УДК 316.37
СВОЕОБРАЗИЕ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА МИРООЩУЩЕНИЯ
Залия Абасовна Арскиева, старший преподаватель,
Чеченский государственный университет (ЧГУ), г. Грозный
Аннотация
в статье представлен краткий обзор теоретических и эмпирических исследований проблемы оптимизма/пессимизма; исследование выполнено в русле теории интегральной индивидуальности (системный подход); представлены особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов/пессимистов; предложена модель коррекционно-консультационной работы со студентами с пессимистическим мироощущением.
Ключевые слова: системный подход, структура интегральной индивидуальности, оптимизм/пессимизм, модель.
UNIQUENESS OF THE STUDENTS' INTEGRAL INDIVIDUALITY STRUCTURES DEPENDING ON A CERTAIN TYPE OF THE MENTAL OUTLOOK
Zaliya Abasovna Arskieva, the senior teacher,
Chechen State University,
Groznyy
Annotation
The article contains a short review of theoretical and empiric study of the problem of optimism/pessimism; the study was carried out within the theory of the integral individuality (system approach); it describes the peculiarities of structures of the integral individuality of pessimist/optimist students; model of the correction and consulting work with the students with pessimistic mental outlook is offered herein.
Keywords: system approach, structure of integrated individuality, optimism/pessimism, model.
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ
Вследствие нарастающей урбанизации, ускорении темпов жизни самоактуализация современного человека возможна при условии высокоразвитой способности к адаптации. Как показывает ряд исследований, пессимисты останавливаются ниже своего потенциала, а оптимисты превосходят его. Поэтому проблема оптимизма и пессимизма не утрачивает актуальности и привлекает внимание исследователей.
В социологии и психологии оптимизм и пессимизм выступают как личностные ат-титюды, диспозиция или мнения, настроения, отражающие позитивные или негативные ожидания относительно конкретный событий или будущего в целом. В современный период феномен оптимизма-пессимизма изучался с различных точек зрения [1,4,5,7,9,10].
Обе диспозиции существенно отличаются по следующим признакам: атрибутивный стиль, ожидания, прогнозирование, интернальность-экстернальность, способы преодоления трудных ситуаций, настроения, воля, вера, состояние здоровья, стратегии сов-ладания с экономической недостаточностью и возраст.
Анализ работ обнаружил, что данные личностные аттитюды рассматривались в зависимости от определенных, разрозненных свойств индивидуальности, а системное исследование оптимизма (пессимизма) не проводилось. Данный факт стал отправной точкой нашего исследования, выполненного в русле теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [6], В.В. Белоуса [2], характеризующейся рассмотрением всех свойств индивидуальности (как генетически, так и социально обусловленных) во взаимовлиянии и взаимопроникновении, а также в русле интегративной психологии развития И.В. Боязи-
товой [3], изучающей возрастные особенности структур интегральной индивидуальности. В обоих направлениях оптимизм/пессимизм ранее не был предметом научного интереса.
В нашем исследовании мы руководствовались следующей гипотезой: оптимистическое и пессимистическое мироощущения оказывают влияние на формирование уникальных, несхожих структур интегральной индивидуальности студентов.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилась на базе ГОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт» (ЧГПИ) в течение 2006-2007 учебного года, в котором приняли участие 100 студентов в возрасте от 18 до 20 лет. В качестве ведущей методики был выбран «Тест на оптимизм» [8], позволивший разделить всех испытуемых две полярные группы: «оптимистов» и «пессимистов». Далее, в обеих группах исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: нейродинамический уровень (уровень организма); психодинамический уровень (темперамент); личностный уровень и социально-психологический уровень. Всего были продиагностированы 23 свойства при помощи следующих методик: опросника Я. Стреляу, опросника структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова, методики диагностики уровня субъективного контроля личности (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, теста «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса. Структуры интегральной индивидуальности обеих групп подверглись статистическому анализу: поэлементному (критерий пропорциональности-непропорциональности, критерий совпадающего диагноза, Ь критерий Стьюдента, корреляционный анализ) и системному (дискриминантный, факторный анализы).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследования были составлены интегральные портреты представителей обоих мироощущений.
Оптимистам характерны сдержанность в поступках, общении, неторопливость в принятии решения, в движениях, а посему, им присуща не высокая скорость переключения с одного предмета деятельности, способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой. Они не отличаются высоким стремлением к разнообразию форм предметной деятельности. Ответственность за все важные события жизни возлагают на себя, считая, что могут ими управлять. При взаимодействии с другими людьми стремятся сохранять отношения, щадя чувства окружающих, могут даже жертвовать собственными интересами ради интересов другого человека. Оптимистам свойственна склонность успокаивать оппонента.
Пессимисты быстро привыкают к новым людям и новым условиям, легко вырабатывают жизненные стереотипы, привычки, навыки, при этом характеризуются обдуманностью действий. Отличаются замедленной сменой эмоциональных реакций и сдержанным выражением их с помощью пантомимики. Им присуща средняя скорость применения волевых усилий, ответственность за важные события своей жизни могут приписывать не только себе, но и внешним обстоятельствам, людям. В конфликтных ситуациях стремятся щадить чувства другого, успокаивать оппонента, и главным образом, сохранять отношения (как и оптимисты).
