DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10040
теология
Игумен Вассиан (Бирагов)
святитель амвросий медиоланский о пасхе в послании «...епископам, поставленным в эмилии»
В статье рассмотрено письмо святителя Амвросия Медиоланского «Господам братьям, возлюбленным епископам, поставленным в Эмилии»; выделены основные аспекты послания и его главная тема — богоучрежденность Пасхи и дня ее празднования. Выявлены основы богословского подхода святителя к осмыслению христианской Пасхи в единстве Ветхого и Нового Заветов, к толкованию ветхозаветного пасхального установления в новозаветном духе. Проанализирована позиция св. Амвросия Медиоланского: Пасха должна определяться в соответствии с библейскими нормами и праздноваться в воскресный день после 14-й луны «месяца новых». Богословски обоснованный вывод святителя о целесообразности перенесения Пасхи на следующее воскресенье (в случае совпадения 14-го дня пасхального лунного месяца с воскресным днем) рассмотрен нами как основание, во-первых, необходимости празднования Пасхи именно в воскресный день, во-вторых — выделения пасхального воскресенья среди прочих воскресных дней года. В связи с этим проанализировано толкование святителем Амвросием пасхального евангельского чтения о данном через Моисея законе и о благодати и истине, произошедшей через Иисуса Христа (Ин 1:17).
Ключевые слова: Пасха, александрийская пасхалия, девятнадцатилетний цикл, «месяц новых», 14-я луна, день Страстей, день Господень, Ветхий Завет, Новый Завет, библейские нормы Пасхи.
Святитель Амвросий Медиоланский оставил богатое богословское наследие, в котором защита церковного учения о Св. Троице вообще и о божестве Сына Божия в частности, вызванная необходимостью антиарианской полемики, занимала центральное место. Критика арианства отчасти сблизила западную церковную литературу с восточной. Литературная деятельность свт. Амвросия Медиоланского была главным образом посвящена творческому осмыслению, обогащению и распространению на Западе опыта восточного богословия [Адамов, 1911, 99-117]. В его трудах воззрение Александрийской Церкви на пасхальную проблематику получило дальнейшее развитие на основе глубокого толкования Ветхого и Нового Заветов, на утверждении их духовного «сродства». Убедимся в этом на примере его письма «Господам братьям, возлюбленным епископам, поставленным в Эмилии» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии)1.
Игумен Вассиан (Валерий Сергеевич Бирагов) — духовник Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря, аспирант Московской духовной академии (vassianbiragov@yandex.ru).
1 Необходимо заметить, что существуют различные, неоднозначные мнения по поводу аутентичности этого послания. Так, в конце XIX — начале XX вв. известные пасхалисты Б. Круш и Э. Шварц оспаривали подлинность письма св. Амвросия в своих работах [Krusch, 1880, V; Schwartz, 1905, 54]. Их доводы, в частности, основывались на анализе таблицы пасхальных дат с 299 по 382 гг., полученных с помощью римского 84-летнего пасхального цикла [Krusch, 1880, 236-240]. По мнению этих ученых, святитель в пасхальной практике руководствовался именно этой таблицей и по ней, согласно с Римской Церковью, определил 21 марта как день Пасхи в 387 г. В подтверждение сказанного Б. Круш [Krusch, 1880, 57] ссылается на Пролог, помещенный вместе с таблицей в рассматриваемом документе. Несмотря на это, современные исследователи литературного наследия свт. Амвросия М. Цельцер [Zelzer, 1978] и Ж. Норуа [Nauroy, 2009] на основе текстологического анализа доказывают и подтверждают аутентичность
Письмо «...к епископам, поставленным в Эмилии», написано в 386 г. в связи с возникшими разногласиями по поводу назначения дня празднования Пасхи весной будущего 387 г.2 Так, Александрийская Церковь назначила праздник на 25 апреля [Болотов, 2000], а часть христиан Сирии, Киликии и Месопотамии (т. н. протопас-хиты) — на 21 марта. В Риме Пасху также собирались праздновать на месяц раньше александрийцев — либо 21 марта (по утверждению В. В. Болотова [Болотов, 2008, 553]), либо 28 марта (по утверждению Б. Круша [Krusch, 1880, 111])3. Следствием этих расхождений стало возникновение споров о правильном определении пасхального месяца и дня праздника. Например, перед Пасхою 387 г. сторонник александрийской пасхалии, будущий архиепископ Константинопольский — антиохийский пресвитер Иоанн Златоуст, обличал протопасхитов [Болотов, 2008]. Считается, что именно из-за пасхальных разногласий (387 г.) Феофил Александрийский направил императору Феодосию I письмо, в котором поместил свою пасхальную таблицу на 100 лет и Пролог к ней (Theophilus Alexandrinus: Prologus Paschate) [Болотов, 2008]. На Западе же в защиту александрийского способа вычисления дня Пасхи выступил свт. Амвросий Медиоланский. Заметим, что все три архипастыря (свт. Иоанн Златоуст, Феофил Александрийский, свт. Амвросий Медиоланский) в этом вопросе были единодушны.
