УДК 625.282.01 1.1(088.8)
Ф. А. Доронин
Петербургский государственный университет путей сообщения
СВОБОДНЫЕ СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАНИЯ ГАЛОПИРОВАНИЯ И ПОДЕРГИВАНИЯ В ОДНОРОДНОМ ПОЕЗДЕ С УЧЕТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Рассматриваются свободные связанные колебания галопирования и подергивания экипажей однородного поезда с учётом вязкого сопротивления их относительному перемещению. Приведена система уравнений в частных производных, описывающих движение исследуемой континуальной системы, определены собственные частоты и формы колебаний. Построены хронограммы перемещений и продольных сил в заданных сечениях поезда, представлены распределения перемещений по длине поезда в фиксированный момент времени.
связанные колебания, однородный поезд, вязкое сопротивление, собственные частоты, собственные формы колебаний, продольные усилия.
Введение
В работе приведены исследования в линейной постановке малых свободных связанных колебаний галопирования и подёргивания вагонов в однородном поезде с учетом сопротивления движению (рис. 1).
Рис. 1
Все вагоны в поезде считаются симметричными, одинаковыми по массе и одинаково загруженными, масса локомотива предполагается равной массе вагона. Продольная податливость хребтовой балки вагона не учитывается, а упругие элементы автосцепок считаются подчиняющимися закону Гука. При этом учитывается вязкое сопротивление движению вагонов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.
4
1 Дифференциальные уравнения движения одиночного вагона
Составим дифференциальные уравнения движения одиночного вагона в вертикальной плоскости (рис. 2). За обобщённые координаты системы примем горизонтальное смещение хт. тележки и угол поворота фк. кузова i-го вагона (для симметричного вагона колебания подпрыгивания отделяются от других видов колебаний).
Примем следующие обозначения: тк =
= 77 500 кг,/ = 1,25106 кгм2 - масса и момент
’к ’
и инерции кузова i-го вагона относительно центральной оси, перпендикулярной плоскости чертежа; тт = 4150 кг - масса тележки i-го вагона, с учетом масс двух колёсных пар; =
= 36,82 кгм2, R = 0,475 м - момент инерции и радиус круга катания колесной пары i-го вагона; с = 8 106 Н/м - суммарный коэффициент жёсткости рессорного комплекта тележки i-го вагона; Ьв = 3 105 Н с - суммарный коэффициент вязкого сопротивления демпферов тележки i-го вагона; точка С - центр тяжести кузова вагона. Остальные обозначения приведены на рис. 1 и 2.
Запишем уравнения Лагранжа II рода для рассматриваемой системы:
d f дТ 2 дТ дП, . d f дТ ^
— + 1- = 0; —
dt [я* У дхт- дхт, dt 1д(Р- у
дТ, дФ, дП, дф, дер, дф,
(1)
где T, П. и Ф. - кинетическая и потенциальная энергии, а также диссипа-
тивная функция Рэлея i-го вагона соответственно.
Кинетическая и потенциальная энергии i-го вагона записываются следующим образом [1]:
Т =
mKi + 2
m„
J 3
+ 2-^П-R2 у
x 2
^ +( J к- + mKih 2 )^фГ + mK-hxT ф i;
П. = 2 cl
2 ф
2 - mKigh y = (2clK2 - mK-gh)
Pi
2
(2)
(3)
Функция Рэлея имеет вид:
Ф- = 2 Vk-
2 ф-
(4)
5
Подставляя выражения (2), (3) и (4) в уравнения (1), приходим к дифференциальным уравнениям движения одиночного вагона:
+ 2
( J л
mTi + 2^Kf v R2 у
хт/ + mMi =0;
(5)
mKihXTi + (JKi + mKih2 )ф,‘ + 2bA<Vi + (2clli - mKigh)ф,‘ = 0
2 Дифференциальные уравнения движения однородного поезда с учетом вязкого сопротивления
Используя уравнения (5), перейдём к континуальной модели поезда (к системе с бесконечным числом степеней свободы, в которой все инерционные, жесткостные и диссипативные параметры равномерно распределены по длине поезда [2]).
Будем считать, что поезд представляет собой однородный, не совершенно упругий стержень 1, имеющий продольную жёсткость са и распределённую массу цт. Силы внутреннего трения в стержне считаем пропорциональными первой степени скорости деформации волокон стержня.
