УДК 378
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
© 2010 Г.А.Быковская, И.В.Иноземцев, А.Н.Злобин Воронежская государственная технологическая академия Статья поступила в редакцию 27.10.2009
В статье речь идет о проблемах гражданско-патриотического воспитания студентов как общегосударственной задаче, направленной на консолидацию российского общества. Рассматривается роль и место дисциплин социально-гуманитарного цикла в формировании гражданской позиции и воспитании студентов. Статья выполнена по государственному контракту П-313 на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд от 28 июля 2009 г.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, новейшая история России, толерантность, социально-гуманитарные дисциплины.
Корни патриотизма как социального явления заключаются в ряде факторов. В экономическом плане это достаточный уровень жизни населения, в духовном - чувство гордости за свою страну, традиции и идеологическое единство нации, в политическом - уверенность в стабильном и эффективном функционировании структур управления страной. В царской России существовала компенсация идеологии (вера в царя и Отечество), боевыми традициями и гордостью за свою страну, которая имела прекрасную литературу, искусство и науку и нередко диктовала свою волю всей Европе.
Аналогично и с Россией советской. Низкий жизненный уровень ее народа компенсировался, во-первых, отсутствием социального расслоения, во-вторых, единой идеологией, властвующей над умами вплоть до хрущевской «оттепели», в-третьих, традициями, которые коммунистам удалось привить обществу, и гордостью за свою страну, построившую мощную индустрию, первой вышедшую в космос, разгромившую фашистскую Германию и освободившую от фашистского ига Европу. Да и духовная составляющая советских граждан была высока.
Оценивая ситуацию в новой России, можно констатировать, что факторы привычного старого порядка, необходимые для существования патриотизма, размываются, новые же пока не могут служить их замещению. Новая Россия в практическом плане мало что делает для подавляющего большинства своих граждан в угоду
"Быковская Галина Алексеевна доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политологии. E-mail: marselles2006@mail. ru Иноземцев Игорь Владимирович, доцент кафедры истории и политологии, кандидат исторических наук. E-mail: marselles2006@mail. ru
Злобин Андрей Николаевич, доцент кафедры истории и политологии, кандидат исторических наук. E-mail: dronns@yandex. ru
ничтожному меньшинству. Даже преуспевшие представители немногочисленного среднего класса считают, что их успехи достигнуты не благодаря государству, а вопреки ему. В общем, события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Правовой нигилизм на данном этапе мешает не только духовному, но и экономическому развитию страны.
В этих условиях очевидна необходимость создания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Эта система должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; массовую патриотическую работу; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина.
Один из показателей патриотизма в любой стране - отношение государства и общества к своим вооруженным силам. В новой России от-
ношение государства к защитникам Отечества характеризуется равнодушием, а со стороны общества - сочувствием. Гордиться Российской армией, в отличие от Советской, трудно. Поэтому система государственных мер должна формировать у граждан Российской Федерации духовно-патриотические ценности, профессиональные качества и умения, чувство верности конституционному и воинскому долгу, а также готовность к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы. Для этого требуется проведение комплекса мероприятий военно-патриотической работы, создание музейных экспозиций и организация деятельности патриотических и военно-патриотических, военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических и военно-спортивных клубов и объединений, клубов и учебных пунктов будущего воина, офицера.
В связи с этим опять же целесообразно говорить о системе государственных мер по формированию патриотизма у молодежи, особенно системе мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в его пропаганде, а именно: активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории Отечества; создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания; организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах и в печати. В конечном итоге попытки воспитания патриотизма должны привести к духовному и культурному подъему, укреплению государства и его обороноспособности.
Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину - землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны. Вместе с тем, как справедливо отмечает Т.Белова, патриотизм - чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды1. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней, требуют ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм.
Патриотизм - это еще и гражданственность, т.е. гражданская позиция человека. Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином. А это значит, что он
1 Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение. - 2002. - №19.
обретает принадлежность к политике и правовым нормам государства. Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я.Капустина, зависит от патриотического воспитания граждан, составной частью которого является подготовка молодого поколения к активному участию в формировании и продвижении в жизнь политики государства, к участию в законотворчестве и осуществлению жизнедеятельности по действующим законам2. Развитие демократизации общественных процессов в стране вносит существенные коррективы в содержание патриотизма и воспитание патриотов. Дело в том, что Родина и государство - не синонимы. Гражданство само по себе не есть преданность государству, а есть принадлежность человека к нему. Принадлежность гражданина государству превращается в преданность, на наш взгляд, если государство стоит на службе гражданскому обществу.
