Вестник Томского государственного университета. 2017. № 418. С. 91-100. Б01: 10.17223/15617793/418/12
УДК 930.24 (075.8)
Н.П. Иванова
СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ПАСХАЛЬНОГО (ПОДВИЖНОГО) КАЛЕНДАРЯ
(ПО МАТЕРИАЛАМ БАЗЫ ДАННЫХ «ХРОНОЛОГИЯ НОВГОРОДСКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ 1Х-ХУ вв.»)
Анализируется структура древнерусского пасхального (подвижного) календарного цикла на материалах новгородского летописания. Русские летописи насыщены пасхальными хронологическими элементами, в указанных летописях обнаружено 303 события, которые имеют отсылку к подвижному календарю. Удалось подтвердить существование двух систем недельного счета в рамках триодного цикла: первый (понедельник-воскресенье) от начала подвижного церковного года до Пасхи; второй (воскресенье-суббота) от Пасхи до Троицы. В ранней богослужебной традиции, возможно, переход от недельного счета понедельник-воскресенье к счету воскресенье-суббота происходил не перед Пасхой, а раньше, после Крестопоклонного воскресенья. Наконец, наличие пасхальных элементов позволяет реконструировать не только древние даты на современную систему счета времени, но и сами древнерусские времяисчислительные системы. Ключевые слова: база данных; Древняя Русь; летописание; хронология; пасхальный; подвижный год.
В христианской традиции принято использовать два вида календаря. Первый - неподвижный богослужебный круг, месяцеслов. Он имел относительно постоянный вид и не менялся из года в год. Второй - так называемый подвижный (пасхальный) календарь, в центре которго - праздник Пасхи (Светлого Христова Воскресения) - один из главных христианских праздников. Пасха являлась тем ориентиром, который лег в основу составления годового недельного расписания богослужений - пасхального года. От даты православной Пасхи зависело установление многих других праздников и постов, связанных с пасхальным циклом, таких как Пятидесятница (Троица), начало Петрова поста и многие другие, поэтому знание способов расчета Пасхи и составления недельного пасхально-календарного цикла было так же важно для жителей Древней Руси, как и знание месяцеслова. Несмотря на свою подвижность, пасхальный календарь имеет четкую привязку к конкретным дням недели, что позволяет использовать его при редукции древних дат. Русские летописи насыщены пасхальными хронологическими элементами, которые используются для датирования исторических событий.
Так, в новгородских летописях, которые послужили основой для разработанной автором базы данных (БД) «Хронология новгородского летописания 1Х-ХУ вв.», на данный момент выявлено 303 таких элемента. Основным источником для созданной БД стали новгородские летописи: Новгородская первая (НПЛ) (Синодальный -НПЛ-С и Комиссионный списки - НПЛ-К), Новгородская четвертая (НЧЛ) и Софийская первая (СПЛ), однако продолжается БД данными других новгородских летописей (Тверской сборник, Новгородская Карамзин-ская летопись). Мы в своем исследовании будем приводить сведения только по трем первым летописям, поскольку они внесены в БД полностью.
Целью исследования являются выявление и анализ хронологических элементов, позволяющих представить структуру древнерусского подвижного календарного цикла. Сплошное исследование всех пасхальных хронологических элементов стало возможным благодаря использованию указанной БД, которая позволяет делать выборку датировок определенного типа (в частности, пасхальных). Выявление структуры и специфики пасхального года, отраженного в новгородском летописа-
нии, позволяет не только реконструировать времяисчис-лительные системы наших предков (эра, календарный стиль), но и производить редукцию древних дат, решать проблемы противоречивых летописных датировок, а в некоторых случаях восстанавливать первоначальный вид датирующей записи. Непосредственно о структуре пасхального года писали в своих работах Н. В. Степанов [1] и С.В. Цыб [2], хотя они не предпринимали попыток реконструкции подвижного цикла на материалах одной летописной традиции.
В данном исследовании использовались как общеисторические (сравнительно-исторический анализ, структурный анализ и др.), так и специальные методы, разработанные в рамках исторической хронологии (методы проверки календарно-математического согласования разнотипных элементов датирующего комплекса, метод анализа несинхронных датировок, метод определения годовых границ комплексов и др.). Новаторством является применение автором исследования технологии базы данных для анализа нарративных источников, к которым относятся летописи.
Подвижный (пасхальный) календарный цикл использовался не только для систематизации богослужебной практики, но и для датирования исторических событий. Содержание чина богослужений ориентируется на подвижный календарь и оформлено в специальную книгу - Триодь, или Триодион, что означает трехпесенный канон. Эта книга содержит чин богослужений в продолжение 18 недель: 10 недель до Пасхи - Постная Триодь, 8 недель по Пасхе - Цветная. Период года, не входящий в Триодион, формально считается временем, когда памятей подвижного круга нет, однако пасхальный цикл определяет порядок следования песнопений и утренних воскресных евангельских чтений на весь год.
Итак, воскресенье за 10 недель, или 71 день до Пасхи (включая пасхальное воскресенье), получило название «неделя о мытаре и фарисее». В литературе так и не сложилось окончательного мнения, был ли этот день последним днем предыдущего пасхального года или же первым днем нового. Однако это был ориентир, от которого удобно отсчитывать новый год, так как с понедельника, который следовал за воскресеньем о мытаре и фарисее, начинался так называемый покоянный период нового подвижного года (Постная Триодь), в который
входили три подготовительные седмицы перед Великим постом и сам Великий пост. Затем наступал «праздничный период» (Цветная Триодь), в который входили собственно Пасха и послепасхальные недели до воскресенья Всех святых - заговенья на Петров пост, этим праздником завершается Триодный цикл. Следует оговориться, что в Древней Руси слово «воскресенье» не использовалось в современном понимании как название дня недели, а только лишь как Воскресение Христово. Воскресный день назывался неделей. Промежуток же
Структура древнерусского пасхал
времени в семь дней, который мы теперь называем неделей, именовался седмицей. Будем придерживаться этой терминологии. Проанализируем использование отсылок к пасхальному году в качестве датирующих элементов исторических событий в новгородской летописной традиции. Результаты показаны в таблице и позволяют наглядно представить структуру подвижного церковного календаря и номера годов новгородских летописей, в которых есть упоминание конкретных пасхальных элементов.
