Алтайского края. И чётко очерченное «Я» - «человек», «личность» в языковом сознании молодых людей. Процесс реконструкции самоидентификации личности за последнее столетие сопровождался изменениями в традиционной ценностно-смысловой, ментальной сфере индивидуального и коллективного сознания, формируя не свойственные ранее русской ментальности черты эгоцентризма, индивидуализма. Однако зафиксированную в ходе исследования тенденцию нельзя обозначить как деструктивный процесс, о чём свидетельствуют несколько причин. Во-первых, в реальном функционировании связи между системой языка и культурой наибольшую степень влияния на филогенез и онтогенез языковой картины мира оказывает «величина» влияния различных культурологических факторов (исторических, социальных, семейных и др.).
Во-вторых, языковая картина мира, понимаемая нами как динамическая модель, должна развиваться в соответствии с заданными эпохой требованиями. С такого ракурса просматривается созависимость языка и культуры определенного исторического времени, детерминированность социальной, культурной, языковой средой индивида.
Однако невозможно говорить о некой «похожести» языковой картины мира людей, проживавших в одно время, поскольку в пределах одного языка языковая картина мира выступает как совокупность функциональных вариантов (думается, языковая картина мира жителя города будет отлична от крестьянской). Это означает, что каждый из них характеризуется особой репрезентацией концептуального пространства «Я» и способов его объективации в языке.
Приядерная зона концептуального пространства «Я» выделенная при анализе дискурсов носителей диалекта Алтайского края включает лексемы, пред-
Библиографический список
ставляющие ассоциативно-смысловую группу «Мы». В то время как при анализе приядерной зоны концептуального пространства «Я» в синхронии фиксируем субъективное начало человека, его «Ego» и «Alter Ego». Содержание концептуального пространства «Я» личностно окрашено, о чем свидетельствуют такие лексические единицы, как человек, личность и номинация по гендерному признаку: девушка, женщина, которые также указывают на субъективизм в процессе автономинации.
Анализируя ближнюю периферию концептуального пространства «Я» в дискурсах носителей диалекта Алтайского края, отметим высокую частность глагольной номинации, обозначающую обычные для деревенского жителя занятия: работать в поле, работать в колхозе, прясть, песнякать (петь песни). План содержания данных глаголов подразумевает множественность исчисления, т.е. мы: «Мы пряли», «Мы песнякали», «Ой, как мы работали, в колхози-то» и т.п. Выделим внешние и внутренние факторы, формирующие языковую картину мира человека (историческая эпоха, коллектив, знания, информация).
Осмелимся предположить, что сегодня потеряны те самые «скрепы» русского общества: на смену соборности, а потом и идеологии ничего не пришло, что и определило кризис духовности, дегуманизации культуры, в целом - эпоху субъективизма. Весьма интересна и продуктивна в исследовательском плане мысль о том, что сегодня мы имеем дело с разделенными понятиями - русский и российский. Данный вопрос имеет междисциплинарный характер и может стать объектом исследования во многих областях знаний.
1. Ефремов В.А. Теория концепта и концептуальное пространство. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009: 96 - 106.
2. Красных В.В. Концепт «Я» в свете лингвокультурологических наук. Язык, сознание, коммуникация. Москва, 2003; Вып. 23.
3. Кашкина О.В. Я-концепт сквозь призму самооценочных высказываний. Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2004; 1: 47 - 53.
4. Соков А.А. Автономинация как результат реализации лингвокреативного потенциала виртуальной языковой личности xXi века. Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2014; 4: 78 - 84.
5. Андреев В.К. Автономинация в корпоративных языках молодёжи: форма и содержание. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». Волгоград, 2011; 5 (59): 4 - 7.
6. Щербаков М.А. Модель уровней самоидентификации личности. Available at: http://www.ipd.ru/ articles/ident_article.shtml
7. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. Москва, 1995.
8. Прокофьева Е.В. Диалектная языковая личность на Алтае. Диссертация ... кандидата филологических наук. Барнаул, 2010.
9. Болдырев H.H. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики. Вопросы когнитивной лингвистики. 2004; 1: 18 - 36.
