ПРАВО
УДК 342.7
СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Е. А. Абаева
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Е-таН: tihonea@inbox.ru
Введение. Социальная справедливость как ценностная характеристика современного государства остается в повестке дня как на национальном, так и на международном уровнях. Основными функциями социального государства в России, выражающими его сущность и закрепленными в Конституции РФ, являются достойная жизнь и свободное развитие человека. В науке конституционного права не сложилось единого мнения на определяющее значение данных категорий такого государства. Представляется, что при характеристике современного социального государства свободное развитие человека следует рассматривать в качестве приоритета, что требует детального доктринального анализа. Цель. Основная цель работы состоит в теоретическом осмыслении свободного развития человека как основы современного социального государства. Результаты. Констатируется, что современное социальное государство основой своего функционирования должно рассматривать свободное развитие человека. Заключение. Свободное развитие человека выступает базовой характеристикой современного социального государства, определяет реализацию всего комплекса правового статуса личности (конституционного, специального, индивидуального и международного). Ключевые слова: социальное государство, достойный уровень жизни, свободное развитие человека, публичные мероприятия, права и свободы человека и гражданина.
йС!: 10.18500/1994-2540-2017-17-3-323-333
Введение
Социальная справедливость как ценностная характеристика современного государства остается в повестке дня как на национальном, так и на международном уровнях. Так, в День 60-летия Римских договоров о создании Евросоюза, 25 марта 2017 г., 27 государств подписали «новый европейский стандарт», в котором было выделено «четыре приоритетных цели следующего десятилетия: Европа должна быть безопасной, процветающей, социально справедливой и стать сильнее на мировой арене» [1].
Подтверждением этому служит состояние современного кон -ституционного развития. Так, в ряде конституций зарубежных стран присутствует «новая социальная терминология.... Это положения о социальном партнерстве, социальной справедливости, социальной ответственности» [2, с. 163], подтверждающие либерально-демократическую концепцию сущности конституции как своего рода общественного договора [3, с. 46]. По мнению профессора Г. Н. Комковой, именно справедливость выступает одной из трех конституционных ценностей [4, с. 97]. Конституционализация как «модернизационный» этап развития современного законодательства «характеризуется прежде всего углублением законодательного развития социально-гуманитарных вопросов, а также стремлением обеспечить равновесие частных, социально-групповых и общегосударственных интересов» [5, с. 89].
Основными функциями социального государства в России, выражающими его сущность и закрепленными в Конституции РФ, являются достойная жизнь и свободное развитие человека [6, ст. 7]. Следует отметить, что в науке конституционного права не сложилось единого мнения на определяющее значение данных категорий такого государства. Так, ряд ученых достойный уровень жизни считают первостепенной целью социального государства, иные права, в том числе свободное развитие человека, - производными [7]. Другая точка зрения заключается в том, что в качестве основных индикаторов социального государства выделяют достойную жизнь и свободное развитие человека [8, с. 28]. Некоторые ученые полагают, что социальные права представляют собой основу обеспечения и реализации права на достойную жизнь и свободное развитие [9]; другие же предприняли попытку разработки новой системы формально-юридических критериев социального государства, позволяющих определить социальную ориентированность государства без обращения к количественным экономическим и социальным показателям [10].
Цель
Представляется, что при характеристике современного социального государства свободное развитие человека следует рассматривать в качестве приоритета, что требует детального доктринального анализа.
Результаты
В рамках конституционного права лишь в отдельных случаях предпринимаются попытки определить его понимание: «Свободное развитие человека - это атрибутивное качество любого человеческого существа, живущего в современном обществе, создающем условия для самостоятельного выбора каждым типа поведения, профессии, образа жизни, личных и социальных притязаний, отвечающих его собственным представлениям о себе и окружающем его мире», ограниченным правами, свободами и законными интересами других людей и публичными интересами общества и государства [11, с. 18]. Профессор С. А. Авакьян в качестве задачи социального государства выделяет создание предпосылок для свободного развития личности, «чтобы человек мог иметь условия для жизни, отдыха, удовлетворения духовных и материальных интересов, занятия спортом и т.д.», организуя соответствующие условия либо поддерживая инициативы физических или юридических лиц в данном направлении [12, с. 403].
Следует согласиться с мнением В. В. Кире-ева, что «все конституционные права и свободы, так или иначе, определяют возможности свободного развития человека» [13, с. 5]. Следовательно, основными функциями социального государства выступают: справедливое распределение благ и бремени между гражданами, требования обоснованности ограничения индивидуальной свободы при том, что «самые слабые и беззащитные члены общества могли бы пользоваться основными свободами и возможностями, сохраняя человеческое достоинство» [14, с. 38].
Исходя из сложившегося понимания прав и свобод человека и гражданина [12, с. 668], представляется, что свободное развитие человека выступает определяющим маркером современного социального государства, основанного на принципе справедливости, создающего условия и дающего возможность [15, с. 512-513] в рамках конституционных установлений свободно выбирать виды, методы, формы и способы:
1) достижения достойного уровня жизни, исходя из собственных потребностей, способностей, трудовых затрат и доходов с учетом социальной политики и уровня экономического развития государства;
2) участия в управлении делами государства;
3) культурного развития;
4) самозащиты нарушенных прав и свобод.
