Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-74-76
Здоровье и общество
© Коллектив авторов, 2016 УДК 613.956(470.51)
Вихарева Е.Г.1, Винярская И.В.2, Хан М.А.1, Третьякова Т.В.3, Черников В.В.2 О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии", 121069, г. Москва, Россия; 2ФГБУ «Научный центр здоровья детей" РАМН, 119991, г. Москва, Россия; 3ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия", 426034, г. Ижевск, Россия
Проведено популяционное исследование качества жизни детей 2—17лет. Статья посвящена исследованию качества жизни детей старшего школьного возраста с помощью опросника PedsQL, представлена сравнительная характеристика показателей качества жизни детей младшего и старшего школьного возраста в Удмуртской Республике. Определены региональные показатели качества жизни детей старшего школьного возраста. Среди всех аспектов качества жизни наиболее высокие значения имели «физическое функционирование» и «социальное функционирование». Шкалы «эмоциональное функционирование» и «школьное функционирование» отличались более низким уровнем. Качество жизни девочек старшего школьного возраста ниже, чем у мальчиков, по всем аспектам, но в большей степени касается эмоциональной сферы. Проживание в городской или сельской местности влияет на показатели качества жизни детей старшего школьного возраста в Удмуртии: городские дети имеют более высокие показатели качества жизни по аспектам «физическое функционирование» и «эмоциональное функционирование», а уровень аспектов «социальное функционирование» и «школьное функционирование» характеризуется отсутствием разногласий среди городских и сельских детей. Географическое место проживания детей старшего школьного возраста в Удмуртии не влияет на показатели качества жизни. Аспекты «социальное функционирование», «эмоциональное функционирование» и «школьное функционирование» имеют особенности в зависимости от возраста (8—12 и 13—17 лет). Возрастные особенности заключаются в повышении уровня социального функционирования, возрастной тренд аспектов «эмоциональное функционирование» и «школьное функционирование» имеет отрицательную динамику.
Ключевые слова: дети старшего школьного возраста; качество жизни; опросник PedsQL; региональные стандарты.
Для цитирования: Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. О качестве жизни детей старшего школьного возраста в Удмуртской Республике. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2): 74—76. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-2-74-76
Для корреспонденции: Вихарева Елена Геннадьевна, кандидат медицинских наук, докторант, [email protected] Vikhareva E. G.Viniarskaia I. V.2, Khan M.A.Tretiakova T. V.3, Chernikov V.V.2 ON QUALITY OF LIFE OF CHILDREN OF SENIOR SCHOOL AGE IN THE REPUBLIC OF UDMURTIA
'The Russian research center of medical rehabilitation and balneology, 121069 Moscow, Russia;
2The research center of children health of the Russian academy of medical sciences, 119991 Moscow, Russia;
3The Ijevskaia state medical academy, 260034 Ijevsk, Russia The article presents results of population study of quality of life of children aged 2—17 years. The study of quality of life of children of senior school age using questionnaire PedsQL was carried out. The comparative characteristic of indices of quality of life of children ofjunior and senior school age in the Republic of Udmurtia is presented. The regional indices of quality of life of children of senior school age are determined. Among all aspects of quality of life the highest values had «physical functioning» and «social functioning». The scales «emotional functioning» and «social functioning» differed by their lesser level. The quality of life of girls of senior school age was lower than in boys in all aspects but more concerned emotional sphere. The residence in urban or rural territory effects indices of quality of life of children of senior school age in Udmurtia. The urban children had higher indices of quality of life on aspects «physical functioning» and «emotional functioning». The level of aspects of «social functioning» and «school functioning» is characterized by absence of disagreements between urban and rural children. The geographical area of residing of children of senior school age in Udmurtia has no effect on indices of quality of life. The aspects of «social functioning», «emotional functioning» and «school functioning» have particular characteristics depending on age (8—12 years and 13—17 years). The age characteristics consist in increasing of level of social functioning; age trend of aspects «emotional functioning» and «school functioning» has negative dynamics. Keywords: children of senior school age; quality of life; questionnaire PedsQL; regional standards For citation: Vikhareva E.G., Viniarskaia I.V., Khan M.A., Tretiakova T.V., Chernikov V.V. On quality of life of children of senior school age in the Republic of Udmurtia. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (2): 74—76. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-2-74-76