Конечной целью воспитания гражданина-патриота в современных условиях является развитие гражданского общества, способного активно укреплять свое правовое государство и решать социальные и экономические проблемы общества. В связи с этим содержание воспитания гражданского патриотизма студенческой молодежи претерпевает существенные изменения. Эти изменения направлены на формирование осознанного отношения к политике государства и его правовым нормам, на развитие социальной (гражданской) культуры жизнедеятельности3.
Система образования должна сделать все возможное для воспитания экономической культуры граждан - патриотов, имеющих качественное образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы, обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации; способных поддержать свое здоровье. В этой связи сектор знаний в экономике любой страны играет решающую роль, а производство знаний является источником роста экономики. Мы разделяем точку зрения В.Л.Макарова, что экономика, основанная на знаниях («Экономика знаний») постепенно приходит на смену индустриальной экономике, базирующейся на использовании природных ресурсов. Следует отметить, что в некоторых странах этот курс признан в качестве одного из ведущих направлений социально - экономического развития. В нынешнем мире конкуренция в мощи государства, в конце
2 Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2003. - №9.
3 «Круглый стол» Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы // Педагогика. - 2003. - №4.
концов, это конкуренция в уровне знаний. «Экономика знаний» - это возможность разрабатывать, выпускать и продавать наукоемкий продукт. Решить эту задачу можно лишь путем повышения качества знаний, которые студенты получают в высшей школе. При этом важно, чтобы молодые специалисты, получившие дипломы в российских вузах, оставались работать в своей стране. Для успешного развития сектора знаний необходимо способствовать изменению массового сознания с таким расчетом, чтобы осуществлялась формула «богатство в мозгах, а не в недрах»4.
Экономика страны зависит не только от проводимой политики государства, но и от того, насколько социально зрелые специалисты стоят на разных уровнях управления процессами производства. В период перестройки экономики страны имели место негативные явления, противоречия, неудачи, что не способствовало развитию патриотизма молодого поколения нашей страны. Работа средств массовой информации в этом направлении оставляет желать лучшего. В сложившихся условиях повышается роль педагогов, способных всесторонне анализировать текущие события и акцентировать внимание студентов на позитивных достижениях и явлениях в развитии страны. У каждого преподавателя вуза должна быть целевая ориентация на развитие у учащихся чувства преданности и любви к Родине, ответственности за судьбу своего отечества и народа.
Преподаватели-гуманитарии имеют более широкие возможности для осуществления воспитательного формирующего воздействия на студентов. Например, преподаватели иностранных языков постоянно ищут пути слияния учебно-познавательного процесса с воспитательным процессом через подбор учебно-методической литературы, в частности, текстов о родной стране, столице своей Родины, достопримечательностях и достижениях народа в различных областях науки и техники. Кабинеты иностранных языков обеспечены наглядными пособиями такими, как карты России, стендами, иллюстрированными книгами. Планируется использовать видеофильмы на иностранных языках о России, о ее столице, о родном городе, выдающихся людях нашей страны. Все это должно способствовать развитию чувства гордости за свою Родину. Однако этого явно не достаточно. В период обновления России следует уделить внимание поиску новых взаимосвязей, отношений и педагогических условий, в которых могут обнаружиться специфические грани воспитания патриотизма и развития студентов средствами совершенствования профессионально-технического и управ-
4 Круглое Ю.Г. Современное государство и высшая школа // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №№ 6.
ленческого мастерства преподавателя. В связи с этим необходимо целостное представление о системе педагогического управления формирующим дидактическим процессом.
Нам представляется, что для достижения поставленной цели следует определить интегратив-ную основу и структурные составляющие системы педагогического управления воспитательным процессом, и на их основе необходимо разработать алгоритм управляющего воздействия преподавателя на студенческую молодежь в новых условиях. Именно рациональная алгоритмическая деятельность преподавателя позволила бы изыскать дополнительные резервы времени для реализации целей воспитания патриотизма студентов в учебном процессе. Для этого необходимо проанализировать структурно-функциональную взаимосвязь системы управления образовательным процессом с системой воспитательных воздействий и найти новые возможности усилить воспитание патриотизма в условиях обновленной России.
В педагогике давно сложилось убеждение, что воспитание и обучение - это два тесно взаимосвязанных процесса. Любое обучение воспитывает, и в процессе воспитания все его участники усваивают новую информацию, постигают что-то, глубже осознают - значит учатся. Любое качество личности проявляется сначала лишь в определенных, намеренно создаваемых ситуациях, и, повторяясь неоднократно, генерализуется (термин С.Л.Рубинштейна), интериоризуется (П.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина), то есть превращается во внутреннее состояние человека, черту личности.
