Научная статья на тему 'Детское общественное объединение в современной общеобразовательной организации как фактор формирования гражданственности подростков'

Детское общественное объединение в современной общеобразовательной организации как фактор формирования гражданственности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / "САМОСТОЯНЬЕ" / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛИСФЕРА / FORMING OF TEENAGERS' CIVILITY / CHILD-YOUTH PUBLIC ASSOCIATION / STRUCTURAL COMPONENTS OF CIVILITY / PATRIOTISM / LAW-ABIDING / PUBLICLY-USEFUL ACTIVITY / SELF-DETERMINATION / PUBLIC POLYSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потехина Екатерина Николаевна

Формирование гражданственности подростков обеспечивает совокупность условий, которые могут быть созданы посредством реализации нескольких видов деятельности: учебной, проектной, внеурочной, деятельности ученического самоуправления, профориентационной (практики), дополнительного образования. Детско-молодежное общественное объединение, функционирующее на базе общеобразовательной организации, является объединяющим структурным компонентом, ключевым условием формирования гражданственности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потехина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s public Association in the modern educational organizations as a factor of forming of civic consciousness of adolescents

Forming teenagers’ civility provides the totality of terms that can be created by means of realization of totality of several types of activity : educational, project, extracurricular, activity of student's self-government, a vocational orientation (practices), additional education. A child-youth public association functioning on the base of general educational organization is a uniting structural component, the key condition of forming teenagers’ civility is a united structural component, the key pedagogical condition in forming teenagers’ civility which can «Public polysphere», «that supposes the interface ofpossibilities of public associations with other pedagogicalterms in the walls of educational organization as a key factorof independent motion of teenagers at the choice.

Текст научной работы на тему «Детское общественное объединение в современной общеобразовательной организации как фактор формирования гражданственности подростков»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 37.013.42; 371.83; 37.035.4; 37.025

Е. Н. Потехина

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Формирование гражданственности подростков обеспечивает совокупность условий, которые могут быть созданы посредством реализации нескольких видов деятельности: учебной, проектной, внеурочной, деятельности ученического самоуправления, профориентационной (практики), дополнительного образования. Детско-молодежное общественное объединение, функционирующее на базе общеобразовательной организации, является объединяющим структурным компонентом, ключевым условием формирования гражданственности подростков.

Forming teenagers' civility provides the totality of terms that can be created by means of realization of totality of several types of activity : educational, project, extracurricular, activity of student's self-government, a vocational orientation (practices), additional education. A child-youth public association functioning on the base of general educational organization is a uniting structural component, the key condition of forming teenagers' civility is a united structural component, the key pedagogical condition in forming teenagers' civility which can «Public polysphere», «that supposes the interface ofpossibilities of public associations with other pedagogicalterms in the walls of educational organization as a key factorof independent motion of teenagers at the choice.

Ключевые слова: формирование гражданственности подростков, детско-молодежное общественное объединение, структурные компоненты гражданственности, патриотизм, законопослушность, общественно полезная деятельность, командное взаимодействие, «самостоянье», общественная полисфера.

Keywords: forming of teenagers' civility, child-youth public association, structural components of civility, patriotism, law-abiding, publicly-useful activity, self-determination, public polysphere.

Что необходимо предпринять, чтобы выпускники осознавали себя гражданами, оставались в городе и тем самым повышали интеллектуальный и культурный потенциал своей родины? Отвечая на данные вопросы, рассмотрим сущность и структуру основных понятий, составляющих предмет нашей публикации.

Птица не рассказывает птенцу о том, как нужно летать, а просто летит с ним рядом, поэтому мы согласимся с С. В. Тетерским, объясняющим педагогам: «Не воспитывайте других, всё равно они будут делать то, что делаете вы. Воспитывайте себя». Эта мудрость подчеркивает важность примера воспитанного человека, выступающего образцом для окружающих.