то года в новгородских летописях
Как высчитать вос-
кресный день недели: прибавить(+) или вычесть (-) от дня Пасхи (П), входящий в счет Дни начала и конца недели Название Наиболее известные праздники этой недели НПЛ-С НПЛ-К НЧЛ СПЛ
Покаянный период — Постная Триодь, 10 недель (70 дней) до Пасхи
Три подготовительные к Великому посту седмиц ы
П - 71 Воскресенье Неделя «о мытаре и фарисее» (без седмицы) Воскресенье «о мытаре и фарисее» - 6896 6896 6896
П - 64 Понедельник-воскресенье Неделя «о блудном сыне» (черкисова неделя) Воскресенье «о блудном сыне» - - 6892 -
П - 57 Понедельник-воскресенье Неделя Мясопустная (пестрая), неделя о Страшном суде В субботу - Вселенская родительская суббота, в воскресенье заговенье (заговины) 6642, 6717, 6723, 6746 6642, 6717, 6723, 6746, 6923 6642, 6717, 6745, 6892, 6896, 6923 6642, 6717, 6745 (2), 6896
П - 50 Понедельник-воскресенье Неделя Сыропустная, Сырная, или Масленая (Масленица) Последний ее день -воскресенье - получил название «Прощенное воскресенье» 6722, 6736, 6738, 6776 6722 6776 6776
Великий Пост
Святая Четыредесятница
П - 43 Понедельник-воскресенье 1-я седмица Великого поста, Федорова неделя, Соборная неделя, Чистая неделя, Сборъ Чистой недели В субботу - память великомученика Феодора Тирона; в воскресенье -праздник Торжество Православия 6677, 6686, 6723, 6724, 6738, 6746, 6822, 6833 6562, 6677, 6686, 6738, 6746, 6833, 6854, 6856, 6881, 6924, 6927 6562, 6677 6746, 6856, 6881, 6883, 6893, 6899, 6917 (2), 6927 6562, 6677 6687 6723, 6746, 6833, 6854 6855, 6876, 6883
П - 36 Понедельник-воскресенье 2-я седмица Великого поста (без названия) - 6924 6924 6924
П - 29 Понедельник-воскресенье 3-я седмица Великого поста, Крестопоклонная В воскресенье - Крестопоклонное воскресенье 6746 6746, 6909, 6924 6746, 6924 6746, 6924
П - 22 Понедельник-воскресенье 4-я седмица Великого поста Средокрестная неделя, также именуется Крестопоклонной В среду отмечается середина Великого поста -Преполовение Святой Четыредесятницы (в просторечии - Средо-крестье) 6740, 6924 6608, 6883, 6894, 6924 6883, 6924
П - 15 Понедельник-воскресенье 5-я седмица Великого поста, Похвальная В субботу - Похвала Пресвятой Богородице; в воскресенье память прп. Марии Египетской 6712, 6750, 6779 6712, 6750, 6779, 6798, 6801 6724, 6750, 6801 6750, 6779, 6801
П - 8 Понедельник-пятница 6-я седмица Великого поста - неделя ваий В субботу - Лазарева суббота; в воскресенье - 6663, 6582, 6663, - 6582, 6663,
Как высчитать вос-
кресный день недели: прибавить(+) или вычесть (-) от дня Пасхи (П), входящий в счет Дни начала и конца недели Название Наиболее известные праздники этой недели НПЛ-С НПЛ-К НЧЛ СПЛ
(«пальмовых ветвей»), в русской народной традиции цветоносная, вербная Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) 6673, 6705, 6712, 6823, 6834 6705, 6712, 6823, 6834, 6888 6833, 6908 6712, 6823, 6834
Страстная седмица
Понедельник-суббота 7-я седмица Великого поста, Страстная неделя (Страстная седмица) Каждый день этой недели получал название «Великий» 6724, 6734, 6807, 6838 6724, 6734, 6807, 6839, 6850, 6904, 6924 6807, 6850, 6894, 6924, 6926 6839, 6894, 6924, 6926
Праздничный период — Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых
Воскресенье, воскресенье-суббота ПАСХА Седмица 1-я по Пасхе, Светлая (цветная) седмица В воскресенье - Пасха 6675 6914 6582, 6675, 6860, 6904, 6942 (2) 6664, 6675, 6724, 6860, 6888, 6894, 6912, 6942 (2) 6582, 6605, 6675, 6724, 6888, 6912
П + 8 Воскресенье-суббота Седмица 2-я по Пасхе -Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), апостола Фомы (Фомина неделя), Антипоклонная, «Красная горка» Во вторник - Радоница (пасхальное поминовение усопших) 6737 6737 6724 (2), 6880 (2), 6894, 6898 6724 (2), 6880 (2), 6894
П + 15 Воскресенье-суббота Седмица 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц - 6846 6724 6846 6724
П + 22 Воскресенье-суббота Седмица 4-я по Пасхе, «о расслабленном» В среду - Преполовение Пятидесятницы (П + 25) 6807, 6896 6953 6724 (2), 6896
П + 29 Воскресенье-суббота Седмица 5-я по Пасхе, «о самарянине» В среду - отдание праздника Преполовения 6738 6738 6897 -
П + 36 Воскресенье-суббота Седмица 6-я по Пасхе, «о слепом» В четверг - Вознесение Господне (П + 40) - 6896 6896 6896
П + 43 Воскресенье-суббота Седмица 7-я по Пасхе, «святых отцов I Вселенского собора» В субботу - Троицкая родительская суббота
П + 50 Воскресенье Седмица 8-я по Пасхе В воскресенье - Троица (Пятидесятница) 6809 6848 6851 6851 6809 6851
П + 57 Понедельник-воскресенье Седмица 1-я по Пятидесятнице В понедельник - «Духов День» (День Святого Духа) (П + 51); в воскресенье - праздник Всех святых и заговенье на Петров пост 6702 6702 6777 6785 6914 6702 6777 6858 6880 6914 6702 6777 6785 6880
Конец триодного цикла
П + 64 Понедельник-воскресенье Седмица 2-я по Пятидесятнице В понедельник (П + 58) - начало Петрова поста, который длится до 29 июня (12 июля) 6721 6721 6893 6721 6892 6893 6912 6912
Примечание. Жирным шрифтом выделены двунадесятые праздники.
В новгородских летописях воскресенье - неделя о мытаре и фарисее - упоминается всего один раз. Под 6896 г. в СПЛ говорится от том, что Владыка Иван вернулся из Москвы в Новгород после рукоположения «м(е)с(я)ца феврал(я) 8 в ФарисЬискую недЬлю» [3. Стб. 491]; те же хронологические ориентиры мы находим и в НПЛ-К и в НЧЛ [4. С. 383; 5. С. 351]. В данной датиров-
ке нет никаких противоречий: Пасха в 6896/1389 г. была 18 апреля, а 8 февраля было воскресеньем о Мытаре и Фарисее. С понедельника начинался отсчет семидневок нового пасхального года и до праздника Пасхи он шел в порядке понедельник-воскресенье.
1-я седмица по последнему ее дню, т.е. воскресенью, назвалась неделей «о блудном сыне», или Чер-
кисовой неделей. В хронологии новгородских летописей используется тоже один раз. Так, в НЧЛ под 6892 г. говорится о столкновениях различных концов Новгорода, которые продолжались больше двух недель, среди прочих хронологических элементов здесь упомянуто: «бысть на ЧерьтисовЬ недели, в четвергъ» [5. С. 340]. Пасха в 6892/1384 г. была 10 апреля, тогда воскресенье о блудном сыне было 7 февраля, а седмица эта длилась с 1 по 7 февраля. Четверг этой седмицы приходился на 4 февраля. При этом летописец использовал мартовский стиль константинопольской эры. Таким образом, с помощью знания структуры пасхального календаря нам удалось реконструировать юлианскую дату, эру и стиль.
2-я седмица называлась Мясопустной, или Неделей о Страшном суде. В последний ее день (Мясопустное воскресенье) последний раз перед Великим постом разрешалось вкушать мясо. В новгородских летописях несколько раз в качестве хронологического ориентира упоминается эта седмица - «в мясопустную субботу», «бысть на мясопустнои недели» и др., но ни разу она не упоминается как неделя о Страшном суде [4. С. 254, 340]: в НПЛ-С - 4 раза, НПЛ-К -5, НЧЛ - 6, СПЛ - 5 (см. таблицу).