10. Околелова О.Н. Опыт лингвистического исследования концепта «самооценка» в русском языковом сознании. Грамота. 2012; № 7 (18): в 2-х ч. Ч. II: 161 - 167.
11. Лурье С.В. Утоптанная тропа сквозь темный лес (Бессознательное в этнической картине мира). Общественные науки и современность. 2016; 2: 136 - 143.
References
1. Efremov V.A. Teoriya koncepta i konceptual'noe prostranstvo. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009: 96 - 106.
2. Krasnyh V.V. Koncept «Ya» vsvete lingvokul'turologicheskih nauk. Yazyk, soznanie, kommunikaciya. Moskva, 2003; Vyp. 23.
3. Kashkina O.V. Ya-koncept skvoz' prizmu samoocenochnyh vyskazyvanij. Vestnik VGU. Seriya «Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya». 2004; 1: 47 - 53.
4. Sokov A.A. Avtonominaciya kak rezul'tat realizacii lingvokreativnogo potenciala virtual'noj yazykovoj lichnosti XXI veka. Vestnik MGOU. Seriya «Russkaya filologiya». 2014; 4: 78 - 84.
5. Andreev V.K. Avtonominaciya v korporativnyh yazykah molodezhi: forma i soderzhanie. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Filologicheskie nauki». Volgograd, 2011; 5 (59): 4 - 7.
6. Scherbakov M.A. Model' urovnej samoidentifikacii lichnosti. Available at: http://www.ipd.ru/ articles/ident_article.shtml
7. Tolstoj N.I. Yazyk i narodnaya kultura. Ocherkipo slavyanskoj mifologii i 'etnolingvistike. Moskva, 1995.
8. Prokof'eva E.V. Dialektnaya yazykovaya lichnost' na Altae. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Barnaul, 2010.
9. Boldyrev N.N. Konceptual'noe prostranstvo kognitivnoj lingvistiki. Voprosy kognitivnojlingvistiki. 2004; 1: 18 - 36.
10. Okolelova O.N. Opyt lingvisticheskogo issledovaniya koncepta «samoocenka» v russkom yazykovom soznanii. Gramota. 2012; № 7 (18): v 2-h ch. Ch. II: 161 - 167.
11. Lur'e S.V. Utoptannaya tropa skvoz' temnyj les (Bessoznatel'noe v 'etnicheskoj kartine mira). Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2016; 2: 136 - 143.
Статья поступила в редакцию 22.05.19
УДК 821.512.141.09
Galina G.G., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department of Bashkir Literature and Culture, Bashkir State Pedagogical University n.a. M.Akmullah (Ufa, Russia), E-mail: galima.galina@mail.ru
LITERARY WORK OF AFZAL TAGIROV. The article studies literary activity of a Bashkir Soviet statesman, writer Afzal Tagirov from the point of view of literary and aesthetic thought of the beginning of the XXI century. The paper studies the aspects of reflection in the characters of A. Tagirov's works of features of the era; the skill of the writer in the embodiment of the variety of contradictions of reality in literary types. The author comes to the conclusion that the value of his novels reflects the real events and facts of the Imperialist and Civil wars. The main contents of the study are an analysis of novels "Soldiers", "Red Guards", "Red Army". The features of the image of the struggle for the autonomy of Bashkortostan are revealed.
Key words: history of Bashkir literature, Afzal Tagirov, novel, ideological and aesthetic views, struggle, Imperialist war.
Г.Г. Галина, канд. филол. наук, зав. каф. башкирской литературы и культуры, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: galima.galina@mail.ru
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АФЗАЛА ТАГИРОВА
В статье предпринята попытка системного исследования литературной деятельности башкирского советского государственного деятеля, писателя Аф-зала Тагирова с точки зрения литературно-эстетической мысли начала XXI века. В работе изучаются аспекты отражения в характерах героев произведений А. Тагирова особенностей эпохи; мастерства писателя в воплощении в литературных типах многообразия противоречий действительности. Автор приходит
к выводу, что ценность его романов заключается в отражении в них реальных событий и фактов времен империалистической и гражданской войн. Основное содержание исследования составляет анализ романов «Солдаты», «Красногвардейцы», «Красноармейцы». Раскрыты особенности изображения борьбы за автономию Башкортостана.
