13. Hautamäki A., Hautamäki L., Neuvonen L., Maliniemi-Piispanen S. Transmission of attachment across three generations: continuity and reversal // Clinical Child Psychology and Psychiatry. - 2010. -
Vol. 5(3). - P. 347-354.
14. Snarey J. How fathers care for the next generation. A four-decade study. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993.
УДК 159.9
Арскиева Залия Абасовна
Пятигорский государственный лингвистический университет
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО И ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ
В статье представлен анализ констатирующего и формирующего эксперимента развития интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением; представлены результаты факторного и межу-ровневого корреляционного анализа структур интегральной индивидуальности в зависимости от типа мироощущения, а также цели и задачи исследования своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от оптимистического и пессимистического мироощущения.
Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, мироощущение, интегральная индивидуальность, интернальность, экстернальность, полиморфные зависимости, модель, психодинамический уровень, нейродинамический уровень, корреляция, факторный анализ, ортогональные зависимости, облические связи, компенсаторная способность, тран-формиация.
XXI век характеризуется как век нарастающей урбанизации, индустриализации; ускорение темпов жизни, общее снижение чувства безопасности человека в обществе приводят к поляризации вдвойне адаптированных групп и вдвойне неадаптированной части населения. Оптимизм (пессимизм) -комплексное явление, обусловленное множественными факторами. Но каковы бы ни были причины, они приводят к неизменному итогу: пессимисты останавливаются ниже своего потенциала, а оптимисты превосходят его. Поэтому проблема оптимизма и пессимизма не утрачивает актуальности и привлекает внимание исследователей.
Цель исследования - изучение своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от определенного типа мироощущения. Цель исследования определила следующие задачи:
- Подобрать методику для диагностики оптимизма и пессимизма и в соответствии с ее критериями разделить испытуемых на две группы.
- Составить программу по диагностике разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов с различным типом мироощущения и определить статистические критерии для оценки эмпирического материала.
- Посредством поэлементного и системного анализа выявить особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов и пессимистов, далее сравнить полученные результаты.
- На основе полученных данных определить группу студентов, нуждающихся в коррекционно-консультационной работе психолога, разработать основные направления данной работы.
В исследовании, проводимом в 2006-2012 гг. на базе Чеченского государственного педагогического института, приняли участие 100 студентов в возрасте от 18 до 20 лет.
Первый этап исследования обоснован анализом литературы; выявлением проблемы исследования и постановкой задачи исследования; определением контингента респондентов; разработкой процедуры исследования; уточнением формулировки гипотезы исследования. На втором этапе исследования представлен констатирующий эксперимент, который позволяет составить интегративный портрет студентов оптимистов и пессимистов. Третий этап включал в себя выделение группы студентов, нуждающихся в коррекционно-консультационной работе психолога и разработке основных рекомендаций для данной работы. На четвертом этапе мы обосновали концептуальный подход к развитию структур интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением и разработали модель психологического сопровождения для данной группы студентов. На завершающем пятом этапе нами был проведен формирующий эксперимент. Для внедрения программы психологического сопровождения нами из группы студентов с пессимистическим мироощущением были сформированы контрольная и экспериментальная группы, затем в экспериментальной группе была реализована программа сопровождения, и в завершении мы сравнили контрольную и экспериментальную группы, используя ^критерий Стьюдента и факторный анализ, доказали эффективность предложенной программы психологического сопровождения студентов.
В качестве ведущей методики был выбран "Тест на оптимизм" [5, с. 464-469], позволивший разделить всех испытуемых две полярные группы: "оптимистов" и "пессимистов". Для получения более четких результатов нами была использована также методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и К. Даймонда (адаптиро-
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Арскиева З.А., 2014
вана А.К. Осиницким). Далее в обеих группах исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: нейродинамический уровень (уровень организма); психодинамический уровень (темперамент); личностный уровень и социально-психологический уровень. Всего были про-диагностированы 23 свойства при помощи следующих методик: опросника Я. Стреляу, опросника структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова, методики диагностики уровня субъективного контроля личности (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынки-ной, А.М. Эткинда, теста «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса.
Первое философское понимание этих понятий исходит из базовых категорий добра и зла, цели и смысла жизни, счастья. Воззрения древнегреческих философов (Аристотеля, Платона, Пифагора, Эпикура, Демокрита, Сократа) на общий ход исторических изменений породили противоположные точки зрения, обозначенные как оптимизм и пессимизм.
