Научная статья на тему 'Системный подход к изучению оптимистического и пессимистического мироощущения'

Системный подход к изучению оптимистического и пессимистического мироощущения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / ПЕССИМИЗМ / МИРООЩУЩЕНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ПОЛИМОРФНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ / МОДЕЛЬ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ОРТОГОНАЛЬНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ / ОБЛИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / КОМПЕНСАТОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ТРАНФОРМАЦИЯ / OPTIMISM / PESSIMISM / ATTITUDE / INTEGRATED INDIVIDUALITY / INTERNALITY / EXTERNALITY / POLYMORPHIC DEPENDENCES / MODEL / PSYCHODYNAMIC LEVEL / NEURODYNAMIC LEVEL / CORRELATION / FACTOR ANALYSIS / ORTHOGONAL DEPENDENCES / OBLIQUE RELATIONS / COMPENSATORY ABILITY / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арскиева Залия Абасовна

В статье представлен анализ констатирующего и формирующего эксперимента развития интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением; представлены результаты факторного и межуровневого корреляционного анализа структур интегральной индивидуальности в зависимости от типа мироощущения, а также цели и задачи исследования своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от оптимистического и пессимистического мироощущения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pyatigorsk State Linguistic University [email protected] Systemic approach to studying optimistic and pessimistic attitude

This article presents an analysis of ascertaining and formative experiment of integrated individuality of students with a pessimistic attitude, the results of factor analysis and correlation analysis of the inter-layer structures of integrated individuality, depending on the type of attitude, and the goals and objectives of the study uniqueness of integral individuality structures, depending on the optimistic and pessimistic attitude.

Текст научной работы на тему «Системный подход к изучению оптимистического и пессимистического мироощущения»

13. Hautamäki A., Hautamäki L., Neuvonen L., Maliniemi-Piispanen S. Transmission of attachment across three generations: continuity and reversal // Clinical Child Psychology and Psychiatry. - 2010. -

Vol. 5(3). - P. 347-354.

14. Snarey J. How fathers care for the next generation. A four-decade study. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993.

УДК 159.9

Арскиева Залия Абасовна

Пятигорский государственный лингвистический университет

[email protected]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО И ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ

В статье представлен анализ констатирующего и формирующего эксперимента развития интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением; представлены результаты факторного и межу-ровневого корреляционного анализа структур интегральной индивидуальности в зависимости от типа мироощущения, а также цели и задачи исследования своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от оптимистического и пессимистического мироощущения.

Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, мироощущение, интегральная индивидуальность, интернальность, экстернальность, полиморфные зависимости, модель, психодинамический уровень, нейродинамический уровень, корреляция, факторный анализ, ортогональные зависимости, облические связи, компенсаторная способность, тран-формиация.

XXI век характеризуется как век нарастающей урбанизации, индустриализации; ускорение темпов жизни, общее снижение чувства безопасности человека в обществе приводят к поляризации вдвойне адаптированных групп и вдвойне неадаптированной части населения. Оптимизм (пессимизм) -комплексное явление, обусловленное множественными факторами. Но каковы бы ни были причины, они приводят к неизменному итогу: пессимисты останавливаются ниже своего потенциала, а оптимисты превосходят его. Поэтому проблема оптимизма и пессимизма не утрачивает актуальности и привлекает внимание исследователей.

Цель исследования - изучение своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от определенного типа мироощущения. Цель исследования определила следующие задачи:

- Подобрать методику для диагностики оптимизма и пессимизма и в соответствии с ее критериями разделить испытуемых на две группы.

- Составить программу по диагностике разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов с различным типом мироощущения и определить статистические критерии для оценки эмпирического материала.

- Посредством поэлементного и системного анализа выявить особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов и пессимистов, далее сравнить полученные результаты.

- На основе полученных данных определить группу студентов, нуждающихся в коррекционно-консультационной работе психолога, разработать основные направления данной работы.