For correspondence: Vikhareva E.G., candidate of medical sciences, doctoral candidate. e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support
Received 20.10.2014 Accepted 01.12.2014
Сохранение и укрепление здоровья детей подросткового возраста является одной из актуальных проблем здравоохранения. Изучение здоровья подростков имеет важное значение для прогнозирования трудового и репродуктивного потенциала страны [1, 2]. При этом большую значимость приобретают научные исследования по изучению региональных
особенностей состояния здоровья детей с использованием методов комплексной, многомерной оценки, в том числе с позиции качества жизни. Метод оценки качества жизни, разработанный и успешно применяемый в педиатрии, является высокоинформативным, чувствительным и надежным способом определения состояния здоровья и уровня жизни ребенка [3]. Для
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (2) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-74-76
Health and society
разработки региональных нормативов необходимы данные популяционных исследований качества жизни. Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии осуществлялось в 2010—2013 гг. и проводилось в 5 этапов. Первый этап — библиографический и аналитический, второй — статистический, третий — популяционное исследование качества жизни детей 2—17 лет в г. Ижевске и 24 районах республики, четвертый — определение региональных нормативов качества жизни детей и выявление социально-гигиенических факторов, влияющих на уровень качества жизни, пятый — разработка комплекса мероприятий по улучшению здоровья детей на основе показателей качества жизни. В данной статье приводится фрагмент исследования региональных нормативов качества жизни детей 13—17 лет.
Качество жизни изучено у 2947 респондентов 13—17 лет, посещающие средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. В возрастной группе 13— 17 лет методом опроса детей стало интервьюирование. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник, блок PedsQLтм4.0 для детей 13—17 лет. Опросник состоит из 23 вопросов, объединенных в следующие шкалы: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ) и функционирование в школе (ШФ). Расчет объема репрезентативной выборки для популяционного исследования качества жизни проводили с использованием дисперсии, коэффициента доверия и предельной ошибки выборки. Была установлена численность генеральной совокупности, соотношение мужского и женского пола, распределение по месту жительства. Статистический анализ осуществляли с помощью Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью /-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для сравнения средних значений выборок использовался однофак-торный дисперсионный анализ (ANO VA). В целях установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.
Анализ данных показал, что удручающе низкую балльную оценку имеют аспекты ЭФ и ШФ (табл. 1). Такие результаты свидетельствуют о эмоциональной незащищенности и неустроенности наших подростков. Они испытывают большие трудности в школе и в плане обучения, и в эмоциональном восприятии посещения школы. Мы предполагаем, что такие тенденции связаны с интенсивным и не соответствующим возрастным возможностям обучающим процессом в общеобразовательных учреждениях. Показатели ФФ и СФ находятся на более высоком уровне.
При сравнении гендерных различий установлено, что мальчики старшего школьного возраста имеют более высокие баллы по всем аспектам качества
Таблица 1
Параметры качества жизни детей 13—17 лет (M±S)
Аспекты качества жизни Все дети (n = 2947) Мальчики (n = 1475) Девочки (n=1444)
ФФ 81,17±12,53 85,05±11,24 77,21±12,56*
ЭФ 67,53±16,26 72,79±14,03 62,23±16,58*
СФ 84,71±13,69 85,66±13,78 83,93±13,52*
ШФ 67,44±14,76 68,60±14,82 66,38±14,63*
Общий балл 76,07±10,75 79,04±9,97 73,14±10,70*
Примечание. *p < 0,001 между мальчиками и девочками.
жизни (см. табл. 1). Девочки старшего школьного возраста эмоционально более уязвимы, чем их одногодки мужского пола. Принимая во внимание также достоверно низкие показатели у девочек в аспектах СФ и ШФ, можно предположить рассогласование всего спектра психосоциального компонента качества жизни. И физически мальчики чувствую себя более уверенно. Они лучше справляются с простой и сложной физической работой. Наличие таких тенденций и обеспечивает старшим школьникам мужского пола более высокий общий балл.