Именно желание с богословской точки зрения осмыслить христианскую Пасху и подтвердить правильность александрийского расчета дня праздника побудили свт. Амвросия обратиться к епископам Эмилии с письмом «Господам братьям, возлюбленным епископам, поставленным в Эмилии». В этом письме можно выделить следующие принципиально важные положения.
I. «Сам Господь избрал этот день, когда совершал Пасху, и этот выбор согласуется с соблюдением правильного расчета»
«Некая необходимость задумываться о совершении этого праздника оказывается возложена на всех христиан», — считает свт. Амвросий. Так как «СамГосподь избрал этот день, когда совершал Пасху», то празднование ее должно быть единым для всех христиан в единый для всех день (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 401). И особенности, характерные для каждой Поместной Церкви, не должны играть роль при выборе этого дня. Такая мысль проходит через всё послание свт. Амвросия.
Свт. Амвросий считает, что следует «благочестивым умом» соблюдать день, о котором написано: «сей день его же сотворил Господь» (Пс 117:24). Примерами из Ветхого и Нового Заветов святитель подтверждает свою мысль о значимости дня и даже часа празднования: «Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя (Ин 17:1)»; «Время действовать, Господи (Пс 118:126)»; «Всему свое время (Еккл 3:1)»; «Горлица и ласточка, птицы полевые, знают время, когда им прилетать (Иер 8:7)»; «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего (Ис 1:3)» (последнее высказывание пророка Исаии, по мнению святителя, очевиднее всего применимо к страданиям Господа нашего Иисуса Христа); «Вот, теперь время благоприятное, вот теперь день спасения (2 Кор 6:2)»; «Настал же день, в который надлежало закалать пасхального агнца (Лк 22:7)» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 401-405).
письма «...епископам, поставленным в Эмилии». Историк М. Лейбович в своем исследовании [Leibowicz, 2008], ссылаясь на выводы, сделанные М. Цельцер, подводит итог рассматриваемой полемики, признавая подлинность послания св. Амвросия Медиоланского.
2 См. комментарий Т. Л. Александровой (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 399. Прим. 1).
3 Реальной причиной нежелания Римской Церкви праздновать Пасху в тот год вместе с восточными христианами было то, что на Страстную неделю пришлись бы торжества основания Рима. См. комм. сщмч. Димитрия Лебедева в работе В. В. Болотова [Болотов, 2008, 553].
Святитель обращает особое внимание на то, что в определении дня Пасхи «нам не подобает уклоняться от истины и блуждать умом в разномыслии. <...> Для праздника Пасхи не на землю должны мы спускаться, но искать горницу большую, устланную, чтобы праздновать Пасху Господню» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 401). Мысль св. Амвросия Медиоланского о том, что время Пасхи сакрально, является центральной в его послании. Сам Господь определил этот день, и праздник установлен для всей Церкви Христовой, в которой в живом общении и в единстве пребывают Церковь Небесная и Церковь земная.
Свт. Амвросий как бы предупреждает, что все попытки искать нормы определения времени Пасхи не в единстве Церкви Небесной и земной, не в Священном Писании, не в Божием законе неминуемо приведут к мудрованию по стихиям мира сего преходящего. «Не на землю должны мы спускаться», — говорит свт. Амвросий, подразумевая исследование лунных дней «на основании простонародных примет». Здесь имеется в виду языческое по своей сути стремление свести определение дня Пасхи к исключительно астрономической процедуре — «наблюдать, как язычники, и рассуждать, в какую луну что следует предпринимать», от точности (или неточности) вычислений в которой будет зависеть правильный (или ошибочный) выбор времени праздника (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 401).