Разделяя мнение профессора С. А. Авакьяна,
можно утверждать, что социальным может быть любое государство [12, с. 407], независимо от его экономического и политического развития, а также идеологической сущности с учетом конституционно установленных социальных целей [16, с. 42; 17, с. 57].
Достойная жизнь характеризует уровень и качество жизни человека, т. е. тот минимальный стандарт, который позволяет человеку свободно развиваться, исходя из его потребностей и способностей по осуществлению трудовой, предпринимательской и иной экономической, а также научной, преподавательской, культурной и иной творческой деятельности. Именно проблемы жизнеобеспечения, связанные с принципом социальной справедливости, по мнению профессора В. Е. Чиркина, являются основными вопросами конституционного права сегодня. Такие жизненные потребности выражаются в конституционных индикаторах, среди которых следует выделить две большие группы: общесоциальные и социально адресные [18].
К первой группе следует отнести индекс человеческого развития (далее - ИЧР), разработанный специалистами ООН, в основе которого лежат оценочные данные 2015 г., содержащие
такие показатели, как ожидаемая продолжительность жизни, грамотность, образование и уровень жизни, среди 185 стран-членов ООН из 193. По результатам комплексного сравнительного анализа страны были разделены на четыре большие категории с очень высоким, высоким, средним и низким ИЧР. Первые три места разделили Норвегия, Австралия и Швейцария. Россия вместе с Белоруссией - на 50-м месте, между Черногорией и Оманом. Если рассматривать в региональном аспекте, очень высокий ИЧР отмечен у США, Сингапура, Аргентины. Россия не вошла ни в одну группу с очень высоким, высоким и средним ИЧР. Среди социологических показателей выделяются такие, как продолжительность жизни, качество жизни, человеческий потенциал, общее счастье, зарплата, неравенство доходов, умышленные убийства, самоубийства, возраст сексуального согласия, совершеннолетие, заключенные, благотворительность, а также потребление алкоголя, сигарет, кофе и пользование автомобилями.
Так, для расчета индекса счастья, основанного на желании человека прожить долгую и полноценную жизнь, используются три показателя: субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический след» - мера
Минимальный размер The minimum
воздействия человека на среду обитания [19]. Показатель качества жизни включает 9 факторов: здоровье (ожидаемая продолжительность жизни), семейная жизнь (уровень разводов), общественная жизнь (уровень посещаемости церкви или профсоюзного членства), материальное благополучие (ВВП на душу населения, паритет покупательной способности), политическая стабильность и безопасность, климат и география, гарантия работы (уровень безработицы), политическая свобода и гендерное равенство [20].
Ко второй группе индикаторов профессор В. Е. Чиркин относит прожиточный минимум. В России важными показателями уровня жизни являются: прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), потребительская корзина. Современная российская действительность и статистические данные свидетельствуют об их несоответствии международным стандартам и внутренним рекомендациям, в сравнении с более успешным зарубежным опытом [21].
Так, МРОТ по России, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования, имеет следующую динамику (табл. 1).
Таблица 1/ Table 1
оплаты труда по России wage in Russia
Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда Сумма минимального размера оплаты труда (руб. в месяц) Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда
1 июля 2017 г. 7800 ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ
1 июля 2016 г. 7500 ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ
1 января 2016 г. 6204 ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ
1 января 2015 г. 5965 ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 408-ФЗ
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации составляет следующие размеры (табл. 2).
Правительство РФ планомерно снижает прожиточный минимум в связи с якобы уменьшением стоимости продуктов питания, пытаясь дотянуть до него МРОТ [22]. Однако статистическая реальность свидетельствует об обратном [23]. По мнению ученых, соотношение МРОТ и МПМ
«не укладывается ни в какие экономические и правовые рамки», поскольку МПМ не учитывает полного набора товаров и услуг, постоянно возрастающих затрат на жилье, медицинское обслуживание, удовлетворение не только материальных, но и культурных потребностей, а также необходимость обеспечения не только себя, но и своей семьи [24, с. 1415]. Реальные доходы россиян сокращаются более двух лет подряд, в последний раз их прирост был зафиксирован в октябре 2014 г., и с тех пор они упали на 12,7%
Таблица 2/ Table 2
Величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам
населения в целом по Российской Федерации The subsistence minimum per capita by the main socio-demographic groups of the population
as a whole in the Russian Federation
Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в руб.) Нормативный акт, установивший величину прожиточного минимума
на душу населения для трудоспособного населения для пенсионеров для детей
IV квартал 2016 г. 9691 10 466 8000 9434 Постановление Правительства РФ от 30.03.2017 № 352
III квартал 2016 г. 9889 10 678 8136 9668 Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 № 1275
II квартал 2016 г. 9956 10 722 8163 9861 Постановление Правительства РФ от 06.09.2016 № 882
I квартал 2016 г. 9776 10 524 8025 9677 Постановление Правительства РФ от 09.06.2016 № 511
[25]. В России фиксируется бедность среди работающего населения, заявила вице-премьер О. Голодец 14 марта 2017 г. «Это уникальное явление вообще в социальной сфере - работающие бедные. У нас нет такой квалификации, которая достойна уровня заработной платы в 7,5 тысячи рублей» [26].
