Научная статья на тему 'Сущностные характеристики понятия "гражданственность": современный контекст'

Сущностные характеристики понятия "гражданственность": современный контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / "САМОСТОЯНЬЕ" ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потехина Е. Н.

В статье делается попытка научного осмысления определения понятия «гражданственность» на современном этапе. Решая эту задачу, педагог проанализировал 35 научных работ (статей, авторефератов) с 2002 по 2015 г., труды классиков педагогики, справочные и словарные статьи, которые позволили выявить 5 основных смысловых компонентов: патриотизм, законопослушность, общественно полезная деятельность, командное взаимодействие, «самостоянье» личностный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики понятия "гражданственность": современный контекст»

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение лиц с определенными особенностями здоровья и инвалидностью в качестве абитуриентов, студентов, будущих специалистов нацелено на содействие личности в самореализации, обеспечение удовлетворенности учебной деятельностью и профессиональной самоактуализации в течение всей жизни.

Примечания

1. Конституция Российской Федерации (в действующей редакции).

2. Жаворонков Р. Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки. URL: http://www.vash-psiholog.info/psih/20317-texnologiya-vysshego-inklyuzivnogoobrazovaniya-invalidov-primenyaemaya-v-soedinennyx-shtatax-ameriki.html/

3. Малофеев Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М. : Изд-во «Экзамен», 2003. 256 с.

4. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. (по состоянию на 18 апреля 2016 г.).

5. Твардовская А. А. Инклюзивная стратегия - вектор образования // Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика» (10-11 июня 2014 г.) / под ред. А. И. Ахметзяновой. Вып. 8. Казань : Отечество, 2014. С. 35-37.

6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / под ред. С. К. Бондыревой. М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2002. С. 186.

7. Положение инвалидов. Детская инвалидность. URL: http://www.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

8. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества. URL: http:// www.smolin. ru/duma/audition/2012-04-12

9. Ахметзянова А. И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. 2014. № 2(40). С. 208-212.

10. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. (по состоянию на 18 апреля 2016 г.).

11. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ (действующая редакция, 2016).

12. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. (по состоянию на 18 апреля 2016 г.).

Е. Н. Потехина

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»:

СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ

В статье делается попытка научного осмысления определения понятия «гражданственность» на современном этапе. Решая эту задачу, педагог проанализировал 35 научных работ (статей, авторефератов) с 2002 по 2015 г., труды классиков педагогики, справочные и словарные статьи, которые позволили выявить 5 основных смысловых компонентов: патриотизм, законопослушность, общественно полезная деятельность, командное взаимодействие, «самостоянье» - личностный рост.

© Потехина Е. Н., 2018 38

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, законопослушность, общественно полезная деятельность, командное взаимодействие, «самостоянье» - личностный рост.

Одним из важных требований современного общества к образованию является создание возможностей для формирования гражданственности обучающихся: в образовательных стандартах нового поколения формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности обозначено в качестве миссии системы образования.

В этой связи важно выявление закономерностей и педагогических технологий воспитания гражданственности, поскольку человек развивается, окруженный разнообразными источниками мощного (как позитивного, так и негативного) воздействия, которые ежедневно влияют на неокрепший интеллект и чувства молодого человека.

Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью учета современных тенденций развития мирового сообщества, новыми требованиями к личности, изменениями самих детей, взрослых, с которыми они живут и которые их воспитывают. Вл. Крысяк объясняет важность исследования современного контекста процесса воспитания гражданственности превалированием коммерциализации над духовными устоями, ослаблением воспитательного потенциала образовательных организаций, отмечая: «...преобладание словесных форм работы, работа актива класса, а не каждого, оценка по количеству, а не качеству, формализм, шаблонность, парадность и назидательность воспитательных мероприятий, слабое тиражирование опыта педагогов» [1].

Анализ трудов классиков педагогики, справочных и словарных статей позволил выделить пять этапов формирования гражданственности в России XIX и XXI вв. (табл. 1).

Учитывая, что социальная практика неоднородна, включает структурные элементы: а) ориентирующий, б) информационный, в) организационно-регламентирующий, г) результативно-нормирующий [2] - и, соответственно, влияет на определение приоритетов (цели) воспитания, содержания и технологий воспитания, на представление о результате педагогических усилий, были выбраны основания для выделения этапов формирования гражданственности:

1. Взгляд на идеал воспитанника как цель процесса воспитания гражданственности.