Именно в Священном Писании, «чтобы не показалось, что мы отступаем от Ветхого Завета», святитель призывает найти указания для определения времени праздника. Он утверждает, что необходимо соблюдать два условия: «четырнадцатый день от новолуния и первый месяц, который называется месяцем новых плодов» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 405). В подтверждение чего свт. Амвросий напоминает содержание соответствующих ветхозаветных стихов: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым... между месяцами года (Исх 12:2)»; «[Храни месяц новых (плодов)] и совершай Пасху Господу, Богу твоему (Втор 16:1)»; «. в четырнадцатый день первого месяца [вечером, совершите ее в назначенное для нее время] (Числ 9:3)».
Таким образом, свт. Амвросий призывает придерживаться только библейских норм в выборе дня Пасхи. Для определения месяца «новых плодов» св. Амвросий рекомендует воспользоваться александрийским девятнадцатилетним лунным циклом. Он называет александрийский способ исчисления дня Пасхи правильным, «потому что в Египте именно в этот первый месяц [нисан александрийского цикла. — иг. В.] собирают урожай хлеба» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 411). Следовательно, святитель подтверждает и укрепляет авторитетность александрийской пасхалии.
Другое библейское условие определения дня Пасхи — 14-й день пасхального месяца, в который надлежало закалать пасхального агнца. В этот день, по мнению святителя, Тот, Кто возвестил закон, Господь наш Иисус Христос, накануне Своих Крестных страданий совершил законную Пасху на Тайной Вечере. «Он ел пасху с учениками, а на следующий день, .в пятнадцатый день от новолуния, Он был распят» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 405).
П. «в один день надо отмечать Страсти, в другой — воскресение»
Св. Амвросий по многим вопросам рассуждает так же, как александрийские архипастыри4. Так, рассматривая частный случай, когда 14-е число пасхального месяца выпадает на воскресный день, Феофил Александрийский в своем Прологе (ШеорЬЛш Alexandrinus: Prologus Paschate), обличает тех, кто в этой ситуации прекращает пост накануне в субботу, то есть в 13-й день лунного месяца, а саму Пасху празднует в 14-й. Автор Пролога указывает, что не следует этого делать, а лучше перенести Пасху
4 Исследовательница М. Цельцер полагает, что свт. Амвросий, писавший после Феофила Александрийского, был знаком с Пасхальным Прологом последнего рекег, 1978].
на следующее воскресенье [Бирагов, 2015]. К такому же выводу приходит и святитель Амвросий: «мы должны соблюдать <...> закон Пасхи: четырнадцатый день считать не днем Воскресения, а днем Страстей. <...> В день Господень мы не можем поститься, ведь и манихеев мы справедливо осуждаем за пост в этот день. <...> Празднование Пасхи должно быть перенесено на следующую седмицу» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 407»).
Таким образом, свт. Амвросий подчеркивает принципиальное значение разграничения дня Страстей и дня Господня («в тот мы будем поститься, в этот утешаться (reficiamur)»). Это вполне созвучно учению александрийских святителей о том, что празднование приходит через разрешение поста, с наступлением дня Господня5.
Некоторые западные исследователи отмечают введение св. Амвросием понятия «пасхального тридневия (triduum pascal)», под которым подразумевают Страстную Пятницу, Великую Субботу и Пасхальное Воскресенье [Gy, 1955]. Действительно, святитель в своем послании говорит о «священном тридневии», на протяжении которого «Христос пострадал, упокоился и воскрес» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 407). Однако тридневный срок воскресения Христова святитель Амвросий отсчитывает от дня Тайной Вечери, а не от дня Страстной Пятницы. Покажем это.