Особенностью преподавания гуманитарных предметов является функциональная значимость общения. Познавательное дискуссионное аудиторное общение является ключевым приемом в реализации целенаправленного педагогического воздействия. Особое значение приобретает тактическая маневренность преподавателя и результативность ее воздействия на развитие личности обучающегося.
Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Переход к гражданскому обществу обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях обновленной России.
Гражданское общество философский словарь трактует как «понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответ-
ствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентацией деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти»5.
Ж.Ж.Руссо в «Общественном договоре» (1762 г.) отмечает, что «государство, или гражданское общество, представляет собой единую моральную личность, жизнь которой подчинена объединению ее членов. Его целью является безопасность и благосостояние его членов»6.
Главенствующее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, А.Н.Радищева, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, а затем -в работах А.Макаренко, В.Сухомлинского и др. Русский критик-демократ В.Г.Белинский указывал на содержание патриотизма - общечеловеческие ценности и идеалы, делающие личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчеркивал он, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»7. Замечательные слова К.Д.Ушинского, записанные в его дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности»8, определяют направление его профессиональной, творческой деятельности и являются хорошим девизом в воспитании современной студенческой молодежи.
В.В.Розанов, русский писатель, публицист и философ, в письме своему биографу Э.Д.Гол-лербаху от 29.10.1918 г. писал: «До какого предела мы должны любить Россию? ... До истязания, до истязания самой души своей. Мы должны любить ее до «наоборот нашему мне-нию»...»9.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В.А.Сухо-млинский в книге «Воспитание гражданина» уделяет внимание формированию гражданской
5 Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 1991. - С. 97 - 98.
6 Дидье Жюлиа. Философский словарь / Пер. с франц.
- М.: 2000. - С. 93.
7 Белинский В.Г. Поли. Собр. Соч. - М.: 1954. - Т. IV.
- С. 488 - 489.
8 Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2003. - С. 44.
9 Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С.Кукушкина. - М.: 2003. - С. 12.
позиции ребенка, роли социальных институтов и организаций в воспитании гражданственности у подрастающего поколения. Воспитание гражданственности и патриотизма не утратило актуальности и в современном научно-педагогическом поиске.
Н.Д.Никандров в статье «Ценности как основа социализации и воспитания» выделяет «человека», как ценность более богатую по содержанию для россиянина (по сравнению с понятием «личность», имеющим западное происхождение), «субъективность ценностей» и «терпение».
Н.В.Бордовская, А.А.Реан рассматривают гражданское воспитание как формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.
Содержание гражданского и патриотического воспитания в высшем учебном заведении составляет работа преподавателей, педагогов, кураторов по формированию культуры общения, ценностного отношения студентов к жизни и профессиональной деятельности, правовой культуры, толерантности и эмпатии. В «Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования» (2000 г.) вышеуказанное содержание воплощается в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, в частности: «Философия», «Социология», «Культурология», «Психология и педагогика», «Правоведение», «Отечественная история», «Политология».
Особое место в этой работе занимает организация внеучебной воспитательной деятельности студентов, досуга (создание творческих объединений, студенческих советов, молодежных центров, групп, занимающихся краеведческим поиском, охраной окружающей среды). Главным стержнем данного направления должна быть заинтересованность самих наставников, являющихся примером в глазах воспитанников, их стремление к сотрудничеству и объединению. Основа воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения - это любовь к своей малой и большой родине, толерантность и ответственность, ценностное отношение к самому себе и окружающему миру, благодаря которым свобода понимается как «свобода для ...», а не «свобода от ...».
Ретроспективно анализируя развивающиеся мировые цивилизационные процессы, отвечающие на вызовы современности, а именно, учет сосуществования различных культур, считаем возможным в контексте рассматриваемой проблемы избрать формирование межкультурных коммуникаций как процесс воспитания граждан-
ственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России, обеспечивающий стабильный баланс общекультурных ценностей, толерантное поведение и его норм, приобретенных на основе соизучения языков и культур.