По данным Росстата, 75,0% наемных работников предприятий и организаций находятся у черты бедности, когда заработок на уровне прожиточного минимума является гранью между бедностью и нищетой. Тот, кто зарабатывает один или два минимума, - бедняк, способный лишь прокормить себя и (при двух минимумах) одного члена семьи. При этом зарабатывающий меньше переходит в категорию нищих: заработок не обеспечивает простого воспроизводства его рабочей силы. Исходя из этого критерия, 10,7% работников - нищие, еще 27,5% - бедные, у 37,0% заработок выше черты бедности, у 12,7% он обеспечивает стандарт потребления среднего класса. В 2013 г. к среднему классу относились 15,5% работников. Больше всего работников с заработком ниже, на уровне или чуть выше черты бедности - в сельском хозяйстве (93%), легкой промышленности (93%), образовании (87%), здравоохранении (85%), предоставлении коммунальных, социальных и прочих услуг, включая культуру и спорт (83%). Заработок на уровне нищеты получают 1 млн работников образования, или каждый пятый; 0,5 млн, или примерно каждый седьмой, - в здравоохранении; примерно
каждый пятый - в сфере коммунальных и социальных услуг, включая услуги культуры и спорта. В абсолютном значении к нищим относятся 3,02 млн работников корпоративного сектора, к бедным - 7,8 млн, к стандарту потребления чуть выше бедности - еще 10,51 млн человек. Заработок, обеспечивающий стандарт потребления среднего класса, - у 3,6 млн работников, и еще у 3,42 млн он выше. Доля работников с высокими доходами относительно велика в добывающей промышленности (54%), финансах (48%), сфере недвижимости (36%), науке и научном обслуживании (47%), госуправлении (33%). За последние три года средний класс очень значительно уменьшился, прежде всего из-за спада доходов: к уровню октября 2014 г. они к концу 2016 г. сократились на 12%, зарплаты - на 10%. Кризис, инфляция, заморозка индексации во многом нивелировали и эффект повышения зарплат в бюджетном секторе [27].
Что касается потребительской корзины (далее - ПК), то в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» он представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы [28]. В свою очередь, потребительская корзина, т. е. необходимое для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, составляет: минимальный набор продуктов питания и непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется
в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет.
ПК в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине. В настоящее время ПК утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» [29]. ПК в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ [30]. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. № 54 (ред. от 19.08.2014) [31].
В России ПК была утверждена в 2012 г., и в 2018 г. предстоит ее обновление. Судя по количественному набору товаров и услуг, выраженному в денежном эквиваленте, мы так же, как и по другим социальным показателям, далеко не в лидерах: Россия - 136 товаров и услуг, Великобритания - 702, Германия - 454 [19]. В потребительскую корзину, в первую очередь, включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы эта цифра не превышает 20%) [32]. По мнению специалистов, в российской ПК не учтены современные потребительские показатели (например, средства коммуникации и их использование) [33].
Государство ищет резервы и источники компенсирования сокращения социальных расходов. Так, 23 мая 2016 г. Президент РФ подписал закон, который предусматривает поэтапное повышение возраста выхода на пенсию по старости (уже с 1 января 2017 г. для лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, а также несущих государственную и муниципальную службу) [34]. В бюджете 2017 г. на треть сокращены расходы на медицину, в 8 раз увеличены расходы на оборону [35].
В России вновь набирает обороты протест-ная демократия, причины которой кроются в
антисоциальных явлениях российской действительности. Протест является одним из способов участия в управлении делами государства, спектр проявлений которых весьма широкий, охватывающий «конституционно допустимые правоотношения» [36], в том числе в рамках права на мирные публичные мероприятия (ст. 31 Конституции РФ). Так, протестные акции против коррупции, прошедшие 26 марта 2017 г., показали высокий уровень недовольства властью, политизацию новой, молодой аудитории и, возможно, ошибочность социологических прогнозов. Акция «Он нам не Димон» была предложена политиком А. Навальным и Фондом борьбы с коррупцией, после того как власть никак не отреагировала на расследование о дорогой недвижимости, которой пользуется председатель Правительства РФ Д. Медведев. А между тем только фильм об этом набрал более 17 млн просмотров на УоиТиЬе [37]. А. Навальный за последний год много ездил по регионам и открывал свои предвыборные штабы - это тоже наверняка способствовало росту массовости протеста. В итоге акции прошли более чем в 80 городах (из них в 21 - согласованные с властями), на них вышли десятки тысяч человек, во многих городах были массовые задержания митингующих полицией [38]. Принимая участие в панельной дискуссии на Арктическом форуме, президент В. Путин сравнил антикоррупционные акции с началом «арабской весны» и «Евромайдана», отметив, что вопросы борьбы с коррупцией должны быть в центре внимания общественности [39]. А ведь именно коррупция выступает одним из основных препятствий реализации свободы возможностей и использования так называемого «социального лифта» для достижения личного благополучия и саморазвития. Именно общественный мониторинг и контроль представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах поможет справиться с этим антисоциальным явлением [40, с. 61]. Так, по опросам, проведенным Левада-центром, действия людей, вышедших 26 марта на массовые акции, одобрили 38% россиян. Посчитавшие предполагают, что граждан подтолкнуло к этому накопившееся недовольство положением дел в стране, а 36% объясняют митинги стремлением выразить возмущение коррупцией [41].
