Научная статья на тему 'Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья человека: зарубежный и отечественный опыт законодательного закрепления'

Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья человека: зарубежный и отечественный опыт законодательного закрепления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2334
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП РАВЕНСТВА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ДИСКРИМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Басова А. В.

Введение. Статья посвящена проблеме законодательного закрепления принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в зарубежном и российском законодательстве. Обсуждение. Анализ конституций зарубежных стран позволил определить специфический аспект стандарта равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья, который в российском национальном праве закреплен лишь в федеральных законах. Обращает на себя внимание, что дискриминационные признаки, отражающие состояние здоровья человека в основных законах зарубежных стран, различны. Исследуется содержание конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в национальном праве Российской Федерации. Особое внимание уделяется взаимосвязи исследуемого принципа с другими сторонами равноправия и современным тенденциям развития конституционного права. Указывается на особую роль Конституционного суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина при дискриминации по состоянию здоровья. Автор обусловливает предназначение исследуемого конституционного принципа его функциями в системе права. Заключение. Делается вывод, что исследуемый принцип занимает особое место в системе конституционного права и оказывает большое влияние на все отрасли российского права, на совершенствование нормативного регулирования прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья, на развитие социальных гарантий и возможностей для лиц, уязвимых по состоянию здоровья. Вносятся предложения по развитию конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в национальном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Басова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья человека: зарубежный и отечественный опыт законодательного закрепления»

УДК 342.7 (470+571+100)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НЕЗАВИСИМО ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

А. В. Басова

аспирантка кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: allsar@rambler.™

Введение. Статья посвящена проблеме законодательного закрепления принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в зарубежном и российском законодательстве. Обсуждение. Анализ конституций зарубежных стран позволил определить специфический аспект стандарта равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья, который в российском национальном праве закреплен лишь в федеральных законах. Обращает на себя внимание, что дискриминационные признаки, отражающие состояние здоровья человека в основных законах зарубежных стран, различны. Исследуется содержание конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в национальном праве Российской Федерации. Особое внимание уделяется взаимосвязи исследуемого принципа с другими сторонами равноправия и современным тенденциям развития конституционного права. Указывается на особую роль Конституционного суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина при дискриминации по состоянию здоровья. Автор обусловливает предназначение исследуемого конституционного принципа его функциями в системе права. Заключение. Делается вывод, что исследуемый принцип занимает особое место в системе конституционного права и оказывает большое влияние на все отрасли российского права, на совершенствование нормативного регулирования прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья, на развитие социальных гарантий и возможностей для лиц, уязвимых по состоянию здоровья. Вносятся предложения по развитию конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в национальном законодательстве.

Ключевые слова: принцип равенства, состояние здоровья, права человека и гражданина, дискриминация.

Э01: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-218-223

Введение

Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина устанавливает демократические основы в государстве и не допускает существования привилегированных лиц или социальных групп в обществе. Конституции различных стран, принятые в последние десятилетия, закрепляют принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья и запрещают на конститу-

ционном уровне ущемлять права человека по признаку состояния здоровья.

Конституция Южно-Африканской Республики 1996 г. [1] в ст. 9 запрещает прямую и косвенную дискриминацию беременных женщин. Конституция Швейцарии 1999 г. [2] в ст. 8 запрещает ограничивать права человека из-за физической, духовной или психической инвалидности, Конституция Финляндии 1999 г. [3] в ст. 6 запрещает занимать особое положение на основании состояния здоровья и дееспособности. Конституция Сербии 2006 г. [4] в ст. 2 запрещает любые формы дискриминации по умственным и физическим недостаткам и устанавливает, что государственные меры, направленные на достижение равенства лиц или группы лиц, которые находятся в неравном положении по сравнению с другими гражданами, не считаются дискриминацией.

В действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. [5], устанавливающей принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в ст. 19, состояние здоровья как дискриминационный признак не обозначен. Однако перечень признаков, по которым могут ограничиваться права человека, Основной закон оставляет открытым и вводит термин «и другие обстоятельства», защищая, таким образом, права и свободы человека и гражданина с различным состоянием здоровья.