В некоторых случаях наличие пасхальной отсылки вместе с указанием на день недели позволяет произвести редукцию юлианской даты и времяисчисли-тельной системы. Например, в статье 6746 г. НПЛ говорится о том, что татары вновь подошли к Владимиру и подожгли его «въ пяток преже мясопустныя недЪли» [Там же. С. 75, 287]. Пасха в 6746/1238 г. была 4 апреля, Мясопустная неделя приходилась на 7 февраля, тогда дата поджога Владимира - 5 февраля 1238 г. Разница между эрой от Сотворения Мира и эрой от Рождества Христова для февраля составила 5008 лет, что свидетельствует о том, что в данном случае летописец использовал ультрамартовский календарный стиль константинопольской эры. В то время как в СПЛ и НЧЛ это же событие датировано 6745 г., т. е. мартовским календарным стилем той же эры.
3-я седмица получила название Сыропустной, Сырной или Масленой недели (Масленицей). Последний ее день именовался «Прощенное воскресенье». Он же был «заговеньем» (великим говеньем), т. е. последним днем перед самым длительным и строгим постом в году - Великим постом. В летописях упоминания этой недели чаще всего выглядят так: «сыропустную неделю», «в суботу сыропустнои нед'Ьл'Ь» [4. С. 207, 317-318]. В новгородских летописях чаще всего используется ссылки на эту неделю в НПЛ-С - 4 раза, в остальных - по одному разу (см. таблицу).
После Масленицы начинались 7 седмиц Великого поста. В большинстве случаев в Древней Руси применялась та же схема счета семидневок Великого поста, которая и ныне используется в церковном календаре: первые 6 недель считались в порядке понедельник-воскресенье. Последняя, 7-я неделя Великого была короче, с понедельника по субботу, и называлась страстной.
1-я седмица Великого поста, она же 4-я семидневка передвижного года, называлась Федоровой (в
субботу на этой неделе отмечается память великомученика Феодора Тирона как переходящее празднование). Она имеет и другое название - Соборная, так как на этой неделе русские священники проводили свои соборы-съезды. В источниках можно обнаружить еще одно название этой недели - «Чистая неделя», «Сборъ Чистой недели». То, что Великий пост начинался с понедельника «Федоровой недели», подтверждается следующей записью в НПЛ-К: «... начинаемъ от първаго понед'лника, наставшю Федоров' недели...» [Там же. С. 200], - аналогичная формулировка в СПЛ. Эта первая семидневка Великого поста часто становилась важным ориентиром для недельного датирования событий. В летописях можно встретить такие хронологические метки: «на Фе[до]ровЬ недели»; «1 недели поста»; «на зборЬ по Федоровъ нед'Ьл'Ь» [3. Стб. 445; 4. С. 182; 5. С. 221]. Не случайно, что количество использований этой хронологической отметки значительно: в НПЛ-С - 7, НПЛ-К - 10, НЧЛ - 8, СПЛ - 5 раз.
2-я седмица Великого поста названия не имела. В НПЛ-С не упоминается ни разу. В НПЛ-К, НЧЛ и СПЛ используется один раз в 6924 г.: «в нед'лю 2-ю поста въ 15 (марта. - Н.И.)» «марта въ 9, на 40 муче-никъ, по зборЬ, в понедельник» [3. Стб. 536; 4. С. 406; 5. С. 415]; речь идет о чудесах в Москве в церкви святой Богородицы у гроба митрополита Петра. Здесь нет никаких противоречий. Пасха в 6924/1416 г. была 19 апреля, 1-я соборная неделя Великого поста приходилась с 2 по 8 марта, тогда 9 марта действительно относилось ко 2-й неделе (после соборной), а 15 марта было воскресеньем этой недели.
3-я седмица Великого поста в современной богослужебной практике называется Крестопоклонной по своему воскресному дню. На утрени из алтаря выносится Честной и Животворящий Крест Господень и предлагается для поклонения верующим; он находится в середине храма до пятницы следующей недели, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», а третье воскресенье и четвертую седмицу Великого поста - «крестопоклонными». Интересно, что в Лав-рентьевской летописи эта неделя называлась безымянной: «В лЬт . . ^ . ш . [6812 (1304)] мсца . марта . въ . е . на безъим'ньнои нед . во вторник» (подчеркивание мое. - Н.И.) [6. С. 487]. Вероятно, в Древней Руси еще окончательно не сложилась структура пасхального года и не закрепились названия за определенными седмицами, хотя некоторые недели уже имели вполне устойчивые названия. В новгородских летописях всего два раза используется отсылка к этой седмице, все летописи упоминают ее в статье 6746 г., и только в НПЛ-К есть еще раз отсылка к ней в статье 6909 г. Оба случая весьма занимательны.
Статья 6746 г. во всех новгородских летописях рассказывает о взятии татарами Торжка «м'сяца марта въ 5, на память святого мученика Никона, въ среду средохрестьную» [4. С. 76, 288]. Из источника следует, что 5 марта приходилось на 4-ю седмицу поста. Однако, как мы уже выяснили, в 6746/1238 г. Пасха была 4 апреля, поэтому среда Средокрестной недели приходилась не на 5, а на 10 марта, так как Крестопоклонное воскресенье приходилось на 7 марта, поэто-
му 5 марта относилось к 3-й седмице Великого поста. Можно предположить, что происходило смешение названий седмиц: и 3-я, и 4-я седмица могли называться «крестопоклонными», поскольку в конце 3-й седмицы отмечается Крестопоклонное воскресенье, а само поклонение Кресту приходилось на большую часть 4-й седмицы. Либо же прав Н. В. Степанов, выдвинувший гипотезу о том, что ломка в структуре пасхального календаря в Древней Руси, т. е. переход от счета недель понедельник-воскресенье на счет воскресенье-суббота, происходил не перед Пасхой, как в современном календаре, а на рубеже 3-4-й седмиц, в Крестопоклонное воскресенье [1. С. 27-29]. Кроме того, 5 марта в 1238 г. не было средой, средой было 3 марта. Месяцесловная отсылка тоже не верна, должно быть «мученика Конона», память которому отмечается 5 марта. В этой датировке целая серия несоответствий и в пасхальном, и в месяцесловном обозначении, и в дне недели.
Можно согласиться с Н.Г. Бережковым, утверждавшим, что ошибки кроются именно в месяцеслов-ном и пасхальном обозначениях, а не в юлианской дате, поскольку последняя хорошо согласуется с датировкой начала развития этого сюжета. Оно относится к 6746 г.: «на сборъ чистои недЬли (конец листа. - Н.И.)» [4. С. 75], т.е. 21 февраля татары подошли к Торжку и простояли под городом около двух недель («по двЬ недЬлЬ»), примерно до 5 марта [7. С. 270-271]. В НПЛ-С дата начала осады Торжка находится на одном листе, и она в ультрамартовская, в то время как следующие даты уже на другом листе и они мартовские. То же самое и в других новгородских летописях (НПЛ-К, НЧЛ, СПЛ). С определением календарного стиля в статьях 6744-6746 гг. во всех указанных новгородских летописях идет перемежение ультрамартовских и мартовских датировок. Так, сообщение о солнечном затмении 3 августа 1236 г. в НЧЛ и СПЛ зафиксировано дважды: в 6744 (мартовском) и 6745 (ультрамартовском) годах [3. Стб. 287288; 5. С. 214]. В НПЛ это известие расположено в 6745 г. (ультрамартовском).