Факторная структура интегральной индивидуальности оптимистов характеризуется равнозначным влиянием природных (генетически обусловленных) и социальных (прижизненно сформированных) свойств, преобладанием ортогональных (жестких) зависимостей над облическими (гибкими) (17 к 6), наличием двух полных и двух частичных факторов. Факторная структура интегральной индивидуальности пессимистов отличается доминированием природных уровней над социальными, существенным преобладанием
ортогональных связей над облическими (20 к 3), наличием одного полного и трех частичных факторов. Таким образом, более развитой, пластичной, гармоничной признается интегральная индивидуальность оптимистов.
Оптимисты легко адаптируются к изменениям окружающей среды. Чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром им вполне достаточно слабо развитых полиморфных (межуровневых) зависимостей между всеми свойствами интегральной индивидуальности. А пессимистам для достижения тех же результатов необходима высокая компенсаторная способность свойств, т. е. развитость полиморфных связей в структуре. Однако, данная компенсаторная способность пессимистов непродуктивна в плане формирования активной жизненной позиции, поскольку она нацелена лишь на конформную адаптацию. Также выявлено, что показатель общей интернальности оказывает существенное влияние на формирование структур интегральной индивидуальности оптимистов и пессимистов. Логически вытекает, что психологическое сопровождение необходимо оказывать группе пессимистов с целью повышения уровня пластичности, формирования полиморфных связей в структуре, минимализации воздействия природных уровней. При разработке коррекционной программы следует делать акцент на личностный показатель общей интернальности.
Анализ работ [1-10], а также результатов нашего исследования позволил определить основные направления коррекционно-консультационной работы со студентами с пессимистическим мироощущением. Предлагаемая нами модель включает пять модулей:
1 модуль «Социально-коммуникативный» направлен на формирование позитивных установок по отношению к социальному окружению; развитие рефлексивности; обогащение репертуара коммуникативных и ситуационных заготовок.
2 модуль «Личностно-смысловой» направлен на развитие навыков регулирования позитивного настроения, уверенности в себе, в успехе; выяснении роли и значимости вероисповедания в жизни человека; повышение уровня осмысленности жизни; активизацию интеллектуального развития и стремления к применению полученных знаний в жизни.
3 модуль «Прогностический» направлен на изменение отношения ко времени; формирование долговременной жизненной перспективы, толерантности к неопределенности; активной жизненной позиции; постановку четких, реальных жизненных целей.
4 модуль «Когнитивно-деятельностный» направлен на развитие навыков волевой регуляции; контроля над жизненными событиями, ответственности за свои поступки и полученные результаты; формирование отношения к трудным жизненным ситуациям как возможностям для роста; развитие адаптационных способностей; формирование позитивного атрибутивного стиля.
5 модуль «Здоровьесберегающий» направлен на формирование стремления вести здоровый образ жизни; правильной организации работы и отдыха; повышение уровня волевой регуляции, настроения и состояния здоровья посредством занятия спортом.
Рекомендуемые формы работы на тренинге - общегрупповые обсуждения, индивидуальные беседы, аналитическая работа в малых группах, сравнительный анализ в парах и тройках, элементы ситуационно-ролевых игр, рисуночные ассоциации, имитационные игры.
Психологическое сопровождение должно помочь пессимистически настроенным людям так гармонизировать свои ресурсы, чтобы не растрачивать силы на бесполезную компенсацию, а достигать желаемого результата энергосберегающими способами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб. : Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Белоус, В.В. Проблемы психологии полиморфной индивидуальности / В.В.
Белоус, И.В. Боязитова. - Пятигорск : Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2005. - 207 с.
3. Боязитова, И.В. Проблемы интегративной психологии развития : монография / И.В. Боязитова. - Москва, Пятигорск : Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2004. - 210 с.
4. Капустина, Н.Г. Эмоциональное мироощущение младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fpo.rU/i/konkurs.
5. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди ; пер. И. Ави-
дон, А. Батустин, П. Румянцева. - СПб. : Изд-во "Речь", 2002. - 539 с.
6. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / В.С. Мерлин ; под. ред. Е.А. Климова. - М. : Изд-во Московского психологосоциального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 544 с.
7. Муздыбаев, К. Оптимизм и пессимизм личности / К. Муздыбаев // Социология культуры. - М., 2003. - С. 87-96.
8. Немов, Р.С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
9. Сычев, О.А. Личностная обусловленность прогнозирования : диссертация ...
кандидата психологических наук : 19.00.01 / Сычёв Олег Анатольевич; [Место защиты:
Том. гос. ун-т].- Бийск, 2009. - 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/277
10. Юсупов, П. Связь пессимистического и оптимистического мироощущения с
процессом индивидуализации [Электронный ресурс] // Режим доступа :
http://www.follow.ru/article/221.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922; 159.922.6; 159.923
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Ирина Николаевна Димура, кандидат педагогических наук, доцент,
Невский институт управления и дизайна,
Екатерина Сергеевна Панасюк, аспирант,
Санкт-Петербургская академия управления и экономики,
Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение»,
Санкт-Петербург
Аннотация
С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психологическому сопровождению социализации делинквентных подростков в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются теоретико-методологические аспекты мероприятий психологического сопровождения, реализуемых в рамках концепции психологического сопровождения подростков специального предприятия «Новое поколение».
Ключевые слова: девиантное и делинквентное поведение подростков, правонарушение, психологическое сопровождение, социализация.