Конституционный суд Российской Федерации в своих правовых позициях указал на ряд незаконных и необоснованных ограничений прав человека на основании наличия у него ВИЧ-инфекции [6], психических заболеваний [7], отклонений от состояния здоровья [8]. Так, не соответствующими ст. 19 Конституции РФ признаются решения органов государственной власти о нежелательности пребывания ВИЧ-инфицированных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих с семьей на территории РФ, на основании наличия у них ВИЧ-инфекции. Конституционный суд от-

метил недопустимость отказа психиатрическим больным в предоставлении информации о состоянии их здоровья только на основании психиатрических расстройств таких пациентов. Конституционный суд признал дискриминационным увольнение по состоянию здоровья граждан при частичной утрате здоровья из органов милиции без компенсационных выплат. Следовательно, нездоровье - признак, вызывающий дискриминацию и стигматизацию человека в обществе.

Обсуждение

Анализ конституций зарубежных стран на предмет закрепления конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья показывает, что государства запрещают дискриминацию по различным признакам, отражающим состояние здоровья человека: беременность, инвалидность, физические и психические недостатки, дееспособность, состояние здоровья. Из вышеперечисленного следует выделить общее положение - состояние здоровья и специальные признаки - изменения этого состояния, влекущие за собой ограничение прав и жизненных возможностей людей в обществе. Последние, узкодифференцированные, запрещают дискриминацию человека по причине нездоровья или инвалидности. Общее основание не допускает умаления прав здоровых и больных людей. На наш взгляд, более правильно в Основном законе страны закрепить принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья и развивать этот принцип в законодательстве, принятом по вопросам защиты прав и законных интересов населения, уязвимого по состоянию здоровья по специальным признакам. Примером этому может служить Федеральный закон « О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [9], запрещающий ограничение прав граждан по основанию наличия у них ВИЧ-инфекции, а также Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [10], запрещающий дискриминацию граждан по признаку инвалидности.

Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, независимо от состояния здоровья, в учредительных актах субъектов Российской Федерации и в уставах муниципальных образований в настоящее время не получил должного развития. Из проанализированных 85 уставов и конституций субъектов Российской Федерации исследуемый принцип закреплен только в Конституции Республики

Башкортостан [11], а в уставах муниципальных образований мы его не обнаружили.

Содержание конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья человека определено ст. 19 Конституции РФ [5].

Равенство перед законом и судом независимо от состояния здоровья - это равная обязанность человека и гражданина соблюдать предписания закона и право всех на защиту в суде независимо от состояния здоровья. Мера ответственности немощных и больных может отличаться от меры ответственности здоровых лиц, но в рамках закона.

Часть 2 ст. 19 Конституции РФ закрепляет равноправие людей, оказавшихся внутри одной социальной группы. Лица, принадлежащие к одной социальной группе, должны иметь равные права и обязанности.

Равенство мужчин и женщин независимо от состояния здоровья - это не равенство в здоровье, а возможность мужчины и женщины в равной степени осуществлять свои права и обязанности беспрепятственно независимо от состояния здоровья.

Конституционное понятие равенства рассматривается с двух сторон - с формальной и фактической. Фактического равенства независимо от состояния здоровья не существует, так как людей с абсолютно одинаковыми правами и возможностями, обусловленными состоянием их здоровья, нет. Между членами общества существует формальное равенство прав и обязанностей.

Равенство независимо от состояния здоровья - это принцип, гарантирующий равноправие и защиту здоровых и нездоровых людей в обществе и дополнительные законодательные гарантии для лиц с отклонениями состояния здоровья с целью выравнивания возможностей осуществления ими своих прав.

Правовое регулирование конституционного принципа равенства независимо от состояния здоровья в большей степени направлено на защиту интересов нездорового населения.

