ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3
521
УДК 894.321
СВОЕОБРАЗИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ АФЗАЛА ТАГИРОВА
© Р. Ф. Бадретдинов
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.
Россия, Республика Татарстан, 420111 г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.
Тел/факс: +7 (843) 292 76 59.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию исторических романов А. Тагирова. Показано, что романы «Солдаты», «Красногвардейцы», «Красноармейцы» основаны на документально-архивных материалах и автобиографических данных и носят мемуарный характер.
Ключевые слова: Афзал Тагиров, возвращенные имена, литературное наследие, своеобразие, исторический роман.
Имя Афзала Тагирова (1890-1937) мало известно литературной общественности, хотя его литературное наследие насчитывает более семи десятков пьес, рассказов и романов. Не смотря на недостаточную изученность его произведений, действие в которых приходится на две эпохи (до и после Октябрьской революции), творчество А. Тагирова заняло прочное место в истории татарской и башкирской литературы своими рассказами, пьесами, романами. Он внес существенный вклад в развитие культуры и историю не только как прозаик, но и в качестве государственного и общественного деятеля [1].
Одним из первых А. Тагиров обращается к далекой истории народа, стремится воссоздать ее в художественно-эпической форме. «Электэн YK яз-галап килсэ дэ, эдип булу сыйфаты белэн октябрьдэн соцгы эсэрлэре аркылы танылган язучыларньщ берсе Афзал Т аhиров», - пишет литературный критик Г. Сагди [2].
Однако этот самобытный, талантливый художник, который общался с А. Фадеевым [3], А. Горьким [4], был современником Г. Кулахметова, Ш. Усманова, долгое время находился в забвении. А. Тагиров был репрессирован в 1937 году и физически уничтожен.
Роман «Солдаты» отображает жизненные картины первой империалистической войны. А. Тагиров с суровой правдой изображает империалистическую войну. Вначале солдаты еще не понимают истинных причин войны, не знают, за то они проливают кровь, и вынуждены мириться с муштрой и истязаниями. Постепенно в их среду проникает революционная струя, среди них ведут агитационную работу большевики - подпольщики Холодов-ский, Суров, офицер Зеленский и главный герой романа Бакиров. Солдаты начинают понимать причины кровопролитной империалистической войны. С каждым днем растет недовольство солдат.
В главах «Прием», «Рождество» мы видим, как рекруты являются на прием. Писатель ярко изображает нравы казармы, оболванивание солдат различными глупыми наставлениями и муштрой.
Пока еще солдаты пассивны, но уже в этих главах ощущается атмосфера будущих событий, в которых главную роль будут играть именно солдаты,
которые пришли к сознательному решению действовать, выступать в защиту своих интересов.
Во второй части, изображающей пору военных действий, определяется и проясняется мировоззрение таких героев, как Бакиров, Акимкин, Суров, Фатхет-динов и другие. Протест, живший в их душе, растет, обретает конкретную направленность, приводит солдат к сознательной борьбе с самодержавием.
В третьей части, романа показан период от Февральской революции до Октября. Здесь уже борьбе против войны оборачивается борьбой против политики Временного буржуазного правительства, за претворение в жизни идей большевизма и вовлечение солдатских масс в революционную борьбу.
Особенность романа «Солдаты» заключается в мемуарно-хроникальном стиле всей его поэтикосинтактической структуры [5].
Романы «Красногвардейцы» и «Красноармейцы» по своему содержанию как бы продолжают роман «Солдаты». Прошедшие сквозь все ужасы николаевской казармы и кровопролитной войны, солдаты в дни революции и в годы гражданской войны вступают в Красную гвардию.
Главный герой Билал - типичный представитель народа, настоящий патриот, закаленный в революционных сражениях.
Роман «Красногвардейцы» - это широкая панорама гражданской войны. Автор показывает нам конкретные исторические личности. Автор, как и в романе «Солдаты», как бы следует за своим героем. Именно через его восприятие мы видим происходящие события.
В романе «Красногвардейцы» ярче и конкретнее дана эволюция солдатских масс, которые в ходе долгих и кровопролитных сражений за новую власть превращают в сознательных борцов за народные идеалы.
В романе «Красноармейцы» А. Тагиров воспроизводит исторические события. Первые части Красной Армии все более оплачиваются в дисциплинированную, монолитную в политическом отношении армию.
Роман А. Тагирова «Красноармейцы» именно о людях нового мира, об их борьбе за новый мир, о
522
раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Красной Армии, которая стоит на страже завоеваний революции.
Автор стремится показать сложный процесс формирования человека нового общества, формирования солдата эпохи революции, показывает рост политического самосознания своих героев. Билал впоследствии становится командиром полка. Автор не раз подчеркивает, что Красная Армии стала самой гуманной армией в мире. Тагиров особо подчеркивает дух интернационализма.