Прежде всего следует отметить, что свт. Амвросий день распятия Господа нашего Иисуса Христа на Кресте считает 15-м днем луны пасхального месяца (тогда как и Александрийская, и Римская Церковь относили их к 14-му дню этого месяца6). Однако при этом духовное воспоминание «Страстей Господних» святитель связывает именно с 14-м днем, а не с 15-м. Он называет его Днем Страстей — «passionis diem», предписывая его соблюдение в день, когда вспоминается Тайная Вечеря. Об этом святитель пишет так: «Тот, Кто возвестил закон, затем, в последние времена, придя от Девы, возвел к совершенству полноту закона, ибо пришел не разрушить закон, но исполнить. праздновал Пасху в ту седмицу, в которую четырнадцатый день новолуния приходится на пятый день седмицы. В этот самый день, как учит Писание, Он ел пасху с учениками, а на следующий день, то есть в шестой день недели, в пятнадцатый день от новолуния, Он был распят. Великая суббота была в шестнадцатый день, поэтому Он воскрес из мертвых в семнадцатый день от новолуния. Поэтому мы должны соблюдать этот закон Пасхи: четырнадцатый день считать. днем Страстей» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 405).
Таким образом, мнение свт. Амвросия по этому вопросу, как нам представляется, соответствует православному пониманию Страстей Христовых, началом которых полагается священнодействие Господа нашего Иисуса Христа на Тайной Вечере [Григорий Нисский, 1871]. Этот взгляд отличается от современной католической трактовки «пасхального тридневия», в которой Страстям Христовым соответствуют только события Великой Пятницы [Gy, 1955].
Св. Амвросий, рассматривая связь 14-го дня пасхального месяца с воспоминанием Страстей Спасителя, трактует христианскую Пасху в «сродстве» Ветхого и Нового Заветов: «Текст Ветхого Завета также показывает, что в один день надо отмечать Страсти, в другой — Воскресение. день Страстей считается постным. агнца закалали вечером. и в тот день соблюдался пост. <...> А ликование в день Воскресения — это отдохновение и радость; в этот день народ вышел из Египта. когда народ, уходя из Египта, был крещен морем и облаком, как говорит апостол, и победил смерть, приняв хлеб духовный и почерпая от скалы духовное питье» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 413, 415). Св. Амвросий считает день исхода народа израильского из Египта не только прообразом Воскресения, но и называет его самим
5 См., напр., каноническое послание свт. Дионисия Александрийского [Дионисий Александрийский, 1992].
6 Такое же мнение распространено и в богословской науке. См., напр., исследование Д. Хволь-сона [Хвольсон, 1875-1878].
днем Воскресения (quia dies resurrectionis is cum egrediens populus de Aegypto) (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 414-415). Такое богословское осмысление святителем Страстей Господних и Пасхи, обусловленное неразрывной связью обоих Заветов, заметно отличается от традиции Западной Церкви — считать христианскую Пасху самостоятельным новозаветным праздником [Болотов, 2000]. Именно поэтому начиная с середины IV в. в Риме Пасха назначалась не ранее 16-го числа пасхального лунного месяца7 (согласно тридневию: 14-й день — день Распятия, 15-й — день Покоя, а Воскресение — в 16-й день) [Болотов, 2000].
III. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин 1:17)»
В раскрытии пасхальной темы в послании «...епископам, поставленным в Эмилии», важно само богословское обоснование свт. Амвросием принципа разделения дней, Страстей и Пасхи. Для этого свт. Амвросий обращается как к тексту ветхозаветного пасхального установления, так и к семнадцатому стиху первой главы Евангелия от Иоанна, который памятен для нас тем, что им завершается евангельское чтение на пасхальной Литургии: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин 1:17)» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 405).
В связи с Пасхой закон устанавливает соблюдение 14-го числа первого лунного месяца и пост в этот день. Пост, понимаемый в широком смысле как воздержание, являлся основным содержанием закона начиная с жизни прародителей в раю. Так и сейчас ветхозаветное установление о Пасхе (пост перед Пасхою) нами соблюдается в воспоминание Страстей Господних. Свт. Амвросий напоминает, что вкушение ветхозаветной Пасхи было с горькими травами, «то есть с печалью, ибо совершилось неслыханное святотатство, и Содетель нашего спасения был убит».