27 марта 2017 г. началась всероссийская стачка автоперевозчиков против системы «Платон». Организаторы заявляли, что в ней примут участие 50 регионов и более 10 000 дальнобойщиков. Участники требуют полной отмены сбора для «Платона» или реорганизации с передачей системы государству [42].
Заключение
Современное развитие российской социальной государственности свидетельствует о ряде системных проблем: урезание строки федерального бюджета на социальные нужды; увеличение военно-оборонных расходов, ущербность социального законодательства и проч. Следовательно, на нынешнем этапе в рамках формирования российского социального государства созрела необходимость принятия концепции его развития. В основу такой политики должны быть заложены принципы формального равенства, социальной справедливости, социальной ответственности и социального партнерства, где основным субъектом формирования и реализации социальной политики выступает не только государство, но и работодатели, бизнесмены, профсоюзы, деятельность которых непосредственно связана с реализацией функций социального государства по созданию рабочих мест, их квотированию, работе согласительных комиссий, защите прав трудящихся и иных категорий лиц, налогоотчис-ления и благотворительности.
Одним из важных шагов в этом направлении может служить региональная инициатива по разработке стратегий/концепций развития и защиты прав человека. Первым такую Стратегию разработал и внедрил Татарстан [43], приняты и успешно реализуются программные документы в Воронежской области [44], Алтайском крае [45], Смоленской области [46] и ряде иных субъектов РФ. По словам регионального уполномоченного по правам человека Воронежской области, доктора юридических наук, профессора Т. Д. Зражевской, основная задача данного документа состоит в системном подходе к разработке и реализации индикаторов прав человека [47]. В марте 2017 г. состоялось заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области по вопросу принятия региональной стратегии в сфере развития и защиты прав человека. По словам уполномоченного, учитывая, что Стратегия является программным документом и затрагивает все уровни власти и различные сферы общественных отношений, для ее разработки целесообразно обсуждение концептуальных вопросов, определение ее целей и задач с экспертами из научного сообщества [48].
Представляется, что региональные стратегии в сфере защиты прав человека должны разрабатываться на основе общефедеральной концепции, содержащей основополагающие идеи, принципы, понятия, индикаторы и иные системные показатели. Стратегии субъектов РФ должны содержать
план и направления деятельности в соответствии с концепцией, исходя из конституционной конструкции прав человека, поскольку к ведению РФ относится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б» ст. 71 Конституции РФ), а защита прав человека - это сфера совместного ведения (п. «б» ст. 72 Конституции РФ) [6]. Что касается периода действия стратегии, ее лучше привязать к периоду деятельности регионального омбудсмена, который выступит координатором и основным контрольным (а скорее, надзорным) органом по ее реализации.
В этой связи модельная региональная стратегия должна содержать следующие структурные единицы.
1. Общие положения (цели, задачи, принципы реализации).
2. Организационно-правовые основы (начиная с общепризнанных принципов и норм международного права, указов Президента РФ и заканчивая конституцией/уставом и стратегией социально-экономического развития субъекта РФ).
3. Перечень основных показателей состояния прав человека и их защиты в субъекте РФ.
3.1. Информационная открытость и организационная доступность деятельности органов публичной власти и должностных лиц, в том числе юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции.
3.2. Удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств.
3.3. ...
4. Основные направления защиты прав человека в субъектах РФ.
4.1. Работа с обращениями граждан и организаций.
4.2. Оказание бесплатной юридической помощи на территории субъекта РФ.
4.3. Мониторинг деятельности органов власти и должностных лиц по обеспечению и защите прав граждан в субъекте РФ.
4.4. Защита прав отдельных категорий физических лиц (заключенных и осужденных, мигрантов, инвалидов.) в субъекте РФ.
4.5. ...
5. Координация и контроль (надзор) за ходом реализации Стратегии Саратовской области по защите прав человека.
6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии субъекта РФ по защите прав человека.