Для определения места и роли принципа в системе принципов права рассмотрим его взаимосвязь с другими сторонами равноправия. Исследуемый принцип тесно связан с принципом равенства перед законом и судом. Действие закона общеобязательно для всех, кто находится на территории России, независимо от состояния здоровья, но для граждан с отклонениями от состояния здоровья законодатель устанавливает особый правовой статус, с более широкими правами и гарантиями (например, квоты для поступления детей-инвалидов в высшие учебные заведения, бесплатное и льготное обеспечение

лекарственными препаратами больного населения, санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации, назначение социальных пособий и льгот при оплате коммунальных услуг для инвалидов). Законодательные преимущества в вышеперечисленных случаях не следует рассматривать как дискриминацию здоровых граждан. Это узаконенные меры положительной дискриминации, обусловленные объективными причинами, указывает Г. Н. Комкова [12, с. 28]. Данная позиция обоснована Конституционным судом РФ, который устанавливает, что позитивная дискриминация - не нарушение конституционного принципа равенства: «При равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать для них различный правовой статус» [13]. Конституционный принцип равенства независимо от состояния здоровья человека не связан с конституционными принципами равенства независимо от национальности, расы, знания или незнания языка, данные принципы дополняют друг друга при обеспечении равенства всех членов общества.

Конституционные принципы равенства независимо от происхождения, должностного и имущественного положения находятся в тесной взаимосвязи с принципом равенства независимо от состояния здоровья. Несомненно, чем выше занимаемая должность человека и его материальное положение, тем значительнее его возможности осуществить свои права независимо от состояния здоровья. Например, работающий гражданин имеет более широкие права в системе здравоохранения в случае болезни, нежели неработающий. За первым законодателем закреплено право на получение пособия по временной нетрудоспособности, право на компенсацию налогового вычета при оплате медицинских услуг и лекарственных препаратов [14], право на медикосоциальную экспертизу при длительности больничного листа более трех месяцев для решения вопроса инвалидности или увеличения продолжительности листа нетрудоспособности при неблагоприятном прогнозе [15].

Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья не зависит от места жительства человека в России, поскольку действие Конституции РФ распространяется на всю территорию страны. Но следует отметить, что реализация исследуемого принципа в жизни общества тесно связанна с местом жительства человека в России. Сельскому населению гораздо сложнее реализовать свои права независимо от состояния здоровья. Демографическая ситуация на селе привела к

закрытию детских дошкольных и школьных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, к разрушению дорожно-транспортного сообщения села и города. В сложившейся ситуации дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить инклюзивное образование, а больные сельчане вынуждены обращаться за первичной медицинской помощью в центральные районные больницы, а не в фельдшерско-акушерские пункты по месту жительства и затрачивать дополнительные денежные средства на проезд. Проблемы оказания своевременной скорой медицинской помощи сельчанам в настоящее время также не решены. Более того, человеку с ограниченными возможностями здоровья реализовать право на труд независимо от состояния здоровья в сельской местности практически невозможно из-за отсутствия рабочих мест.

Равенство независимо от религии и убеждений не связано с равенством независимо от состояния здоровья, так как принадлежность к религиозным конфессиям и убеждениям не ограничена состоянием здоровья. Данные конституционные принципы едины в обеспечении равенства прав и свобод человека и гражданина в национальном законодательстве.

Принцип равенства независимо от принадлежности к общественным объединениям и принцип равенства независимо от состояния здоровья противоречат друг другу и требуют дальнейшего развития. С одной стороны, общественные объединения не предъявляют никаких требований к состоянию здоровья своих членов. С другой стороны, ограничение дееспособности и лишение дееспособности депутата Государственной думы или члена Совета Федерации является основанием для досрочного прекращения ими своих полномочий [16]. Исходя из положения п. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, целесообразно ввести аналогичные требования к депутатам Го -сударственной думы и членам Совета Федерации, а также на законодательном уровне определить, какие именно нарушения состояния здоровья требуют досрочного сложения их полномочий.