Кто сегодня образец для подражания? Каков образ образования? Внимание общества сосредоточено на профилактике у детей заболеваний (туберкулеза, наркомании...), минимуме знаний (ЕГЭ). Где же проверка детей и молодёжи на уровень сформиро-ванности гражданских качеств и духовности, возможности помогать другим, служить обществу и государству?

В настоящее время важность формирования гражданственности у подрастающего поколения определяется многочисленными документами различных уровней. Данные достижения, естественно, не снимают необходимости проведения дальнейших исследований, так как еще далеки от завершения своего решения. В частности, сам термин «гражданственность» в отечественной педагогической науке пока еще не получил четкого определения. Нами гражданственность рассматривается как одна из составляющих образования, нравственная характеристика деятельного человека, обладающего чувствами гражданского долга и патриотизма, ответственности за судьбу государства и гражданского общества, имеющего правовое сознание, общую культуру и защищённость государством, способного к позитивному командному взаимодействию и стремящегося к саморазвитию [1].

Как показали наши исследования, целесообразно выделить 5 основных составляющих понятия «гражданственность»:

- патриотизм;

- законопослушность;

- общественно полезная деятельность;

- командное взаимодействие;

- «самостоянье» - личностный рост.

Названные составляющие выделены с учётом анализа мнений как известных педагогов, учёных, так и подростков-лидеров общественных организаций «Российское движение школьников» и «Детские и молодёжные социальные инициативы» [2].

Школьный период - это главный этап подростка в решении самоопределения, «самостоянья». Если дети младшего возраста верят авторитетному мнению взрослого, то в старшей школе обучающиеся определяют круг собственных ценностей, потому стремятся к общению, стараются утвердиться в семье и школе, во дворе через разные виды деятельности. Им свойственны активность, желание проявлять самостоятельность, нигилизм и склонность к осмыслению происходящего. Именно этот период зачастую определяет судьбу человека, так как вырабатываются перспективы на будущее, формируется личность.

Как показал анализ научных публикаций, для эффективного воспитания гражданственности подростка выделяют порядка 30 условий (см. табл. 1), которые становились актуальными в отечественном образовании в тот или иной исторический период. Каковы условия формирования гражданственности старшеклассников в современном мире?

На наш взгляд, создание обозначенных условий возможно при реализации шести видов деятельности (см. табл. 1), которые в совокупности обеспечивают формирование всех выделяемых нами составляющих гражданственности.

Цель статьи - обосновать, что общественная организация, включённая в систему работы общеобразовательной организации, позволяет систематизировать все необходимые для формирования гражданственности виды деятельности, что становится возможным при реализации модели образовательной организации «Детское общественное объединение как социокультурная полисфера».

Таблица 1

Условия формирования гражданственности_

Условия формирования гражданственности подростков Деятельность, обеспечивающая формирование гражданственности подростков Составляющие гражданственности, на которые оказывается преимущественное влияние

Интерес к знаниям (В. А. Сухомлинский [3]), ответственное поведение личности и коллектива, применение системы наказаний, оптимистическая атмосфера, целостность воспитания личности (А. С. Макаренко [4]), системы наказаний и поощрений (Ю. В. Белов), индивидуальный подход, интерес к знаниям, соответствие методов возрастным способностям (И. А. Ильин), правовое воспитание, расширение и углубление содержания отдельных дисциплин и введение элективных курсов социально-экономической и гуманитарной направ-ленностей (И. В. Борисова, Ю. А. Кимелев, А. Д. Ковалев, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седов, Ю. Н. Давыдов), актуализация аксиологического ядра гуманитарных дисциплин (Л. М. Фене-ва [5]), психологическое сопровождение (Л. И. Божович, А. Г. Ковалёв, Т. Е. Конникова) Учебная деятельность Патриотизм, законопослушность

Связь школы с политикой (Н. К. Крупская [6], А. В. Луначарский, М. Н. Покровский), социальное проектирование (Г. Д. Канельская [7], Т. А. Касьянова) Проектная деятельность Патриотизм, общественно полезная деятельность; командное взаимодействие