Очевидно, что свободное развитие человека в социальном государстве возможно в том случае,
если обеспечены достойные условия его жизни, учитывающие потребности и предоставляющие возможность их реализации. Вместе с тем современная Россия пока не отвечает таким критериям по многим показателям, поскольку в стране существуют противоречия между формально закрепленными социальными благами и реальными результатами, противоречащими личным и имуще ственным интересам большинства граждан страны. «Главное противоречие современной российской действительности - противоречие между формально проецируемыми социальными благами и реальными результатами, отнюдь не благостными для большинства населения страны» [40, с. 60]. Социальное государство неразрывно связано с принципом справедливости, реализация которого возможна только при правильном перераспределении материально-экономических благ, справедливом и рациональном использовании природных богатств и научно обоснованном ценообразовании.
Список литературы
1. Европа на перепутье // Геополитика. URL: http://geo-politica.info/evropa-na-perepute.html (дата обращения: 10.04.2017).
2. Чиркин В. Е. Конституционная терминология. М., 2017. 272 с.
3. РуссоЖ.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты : пер. с фр. М., 1998. 416 с.
4. КомковаГ. Н. Категория «ценность» в конституционном праве России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право.2012. Т. 12, вып. 2. С. 97-99.
5. Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016. 320 с.
6. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
7. Арбузов С. Ю. К онституционное право на достойную жизнь и его место в системе прав человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 : в 4 ч. Ч. 4. С. 21-24.
8. Чиркин В. Е. Конституция и социальное государство : юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 24-37.
9. Силкина Т. Г. Место права на достойную жизнь и свободное развитие человека в системе ценностей социального государства // Юридический мир. 2016. № 11. С. 34-36.
10. Путило Н. В. Юридические критерии социального
государства : новые подходы // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 15-25.
11. Конституция Российской Федерации. Доктриналь-ный комментарий (постатейный) / рук. авт. кол. Ю. А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2013. 688 с.
12. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011. Т.1. 863 с.
13. Киреев В. В. Свободное развитие человека и государственное принуждение в контексте совершенствования положений Конституции РФ // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 9 (190). Сер. Право. Вып. 23. С. 5-8.
14. Шевченко А. А. Социальная справедливость в условиях кризиса // Ценности и смыслы. 2013. № 3 (25). С. 36-44.
15. Авакьян С. А. Конституционный лексикон : Государственно-правовой терминологических словарь. М., 2015. 640 с.
16. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации : проблемы реализации. М., 2002. 687 с.
17. Конституционное право России : учебник / под ред. А. Е. Постникова. М., 2007. 504 с.
18. Чиркин В. Е. Социально-экономические права и индикаторы социальной справедливости. URL: https: // www.youtube.com/watch?v=oIEOaosF-mQ&list-=PLi0CzsSpbM0XIseqz3P_Nh-4a4k0n-azH (дата обращения: 10.04.2017).
19. Расчет индекса счастья. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83 %D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D 0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D0 %B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%81%D1%8 7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F (дата обращения: 10.04.2017).
20. Показатели качества жизни. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0% BA%D1%81_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5 %D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B6%D 0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8 (дата обращения: 10.04.2017).
21. Крючкова Е. А. Трансформация социального государства в изменяющемся мире // Изменяющийся мир : общество, государство, личность : сб. материалов IV междунар. науч. конф. (09 апреля 2015 г.). Часть 3 (разделы 17-24). Саратов, 2015. С. 60-69.
22. Прожиточный минимум в России снизился на 67 рублей. URL: http://www.interfax.ru/russia/539928 (дата обращения: 10.04.2017).
23. Справка «Об индексах потребительских цен в России и зарубежных странах в феврале 2017 г.» // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: http://www. gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/ d02/ind-zen24.htm (дата обращения: 10.04.2017).
24. Челнокова Г. Б. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда - основные критерии определения бедности в социальном законодательстве России // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 11 (36). С. 1411-1416.
25. Эксперты заметили привыкание россиян к снижению стандартов потребления. URL: http://www.rbc.ru/soci ety/11/01/2017/58762d949a7947125b4b525f (дата обращения: 10.04.2017).
26. Голодец рассказала о бедности среди работающих россиян. URL: https://ria.ru/society/20170314/1489974515. html (дата обращения: 10.04.2017).
27. Каждому десятому работнику зарплаты не хватает на еду. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2017/04/04/684008-rabotniku-ne-hvataet-na-edu (дата обращения: 10.04.2017).
28. О прожиточном минимуме в Российской Федерации : федер. закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997.№ 43, ст. 4904 ; 2012.№ 50 (ч. 5), ст. 6956.
29. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50 (ч. 4), ст. 6950.
30. О потребительской корзине в целом по Саратовской области : закон Саратовской области от 04.07.2013 № 111-ЗСО // Собр. законодательства Саратовской области. 2013. № 26, июнь-июль.
31. Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 5, ст. 395.
32. Потребительская корзина на 2016 год. URL: https:// infoportalru.ru/potrebitelskaya-korzina-na-2016-god. html (дата обращения: 10.04.2017).
33. Минтруд пересмотрит содержание потребительской корзины. URL: https://rg.ru/2017/02/02/mintrud-peresmotrit-soderzhanie-potrebitelskoj-korziny.html (дата обращения: 10.04.2017).
34. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан : федер. закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 22, ст. 3091.