2. Отношение к ребёнку.

3. Методы и средства формирования гражданственности.

4. Характеристики воспитательной среды.

Таблица 1

Основные этапы формирования гражданственности в России Х1Х и ХХ1 вв.

о Идеал Отношение к Методы и средства Xарактеристики

и р воспитанника как ребёнку формирования воспитательной

е с цель процесса гражданствен- среды

п, воспитания ности

с 01 гражданствен-

ности

И Законопослуш- Дитя Наставления, Закрытая среда:

ный гражданин; неразумное, назидания семья,

1 о верен девизу «За нуждающееся в (влияние на образовательные

X л а веру, царя и наставлении и эмоционально- учреждения

X т-Ч ч а н Отечество» обучении когнитивную сферу)

са Строитель Объект Убеждения, Школа - центр

я коммунизма, воспитания привлечение к идеологического

а в а патриот советской ценностям влияния на социум

Л си н и Родины, девиз коллектива

С в о которого «Прежде

л о п думай о Родине, потом - о себе»

г. Гражданствен- Саморазвиваю- Деятельность Школа - закрытая

г е ность - грань щаяся - лич- Всесоюзной система, на базе

о 03 И всестороннего ность, на кото- пионерской которой функцио-

- о развития рую оказывается организации и нируют пионерская

чО личности воспитывающее комсомола и комсомольская

ГО влияние организации

Палитра целей, Субъект Деятельность Школа с

и отсутствие образования. общественных многообразием

Й однозначного Различный организаций, социальных

г. и государственного образ полисферность партнёров

е ■ заказа выпускника для образования,

о каждого типа ресурсы между-

^ школ народных проектов и программ

Гражданская Субъект Деятельность Школа - открытое

идентичность образовательной детско-молодёж- образовательное

и личности - деятельности - ных общественных пространство

X условие индивидуаль- организаций,

X о укрепления ность Российского дви-

Ч а российской жения школь-

ч а государствен- ников, волонтёр-

Я 1Л ности ские и доброволь-

ческие практики, социальное проектирование

1-й этап - XIX - начало XX в. В данный период сделана попытка выделить гражданственность как результат гражданского образования из общей системы воспитания. При этом сторонники такого подхода (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. И. Чарнолусский и др.) считали, что юношество должно наследовать гражданские качества, отражающие отношение к власти, закону через «приучение к умственному труду и воспитания к нему интереса», создавая условия для «саморазвития - сущности всего воспитания» [3].

2-й этап (1917 г. - первая половина XX в.) связан с идеями гражданско-патриотического воспитания, на которые ссылались другие поколения ученых. Так, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский были сторонниками воспитания достойного гражданина, ответственного за свои поступки, политически грамотного, умеющего жить и трудиться в коллективе, «чуткого к человеку» [4]. В советской школе гражданско-патриотическое воспитание являлось базовым. Источником формирования гражданских качеств служили политика, мораль, деятельность на общественное благо - отсюда главная стратегия воспитания: «Прежде думай о Родине, потом - о себе».

3-й этап (60-80-е гг. прошлого столетия) связан с усилением в отечественной системе образования позиции гуманистической педагогики. Гражданское воспитание начало ориентироваться на индивидуальность, вследствие чего оно включало единый процесс воспитания и обучения. В 70-80-е гг. Г. П. Давыдов, М. А. Алемаскин определили основным в содержании воспитания гражданственности правовое воспитание, а А. И. Кочетов, Г. М. Миньковский акцентировали внимание на путях профилактики правонарушений. В данный период вопрос формирования гражданственности как основа всесторонне развитой личности стал интересен исследователям не только в сфере педагогики, но и истории, философии, социологии, этики, психологии.

В конце 80-х приобрели широкую известность работы зарубежных исследователей: Дж. Дьюи, Л. Кольберга, К. Роджерса [5].

