Конституционное право IIТТТГ1 Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 1
Constitutional law ¡¿¡^fafa Actual Problems ofEconomics and Law, 2017, vol. 11, No. 1
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
УДК 342.415 DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.1.89-97
В. Е. ЧИРКИН1
1 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
г. Москва, Россия
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (КОНСТИТУЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ)
Цель: изучение принципа социальной справедливости в конституционном праве России и зарубежных стран. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: в статье обосновывается тезис, что в наше время в связи с требованиями населения и социализацией конституционного права общечеловеческий принцип справедливости все чаще приобретает конституционную формулировку социальной справедливости. В сравнительно-правовом аспекте рассматриваются некоторые индивидуальные, групповые и универсальные формы проявления этого принципа в нормах конституционного права, его значение для устойчивого развития общества.
Научная новизна: на основе анализа норм конституционного права европейских стран автор делает вывод о необходимости совершенствования в России законодательства о соотношении правовых индикаторов прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, их сближения.
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с социально-экономическим развитием России.
Ключевые слова: конституционное право; социальная справедливость; устойчивое развитие; прожиточный минимум; минимальный размер оплаты труда
Как цитировать статью: Чиркин В. Е. Социальная справедливость как фактор устойчивого развития общества (конституционные вопросы) // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 1. С. 89-97. DOI: 10.21202/1993-047Х.11.2017.1.89-97
Введение
В условиях перманентных экономических и политических кризисов, успехов и провалов в странах современного мира, которые не обошли стороной Россию, особое значение уделяется механизмам, способным поддержать устойчивое развитие общества. Среди таких механизмов находится экономически, социально и политически обоснованная, продуманная доминирующим социальным слоем, элитой общества, руководством государства регуляционная роль права, в том числе его основы - конституционного права.
Со второй половины ХХ в. содержание и роль конституционного права изменяются (впервые это произошло еще в советской России в 1917 г.). Вместо
дискуссий о видах государственных органов, полномочиях, компетенции (это очень нужно для специалистов, но не так сильно интересует широкие слои населения) конституционалисты и создатели конституций, реагируя на требования населения, все большее внимание уделяют регулированию основ социально-экономических отношений. Об этом свидетельствует содержание конституций, принятых после Второй мировой войны, особенно конституций последних десятилетий на разных континентах (Португалии, Непала, Эфиопии, Бразилии и др.), которые мало похожи на Конституцию США 1787 г., Франции 1791 г. или дарованную императором Вильгельмом I в 1871 г. первую конституцию Германии, объединенной Бисмарком. Лишь
конституции многих англосаксонских стран (в том числе своеобразная Конституция Великобритании, США и островных государств - членов Британского Содружества) находятся в стороне от этого процесса, хотя и в них принято прогрессивное социальное законодательство конституционного значения.
Результаты исследования
Изучение подавляющего большинства конституций государств различных континентов (его результаты частично представлены в книге о конституционной терминологии [1] показывает, что, помимо традиционных общегуманистических положений, связанных с правами личности, свободой, миром, равноправием, общим благом, демократией, довольно часто в новые конституции вводятся нормы социально-экономического характера о решающей роли труда (Италия), основных принципах социально-экономической политики (Испания), программировании развития экономики и общественного развития (Бразилия), социальной функции частной собственности (Германия), обязанностях государства перед человеком (Мьянма, Непал, Бутан и другие), а также прочие новые основные принципы отношений в сегодняшнем социуме. Гуманизм в конституциях получает характер социального гуманизма, что впервые, хотя с тоталитарными извращениями (ликвидацией свободы экономической деятельности, делением общества на неравноправные классы, диктатурой пролетариата и др.), нашло свое проявление в советских конституциях. Их влияние на новую ориентацию конституционного регулирования не следует недооценивать 1 [2], хотя самого термина «социальная справедливость» ни в них, ни в других конституциях длительное время не было (кроме советских конституций, подходы к такой терминологии были в конституциях Мексики 1917 г. [3], Веймарской конституции Германии 1919 г. [4] и особенно в ст. 45 Конституции Ирландии 1937 г. [5]).