Как видим из приведенного выше примера, 6746 г. содержит и ультрамартовские, и мартовские датировки. Так, сюжет о взятии Рязани (16-21 декабря 1237 г.), помещенный в начале годовой статьи, и известие об осаде Владимира «въ пяток преже мясо-пустныя недЬли» (5 февраля, см. выше) явно ультра-матровские. В то время как осада и взятие Торжка имеют мартовскую датировку. Как такое было возможно? Ответить на этот вопрос в рамках данной статьи вряд ли получится, необходимо привлечение дополнительных источников и материалов. Однако можно сделать предположение, что летописец пытался объединить тематически однородные сообщения в один год, используя разные источники, которые и содержали разные датировки. Видимо, поэтому у Н. Г. Бережкова так и не сложилось однозначного мнения о принадлежности этих статей НПЛ к конкретному стилю, он пишет о них то как об ультрамартовских, то как о мартовских [7. С. 110, 270-271].
Статья 6909 г. НПЛ-К тоже дает отсылку на 3-ю седмицу поста. Поездка новгородского владыки Иоанна в
Москву к митрополиту Киприану по церковным делам датируется «мЬсяца марта въ 6 въ среду крестънои недЬлЬ» [4. С. 396]. В данной статье тоже множество разногласий в хронологии. Во-первых, в 6909 г. Пасха приходилась на 3 апреля, тогда 6 марта было Крестопоклонным воскресеньем, но не средой. Во-вторых, 6 марта было средой только в 1409 г., в таком случае можно предположить, что летописец использовал антиохийскую (очень архаичную для этого времени) эру, что маловероятно. Кроме того, в 1409 г. Пасха отмечалась 7 апреля, что не соответствует 6909 г. Следовательно, летописец явно ошибся в дне недели, так как остальные хронологические элементы 6 марта и указание на Крестопоклонную неделю согласуются между собой.
4-я седмица Великого поста называлась Средо-крестной. В среду этой недели отмечали середину Великого поста - Преполовение Святой Четыредесят-ницы (в просторечии именовалось Средокрестьем), до пятницы этой недели святой Крест доступен верующим для поклонения, поэтому в народе эту седмицу называли Середокрестная, Крестопоклонная, Переломная, Водокрёсная неделя. В новгородских летописях не часто использована отсылка к этой седмице поста: по 2 раза в НПЛ-К и СПЛ, 3 раза в НЧЛ, в НПЛ-С ни разу (см. таблицу). Две датировки заслуживают отдельного внимания.
В НЧЛ под 6894 г. говорится о походе смоленского князя Святослава Ивановича с братичем, племянником по брату, Иваном Васильевичем, князем Глебом Святославичем и братом его Юрием на литовцев, отвоевать завоеванный ими город Мстиславль. «Въ великое говЬше, на средокрестнои недЬли, мЬсяца марта въ 22» [5. С. 343-344], - так датируется сбор князей для начала похода. Все хронологические элементы этого известия согласуются между собой (22 марта начало похода, 18 апреля на Страстной неделе подошли к городу, простояли 11 дней, 29 апреля сражение и гибель двух первых князей). Пасха в 6894/1386 г. была 22 апреля, 4-я неделя приходилась на 26 марта (понедельник) - 1 апреля (воскресенье). 22 марта не попадало на эту неделю, оно выпадало на 3-ю неделю, которая называется в современной пасхалии Крестопоклонной. Возможно, у летописца произошло смешение этих двух недель. Наличие дополнительных хронологических ориентиров (18 апреля -«в сред(у) на Страстнои недЬли», 29 апреля - «еже есть в Фомину недЬлю, на антшасхоу») позволяет не только реконструировать дату Пасхи этого года, но и установить эру и календарный стиль, использованные летописцем - константинопольская эра, мартовский календарный стиль.
В 6924 г. говорится о рукоположении владыки Самсона. Приводится несколько дат: «в суботу 3-ю поста 21 (марта. - Н.И.)», «в недЬлю средокрестъную въ 22 д(е)нь (марта. - Н. И. )», «на память святого отца Василья» [4. С. 406]. Пасха в 6924/1416 г. была 19 апреля, тогда 4-я неделя поста была с 23 по 29 марта, а 3-я неделя с 16 по 22 марта по современному счету. Однако здесь Крестопоклонное воскресенье (22 марта) отнесено к следующей, 4-й Средокрестной неделе. Поэтому, возможно, здесь, как и в 6746 г.,
продолжается сдвижка в счете недель, и счет воскресенье-суббота начинался с Крестопоклонного воскресенья. Тем более что возведение Самсона митрополитом Фотием во иеромонахи датируется 21 марта субботой и относится к 3-й неделе поста.
Как видно из наблюдений за хронологическими ссылками в новгородских летописях на 3-ю и 4-ю недели Великого поста, окончательная структура пасхального года, по крайней мере в начале XV в., еще не сформировалась.
5-я седмица Великого поста называлась Похвальной, так как в ее субботний день праздновалась Похвала Богородице. В новгородских летописях 5 известий дополнительно снабжены этим хронологическим ориентиром. В каждой летописи по три таких отсылки, правда, под разными годами (см. таблицу).
Интерес представляет одно известие. Речь идет о солнечном затмении 23 марта 1270 г. Оно зафиксировано в обоих изводах НПЛ и СПЛ под 6779 г. Пасха в 6779/1270 г. приходилась на 13 апреля, тогда Похвальная 5-я неделя была с 24 по 30 марта. Причем в данной годичной статье использован ультраматров-ский стиль константинопольской эры, так как разница между 6779 и 1270 гг. для марта месяца составила 5509 лет. Это согласуется с рассуждениями Н.Г. Бе-режкова [7. С. 273-274]. Однако 23 марта не могло быть на 5-й седмице поста, оно должно было быть последним днем (воскресеньем) 4-й недели, если только не поддержать идею Н. В. Степанова о том, что в Древней Руси переход от недельного счета понедельник-воскресенье к счету воскресенье-суббота происходил не перед Пасхой, а раньше, после Крестопоклонного воскресенья [1. С. 27-29]. Тогда 23 марта действительно относилось к 5-й седмице Великого поста.
Таким образом, в новгородском летописании мы имеем как минимум три свидетельства о том, что ломка в недельном расписании передвижного календаря (со счета понедельник-воскресенье на счет воскресенье-суббота) происходила в Крестопоклонное воскресенье.
6-я седмица Великого поста называлась Цветной («цветоносная») или, в русской народной традиции, Вербной в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, также эта неделя называлась «неделя ваий» («пальмовых ветвей»). Два наиболее почитаемых праздника, выпадающих на эту седмицу, - Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (воскресенье). В источниках не всегда можно разобрать, относятся ли Лазарева суббота и Вербное воскресенье к 6-й седмице Великого поста или же к 7-й (Страстной). Зачастую выделяют период Страстной седмицы, к которому примыкают Лазарева суббота и воскресенье -Вход Господень в Иерусалим. Однако названия «Цветная триодь» и «неделя ваий» (Цветная неделя) происходят от вышеупомянутого праздника, так как в ранней богослужебной традиции вторая часть Триоди начиналась со службы вечерни пятницы, накануне Лазаревой субботы, связанной с праздником Входа Господня во Иерусалим [8].
