Научная статья на тему 'Педагогическая технология как средство этнотолерантного воспитания младших школьников'

Педагогическая технология как средство этнотолерантного воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / ETHNOTOLERANCE / JUNIOR SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Наталья Михайловна

В статье рассматриваются вопросы применения педагогической технологии в процессе формирования этнотолерантности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic technology as means of ethno-tolerance upbringing of younger schoolchildren

The article regards the issues of educational technology application at forming ethno-tolerant attitude among junior pupils.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология как средство этнотолерантного воспитания младших школьников»

купности функций проявления социальной активности.

Библиографический список

1. Бычкова Н.И. Социальное обучение взрослых в условиях неформального образования: Дис. ... д-ра пед. наук. - Пятигорск, 2006.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

3. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону, 1999.

4. Кремянский В.И. К анализу понятия активность материальных систем // Вопросы философии. - 1969. - №> 10. - С. 54-63.

5. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - N° 3. - С. 25-32.

6. Кудрявцев В. Т. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.tovievich.rU/book/4/240/1.htm (дата обращения: 10.07.2011).

7. Общественно-политическая активность трудящихся: проблемы методологии, методики и техники социологического исследования. - Свердловск, 1970.

8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2006.

9. Cухобская Г. С. Социальная и социальнопсихологическая зрелость: основы идентификации личности в образовательном процессе // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М. А. Гала-гузова. - М., 2007. - Вып. 5. - С. 215-218.

10. Третьяков Н.Ф. Социальная активность личности: Дис. . канд. социол. наук. - Томск, 1972.

11. Хайкин В.Л. Активность (характеристика и развитие). - М.; Воронеж, 2000.

УДК 37.035.6

Кудряшова Наталья Михайловна

Московский городской педагогический университет

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ЭТНОТОЛЕРАНТНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы применения педагогической технологии в процессе формирования этнотолерантности младших школьников.

Ключевые слова: педагогическая технология, этнотолерантность, младший школьник.

аалекгическое развитие современного )бщества, включающее в себя интег-ационные тенденции, а также учиты-зросшее этническое самосознание все более акцентирует внимание на развитии культуры межнационального общения. Именно этническое многообразие дает основание говорить о развитии поликультурного образования в образовательных учреждениях, органически связывающее все виды культур в едином видении.

На современном этапе развития сферы образования часто используются технологизирован-ные механизмы в образовательном процессе. Возможно ли процесс формирования этнотоле-рантности учащихся начальной школы спроектировать как технологию?! На наш взгляд, интерес этот обусловлен с одной стороны ориентированностью на достижения воспитательных целей, как

детского коллектива в целом, так и каждой индивидуальности, а с другой стороны - универсальностью.

Понятие «этнотолерантность» является социально-психологической характеристикой, проявляющейся в готовности людей и этнических общностей взаимодействовать с другими людьми и этническими группами и выражающейся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни. Этнотолерантное воспитание младших школьников посредством применения педагогической технологии весьма эффективно, так как одна и та же форма проведения мероприятия может быть представлена по содержанию и структуре различными способами и не может быть несистемной. Любая педагогическая тех-

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Кудряшова Н.М., 2011

нология обладает свойствами целостности, оптимальности, результативности и применимостью в реальных условиях школы. В связи с этим, мы можем разработать некий алгоритм или «технологические карты» для участников образовательного процесса, где будут учтены все возможные «образовательные риски» связанные с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников, микроклиматом класса, степенью сформированности детского коллектива, психо- социо условиями протекания воспитательного процесса - психологической основой формирования этнотолерантной личности. Вместе с тем технология - это некий алгоритм, следуя которому педагог достигает запланированного результата. Поскольку развитие интеллекта ребенка связано с развитием мыслительного процесса, то применяемая технология должна обеспечивать мотивацию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот.

В современной психолого-педагогической литературе представлено достаточно большое разнообразие определений сущности «педагогической технологии». «Толковый словарь русского языка» трактует понятие «технологии» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве. В.С. Кукушин рассматривает «педагогическую технологию» как «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методик» [4, с. 27]. Н.П. Капустин, говоря о «педагогической технологии», указывает на то, что это фиксируемая система социально-проверенных и упорядоченных норм и правил, отражающих закономерности развивающегося процесса в тех или иных образовательных формах, которым следует педагог, управляя развитием, как самого процесса, так и его участников [2, с. 4]. На наш взгляд, наиболее полно будет рассматривать данный термин как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [3, с. 117-122].