Развитие самоуправления, ответственное поведение личности и коллектива (А. С Макаренко [8]), пионерские и комсомольские организации (Б. Е. Ширвиндт, К. И. Муратов), педагогическая поддержка (О. С. Газман [9]), общественные объединения (Л. Е. Никитина, О. В. Соло-дова, С. В. Тетерский [10], И. И. Фришман [11], Шихова Т. Я. [12]) Деятельность ученического самоуправления Общественно полезная деятельность; командное взаимодействие, «самостоянье»

Разнообразная деятельность, труд (В. А. Су-хомлинский) Профориен-тационная деятельность (практики) «Самостоянье»

Окончание табл. 1

Правовое воспитание (А. С. Гаязов, С. Б. Бая-зитов, А. Ф. Амиров), полисферность дополнительного образования (В. П. Голованов [13]) Дополнительное образование Законопослушность, патриотизм, «самостоянье»

Сохранение национальной самобытности, гордости (Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова [14]), воспитательный потенциал семьи и окружающего социума (Л. М. Фенева), внеурочная деятельность (Е. В. Головня [15]), положительный пример взрослых (С. В. Тетерский [16]), профилактика правонарушений (А. И. Кочетов) Внеурочная деятельность Патриотизм, законопослушность, «самостоянье»

Уточним, что полисфера - это сопряжение, взаимодействие разных сфер деятельности [17].

Рис. 1. Модель педагогических условий формирования гражданственности в образовательной организации для старшеклассников «Детское общественное объединение как социокультурная полисфера»

Данная модель предполагает сопряжение возможностей общественных объединений с другими педагогическими условиями в стенах образовательной организации как ключевого фактора самостоятельного движения подростков при выборе направлений деятельности, значимых для формирования гражданственности.

Общественное объединение (организация, движение, ассоциация, партия, учреждение...) - формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых [18]. Сущность общественного объединения с точки зрения педагогики представлена в исследованиях В. Б. Костылевой как «интегрированная совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнёров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства» [19].

Через общественные объединения реализуются межвозрастное общение, связь с наукой; социализация детей, школы профессиональных и социальных практик; постоянное обучение кадров в сфере воспитания; преумножение компетенций классного руководителя как тьютора в сфере воспитания и др.

В целом общественное объединение становится объединяющим структурным компонентом общеобразовательной организации, так как рождает, развивает и поддерживает инициативы детей во всех направлениях, тогда как традиционно в образовании обращается внимание лишь на событийное добровольчество, то есть на решение задач, поставленных сверху. Важно научить юношество определять самим проблемы, находить пути их решения, решать, в каком направлении необходимо поставить приоритеты в затратах свободного времени. Именно общественные объединения ведут к возможности открытого образования в старшей школе (рис. 1). Поэтому возникла потребность разработки такой модели и её описания.

Систематизация деятельности образовательной организации в соответствии с моделью «Общественная организация как социокультурная полисфера» позволяет процесс формирования гражданственности претворить в целостный образ не только в стенах школы, но и за её пределами.

Модель представляет собой графическое изображение влияния на формирование гражданственности разных видов деятельности: учебной, внеурочной, проектной, профориентационной, самоуправления и дополнительного образования, целостность и результативность которого обеспечивается благодаря интегрирующей роли общественных объединений (их вариативность обозначена пунктиром).

Данная система функционирует на основе значимых концептуальных положений управления системой гражданского образования, разработанных в педагогической науке; на принципах согласованности позиций органов управления образования различного уровня согласно соглашению или договору; на целостности содержания воспитания гражданственности, направленного на формирование у обучающихся российской идентичности.

Деятельность общественного объединения в представленной модели - это не одно из условий, а ключевой фактор формирования гражданственности. Все вышеперечисленные условия могут быть объединены его деятельностью, которая и обеспечит целостность педагогического подхода. Реализуя такую модель, образовательная организация намного эффективнее обеспечит условия формирования гражданственности обучающихся старших классов (табл. 2).