Посмотрим, что по этому поводу говорится в новгородских летописях. Всего 9 известий в новгородских
летописях имеют привязку к хронологическим ориентирам этой недели. Распределение их по годам и летописям можно посмотреть в таблице. Некоторые из дат могут быть проверены на соответствие всех приведенных хронологических элементов и помочь в восстановлении эры и стиля, используемых летописцем.
Под 6582 г. в НПЛ-К и СПЛ в известии о смерти Феодосия Печерского есть интересная запись «в пя-токъ на канунъ Лазоревъ. В сии бо д(е)нь канчивается постъ 40, начинаемъ от перваго понед'лника, наставши Феод(о)ровЬ нед'ли, консается в пятокъ Лазорвъ, а стр(а)стная нед'ля установлена есть поститися стр(а)сти ради г(о)с(под)ни» [3. Стб. 202]. Из этой записи следует, что Четыренадесятица (сорокоднев-ный пост) заканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы, а Лазарева суббота и Вербное воскресенье - Вход Господень в Иерусалим - относятся к 7-й Страстной седмице Великого поста.
В 6673 г. НПЛ-С приводит нам дату рукоположения новгородского архиепископа Ильи киевским митрополитом Иоанном «м'сяця марта въ 28, на вьрьб-ницю» [4. С. 31]. Это же известие есть в НЧЛ, но без даты. Пасха в 6673/1165 г. приходилась на 4 апреля, а Вербное воскресенье на 28 марта, это совпадает с показаниями летописи. Можно уверено утверждать, что летописец использовал мартовский стиль константинопольской эры.
Лазарева суббота упоминается в новгородских летописях еще один раз под 6823 г.: в НПЛ-С, НПЛ-К, СПЛ помещено известие о поездке князя Юрия Даниловича в Орду, куда он был вызван. Сначала поехал из Новгорода в Ростов, а оттуда в Орду, «м(е)с(я)ца марта въ 15, въ суботу Лазареву» - дата выезда из Ростова [3. Стб. 372]. В 6823/1315 г. Пасха была 23 марта, тогда Лазарева суббота приходилась на 15 марта. Это подтверждает использование летописцем мартовского календарного стиля константинопольской эры. Остальные известия не содержат полных дат и не могут быть проверены.
Из приведенного анализа ясно, что Лазарева суббота и Вербное воскресенье выделяются особо («въ суботу Лазореву», «на вьрьбницю»). Судя по статье 6582 г., они могли входить в состав следующей Страстной седмицы. Ссылки же непосредственно на дни недели 6-й седмицы встречаются дважды («въ понедельник верьбнои нед'ли» - 6712 г.; «въ втор-никъ на Вербнои нед'ли» - 6833/6834 г.). Эта седмица могла также называться «цветной» («празднова с ними в нед'лю цветную» - 6582 г.). Оба случая требуют дополнительного рассмотрения.
Так, в статье 6712 г. помещено известие о взятии крестоносцами Царьграда, «априля въ 9 день в пяток 5 нед'ли поста» они подступили к городу, затем «сто-яша ту Фрязи 3 дни» и взяли город «въ понедельник верьбнои нед'ли солнцю въсходящю» [4. С. 48, 243]. С.В. Цыб усматривает в этих датировках следы «второго порядка счета великопостных семидневок», который вел недельный счет с воскресенья до субботы «при этом нумерация "седмериц" начинала вестись с опозданием на шесть дней по сравнении с первой, "недельной" (современной. - Н.И.) схемой счета» [8. С. 31-32]. Пасха в 6712/1204 г. приходилась на
25 апреля, тогда 5-я (Похвальная) неделя была с 5 по 11 апреля, а 9 апреля действительно было пятницей. Взятие же города, если следовать летописи, произошло 12 апреля 1204 г., в понедельник следующей, вербной седмицы Великого поста. Однако С. В. Цыб считает Вербное воскресенье пятым, а не шестым в структуре Великого поста [8. С. 31-32], и поэтому относит эту дату ко второй схеме счета «седмериц», но здесь нет расхождений с современной системой счета пасхальных недель, и утверждение С. В. Цыба необоснованно.
Второй случай представляет интерес в связи с тем, что летописи приводят одинаковую пасхальную ссылку хиротонии новгородского архиепископа Моисея «въ вторникъ на Вербнои недЬли», но датируют разными годами НПЛ, оба извода 6834 г., также как и СПЛ, а НЧЛ - 6833 г. Очевидно, что все дело в используемом стиле. Поскольку в датировке данного известия нет юлианской даты, то трудно понять, от Пасхи какого года, 6833 или 6834 г., нужно отсчитывать вторник вербной недели. Для этого необходимо привлечь другие датируемые известия, относящиеся к этим годам. В НПЛ и СПЛ есть известие о смерти митрополита киевского и всея Руси Петра 20 декабря, и оно тоже относится к 6834 г., а в НЧЛ эти события разнесены на два разных года (6833 г. - рукоположение Моисея, 6834 г. - смерть митрополита Петра). Это возможно только в том случае, если в НПЛ и СПЛ использован мартовский стиль константинопольской эры, а в НЧЛ - сентябрьский, который на полгода опережает мартовский, и в нем между весной и декабрем происходит смена года. Таким образом, очевидно, что в дате Пасхи нужно ориентироваться на НЧЛ. Пасха в 6833/1325 г. была 2 апреля, тогда вторник вербной недели приходился на 21 марта, т. е. это и есть дата поставления архиепископа Моисея. Итак, знание структуры пасхального года помогает в реконструкции древних дат и времяисчислительных стилей.
7-я седмица Великого поста. В Великий пост также входила и последняя седмица перед Пасхой (Страстная) в честь страданий Иисуса в последние дни его земной жизни, смерти и погребения, потому и называемая Страстной. Она называется также Великой по знаменательности свершившихся в этот период событий. Однако эта седмица была не полной, она состояла только из 6 дней (понедельник-суббота), так как ее воскресный день и был днем Пасхи. Последняя великопостная седмица («в великии четверток на страстнои недЬли») выводила счет дней недели на новый ориентир - Воскресение Христово.
В новгородском летописании всего 9 известий имеют отсылки к этой седмице (см. таблицу). Большая часть пасхальных элементов хорошо согласуется с другими показаниями и позволяет реконструировать календарный стиль и эру и в некоторых случаях юлианскую дату. Однако два известия демонстрируют ошибки летописцев в расчетах пасхальных элементов. Во-первых, статья 6894 г. (см. о ней выше) и статья 6838/6839 г. (НПЛ-С - 6838 г., НПЛ-К и СПЛ -6839 г.). Что качается второго известия (посольство от митрополита, звали владыку Василия ставиться на владычество), которое датируется «тои же зимы... на
страстнои недЬли» [4. С. 99], то, видимо, в НПЛ-С в номере года (6838 г.) ошибка, так как по структуре года между январем и мартом нет перехода от одного года в другой, т. е. все события укладываются в один год. Такой год должен быть сентябрьским, но это не так, он не соответствует 6839 мартовскому году НПЛ-К и СПЛ. Пасха в 6839/1331 г. была 31 марта, значит, страстная неделя приходилась с 25 по 30 марта. К этому же 1331 г. относится другая полная дата в НПЛ-К и СПЛ - 8 декабря, воскресенье, память святого Потапия (дата возвращения архиепископа Василия после рукоположения), что подтверждает наше предположение о правильности года - 6839/1331 г. Кроме того, в публикации есть запись о том, что в рукописи НПЛ-С на этом листе меняется почерк, вплоть до 6845 г. Возможно, при смене летописцев в номере года и произошла ошибка.