Этот стержень с помощью кинематических преобразователей связан с распределённой массой цк и распределённым моментом инерции цф кузовов экипажей, входящих в поезд (рис. 3).
Рис. 3
Обобщённые координаты хт = f(x,t) и ф = f2(x,t) являются функциями двух переменных - координаты х, характеризующей положение поперечного сечения поезда вдоль его длины, и времени t. 6
6
Дифференциальные уравнения свободных связанных колебаний галопирования и подёргивания однородного поезда с учетом вязкого сопротивления как континуальной системы имеют вид:
I ч д хт , д ф
(Цк + Цт Ht2L +
dt dt
д3 xT д 2 хт
г---V-Са----2 = 0
дtдx 2 дх 2
, д2 хт / ,2\ д 2ф дф
h^K~~2~ + (Цф+Цкh )'д^Г + Рв д' + Соснф = 0
(6)
где
Ц т =
2п
L
mT + 2 jKn
T R2
2п
п
n = 50 - число вагонов в поезде; c
; L = n ■ 1в - длина поезда; Цк = ~^тк; цф = LJк; TL
2 хТ
■; Т = 2 106 Н - усилие, необходимое
для полного сжатия поглощающего аппарата автосцепки; /в = 14,73 м - длина /-го вагона; хп = 0,12 м - длина хода поглощающего аппарата автосцепки;
сосн =—( с1к - ткёи); Рв = п 2ЬЛ; Ь = 0,4у[Ст~ [3]; вг = 2106 Нс/м - ко-
эффициент, характеризующий внутреннее трение в стержне.
Решать систему (6) дифференциальных уравнений в частных производных будем методом Фурье (методом разделения переменных) в виде:
Хт = X(х) •Tx(t); ф = X(х) -Тф (t), (7)
где X (х) - некоторая функция координаты х, характеризующая форму колебаний и удовлетворяющая граничным условиям; Тх (t) и Тф (t) - функции времени.
Подставляя выражения (7) в уравнения (6), получаем:
(Цк + Цт ) • X(х) • -Тх + h • Цк • X(х) • Тф - са • X• (х) • Тх - вг • X• (х) - Тх, = 0; (8)
h-Цк • X(х) • Тх + (Цф + Цкh2)• X(х) • Тф+Рн • X(х) • Тф+ сосн •X(х) • Тф= 0 (9)
В этих уравнениях штрихами обозначены производные по пространственной координате х, а точками - по времени t.
Функцию X (х) представим в виде суммы:
X (х) = A sin(Xx) + B cos(Xx),
где А, В и X - некоторые постоянные.
Поскольку принята расчетная схема поезда в виде стержня со свободными концами (продольная сила на этих концах должна быть равна нулю), граничные условия задачи имеют вид: 7
7
X'(0) = 0; X'(L) = 0.
Учитывая первое условие, получаем:
A = 0 и X(х) = Bcos(Ax). (10)
Применение второго граничного условия приводит к уравнению погонных частот
BX sin(XL) = 0. Уравнение (11) имеет очевидные корни:
Xj = j, J = 0, 1, 2,
L
поэтому функция X (х) принимает вид:
(11)
(12)
X J (х) = B cos
f j п ^ —х
V L J
Подставляя выражение (10) в уравнения (8) и (9), находим:
cos(Xjx) [(цк + цт) ■ тх + h^K ■ ТФ + саХ2 • Тх + ргX2 ■ Тх ] = 0
cos(Xjx) [h^K ■ fx + (цф + Цкh2 ) ■ + Рв ■ Тф + Сосн ■ ТФ ] = 0
В результате получаем систему обыкновенных однородных дифференциальных уравнений второго порядка:
(цк + Цт ) ■ Тх + h^K ■ Тф + caX2 ■ Тх + РгX]■ ■ Тх = 0
h^K ■ Тх + (цф + Цкh2 ) ■ Тф + Рв ■ Тф + Сосн ■ Тф = 0
(13)
Уравнения (13) перепишем в виде:
а11 ■ Тх + а12 ■ Тф + b11( J) ■ Тх + C11( J) ■ Тх = 0
а21 ■ Тх + а22 ■ Тф + b22 ■ Тф + C22 ■ Тф = 0
(14)
где ап = ^^ a12=a21=^; а22=+М2; КШ = РЛ2; bn = Рв; си() = са^2;
С22 Сосн'
8
В матричной форме:
A-T + B( j) • T + C( j) • T = 0,
где
A =
a
ii
a
i2
V a21
a
- матрица инерции; B( j) =
22 J
фициентов диссипации; C( J) =
cii( J) 0
r bii( J) 0
0
0
J22
- матрица коэф-
- матрица жесткости; T =
"22 J
f T Л
1 x
T V Ф J
вектор-столбец неизвестных функций времени.