Таблица 2

Формы и методы деятельности общественных организаций ДИМСИ

и РДШ по формированию гражданственности _ подростков в общеобразовательной организации_

Деятельность Назначение Ключевые формы и методы

1. Учебная Формирование мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, политических явлений Тренинги, дебаты, дискуссии, дуэли, исследования, деловые игры, медиа-ресурсы, игры, мастер-классы, вербатимы, виртуальные путешествия, книжные дегустации, предметные слёты и лагеря, урок-концерт (урок истории в солдатских песнях), урок-спектакль

2. Проектная Умение находить самостоятельное решение актуальных социальных задач, привлечение инвестиций, расширение партнёрства с органами власти и бизнесом Разработка социально-культурных, бизнес-проектов, образовательных, сетевых, исследовательских, экспериментальных. Школы проектирования. Кейс-технологии

Окончание табл. 2

3. Ученическое самоуправ-ление Формирование коллективного самосознания, работа в команде, исследование социальных проблем Совместная деятельность, направленная на гражданское воспитание. Планирование. Учёба актива. Создание ЛЭПБУКа. Школа актива «Яблочный микс». Методы убеждения, КТД. Рейтинг активности

4. Проф-ориента-ционная (практики) Организация практик для выбора подростком подходящего для него и общества профессии Смены в ВДЦ «Орлёнок» и «Океан», ФДЦ «Смена», краевые лагеря молодёжного актива «Юность», «Тропа», форум «Голос каждого ребёнка должен быть услышан». День тени -профессиональные практики, сайт профессий выпускников

5. Дополнительное образование Удовлетворение индивидуальных запросов ребёнка: познавательных, эстетических, творческих, спортивных, содействие самореализации личности Акции, ярмарки, социальные практики, побуждение к инициативам, арт-школы, спектакль Дель-арте, школы изобретателей. Профильные и пред-профильные пробы (ИЗО, музыка, хореография). Творческие лаборатории

6. Внеурочная деятельность Полисферность образования: развлечение, досуг, здоровьесбережение Профильный лагерь, пленэры, образовательный туризм, сборы, экскурсии, фестивали, форумы, конференции, акции, мероприятия, соревнования, школа отечественной классики, формирование экспозиций музеев, походы, конкурсы, работа в социуме с ветеранами, инвалидами, сиротами. Методы форсайт-проектирования, беседы и КТД

Формы и методы общественных объединений универсальны для многих видов деятельности. В нашем случае названы те, которые успешно применялись в созданной МАОУ «Лицей № 1» г. Березники общественной организацией «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), на базе которой сегодня работает «Российское движение школьников».

В концепции духовно-нравственного воспитания механизм воспитания прописывается следующим образом: формирование сознания + приобретение опыта = получение навыка. На это рассчитана традиционная система образования. Мы считаем, что всё идёт от деятельности: старшеклассник, включаясь в деятельность,

начинает задумываться о вариантах выбора. Появляются разные пути - идёт этап осмысления, приводящий к проявлению гражданских компетенций. Данное педагогическое условие может обеспечить общественная организация, действующая на базе образовательной организации (рис. 2).

Модель лицейского самоуправления «Союз Лицейских Студентов» (СОЛИСТ), в соответствии с которой в образовательной системе есть общественные объединения, будет давать положительную динамику формирования гражданственности обучающихся.

Включённость подростка в деятельность в соответствии с данной моделью позволяет «распыленную ученическую среду претворить в целостный организм» [20], внутри которого каждый обучающийся приучался бы к добросовестному выполнению определенной общественной функции не только в стенах образовательной организации, но и за её пределами.

Модель представляет собой графическое изображение открытого процесса взаимовлияния структурных компонентов: студсове-та, старостата и совета общественных объединений. Для полноценного функционирования данные органы имеют соответствующие полномочия, закрепленные в Положении о самоуправлении [21]. Их общая цель - формирование демократической культуры и гражданственности лицеиста.