В исследовании, проводимом в 2006-2012 гг. на базе Чеченского государственного педагогического института, приняли участие 100 студентов в возрасте от 18 до 20 лет.

Первый этап исследования обоснован анализом литературы; выявлением проблемы исследования и постановкой задачи исследования; определением контингента респондентов; разработкой процедуры исследования; уточнением формулировки гипотезы исследования. На втором этапе исследования представлен констатирующий эксперимент, который позволяет составить интегративный портрет студентов оптимистов и пессимистов. Третий этап включал в себя выделение группы студентов, нуждающихся в коррекционно-консультационной работе психолога и разработке основных рекомендаций для данной работы. На четвертом этапе мы обосновали концептуальный подход к развитию структур интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением и разработали модель психологического сопровождения для данной группы студентов. На завершающем пятом этапе нами был проведен формирующий эксперимент. Для внедрения программы психологического сопровождения нами из группы студентов с пессимистическим мироощущением были сформированы контрольная и экспериментальная группы, затем в экспериментальной группе была реализована программа сопровождения, и в завершении мы сравнили контрольную и экспериментальную группы, используя ^критерий Стьюдента и факторный анализ, доказали эффективность предложенной программы психологического сопровождения студентов.

В качестве ведущей методики был выбран "Тест на оптимизм" [5, с. 464-469], позволивший разделить всех испытуемых две полярные группы: "оптимистов" и "пессимистов". Для получения более четких результатов нами была использована также методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и К. Даймонда (адаптиро-

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Арскиева З.А., 2014

вана А.К. Осиницким). Далее в обеих группах исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: нейродинамический уровень (уровень организма); психодинамический уровень (темперамент); личностный уровень и социально-психологический уровень. Всего были про-диагностированы 23 свойства при помощи следующих методик: опросника Я. Стреляу, опросника структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова, методики диагностики уровня субъективного контроля личности (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынки-ной, А.М. Эткинда, теста «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса.

Первое философское понимание этих понятий исходит из базовых категорий добра и зла, цели и смысла жизни, счастья. Воззрения древнегреческих философов (Аристотеля, Платона, Пифагора, Эпикура, Демокрита, Сократа) на общий ход исторических изменений породили противоположные точки зрения, обозначенные как оптимизм и пессимизм.

В России в середине 70-х гг. XIX века, интерес к этой проблематике оформляется в дискуссию после знакомства общественности с этикой Шопенгауэра. В полемике приняли участие знаменитые мыслители: Н.Я. Грот, Н.Н. Страхов, В.С. Соловьёв, Д.Н. Цертелёв, П.Л. Лавров, П.В. Мокиевский, К.Н. Леонтьев, А.И. Введенский, В.М. Хвостов, И.И. Мечников и другие [1, с. 20]. Общей для них является тенденция поиска аргументов в пользу позитивного мышления.

В самом общем виде оптимизм и пессимизм характеризуют отношение человека к условиям своего бытия в мире. Помимо философского понимания понятий существует еще социологическая и социально-психологическая трактовка, в которой личностные аттитюды оптимизм и пессимизм рассматриваются как диспозиция или мнения и настроения, которые отражают позитивные или негативные ожидания относительно конкретных событий или будущего в целом [4, с. 87-96]. «Оптимизм -как свойство личности - отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, обеспечивает человеку жизнерадостное миросозерцание, веру в людей, их силы и возможности, уверенность в прогрессе общества, веру в свои силы и возможности как субъекта деятельности» [7, с. 369]. «Пессимизм - мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, дурное, неприятное» [7, с. 662].

Весомый вклад в освещение проблемы оптимизма и пессимизма внесли М.Э. Зелингман, Л. Аб-рамсон, К. Петерсон, Ч. Карвер и М. Шейер, С. Мадди (в русле позитивной психологии), К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, О.А. Сычев (в русле модели гуманистического типа личности как субъекта своего жизненного пути), Л.Е. Кесель-

ман, М.Г. Мацкевич, К. Муздыбаев (в русле экономических стратегий поведения), П. Юсупов, Н.Г. Капустина (как определенного типа мироощущения) и др.