Впервые принцип социальной справедливости был назван, видимо, в Конституции Индии 1949 г. [6], которая исходила из идеи «третьего пути» между со-
1 Попытку создать новую модель конституции в условиях советского строя отмечают западные исследователи, но говорят, что из этого получились только «потемкинские деревни» (бутафория поселений, якобы созданных князем Потемкиным, чтобы убедить Екатерину II в счастливой жизни ее подданных).
циализмом и «империалистическим капитализмом». Часть 1 ст. 38 данного документа гласит о стремлении к общественному порядку, где социальная, экономическая и политическая справедливость является основой всех учреждений... Позднее о принципе социальной справедливости было сказано в Конституции Египта 1971 г. [7] (дублируется в вводной части Конституции Египта 2014 г. [8]). Данный принцип упоминается в конституциях Португалии 1976 г., Сальвадора 1983 г. [10], Бразилии 1988 г. [11], Польши 1997 г. [12], Непала 2007 г. [13], небольшого государства - члена Британского Содружества Сент-Люсии 1978 г. [14] и др.
В конституциях развитых капиталистических стран таких положений нет. Этого принципа нет и в Конституции РФ, хотя во время ее принятия уже десятки лет действовали некоторые зарубежные конституции, содержавшие такую формулировку (в Конституции РФ, как и в некоторых других, имеются важные элементы этого принципа, например, положения о социальном государстве).
Во многих развивающихся странах принцип социальной справедливости упоминается в разделах о руководящих принципах политики страны (правительства). Там говорится, что положения данных разделов не могут осуществляться в судебном порядке, физическое и юрлицо не имеет права требовать социальной справедливости, социальных услуг, опираясь на подобные нормы. Часть 2 ст. 59 Конституции Албании 1998 г. [15] также устанавливает, что «добиваться социальных целей непосредственно через суд нельзя». Аналогичные запреты есть и в Конституции Швейцарии 1999 г. [16].
Многие (но не все) важные социально-экономические положения имеют декларативный характер, а запрет осуществлять их через суд придает им определенную ущербность. Но они являются ориентацией для текущего законодательства, обязывают правительство принимать соответствующие меры. Именно принципы такого рода, их последовательная реализация особенно важны для устойчивого развития общества. Общество может иметь внутренне устойчивый (а не поддерживаемый авторитарными мерами) характер, если оно обладает необходимыми социально-экономическими, политическими, духовными основами и, в частности, опирается в своей жизнедеятельности на принцип социальной справедливости.
В настоящее время формы проявления социальной справедливости в конституционном праве имеют три разновидности: индивидуальную, групповую и универсальную [17]. Индивидуальные и иные виды гуманизма часто сливаются, здесь они упоминаются только для детализации анализа данного принципа. Индивидуальные формы социальной справедливости проявляются, прежде всего, в оплате общественного труда человека обществом (государством, иными структурами) в зависимости от его вклада в развитие общества, количества, качества, общественной значимости, сложности, исключительности и иных показателей труда. Социалистическая уравниловка в России упразднена. Но вряд ли верно, например, когда фиксированная заработная плата профессора, на подготовку которого у общества уходит по меньшей мере полтора-два десятилетия, составляет зачастую половину заработной платы шофера, который учится своему делу полгода. Миллионные оклады руководителей компаний, причем с государственным участием, их миллионные премии, о которых сообщает пресса (при отсутствии особых успехов таких руководителей и компаний), тоже вряд ли справедливы. Такие оклады и премии иногда равны сумме, что за две жизни заработала бы нелегким трудом санитарка в больнице.