35. Правительство на треть сокращает расходы на медицину. URL: http://www.mk.ru/economics/2016/10/13/ pravitelstvo-na-tret-sokrashhaet-raskhody-na-medicinu. html (дата обращения: 10.04.2017).
36. Авакьян С. А. Демократия протестных отношений : конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 3-17.
37. А. Навальный : Он вам не Димон. URL: https://www. youtube.com/watch?v=qrwlk7_GF9g (дата обращения: 10.04.2017).
38. О чем говорит воскресная акция протеста. URL: http://
www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/03/27/682795-voskresnaya-aktsiya-protesta (дата обращения: 10.04.2017).
39. Путин сравнил акции против коррупции с «арабской весной» и Евромайданом. URL: https://tvrain.ru/ teleshow/videooftheday/putin_protesty-431136/ (дата обращения: 10.04.2017).
40. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией : науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2013. 160 с.
41. Организованные Навальным протесты одобряют 38% россиян - «Левада-центр». URL: http://www. vedomosti.ru/politics/articles/2017/04/06/684383-protesti-odobryayut (дата обращения: 10.04.2017).
42. Началась всероссийская стачка дальнобойщиков. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2017/03/28/682974-vserossiiskaya-stachka-dalnoboischikov (дата обращения: 10.04.2017).
43. Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014-2018 годы : постановление КМ РТ от 02.08.2014 № 569. URL: http:// tatar7.info/2014/08/02/t640.htm (дата обращения: 10.04.2017).
44. О Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016-2025 годы : указ губернатора Воронежской области от 05.08.2016 № 272-у. URL: http://docs.cntd.ru/document/441723063 (дата обращения: 10.04.2017).
45. Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае : [сайт]. URL: http://protmen.ru/%D0%BA%D 0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1 %86%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D1% 89%D0%B8%D1%82%D1%8B-%D0%BE%D1%8 1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B %D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%B8-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1 (дата обращения:10.04.2017).
46. О Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013-2020 годы : указ губернатора Смоленской области от 01.03.2013 № 15. URL: http://docs. cntd.ru/document/462401009 (дата обращения: 10.04.2017).
47. Зражевская Т. Д. Система индикаторов в целях осуществления мониторинга защищенности прав и свобод человека и гражданина. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=oIEOaosF-mQ&list= PLi0CzsSpbM0XIseqz3P_Nh-4a4k0n-azH (дата обращения: 10.04.2017).
48. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области : [сайт]. URL: http://ombudsman64.ru/?p=7027 (дата обращения: 10.04.2017).
Образец для цитирования:
Абаева Е. А. Свободное развитие человека как условие современного социального государства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 323-333. Б01: 10.18500/1994-25402017-17-3-323-333.
Free Development of a Person as a Condition of the Modern Social State
Elena A. Abaeva
ORCID 0000-0001-8176-275X, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: tihonea@inbox.ru
Introduction. Social justice as an axiological characteristic of a modern state is on the national and international agendas. The major functions of the social state in Russia, that reveal its essence and are stipulated in the Constitution of the Russian Federation, are the decent life and free development of a person. The constitutional law research does not provide a uniform opinion concerning determinant importance of the given categories for the social state. The author believes that, while describing the modern social state, free development of a person is considered its priority. That requires a detailed doctrinal analysis. Purpose. The research aims at the theoretical interpretation of free development of a person as the basis of the modern social state. Results. The author states that the modern social state must consider free development of a person to be the core of its functioning. Conclusion. Free development of a person is a fundamental characteristic of the modern social state; determines realization of an overall legal status of a person (constitutional, special, individual and international). Key words: social state, decent standard of living, free development of a person, public events, rights and freedoms of a person and citizen.
References
1. Europe at the crossroads. Geopolitika (Geopolitis). Available at: http://geo-politica.info/evropa-na-perepute.html (accessed 10 April 2017) (in Russian).
2. Chirkin V. E. Konstitutsionnaia terminologiya [Constitutional terminology]. Мoscow, 2017. 272 p. (in Russian).
3. Russo Zh.-Zh. Ob obschestvennom dogovore. Traktaty [About the public contract. Treatises]. Мoscow, 1998. 416 p. (in Russian).
4. Komkova G. N. Categoryof «Value» in Constitutional Law of Russia. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2012, vol. 12, iss. 2, pp. 97-99 (in Russian).
5. Kharbieva T. Ya. Konstitustionnaia reforma v sovre-mennom mire [The constitutional reform in the modern world]. Мoscow, 2016. 320 p. (in Russian).
6. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ)]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).
7. Arbuzov S. Yu. Human Constitutional Right to Decent Life and its Place in Human Rights System. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice], 2011, no. 8: in 4 pt., pt. 4, pp. 21-24 (in Russian).
8. Chirkin V. E. Constitution and social state: legal and actual indicators. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2008, no. 12, pp. 24-37 (in Russian).
9. Silkina T. G. Right to a Dignified Life and Free Personal Development within the Set of Values of a Welfare State. Yuridicgeskiy mir [Ledal world], 2016, no. 11, pp. 34-36 (in Russian).