Контрастом к посту показан у святителя Амвросия праздник Воскресения Христова — дня Господня: «В день Господень мы не можем поститься ... В день же Господень надо радоваться» (Амвросий Медиоланский, 2015: Епископам, поставленным в Эмилии, 407). Святитель приводит слова пророка о дне Господнем, которые, заметим, в пасхальном богослужении относятся напрямую к Пасхе: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь» (Пс 117:24). Пророки лишь предсказывали наступление светлого и радостного дня в будущем и чаяли его.
Итак, день поста, т. е. 14-й день пасхального месяца, дан законом о Пасхе, день же Воскресения — Самим Господом нашим Иисусом Христом. Эти дни отстоят недалеко друг от друга, но не должны совпасть. Это принципиально важно, поэтому значительная часть как Пролога Феофила Александрийского, так и письма св. Амвросия Медио-ланского посвящена объяснению необходимости переноса праздника Пасхи на следующее воскресенье, т. е. на 21-й день, если с воскресным днем совпало 14-е число первого лунного месяца. Именно по этой же причине оба иерарха обличают в своих работах практику совмещать Пасху с ветхозаветным кануном праздника, т. е. с 14-м днем первого месяца. Сама же христианская Пасха, таким образом, является богоуч-режденным в Ветхом Завете праздником Пасхи, лишь осмысленным в новозаветном духе8. Установленное же законом время кануна Пасхи с необходимостью выделяет один из воскресных дней в году в качестве Пасхального воскресенья.
7 В IV в. уже во всех христианских Церквах Пасха праздновалась только в воскресенье. Однако в Риме праздничным считалось лишь то воскресенье, которое попадало в промежуток с 16 по 22-й день пасхального лунного месяца, а в Александрии промежуток для Пасхи определялся той неделей, в которую ветхозаветные евреи справляли праздник опресноков, т. е. с 15 по 21-й день александрийского циклического нисана [Болотов, 2000].
8 Именно таким, по мнению В. В. Болотова, было воззрение Александрийских архиепископов на христианскую Пасху [Болотов, 2000, 132].
Вся работа свт. Амвросия доказывает, что в выборе дня Св. Пасхи не должен действовать человеческий произвол, но «Сам Господь избрал этот день». Божиим устроением следует считать не только еженедельное празднование Дня Господня, но и ежегодное выделение среди воскресных дней одного в качестве Пасхального. Исходя из этого положения, уже можно судить о богословском значении послания «... епископам, поставленным в Эмилии» свт. Амвросия Медиоланского для всей Церкви.
Источники и литература
источники
1. Амвросий Медиоланский (2015) — Амвросий Медиоланский, свт. Господам братьям, возлюбленным епископам, поставленным в Эмилии. Собрание творений (письма) // Под ред. Н. А. Кульковой и Н. Г. Головнина / Пер. с лат. Т. Л. Александровой, Д. Е. Афиногенова, Н. А. Кульковой. М.: ПСТГУ, 2015. Т. 4. Ч. 2. С. 399-417.
2. Theophilus Alexandrinus — Theophilus Alexandrinus. Theophili Alexandrini Episcopi ad Theodosiem Imperatorem Prologus de sancto ac salutari Paschate . PG 65. Col. 47-52.
Литература
3. Адамов (1911) — Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский // Богословский вестник. 1911. Т. 3. №9. С. 99-117.
4. Бирагов (2016) — Вассиан (Бирагов), игум. Пролог Феофила Александрийского: основные аспекты рассмотрения Святой Пасхи. URL: http://www.bogoslov.ru/text/5319381.html (дата обращения: 22.10.2018).
5. Болотов (2000) — Болотов В.В. Александрийская пасхалия // Календарный вопрос. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 105-144.
6. Болотов (2008) — Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви (споры о времени празднования Пасхи). Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008. Т. 2. С. 536-566.
7. Григорий Нисский (1871) — Григорий Нисский, свт. Слово на Святую Пасху и о три-дневном Воскресении Христовом // Творения святых отцов в русском переводе. М.: Изд-во МДА, 1871. Т. 45. С. 26-55.
8. Дионисий Александрийский (1992) — Дионисий Александрийский, свт. Послание каноническое иже во святых отца нашего Дионисия архиепископа Александрийского и исповедника к епископу Василиду // Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992. С. 269-273.
