УДК 372
С. В. Гунбина
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ
Социально-педагогическая активность рассматривается как совокупность деятельности, влияющая на развитие ценностных ориентации личности в соответствии с выделенными метапринципами: дея-тельностным, средовым, акмеологическим, субъектным, ценностным. Рассмотрено педагогическое основание, а также его основные составляющие: направленность личности, уровень умений, общественные и индивидуальные знания, сформировано понятие социально-педагогической активности.
Ключевые слова: социальная активность, метапринципы, социально-педагогическая активность, педагогическое основание
Теоретические предпосылки зарождения и развития проблемы социальной активности представляют научный интерес не только в связи с социальной востребованностью в современном мире, но и потому что активность является особым педагогическим аспектом разработки основных положений развития активной личности в современном обществе.
Сегодня все большее значение придается социальной активности молодого поколения, как одному из важных условий социального, профессионального и личностного становления человека, ценнейшему ресурсу во всех сферах жизнедеятельности: социально-культурной, социально-экономической, политической и др. Все это повышает внимание к проблеме развития социальной активности студентов вуза культуры в молодежных общественных объединениях, решение которой необходимо осуществить на основе традиций (сложившихся ранее и передаваемых из поколения в поколение определенных норм, правил, образов жизнедеятельности в обществе) и инноваций (внедрение в общество изменений, развитие интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации) с учетом сформировавшихся социально-исторических предпосылок.
Выделим основные социально-исторические предпосылки возникновения и развития проблемы социальной активности:
1) политические и социально-экономические условия, определяющие наличие или
отсутствие социальной потребности общества в социально активной личности;
2) основные тенденции развития социально-культурного пространства, уделяющего особое внимание общественным нормам, ценностям, явлениям;
3) особенности теоретического изучения развития социально-педагогической активности студентов вуза культуры в процессе деятельности молодежных общественных объединений.
Для конкретизации понятия социальная активность мы используем полинаучный подход с преломлением на метапринципы.
Под принципом понимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Педагогический принцип - это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.
Метапринцип в педагогической науке отражает систему общечеловеческих ценностей и современные тенденции трансформации общего, среднего и высшего образования. Он является теоретическим основанием их дальнейшего совершенствования. Метапринцип требует разработки и конкретизации в соответствии со спецификой исследуемой проблемы.
Формирование высокого уровня социальной активности студентов вуза культуры в молодежных общественных объединениях, достаточно сложный процесс, его невозможно осуществить без активного включения в дея-
165
тельность, следовательно необходимо опираться на деятельностный метапринцип.
Концептуальные общенаучные основы данного принципа разработаны в педагогической науке: В. Х. Беленьким, Л. Н. Жилиной, Т. Н. Мальковской. В своих исследованиях ученые рассматривают социальную активность как развитие субъекта совместно с другими коллективами и социальными группами, происходящее в деятельности и обусловленное общественно значимыми интересами.
Деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества проявляется в трудовой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания [1].
В философии определяют два подхода к определению активности. М. С. Каган, Н. И. Жуков, А. В. Марцлис считают, что понятие активность применительно только к живой природе. М. С. Каган рассматривает активность «как свойственное живой природе внутреннее детерминированное движение» [6].
В психологии существует несколько трактовок активности: «всеобщее свойство живых существ, проявляемое в физических или психических процессах, действиях» [11, с. 14]; «способность производить действия и изменяться под влиянием внешних и внутренних раздражителей». В педагогике понятие активность рассматривается как «деятельностное отношение человека к миру, заключающееся в способности производить общественно значимые преобразования, на основе освоения общественно-исторического опыта человека... и имеет различные проявления» [13, с. 27]. В. И. Кремянский выделяет биологическую, социальную, химическую, физическую активность [8].
Проблемы, связанные с изучением ценностей человека, относятся к числу важнейших для любой из общественных наук. Именно в обществе молодой человек, проявляя свою социальную, политическую, трудовую активность, опирается на установленную систему ценностей (важнейших прежде всего в силу того, что именно они
являются интегративной основой существования как отдельно взятого индивида, так и всего общества), которая закладывается в него с ранних лет. Ценностное сознание формируется на основе человеческого опыта оценки конкретных событий, явлений и процессов. Ценности, выработанные той или иной культурой, усваиваются непосредственно в процессе социализации личности и имеют большое влияние на развитие и становление социально активной позиции молодого поколения [4]. Именно поэтому для нашего исследования представляет большой интерес ценностный метапринцип, рассматривающий социальную активность как содержание, определяющееся направленностью личности на осмысление, познание, актуализацию и передачу общечеловеческих ценностей. По мнению Ю. И. Ефимова, И. И. Громова, А. В. Кирьяковой и других, сущность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, определяет роль деятельности человека, а значит и обеспечивает его социальный статус [9]. М. Вебер считал, что ценности являются важнейшим элементом общественного сознания в рамках исследования такого феномена, как культура. В ценностях, по его мнению, выражается в концентрированном виде смысл культуры. По М. Веберу, все социальные сущности являются результатом социальных действий [3]. Большой вклад в изучение ценностей в рамках марксистского подхода внес В. П. Тугаринов. «Ценности, - писал ученый, -это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей, интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [14].