Это сложнейшие проблемы рынка труда, рынок решает их по-своему, но для того и существует государственная власть, чтобы любой рынок в определенной степени корректировать. Об этом впервые сто лет назад начал говорить известный британский экономист Дж. М. Кейнс [18]. Уже давно свободного рынка в государствах не существует (разве только где-то на островах монархии Тувалу). Рынок в тех или иных пределах в масштабах общества регулируется государственной властью. Российская власть с этим не очень справляется (ниже мы приведем дополнительные данные).
Групповые формы проявления принципа социальной справедливости. Распространяются на некоторые категории людей, нуждающихся в особой поддержке властей. Некоторые из них названы в конституциях (в том числе в России говорится про заботу о женщинах и детях, о коренных малочисленных народах, в некоторых зарубежных конституциях иногда названы кочевники, жители определенных местностей и др.). Существуют государственные трудовые пенсии для
ветеранов, социальные - для инвалидов, лиц, неспособных к труду, некоторых других обездоленных лиц. По закону особая опека и финансовая поддержка со стороны властей оказывается детям-сиротам, а также больным неизлечимыми заболеваниями (в том числе финансирование государственных рекреационных центров), женщинам в период беременности и родов и др. женщин в период беременности и родов и др.
Универсальные формы. Многие конституционные формы социальной справедливости распространяются на население страны в целом, хотя на деле они особенно важны для лиц с невысокими доходами (например, долларовому российскому миллиардеру не очень нужна бесплатная медицинская помощь по скромным нормам, установленным государством). Ниже мы назовем только некоторые из таких форм.
Власти признают законное установление необходимого уровня жизни для каждого гражданина и членов его семьи, что подразумевает достаточные питание, одежду и жилище, и предпринимают действия для осуществления данного права (ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., который был ратифицирован Россией и поэтому является ее внутренним правом). Поэтому в конституциях ряда государств (Болгарии, Бразилии, Португалии, Эквадора и др.) прописана необходимость государственного обеспечения прожиточного минимума для каждого. В Конституции России подобной нормы не существует, однако впервые в истории страны в 1997 г. был принят Федеральный закон № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.19972 (при советском строе этого не было).
Закон 1997 г. дает правовое обоснование установления прожиточного минимума для граждан РФ, госгарантии получения минимальных материальных средств и прочие меры соцзащиты. Данный закон обновлялся каждые пять лет, поскольку виды необходимых для жизни товаров и услуг изменяются. В соответствии с таким законом в государствах (где аналогичные законы есть) правительство страны рассчитывает рыночную цену названных в законе товаров и услуг и определяет совокупный размер
2 О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 43. Ст. 4904.
прожиточного минимума (в странах со стабильными ценами - ежегодно, в России - ежеквартально).
Требование установить минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) содержится в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, он пересматривается в России часто (например, изменялся в сторону увеличения в январе, июне, октябре 2016 г.), за рубежом - обычно ежегодно.
Федеральный закон № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 содержит понятие потребительской корзины и более общее понятие прожиточного минимума. Оба они вместе с МРОТ являются основными социальными показателями современного конституционного права. Российские и зарубежные правоведы не берут во внимание эти и некоторые другие социально-экономические положения, как правило, делая акцент на государственных органах. Но, как говорилось, для обычного человека не имеет значения количество сессий, проводимых парламентом, комитетов в палате или должностей в правительстве (хотя специалисту это надо знать). Для человека важнее вышеназванные проблемы жизнеобеспечения.
Потребительской корзиной называют минимальный набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, обычно на один месяц. Как говорилось выше, в России и иных странах это выражается в денежном эквиваленте. В первую очередь определяется цена минимального набора продуктов питания, затем - необходимых товаров и услуг. Это стоимостная оценка потребительской корзины вместе с обязательными платежами и сборами. Прожиточный минимум в РФ обеспечивается государством из его фондов по соцзащите граждан. Когда человек имеет доход ниже прожиточного минимума, после определенных проверок ему выплачивается компенсация до установленного размера (если это семья, то общий доход семьи делится на число ее членов).