10. Putilo N. V. Legal Criteria of the Welfare State: New Approaches. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2016, no. 10, pp. 15-25 (in Russian).
11. Konstitustiia Rossiiskoi Federastii. Doktrinal'hyi kom-mentariy (poctateinyi) [The Constitution of the Russian Federation. Doctrinal comment (itemized). 2nd ed.]. Мoscow, 2013. 688 p. (in Russian).
12. Avak'yan S. A. Konstitustionnoe pravo Rossii. Uchebnyi kurs [Constitutional right of Russia. Training course: in 2 vol. 4th ed., rev. and add.]. Мoscow, 2011. Vol. 1. 863 p. (in Russian).
13. Kireev V. V. Free development of the person and the state coercion in the context of improvement of provisions of the Constitution of the Russian Federation. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2010, no. 9 (190). Ser. Law, iss. 23, pp. 5-8 (in Russian).
14. Shevchenko А. А. Social justice in the conditions of crisis. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2013, no. 3 (25), pp. 36-44 (in Russian).
15. Avak'yan S. A. Konstitustionnyi leksikon: Gosudarst-venno-pravovoy terminolodicheskiy slovar' [Constitutional lexicon: State and legal terminological dictionary]. Moscow, 2015. 640 p. (in Russian).
16. Luchin V. O. Konstitustiia Rossiiskoi Federastii: prob-lemy realizastii [Constitution of the Russian Federation: realization problems]. Moscow, 2002. 687 p.(in Russian).
17. Konstitustionnoe pravo Rossii [Constitutional right of Russia. Ed. by A. E. Postnikov]. Moscow, 2007. 504 p. (in Russian).
18. Chirkin V. E. Sotsial'no-ekonomicheskie prava i indikatory sotsial'noi spravedlivosti (Social and economic rights and indicators of social justice). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=oIEOaosF-mQ&list=PLi0CzsSpbM0XIseqz3P_Nh-4a4k0n-azH (accessed 10 April 2017) (in Russian).
19. Raschet indeksa schact'ia (Calculation of happiness index). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D 0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%B D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD% D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0 %B5%D0%BA%D1%81_%D1%81%D1%87%D0%B 0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F (accessed 10 April 2017) (in Russian).
20. Pokazateli kachestva zhizni (Quality of life indicators). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1% 81_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81 %D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B6%D0%B8% D0%B7%D0%BD%D0%B8(accessed 10 April 2017) (in Russian).
21. Kryuchkova E. A. Transformation of Social State in a Changing World. In: Izmeniaiuschiysia mir: obcshestvo, gosudarstvo, lichnost' [The changing world: society, state, personality. Collection materials IV Int. sci. conf. (April 09, 2015). Part 3 (sections 17-24)]. Saratov, 2015, pp. 60-69 (in Russian).
22. Prozhitochnyi minimum v Rossii snizilsia na 67 rubley (The subsistence minimum in Russia fell by 67 rubles). Available at:http://www.interfax.ru/russia/539928 (accessed 10 April 2017) (in Russian).
23. The reference "About consumer price indexes in Russia and foreign countries in February, 2017". Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi ststistiki (Federal State Statistics Service. Site). Available at: http://www.gks.ru/ bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/ind-zen24.htm (accessed 10 April 2017) (in Russian).
24. Chelnokova G. B. A living wage and the minimum wage - the main criteria of definition of poverty in the social legislation of Russia. Aktual'nye problemy ros-siiskogoprava [Urgent problems of Russian law], 2013, no. 11 (36), pp. 1411-1416 (in Russian).
25. Eksperty zametili privykanie rossiian k snizheniiu stsndartov potrebleniya (Experts noted the addiction of Russians to a decrease in consumption standards). Available at:http://www.rbc.ru/society/11/01/2017/58 762d949a7947125b4b525f (accessed 10 April 2017) (in Russian).
26. Golodest rasskazala o bednosti sredi rabotaiucshikh rossiyan (Golodets has told about poverty among the working Russians). Available at: https://ria.ru/soci-ety/20170314/1489974515.html (accessed 10 April 2017) (in Russian).
27. Kazhdomu desiatomu rabotniku zarplaty ne khvataet na edu (Isn't enough for every tenth worker of a salary for food). Available at: http://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2017/04/04/684008-rabotniku-ne-hvataet-na-edu (accessed 10 April 2017) (in Russian).
28. About a living wage in the Russian Federation. Federal law of24.10.1997 No. 134-FZ (an edition of 3.12.2012). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1997, no. 43, art. 4904; 2012, no. 50 (pt. 5), art. 6956 (in Russian).
29. Sobranie zakonodatel 'stvaRF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 50 (pt. 4), art. 6950 (in Russian).
30. About a consumer basket in general across the Saratov region. Law of the Saratov region of 4.07.2013 No. 111-ZSO. Sobranie zakonodatel'stva Saratovskoi oblasti [Collection of Laws of the Saratov region], 2013, no. 26, June-July (in Russian).