Проживание в городской или сельской местности не влияло на показатели качества жизни дошкольников Удмуртии. В среде младших школьников, к сожалению, появились обратные тенденции. Появившейся тренд сохранился и в когорте детей старшего школьного возраста, но с небольшой положительной динамикой (табл. 2). Городские дети имеют достоверно более высокие баллы, чем их сверстники из села, в аспектах ФФ и ЭФ. Сельские и городские дети имеют одинаковые баллы по аспекту СФ. Это означает, что подростки независимо от места жительства хорошо социализированы в обществе. В школе и сельские, и городские подростки одинаково чувствуют себя некомфортно. Данные результаты позволяют предположить, что многие аспекты этой проблемы лежат именно в сегодняшнем учебном процессе и психологическом комфорте в средних общеобразовательных заведениях.
Подробный гендерный сравнительный анализ балльной оценки качества жизни у сельских детей выявил, что и девочки, и мальчики имеют достоверно более низкие показатели по шкалам ФФ и СФ, чем городские сверстники. Обращает на себя внимание неудовлетворительная балльная оценка аспекта ЭФ у городских и сельских девочек. Балльная оценка данного аспекта у представителей мужского пола тоже
Таблица 2
Зависимость параметров качества жизни детей 13—17 лет от места жительства (M±S)
Аспекты качества жизни Село (n = 1512) Город (n = 1435)
ФФ 80,18±12,06 82,21±12,93*
ЭФ 65,82±16,20 69,34±16,14*
СФ 84,72±12,84 84,71±14,55
ШФ 67,42±14,29 67,47±15,26
Общий балл 75,38±10,28 76,81±11,19*
Примечание. *p < 0,001 между сельскими и городскими детьми.
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-74-76
невысока, но все-таки выше: 71,44±14,39 у сельских, 74,11±13,55 у городских подростков. С учетом этих данных можно сделать вывод, что низкая балльная оценка аспекта ЭФ всей когорты подростков связана в большей степени именно с женским полом и имеет гендерную особенность. В аспектах СФ и ШФ мы не нашли достоверных различий у девочек и мальчиков.
На следующем этапе нашего исследования мы сравнили показатели качества жизни школьников всех возрастов. В первую очередь обращает на себя внимание, что в обеих возрастных группах (8—12 и 13—17 лет) отмечалась одна и та же тенденция: более высокие значения ФФ и СФ по сравнению с эмоциональным и школьным. Из всех аспектов, составляющих показатель качества жизни, положительные возрастные особенности имело только СФ, которое достоверно увеличивалось с возрастом (84,71±13,69 и 83,65±15,82 соответственно;р < 0,01). ФФ держится на одном уровне у старших и младших школьников. К сожалению, динамика остальных параметров имеет отрицательную тенденцию. Подростки имеют более низкие балльные оценки в аспектах ЭФ (67,53±16,26) и ШФ (67,44±14,76), чем младшие школьники (74,15±17,12; 74,31±15,51; соответственно, р < 0,001). Полученные данные показали, что подростки нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Но нельзя забывать и о роли родителей и семейного окружения в создании благоприятного психологического климата вокруг ребенка.
Мы сравнили гендерные показатели у всей когорты детей школьного возраста. Мальчики старшего школьного возраста чувствуют себя физически более сильными и активными, чем мальчики младшего школьного возраста (ФФ — 85,05±11,24 и 83,41±13 соответственно; р < 0,001). Подобная тенденция сохраняется при анализе аспекта СФ (85,66±13,78 и 84,26±15,1 соответственно; р < 0,05). И это естественно, так как с возрастом приобретаются и опыт, и знания, поэтому результаты качества жизни должны быть более предпочтительными. Однако некоторые аспекты качества жизни в нашем исследовании приобрели другую направленность. Так в аспектах ЭФ (72,79±14,03) и ШФ (68,6±14,82) у старших школьников отмечены удручающе низкие баллы по сравнению с младшими (ЭФ — 77,62±15,41; р < 0,001; ШФ — 73,56±15,1, р < 0,001). В результате данной статистической картины мы получили достоверно более высокий результат аспекта «общий балл» у мальчиков младшего школьного возраста.