Законодательно прожиточный минимум в Российской Федерации различен для трех основных социально-демографических групп - трудоспособного населения, пенсионеров, детей. Он каждые три месяца определяется правительством за пройденный квартал на основании рыночных цен. На данный момент действует Постановление Правительства РФ № 882 «Об установлении величины прожиточ-
ного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2016 г.» от 06.09.20163, предусматривающее величину прожиточного минимума за II квартал 2016 г. 9 956 рублей на душу населения, для трудоспособных граждан - 10 722 рубля, пенсионеров - 8 163 рубля, детей - 9 861 рубль.
Уровень прожиточного минимума в мире различен. Он связан с уровнем развития государства, его экономикой, производительностью труда, рачительным использованием ресурсов, уровнем хозяйственного руководства и прочими составляющими. Иногда он различается в десятки раз. Установленный законом набор предметов прожиточного минимума в разных странах также различается, как правило, в него входят более сотни названий товаров и услуг (в России - 156, в Германии - 475, в Великобритании - 700) и служит индикатором разных условий жизни населения (во Франции в него входит определенное количество посещения ресторанов, в Великобритании - плата за игру в гольф, в Германии - стоимость пива). На Западе принято, что прожиточный минимум должен составлять 40 % (США), 50 % (многие страны Европы) от средней зарплаты по стране. В реальности же он определяется на основе подсчета указанных в законе товаров и услуг, а также фактического имущества человека и получается меньше этого (в США, например, средняя месячная зарплата в 2015 г. составляла 4 580 долл., а прожиточный минимум - около 1 300, а для категории бедных в разных штатах - только 700-900 долл. [4]. В странах Восточной Европы (Болгария, Польша, Румыния и др.) прожиточный минимум обычно равен минимальному размеру оплаты труда.
По сведениям 2015 и 2016 гг. (они постоянно меняются, хотя несущественно), прожиточный минимум в некоторых богатых странах Европы составлял: примерно от 1 500 евро в месяц (Бельгия, Нидерланды) до более 2 000 (Люксембург), в Польше - 410, в Вен-
3 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2016 г.: Постановление Правительства РФ № 882 от 06.09.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 37. Ст. 5502.
грии - 333, в Румынии - 218, в Болгарии - 184 (самый низкий из стран ЕС) [5]. В РФ он составляет 9 956 руб. (примерно 152 евро), в два с лишним раза меньше, чем в Венгрии, в три с лишним раза меньше, чем в Польше. Эти цифры, конечно, не отражают реальной картины. Мы живем не на евро, а на рубли, и цены на российские товары намного ниже, но все же...
Основной признак социальной справедливости во многих странах - законодательно и конституционно закрепленная норма МРОТ (адресный показатель для работающих граждан). Он может рассчитываться по месяцам (чаще всего), по часам (Ирландия) или не определяться совсем - например, в Дании, Швеции. Его размер может в разы различаться в разных государствах (мы не ведем речь о реальной зарплате, там разница существеннее, а говорим о правовых нормах). Ежемесячный минимальный размер оплаты труда в евро в 2015 и 2016 гг. составлял: в Бельгии - 1 501,8, в Германии - 1 473, Франции -1 457,62, Великобритании - 1 301, Испании - 756, Греции - 683, Польше - 1 850 злотых (438 евро), в Румынии - 217,5 евро [6]. В России с 1 октября 2016 г. в соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ от 02.06.2016 МРОТ составляет 7 500 руб. в месяц (приблизительно 116 евро). Новый закон от 20 декабря 2016 г. повышает МРОТ с 1 июня 2017 г. до 7 800 руб. (приблизительно 130 евро). Сближение, хотя и медленное, в нормах права между прожиточным минимумом и МРОТ в России происходит. Но... Не беря в расчет Бельгию или Германию, даже в сравнении с Румынией минимальный размер оплаты труда в России в 1,5 раза ниже, а если сравнивать с Польшей - более чем в три.