Другая система для расчета семидневных недельных циклов входит в интервал Пасха-Троица (Пятидесятница). В богослужебной практике она получила название Цветная триодь. Триодь цветная заключает в себе песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых, то есть следующего воскресенья после Пятидесятницы. «В России такое деление Триодина на Постную и Цветную сохранялось до середины XVII в. и было изменено в ходе реформы патриарха Никона. В старообрядческих изданиях по древней традиции Триодь постная закачивалась вместе с Четыредесятницей, а Триодь цветная начиналась с Лазаревой субботы и была тесно связана с праздником Входа Господня в Иерусалим» [9].
Особенность этой системы заключается в том, что отсчет начала седмицы велся не от понедельника до воскресенья, как в первой системе, а от воскресенья до субботы. Она также широко отражена в летописных источниках. Так, и Пасха, и пасхальная (Светлая, цветная) седмица часто используются в летописных датах; в новгородских летописях 11 известий имеют хронологическую отсылку или непосредственно к Пасхе («въ Великъ день»), или к седмице, следующей за ней («по ВЬ[ли]це дш», «после велице дни в среду», «на святои недЬлЬ») (см. таблицу).
Есть несколько несоответствий между показаниями летописей и пасхальным недельным счетом. Так, в статье 6942 г. говорится о военном походе на Новгород великого князя Василия Васильевича «априля въ 1, на святои недЬли» и «априля въ 5, на святои недЬли» [4. С. 417], эти же данные и в НЧЛ. Вполне согласна с Н. Г. Бережковым, что здесь нет расхождений в пасхальном цикле, Пасха в 6942/1434 г. была 28 марта, а 1 апреля было четвергом Светлой (пасхальной) седмицы, однако 5 апреля не могло входить в эту же седмицу, поскольку было понедельником следующей, Фоминой седмицы [7. С. 302].
Другие послепасхальные седмицы также часто становились ориентирами для выражения летописных дат.
2-я неделя по Пасхе - Фомина неделя. В новгородских летописях всего семь известий, имеющих отсылку к этой неделе (см. таблицу). Все они не имеют хронологических противоречий, некоторые позволяют реконструировать даты.
В 6737 г. приход в Новгород на княжение Михаила Всеволодовича черниговского в НПЛ датируется «по
велицЬ дни Фомин' нед'ли исходяче» [4. С. 68, 274]. Пасха в 6737/1229 г. приходилась на 15 апреля, Фомина неделя была с 22 по 28 апреля, т. е. приход князя можно датировать 28 апреля 1229 г.
В 6880 г. в СПЛ и НЧЛ, описывая один из эпизодов литовско-московского конфликта, рассказывается о неудачной осаде Переяславля-Залесского «въ среду. по Радуници» [3. Стб. 441; 5. С. 297]. Наличие этих сведений позволяет восстановить данную дату. Во вторник Фоминой недели отмечается Радоница (пасхальное поминовение усопших, Пасха в 6880/ 1372 г. приходилась на 28 марта, Радоница была 6 апреля во вторник, таким образом, дата осады -6 апреля 1372 г., среда.
3-я неделя по Пасхе - неделя святых жен-мироносиц. К данной хронологической метке в новгородских летописях есть только две отсылки (см. таблицу). Наличие указаний на дни недели в обоих случаях позволяет реконструировать точную дату и времяисчислительные системы.
Так, в 6724 г. после Липицкой битвы князья Мстислав Мстиславич Удатный, Константин Всеволодович со своими сторонниками пошли к Переяславлю-Залесскому, куда бежал Ярослав Всеволодович. Ярослав не хотел признавать примирение, подписанное Юрием Всеволодовичем (признал старшинство Константина и его право на владимирский престол). Датируется этот поход «въ пятокъ 3 нед'ли по ВЬлицЬ дт» [3. Стб. 273; 5. С. 196]. Пасха в 6724/1216 г. была 10 апреля, тогда неделя святых жен-мироносиц приходилась на 24 апреля, а поскольку после Пасхи счет ведется с воскресенья по субботу, то пятница была 29 апреля. В обеих летописях использован мартовский стиль константинопольской эры. По тому же принципу мы можем восстановить дату наводнения в Новгороде на Волхове и разрушения великого моста в 6846/1338 г. - среда 29 апреля. Календарный стиль и эра те же, что и в предыдущем случае.
4-я неделя по Пасхе - неделя «о расслабленном». На этой неделе на 25-й день после Пасхи отмечается важный праздник Преполовение Святой Пятидесятницы. Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды по Пасхе и заканчивая средой 5-й седмицы, поэтому упоминание этого праздника может относиться и к этой неделе, и к следующей. В новгородских летописях три известия имеют отсылку к этой неделе или празднику Преполовение.
Дважды использованы эти хронологические элементы в статье 6724 г. НЧЛ: «вторникъ, 4 нед'ли» «въ Припловлеше, въ среду» [5. С. 196], причем оба относятся к продолжению сюжета о конфликте Ярослава Всеволодовича с князьями (см. выше). Наличие указаний на дни недели позволяет реконструировать даты: первая - 3 мая 1216 г. Ярослав бил челом старшему брату (Константину), прося мира и защиты от тестя Мстислава Мстиславича Удатного, который забрал у него свою дочь; вторая - 4 мая произошло окончательное примирение и Ярослав одарил князей-победителей щедрыми дарами, хотя жену не вернул.
Известие о смерти новгородского архиепископа Климента (6807 г.) имеет хронологические несоответ-
ствия. В НПЛ она датируется «м'сяца маия 22 на память святого мученика Василиска, в пяток 4-и нед'ли по ПасцЬ» [4. С. 90, 329-330]. Месяцесловная отсылка верна, 22 мая действительно было пятницей в 1299 г., а вот с пасхальной имеются некоторые проблемы. Пасха в 6807/1299 г. была 19 апреля, тогда 4-я неделя по Пасхе была с 10 по 16 мая, а не с 17 по 23. Очевидно, что здесь ошибка в расчете послепасхальных недель, должно быть 5-й недели по Пасхе, а не 4-й, как в летописи.
Последнее известие под 6896 г. об отречении новгородского владыки Алексея, казалось бы, не дает шанса на реконструкцию даты «на Препловлете праздника Владычня» [4. С. 381; 5. С. 348], и нет никаких других хронологических ориентиров. Однако зная, что Перепо-ловение отмечается в среду на 25-й день после Пасхи, отталкиваясь от информации в той же статье об избрании нового архиепископа Ивана Стухина «м'сяца маия въ 7 на Вознесение господне, на память святого отца Пахомия» [4. С. 382; 5. С. 349], можно уверено произвести редукцию дат и времяисчистительных систем. Пасха в 6896/1388 г. была 29 марта, Преполовение - в среду 22 апреля (дата отречения Алексия), Вознесение - в четверг 7 мая (дата избрания владыки Иоанна). В обоих случаях использован мартовский календарный стиль константинопольской эры.