4-й этап - 90-е гг. XX в. Гражданское образование стали выделять в самостоятельное направление. Педагогическое значение этого направления определялось включением его участников в процессы становления гражданского общества. Освоение новой образовательной области позволило добиться результатов в создании нормативной базы, развитии системы повышения квалификации педагогов по данному направлению, разработке и внедрении в практику общеобразовательных учреждений учебно-методических материалов по гражданскому образованию известных отечественных ученых и практиков (Л. Н. Боголюбова, О. В. Кишенковой, Е. С. Корольковой, В. Ф. Кривошеева, Я. В. Соколова, Н. Г. Суворовой, А. Ф. Никитина, В. О. Мушинского и др.).

В данный период в систему гражданско-патриотического воспитания включаются не только государственные и общественные организации, но и представители среднего и крупного бизнеса, международные организации. Именно в это время была создана общероссийская общественная организация «Детские и молодёжные социальные инициативы» (ДИМСИ) как экспериментальная площадка Института семьи и воспитания Российской академии образования под руководством учёных Л. Е. Никитиной и С. В. Тетерского [6] и открыт в Березниках её филиал [7].

5-й этап - XXI в. Деятельность в открытом образовательном пространстве. На данном этапе молодое поколение оказалось в трудной ситуации, так как история -основа гражданского воспитания - стала оцениваться специалистами по-разному. Отсутствие навигатора в информационном пространстве стало причиной дезориентации молодых людей в главных ценностях. Опыт старшего поколения стал подвергаться критике.

Перед педагогическим сообществом обозначены вопросы: каковы механизмы взращивания гражданина, сегодняшние требования - возврат к прошлому либо принципиально новые качества? В современных нормативно-правовых документах развития образования и воспитания качества личности современного гражданина не структурированы. Если в прошлом столетии государство выработало четкие стандарты воспитания, то сейчас они отсутствуют или являются дискуссионными. Заданность направлений воспитательной деятельности в советский период и их

размытость, полисферность, открытость в современном образовательном пространстве. На первых трёх этапах осуществлялось чёткое руководство, следование единому маршруту, на двух следующих предоставлена возможность выбора индивидуальных траекторий при отсутствии идеала государства будущего.

«Сейчас, в начале нового столетия, - заявляет Президент Российской Федерации В. В. Путин, - есть хороший шанс соединить ресурсы окрепшего государства и энергию демократического общества. Наступает время, когда быть гражданином России становится престижным» [8]. Подчеркнем, что понятие «гражданин» исторически в нашей стране всегда значило гораздо больше, чем юридически оформленная связь с государством, потому гражданственность от одной лишь записи в документе не появляется.

Важность формирования гражданственности у подрастающего поколения определяется нормативными документами: это стратегия развития воспитания на период до 2025 года, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Указ Президента РФ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию и др.

Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданственности подростков. По мнению В. П. Голованова, основным содержанием гражданского воспитания является «формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств: любви к Родине, уважения к законности и правопорядку, желания изменить жизнь к лучшему на родине, ответственности за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества» [9].

Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, привыкшего брать, а не отдавать. Поэтому такие учёные, как Л. Е. Никитина, С. В. Тетерский, во главу угла ставят полезную деятельность. Причём, по мнению С. В. Тетерского, каждый гражданин должен стремиться достичь образа Воспитателя - лидера создателей, хранителей и распространителей духовных ценностей: «Не воспитывайте других, всё равно они будут делать то, что делаете вы. Воспитывайте себя» [10]. Эта мудрость подчеркивает важность примера воспитанного человека, а значит, и роль самовоспитания в формировании гражданственности. В этой связи на первый план выступает духовность, возможность помогать другим, служить обществу и государству.

А. Ф. Фаязова основным показателем гражданственности называет проактивность, когда любая деятельность не объясняется ситуацией, причиной в ком-то или чём-то, а только работой над собой, умением решать задачи через коллективную творческую деятельность, проекты, управлением своими эмоциями, осознанием цели [11].

Данные достижения, естественно, не снимают необходимости проведения дальнейших исследований, так как еще далеки от завершения своего решения. В частности, сам термин «гражданственность» в отечественной педагогической науке пока еще не получил четкого определения.

Новое время требует новых содержания, форм и методов гражданского воспитания детей и молодежи, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, и, конечно, современного контекста сущностной характеристики понятия «гражданственность».

Что нужно взять из прошлого для успешного будущего? Какие качества личности нужно сформировать у гражданина России сегодня?