В России в середине 70-х гг. XIX века, интерес к этой проблематике оформляется в дискуссию после знакомства общественности с этикой Шопенгауэра. В полемике приняли участие знаменитые мыслители: Н.Я. Грот, Н.Н. Страхов, В.С. Соловьёв, Д.Н. Цертелёв, П.Л. Лавров, П.В. Мокиевский, К.Н. Леонтьев, А.И. Введенский, В.М. Хвостов, И.И. Мечников и другие [1, с. 20]. Общей для них является тенденция поиска аргументов в пользу позитивного мышления.
В самом общем виде оптимизм и пессимизм характеризуют отношение человека к условиям своего бытия в мире. Помимо философского понимания понятий существует еще социологическая и социально-психологическая трактовка, в которой личностные аттитюды оптимизм и пессимизм рассматриваются как диспозиция или мнения и настроения, которые отражают позитивные или негативные ожидания относительно конкретных событий или будущего в целом [4, с. 87-96]. «Оптимизм -как свойство личности - отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, обеспечивает человеку жизнерадостное миросозерцание, веру в людей, их силы и возможности, уверенность в прогрессе общества, веру в свои силы и возможности как субъекта деятельности» [7, с. 369]. «Пессимизм - мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, дурное, неприятное» [7, с. 662].
Весомый вклад в освещение проблемы оптимизма и пессимизма внесли М.Э. Зелингман, Л. Аб-рамсон, К. Петерсон, Ч. Карвер и М. Шейер, С. Мадди (в русле позитивной психологии), К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, О.А. Сычев (в русле модели гуманистического типа личности как субъекта своего жизненного пути), Л.Е. Кесель-
ман, М.Г. Мацкевич, К. Муздыбаев (в русле экономических стратегий поведения), П. Юсупов, Н.Г. Капустина (как определенного типа мироощущения) и др.
Проблема интегративной психологии развития, затрагивающая возрастные особенности структур интегральной индивидуальности, является одним из центральных направлений в исследовании интегральной индивидуальности в Пятигорской психологической школе под руководством В.В. Белоуса. В рамках нашего исследования мы рассматривали студенческий возраст и изучили работы следующих авторов: Р.М. Кумышева, С.В. Гринь, И.Н. Зиник (развитие структур интегральной индивидуальности средствами психологического тренинга), Ф.М. Шидакова, Л.В. Мищенко, Т.В. Белых (своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения), Е.Я. Михитарьянц, А.А. Урусов, Р.Г. Боязи-тов (взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и эффективности деятельности), А.Т. Найманов, Н.К. Тхан, О.М. Иванова (зависимость целого от свойств субъекта), Ю.В. Павлюченко, А.Ф. Йорданов (зависимость структуры интегральной индивидуальности от национальной принадлежности, пола) и др.
Изучив работы различных авторов по данной возрастной группе, мы выяснили, что оптимизм/ пессимизм прежде не рассматривались в плане научного интереса как интегративной психологии развития, так и в рамках теории интегральной индивидуальности. Следовательно, мы руководствовались следующей гипотезой: оптимистическое и пессимистическое мироощущения оказывают влияние на формирование уникальных, несхожих структур интегральной индивидуальности.
Для проведения констатирующего эксперимента в качестве ведущей методики был взят "Тест на оптимизм" Р.С. Немова. Для получения более четких результатов нами была использована также методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и К. Даймонда (адаптирована А.К. Осиницким). Данная методика позволяет определить установленные границы адаптации и дезадаптации, принятия и неприятия себя, других, эмоционального комфорта и дискомфорта, внутреннего и внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем. Обработка полученных результатов позволила нам разделить испытуемых на две полярные группы: "оптимистов" и "пессимистов". Всего было продиаг-ностировано 112 человек. Однако у 12 студентов был зафиксирован нереалистический оптимизм (свыше 90 баллов). Таким образом, из оставшихся 100 испытуемых группу оптимистов составили 42 человека, а группу пессимистов - 58 человек.
На первом этапе нашего исследования мы провели статистическое сравнение структур интеграль-
ной индивидуальности оптимистов и пессимистов по ^критерию Стьюдента с целью выявить, насколько отличны или схожи структуры исследуемого объекта действительности при поэлементном анализе.
Статистическое поэлементное сравнение структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов и пессимистов по ^критерию Стьюдента выявило их схожесть на 78%, зафиксировав различия только на психодинамическом и личностном уровнях.
Статистическое сравнение по интегральным показателям четырех уровней в отдельности выявило, что структуры интегральной индивидуальности оптимистов и пессимистов значимо различаются только на психодинамическом и личностном уровнях, что совпадает с результатами поэлементного ^критерия Стьюдента.
Характеризуя высшие и низшие уровни отдельно, мы получили следующие результаты: структуры интегральной индивидуальности оптимистов и пессимистов статистически значимо различаются по высшим уровням.