Значимость овладения толерантным поведением отмечена в Законе об образовании РФ10, в Декларации ЮНЕСКО, где толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различным11. Овладение МК (межкультурной коммуникацией) направлено на формирование установок толерантного сознания личности специалиста, что позволит: глубже осознать принадлежность к своей национальной культуре, оценить другие культуры, образ жизни, характер профессиональной деятельности, быть отзывчивым, избегать нетерпимости, этноцентризма, отрицательных стереотипов по отношению к другим национальностям. Толерантное сознание даст возможность формировать специалиста с современным мироощущением и гражданским мышлением. Несмотря на активный интерес к толерантному поведению, можно отметить, что его формирование в образовательном процессе вуза до сих пор отсутствует, а в обучении иностранным языкам формируемые иноязычные речеповеденческие умения личности не включают признаков толерантности: гибкость (отсутствие жесткости и догматичности в поведении, бесконфликтность); эмпатия (интерес к другому человеку - способность осознавать особенности иной культуры с точки зрения ее носителей); некатегоричность суждений (способность не судить других).
Подготовка студентов любого профиля предполагает формирование у них культурной толерантности и наличие целого ряда качеств и свойств личности. Содержание последних активно разрабатывается в условиях воспитательного аспекта межкультурного образования. Например, Е.И.Пассов считает основным содержанием межкультурного воспитания следующие его ас-пекты12: 1) воспитание иммунитета к национализму, шовинизму и т.п.; 2) воспитание чувства патриотизма, желания достойно представлять свою страну, готовности защитить ее; 3) воспитание понимания исторической роли народа (страны изучаемого языка) в международной жизни, уважения и доброго отношения к стране
10 Закон РФ «Об Образовании» в редакции от 10.07.92, № 3266-1». О высшем и послевузовском профессиональном образовании. - С. 4.
11 UNESCO. A Year for Tolerance. Paris, 1995.
12 Пассов Е.И. Концепция высшего профессионального
педагогического образования на примере иноязычного
образования. - Липецк: 1998. - С. 40.
и ее народу, к его истории и традициям и т.д.; 4) воспитание убежденности в преимуществах общечеловеческих ценностей; 5) воспитание правильного отношения к ценностям истинным и мнимым.
Исходя из того, что в качестве ориентировочной основы для формирования МК исследователи С.Г.Тер-Минасова, А.П.Садохин, В.В.Сафонова и др. выделяют овладение ценностями другой культуры13, нахождение и осмысление ценностей в своей и «другой» культуре, объективно отражающих становление общенационального гражданского менталитета и его сердцевины -высокой духовности и гуманистической сущности отношений к человеку как высшей ценности, будет способствовать развитию всей совокупности общечеловеческих гуманистических ценностей. Имеются в виду человек, его жизнь и достоинство, гражданственность и патриотизм, высокая духовность и нравственные основы дееспособности личности в обновляемом социуме, современная культура мировоззрения.
Сопоставительное изучение культуры иноязычной и «своей», в ходе изучения иностранного языка позволяет раскрывать творческие способности студентов, на основе их субъектного опыта, овладевать рефлексивным мышлением, что способствует активной социализации личности, формированию ее гражданских позиций. В исследованиях, связанных с областью профессиональной подготовки, отмечается, что качество подготовки специалиста зависит не столько от уровня его профессиональных знаний и умений, сколько от сформированности нравственной основы труда. В работах В.И.Андреева, В.П. Бездухова, Ю.Н.Кулюткина нравственная основа напрямую связывается с духовно ценностной сферой личности14.
Ценности направляют личностное, социальное и профессиональное самоопределение студента, детерминируя его образ жизни и жизненный путь. В ценностях заложена генетика социального поведения, в том числе и профессионального и гражданского. Развитие у студентов ценностного самосознания в единстве с практическими умениями и качествами, реализуемыми в системе социальных отношений и норм избранной профессиональной сферы, является предпосылкой для формирования у них межкультурной профессиональной компетенции. Гуманитарная сфера, дословно обозначающая развитие человеческого в человеке - его родовых, всеобщих по значению общекультурных способностей, кото-
13 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: 2000.
14 Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Центр инновационных технологий. -Казань: 2000.
рые организуют особенные проявления человека как гражданина, специалиста и т.д., в профессиональной области модифицируется в профессиональные умения компетентно осуществлять те или иные технологии, функции и коммуникативные действия согласно специальности.
Опираясь на основные положения гуманистической парадигмы педагогики высшей школы, что предполагает переориентацию профессионального образования на социо-личностно-деятельностную парадигму культуросообразного образования, обеспечивающего гармоничное развитие эмоционально-чувственных и рациональных знаний, национальной идентичности, планетарного сознания, поликультурного мировиде-ния, признания собственно коммуникативной и межкультурной деятельности, как ценностей современного образования, мы выделяем МК как актуальную и перспективную компетенцию, требуемую к искомым специалистам, способствующую воспитанию гражданственности и патриотизма студенческой молодежи.