Систему (14) дифференциальных уравнений второго порядка запишем в нормальной форме (как систему дифференциальных уравнений первого порядка):
q = G (J) • q, (15)
где G (J)
ности 4x4); O
O
A-i • C(j)
E
-A-i • B(j)
- блочная матрица перехода (размер-
Г 0 0 ^ 0 0
E
i 0^ V0 i j
T 1 x
T
; q=
V V
- вектор-столбец фазовых ко-
ординат.
Перейдем к главным нормальным координатам системы. Для этого необходимо построить преобразующую матрицу R (j), приводящую матрицу G (j) системы (15) к некоторой подобной ей матрице P (j), имеющей блочнодиагональный вид:
P(j) = R(j)~х • G(j) • R(j).
На главной диагонали этой матрицы в общем случае расположены блоки размерностью 2x2, элементами которых являются действительные и мнимые части собственных чисел матрицы G (j).
Таким образом, структура матрицы P (j) зависит от собственных значений ю (j) матрицы G (j), которые в среде MathCAD определяются при помощи стандартной процедуры:
ш (j) = eigenvals [G (j)].
В рассматриваемом случае вектор-столбец собственных чисел имеет следующий вид (собственные значения системы представляют собой пары различных комплексно-сопряженных чисел):
9
W (Л
5
' n( j )x + к (j X i'
n(j)i - к( j)ii n( j )2 + к (j )2 i vn( j)2 - к(j)2 iу
здесь w(j)p «(j)2 - коэффициенты затухания; k(j)p k(J)2 - собственные временные частоты колебаний.
Из значений ю (j) посредством использования небольших программ можно выделить вектор-столбцы коэффициентов затухания n (j) и собственных частот k (j):
n( J)
fori e 1...2
П ^ Rе[ю(j)*,2i-i]; k(j) n
fori e 1..2
*i ^ 1ш[ю(j)k,2i_i].
к
На рис. 4 представлены графики зависимостей коэффициентов затухания и(Д а на рис. 5 - частот k(j) от номера j формы колебаний.
Расчеты показывают, что в случае, если вг = 0, графики зависимостей коэффициентов затухания от номера формы колебаний принимают вид, представленный на рис. 6.
10 -50
nn (j)1 -110
™ (j)2 -170
-230 -290
0 40 80 120 160 200 240 280 320 360 400
kk 01 kk ©2
j
j
Рис. 4
Рис. 5
0 8 16 24 32 40 48 56 64 72 80
j
Рис. 6
10
Преобразующая матрица R(j) формируется из элементов матрицы M(j собственных векторов исходной матрицы G(j).
Определяем матрицу M(j):
M (j) = eigenvecs [G (j)],
элементы которой в общем случае являются комплексными числами.
Столбцы преобразующей матрицы R(j) составляем из вещественных и мнимых частей собственных векторов матрицы G(j) при помощи программы:
R( j)
fori е 1...2 fork е 1...4
Rk,2i-1 ^ Re[M( j)k,2i-1 ]. Rk,2i ^ Im[M(j)k,2i-i]
R
Теперь система дифференциальных уравнений (15) может быть записана в главных координатах
п 0, j) = R (j)-1 • q(t, j) (16)
в следующем виде:
л 0, y) = RCO • n 0, y)- (17)
Решение системы уравнений (17) при принятых допущениях записывается следующим образом:
П(t,j) =
^i(t, j) N
n 1(t , j)
n2(t»j )
Oi 2(t»j), V
е” [ci( j )cos (( (j\t) + C2( j )sin (( (j\t)]
enn [-Ci(j)sin(((j)it) + C2(j)cos(((j)it)]
e” [сз( j)cos((( j)2t) + C4( j)sin ((( j)2t)]
e”2t [-C3(j)sin(((j)2t) + C4(j)c0s(((j)2t)]
(18)
где C1 j), C2 (j), C3 (j) и С4 (j) - постоянные интегрирования, определяемые
из начальных условий.
