НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
53
УДК 94(4951.01
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОГО ПРАЗДНИКА ПАСХИ И ЕГО МЕСТЕ В ГОДОВОМ БОГОСЛУЖЕБНОМ КРУГЕ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
АД. СТРЖАЛКОВСКАЯ
В работе рассматривается христианский праздник Пасха и его место в годовом богослужебном круге, споры по вопросу времени празднования. Приводятся сведения о I Вселенском соборе, окончательно установившем время празднования Пасхи и великий пост.
Ключевые слова: христианство, Пасха, годовой круг,
e-mail: Strzhalkovskaya@bsu.edu.ru
праздник.
С самого начала существования христианства год для христиан начинался с Пасхи или Воскресения Христова. Уже из названия видно, что этот праздник должен был приходиться на воскресенье. В I в. это был чуть ли не единственный чисто христианский праздник: Воскресным днем, по всей видимости, и исчерпывался круг праздников юной Церкви. Христианская Пасха уже в то отделялась время от иудейской традиции1. Причиной этому было то, что Крестная Смерть Христа по описанию в Евангелиях происходила в пятницу перед празднованием иудейской Пасхи: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!» [Ин 19;14]. День Смерти (пятница) и следующий день суббота были для христиан днями великой скорби и сопровождались постами; это не совпадало с иудейским праздником.
Доникейский период I-III вв. считается временем гонений и мученичества христиан. Эти события вносят свой вклад в формирование церковного богослужебного года в целом. Историки много рассуждали о причинах гонений. Наиболее ёмок взгляд на этот счет у В.В. Болотова1 2 в его «Истории Древней церкви». Схожие с ним мнения об отношении римлян к религии есть и у зарубежных исследователей3. Но, возвращаясь к нашей теме, следует отметить, что именно гонения на христиан привнесли в годовой круг дни поминовения мучеников. Но всегда главное место в годовом круге занимала Пасха.
Во II веке разгораются споры о времени ее празднования. Несомненно, что в это время уже чтится особым образом годовой день смерти и воскресения Христова, т.е. праздник Пасхи (существование его в апостольский век только вероятно). Драгоценный в этом отношении отрывок из письма св. Иринея, еп. Лионского, к римскому еп. Виктору, сохраненный Евсевием, проливает свет на первоначальный характер праздника Пасхи. Послание написано по поводу споров о времени празднования Пасхи, начавшихся еще при св. Поликарпе, еп. Смирнском (167 г.). С еще большей силой эти споры продолжились при св. Иринее, еп. Лионском (202 г.). Споры касались того, праздновать ли Пасху вместе с иудейской в 14-15 день первого весеннего лунного месяца (нисана), или в первое за этим днем воскресенье4.
Перед Пасхой был пост, который потом стал называться Великим, о его протяженности и степени строгости во II веке также шли споры, а порядок следования поста в разных областях был различен. Пасхальный пост, по свидетельству св. Иринея, продолжался, где день, где два, где еще дольше; где охватывал промежуток времени 40 часов. Руфин в начале V в. усматривал у св. Иринея Лионского намек на 40-дневный пост5.
В IV веке изменяется отношение императорской власти к христианству. Как пишет Эрмий Созомен, «с того времени, христиане как бы совершенно овладели правительственными должностями Римской империи; а язычникам запрещено было приносить жертвы, обращаться к оракулам и таинствам, проставлять идолов и совершать языческие
1 Шафф Ф. История христианской церкви. Т. 3. СПб., 2007. С. 269-275.
2 Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1907. Т. III, ч. 2.
3 См.: Mitchell S. A history of the later Roman Empire, AD 284-641. L., 2007. 469 p.
4 Скабаланович М. Толковый типикон. М., 2004. С. 64.
5 Там же. С. 65.
54
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
празднества... Что же касается молитвенных домов, то одни из них, имевшие достаточную величину, были исправлены, другие превосходно отделаны и распространены в высоту и широту, а где их вовсе не было, там они построены с основания6». Императорская власть уже не только лояльно относилась к христианам, но и помогала в разрешении некоторых спорных вопросов7.