Ключевые слова: история башкирской литературы, Афзал Тагиров, роман, идейно-эстетические взгляды, борьба, Империалистическая война.
2019 год в Республике Башкортостан проходит под знаком знаменательного юбилея - 100-летия со дня её образования. Созданию самой первой в России автономной республики предшествовала многоэтапная и упорная борьба башкирского народа за свою государственность. Важнейшим её этапом стало башкирское национальное движение, зародившееся в ходе революционных событий и буржуазно-демократических преобразований в России в феврале-марте 1917 г
Башкирское движение возглавил молодой политик, военный деятель и ученый-востоковед З. Валиди. 15 ноября 1917 г Валидов и его соратники провозгласили Башкирскую автономную республику в составе России со столицей в Оренбурге, которая, однако, из-за начавшейся Гражданской войны осталась неосуществленной. Но она стала основой БАССР, возникшей в марте 1919 г и явившейся первым опытом создания национально-территориальной автономии в России, положившей основу федерализма [1, с. 45]. В 20-х годах ХХ века некоторые основоположники БАССР (З. Валиди, Ф. Сулейманов, Г Таган и др.) вынуждены были эмигрировать за границу. Необходимо было строить молодую республику. На руководящие посты были назначены личности, которые изначально были на стороне советской власти. Одним из таких лидеров был Афзал Тагиров. В ХХ веке советской литературоведческой науке творчество прозаика всесторонне изучалось и оценивалось видными критиками, поэтами, писателями. Многие исследования относятся к прошлому веку, где в большинстве научных работ, монографий, статей его творчество рассматривается с позиции советской идеологии. Поэтому сегодня в литературоведческой науке актуальным становится новый подход к изучению творчества А. Тагирова, в первую очередь, в контексте литературно-эстетической мысли советского и особенно постсоветского периода. Основной целью данной статьи является раскрытие идейно-эстетических и художественных аспектов и направлений творчества прозаика. Научная новизна исследования в том, что впервые предпринята попытка изучения аспектов отражения в характерах героев произведений А. Тагирова особенностей эпохи; мастерства писателя в воплощении в литературных типах многообразия противоречий действительности.
В истории башкирской литературы Афзал Мухитдинович Тагиров стал широко известен как писатель, выступающий в защиту интересов простого и бедного народа. Он родился 25 октября (6 ноября) 1890 года в селе Абдрахманово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевского района Республики Татарстан). Жизнь писателя была нелегкой - несмотря на то, что стал сиротой в 9 лет, он стремился к получению знаний, борясь с бедностью и нищетой. Начальное образование получил в родном селе, а затем - в Альметьевском медресе. Посчитав образование в медресе недостаточным, Афзал Тагиров по вечерам посещал дополнительные уроки географии и истории у сельского учителя, по причине чего в 1904 году был исключен из медресе.
В 1905 году поступает учиться в медресе «Марджания» в Казани. В Казани он начал революционную деятельность под влиянием татарского пролетарского писателя Гафара Кулахметова. Распространял прокламации на Пороховом заводе и в рабочих казармах.
В эти же годы он пробует себя в области драматургии. В 1907 году написал комедию под названием «Бисура» («Кикимора»). В 1908 году это произведение впервые было поставлено шакирдами в медресе «Марджания». В этот период шакирды, оттачивая свое перо в написании необъёмных пьес, посвященных каким-либо событиям повседневной жизни, ставили инсценировки. В те времена проведение таких литературных вечеров было проявлением смелости, так как по законам ислама сценические игры были категорически запрещены. Его произведения такие как «Бисура» («Кикимора») были распространены и в других медресе. По воспоминаниям Сагита Агиша, пьесы в одном действии А. Тагирова ставились и в медресе «Хусаиния». В особенности, шакирдам нравилось смотреть необъемное произведение «СалбарГшщар» («Безбрюкие»). Здесь нищая жизнь шакирдов показывается с юмористической стороны. Двум юношам приходилось носить одни брюки на двоих. Когда один шакирд был в театре, к другому пришла знакомая девушка. Из-за того, что брюки были на другом шакирде, он был вынужден притвориться больным. Несмотря на то, что произведение написано легким юмором, здесь можно увидеть начало разоблачения социального неравенства.