9. Хвольсон (1875-1878) — ХвольсонД.А. Последняя Пасхальная вечеря Иисуса Христа и день Его смерти // Христианское чтение. 1875. № 9-10. С. 430-488; 1877. № 5-6. С. 821-876; № 11-12. С. 557-610; 1878. № 3-4. С. 352-419.
10. Gy (1955) — Gy P.-M. Semaine sainte et triduum pascal // Maison Dieu. Paris: Editions du Cerf, 1955. №41. P.7-15.
11. Krusch (1880) — KruschB. Der 84-jahrige Ostercyclus und seine Quellen. Leipzig, 1880. 349 s.
12. Leibowicz (2008) — Leibowicz M. Une étape contournée dans l'unification des pratiques computistes médievales latines // Cahier de recherches médievales. Auxerre: Centre d'études médiévales d'Orléans, 2008. № 15. P. 277-303.
13. Nauroy (2009) — Nauroy G. Édition et organisation du recueil des lettres d'Ambroise de Milan: une architecture cachée ou altérée? // La correspondance d'Ambroise de Milan. Actes du colloque international de Saint-Étienne et Lyon 26-27. 11. 2009 / Ed. par A. Canellis. Saint-Étienne: Presses Universitaires de Saint-Étienne, 2012. P. 19-73.
14. Schwartz (1905) — Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1905, 197 s.
15. Zelzer (1978) — Zelzer M. Zum Osterfestbrief des hl. Ambrosius, und zur römischen Osterberechnigung des 4. Jahrhunderts // Wiener Studien. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1978. № 91. S. 187-204.
Hegumen Vassain (Biragov). St. Ambrose Treating Easter in the Letter to "The Bishops Established Throughout the Province of Aemilia".
Abstract: The article presents the letter of St Ambrose to «the lords, his brethren most beloved, the bishops established throughout the province of Aemilia», and highlights the main features and its central theme: the establishment by God of Easter and its day. We explored that St. Ambrose's theological approach to understanding Easter is based on the unity of the Old and New Testaments and interpretation of the Old Testament establishment in the spirit of the New Testament. The analysis of St. Ambrose's position reveals that Easter must be determined according to Bible's standards and be celebrated on Sunday after the 14th Lune of the «month of the new (corns)». We consider theologically justified conclusion by St Ambrose about expediency to transfer Easter to the next Sunday (in the case of the coincidence between the 14th day of the Easter lunar month and Sunday), as, first, a basis of the necessity to celebrate Easter exactly on Sunday and, second, as reason of highlighting the Easter Sunday among other Sundays in the year. In this regard the paper analyses the interpretation by St Ambrose of Easter Gospel Reading about the Law given through Moses and about the grace and truth that came through Jesus Christ (Jn 1:17).
Keywords: Easter, Alexandrian Paschalion, nineteenth year cycle, "month of new corns/ fruit", 14th Lune, day of Passion, day of the Lord, Old Testament, New Testament, Bible's standards for Easter.
Hegumen Vassain (Valeriy Sergeyevich Biragov) — Confessor at the Pechersky Ascension Monastery of Nizhny Novgorod, Postgraduate student at Moscow Theological Academy (vassianbiragov@yandex.ru).
Sources and References
Sources
1. Amvrosiy Mediolanskiy (2015) — Amvrosiy Mediolanskiy, svt. Gospodam brat'yam, vozl'ublennym episkopam, postavlennym vEmilii. Sobranie tvoreniy (pis'ma) [St. Ambrose of Milan. To Lords brethren beloved bishops established in Emilia. Works (Letters)]. Ed. by N.A. Kul'kova and N. G. Golovnin, transl. by T. L. Alexandrova, D. E. Afinogenov, N. A. Kul'kova. Moscow: PSTGU Publ., 2015, vol. 4, part 2, pp. 399-417. (Russian translation).
2. Theophilus Alexandrinus — Theophilus Alexandrinus. Theophili Alexandrini Episcopi ad Theodosiem Imperatorem Prologus de sancto ac salutari Paschate. PG 65. Col. 47-52.