Проблема интегративной психологии развития, затрагивающая возрастные особенности структур интегральной индивидуальности, является одним из центральных направлений в исследовании интегральной индивидуальности в Пятигорской психологической школе под руководством В.В. Белоуса. В рамках нашего исследования мы рассматривали студенческий возраст и изучили работы следующих авторов: Р.М. Кумышева, С.В. Гринь, И.Н. Зиник (развитие структур интегральной индивидуальности средствами психологического тренинга), Ф.М. Шидакова, Л.В. Мищенко, Т.В. Белых (своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения), Е.Я. Михитарьянц, А.А. Урусов, Р.Г. Боязи-тов (взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и эффективности деятельности), А.Т. Найманов, Н.К. Тхан, О.М. Иванова (зависимость целого от свойств субъекта), Ю.В. Павлюченко, А.Ф. Йорданов (зависимость структуры интегральной индивидуальности от национальной принадлежности, пола) и др.

Изучив работы различных авторов по данной возрастной группе, мы выяснили, что оптимизм/ пессимизм прежде не рассматривались в плане научного интереса как интегративной психологии развития, так и в рамках теории интегральной индивидуальности. Следовательно, мы руководствовались следующей гипотезой: оптимистическое и пессимистическое мироощущения оказывают влияние на формирование уникальных, несхожих структур интегральной индивидуальности.

Для проведения констатирующего эксперимента в качестве ведущей методики был взят "Тест на оптимизм" Р.С. Немова. Для получения более четких результатов нами была использована также методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и К. Даймонда (адаптирована А.К. Осиницким). Данная методика позволяет определить установленные границы адаптации и дезадаптации, принятия и неприятия себя, других, эмоционального комфорта и дискомфорта, внутреннего и внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем. Обработка полученных результатов позволила нам разделить испытуемых на две полярные группы: "оптимистов" и "пессимистов". Всего было продиаг-ностировано 112 человек. Однако у 12 студентов был зафиксирован нереалистический оптимизм (свыше 90 баллов). Таким образом, из оставшихся 100 испытуемых группу оптимистов составили 42 человека, а группу пессимистов - 58 человек.

На первом этапе нашего исследования мы провели статистическое сравнение структур интеграль-

ной индивидуальности оптимистов и пессимистов по ^критерию Стьюдента с целью выявить, насколько отличны или схожи структуры исследуемого объекта действительности при поэлементном анализе.

Статистическое поэлементное сравнение структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов и пессимистов по ^критерию Стьюдента выявило их схожесть на 78%, зафиксировав различия только на психодинамическом и личностном уровнях.

Статистическое сравнение по интегральным показателям четырех уровней в отдельности выявило, что структуры интегральной индивидуальности оптимистов и пессимистов значимо различаются только на психодинамическом и личностном уровнях, что совпадает с результатами поэлементного ^критерия Стьюдента.

Характеризуя высшие и низшие уровни отдельно, мы получили следующие результаты: структуры интегральной индивидуальности оптимистов и пессимистов статистически значимо различаются по высшим уровням.

По интегральному показателю мы можем судить о наличии несхожих, уникальных структур интегральной индивидуальности оптимистов и пессимистов, развивающихся по собственным закономерностям. Для подтверждения данной мысли обратимся к корреляционному анализу.

Внутриуровневые связи в обеих группах одно-многозначные, при этом корреляционный анализ показал, что более организованы и упорядочены структуры интегральной индивидуальности оптимистов на следующих уровнях: на нейродинами-ческом уровне (83,8%), психодинамическом (75%) и социально-психологическом (50%) уровнях, а у пессимистов показатели менее упорядочены (66,7%, 42,9%, 40%). На личностном уровне плотность зависимостей в обеих группах 80%.