Начиная с 1907 г. А. Тагиров работал на суконной фабрике Акчуриных в Симбирске, в Оренбургском предприятии - по сбору шерсти, добывал камни, после, вернувшись в родное село, работал учителем. В 1910 году поступает в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Именно в эти годы он начинает свою литературную деятельность. В 1908 году пишет рассказы «Проданные девушки», «Когда страна вздрогнула» и повесть «Угнетенные женщины». А. Тагиров оказался одним из первых башкирских писателей, которые примкнули к народным массам, услышали голос угнетенных людей. Впервые в творчестве этого периода на передний план был выдвинут образ "маленького человека" - представителя низших слоев. Развитие этого образа было сопряжено влиянием романтизма, дидактизма и просветительского реализма. Это позволило раскрыть, развернуть реальную действительность со всеми её ужасающими обстоятельствами и событиями, на фоне которых изображается угнетенный, достигший самого дна жизни типич-
ный образ простого человека из народа [2, с. 17]. В первых творческих примерах А. Тагирова прослеживается стремление к сочувствию тяжелому состоянию простого человека и демонстрации мучительных и беспросветных дней их жизни.
В рассказе «Проданные девушки» и повести «Угнетенные женщины» описывается горькая участь женщин. Рассказ повествует о жизни татарских и башкирских девушек в публичном доме.
В 1912 году Оренбурге под псевдонимом А. Мухитдина как отдельная книга была издана повесть «Угнетенные женщины». Это произведение является продолжением рассказа «Проданные девушки». Как и в других произведениях начала ХХ века, в этой повести отразилась проблема свободы женщин. Проблема бесправия женщин так же нашла отражение в произведениях писателей того периода: Р Фахретдинова «Асма, или Проступок и наказание», М. Гафури «Голодный год, или Проданная девушка», «Бедняки» и др., З. Хади «Несчастливая девушка», А. Тангатарова «Заброшенная могила», Г Рафикова «Ысыккуль», «На склонах Алатау», «Временный брак».
Финал повести в какой-то степени похож на завершение произведения Р. Фахретдинова «Асма, или Проступок и наказание», где Хикмат хажи, обижавший Асму, теряет все свое богатство; Хамида, обманувшая и продавшая Асму Зайнуш абыстаю, умирает от тяжелой болезни; Зайнуш, заставлявшая детей попрошайничать, сама становится нищей. Как видно, и в «Угнетенных женщинах» так же традиционно решается вопрос «преступления и наказания».
В отражении жизни богатых и бедных, раскрытии их характеров эта повесть свободна от схематизма и шаблона. Описывая жизнь бедных, их невоспитанность и безнравственность, автор показал всю правду жизни в истинном обличии. Изображая образ Марьям ханум, автор подчеркнул, что, несмотря на то, что она была представителем другой нации и из другого сословия, была добросердечна к бедным башкирам. В этой повести нет острого конфликта. При раскрытии проблем нравственности в контрастном плане грамотность противопоставляется безграмотности, воспитанность - невоспитанности.
Осенью 1911 года А. Тагиров был призван на службу и направлен в город Меджибож Подольской губернии. В городе Киев учится на курсах фехтовальщиков. В 1913 году вступает в ряды коммунистической партии. Именно в этот период начинается его знакомство с русской литературой. Под влиянием творчества М. Горького он пишет повесть «Зимагоры» (1916). Эта повесть является первым произведением, основанным на автобиографическом материале. В дальнейшем этими материалами автор воспользуется во многих других произведениях. Здесь повествуется история о том, как главный герой Сагит из "зимагора" превращается в борца.
С началом I Мировой войны писатель уходит на фронт. Активная позиция и бунтарский характер А. Тагирова вынуждает его и на войне бороться за справедливость. Из-за агитации солдат против войны, его приговаривают избиению кнутом в 50 ударов.