Подставляя в равенства (18) время t = 0, находим
П(0, j)
^Л1(0, j) N Г Q( j) ^
“Л i(0, j) Q( j )
П2(0, j ) Q( j)
v1! 2(0, j ), V q( j) J
(19)
11
Из соотношения (16) получаем:
fTx (t, j )Л
q(t, j) =
= R (j) • n(t, j) =
R( j )■
тф (t, j)
(t > j ) v ^Ф (t ’ j).
r en(j)1 2[q(j)cos(k(j)11) + c2(j)sin(k(j\t)] en (J )l 2 [-ci(j) sin (k (j )it) + C2(j) cos (k (j )it)]
e”(J)22 ^ ( j) cos (k( j)21) + c4 ( j) sin (к( j)22)] en(J)22 ^_c3( j)sin(k( j)22) + c4( j)cos(k( j)22)]
С учетом этого результата выражения для фазовых координат исходной системы записываются в виде:
xT = Y cos
j=1
ф = Y cos
j=1
n
хт = Y cos
J=1
n
ф = Y cos
J=1
f jn ^ —x
V L J
f jn ^ —x L
Tx (t>j) = Y cos
J=1
тф (t,j) = Ycos
f jn ^ —x
V L J
f jn ^ —x L
V ^ J J=1 V ^ J
f i^rr \ n f jn Л
Jn —x
L j
Tx(t> j ) = Ycos
J=1 V
L
x
J
J Л
x
L
J
Tp(t>j) = Ycos
j=1 V
J Л
x
L
q1(t,j); q2(t>j); ъ(2 >j);
q4(t>j)-
J
(20)
(21)
(22)
(23)
Предположим, что в начальный момент времени t = 0 известны распределения вдоль стержня перемещений хт, углов поворота ф сечений поезда, их линейных xT и угловых скоростей ю. Пусть эти распределения заданы уравнениями
x
лi2=o = fx(x); ф|2=0 = /ф(x); xT|2=о = fv(x); ф12=0 = /«,(x)-
Подставляя в выражения (20) - (23) время t = 0, с учетом (19) получаем:
fx(x) = Ycos
j=1
^ jn ^ x
L
J
Y R1,m ( J)nm (0, J)
m=1
Ycos i-x |[Ru(J)c1(J) + Rw(j)c2(J) + Rw(j)c,(J) + Ды(J)c4(J)
J=1 VL J
12
/(x) = Z C0s
—x L
j=1 V ^ J _m=1
Z R2,m (j)Пт (0, j)
Z C0S X II R2,1(j )C1( j) + R2,2(j )C2( j) + R2,3 (j )C3( j) + R2,4 (j )C4(j )
j=1 V
L
f(x) = Z C0S
J=1
J л
— X
V L J
Z R2m (J)Пт (0, J)
m=1
Z C0S x || R3,1(J)C1(J) + R3,2 (J)C2 (J) + R3,3 (J)C3 (J) + R3,4 (J)C4 (J)
j=1 V
L
Л (X) = Z C0S
J=1
---X
V L J
Z R4,m (J)Пт (0, J)
m=1
= ZC0S ^X ||R4,1(J)C|(J) + R4,2(J)C2(J) + R4,3(J)C3(J) + R4,4(J)C,(J)
j=1 V L J
Используя свойство ортогональности собственных функций (10), приходим к системе алгебраических уравнений:
Ux ( j ) = R1,1( j )C1( j ) + R1,2( j )C2( j ) + R1,3( j )C3( j ) + R1,4( j )C4( j );
Up ( j ) = R2,1( j )C1( j ) + R2,2( j )C2( j ) + R2,3( j )C3( j ) + R2,4( j )C4( j X U z ( j ) = R3,1( j )C1( j ) + R3,2( j )C2(j ) + R3,3( j )C3( j ) + R3,4( j )C4( j X u (j) = R4,1(j)C1(j) + R4,2 (j)C2 (j) + R4,3 (j)C3 (j) + R4,4 (j)C4 (jX
2
L
где ux (j) = yj fX(X)C0S
( j ) = L j f ( X)C0S
On ^
— X V L J
On ^
— X V L J
2
L
dx; Up(j) = - j /(x)C0S L
X
2
dx; (j) = ^ j У»(x)C0S
V L
0 v ^ ^ 0
Эту систему запишем в матричной форме:
jn --X
L j
dx:
dx.
u( j) = R (j) ■ Const(j),
(24)
13
где u(j) =
грирования.