Данные, приведенные выше, - значимые показатели социальной справедливости, но не главные. Сравнивая официальные сведения о минимальном размере оплаты труда и прожиточном минимуме в России (7 500 или 7 800 с середины 2017 г. и 9 956 руб.) становится понятно, что работающий человек, не имеющий семьи, получающий МРОТ, может прожить на зарплату по госнормативам лишь около 20 дней (а у нас есть люди, которые зарабатывают ниже МРОТ, так как вычитается еще и 13%-ный налог [19].
Как утверждает Правительство России, к 2020 г. планируется сравнять МРОТ с прожиточным минимумом [20]. Сейчас же мы имеем то, что имеем. Не нужно ставить себя в неловкое положение, заявляя
о денежных суммах, которые не могут быть выплачены. Хорошо, что сейчас появилась ясность в необходимости устранения этого нонсенса.
Выводы
Есть множество значимых форм конституционного социального гуманизма (бесплатные образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение для ветеранов и лиц, неспособных к труду, пособия по болезни и др.). Социальный гуманизм в конституционном праве предполагает обеспечение самых благоприятных правовых условий для некоторых категорий граждан или групп населения, а значит, отхода от строго правила юридического равенства, равноправия. Но сейчас подобные отступления понятны и оправданны. В их существовании проявляется социальная справедливость.
Формат статьи не дает возможности разобрать их подробно. Выделим лишь четыре обстоятельства. Сведения, о которых мы писали выше, говорят о том, что некоторые цифры РФ ниже, чем в постсоциалистических странах Восточной Европы, не имеющих природных ресурсов в виде нефти и газа. Однако цена западной валюты относительно покупательной способности рубля завышена в три, а иногда и в четыре раза. Тогда выходит, что зачастую показатели РФ лучше. Необходимо учесть и то, что расчет у нас производится в рублях, а не в долларах и евро. А это совсем другое. При сравнении стран может оказаться, что уровень социальной справедливости в бедной стране выше, чем в богатой [21]. Главное в данном случае - пропорции в производстве, распределении и потреблении, а не абстрактные числовые данные, хотя и они показательны.
Второе. Необходимо иметь в виду значительные затраты страны, связанные с ее историческими и кли-магическими условиями, ее огромную территориальную протяженность, необжитость некоторых земель, большие расходы на пути сообщения, значительную протяженность рубежей, обеспечение военной защиты государства на фоне неспокойной международной политической обстановки. Эти задачи требуют значительных финансовых вложений. Большое влияние на это оказывают производительность труда, менталитет, обычаи и традиции народа, культура, в том числе культура потребления, включая распоряжение природными богатствами и др.
Конституционное право IIТТ1ГТ Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 1
Constitutional law ¡¿¡^fafa Actual Problems of Economics and Law, 2017, vol. 11, No. 1
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
Третье. При сравнении с однотипными странами приблизительно одинакового уровня развития разрыв между правовыми нормами, характеризующими разные стороны конституционности социальной справедливости, видимо, не должен быть большим. Необходимо устранить такую огромную разницу в доходах 10 % самых богатых и 10 % самых бедных (по данным цифрам также можно судить об уровне социальной справедливости). В России в 2014 г. (цифры сейчас приблизительно те же) разница (17 раз)4 была в четыре раза выше, чем в Скандинавских странах (4-4,5 раза), втрое, чем в Белоруссии и Казахстане (5 и 5,3 раза), и странах ЕС (в последние годы 5-6 раз). Хотя по иным источникам разница в РФ - в 45 раз, а по другим - как в Бразилии, Индии и Китае - в 53 раза [9]. Как бы там ни было данный разрыв слишком огромен для конституционных принципов социального гуманизма. Эта разница и другие цифры, приведенные выше, если сравнивать с государствами, имеющими небогатые природные
ресурсы, говорят о недостатках социального и государственного строя, управления, в уровне производительной мобилизации населения, в его трудовой и экономической активности. Население государства (и это отчетливо показывает опыт России последних десятилетий) готово самоотверженно переносить так называемые временные трудности, но остро реагирует на нарушения социальной справедливости. С 2010 г. декларации о доходах должностных лиц публикуются ежегодно, и можно проследить, что некоторые лица, занимающие должности, и их жены зарабатывают по нескольку миллионов, а то и миллиард в год. Где же и в какое время надо трудиться, чтобы иметь такой доход, тем более что предпринимательская деятельность государственным служащим запрещена? Такие явления, когда в условиях кризисов почти все испытывают трудности жизни, а немногие (в том числе высшие государственные служащие) получают непропорционально высокие доходы, вызывают противоречия в обществе, нарушают его устойчивость.