После Февральской революции он был выбран в комитет солдатского полка. После Октябрьской революции был на стороне красных, избран членом исполкома Оренбургской губернии, работал в отделе образования, исполнял должность редактора газеты «Юксыллар сюзе» ("Слово бедных") губернского комитета Коммунистической партии. В 1921 году он был отправлен в Туркистан. В Самаркандском областном комитете был заведующим агитпрома, в советско-партийной школе и Узбекском институте читал лекции. В 1922 году был переведен в Хорезм. Там организовывает советскую партийную школу, назначается редактором газеты «Инкилап кояшы» («Солнце революции»).
Писатель в 1925 - 1927 гг учился в Московской коммунистической академии. Приехав в Уфу, работал на должности ответственного секретаря областного комитета партколлегии Башкортостана, в 1931 избирается председателем ЦИК Башкирской АССР и остается там до конца жизни.
В 1931 году появилось решение башкирского областного комитета об изучении истории гражданской войны в Башкирии. Создается специальная комиссия по претворению в жизнь этого решения, в состав которой вошли писатели А. Та-гиров, Д. Юлтый и Ш. Шагар [3, с. 295].
В конце 20-х гг. А. Тагиров приступает к созданию широкомасштабных эпических произведений. Был самым активным писателем романов. Первая часть романа «Солдаты» вышел в свет в 1931 г, вторая часть - в 1933 году.
Это произведение является первым опубликованным романом в истории башкирской литературы. По истечении времени из памяти человечества стираются важные события, произошедшие в истории. Роман «Солдаты» ценен для читателя тем, что отражает всю правду империалистической войны. Только тот, кто участвовал на войне и видел кровопролитие собственными глазами, может детально написать такое произведение. Роман носит автобиографический характер. Сам, будучи участником этой войны от начала до самого её конца, А. Тагиров стремится раскрыть эти проблемы во всей их реальности.
Жизнь главного героя Бакирова соответствует биографии писателя. В описании картин войны, автор задается целью со всей реальностью раскрыть империалистическую суть мировой войны, воспитать в читателях ненависть к ней. Он
подчеркивает, что война приносит для страны только разорение, а для простого народа ничего не дает В первую очередь автор раскрывает трагические стороны кровопролития; показывает, как среди солдат растет революционный настрой. Всё это А. Тагиров пытается раскрыть в суровой реальности через типичные условия и типичных судеб героев. Это сближает роман с мемуарами, наблюдается эмпиризм в изображении жизни.
Повествование в романе ведется от первого лица. Произведение начинается с того, что Бакиров идет на смотр солдат и покидает деревню. В дальнейшем, описывается служба в царской армии, господствующие там порядки, участие его в I Мировой войне. Под влиянием таких большевиков, как Михаил Кирш, Суров, Шаруда, Гайдан меняется его мировоззрение, он становится революционером. При вступлении в войну, изображаются, прежде всего, незнание порядков, неопытность, большие потери из-за неправильного руководства офицеров и отражение всех этих событий в прессе, не соответствующих действительности. Центральный герой попадает в госпиталь с ранением, после, по своему желанию возвращается на фронт.
Но его целью было настроить солдат против войны, а не бороться с врагами. Бакиров разъясняет солдатам то, что война не приносит простым людям ничего, кроме смерти и нищеты: все заводы и фабрики принадлежали богачам, государственные деньги перекачивали в карманы тем же капиталистам; в сельской местности наблюдалось разорение крестьянских хозяйств. Такая агитация, разъяснение сущности войны среди солдат вызвала недовольство на фронте. Отрицательное отношение унтер-офицеров к простым солдатам, наказания без суда и следствия только усиливало недовольства. По требованию Полевого суда, Бакирова вместе с несколькими его товарищами приговаривают к избиению кнутом в 50 ударов. Наблюдались такие отрицательные явления, когда из-за нехватки людей, несмотря на тяжелое ранение солдат, более дееспособных отправляли на войну, затем в конце войны, напротив, когда недовольство усилилось, молодых бойцов посылали на передний фланг.
При описании боевых баталий, полей битв, раненых в госпитале, жизни распутниц автор использует элементы натурализма.