Эпопея Афзала Тагирова сурова, динамична, проникнута высокой патетикой классовой борьбы. Характеристики персонажей лаконичны, выразительны, психологически точны.
Роман «Солдаты» и дилогия А. Тагирова «Красноармейцы», «Красногвардейцы» приходят в литературу 30-х годов как крупное событие, и в истории нашей литературы остаются по самобытности материала уникальным явлением. А. Тагиров приступает к этому произведению, имея за плечами богатый опыт жизни и творчества. Активное, продуманное и осознанное отношение к настоящему, умение предвидеть будущее определяет горизонты таланта, глубину образного мышления. А. Тагиров с реальной жизнью связывает глубокие корни. Описывает с этнографическими деталями жизнь и быт народа. Первые жизненные впечатления, радости и горести связаны с деревней, крестьянской жизнью и они кристаллизируются в душе Афзала причудливыми узорами. Если А. Тагиров сумел красочно описать природу деревни, нравы и обычаи, труд и праздники, вековые традиции и быт дореволюционной жизни; воссоздать в обычных и необычных событиях, картинах, человеческих характерах и судьбах народной истории, то немалую роль сыграли и образы детства; к ярким впечатлениям добавились знания, наблюдения, опыт и пережитые исторические события.
А. Тагиров перед собой поставил большую задачу - изобразить жизнь солдата, бойца Первой империалистической войны, показать, как исторические переломные моменты становятся причиной или механизмом, приводящим народные массы в движение.
А. Тагиров после революции, в годы строительства нового общества обращается к истории, благодаря чему в башкирской литературе появляются исторические романы (этот жанр являлся новой формой, не было опыта и традиции, была потребность в эпической форме и новых художественных средствах).
Обращение к исторической теме подготавливалось всем творчеством этого художника. А. Тагиров сам прошел большую школу жизни, и этот опыт давал ему возможность во всех деталях и красках воссоздать картину жизни. А. Тагиров пристально изучал материал будущего произведения - хорошо знал жизнь солдат. Автор сам показывает нам конкретные исторические личности.
Обращение к реальным историческим событиям соответствует замыслу автора, эти события нужны ему не потому, что они документально достоверны, а потому, что они совершились именно так, что лучше этого писатель едва ли сам мог придумать.
Исторические события являются ступеньками в сюжетном развитии и соответствуют нарастающему конфликту, его характеру.
Роман «Красногвардейцы» - это широкая панорама гражданской войны. В центре повествования стоит главный герой Билал, который, как и Бакиров в романе «Солдаты», прошел сквозь чернило империалистической войны и теперь ведет агитацию среди земляков, поднимая их на борьбу с врагами революции. Автор, как бы следует за своим героем. Именно через его восприятие мы видим происходящие события.
Принцип историзма проявляется и в методе анализа исторического материала, анализа сложного процесса, концентрируя внимание на вопросах: как рождается на почве повседневной жизни и накапливаются, приводящие к революционным событиям; как меняется психология и сознание масс под влиянием социальных условий жизни; как прослеживается в истории причинно-следственная связь событий. Процесс этот требовалось проследить как в его динамическом движении, в ускоренном развитии, так и вместе с обстоятельствами, из которых прирастают поступки людей. Поэтому А. Тагиров показывает созревание событий в повседневной жизни.
Объективное повествование дает возможность показать с разных точек и исторические события и героев, которые являются движущей силой этих событий.
События в романе «Солдаты» играют двоякую функцию: они сами по себе интересны как отражение подлинной истории, кроме того, несут в себе судьбы героев романа, являются почвой формирования народного характера. Вот эта связь: движение -событие. Герой обычно и лежит в основе эпического произведения. А. Тагиров ведет рассказ неторопливо, описывает картины с подробностями. Сюжетная основа романа - это путь, который проходит боец -от партизана до красногвардейца, от красногвардейца до верного бойца революции - красноармейца, сознательного, беспредельно преданного делу революции воина.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что А. Тагиров является одним из первых создателей жанра исторического романа в Башкирской литературе: в его романах «Солдаты», «Красноармейцы», «Красногвардейцы» явно прослеживаются историкореволюционные черты. Несомненно то, что эти произведения внесли значительный вклад в развитие как башкирской, так и татарской литературы и положили начало традициям, которые в дальнейшем развивались в творчестве писателей-романистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. ЦГАОО Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 36. Д. 2357.
2. Сэгъди Г. Пролетариат диктатурасы дэверендэ татар
эдэбияты (“Татар эдэбияты тарихыныц II бYлеге урынын-да”) // Мирас. 2007. № 8. Б. 39.
3. Журнал Октябрь. 1932. № 10. Б. 25.
4. ТаЬиров А. // Октябрь. 1935. № 5-6. Б. 52.
5. Вахитов А. Х. Башкирский советский роман. М.: Наука, 1978. С. 33.
Поступила в редакцию 25.05.2008 г. После доработки — 12.08.2008 г.