Таким образом, мы снова убедились, что знание структуры подвижного православного календаря помогает в реконструкции как дат, так и времяисчисли-тельных систем.
5-я неделя по Пасхе - неделя «о самарянине». В новгородских летописях два известия имеют отсылку к этой неделе. В 6738 г. в НПЛ сообщается о землетрясении в Новгороде «в пятък по велицЬ дни 5 нед'ли въ об'дъ» [4. С. 69, 275]. Дату этого события можно восстановить. Пасха в 6738/1230 г. была 7 апреля, 5-я неделя по Пасхе приходилась с 5 по 11 мая, пятница этой недели - 10 мая. При датировке этого известия использован мартовский стиль константинопольской эры.
Второе известие - смерть Дмитрия Ивановича Донского «мая въ 19 день на память святаго мученика Пат-риюа, за 5 недиль по ВЬлицЬ дни, в среду, долго вечера, въ 2-и часъ нощи» [5. С. 358]. Эта дата не содержит никаких противоречий, месяцесловная отсылка соответствует реальности, Пасха в 6897/1389 г. была 18 апреля, 5-я неделя после Пасхи приходилась с 16 по 22 мая, и 19 мая выпадало на среду этой недели. Итак, в НЧЛ использован мартовский стиль константинопольской эры. В СПЛ те же календарные, месяцесловные и пасхальные показания, но год другой - 6896. Тут явно летописец допустил ошибку, если, конечно, не предположить использование постмартовского календарного стиля, что маловероятно. Для окончательного ответа на этот вопрос требуются дополнительные сведения.
6-я неделя по Пасхе - неделя «о слепом». Только одно известие имеет отсылку к этой неделе, а точнее, к празднику, который отмечается на этой неделе, -Вознесение Господне. Этот двунадесятый праздник отмечается на 40-й день после Пасхи. Случай с использованием отсылки к указанному празднику мы уже рассмотрели (см. 6896 г.).
7-я неделя по Пасхе - неделя святых отцов Первого Вселенского собора. Память Первого Вселенско-
го Собора, бывшего в Никее в 325 г., празднуется христианкой церковью с древнейших времен. На этом соборе были приняты основные правила празднования Пасхи, которых придерживаются все христианские церкви. В новгородских летописях нет известий, которые бы имели датировки, связанные с этой неделей.
На 8-й неделе по Пасхе отмечается один из главных двунадесятых праздников - Троица (Пятидесятница). Период Пятидесятницы замыкают Троицкая родительская суббота и собственно сама Пятидесятница (Троица), ее попразднство и отдание. В источниках этот праздник иногда встречается под названием «Сошествие Святаго Духа». Троица как ориентир недельного счета в новгородских летописях упоминается всего в трех известиях. Одно из них заслуживает особого внимания.
Под 6848 г. помещено известие о страшном пожаре в Новгороде, погорели Неревский конец и владычный двор, церкви святой Софии, Людин конец, пожар был настолько силен, что, пытаясь спастись от него в Волхове, люди тонули. Произошло это бедствие «мЬсяца июня въ 7, на память святого мученика Федота, въ вторник на Троичькои недЬли» [4. С. 351]. Наличие такого количества хронологических элементов позволяет проверить их на согласованность между собой и установить эру и стиль. Месяцесловная отсылка верна, действительно 7 июня отмечается память мученика Феодота Анкирско-го, однако 7 июня не могло быть вторником на троицкой неделе. Пасха в 6848/1340 г. отмечалась 16 апреля, Троица приходилась на 4 июня. Вроде бы 7 июня попадает в границы троицкой недели (4-10 июня), но вторник этой недели был не 7, а 6 июня, 7-е же было средой. Скорее всего, первоначальной датировкой была именно пасхальная отсылка, к которой летописец по невнимательности добавил ошибочную юлианскую дату и к ней уже месяцесловное обозначение. Это подтверждается и наличием совершенно другой даты - «МЬсяца августа 7» [5. С. 269]. Если наша гипотеза верна, то в датировке данного летописного известия использован мартовский стиль константинопольской эры.
Под 6809 г. сообщается о походе князя Андрея Александровича с новгородцами на Неву к городу, который построили «свеи». Взяли его новгородцы «мая въ 18, на память святого Патрикия, в пяток перед Сшествием святого духа». Юлианское число этой даты неверно, поскольку память священномученика Патрикия, епископа Прусского, отмечается в месяцесловах 19 мая. Справедливости ради необходимо отметить, что 18 мая память этому святому отмечается в Хутынском Апостоле 1391 г. и Евангелии XIII в. Однако в данном случае вряд ли имеет место разночтение в месяцесловах. Ошибочность юлианской даты подтверждается тем, что хронологические элементы пасхального передвижного календаря тоже ориентированы на 19, а не на 18 мая. Сошествие Святого Духа, или Троица, отмечается на пятидесятый день после Пасхи (Пасха в 6809/1301 г. - 2 апреля), в 1301 г. это было 21 мая, тогда пятница перед Пятидесятницей приходилась на 19 мая. Таким образом, ошибочность юлианской даты в данном случае очевидна.
Следующая семидневка называлась 1-й седмицей по Пятидесятнице, она начинала другой способ сче-
та дней в неделе (понедельник-воскресенье), а открывал ее важный праздник - Духов день или День Святого Духа. В православии празднуется на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник), а в воскресенье этой седмицы отмечаются праздник Всех святых и заговенье на Петров пост. Этим праздником завершались Цветная триодь и в целом триодный цикл.
Таким образом, удалось подтвердить существование двух систем недельного счета в рамках триодного цикла: первый (понедельник-воскресенье) - от начала подвижного церковного года (неделя «о мытаре и фарисее») до Пасхи; второй (воскресенье-суббота) - от Пасхи до Троицы. В новгородских летописях шесть известий имеют отсылки к этой неделе (см. таблицу), в летописях не содержится никаких противоречий, и наличие пасхальных отсылок позволят реконструировать юлианские даты, отсутствующие в источниках, а также эру и стиль.
Начиная со 2-й седмицы по Пятидесятнице, в православном календаре начинался Петров пост, или апостольский пост, который завершался в день памяти святых апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), поэтому в зависимости от даты Пасхи его продолжительность могла быть разной. Недельный счет снова возвращался к первому типу (понедельник-воскресенье) и велся теперь уже до конца пасхального года. «Формально этот период считается временем, когда памятей подвижного круга нет (его принято называть временем пения Октоиха), хотя подвижный круг определяет порядок следования гласов Октоиха и утренних воскресных евангельских чтений на весь год» [10] (до недели «о мытаре и фарисее»). Это находит подтверждение и в летописях. Анализ датировок в пределах пасхального года показывает, что дальнейшем в новгородских летописях пасхальные отсылки встречаются только в пределах Петрова поста, затем летописцы выбирали иные ориентиры для датирования событий (месяцесловные, другие посты - Успенский, Филиппов).