' Ux ( j ) " Г Q( J) ^
um ( j ) C2( j )
; Const ( j ) =
Uv ( j ) C3( J )
l(J)X l C4(J)J
- вектор-столбец постоянных инте-
Из уравнения (24) определяем искомые постоянные интегрирования:
Const( j) = R (j)-1 ■u( j).
После определения постоянных интегрирования появляется возможность построить графики изменения главных фазовых координат в зависимости от времени.
На рис. 7-9 представлены хронограммы первой главной координаты n(t, j)1 (на рис. 7 - для j = 2; на рис. 8 - для j = 10; на рис. 9 - для j = 15), а на рис. 10-12 - хронограммы координаты Tx = q (t, j)1 (на рис. 10 - для j = 2; на рис. 11 - для j = 10; на рис. 12 - для j = 15) для различных форм колебаний.
На рис. 13-15 показаны хронограммы обобщенной координаты хт в фиксированных сечениях поезда (на рис. 13 - в сечении x = 0,1L, на рис. 14 -в сечении x = 0,5L, на рис. 15 - в сечении x = 0,9L).
t
Рис. 7
Рис. 10
oft 10),
2.5
7.5
10
Рис. 8
0
Рис. 11
oft 15)1
2.5
7.5
10
Рис. 9
0
qft 15)i
1х10-3
5Х10-4
0
-5Х10-4
-1х10-3
(/hr
p ДЛ/
0 2.5 5 7.5 10
t
Рис. 12
14
t
Рис. 13 Рис. 14
0.03
0.02
0.01
xt (0.9-L,t) 0
-0.01 -0.02 -0.03
0 20 40 60 80 100
t
Рис. 15
На рис. 16 изображено распределение продольных перемещений сечений поезда вдоль его длины в фиксированные моменты времени (т2 = 0,53 с, т3 = 0,707 с).
xt(x,i2)
xt(x,i3)
0 100 200 300 400 500 600 700
x
Рис. 16
Продольные усилия N(x, t) в сечениях поезда можно определить по формуле:
N (х, t) = с
С Р
а =—- пУ j sin
дх L j=1
j Л
—x
V L J
q(t,j )i5
где p - количество членов ряда.
На рис. 17-19 представлены хронограммы продольных сил N(x, t) в фиксированных сечениях поезда (на рис. 17 - в сечении x = 0,1L, на рис. 18 -в сечении x = 0,5L, на рис. 19 - в сечении x = 0,9L).
15
5х104
3х104
2.5х104
N (0.1-L,t) 0
-2.5х104
-5х104
0 25 50 75 100
t
Рис. 17
1.5 х 104 N (0.5-L,t) 0
—1.5 х 104
-3х104 1-------^^^-----------------------1
0 25 50 75 100
t
Рис. 18
Рис. 19
Выводы
1. Движения поперечных сечений однородного поезда при принятых значениях параметров представляют собой затухающие колебания.
2. Спектр частот содержит два множества собственных частот свободных колебаний поезда и два множества коэффициентов затухания. В области парциальной частоты свободных колебаний галопирования вагона наблюдается сгущение спектра частот колебаний поезда.
3. Критическое значения коэффициента вг, характеризующего внутреннее трение в стержне (для принятых значений параметров), составляет вгкр = 11106 Нс/м (для колебаний галопирования - ввкр = 1,9 106 Нс).
Библиографический список
1. Исследование связанных свободных колебаний галопирования и подергивания в однородном поезде / Ф. А. Доронин // Бюллетень результатов научных исследований. -2012. - № 4 (3). - С. 120-130.
2. Теория колебаний в транспортной механике : учеб. пособие / В. С. Доев, Ф. А. Доронин, А. В. Индейкин. - М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012. - 352 с.
3. Динамика вагона / С. В. Вершинский, В. Н. Данилов, И. И. Челноков. - М. : Транспорт, 1972. - 304 с.
© Доронин Ф. А., 2013
16