Научная статья на тему 'Из истории татарской литературы: творческое наследие Афзала Тагирова (1890-1938)'

Из истории татарской литературы: творческое наследие Афзала Тагирова (1890-1938) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
281
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФЗАЛ ТАГИРОВ / ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РЕПРЕССИРОВАННЫЙ / ЯНГУРА / САТЫЛГАН КЫЗЛАР / ПРОЗАИК ДРАМАТУРГ / ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА / НАСЛЕДИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ / AFZAL TAGIROV / TATAR LITERATURE / REPRESSED / YANGURA / SOLD GIRLS / PROSE-WRITER / RETURNED NAMES / HERITAGE / LITERARY WORKS / LITERARY CRITICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бадретдинов Раджаб Фатхутдинович

Представлен материал о жизненном и творческом пути известного татарского писателя, драматурга и общественного деятеля Афзала Тагирова. Писатель с раннего возраста познал все трудности жизни: нужду, жестокость, несправедливость. Но он не сломался, научился бороться за счастье людей. Его произведения отражают историю, тяжелую жизнь народа В них автор размышляет о судьбе человека. Писатель показывает противоречия своего времени, пытается найти путь к улучшению жизни своего народа. Литературное наследие писателя составляют более 30 пьес. Дан краткий анализ некоторых его произведений, в которых автор, с одной стороны, опирается на опыт татарских писателей, а с другой в его творчестве можно увидеть влияние классиков русской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF TATAR LITERATURE: THE CREATIVE HERITAGE OF AFZAL TAGIROV (1890-1938)

This work presents a rich material about the life and creative way of the famous tatar writer, dramatist and public figure Afzal Tagirov. The writer himself faced the difficulties of this life, poverty, cruelty, injustice from the early age. But he did not give up. He learned to strive for the people's happiness. His works reflect our history, show the hard life of our people, the writer's thoughts of the human fortune. The writer shows the contradictions of his time, he tries to find the way to improve the life. The literary heritage of Afzal Tagirov contains more than 30 works. We can also see the analysis of come of his works. On the one hand, the author rests on the tatar writers` experience. On the other hand, one can see the influence of the greatest works of Russian literature.

Текст научной работы на тему «Из истории татарской литературы: творческое наследие Афзала Тагирова (1890-1938)»

Р.Ф. БАДРЕТДИНОВ

ИЗ ИСТОРИИ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АФЗАЛА ТАГИРОВА (1890-1938)

Ключевые слова: Афзал Тагиров, татарская литература, репрессированный, Ян-гура, Сатылган кызлар, прозаик драматург, возвращенные имена, наследие, произведения, литературные критики.

Представлен материал о жизненном и творческом пути известного татарского писателя, драматурга и общественного деятеля Афзала Тагирова. Писатель с раннего возраста познал все трудности жизни: нужду, жестокость, несправедливость. Но он не сломался, научился бороться за счастье людей. Его произведения отражают историю, тяжелую жизнь народа В них автор размышляет о судьбе человека. Писатель показывает противоречия своего времени, пытается найти путь к улучшению жизни своего народа. Литературное наследие писателя составляют более 30 пьес. Дан краткий анализ некоторых его произведений, в которых автор, с одной стороны, опирается на опыт татарских писателей, а с другой - в его творчестве можно увидеть влияние классиков русской литературы.

R.F. BADRETDINOV FROM THE HISTORY OF TATAR LITERATURE:

THE CREATIVE HERITAGE OF AFZAL TAGIROV (1890-1938)

Key words: Afzal Tagirov, Tatar literature, repressed, Yangura, Sold girls, prose-writer, returned names, heritage, literary works, literary critics.

This work presents a rich material about the life and creative way of the famous tatar writer, dramatist and public figure Afzal Tagirov. The writer himself faced the difficulties of this life, poverty, cruelty, injustice from the early age. But he did not give up. He learned to strive for the people’s happiness. His works reflect our history, show the hard life of our people, the writer’s thoughts of the human fortune. The writer shows the contradictions of his time, he tries to find the way to improve the life. The literary heritage of Afzal Tagirov contains more than 30 works. We can also see the analysis of come of his works. On the one hand, the author rests on the tatar writers' experience. On the other hand, one can see the influence of the greatest works of Russian literature.

Крупнейший татарский прозаик, драматург Афзал Мухутдинович Тагиров занимает видное место в татарской литературе начала ХХ столетия. Его многообразное литературное творчество неразрывно связано с активной общественной и государственной деятельностью. А. Тагиров всегда был в самой гуще жизни, рано узнал трудности ее и научился бороться за счастье людей. Творческое наследие писателя долгое время оставалось вне поля зрения читателей и литературоведов.