В странах нового и старого света быть гражданином - значит знать символы государства, участвовать в деятельности структур гражданского общества. Каковы же сущностные характеристики данного понятия в нашей стране? Чем современный контекст отличается от содержания прошлого?

Решая эту задачу, мы проанализировали 35 научных работ (статей, авторефератов) с 2002 по 2015 г., труды классиков педагогики, справочные и словарные статьи, которые позволили выявить 38 составляющих гражданственности. Итак, рассмотрим, каковы компоненты гражданственности сегодня. Авторы формулируют их по-разному: в одних случаях - это качества личности или их совокупность, чаще - образ человека (табл. 2). В таблице указан процент авторов от общего количества, выделяющих данную характеристику.

Таблица 2

Структурные компоненты гражданственности с точки зрения современных

учёных, классиков педагогики

Структурные компоненты %

1 Деятельный человек (общественный активист, волонтёр), способный отдавать, а не брать, труд которого добровольно направлен на общую пользу 62,5

2 Законопослушный, осознающий свои права и обязанности 50

3 Патриот, верящий в успех и величие России 43,75

4 Способный к саморазвитию 31,25

5 Ведущий здоровый образ жизни 25

6 Умеющий работать в коллективе (коллективизм), партнёр 25

7 Лицо, постоянно проживающее на территории данного государства 25

8 Позитивность (оптимизм) 18,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Толерантность, интернационализм 18,75

10 Ученик (будущий профессионал) 18,75

11 Социальная зрелость 18,75

12 Гуманист 18,75

13 Обладающий определённой суммой знаний и умений, эрудированность 18,75

14 Инноватор (социальное новаторство) 12,5

15 Трудолюбие 12,5

16 Лидер 12,5

17 Обладатель общей культуры 12,5

18 Заботливое отношение к людям, общественной собственности, природным богатствам 12,5

19 Способный к диалогу с властью 12,5

20 Участник общины (народа) под общим управлением 6,25

21 Человек, пользующийся защитой государства 6,25

22 Семьянин 6,25

23 Воспитатель 6,25

24 Защитник Отечества 6,25

25 Управленец 6,25

26 Личность(индивидуальность) 6,25

27 Коммуникабельность, умение работать в коллективе 6,25

28 Сознательность, ответственность 6,25

29 Общественный долг 6,25

30 Цивилизованность 6,25

31 Деловитость 6,25

32 Хозяйственность 6,25

33 Культура 6,25

34 Стремящийся к личному успеху в жизни 6,25

35 Критическое отношение к действительности 6,25

36 Экологическое поведение 6,25

Как видно из таблицы, многие авторы понятия «гражданственность» и «патриотизм» признают близкими по значению, идентичными. Есть учёные, считающие понятия «патриот» и «гражданин» нетождественными, так как, по мнению С. В. Тетерского, «патриота можно только воспитать, невозможно принудить человека быть патриотом, приобрести или выменять патриотизм на разные блага или права, как это можно сделать с гражданскими обязанностями» [12]. Многие исследователи под гражданственностью понимают духовно-нравственные качества людей.

В дискуссии выявления специфики отечественного подхода к сущности гражданственности показательно определение, которое дал этому понятию еще В. И. Даль: «состояше гражданской общины; понят1я и степень образовашя, необходимыя для составлешя гражданскаго общества». В характеристике гражданских обязанностей даётся двойственное толкование: к правительству и к ближнему, где прослеживается специфика понимания гражданственности в России, акцентируется внимание на духовно-нравственных аспектах: «м1рской, обиходный, житейскш» [13]. Российская традиция решать вопросы не только с правовых позиций, но и с нравственных прослеживается и в определениях понятия «гражданственность» в современных словарях: «проникнутый идеей общественного блага» (Большой толковый словарь русского языка [14]); «проникнутый идеей общественного блага, общественно значимый» (Словарь современного русского литературного языка [15]).

Большинство авторов сходятся в том, что главными составляющими являются патриотизм и соблюдение законов. Данное исследование позволило выделить 2 новые составляющие понятия «гражданственность»: командное взаимодействие и «самостоянье» - личностный рост. На современном этапе важность этих составляющих подчёркивают учёные (С. В. Тетерский, В. П. Голованов, Л. Е. Никитина, М. Б. Ныкышов, Ю. А. Тимохин и др.) и требования новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, предполагающего формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Применительно к нашему исследованию базовым является семантический подход, аккумулирующий смысловые категории.