Таблица
Разница в средней заработной плате чиновников и других работников (данные на 2015 г.)* Table. Difference in average wages of officials and other employees (data for 2015)*
Страны / Countries ВВП (PPP) на душу населения ($) / GDP per capita ($) Средняя зарплата в год ($) / Average wages per year ($) Зарплата главы исполнительной власти ($) / Wages of the head of executive authority ($) Зарплата главы силового ведомства ($) / Wages of the head of military and policing branch ($) Ставка подоходного налога (%) / Income tax rate (%) Соотношение зарплат высших чиновников к среднему доходу (разы) / Ratio of wages of top officials to average income
Бурунди / Burundi 600 - - - - 15,11
Великобритания / Great Britain 37 500 36 700 321 076 235 144 32,5 6,4
Германия / Germany 39 700 32 640 396 566 233 611 42-51 7,1
Нидерланды / the Netherlands 42 900 - 220 117 200 105 52 4,66
Норвегия / Norway 55 900 44 136 200 225 162 903 до 52 / up to 52 3,7
Россия / Russia 18 000 10 093 102 803 215 261 (2014: 285 812) 13 10,2-21,3
США / USA 50 700 38 000 400 000 196 700 33-35 5,17
Франция / France 36 100 34 632 243 576 162 384 41-45 4,68
* Источник: http://visasam.ru/emigration/rabota/zarplata-v-norvegii.html (дата обращения: 15.07.2016).
* Source: http://visasam.ru/emigration/rabota/zarplata-v-norvegii.html (access date: 15.07.2016).
4 Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец говорит, что на деле уровень бедности в России выше, чем показывает официальная статистика. URL: www/Interfax/Russia/541685 (дата обращения: 05.07.2016).
Четвертое. В России ведется антикоррупционная борьба. Как показывают последние налоговые декларации парламентариев, губернаторов, членов правительства, руководителей государственных корпораций и некоторых других организаций с государственным участием и их «высокоталантливых» жен, в них уже
не фигурируют доходы по миллиарду рублей и более в год, хотя доходы по полмиллиона рублей в день (в том числе жен) тоже имеют место.
Для конкретного осуществления принципа социальной справедливости нужно делать многое и постоянно.
Список литературы
1. Чиркин В. Е. Конституционная терминология. Норма. М., 2013. 272 с.
2. Gerard P. Les specifités constitutionnelles Russes // L'état et le droit d'est en ouest. Mélanges offerts au professeur Michel Lesage. P. 2006. P. 27.
3. Конституция Мексиканских Соединенных Штатов от 5 февраля 1917 г. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=51 (дата обращения: 10.07.2016).
4. Конституция Германской империи (Веймарская) от 11 августа 1919 г URL: http://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/uf/ iogip/study/studentsbooks/histsources2/igpzio64/ (дата обращения: 10.07.2016).
5. Конституция Ирландии от 29 декабря 1937 г. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/ constit/ireland/irelnd-r.htm (дата обращения: 10.07.2016).
6. Конституция Индии от 26 ноября 1949 г. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/ constit/india/india--r.htm (дата обращения: 10.07.2016).
7. Конституция Арабской Республики Египет от 11 сентября 1971 г URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=7140 (дата обращения: 10.07.2016).