Среда создает условия для саморазвивающейся личности, для управления собой, а роль взрослых - поддержать инициативу обучающегося (концепция О. С. Газмана [22]). Поэтому в нашей схеме «СОЛИСТ» управленческая команда лицея (директор, заместители директора) графически представлена в основании модели.

Большим потенциалом обладает микросреда - семья и лицейская группа, мезосреда - потенциал лицея и макросреда - внешние связи лицеиста, взаимодействие с различными структурами, которые теоретически могут представлять Вселенную: объединение всех субъектов образования любых уровней, между которыми устанавливаются тесные разноплановые связи. Признавая, что церковь отделена от государства, мы не можем её игнорировать, не используя нравственный и культурный потенциал, исторический аспект в формировании толерантности детей, готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир (см. рис. 3).

-оньик кихиаевйошэ еж^эййоц т^ЛхакАя иоаоеед гшйон энннэк -эй^но яэшгаас^и^оф эахээйгдооэ монякоят а ндохь 'онжеа '.щ -ээ яхккакс^н милАсЛ^ яхегпэи эн 'эйгемоя а чт±одъ<1 яхэнХ нэжкоЬ' но еахээйтдо монэиъ кэхэккак яэаокэь охь 'яхеанхиьА онмшд

к

(N0

О

К й Р О)

в

О) й

о\ Й

О)

№ к о о н к

о о

В

Кс О) _ о О н

тз 3

' О)

К К О Ч

о

о о

Сг1 О) й к к

О)

к к

е

о и

О)

№ к о

к

со

к к

Руководитель волонтерского отряда

Руоководитель медиакомплекса

Лидер здоровья

Командир военно-патриотического клуба

Организационный комитет

Ответственный за исследовательскую деятельность

Социолог

(ответственный за диагностику)

Руководитель совета общественных объединений

8 класс

I курс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

курс

зс о

го О

Ч

ГО

ь

О"

п О О

Г)

ю

ф

ч

"О о

X I Ь о\

Е В

ч ф

ф ь Зэ о ч

2э ш ф I

Ф

Н п X

а\ ■< О" X

> О

■< тз тз

В ч X —I ш

ф ш I

—1 о Зэ х

ш ш

ш -С 5: 5с

I курс

Г)

0

ш ь

О"

1

О)

ГО 20 н го ь

сг X

о

г>

Гражданская активность

Информационно-медийное

Личностное развитие

Военно-патриотическое

о

ч

X

Ф: ж

Ч с

X О ь сг

ш ч

0" ■<

а\ ■а

о X

-о о

I 1 зэ

О)

33 о

-< о

X -<

ф —^ —1

I О

ГО

■С ш

ф 20

Г)

зс }=>

ш ГО

20 20

зс Ч

о го

I ь

■©■ сг

ф X

"О о

ф Г)

I ч

-С а■

21

<

х

го

I

О)

ГО

Н

ГО

ь

сг I О о

Спортивно-оздоровительная и туристическая деятельность

Журналистская деятельность

Социальная деятельность

Учебно-исследовател ьская деятельность

Организация

массовых мероприятий

Организационная деятельность

Информационная деятельность

Учебное сотрудничество

О

п ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГС)

О)

п О)

0 <

тз

О)

со ь

ГС)

1 X 20

о ч а» "а е

ГС) т: Ь О)

0

П

1

О ел

Ь _[=

ГС) :о

ю

Г) о

Ь ^

о

сти будет эффективнее, если детское сообщество обладает большим воспитательным потенциалом - признаками сформированного коллектива, то есть поддерживающий фактор - коллектив становится для подростка средством развития и управления собой (по концепции В. А. Караковского и Л. И. Новиковой) [23].

