют о наличии гендерных особенностей у подростков 14-16 лет Барнаула как в отношении пара-
метров качества жизни, так и в распределении по группам здоровья. Тендерные особенности качества жизни подростков 14-16 лет г. Барнаула характеризуются преобладанием у мальчиков показателей по всем шкалам опросника, высоким (не зависимо от пола) уровнем социального и физического функционирования, а также низким уровнем у мальчиков - школьного, у девочек - эмоционального функционирования. Общий уровень качества жизни и состояния здоровья девочек 14-16 лет существенно ниже, чем у мальчиков. Выявлена отчетливая тенденция к снижению качества жизни подростков с I по III группы здоровья при сохранении тендерных особенностей параметров качества жизни. С целью профилактики отдаленных последствий здоровые подростки с низким уровнем качества жизни подлежат взятию на учет подростковым врачом, диспансерное наблюдение следует организовать, используя междисциплинарный подход с привлечением невролога, психолога, психиатра и других специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов A.A., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.: Союз педиатров России; 2010.
2. Винярская И.В. Показатели качества жизни здоровых подростков, проживающих в разных регионах России. Общественное здоровье и здравоохранение. 2007; 1: 37-40.
3. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в педиатрии. М.: РАЕН; 2008.
4. Белоусов Д.Ю. Качество жизни, связанное со здоровьем детей: обзор литературы. Качественная клиническая практика. 2008; 2: 28-38.
5. Bisegger C., Cloetta B., von Rueder U. Health - related quality of life: gender differences in childhood and adolescence. Soz. Preven-tivmed. 2005; 50 (5): 281-91.
6. Калашникова О.В. Гендерные и возрастные особенности оценки качества жизни детей с хроническими артритами. Автореф. дисс канд. мед. наук. СПб.; 2009.
7. Рычкова C.B. Качество жизни детей школьного возраста и влияние на него хронической гастродуоденальной патологии. Автореф. дисс. д-ра мед. наук. СПб.; 2009.
8. Varni J.W., SeidM., Kurtin P.S. The PedsQL™ 4.0: ratability and validy of the Pediatric Quality of Life Inventory™ Version 4.0. Generic Core scales in healthy and pacient populations. Med. Care. 2001; 39(8):800-12.
9. Скоморин M.C., Турчанинов Д.В., Анфиногенова О.Б. Комплексная оценка состояния здоровья и качество жизни подростков города Кемерово и факторы, влияющие на него. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр. 2012.; 5 (13). URL: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/5/.scomorin. pdf.
10. ОжеваР.Ш,, ШаоваЛ.Т., Лысенков С.П. Пилотное исследование качества жизни подростков-школьников города Майкопа. Успехи современного естествознания. 2011; 5: 145-6. URL:www.rae. ru/use/?section==content&op=show_article&article_id=7795520
11. Павленко Т.Н., КалининаЕ.А., Винярская И.В. Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8(5): 9-12.
12. Строзенко Л.А., Гордеев B.B., Лобанов Ю.Ф. Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Барнаула Алтайского края. Мать и дитя в Кузбассе. 2012; 3 (50): 46-9.
13. Ведяшкин В.Н.. Владыкина Л.Н., Шереметьева И.И. Суицидальное поведение у несовершеннолетних Алтайского края. В кн.: Шереметьева И.И., ред. Актуальные вопросы детской и подростковой психиатрии. Тезисы докладов межрегион. науч.-практ. конф. Барнаул; 2012: 16-20.
14. Альбицкий В.Ю., Винярская И.В., Черников В.В., Малыгина Л.В. Методологические подходы к оценке индекса QALY в педиатрической практике. Российский педиатрический журнал. 2011; 5: 45-9.
references
1. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Vinyarskaya I.V. The study of the quality of life in pediatric patients. Moscow union of pediatricians of Russia, 2010 (in Russian).
2. Vinyarskaya I.V. Quality of life of healthy adolescents living in different regions of Russia. Public health and health care. 2007, 1: 3740 (in Russian).
3. Novik A.A., Ionova T.I. The study of quality of life in pediatric patients. Moscow: Academy of Natural Sciences, 2008 (in Russian).
4. BelousovD.Yu. Related quality of life of children with health: a literature review. Good clinical practice. 2008, 2: 28-38 (in Russian).
5. Bisegger C., Cloetta B., von Rueder U. Health - related quality of life: gender differences in childhood and adolescence. Soz. Preven-tivmed. 2005, 50 (5): 281-91.
6. Kalashnikova O.V. Gender and age estimation of quality of life of children with chronic arthritis. Author. Ph.D. diss. honey. Science. SPb., 2009 (in Russian).
7. Rychkova S.V. Quality of life of school-age children and the impact on his chronic gastroduodenal pathology. Author. diss. Doc. honey. Science. SPb., 2009 (in Russian).
8. Varni J.W., SeidM, Kurtin P.S. The PedsQL ™ 4.0: ratability and validy of the Pediatric Quality of Life Inventory ™ Version 4.0. Generic Core scales in healthy and pacient populations. Med. Care. 2001, 39 (8):800-12.
9. Skomorin M.S., Turchaninov D.V., Anfinogenova O.B. Comprehensive assessment of the health status and quality of life of adolescents in Kemerovo and the factors influencing it. Modern studies of social problems (electronic scientific journal). Krasnoyarsk Research and Innovation Center. 2012; 5 (13). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/ issues/2012/5/.scomorin. pdf. (in Russian).
10. Ozheva R.Sh., Shaova L.T., Lysenkov S.P. A pilot study on the quality of life of adolescent schoolchildren of Maikop. Advances of modern science. 2011; 5: 145-6. URL:www.rae.ru/ use/?section==content&op=show_article&article_id=7795520, (in Russian).
11. Pavlenko T.N., Kalinina E.A., Vinyarskaya I.V. Health and quality of life of adolescent girls in Orenburg. Current Pediatrics. 2009, 8 (5): 9-12 (in Russian).
12. Strozenko L.A., Gordeev V.V., Lobanov Yu.F. Health and quality of life of adolescent girls of Barnaul, Altai Krai. Mother and child in Kuzbass. 2012; 3 (50): 46-9 (in Russian).
13. Vedyashkin V.N.. VladykinaL.N., Sheremet'evaI.I. Suicidal behavior in minors Altai Territory. In.: Sheremetyevo II, ed. Issues of Child and Adolescent Psychiatry. Interregional Scientific and Practical Conference abstracts. Barnaul, 2012: 16-20 (in Russian).
14. Albitsky V.Yu., Vinyarskaya I.V, Chernikov V.V., Malygina L.V. Methodological approaches to estimating QALY in pediatric practice. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2011; 5: 45-48 (in Russian).
Поступила 22.09.12
Сведения об авторах:
Гордеев Виктор Витальевич, д-р мед. наук, проф. каф. педиатрии №2 Алтайского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]; Лобанов Юрий Федорович, д-р мед. наук, проф., проректор по науч. работе и инновационному развитию, зав. каф. педиатрии №2 Алтайского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]; Винярская Ирина Валериевна, д-р мед. наук, рук. лаб. проблем медицинского обеспечения и качества жизни детского населения НЦЗД РАМН, e-mail: [email protected]