Таким образом, выделяются 5 компонентов содержания понятия «гражданственность»:

- патриотизм;

- законопослушность;

- общественно полезная деятельность;

- командное взаимодействие;

- «самостоянье» - личностный рост.

Именно данные результаты поставили перед нами необходимость определения новых приоритетов в воспитании, выявили направления деятельности, которые легли в основу работы по формированию гражданственности и разработке методик её измерения (табл. 3).

Таблица 3

Комплекс методик по определению уровня сформированности

г ражданственности

Компоненты Методика

1. Патриотизм (максимальное количество баллов - 5) Методика Д. В. Григорьева «Отечество моё - Россия» [16]

2. Законопослушный (максимальное количество баллов - 5) Состоит ли на учёте как правонарушитель: 5 баллов - не состоит на учёте. 4 балла - состоит на учёте в классе. 3 балла - состоит на учёте в образовательной организации. 2 балла - в Управлении образования. 1 балл - привлечён к административной ответственности и состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. 0 баллов - привлечён к уголовной ответственности и состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних

3. Общественно полезная деятельность (максимальное количество баллов - 5) Рейтинг активности (методика Е. Н. Потехиной [17]): 5 баллов - ЛИДЕР - в рейтинге активности занимает позицию с 1-й по 5-ю. 4 балла - ОРГАНИЗАТОР - в рейтинге активности занимает позицию с 6-й по 10-ю. 3 балла - АКТИВИСТ - в рейтинге активности занимает позицию с 11-й по 15-ю. 2 балла - УЧАСТНИК - в рейтинге активности занимает с позицию с 16-й по 20-ю. 1 балл - ЗРИТЕЛЬ - в рейтинге активности занимает позицию с 20-й и далее. 0 баллов - отсутствующий

4. Командное взаимодействие (максимальное количество баллов - 5) Экспертная оценка социальных ролей: 5 баллов - ИНИЦИАТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ. 4 балла - ОРГАНИЗАТОР. 3 балла - ВДОXНОВИТЕЛЬ-МОТИВАТОР. 2 балла - АНАЛИТИК-КОНТРОЛЁР. 1 балл - ИСПОЛНИТЕЛЬ. 0 баллов - НАБЛЮДАТЕЛЬ

5. «Самостоянье» (личностный рост) (максимальное количество баллов - 5) Индивидуальная карта роста: 1 балл - наличие дорожной карты развития (по методике Т. М. Митрошиной [18]). 1 балл - посещаемость УДО. 1 балл - участие в конкурсах, соревнованиях. 1 балл - результативность участия. 1 балл - тьюторское сопровождение

Для определения уровня сформированности гражданственности баллы суммируются, при этом 25 баллов приравниваются к высшему уровню, 20 -обозначают продвинутый уровень, 15 - достаточный, 10 - средний, 5 - минимальный, 0 - критический.

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданственность рассматривается как нравственная характеристика деятельного человека, обладающего чувствами гражданского долга и патриотизма, ответственности за судьбу государства и гражданского общества, имеющего правовое сознание, общую культуру и защищённость государством, способного к позитивному командному взаимодействию и стремящегося к саморазвитию.

Отношение гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связано с понятием «патриотизм», которое понимается многими исследователями как социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Патриотизм -это сформированная система отношений личности: к Родине как месту, где родился и вырос человек; к Отечеству как социально-политическому явлению, связанному с общественными отношениями, политическим строем, историей, конкретной природной, материальной и социокультурной средой.

Понятие «гражданственность» определяется как более широкое относительно понятия «патриотизм». Гражданственность - это сформированная система знаний и отношений личности к себе как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющая ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде. Проведенный анализ позволяет не только диагностировать, но и выстраивать успешную работу по воспитанию гражданственности современных школьников.

Примечания

1. Крысяк В. Воспитание гражданственности как интегрального качества личности учащихся средних учебных заведений Польши : дис. д-ра пед. наук. М., 1999. С. 62.