31. About the approval of methodical recommendations about definition of a consumer basket for the main social and demographic groups of the population in subjects of the Russian Federation. Resolution of the Government of the Russian Federation. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 5, art. 395 (in Russian).
32. Potrebitel'skaya korzina na 2016 god (Consumer basket for 2016). Available at: https://infoportalru.ru/potrebi-
telskaya-korzina-na-2016-god.html (accessed 10 April 2017) (inRussian).
33. Mintrud peresmotrit soderzhanie potrebitel'skoy korziny (Ministry of Labor will reconsider the maintenance of a consumer basket). Available at: https://rg.ru/2017/02/02/ mintrud-peresmotrit-soderzhanie-potrebitelskoj-korziny. html (accessed 10 April 2017) (in Russian).
34. About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation regarding increase in a retirement age to separate categories of citizens. Federal law of 23.05.2016 No. 143-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2016, no. 22, art. 3091 (in Russian).
35. Previtel'stvo na tret' sokracshaet raskhody na medistinu (The government cuts down expenses on medicine for a third). Available at: http://www.mk.ru/economics/ 2016/10/13/pravitelstvo-na-tret-sokrashhaet-raskhody-na-medicinu.html (accessed 10 April 2017) (in Russian).
36. Avak'yan S. A. Democracy of protest relations: constitutional-law aspect. Konstitustionnoe i munistipal'noe pravo [Constitutional and municipal law], 2012, no. 1, pp. 3-17 (in Russian).
37. А. Naval'nyi: "On vam ne Dimon" (A. Navalny: "He to you not Dimon"). Available at: https://www.youtube. com/watch?v=qrwlk7_GF9g (accessed 10 April 2017) (in Russian).
38. O chem govorit voskresnaya akstiya protesta (What the Sunday protest action speaks about). Available at: http:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/03/27/682795-voskresnaya-aktsiya-protesta (accessed 10 April 2017) (in Russian).
39. Putin sravnil akstii protiv korrupstii s "arabskoy vesnoy" i Evromaydanom (Putin has compared actions against corruption with "in the Arab spring" and Euromaidan). Available at: https://tvrain.ru/teleshow/videooftheday/ putin_protesty-431136/ (accessed 10 April 2017) (in Russian).
40. Uchastie institutov grazhdanskogo obcshestva v bor'be s korrupstiey [Participation of institutes of civil society in fight against corruption. Ans. ed. Yu. А. Tikhomirov]. Moscow, 2013. 160 p. (in Russian).
41. Organizovannye Naval'nym protesty odobriaiut 38% rossiyan - "Levada-stentr" (The protests organized by Navalny approve 38% of Russians - Levada Center). Available at: http://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2017/04/06/684383-protesti-odobryayut (accessed 10 April 2017) (in Russian).
42. Nachalas' vserossiiskaia stachka dal'noboyschikov (The All-Russian strike of long-distance truck drivers has begun). Available at: http://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2017/03/28/682974-vserossiiskaya-stachka-dalnoboischikov (accessed 10 April 2017) (in Russian).
43. About the adoption of Strategy for human rights in the Republic of Tatarstan for 2014-2018.Resolution KM RT of 02.08.2014 No. 569. Available at: http://tatar7. info/2014/08/02/t640.htm (accessed 10 April 2017) (in Russian).
44. About the Strategy of the Voronezh region in the sphere of development and protection of human rights for 2016-2025. Decree of the governor of the Voronezh region of 05.08.2016 No. 272-u. Available at: http://docs. cntd.ru/document/441723063 (accessed 10 April 2017) (in Russian).
45. Upolnomochennyi po pravam cheloveka v Altaiskom krae (The Commissioner for Human Rights in the Altai Krai. Site). Available at: http://protmen.ru/%D0%BA %D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF% D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D1 %89%D0%B8%D1%82%D1%8B-%D0%BE%D1% 81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8 B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%B8-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1 (accessed 10 April 2017) (in Russian).
46. About the Concept of providing are also sewn up the
rights and freedoms of the person and citizen in the Smolensk region for 2013-2020. Decree of the governor of the Smolensk region of 01.03.2013 No. 15. Available at: http://docs.cntd.ru/document/462401009 (accessed 10 April 2017) (in Russian).
47. Zrazhevskaya T. D. Sistema indikatorov v steliakh osuschestvleniya monitoringa zaschischennosti prav i svobod cheloveka i grazhdanina (System of indicators for implementation of monitoring of security of the rights and freedoms of the person and the citizen). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=oIEOaosF-mQ&list=PLi0CzsSpbM0XIseqz3P_Nh-4a4k0n-azH (accessed 10 April 2017) (in Russian).
48. Upolnomochennyi po pravam cheloveka v Saratovskoy oblasti (The Commissioner for Human Rights in the Saratov region. Site). Available at: http://ombudsman64. ru/?p=7027 (accessed 10 April 2017) (in Russian).
Cite this article as:
Abaeva E. A. Free Development of a Person as a Condition of the Modern Social State. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 323-333 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-201717-3-323-333.