8. Конституция Арабской Республики Египет от 14 и 15 января 2014 г URL: http://worldconstitutions.ru/?p=1013 (дата обращения: 10.07.2016).
9. Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/ world_constitutions/constit/portugal/portug-r.htm (дата обращения: 10.07.2016).
10. Конституция Республики Эль-Сальвадор от 23 декабря 1983 г URL: http://www.mir-geo.ru/salvador/gosud (дата обращения: 10.07.2016).
11. Конституция Федеративной Республики Бразилия от 5 октября 1988 г. URL: http://www.russobras.ru/constitution.php (дата обращения: 10.07.2016).
12. Конституция Польской Республики от 2 апреля 1997 г. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/ world_constitutions/constit/poland/poland-r.htm (дата обращения: 10.07.2016).
13. Временная Конституция Непала от 15 января 2007 г. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=7236 (дата обращения: 10.07.2016).
14. Конституция Сент-Люсии от 20 декабря 1978 г URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=11319 (дата обращения: 10.07.2016).
15. Конституция Республики Албания от 21 октября 1998 г. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/ world_constitutions/constit/albania/albani-r.htm (дата обращения: 10.07.2016).
16. Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. URL: http://www.concourt.am/armenian/ legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm (дата обращения: 10.07.2016).
17. Чиркин В. Е. Социальная справедливость в конституционном праве // Журнал российского права. 2016. N°. 7. С. 5-12.
18. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
19. Какими будут минимальные зарплаты в Европе в 2016 году? URL: http://www.evrokatalog.eu/europe/law/kakimi-budut-minimalnye-zarplaty-v-evrope-v-2016-godu (дата обращения: 10.07.2016).
20. МРОТ сравняется с прожиточным минимумом через 4 года. URL: https://rueconomics.ru/178223-mrot-sravnyaetsya-s-prozhitochnym-minimumom-cherez-4-goda (дата обращения: 10.07.2016).
21. Ферстер М. Ф., Мартин Д. П. Уравновешивание экономической эффективности и социальной справедливости. URL: http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/a1-2014/print:page,1,23387-uravnoveshivanie-ekonomicheskoy-effektivnosti-i-socialnoy-spravedlivosti.html (дата обращения: 10.07.2016).
Дата поступления 21.07.2016 Дата принятия в печать 25.12.2016 Дата онлайн-размещения 20.03.2017
© Чиркин В. Е., 2017
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
Информация об авторе
Чиркин Вениамин Евгеньевич, главный научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Адрес: 107078, r. Москва, Б. Харитоньевский пер., 22/24, тел.: +7 (495) 719-70-00
E-mail: vechirkin@yandex.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1125-9398
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/B-3305-2017
V. E. CHIRKIN1
1 Institute for Legislation and Comparative Legal Studies of the RF Government SOCIAL JUSTICE AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY
(CONSTITUTIONAL ISSUES) Objective: to study the principle of social justice in the constitutional law of Russia and foreign countries.
Methods: the dialectical approach to cognition of social phenomena, allowing to analyze them in historical development and functioning in the context of the totality of objective and subjective factors, that determined the choice of the following research methods: systematic-structural, formal-legal, comparative-legal.
Results: the article proves that today, due to the requirements of the population and the socialization of constitutional law, the universal principle of justice increasingly acquires the constitutional formulation of social justice. Particular individual, group, and universal manifestations of this principle in constitutional law are discussed in comparative-legal aspect, as well as its importance for the sustainable development of the society. Scientific novelty: basing on the analysis of the constitutional law of the European countries, the author concludes about the necessity to improve the Russian legislation, the correlation of legal indicators of the subsistence minimum and minimum wage, and their rapprochement. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in research and law enforcement activities in addressing issues related to socio-economic development of Russia.
Keywords: Constitutional law; Social justice; Sustainable development; Subsistence minimum; Minimum wage
References
1. Chirkin, V. E. Constitutional terminology. Norm, Moscow, 2013, 272 c. (in Russ.).
2. Gerard, P. Les specifités constitutionnelles Russes, L'état et le droit d'est en ouest. Mélanges offerts au professeur Michel Lesage. P, 2006, p. 27.
