нению их детьми; 5) максимально близкий контроль и оценка к моменту выполнения задания; 6) общественный характер оценки и контроля и др. Дифференцированная педагогическая поддержка способов и привычек должной самореализации и ответственной самоорганизации воспитанников в различных ситуациях взаимодействия побуждает их к самостоятельному выбору способов саморегуляции поведения в нормативно обязательной деятельности и в итоге определяет индивидуальные программы самосовершенствования социально-значимых качеств ответственного гражданина и человека.
Библиографический список
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
2. Булатников И.Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения. Монография. - Курск: Изд-во «Мечта», 2011. - 272 с.
3. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе
как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. - N° 3. - С. 43-57.
4. Булатников И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Пси-холого-педагогический поиск. - 2010. - № 4. -С. 148-157.
5. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-пе-дагогический поиск. - 2011. - № 1. - С. 79-90.
6. Вершков А.С. Развитие персональной ответственности будущего специалиста в условиях образовательной среды вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006.
7. Диментий Л.А. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Дис. . канд. психол. наук. - М., 1990.
8. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.
УДК 37
Маренцева Елена Сергеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются подходы к пониманию «социальной активности», рассматриваются сущностные характеристики данного понятия, выявляется динамика социальной активности студентов.
Ключевые слова: социальная активность, характеристики социальной активности, динамика социальной активности.
Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, Э.Т. Юдинидр):
Термин «социальная активность» в условиях становления постнеклассической научной карти-
ны мира прочно вошел в систему понятий целого ряда социально-гуманитарных наук - социологии, психологии, политологии, экономики, педагогики. Несмотря на его широкое распространение, он трактуется весьма противоречиво. Для определения сущности понятия «социальная активность студента», того постоянного, что сохраняется в явлении при разных его вариациях, рассмотрим парадигмальную цепочку «активность -социальная активность - социальная активность студента».
Термин «активность» имеет разные трактовки и рассматривается: как «имманентное свой-
© Маренцева Е.С., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
145
ство материи, обусловливающее движение и находящее в нем свое проявление» [7, с. 11], «совокупность изменений и действий предмета, детерминируемая в основном им самим» [3, с. 55].
Анализ данных определений позволяет выделить две сущностные характеристики активности: самодвижение, характеризующееся внутренней детерминацией, и взаимодействие с окружающей средой - и на этой основе рассматривать активность как имманентное свойство материи, обусловливающее и проявляющееся в самодвижении при взаимодействии с внешней средой.
При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.
А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость «различать обычно отождествляемые два понятия (и термина): 1)со-циальное; 2) общественное.
«Всегда связанное с природным социальное -это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же -это не синоним социального, а более конкретная - типологическая - характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.».
Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей.
Социальная активность человека рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детер-мированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целе-
направленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность». Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.
Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, и стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, -это и есть социальная активность». Когда говорят об активности личности, то имеют в виду «меру участия в общественно-трудовой жизни», - утверждает А.Г. Ковалев.
Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом: социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности.
Социальная активность - тип активности. В.И. Кремянский, следуя классификации форм движения, выделяет следующие типы активности: физическую, химическую, биологическую, социальную (а в ней психическую). Он отмечает, что повышение уровня организации материи связано с возрастанием активности [4, с. 54-60]. Социальная активность соответствует высшей ступени организации материи - социальной, где действуют наделенные сознанием люди, вобрав в себя основные свойства предшествующих ступеней развития (способность стихийно воздействовать на среду, изменять ее и изменяться в ходе
146
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
этого взаимодействия); данная активность изменяет свои свойства (избирательность поведения, произвольность или целенаправленность, надси-туативность, целенаправленное изменение окружающей среды).
Сущность активности человека А.И. Крупнов определяет как «обеспечение непрерывного взаимодействия субъекта с миром» [5, с. 28]. Человек, взаимодействуя с социальной средой, направлен на овладение этой средой, реализацию осознаваемого им потребного будущего, самореализацию, выявление и проявление заложенного в самом субъекте потенциала, самотрансценденцию (выход за пределы своего «я», преобразование окружающей среды). Достигая как субъект социальной активности социальной зрелости, человек «трансцендентирует свое поведение, выводит его за пределы сугубо личностных устремлений в реальный социум», соотносит и согласует свои ценности, цели, жизненные смыслы с ценностями и целями развития общества и цивилизации [9, с. 215].
Сущностные характеристики социальной активности:
- самодетерминированность (проявление самодвижения особого качества), источник социальной активности потребности личности, внутреннее, осознанное побуждение, обусловленное сформировавшимся образом «потребного будущего», значимого для личности;
- включенность в социальное взаимодействие (социальная активность есть результат осознания личностью взаимосвязи с социумом и конструирование способа взаимодействия с ним, позволяющего раскрыть свой потенциал; она проявляется в особой форме - социальной продуктивной деятельности, общении, познании);
- просоциальность (направленность на преобразование носителя активности и социума в социально позитивном направлении во благо общества и личности, следуя социальным нормам, законам и нравственным идеалам).