Для нашего исследования являются актуальными труды В. С. Мухиной, Е. Г. Семеновой. В данных работах понятие социальная активность рассматривается как сложный, непрерывный процесс изменения или поддержания основ человеческой жизни в соответствии с ценностными ориентациями.
В социологических исследованиях более предметно рассмотрены факторы развития социальной активности. К. М. Никонова, Н. Т. Митин относят к ним социальную среду, систему социальных взаимодействий общества и окружающей среды с развитием личности. В. Г. Мордкович
166
рассматривает социальную активность как «способность и меру сознательного взаимодействия со средой таких субъектов социальной жизни, как общество, общественные группы, а также отдельные личности [12, с. 21].
Значение среды в развитии человека рассмотрено в работах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта и др. В педагогической науке теоретически обоснованная идея воспитания средой была реализована в опыте немецких интегрированных школ Э. Ни-гермайер, Ю. Циммер, французской «параллельной школы» Л. Порше, П. Ферра.
Влияние среды в связи с проблемами социализации, социальной адаптации рассматривали ученые Б. Н. Алмазов, В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, В. А. Сластенин и др.
Поэтому возрастает необходимость рассмотрения понятия социальная активность в контексте средового метапринципа. Особо важными для нашего исследования являются работы Е. М. Кандалиной, И. А. Филипповой, Н. Т. Фроловой и др. Ученые рассматривают социальную активность как устойчивое свойство личности, направленное на осознанное взаимодействие с окружающей средой.
Социальную активность мы понимаем как сущностные характеристики человека, которые должны быть сформированы у него в дошкольном и младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог проявить себя на ступени зрелости. Возрастает необходимость рассмотрения акмеологического метапринципа в рамках нашего исследования. Важными для нас являются исследования ученых В. В. Зеньков-ского, Г. П. Поликарповой, они выделяют в понятии социальной активности такой важный аспект, как развитие и усовершенствование внутренних качеств личности [5].
Данный метапринцип предполагает:
- понимание развития как движения к зрелости, высшему уровню через совершенствование и самосовершенствование;
- признание субъектного характера развития социальной активности личности;
- осуществление развития социальной активности через противоречия, разрешаемые субъектом или личностью;
- индивидуальный характер развития социальной активности;
- многогранность и многоплановость развития социальной активности в разных сферах;
- реализацию индивидуального потенциала в процессе развития [2; 4].
В исследованиях встречаются различные виды активности: общественная, политическая, трудовая, познавательная, социальная и др. Социальная активность реализуется в виде социальных действий под влиянием механизмов, стимулов и мотивов. Субъектом социальной активности может выступать человек, социальная группа, общество.
Такое распределение активности представлено в работах Р. А. Литвак, М. А. Петруниной и связывается в нашем исследовании с субъектным метапринципом, поскольку в понимании сути социальной активности акцент смещен на взаимодействующие субъекты. Данный метапринцип предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.
Нами рассматривается еще один аспект субъектного взаимодействия в поле социальной активности, предполагающий связь социальной активности с педагогическим основанием.
Педагогическое основание в нашем исследовании рассматривается как совокупность понятий, методов, концепций, технологий и теорий: методологии, кибернетики, системного анализа, с помощью которых строится вся педагогическая наука. Педагогическое основание представлено несколькими составляющими, остановимся подробно на каждом из них:
1. Направленность личности. Рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и характе-
167
ризуется уровнем и широтой развитости, интенсивностью и действенностью [7]. У каждого человека уровень сформированности личности разный. Эти уровни различаются не только по содержанию, но и по огромному разнообразию личностных черт, выполняемым функциям, группировке и субординации признаков, компонентов. Это обусловливает личное многообразие разных людей, уникальность каждого человека.
2. Уровень умений (компетенций). Умения рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Умение -высшее человеческое качество, формирование которого является конечной целью образовательного процесса, его завершением.
3. Общественные и индивидуальные знания. В основе развития индивидуальных знаний человека лежит, естественно, общественное сознание в его формах (язык, мораль, наука и т. д.), носителем которых, как уже говорилось, явля-
ются общественные знания. Общественные и индивидуальные знания различаются принципиально. Если общественные знания существуют сами по себе, независимо от того или иного конкретного человека (в книгах и т. д.) и являются принадлежностью всего человечества, то индивидуальные знания - принадлежность только одного человека [10].
Таким образом, опираясь на выделенные в нашем исследовании метапринципы (дея-тельностный, ценностный, средовой, акмеоло-гический и субъектный) и педагогическое основание, представленное тремя направлениями: направленностью личности, уровнем умений (компетенций), общественными и индивидуальными знаниями, сформулируем понятие социально-педагогической активности студентов.