Равенство независимо от состояния здоровья человека и гражданина напрямую не зависит от пола. Как правило, мужчина и женщина имеют равные права и обязанности. Однако продолжительность жизни мужчин в России значительно ниже продолжительности жизни женщин, поэтому мужчины часто не могут воспользоваться правом на пенсионное обеспечение из-за смертности, что требует более взвешенного подхода государства к проводимой пенсионной политике.

Анализ взаимосвязи конституционных принципов равенства позволил выявить слабые стороны нормативного регулирования равенства прав и свобод человека и гражданина и определить дальнейшее направление развития конституционного законодательства.

Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья является весьма важным принципом, оказывающим большое влияние на формирование как конституционного права, так и других отраслей права, основными функциям которого являются:

а) распределительная - дифференцирует нормативное закрепление прав за определенной группой субъектов, нуждающихся в повышенной защите по состоянию здоровья;

б) предупредительная - запрещает ограничение прав лиц на основании наличия у них отклонений в состоянии здоровья;

в) воспитательная - формирует уважительное отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

г) координирующая - устанавливает общие требование равенства независимо от состояния здоровья в различных общественных правоотношениях;

д) системообразующая - закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в различных отраслях права;

е) культурная - обеспечивает развитие личности путем введения дополнительных гарантий на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ж) социальная - предоставляет различные блага для лиц с изменениями состояния здоровья;

з) экономическая - выравнивает имущественное положение граждан, уязвимых по состоянию здоровья.

Заключение

Конституционный принцип равенства независимо от состояния здоровья занимает особое место в системе конституционного права, его реализация оказывает влияние на развитие социальной и духовной сферы жизни человека в обществе, создает материальные, социальные, моральные и правовые условия жизнедеятельности граждан, уязвимых по состоянию здоровья, что способствует развитию их прав и свобод. Исключительность данного принципа обусловлена его функциями в системе права. Следует перенять опыт зарубежных стран и в п. 2 ст. 19 действующей Конституции РФ ввести «состояние здоровья» как общее основание запрета ограничения прав человека независимо от его положения.

Список литературы

1. Конституция Южно-Африканской Республики от 8 мая 1996 года (в ред. от 11.10.1996). URL: http://worldconstitutions.ru/?p=78 (дата обращения: 02.06.2016).

2. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года. URL: http://www.concourt.am/ armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ swiss/swiss--r.htm (дата обращения: 02.06.2016).

3. Конституция Финляндии от 11 июня 1999 года. URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/ ru19990731.pdf (дата обращения: 02.06.2016).

4. Конституция Сербии от 30 сентября 2006 года. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=369 (дата обращения: 02.06.2016).

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФК3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

6. По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в связи с жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2015 № 4-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 12. ст. 1801.

7. По жалобе гражданина Трофимова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 5 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» : определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2015 № 1544-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобой гражданина К. А. Охотникова : постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 21-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 33, ст. 4949.

9. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) : федер. закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 14, ст. 1212.

10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4563.

11. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (ред. от 04.03.2014) //

Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. № 4 (22), ст. 146.

12. Комкова Г. Н. Запрет дискриминации в российском и международном праве. Саратов, 2003. 124 с.

13. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 № 378-О-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств

налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета : постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 (ред. от 26.06.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 13, ст. 1256.

15. О порядке и условиях признания лица инвалидом : постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 06.08.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 9, ст. 1018.

16. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 03.05.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 2, ст. 74.

Образец для цитирования:

Басова А. В. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья человека: зарубежный и отечественный опыт законодательного закрепления // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 218-223. БО!: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-218-223.