Роману «Солдаты» присуща многогеройность, чрезмерное обилие и сложное переплетение событий, масштабность действия. «Солдаты» многоплановое произведение, составленное в виде хроники событий и объединяющее судьбы самых разнообразных героев. Наряду с важными для развития героя событиями, здесь прослеживаются факты, не имеющие никакого значения в развитии произведения. Роман напоминает дневник. Фиксировался каждый, кто встречался Бакирову. Многие детали и персонажи используются лишь для иллюстрации какой-то авторской мысли. Автор не уделяет внимание описанию внутреннего мира героя, упускается из виду эволюция его духовного составляющего, состояние души простого человека, переживающего перелом в своем сознании.
В 1935-37-е гг. публикуется дилогия А. Тагирова «Красногвардейцы» («Хыдылгвардеецтар»), «Красноармейцы» («Кы^ылармеецтар»). Печатается только русский вариант второй книги дилогии. После репрессирования писателя башкирский рукописный вариант долгое время лежит в архиве и только в 1962 году, после реабилитации, книга выходит в свет.
Романы «Красногвардейцы», »Красноармейцы» отражают самые сложные периоды в Башкортостане - события Гражданской войны. Они, в какой-то степени, являются продолжением романа «Солдаты». В дилогии изображены реальные события, у многих героев есть прототипы. В начале произведения Билал с красногвардейским отрядом, состоящим из рабочих и солдат, доходит до Пензы, но заболев тифом, отстает от своего отряда и прибывает в Оренбург. По всему городу ищет красных.
Сначала попадает в мусульманскую дружину, состоящую из девушек и юношей-гимназистов, детей богатых и приказчиков. Их возглавляет Баскантай. В дальнейшем, встречается с красными. Билал живет у богача Хайриева. Здесь он знакомится с прислугой Махитап.
В романе с позиции коммунистической идеологии изображена борьба за создание башкирской автономии. Его предводитель, основоположник российского федерализма З. Валиди охарактеризован как буржуа-националист. С начала 1917 года события даются в определенной последовательности. По приезде в город Оренбург Заки Валиди начинает совместную работу с поэтом Бакиром, муллой Кирасом, прапором Карамасовым, старшиной Кываровым, тарханом Чулпа-новым, поручиком Таир Ямаевым. Хабиб Гибади назначается ответственным за выпуск газеты «Башкорт». В июле 1917 года его приглашают в дом Епархиального училища на Областное башкирское собрание. В августе того же года в Уфе организовывается Областной съезд, где рассматривается вопрос о проведении "Большого курултая Башкортостана", который проводился 8 декабря 1917 года в Оренбургском Каравансарае.
Все эти события нашли отражение в трудах З. Валиди «Воспоминания», М. Муртазина «Башкортостан и башкирские войска в гражданской войне». Как уже было отмечено выше, образы, данные в дилогии, имеют прототипы. Например, выпускающий газету «Башкорт» Хабиб Гибади - это Хабибулла Габитов. Председатель бюро, организованный муллами - Канатов - Шариф Манатов; с растопыренными ушами, худощавого телосложения, пишущий письменные обращения поэт Бакир - Шаехзада Бабич: командир башкирского конного полка, Ахметшин, который в феврале 1919 года не дал конному полку присоединиться к красным, а увел их на сторону Колчака - это Муса Муртазин.
После ареста Башкирского правительства оренбургскими большевиками в феврале 1918 года З. Валиди был заперт в тюрьме в отдельной комнате с плохими условиями. Но в целях показа гуманного отношения красных к лидеру Башкирского правительства, А. Тагиров переиначивает данный факт Конечно, литературное произведение не может быть художественной аналогией истории. В романе З. Валиди держат в отдельном доме, где для него там готовят вкусные блюда, приносят газеты и журналы - оказывают почтение. Борцов за автономию республики автор подвергает резкой критике. В этом, видимо, нельзя обвинять писателя и всю литературу того времени в целом. Ведь, согласно сложившемуся стереотипу тех лет, кто не с борцами за советскую власть, тот против них, то есть классовый враг Любой другой путь, иной способ борьбы за свободу и независимость народа было равносильно преступлению, поискам личной выгоды [4, с. 125].