2. Косолапова Л. А. Взаимодействие курсов педагогики с педагогической наукой, социальной и образовательной практикой //Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. 112с. ; Косолапова Л. А. Экспериментально-аналитическое обучение студентов педагогике : дис. ... д-ра пед. наук / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 2010. 520 с.

3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. С. 21-27.

4. Крупская Н. К. Педагогические сочинения : в 6 т. Т.1 / под ред. А. М. Арсеньева, И. К. Гончарова, П. В. Руднева. М. : Педагогика, 1978. С. 59.

5. Ныкышов М. Б. Управление развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 28 с.

6. Тетерский С. В. Воспитание кадров современной России. Настольная книга : науч.-метод. пособие для родителей, педагогов, депутатов и специалистов по работе с молодёжью. М., 2017. 205 с.

7. Потехина Е. Н. Воспитание гражданственности выпускников лицея как условие развития социокультурного потенциала малого рабочего города // Города среднего Поволжья: история и современность (к 430-летию города Йошкар-Олы) : сб. статей II межрегион. науч.-практ. конф./ Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. С. 248-256.

8. Путин В. В. Выступление на открытии Гражданского форума. М., 2001. URL: http://www.kremlin.ru/

9. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. Йошкар-Ола, 2006. 340 с.

10. Тетерский С. В. Воспитание кадров современной России. Настольная книга : науч.-метод. пособие для родителей, педагогов, депутатов и специалистов по работе с молодёжью. М., 2017. 205 с.

11. Фаязова А. Ф. Модель проектирования содержания воспитания в процессе повышения квалификации работников образования. - http://www. vopk.ru/

12. Тетерский С. В. Воспитание кадров современной России. Настольная книга : науч.-метод. пособие для родителей, педагогов, депутатов и специалистов по работе с молодёжью. М., 2017. С. 72.

13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 : А-З. М. : Рус. яз, 1989. С. 390.

14. Большой толковый словарь русского языка. СПб. : «Норинт», 2000. С. 225.

15. Словарь современного русского литературного языка : в 20 т. / РАН. Ин-т рус. яз. ; гл. ред. К. С. Горбачевич. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 3 : Г. М. : Рус. яз., 1992. С. 303.

16. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. 704 с.

17. Потехина Е. Н. Лицей как социокультурная и образовательная полисфера // Инновационная деятельность учреждения в условиях развития современного образовательного пространства: опыт и перспективы. Березники, 2008. С. 45.

18. Митрошина Т. М. Место и роль образовательной картографии в тьюторском действии // Тьюторство: самоопределение в контексте современности / отв. ред. С. Ф. Сироткин, И. Н. Чиркова. Ижевск : Удм. гос. ун-т, ERGO, 2011. С. 87.

Н. П. Савиных

ВЯТСКИЙ ЛЕС: ИСТОРИЯ И СУДЬБА

В статье на основе анализа данных литературы и собственных исследований в популярной форме раскрыты основные особенности формирования зонального типа растительности Кировской области - темнохвойной тайги и особенности освоения экосистемных функций леса человеком в истории заселения Вятского края. Материалы могут быть использованы при проведении аудиторных занятий по ботанике и экологии, истории, природоведению, литературе, обществознанию, экскурсий в природу, организации исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые слова: темнохвойная тайга, адаптация, рациональное использование природных ресурсов, ботаника, экология, обществознание.

Вятский край - особое место на Земле. Это не просто моя Родина. В формировании природы и этноса здесь, как на перекрестке, объединились юг и запад, север и восток. История развития природы и человеческого сообщества тесно связаны между собой, определяют развитие и судьбу друг друга. Остановимся пока на лесе.

Большая часть территории Вятского края покрыта лесом. И это не случайно, ведь область располагается в подзонах средней и южной тайги, южные районы - среди хвойно-широколиственных лесов. Основное богатство наше - лес, среди отдельных участков его выросли многие поколения вятчан. Поэтому даже детские воспоминания и представления о Родине у многих из нас связаны с лесом. Для кого-то это рассказ А. Гайдара «Чук и Гек», для кого-то - сказка Аксакова «Аленький цветочек», или воспоминания об Аленушке и братце Иванушке, или о сером волке, или о небольшом лесочке, видном из окна родительского дома.

© Савиных Н. П., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.