Девочки старшего школьного возраста демонстрируют более неблагоприятные показатели, чем представительницы женского пола младшего возраста. Подростки женского пола имеют достоверно низкую балльную оценку в аспектах ФФ (77,21±12,56 и 79,42±13,86 соответственно; р < 0,001), ЭФ (62,23±16,58 и 70,68±18,01 соответственно; р < 0,001), ШФ (66,38±14,63 и 75,06±15,87 соответственно; р < 0,001), «общий балл» (73,14±10,7 против 77,45±13,02; р < 0,001), чем девочки младшего школьного возраста. Самые неблагоприятные показатели получены в аспектах ЭФ и ШФ. Известно, что
Здоровье и общество
подростковый возраст предполагает эмоциональную нестабильность и требует к себе особого отношения и разумной психологической коррекции. В настоящее время к подросткам в школе, на наш взгляд, предъявлены повышенные требования. Эмоционально и даже физически дети не готовы к таким перегрузкам. Дискуссия по данному вопросу периодически возникает в нашем обществе. Мы надеемся, что педагогическое сообщество найдет разумное решение.
При проведении корреляционного анализа была выявлена отрицательная корреляционная связь места жительства ребенка (город-село) и уровня ЭФ (r = -0,05, p < 0,05), а также положительная корреляционная связь с уровнем ШФ (r = 0,05; p < 0,05). Была выявлена отрицательная корреляционная связь пола и уровня ФФ (r = -0,34;p < 0,001), ЭФ (r = -0,36; p < 0,001), СФ (r = -0,14; p < 0,001), ШФ (r = -0,09; p < 0,001) и общего балла (r = -0,32; p < 0,001). Используя метод однофакторного дисперсионного анализа ANOVA выявлено, пол ребенка влияет на аспекты «общий балл» (p = 0,001), ШФ (p = 0,001).
Заключение
У детей старшего школьного возраста среди всех аспектов качества жизни наиболее высокие значения имели ФФ и СФ, а шкалы ЭФ и ШФ — более низкие.
Качество жизни девочек старшего школьного возраста ниже, чем мальчиков, по всем аспектам и в большей степени в эмоциональной сфере. Возрастные особенности (8—12 и 13—17 лет) заключаются в повышении уровня СФ, возрастной тренд аспектов ЭФ и ШФ имеет отрицательную динамику.
Проживание в городской или сельской местности влияет на показатели качества жизни детей старшего школьного возраста в Удмуртии: городские дети имеют более высокие показатели качества жизни по аспектам ФФ и ЭФ, а уровень аспектов СФ и ШФ характеризуется отсутствием различий между городскими и сельскими детьми.
Исследование не имело финансовой поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.: Союз педиатров России; 2010.
2. Винярская И.В. Современное состояние проблемы изучения качества жизни в педиатрии. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2006; (3): 28—31.
3. Новик А. А., Ионова Т.И., Никитина Т.П. Концепция исследования качества жизни в педиатрии. Педиатрия. 2002; 66 (4): 83—8.
Поступила 20.10.2014 Принята в печать 01.12.2014
REFERENCES
1. Baranov А. А., АГЬйзкту V.Yu, Vinyarskaya I.V. The Study of Life Quality in Pediatrics. Мoscow: Soyuz pediatrov Rossii, 2010. (in Russian)
2. Vinyarskaya I.V. Modern state of the problem of the quality of life research in Pediatrics. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 2006; (3): 28—31. (in Russian)
3. Novik А.А., Ionova Т.1., Nikitina Т.Р. The concept of quality of life studies in pediatric patients. Pediatriya. 2002; 66 (4): 83—8. (in Russian)