3. Constitution of Mexican United States of February 5, 1917, available at: http://worldconstitutions.ru/?p=51 (access date: 10.07.2016).
4. Constitution of German Empire (Weimar) of 11 August 1919, available at: http://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/uf/iogip/study/students-books/histsources2/igpzio64/ (access date: 10.07.2016).
5. Constitution of Ireland of 29 December 1937, available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ ireland/irelnd-r.htm (access date: 10.07.2016).
6. Constitution of India of 26November 1949, available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ india/india--r.htm (access date: 10.07.2016).
7. Constitution of Arab Republic of Egypt of 11 September 1971, available at: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=7140 (access date: 10.07.2016).
8. Constitution of Arab Republic of Egypt of 14 and 15 January 2014, available at: http://worldconstitutions.ru/?p=1013 (access date: 10.07.2016).
9. Constitution of Portuguese Republic of 2 April 1976, available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/ constit/portugal/portug-r.htm (access date: 10.07.2016).
10. Constitution of Republic of El Salvador of 23 December 1983, available at: http://www.mir-geo.ru/salvador/gosud (access date: 10.07.2016).
11. Constitution of Federative Republic of Brazil of 5 October 1988, available at: http://www.russobras.ru/constitution.php (access date: 10.07.2016).
12. Constitution of Poland of 2 April 1997, available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/poland/ poland-r.htm (access date: 10.07.2016).
13. Temporary Constitution of Nepal of 15 January 2007, available at: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=7236 (access date: 10.07.2016).
14. Constitution of Saint Lucia of 20 December 1978, available at: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=11319 (access date: 10.07.2016).
15. Constitution of Republic of Albania of 21 October 1998, available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitu-tions/constit/albania/albani-r.htm (access date: 10.07.2016).
m
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)
16. Union Constitution of Swiss Confederation of 18 April 1999, available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_con-stitutions/constit/swiss/swiss--r.htm (access date: 10.07.2016).
17. Chirkin, V. E. Social justice in constitutional law, Zhurnal rossiiskogo prava, 2016, No. 7, pp. 5-12 (in Russ.).
18. Keynes, J. M. The general theory of employment, interest and money, Moscow: Eksmo, 2007, 960 p. (in Russ.).
19. What will be the minimal wages in Europe in 2016?, available at: http://www.evrokatalog.eu/europe/law/kakimi-budut-minimalnye-zarplaty-v-evrope-v-2016-godu (access date: 10.07.2016) (in Russ.).
20. Minimal wages will be equal to the minimal subsistence in 4 years, available at: https://rueconomics.ru/178223-mrot-sravnyaetsya-s-prozhitochnym-minimumom-cherez-4-goda (access date: 10.07.2016) (in Russ.).
21. Ferster, M. F., Martin, D. P. Balancing economic efficiency and social justice, available at: http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/ a1-2014/print:page,1,23387-uravnoveshivanie-ekonomicheskoy-effektivnosti-i-socialnoy-spravedlivosti.html (access date: 10.07.2016) (in Russ.).
Veniamin E. Chirkin, Chief Researcher, Doctor of Law, Professor, Institute for Legislation and Comparative Legal Studies of the RF Government
Address: 22/24 Bolshoi Kharitonyevskiy pereulok, 107078 Moscow, tel.: +7 (495) 719-70-00
E-mail: vechirkin@yandex.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1125-9398
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/B-3305-2017
For citation: Chirkin V. E. Social justice as a factor of sustainable development of the society (constitutional issues), Actual Problems of Economics and Law, 2017, vol. 11, No. 1, pp. 89-97 (in Russ.). DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.1.89-97
Received 21.07.2016 Accepted 25.12.2016 Available online 20.03.2017
© Chirkin V. E., 2017
Information about the author
V
J