Макросреда Мезосреда Микроспада

Рис. 3. Среда развития лицеиста

Таким образом, проведенный анализ позволил уточнить эффективные педагогические условия для взращивания гражданственности, убедил, что деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации - фактор формирования гражданственности подростков.

Примечания

1. Потехина Е. Н. Сущностные характеристики понятия «гражданственность»: современный контекст // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11(65). Ч. 2. С. 137.

2. Потехина Е. Н. Сущностные характеристики понятия «гражданственность»: современный контекст // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11(65). Ч. 2. С. 134.

3. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М. : Мол. гвардия, 1979.

335 с.

4. Фенева Л. М. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной организации : дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 232 с. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-formirovanija-grazhdanstvennosti-starshih-podrostkov.html

5. Крупская Н. К. Педагогические сочинения : в 6 т. / под ред. А. М. Арсеньева, И. К. Гончарова, П. В. Руднева. Т. 1. М. : Педагогика, 1978. 368 с.

6. Канелъская Г. Д. Социальное проектирование на уроках обществоз-нания как средство формирования у школьников гражданственности. URL: https://infourok.ru/socialnoe-proektirovanie

7. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Неклассическое воспитание. М. : МИРОС, 2002. С. 177-185.

8. Макаренко А. С. Книга для родителей. М. : Учпедгиз, 1952. 350 с.

9. Макаренко А. С. Книга для родителей. М. : Учпедгиз, 1952. 350 с.

10. Тетерский С. В. Воспитание кадров современной России. Настольная книга : (науч.-метод. пособие для родителей, педагогов, депутатов и специалистов по работе с молодёжью). М., 2017. 205 с.

11. Фришман И. И. Детское движение нового века. Традиции и новации. // Воспитание как социокультурный феномен : материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. 24 апреля 2003 г. М. : ГосНИИ семьи и влспитания, 2003. Ч. II. С. 71-74.

12. Шихова Т. Я. Самореализация подростков в детском объединении как условие успешной социализации // Проблемы социально-педагогической работы : материалы обл. науч.-практ. конф. 23-24 ноября 1995 г. Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 1996. С. 40-43.

13. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. Йошкар-Ола, 2006. 340 с.

14. Колесникова И. А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция / И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников. СПб., 1994. 55 с.

15. Головня Е. В. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2017. № 15.2. С. 54-56.

16. Тетерский С. В. Воспитание кадров современной России. Настольная книга : (науч.-метод. пособие для родителей, педагогов, депутатов и специалистов по работе с молодёжью). М., 2017. 205 с.

17. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. Йошкар-Ола, 2006. С. 67.

18. Волохов А. В. Детские организации и объединения в третьем тысячелетии // Воспитание как социокультурный феномен : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 24 апреля 2003 г. М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. Ч. II. С. 23.

19. Костылева В. Б. К вопросу о роли детских общественных объединений в социализации личности подростка // Социализация и ресоциализа-ция подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект : материалы Все-рос. науч.-практ. конф. 8 декабря 2011 г. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011. С. 168.

20. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М. : Прогресс, 1988. 464 с. URL: http://www.decoder.ru/list/all/topic_202/

21. Потехина Е.Н. Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017г. Том 6. №4(26). С 172.

22. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Неклассическое воспитание. М. : МИРОС, 2002. С. 177-185.

23. Караковский В. А. Зачем в школе детское самоуправление // Школа воспитания: 825 маршрут. М. : Педагогическое общество России, 2004. С. 78-82.

УДК 379.85; 908; 37.035; 351.858

А. Е. Гуськова

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА В РАМКАХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обсуждаются особенности и значимость патриотического воспитания обучающихся в условиях современного развития общества. Раскрываются понятие «краеведение» и его влияние на всестороннее развитие личности обучающихся. Показана реализация туристско-краеведческой деятельности и ее позитивный эффект в патриотическом воспитании.

This article talks about features and meaningfulness of patriotic education of student in the conditions of modern development of society. A concept opens up

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.