Общая межуровневая плотность корреляций группы оптимистов превышает в 2,6 раза тот же показатель пессимистов (32,5% и 12,4%, соответственно). Кроме того, в структуре интегральной индивидуальности оптимистов много-многозначная зависимость наблюдается между всеми уровнями, а у пессимистов только между нейродина-мическим и психодинамическим уровнями. Данные факты позволяют сделать предположение, что оптимисты обладают более гибкой структурой с высокими компенсаторными возможностями.

В дальнейшем исследовании структур интегральной индивидуальности нами был применен факторный анализ.

Структура интегральной индивидуальности по наполняемости факторными весами намного более развита у оптимистов, она содержит два частичных и два полных фактора, когда пессимисты обладают только одним полным фактором и тремя частичными.

По средней величине насыщенности значимыми факторными весами в факторных структурах обеих групп мы обнаруживаем два природных и два социальных фактора в группе оптимистов и три природных и один социальный уровень у пессимистов.

По результатам анализа межфакторных связей, у оптимистов облических связей больше (10), чем у пессимистов (3); а ортогональных - меньше (8), чем у пессимистов (19).

Все эти данные свидетельствуют о том, что структуры интегральной индивидуальности студентов с оптимистическим мироощущением более пластичны и приспособлены к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Для проведения формирующего эксперимента была разработана теоретическая модель психологического сопровождения студентов с пессимистическим мироощущением. Программа будет направ-

Рис. 1.

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

лена на развитие личностного и социально-психологического уровня интегральной индивидуальности студентов.

В рамках формирующего эксперимента студенты группы пессимистов были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. После формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика интегральной индивидуальности студентов контрольной и экспериментальной групп (группы пессимистов) по тому же алгоритму, что и в констатирующем эксперименте.

Согласно статистическому анализу, общий уровень изменений составил 35%. Согласно факторному анализу, налицо превосходство экспериментальной группы над контрольной по критериям ведущей роли социальных факторов. В факторной структуре экспериментальной группы насчитывается 3 полные и один частичный фактор. В контрольной группе имеется всего один полный фактор, а остальные три - частичные.

В экспериментальной группе насчитывается 9 жестких ортогональных зависимостей, в контрольной этих зависимостей 16. Количество обли-ческих связей в экспериментальной группе почти в два раза больше, чем в контрольной (13 и 7 соответственно) (рис. 1).

В результате проведенного формирующего эксперимента наблюдается значительная трансформация структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы в сторону гармонизации свойств личностного и социально-психологического уровней. Психологическое сопровождение студентов с пессимистическим мироощущением дает структуре интегральной индивидуальности возможность стать пластичнее, что обеспечивает большую успешность в приспособлении к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Полученные на данном этапе исследования результаты позволяют сделать следующий вывод: оптимисты обладают более гибкой структурой с высокими компенсаторными возможностями; пессимисты имеют слабо развитые полиморфные зависимости, и им для адаптации в окружающем мире и внутренней гармонии необходима более высокая компенсаторная способность.

Библиографический список

1. Деменев А.Г. И.И. Мечников и Е.П. Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001. - 20 с.

2. Лейбниц Г.В. Опыты теодиции о благости Божией, свободе человека и начале зла // Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 1989. - Т. 4. - С. 49-413.

3. Мерлин В. С. Очерк исследования интегральной индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

4. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социология культуры - М., 2003. - С. 87-96.

5. Немов Р. С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 469 с.

6. Селли Дж. Пессимизм: история и критика: пер. с англ. / под ред. и предисл. В.И. Яковенко. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 360 с.

7. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 369 с.

8. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 150 с.

9. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // О воле в природе. Мир как воля и представление. - М.: Наука, 1993. - Т. 2. - 169 с.

10. Юсупов П. Связь пессимистического и оптимистического мироощущения с процессом индивидуализации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.follow.ru/article/221 (дата обращения 20.02.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.