В литературе 30-х гг. в творчестве многих писателей преобладал социологизм. Это оказало влияние на то, что даже в описании любовных картин присутствовала политика. Во многих произведениях молодежь в минуты встреч говорила не только слова о любви, но и про борьбу за социализм, о построении новой жизни в обществе. И в этом романе на слова Махитап «Душа моя», Билал отвечает: «И я, и ты - не только частички влюбленных душ. Всей душой мы являемся полноценными людьми советской власти и нового мира».
В дилогии полностью раскрыты лишь несколько характеров героев: Билала Кадырова, Нурий Сакая, Махитап, Заки Валиди.
Билал Кадыров уже в начале произведения изображается как целеустремленный, твердо и уверенно стоящий на ногах борец. В дальнейшем он раскрывается как командир отряда, способный принимать смелые решения в критических ситуациях.
Нурый Сакай - добросердечный, отзывчивый артист, из бедной семьи. С самого начала он принимает сторону красных, но не становится активным борцом. Он реальная личность, взятая из жизни.
Служанка богача Махитап охарактеризована как веселый, смелый, решительный человек. Влюбившись в Билала, она уходит вслед за ним на фронт, выходит замуж и у них рождается сын. её отношение с Билалом придает роману лиричность.
Образ Заки Валиди автор представил в виде карикатуры. И внешность, и его внутренний мир изображается с отрицательной стороны. Он поясняет, что башкирская страна совершила ошибку, последовав за ним. Даже переход башкирских войск на сторону красных в феврале 1919 года он оценивает как поиск личной выгоды.
Вместо того, чтобы дать объективный художественный анализ башкирскому национальному движению, он через гротеск выражает тенденциозно-отрицательный взгляд этому движению и его последователям [5, с. 385].
По логике произведения, такие герои, как Гилажи, Арслан, Салават, должны были сформироваться как центральные образы, но они раскрыты не полностью.
В этой дилогии писателя можно увидеть недостатки, характерные для многих его произведений: отсутствие художественной целостности романа, бессистемность сюжета и композиции, приведение имен или фамилий десяток персонажей, носящих эпизодический характер.
В последние десятилетия история России начала ХХ века с разных точек зрения освящена в различных областях науки: философии, литературоведении, истории. Этому периоду посвящены многие художественные произведения. Например, в конце 90-х годов прошлого столетия башкирский читатель смог познакомиться с книгой З. Валиди «Воспоминания». Поэтому, на сегодняшний день у читателей есть возможность изучить дилогию «Красногвардейцы» и «Красноармейцы» в сравнении с ними и дать ответы на вопрос: как и почему современники отражают две противоположные стороны одного события.
Как было отмечено выше, Афзал Тагиров рано осиротев, получив образование своими усилиями, с молодости приобщился к революционному делу. Вместе с простыми солдатами из других национальностей познал все тяготы Империалистической войны, выступил против свержения царской монархии и войны. Поэтому он после февральской революции во время Гражданской войны сражается на стороне красных. Все вышеперечисленные факты биографии писателя поясняют его позицию и выбор советской власти.
А. Тагиров - личность, оставившая глубокий след в судьбе нашей республики, а также в истории литературы. Он одновременно занимал несколько ответственных постов. Был председателем правления Союза писателей Башкортостана, руководителем высшего органа власти республики - Председателем Центрального исполнительного комитета Башкортостана, директором института языка и литературы, председателем комиссии по поддержке студентов и также являлся руководителем во многих других организациях. Активно работал в области литературной критики и литературоведения.
Труд на русском языке «Развитие художественной литературы Башкортостана», выполненный для III пленума Союза писателей СССР посвящен первому систематическому освещению башкирского литературного процесса.
В сентябре 1936 года на общем собрании писателей республики выступил с докладом на тему «О работе литературных кружков». В этом докладе он определил, какие конкретные работы необходимо сделать на местах, чтобы привлечь народ к литературе. Он ставит следующие задачи: проведение мероприятий, приуроченных к 100-летию со дня смерти Пушкина; изучение начинающими писа-