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы. Во-первых, новгородские летописи насыщены пасхальными хронологическими элементами, на данный момент в БД «Хронология новгородского летописания IX-XV вв.» выявлено 303 события, которые имеют отсылку к подвижному календарю, но БД пополняется материалами других новгородских летописей, поэтому эта цифра не окончательная. Во-вторых, удалось подтвердить существование двух систем недельного счета в рамках триодного цикла, что позволило окончательно представить структуру пасхального календаря. В-третьих, были обнаружены факты, подтверждающие гипотезу Н. В. Степанова о том, что в ранней богослужебной традиции переход от недельного счета понедельник-воскресенье к счету воскресенье-суббота происходил не перед Пасхой, а раньше, после Крестопоклонного воскресенья. Наконец, было продемонстрировано на множестве примеров, что наличие пасхальных элементов и знание структуры пасхального года позволяют реконструировать не только древние даты на современную систему счета времени, но и сами древнерусские времяисчис-лительные системы (эру, стиль).
ЛИТЕРАТУРА
1. Степанов Н.В. Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентьевской летописи // Чтения в Обществе истории и древностей россий-
ских. 1909. Кн. IV. Полное собрание русских летописей. М., 2000. Т. III.
2. Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». 2-е изд., испр. СПб. : Дмитрий Буланин, 2011. С. 249-268.
3. Полное собрание русских летописей. М. : Языки русской культуры, 2000. Т. 6, вып. 1. 312 с.
4. Полное собрание русских летописей. М. : Языки русской культуры, 2000. Т. III. 720 с.
5. Полное собрание русских летописей. М. : Языки русской культуры, 2000. T. IV, ч. 1. 738 с.
6. Полное собрание русских летописей. 2-е изд. Л., 1926-1928. Т. I.
7. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963.
8. Цыб С.В. Хронология домонгольской Руси. Барнаул, 2003. Ч. 1 : Киевский период.
9. Лукашевич А. А. Годовой подвижный богослужебный круг // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси
Кирилла. Т. 11. С. 672-683. URL: http://www.pravenc.ru/text/165231.html (дата обращения: 10.01.2017).
10. Ткаченко А.А. Год церковный // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 11. С. 669-672. URL: http://www.pravenc.ru/text (дата обращения: 10.01.2017).
Статья предстаавлена научной редакцией «История» 21 марта 2017 г.
THE STRUCTURE OF THE OLD RUSSIAN EASTER (FLEXIBLE) CALENDAR (BASED ON THE DATABASE "CHRONOLOGY OF THE NOVGOROD CHRONICLES OF THE 9TH-15TH CENTURIES")
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 418, 91-100. DOI: 10.17223/15617793/418/12
Nataliya P. ^апоуа, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: ivanovanp@gmail.com Keywords: Easter chronological elements; Ancient Rus; Novgorod chronicle; database.
The study aims to identify and analyze the chronological elements that allow to show the structure of the Old Russian Easter (flexible) calendar cycle based on the materials of the Novgorod chronicles. The continuous study of all Easter chronological elements was made possible through the use of the database "Chronology of the Novgorod Ohronicles of the 9th-15th centuries" which allows to make a selection of datings of a certain type. The framework of the database developed by the author was based on the materials of three Novgorod chronicles - the First Novgorod (Synodal and Commission List), the Fourth Novgorod and the First Sofia Chronicles. Both general historical (comparative historical analysis, structural analysis, etc.) and special methods developed within the framework of historical chronology (methods for checking the calendar-mathematical coordination of diverse elements contained in the dating records, asynchronous dating analysis method, method of determining the annual limits of complexes, etc.) were used in this study. The innovation is the application of the database technology by the author of the study for the analysis of narrative sources which the Chronicles also include. The article presents the structure of a flexible (Easter) calendar cycle, used not only to organize liturgical practice, but also to date historical events. The content of the liturgy system is affected by the flexible calendar and is decorated in a special book - Triodion, which means a three-song canon. The liturgies of Triodion are written for 18 weeks: 10 weeks before Easter - Lenten Triodion, and 8 weeks after Easter - Pentekostsarion. The period of the year, not related to Lent or Lent preparatory weeks, Pentecost Sunday or of All Saints week, is formally considered as the time when there are no memories of the flexible cycle (it is usually called the time of Octoechos singing), although the flexible cycle determines the order of voices of Octoechos and of Sunday morning Gospel readings for the whole year. A table that allows to visualize the structure of the flexible church calendar and years of Novgorod chronicles with references to specific Easter elements is provided. The author comes to the following conclusions. First, the Russian chronicles are full of Easter chronological elements, there are 303 events found in these chronicles, they have reference to the flexible calendar. Second, it was possible to identify two week's counting systems within the Triodion cycle: the first (Monday-Sunday) from the beginning of the flexible church year (Week "of the Publican and the Pharisee") before Easter; the second (Sunday-Saturday) from Easter to Pentecost. Third, it is possible that in the early liturgical tradition the change from the Monday-Sunday week counting to the Sunday to Saturday counting did not take place before Easter, but earlier, after the Sunday of the Veneration of the Cross. Finally, the presence of Easter elements makes possible not only the reconstruction of old dates on the modern system of counting time, but of the Old Russian time counting systems themselves.
REFERENCES
1. Stepanov, N.V. (2000) Edinitsy scheta vremeni (do XIII veka) po Lavrent'evskoy letopisi [The units of the time account (before the 13th century)
according to the Laurentian Chronicle]. In: Chteniya v Obshchestve istorii i drevnostey rossiyskikh. 1909 [Readings in the Society of History and of the Russian Antiquities. 1909]. Book IV. Vol. 3. Moscow: Yazyki russkoy kul'tury.
2. Tsyb, S.V. (2011) Drevnerusskoe vremyaischislenie v "Povesti vremennykh let" [The Old Russian time in the "Tale of Bygone Years"]. 2nd ed. St.
Petersburg: Dmitriy Bulanin.
3. Kisterev, S.N. & Timoshina, L.A. (eds) (2000) Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete collection of Russian chronicles]. Vol. 6. Is. 1. Mos-
cow: Yazyki russkoy kul'tury.
4. Kisterev, S.N. & Timoshina, L.A. (eds) (2000) Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete collection of Russian chronicles]. Vol. 3. Moscow:
Yazyki russkoy kul'tury.
5. Kisterev, S.N. & Timoshina, L.A. (eds) (2000) Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete collection of Russian chronicles]. Vol. 4. Pt. 1. Mos-
cow: Yazyki russkoy kul'tury.
6. Karskiy, I.F. (ed.) (1926-1928) Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete collection of Russian chronicles]. Vol. 1. Leningrad.
7. Berezhkov, N.G. (1963) Khronologiya russkogo letopisaniya [Chronology of Russian Chronicles]. Moscow: USSR AS.
8. Tsyb, S.V. (2003) Khronologiya domongol'skoyRusi [Chronology ofthe pre-Mongol Rus]. Pt. 1. Barnaul: Altai State University.
9. Lukashevich, A. A. (2011) Godovoy podvizhnyy bogosluzhebnyy krug [The annual flexible liturgical circle]. In: Patriarch of Moscow and All
Russia Kirill. (ed.) Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 11. pp. 672-683. [Online] Available from: http://www.pravenc.ru/text/165231.html. (Accessed: 10th January 2017).
10. Tkachenko, A.A. (2011) God tserkovnyy [The Church Year]. In: Patriarch of Moscow and All Russia Kirill. (ed.) Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 11. pp. 669-672. [Online] Available from: http://www.pravenc.ru/text/%D0%B3%D0%BE%D0% B4%D0%B0%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE.html. (Accessed: 10th January 2017).
Received: 21 March 2017