Афзал Тагиров родился 25 октября 1890 г. в деревне Абдрахманово нынешнего Альметьевского района Республики Татарстан. Рано лишившись родителей, он познал тяжелую сиротскую долю, нужду. Немало исколесил дорог в поисках случайного заработка. Он учился в Оренбурге в медресе. В течение 1921 г. выпускал газету «Юксыллар CYзе» («Слово обездоленных»).

Большое влияние на судьбу Тагирова оказала служба в царской армии. Шесть лет, с 1911 г. вплоть до Октябрьской революции, тянул он солдатскую лямку. Жестокая, бесмысленная муштра, издевательства офицеров вызвали у Тагирова протест.

А. Тагиров воюет на фронтах гражданской войны, а с 1922 по 1925 г. находится в Узбекистане, где принимает активное участие в борьбе за установление Советской власти в Хорезме. Работает редактором газеты «Инкилаб кояшы» («Солнце революции»).

В 1925-1927 гг. А. Тагиров учится на курсах в Москве. После окончания учебы был направлен в Башкирию для просветительской работы среди сельской бедноты. В 1931 г. работает председателем Башкирского ЦИК а, а в 1932 г. членом Президиума ВЦИК СССР и остается на этих постах вплоть до периода

культа личности Сталина. Афзал Тагиров организовал и был первым руководителем Союза писателей Башкирии.

Борьба трудящихся против эксплуататоров, разложение царской армии, империалистическая и гражданская войны, формирование новой жизни, судьба женщин деятельность сельчан, открытие нефтяной промышленности в республике - таков широкий тематический диапазон произведений А. Тагирова.

Отличительные особенности его произведений - острота и боевая актуальность, духовная ценность личности.

«Литературное наследие писателя составляют более тридцати трех пьес», -пишет русский литературовед А. Виноградов [2, с. 13]. «Роман «Солдаты» - это новость для нашей литературы», - упоминает в своей статье Давыт Юлтый [20, с. 67].

В романе А.Тагирова «Солдаты» изображение конкретных деталей и событий дается через воспоминания героя - двойника автора, воспроизведены реальные картины жизни.

О таком параллелизме между жизнью главного героя и биографией автора можно говорить, анализируя роман Н.Островского «Как закалялась сталь». Сравнение романов «Солдаты» и «Как закалялась сталь» подводит к необходимости разговора об умении авторов возвыситься над конкретными фактами, художественно осмыслить и обобщить их.

С одной стороны, в романе «Солдаты» и в дилогиях «Красноармейцы», «Красногвардейцы» автор опирается на опыт татарских писателей. С другой -в нем весьма заметно воздействие таких выдающихся произведений русской прозы, как «Разгром» А. Фадеева, «Жизнь Клима Самгина» А.М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова. Многопланово и глубоко рисуя действительность, писатель вдумчиво подходит к распределению противоборствующих сил, предельно концентрирует события, старается в первую очередь раскрыть суть событий и отражение их в психологии героев.

В своих романах, особенно в дилогии, А. Тагиров исходит из стремления народа к истинной свободе: и внешней, и внутренней. В его романах эпоха отразилась в ее противоречиях. Писатель изображает социальную активность масс и дореволюционной поры, их прогрессивные социальные устремления.

В повести «Зимагоры» изображается жизнь деревни перед первой империалистической войной. Деревня в социальном смысле далеко не однородна, и процесс экономической дифференциации продолжается: бедняки становятся все беднее, богатые - богаче. Доведенные до отчаяния люди нередко покидают родные места, чтобы где-нибудь найти работу. Они встречают себе подобных, обездоленных и покинувших родные деревни людей. И такие встречи пробуждают в них чувство солидарности и единения, заставляют задуматься над своим положением, пробуждают ненависть к несправедливости в обществе. Те, кто возвращаются затем в деревню, приносят с собой этот заряд активности и непримиримости к «мерзостям жизни».

Роман «Солдаты» состоит из трех частей. В первой изображается тяжелая жизнь солдат. В главах «Прием», «Рождество» мы видим, как рекруты являются на прием, знакомимся с тем, как пристрастно относится начальство к социальному положению рекрута, его происхождению, какую роль играет это в дальнейшей судьбе новобранца. Показано это со знанием дела и с большой реалистической силой. Писатель ярко изображает нравы казармы, оболванивание солдат различными глупыми наставлениями и муштрой. Нельзя читать без волнения страницы, где автор изображает, какое все это оказывает воздействие на сознание и чувства солдат, как развращает и принижает безвольных и как больно бьет по тем, кто обладает чувством достоинства и чести.