В IV в. был окончательно решен вопрос о времени празднования Пасхи. I Вселенский Собор (325 г.) постановил праздновать ее в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (21 марта). Об этом объявляли особым окружным посланием, и императорский эдикт в этот день давал амнистию всем преступникам (не убийцам). Сам ритуал Пасхи был еще во многом схож с ритуалом III века8. На I Вселенском соборе основным вопросом было обсуждение арианской ереси, но решались еще и другие важные церковные вопросы. Одним из них, как выше упоминалось, был спор о праздновании Пасхи. У Эрмия Созомена по этому поводу записано так: «Когда же в Египте спор до того усилился, что слух о нем дошел до двора; то царь Константин немало огорчен был этим, боясь, как бы разномыслие касательно догматов, при самом начале возрастания веры, не отвратило многих от христианства. И в этом явно винил он, как Ария, так и Александра. В своём послании к ним он укорял их, что по излишней ревности к противоречию, они начали спорить о таком предмете, о котором сперва не следовало бы ни спрашивать, ни мыслить, а если уже помыслили, то надлежало бы молчать о том. Не менее прискорбно ему было слышать, что некоторые совершают праздник Пасхи не вместе со всеми; ибо тогда в городах востока иные разногласия между собою касательно сего предмета, удалялись от взаимного общения, совершали праздник более по иудейски, и разномыслием в этом отношении явно вредили светлости торжества. Посему он начал стараться, чтобы Церковь была безмятежною в том и другом отношении. Он послал от себя мужа и поручил примирить споривших в Египте касательно известного догмата и разногласивших на востоке во времени празднования Пасхи. Этот посланный был кордовский епископ Осия9».
Далее, о решениях собора, Эрмий Созомен пишет, что по вопросу о догмате Собору угодно было постановить, чтобы и праздник Пасхи совершался всегда в одно время10 11.
Император Константин решил для решения спорных дел созвать Вселенский собор. Предстоятелям всех Церквей предписано было собраться в Никее, в Вифинии. Всего собралось 318 епископов. Римский епископ не мог явиться лично по причине глубокой старости и прислал от себя двух пресвитеров Витона и Викентия. Вместе с епископами на собор прибыло много пресвитеров и диаконов, из которых особенно был известен Афанасий диакон, (впоследствии, епископ александрийский), прославивший себя в состязании с арианами. Тогда же в Никею прибыли и некоторые языческие философы11.
После низложения Ария и его учения собор рассуждал о других важнейших вопросах в Церкви. Собор постановил праздновать Пасху во всей Церкви в одно время, а именно: в первый воскресный день после, полнолуния произошедшего после весеннего равноденствия. С этого времени был введен и пасхальный круг для руководства в определении дня Пасхи на каждый год12.
После I Вселенского собора день празднования Пасхи стал высчитываться именно таким образом. И после этого церковный год разделился на два цикла, один из которых был неподвижный, т.е. все праздники имели определенную дату, и подвижный цикл, праздники в котором изменялись относительно даты празднования Пасхи.
Никейский собор, по словам Сократа Схоластика, состоялся «в консульство Павлина и Юлиана, в 20 день месяца мая, в 636 год от Александра царя македонского». Это 325 год по Р.Х., или 20-й год царствования Константина. Деяния (акты) Никейского со-
6 Эрмий Созомен. Церковная история. СПб., 1851. С. 33-34.
7 Mitchell S. A history of the later Roman Empire, AD 284-641. L., 2007. Р. 347; Rives J.B. Religion in the Roman Empire. Blackwell publishing, 2007. Р. 209.
8 Там же.
9 Эрмий Созомен. Церковная история. СПб., 1851. С. 60-62.
10 Там же. С. 72.
11 Там же. С. 10.
12 Там же. С. 12.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
55
бора в непосредственном виде не дошли до нас13, но собраны в более позднее время в различных редакциях.
После I Вселенского собора в церковном году появились подвижные праздники и события. Это праздники, празднуемые в рамках подвижного годового богослужебного круга: Вознесение (начало этому празднику положило освящение в 330 г. базилики, заложенной еще императрицей Еленой на Масличной горе) и Пятидесятница14.