В связи с тем, что разделять проблемы воспитания на этнические компоненты нецелесообраз-

но, так как воспитание является процессом интегрированным и направленным на формирование всесторонне развитой личности, с активной жизненной позицией, следует рассматривать национальное воспитание не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре [4, с. 246-247]. В процессе реализации принципов этнопедагогики в любой школе необходимо учитывать доминирующее значение учета психологических особенностей младших школьников. Так как этнотоле-рантное воспитание - сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методик воспитания достойного члена общества, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм и правил как индивидуального, так и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.

Опираясь на вышеизложенное, рассматривать структуру подготовки коллективных воспитательных дел, например для 2 и 4 классов начальной школы можно как единую, а вот структурные составляющие по содержанию будут разнообразными. Учитель начальной школы, участвуя и управляя процессом формирования этнотолерант-ности младших школьников, может использовать «технологические карты», которые впоследствии может использовать и на других ступенях образования. Однако не надо забывать, что творческий потенциал использования педагогической технологии, как одного из средств формирования этнотолерантности, будет зависеть не столько от учащихся, сколько от учителя.

Например, организация классного часа, проведенного в средней общеобразовательной школе № 592 города Москвы на тему «Найди сходства и различия» был построен следующим образом: опираясь на количественный и качественный словарный запас детей, с учетом возрастных особенностей на первом этапе было предложено определить по фото-ряду «слова-понятия», которые характеризуют качества людей, сравнивая их, например с собой. Ребенок в первую очередь мог установить внешние сходства и различия. За тем к фото-ряду подключали аудиозапись и здесь появлялся еще один признак - носителем какого языка может быть этот человек?! После этого включали полный видеоряд, где ребенок

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

149

младшего школьного возраста рассказывал о своих увлечениях, месте проживания, семейных праздниках и т.д. Обобщая такое занятие, дети сами делают вывод о том, что есть черты схожие с нашими, а есть то, что нас отличает друг от друга и что быть другим, не значит быть плохим. Параллельно такое занятие можно спроецировать на уроках по окружающему миру, если взять за основу технологию подготовки такого урока, только наполнить его другим содержанием. Вместе с тем, уже в 4 классе, используя эту же технологию занятие можно построить «от противного».

При подготовке таких мероприятий важно использовать информационно-коммуникационные технологии. Уровень развития современных младших школьников позволяет с наибольшей результативностью организовывать занятия, где основой будет являться поисковая деятельность. Узнать особенности различных этносов, их многообразие и удивительные тонкости быта и повседневной жизни равносильно открытию. Ребенок через результат своей деятельности начинает понимать, что мир вокруг него настолько насыщен информацией, событиями, которые также могут включаться в его собственную жизнь.

Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом не только этнотолерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли [5, с. 7-63], а применение в воспитательном процессе младших школьников педагогической технологии позволит учесть все особенности формирования этнотолерантности у детей, разнообразит занятия по содержанию, позволит учащимся начальной школы проявить свои творческие способности и поможет реализовать социальные потребности в коммуникации с предста-

вителями других национальностей.

Формирование культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания. Общение людей не просто универсальное биологическое или социальное явление. Оно имеет национальную окраску, специфический этикет [1, с. 7-21].

Вместе с тем, использование педагогической технологии в процессе этнотолерантного воспитания подрастающего поколения возможно через активное участие всего детского коллектива и каждого учащегося в частности, так как развивая детскую индивидуальность, формируя характер, мы проецируем мировоззренческую позицию общества на конкретный коллектив.

Библиографический список

1. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ч. 2. - Ростов-на-Дону: изд-во РГПУ 1997. - С. 7-21.

2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - С. 4.

3. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения // Советская педагогика. - 1984. - № 4. - С. 117-122.

4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. - С. 27; 246-257.

5. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопеда-гогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 7-63.

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.