Особенность романа «Солдаты» - в мемуарно-хроникальном стиле всей его поэтико-синтаксической структуры. Повествование ведется от имени главного героя Бакирова. Это, во-первых, придает достоверность всему повествованию, во-вторых, как бы подтверждает, что оно основано на действительных событиях, имевших место в жизни героя.

В свое время, положительно относясь к творчеству А. Тагирова и давая своеобразную оценку произведения «Емельянов курган», критик Г. Нигмати писал: «Афзал Тагиров, давший довольно занимательные рассказы исторического характера, в основном, пишет о сельской жизни. Исторический рассказ «Емельянов курган», рассказывающий о тяжелой жизни татарских крестьян, насильно отправленных из крепостных деревень на уральские заводы, и об их участии в восстании Пугачева, является первым, успешным опытом А. Тагирова в жанре исторического рассказа, и в послереволюционной литературе он вообще считается первым, кто шагнул в этом направлении» [5, с. 43].

Литература

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. 502 с.

2. Виноградов А. Афзал ТаЬшров турында рус эдэбияты / А. Виноградов // Октябрь. 1934. № 5-6. 13 б.

3. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала ХХ века / М.Х. Гайнуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1996. 434 с.

4. Кондрад Н.И. Проблема реализма и литературы Востока / Н.И. Кондрад. М.: Худож. лит., 1959. 347 с.

5. Нигъмэти Г. Матур эдэбият фронтындагы ун ел / Г. Нигъмэти. 1930. 47 б. 43 б.

6. Сэгъди Г.Г. Пролетариат диктатурасы дэверендэ татар эдэбияты («Татар эдэбияты тарихыныц II бYлеге урынында») Габдрахман Сэгъди / Г.Г. Сэгъди // Мирас. 2007. № 8. 40 б.

7. Таиров А. Беренче кеннэр / А. Таиров // Хикэя. М.: Центриздат, 1929. 100 б.

8. Таиров А. КияY Ьюм кэлэш / А. Таиров // Пьеса бер пэрдэдэ. М.: СССР халыкларыныц Yзэк нэшрияты, 1924. 26 б.

9. ТаЫров А. Ку^ чорында / А. ТаЫров // Драма 4 пэрдэдэ. М.: Нэшрият кооперативы, 1926. 65 б.

10. Таиров А. Ленин 1пэм Октябрь / А. Таиров. М.: Нэшрият, 1927. 56 б.

11. Таиров А. Солдатлар / А. Таиров // 1-2 китап. Казан: Тат. кн. изд-во, 1933. 286 б.

12. Таиров А. СССРныц кыскача икътисади ^эгьрэфиясе / А. Таиров // Yз- Yзеннэн укучы-ларга ярдэмче. М.: Нэшрият, 1926. 87 б.

13. Таиров А. Хикэялэр / А. ТаЫров. К.: Татгосиздат, 1935. 268 б.

14. Таиров А. Штурвалчы / А. Таиров // Хикэя. Казан: Татиздат, 1932. 78 б.

15. Таиров А. Ямэлкэ тавы / А. Таиров. М.: Центроиздат, 1939. 54 б.

16. ТаЫров А. Ямэлкэ тавы / А. Таиров // Пугачевтан калган архив материаллары буенча.

М.: Нэшрият кооперативы, 1927. 40 б.

17. Таиров А. Этрэгэлэмнэр / А. Таиров // Хикэя. М.: Центриздат, 1927. 52 б.

18. Таиров А. Yрнэк / А. ТаЫров // Колхоз тезелешеннэн алып язылган пьеса. Казан: Татиздат, 1931. 52 б.

19. Таиров А. Алатау / А. ТаЫров // Пьеса. 0фе: Башгиз, 1935. 112 б.

20. Таиров А. Кызылгвардеецлар / А. Таиров // Роман. 0фе: Таткнигоиздат, 1936. 398 б.

21. ТэЬюинец Кульязмалар бYлеге, архив hэм фэнни фонд мирасханэсе; 200 фонд, 1 нче тасввир., саклау берэмлеге № 1, 2, 3, 4.

22. Хализев В.Е. Теория литературы и эстетики / В.Е. Хализев. М.: Худ лит., 1975. 502 с.

23. Юлтый Д. Солдатлар / Давыт Юлтый // Октябрь. 1933. № 3-4. 62-68 б.

БАДРЕТДИНОВ РАДЖАБ ФАТХУТДИНОВИЧ родился в 1971 г. Окончил Казанский государственный университет. Научный сотрудник отдела рукописей, научного и архивного фонда Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ. Область научных интересов - татарская литература начала хХ в., теория литературы, жизни и творчества незаслуженно забытых имен времен сталинских репрессий. Автор 19 научнопопулярных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.