Подвижный годовой круг соотносился кроме Пасхи и с Великим Постом, который в IV веке становится «Четыредесятницей», т.е. достигает сорока дней. Об этом сообщает св. Афанасий Великий в Посланиях IV-V (332-333 гг.). Первоначально главным в посте был не вид пищи, а час вкушения (отменяли завтрак)15. Уже позднее, в V веке, к ограничениям во времени добавляются пищевые ограничения. В подражание подвижникам предпочитали хлеб и овощи. Рыба дозволялась, так как проклятие, связанное с грехопадением, было направлено на землю, а не на воды. К тому же рыба является древним символом Христа и принадлежит стихии, с которой связано крещение. В воскресенье и литургически связанную с ним субботу пост прерывался. Иоанн Златоуст называл их днями отдыха от поста. Но постепенно пищевые ограничения распространились и на эти дни. Завершением Великого Поста была Страстная седмица. Это были дни особой аскезы. Начиналась она со дня Входа Господня в Иерусалим и заканчивалась Пасхой16. Праздники Вход Господень в Иерусалим17 и Пятидесятница18 неразрывно привязывались к Пасхе.
У М.Э. Поснова есть интересное замечание, где он, описывая годовой богослужебный круг, утверждает, что в некоторых подвижных праздниках христианская Церковь отчасти унаследовала что-то из обрядов синагоги. Христиане не сохранили всех иудейских праздников, а в тех, какие удержали, придали им смысл христианских верований. Сохранились только Пасха и Пятидесятница. Впрочем, удерживая эти древние праздники, Церковь соединила с ними воспоминания о Христе и Св. Духе19.
Как обобщение вышесказанному о Пасхе, Великом посте и Пятидесятнице, можно отметить, что главный праздник христиан - Св. Пасха - был прославляем, как день Крестных Страданий, Смерти и Воскресения Иисуса Христа. Пасхе предшествовала продолжительная подготовка, которая состояла в пощении (посте). Этот пост, называемый Великим, пережил много изменений - с точки зрения продолжительности и строгости соблюдения. Хорошо известно, что во времена св. Иринея (II в.) пост соблюдался по-разному: одни постились один только день, другие два, некоторые большее число; иные оставались только 40 часов без всякой еды (Eus. Hist. Eccl. V, 24). Тертуллиан (De jejunio II, 13-14; De oratione XVIH) знал лишь торжественный пост, предписанный Церковью. Он свидетельствует, что под постом понимались дни, на которые торжественно обязывались с пятницы до воскресения (т.е. Пасхи). В Александрии в середине III в. постились всю седмицу пред Пасхой - одни подряд, другие с интервалами. Наконец, в последние десятилетия III в. или в начале IV в. устанавливается пост перед Пасхой - «четыредесятница». Пасха означала то целую страстную седмицу, или весь торжественный праздник, или один-два дня недели. Это ясно следует из 5-го канона 1-го Вселенского Собора.
Итак, в первые века христианства в церковном году отмечались только дни памяти мучеников и Пасха, причем она праздновалась в разных областях империи в разное время. С IV века происходит разделение церковного года на подвижный и неподвижный за счет определения времени празднования Пасхи на I Вселенском соборе. В IV-V вв. в церковном году появляются другие праздники, ставшие в дальнейшем главными для христиан, так называемые двунадесятые праздники. Увеличение количества двунадесятых праздников в богослужебном году происходит до VIII века, но формирование основной части их круга заканчивается к концу VI в. Собственно, сам церковный год и впослед-
13 Там же. С. 14.
14 Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1907. Т. IV. Отдел 1. Ч. 1.
15 Алымов В.А. Лекции по исторической литургике. СПб., 2005. С. 140.
16 Там же.
17 Христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.
18 Праздник, отмечаемый на 50-й день после Пасхи.
19 Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Киев, 1991. Ч. 1, гл. 5.
56
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
ствии продолжал еще дополняться памятными днями, событиями, требующими особого празднования или поминовения.
ON THE QUESTION OF THE HISTORY OF THE CHRISTIAN FEAST OF EASTER IN THE ANNUAL LITURGICAL CIRCLE
A.D. STRZHALKOVSKAYA
Belgorod National Research University
e-mail: Strzhalkovskaya@bsu.edu.ru
The paper deals with the Christian holiday of Easter and its place in the liturgical year round. Disputes over time celebration. Provide information in the I Ecumenical Council finally established the celebration of Easter and Lent.
Keywords: Christianity, Easter, the annual circle
celebration.