The Constitutional Principle of Equality of Rights and Freedoms of Man and Citizen, Regardless of the State of Human Health: Foreign and Domestic Experience of Legislative Consolidation

A. V. Basova

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia

E-mail: allsar@rambler.ru

Introduction. The article is devoted to the issue of legislative consolidation of the principle of equality of rights and freedoms of man and citizen, regardless of health status in the foreign and Russian legislation. Discussion. Analysis of foreign constitutions allowed defining a specific aspect of the standard of equality of rights and freedoms of man and citizen, regardless of health status, which is in Russian domestic law enshrined only in the federal laws. Please note that the discriminatory features that reflect the health condition in the fundamental laws of foreign countries are different. We study the content of the constitutional principle of equality of rights and freedoms and citizen, regardless of health status in the national law of the Russian Federation. Particular attention is paid to the relationship of the test of the principle of equality with the other parties and the modern trends of development of constitutional law. It indicates the special role of the Constitutional Court of Russia to protect the rights and freedoms of man and citizen when discrimination based on health status. The author determines the purpose of the test of the constitutional principle of its functions in the legal system. Conclusion. The author comes to the conclusion that the analyzed principle occupies a special place in the system of constitutional law and has a great impact on all sectors of the Russian law, to improve the regulatory framework of the rights and freedoms of man and citizen, regardless of health status, on the development of social safety nets for people opportunities, vulnerable as health. There are the proposals for the development of the constitutional principle of equality of rights and freedoms of man and citizen, regardless of health status in the national legislation. Key words: principle of equality, health, human and civil rights, discrimination.

References

1. Konstitutsiya Yuzhno-Afrikanskoi Respubliki ot 8 maya 1996 goda (v red. ot 11.10.1996) (The Constitution of South Africa of May 8, 1996 (an edition оf 10.11.1996)). Available at: http://worldconstitutions.ru/?p=78 (accessed 2 June 2016) (in Russian).

2. Soyuznaya Konstitutsiya Shveytsarskoi Konfederatsii ot 18 aprelya 1999 goda (The Federal Constitution of the Swiss Confederation of April 18, 1999). Available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/ world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm (accessed 2 June 2016) (in Russian).

3. Konstitutsiya Finlyandii ot 11 iyunya 1999 goda (The Constitution of Finland of June 11, 1999). Available at: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/ru19990731. pdf (accessed 2 June 2016) (in Russian).

4. Konstitutsiya Serbii ot 30 sentyabrya 2006 goda (The Constitution of Serbia of 30 September 2006). Available at: http://worldconstitutions.ru/?p=369 (accessed 2 June 2016) (in Russian).

5. Konstituciia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarod-nym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).

6. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozheniy chasti chetvertoy stat'i 25.10 Federal'nogo zakona «O poryadke vyezda iz Rossiikoi Federatsii i v#ezda v Rossiiskuiu Federatsiyu», podpunkta 13 punkta 1 stat'i 7 Federal'nogo zakona «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» i punkta 2 stat'i 11 Federal'nogo zakona «O preduprezhdenii rasprostraneniya v Rossiiskoi

Federatsii zabolevaniya, vyzyvaemogo virusom immuno-defitsita cheloveka (VICH-infektsii)» v svyazi s zhalobami ryada grazhdan: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 12.03.2015 № 4-P [In the case on the constitutionality of the provisions of part four of article 25.10 of the Federal law «On the Procedure for Exit from the Russian Federation and Entry into the Russian Federation», subparagraph 13 of paragraph 1 of article 7 of the Federal Law «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» and paragraph 2 of article 11 of the Federal law «On prevention of spread of the disease caused by the human immunodeficiency virus (HIV)» in response to complaints from a number of citizens. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 12.03.2015 No. 4-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2015, no. 12, art. 1801 (in Russian).

7. Po zhalobe grazhdanina Trofimova Аleksandra Vladi-mirovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav polozheniem chasti vtoroi stat'i 5 Zakona Rossiiskoi Federatsii «O psikhiatricheskoi pomoschi i garantiyakh prav grazhdan pri ee okazanii»: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 02.07.2015 № 1544-O (According to the complaint of a citizen Trofimov Aleksandr Vladimirovich the violation of his constitutional rights provision of the second paragraph of article 5 of the Law of the Russian Federation «On psychiatric care and guarantees of citizens' rights in its provision». Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 02.07.2015 No. 1544-O). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

8. Po delu o proverke konstitutsionnosti chasti tret'ei stat'i 29 Zakona Rossiiskoi Federatsii «O militsii» v svyazi s zhaloboi grazhdanina K. А. Okhotnikova: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 20.07.2011 № 21-P [On the case on the constitutionality of the third paragraph of article 29 of the Law of the Russian Federation «On the Police» in connection with the complaint of a citizen K. A. Okhotnikov. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 20.07.2011 No. 21-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2011, no. 33, art. 4949 (in Russian).