Разработка проблемы гражданственно-патриотического воспитания как составляющей нравственного воспитания студентов на современном этапе реализуется в сложной, внутренне противоречивой ситуации, обусловленной общественным реформированием страны, что не может не находить своего отражения на всех уровнях и ступенях образовательной системы. Сложность данной ситуации обусловлена нарастанием ряда негативных тенденций как следствия социально-экономических проблем общества: усиление со-циально-стратовой, этноконфессиональной, региональной дезинтеграции общества, тенденция депопуляции титульной нации (русского народа), снижение духовности молодежи, что затрудняет становление у них гражданственно-патриотических ценностей, формируемых в процессе гражданственно-патриотического воспитания. Воспитание человека всегда было направлено на формирование у него определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания (В.И.Андреев, Е.В.Бонда-ревская, А.С.Гаязов, И.А.Зимняя, А.В.Кирь-якова и др.). Гражданственность и патриотизм, по мнению А.С.Гаязова, И.М.Дуранова, Б.Т.Лихачева, Л.И.Новиковой, Н.Д.Никандрова, В.Д.Шадрикова составляют каркас ценностного ряда воспитания.
Проблема ценностей имеет, как известно, длительную историю, в ходе которой менялись их качественные приоритеты, количество, социальная значимость. Предпринятый нами анализ позволяет заключить, что в качестве основы реализации цели-идеала (Гражданин, Человек Культуры и Нравственности) выступают следующие ценности: ценность бытия, жизни, актив-
ной жизнедеятельности; ценность личного и национального самосознания; ценность национального достоинства; ценность толерантного отношения к членам социума; ценность любви к Родине, чувства общности и принадлежности семье; ценность чувства ответственности перед собой и другими; ценность социальной мобильности.
Ценности воспитания, составляют основу большинства концепций воспитания, (В.А.Ка-раковский, З.А.Малькова, Н.Л.Селиванова, В.М.Коротков и др.). В них нашли также свое отражение проблемы гражданственно-патриотического воспитания студенческой молодежи, активно разрабатываемые применительно к высшей профессиональной школе (Е.В.Бон-даревская, А.С.Гаязов, И.М.Дуранов, С.И.Мас-лов, Н.Д.Никандров, В.Ю.Троицкий и др.), рассматриваемые данными авторами применительно к социальной системе, общности в качестве сердцевины, цементирующей силы. Воспитание студенческой молодежи на гражданственно-патриотических ценностях представляется согласно исследованиям данных авторов актуальным и перспективным направлением в современной педагогической аксиологии и в педагогике высшего профессионального образования в целом. Реализация идеи ориентации молодежи на гражданственно-патриотические ценности создает гуманистическую базу профессиональной подготовки студенчества в высшей школе.
Гражданственно-патриотическое воспитание нами рассматривается как целостный процесс, имеющий две стороны: одна из них - овладение гражданственно-патриотическими знаниями и умениями оперировать ими (образование); другая - формирование гражданственно-патриотических отношений и соответствующего поведения. Результатом их гармонического взаимодействия и развития является формирование гражданственно-патриотического аспекта мировоззрения студентов.
Имеющиеся исследования по данной проблеме показывают, что современному информационному обществу свойственны новые воспитательные парадигмы, одной из которых является гражданственно-патриотическое воспитание, выступающее как процесс, базирующийся на таких ценностях как: гражданственность и патриотизм. Анализ развития педагогической мысли и практики показывает, что гражданственно-патриотическое воспитание источниками своего возникновения и развития имеет теоретические предпосылки, созданные цивилизацией прошлых веков. К ним относятся: 1) возникновение патриотизма как цели воспитания в национально-государственных объединениях людей, направленного своим острием на защиту Родины, выполняющего интегративную функцию. Вместе с
этим, патриотизм, направленный вовне, превращается в национализм, поэтому, патриотизм должен быть связан с интернационализмом; 2) современные педагогические теории и течения выступают как предпосылка формирования гражданственно-патриотического воспитания. К таким теориям относятся «педагогика воспитания в духе мира»; «педагогика ненасилия»; «педагогика гуманизма»; «педагогика сотрудничества» и ряд других; 3) теория педагогических ценностей, связанная с их возвышением и сменой, педагогическая аксиология, позволяющие отвечать на следующие вопросы педагогической теории и практики: а) каким должно быть ценностное наполнение содержания образования и воспитания; б) каковы педагогические закономерности и механизмы присвоения ценностей общества личностью; в) каковы педагогические условия становления ценностных ориентаций студентов.