References
3. Adamov (1911) — Adamovl.I.Sv. Amvrosiy Mediolanskiy [St. Ambrose of Milan]. Bogoslovskiy vestnik, 1911, vol. 3, no. 9, pp. 99-117. (In Russian).
4. Biragov (2016) — Vassian (Biragov), hegum. Prolog Feofila Aleksandriyskogo: osnovnye aspekty rassmotreniya Svyatoy Paskhi [The Prologus of Theophilus of Alexandria: the main examination aspects of the Holy Easter]. Available at: www.bogoslov.ru/text/5319381.html (accessed: 22.10.2018). (In Russian).
5. Bolotov (2000) — Bolotov V.V.Alexandriyskaya Paskhaliya [Alexandrian Paschalion]. Kalendarnyy vopros. Moscow: Sretenskiy monastyr' Publ., 2000, pp. 105-144. (In Russian).
6. Bolotov (2008) — Bolotov V. V. Lektsii po istorii Drevney Tserkvi (spory o vremeni prazdnovaniya Paskhi) [Lections on the history of ancient Church (debates about the time of Easter celebrating)]. Minsk: Belorusskaya Pravoslavnaya Tserkov', vol. 2, pp. 536-566. (In Russian).
7. Dionisiy Alexandriyskiy (1992) — Dionisiy Alexandriyskiy, svt. Poslaniye kanonicheskoye izhe vo svyatykh ottsa nashego Dionisiya arkhiepiskopa Alexandriyskogo i ispovednika k episkopu Vasilidu [St. Dionisius of Alexandria. The canonical letter to the bishop Basilidus]. Kniga pravil svyatykh apostol, svyatykh soborov Vselenskikh i Pomestnykh i svyatykh otets [The Ruler Book of the Saints Apostle, the Holy Ecumenical and Local Councils and Holy Fathers]. Moscow: Svyato-Troitskaya Sergieva lavra Publ., 1992, pp. 269-273. (Russian translation).
8. Grigoriy Nisskiy (1871) — Grigoriy Nisskiy, svt. Slovo na Sv'atuyu Paskhu i o tridnevnom Voskresenii Khristovom [The sermon on the Holy Easter and three-day Resurrection of Christ]. Tvoreniya svyatykh ottsov v russkom perevode [Works of the Holy Fathers in Russian translation]. Moscow: Moskovskaya Dukhovnaya Akademiya Publ., 1871, vol. 45, pp. 26-55. (Russian translation).
9. Gy (1955) — Gy P.-M. Semaine sainte et triduum pascal. Maison Dieu. Paris: Editions du Cerf, 1955, no. 41, pp. 7-15.
10. Khvol'son (1875-1878) — Khvol'son D.A.Poslednyaya Paskhal'naya vecherya Iisusa Khrista i den' Ego smerti [The Last Paschal Supper of Jesus Christ and the day of His Death] Khristianskoye Chteniye. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskaya Pravoslavnaya Dukhovnaya Akademiya Publ., 1875, no. 9-10, pp. 430-488; 1877, no. 5-6, pp. 821-876; 1877, no. 11-12, pp. 557-610; 1878, no. 3-4, pp. 352-419. (In Russian).
11. Krusch (1880) — Krusch B. Der 84-jahrige Ostercyclus und seine Quellen. Leipzig: Verlag von Veit und Comp., 1880, 349 p.
12. Leibowicz (2008) — Leibowicz M. Une étape contournée dans l'unification des pratiques computistes médievales latines. Cahier de recherches médievales. Auxerre: Centre d'études médiévales d'Orléans, 2008, no. 15, pp. 277-303.
13. Nauroy (2009) — Nauroy G. Édition et organisation du recueil des lettres d'Ambroise de Milan: une architecture cachée ou altérée? La correspondance d'Ambroise de Milan. Actes du colloque international de Saint-Étienne et Lyon 26 -27. 11. 2009. Ed. by A. Canellis. Saint-Étienne: Presses Universitaires de Saint-Étienne, 2012, pp. 19-73.
14. Schwartz (1905) — Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1905, 197 p.
15. Zelzer (1978) — Zelzer M. Zum Osterfestbrief des hl. Ambrosius, und zur römischen Osterberechnigung des 4. Jahrhunderts. Wiener Studien. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1978, no. 91, pp. 187-204.