Социальная активность есть самодетермини-рованное взаимодействие личности с социальной средой, направленное на позитивное преобразование себя и среды в согласовании и следовании интересам личности и общества.
Конкретизируем понятие «социальная активность» в отношении такой группы, как студенчество, опираясь на следующие положения:
- активность обладает динамичностью, способностью развертывания. Как отмечает
В.Л. Хайкин, в отличие от всего живого человек не только адаптируется в своих возможностях, но и все время развертывает само социальное содержание активности [11, с. 286];
- личность, согласно выделенной Н.Ф. Третьяковым закономерности, осуществляет перебло-кировку социальной активности, находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности, с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна [10, с. 13].
Следовательно, важно определить, в чем проявляется динамика социальной активности студентов, в каких сферах она преимущественно проявляется. Полагаем, что развитие социальной активности личности осуществляется, прежде всего, в ведущей деятельности конкретного возрастного периода, с которой связано появление важнейших психических и социальных новообразований личности, в русле которой развиваются другие виды деятельности. Общей для студентов является социальная ситуация - получение профессионального образования в процессе обучения в высшем учебном заведении, ведущая деятельность - учебно-профессиональная.
Учебно-профессиональная деятельность -специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого как субъекта с целью развития, формирования его личности как профессионала [8, с. 57]; с одной стороны, это вид познания, с другой - вид освоения практической профессиональной деятельности, осуществляемый на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта.
Динамика социальной активности студентов проявляется в освоении ими позиции субъекта социальной активности в учебно-профессиональной деятельности в процессе самоопределения пути самореализации и дальнейшего саморазвития на основе согласования личных и социальных приоритетов, осуществления социальных проб. Поскольку субъект - это тот, кто способен авторизовать деятельность, включиться в ее проектирование и построение как целого, задать свое видение ее образа и образца [6], освоение позиции субъекта активности в учебно-профессиональной деятельности есть переход к авторству в ее внутреннем конструировании и внешней реализации во взаимодействии с образовательной средой, содержательно сопровождающийся освоением и самостоятельной реализацией сово-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
147
купности функций проявления социальной активности.
Библиографический список
1. Бычкова Н.И. Социальное обучение взрослых в условиях неформального образования: Дис. . д-ра пед. наук. - Пятигорск, 2006.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
3. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону, 1999.
4. Кремянский В.И. К анализу понятия активность материальных систем // Вопросы философии. - 1969. - № 10. - С. 54-63.
5. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 25-32.
6. Кудрявцев В. Т. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.tovievich.rU/book/4/240/1.htm (дата обращения: 10.07.2011).
7. Общественно-политическая активность трудящихся: проблемы методологии, методики и техники социологического исследования. - Свердловск, 1970.
8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2006.
9. Cухобская Г. С. Социальная и социальнопсихологическая зрелость: основы идентификации личности в образовательном процессе // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М. А. Гала-гузова. - М., 2007. - Вып. 5. - С. 215-218.
10. Третьяков Н.Ф. Социальная активность личности: Дис. . канд. социол. наук. - Томск, 1972.
11. Хайкин В.Л. Активность (характеристика и развитие). - М.; Воронеж, 2000.
УДК 37.035.6
Кудряшова Наталья Михайловна
Московский городской педагогический университет
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ЭТНОТОЛЕРАНТНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы применения педагогической технологии в процессе формирования этнотолерантности младших школьников.
Ключевые слова: педагогическая технология, этнотолерантность, младший школьник.
аалекгическое развитие современного бщества, включающее в себя интег-ационные тенденции, а также учиты-зросшее этническое самосознание все более акцентирует внимание на развитии культуры межнационального общения. Именно этническое многообразие дает основание говорить о развитии поликультурного образования в образовательных учреждениях, органически связывающее все виды культур в едином видении.
На современном этапе развития сферы образования часто используются технологизирован-ные механизмы в образовательном процессе. Возможно ли процесс формирования этнотоле-рантности учащихся начальной школы спроектировать как технологию?! На наш взгляд, интерес этот обусловлен с одной стороны ориентированностью на достижения воспитательных целей, как
детского коллектива в целом, так и каждой индивидуальности, а с другой стороны - универсальностью.
Понятие «этнотолерантность» является социально-психологической характеристикой, проявляющейся в готовности людей и этнических общностей взаимодействовать с другими людьми и этническими группами и выражающейся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни. Этнотолерантное воспитание младших школьников посредством применения педагогической технологии весьма эффективно, так как одна и та же форма проведения мероприятия может быть представлена по содержанию и структуре различными способами и не может быть несистемной. Любая педагогическая тех-
148
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Кудряшова Н.М., 2011