9. O preduprezhdenii rasprostraneniya v Rossiiskoi Fede-ratsii zabolevaniya, vyzyvaemogo virusom immuno-defitsita cheloveka (VICH-infektsii): federal'nyi zakon ot 30.03.1995 № 38-FZ (red. ot 23.05.2016) [On Prevention of Spread of the disease caused by the human immunodeficiency virus (HIV). Federal law of 30.03.1995 No. 38-FZ (an edition of 05.23.2016)]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 14, art. 1212 (in Russian).

10. O sotsial'noi zaschite invalidov v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 29.12.2015) [On social protection of disabled persons in the Russian Federation. Federal law of 24.11.1995 No. 181-FZ (an edition of 29.12.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 48, art. 4563 (in Russian).

11. Konstitutsiya Respubliki Bashkortostan ot 24.12.1993 № VS-22/15 (red. ot 04.03.2014) [The Constitution ofthe Republic of Bashkortostan of 24.12.1993 No. BC-22/15 (an edition of 03.04.2014)]. Vedomosti Verkhovnogo Soveta i Pravitel 'stva Respubliki Bashkortostan [Collection of Laws of the of Bashkortostan], 1994, no. 4 (22), art. 146 (in Russian).

12. Komkova G. N. Zapretdiskriminatsii v rossiyskom imezh-dunarodnom prave [The prohibition of discrimination in the Russian and international law]. Saratov, 2003. 124 p. (in Russian).

13. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zaprosa Аmurskogo gorodskogo suda Khabarovskogo kraya o proverke kon-stitutsionnosti polozheniya stat'i 59 Trudovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 15.05.2007 № 378-O-P (The refusal to accept for consideration the request of the Amur city court of Khabarovsk Territory on the constitutionality of the provisions of article 59 of the Labor Code of the Russian Federation. Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 15.05.2007 No. 378-OP). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

14. Ob utverzhdenii Perechnei meditsinskikh uslug i doro-gostoyaschikh vidov lecheniya v meditsinskikh uchre-zhdeniyakh Rossiiskoi Federatsii, lekarstvennykh sredstv, summy oplaty kotorykh za schet sobstvennykh sredstv nalogoplatel'schika uchityvayutsya pri opredelenii summy sotsial'nogo nalogovogo vycheta: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.03.2001 № 201 (red. ot 26.06.2007) [On approving the list of medical services and expensive treatments in medical institutions of the Russian Federation, of drugs, of which the amount of payment for its own account of the taxpayer are taken into account in determining the amount of social tax deduction. Resolution of the Government of the Russian Federation of 19.03.2001 No. 201 (an edition of 26.06.2007)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 13, art. 1256 (in Russian).

15. O poryadke i usloviyakh priznaniya litsa invalidom: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.02.2006 № 95 (red. ot 06.08.2015) [On the procedure and conditions for the recognition of a disabled person. Resolution of the Government of the Russian Federation of 20.02.2006 No. 95 (an edition of06.08.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 9, art. 1018 (in Russian).

16. O statuse chlena Soveta Federatsii i statuse deputata Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 08.05.1994 № 3-FZ (red. ot 03.05.2016) [On the status of the Federation Council and the status of the deputy of the State Duma of the Federal Assembly ofthe Russian Federation. Federal law of 08.05.1994 No. 3-FZ (an edition of 03.05.2016)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1994, no. 2, art. 74 (in Russian).

Cite this article as:

Basova A. V. The Constitutional Principle of Equality of Rights and Freedoms of Man and Citizen, Regardless of the State of Human Health: Foreign and Domestic Experience of Legislative Consolidation. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 218-223 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-218-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.