По интегральному показателю мы можем судить о наличии несхожих, уникальных структур интегральной индивидуальности оптимистов и пессимистов, развивающихся по собственным закономерностям. Для подтверждения данной мысли обратимся к корреляционному анализу.
Внутриуровневые связи в обеих группах одно-многозначные, при этом корреляционный анализ показал, что более организованы и упорядочены структуры интегральной индивидуальности оптимистов на следующих уровнях: на нейродинами-ческом уровне (83,8%), психодинамическом (75%) и социально-психологическом (50%) уровнях, а у пессимистов показатели менее упорядочены (66,7%, 42,9%, 40%). На личностном уровне плотность зависимостей в обеих группах 80%.
Общая межуровневая плотность корреляций группы оптимистов превышает в 2,6 раза тот же показатель пессимистов (32,5% и 12,4%, соответственно). Кроме того, в структуре интегральной индивидуальности оптимистов много-многозначная зависимость наблюдается между всеми уровнями, а у пессимистов только между нейродина-мическим и психодинамическим уровнями. Данные факты позволяют сделать предположение, что оптимисты обладают более гибкой структурой с высокими компенсаторными возможностями.
В дальнейшем исследовании структур интегральной индивидуальности нами был применен факторный анализ.
Структура интегральной индивидуальности по наполняемости факторными весами намного более развита у оптимистов, она содержит два частичных и два полных фактора, когда пессимисты обладают только одним полным фактором и тремя частичными.
По средней величине насыщенности значимыми факторными весами в факторных структурах обеих групп мы обнаруживаем два природных и два социальных фактора в группе оптимистов и три природных и один социальный уровень у пессимистов.
По результатам анализа межфакторных связей, у оптимистов облических связей больше (10), чем у пессимистов (3); а ортогональных - меньше (8), чем у пессимистов (19).
Все эти данные свидетельствуют о том, что структуры интегральной индивидуальности студентов с оптимистическим мироощущением более пластичны и приспособлены к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
Для проведения формирующего эксперимента была разработана теоретическая модель психологического сопровождения студентов с пессимистическим мироощущением. Программа будет направ-
Рис. 1.
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
лена на развитие личностного и социально-психологического уровня интегральной индивидуальности студентов.
В рамках формирующего эксперимента студенты группы пессимистов были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. После формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика интегральной индивидуальности студентов контрольной и экспериментальной групп (группы пессимистов) по тому же алгоритму, что и в констатирующем эксперименте.
Согласно статистическому анализу, общий уровень изменений составил 35%. Согласно факторному анализу, налицо превосходство экспериментальной группы над контрольной по критериям ведущей роли социальных факторов. В факторной структуре экспериментальной группы насчитывается 3 полные и один частичный фактор. В контрольной группе имеется всего один полный фактор, а остальные три - частичные.
В экспериментальной группе насчитывается 9 жестких ортогональных зависимостей, в контрольной этих зависимостей 16. Количество обли-ческих связей в экспериментальной группе почти в два раза больше, чем в контрольной (13 и 7 соответственно) (рис. 1).
В результате проведенного формирующего эксперимента наблюдается значительная трансформация структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы в сторону гармонизации свойств личностного и социально-психологического уровней. Психологическое сопровождение студентов с пессимистическим мироощущением дает структуре интегральной индивидуальности возможность стать пластичнее, что обеспечивает большую успешность в приспособлении к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
Полученные на данном этапе исследования результаты позволяют сделать следующий вывод: оптимисты обладают более гибкой структурой с высокими компенсаторными возможностями; пессимисты имеют слабо развитые полиморфные зависимости, и им для адаптации в окружающем мире и внутренней гармонии необходима более высокая компенсаторная способность.
Библиографический список
1. Деменев А.Г. И.И. Мечников и Е.П. Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001. - 20 с.
2. Лейбниц Г.В. Опыты теодиции о благости Божией, свободе человека и начале зла // Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 1989. - Т. 4. - С. 49-413.
3. Мерлин В. С. Очерк исследования интегральной индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
4. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социология культуры - М., 2003. - С. 87-96.
5. Немов Р. С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 469 с.
6. Селли Дж. Пессимизм: история и критика: пер. с англ. / под ред. и предисл. В.И. Яковенко. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 360 с.
7. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 369 с.
8. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 150 с.
9. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // О воле в природе. Мир как воля и представление. - М.: Наука, 1993. - Т. 2. - 169 с.
10. Юсупов П. Связь пессимистического и оптимистического мироощущения с процессом индивидуализации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.follow.ru/article/221 (дата обращения 20.02.13).