Итак, социально-педагогическую активность мы рассматриваем как процесс взаимодействия индивида с окружающей средой, включение в социально значимую деятельность и реализацию индивидуальных качеств через развитие ценностных ориентаций личности.
1. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко; Уральский государственный педагогический университет; Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.
2. Бодалев, А. А. О предмете акмеология / А. А. Бодалев // Психологический журнал. - 1993. - № 1. - С. 73-79.
3. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - Москва: Политиздат, 1990. - 804 с.
4. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач. - Москва: Академия, 1993. - 203 с.
5. Деркач, А. А. Акмеология: познания и развитие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. - Москва, 2003. - 252 с.
6. Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. - Москва: Политиздат, 1974. - 328 с.
7. Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Москва: Политиздат, 1985. - 802 с.
8. Кремянский, В. И. К анализу понятия активность материальных систем / В. И. Кремянский // Вопросы философии. - 1969. - № 10. - С. 75-80.
9. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В. Кирьякова. - Оренбург, 1995. - 187 с.
10. Новиков, А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики / А. М. Новиков. - Москва: Глобус, 2010. - 208 с.
11. Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. - Москва: Проспект, 2008. - 512 с.
12. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека / Г. Н. Сериков. - Москва: Мнемозина, 2002. - 416 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
14. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. - Москва: Политиздат, 1998. - 271 с.
Сдано 22.08.2014
168
S. V. Gunbina
SUBSTANTIAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE
Abstract. Social and pedagogical activity is considered as the set of the activity influencing development of valuable orientations of the personality according to the allocated metaprinciples: activity, environmental, ak-meologichesky, subjetny, valuable. In this article the pedagogical basis, and also its main components is considered: orientation of the personality, level of abilities, public and individual knowledge, the concept "social and pedagogical activity" is created.
Keywords: social activity, metaprinciples, social and pedagogical activity, pedagogical basis
References
1. Belkin, A. S. Dissertatsionny sovet po pedagogike (opyt, problem, perspektivy) [Dissertation board in pedagogic (experience, problems, perspectives)] / A. S. Belkin, E. V. Tkachenko; Urals State Pedagogical University; Russian professional-pedagogical university. - Ekaterinburg, 2005. - 208 p.
2. Bodalev, A. A. On acmeology subject / A. A. Bodalev // Psichologicheskij zhurnal [Psychological journal]. - 1993. -№ 1. - P. 73-79.
3. Veber, M. Izbrannye prozvedenija [Selected works] / M. Veber. - Moscow: Politizdat, 1990. - 804 p.
4. Derkach, A. A. Akmeologija: puti dostizhenija vershin professionalizma [Acmeology: ways of reaching hights of professionalism] / A. A. Derkach. - Moscow: Akademia, 1993. - 203 p.
5. Derkach, A. A. Akmeologija: poznanija i razvitie [Acmeology: cognition and development] / A. A. Derkach, V. G. Zazykin. - Moscow, 2003. - 252 p.
6. Kagan, M. S. Chelovecheskaja dejatelnost. (Opyt sistemnogo analiza) [Man's activity (System analysis experience)] / M. S. Kagan. - Moscow: Politizdat, 1974. - 328 p.
7. Petrovsky, A. V. Kratkij psikhologicheskij slovar [Concise psychological dictionary] / A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. - Moscow: Politizdat, 1985. - 802 p.
8. Kremjansky, V. I. To material systems activity notion analysis / V. I. Kremyansky / V. I. Kremjansky // Vo-prosy filosofii [Approaches to Philosophy]. - 1969. - № 10. - P. 75-80.
9. Kiryakova, A. V. Teoria orientatsii lichnosti v mire tsennostej [Personality orientation theory in the world of values]: monograph / A. V. Kiryjakova. - Orenburg, 1995. - 187 p.
10.Novikov, A. M. Osnovanija pedagogiki [Pedagogic's foundations]: manual for textbooks' authors and pedagogic teachers / A. M. Novikov. - Moscow: Globus, 2010. - 208 p.
11. Sventsitsky, A. L. Kratkij psikhologicheskij slovar [Concise psychological dictionary] / A. L. Sventsitsky. - Moscow: Prospekt, 2008. - 512 p.
12. Serikov, G. N. Obrazovanije i razvitije cheloveka [Man's education and development] / G. N. Serikov. - Moscow: Mnemozina, 2002. - 416 p.
13. Rossijskaja pedagogicheskaja entsiklopedia [Russian pedagogical encyclopedia]. Vol. 1. - Moscow: Bolshaja Rossi-jskaja entsiklopedia, 1993. - 608 p.
14. Tugarinov, V. P. Izbrannije filosofskije trudy [Selecdted philosophy works] / V. P. Tugarinov. - Moscow: Politizdat, 1998. - 271 p
Received 22.08.2014
169