В личностном плане гражданственно-патриотическое воспитание связано с осмыслением того, что каждый из нас является представителем человеческого рода как ценность, это - во-первых; во-вторых, с осмыслением того, что каждый из нас является гражданином определенного государства, что связано с государственными, общенациональными (межнациональными) ценностями; в-третьих с тем, что личность выступает как представитель конкретной нации, что связано с этносоциальными (национальными) ценностями; личность является частью конкретного социума, что связано с групповыми, коллективными, корпоративными, классовыми ценностями; личностные ценности связаны с «Я - концепцией». Следовательно, сущность гражданственно-патриотического воспитания студентов состоит в установлении гармонии отношений между ценностями различного уровня, что выражается в закономерностях данного вида воспитания: 1) важнейшей теоретической основой гражданственно-патриотического воспитания является психолого-педагогическая теория общения, на основе которой устанавливаются контакты, взаимодействие, ориентация в гражданственно-патриотических ценностях; 2) гражданственно-патриотические отношения и поведение, как личностные образования и как ценность формируются на основе теории установки. Установка на гражданственно-патриотические ценности в своем становлении проходит этап возникновения интереса, ориентации и этап использования условий для формирования установки на данный вид ценностей; 3) одной из важнейших основ гражданственно-патриотического воспитания студентов является личностно-ориентированный подход, связанный с рефлексией, с ориентацией студентов в этих ценностях.
Исследование показало, что в качестве ре-
зультата гражданственно-патриотического воспитания студентов можно рассматривать формирование их гражданственно-патриотической зрелости, которая проявляется в следующем: уровне сформированности гражданственно-патриотического аспекта мировоззрения; признании человека как абсолютной ценности; поведении и отношениях, осуществляемых, исходя из гражданственно-патриотических ценностей (любви и привязанности к родному краю, природе, родным и близким, Отечеству); отрицании насилия как способа разрешения конфликтов различного рода; законопослушании; трудолюбии, ответственном отношении к делу; ориентации в повседневной жизни на конкретные гражданственно-патриотические ценности; веротерпимости, уважении прав и свобод личности; ответственном отношении к своим поступкам.
Итак, гражданственно-патриотическое воспитание - процесс, основывающийся на гражданственно-патриотических ценностях, его ведущими идеями являются: гуманизма в воспитании, аксиологический подход к нему; единство человеческого рода. Содержание гражданственно-патриотического воспитания студенческой молодежи интегрирует в себе этические, правовые, политические, экономические, экологические и другие знания и требует соответствующего научно-методического обеспечения процесса воспитания (создание оптимальной модели повышения квалификации по проблемам гражданственно-патриотического воспитания преподавателей высшей школы; стимулирование подготовки нового поколения информационной и учебно-методической литературы по содержанию и методам данного вида воспитания студентов вуза и т.д.).
Ценностные ориентации позволяют лучше понять, что движет людьми, какие они ставят перед собой цели в жизни. При этом важно определить отношение человека к Родине, его гражданскую позицию. Социологическое исследование, проведенное в марте 2008 г. в Воронежском государственном техническом университете, в определенной степени выявило те проблемы, которые волнуют молодежь, ценностные ориентации студентов. Репрезентативность выборки была обеспечена опросом 281 студента (3,3 % от всех студентов, обучающихся на первом-четвертом курсах всех факультетов ВГТУ). Среди опрошенных 42,3% составляли мужчин, остальные - женщины.
Из предложенных 17 вариантов ответов студентам предстояло отметить пять наиболее важных, на их взгляд, ценностей. Как показало исследование, большинство опрошенных (71,2%) называют среди значимых для них ценностей здоровье и физическую силу, 52,7% - образование, 43,8% - свободу и независимость и столько
же - материальное благополучие, 30,6% - крепкую семью и хороших детей. Среди тех ценностей, что оказались в конце предпочтений, 3,9% респондентов указывают на политическую стабильность, 11% - любовь к России, и такое же количество опрошенных называют духовное богатство. Как видно из опроса, любовь к Родине занимает далеко не ведущие позиции. Главный ориентир молодежи в жизни - это здоровье и образование.
Пол респондентов не оказал существенного влияния на выбор ценностей, а лишь в ряде случаев поменял местами определенные ранее ценности. Так у женщин на третьем - четвертом месте появилась новая ценность - любовь к близкому человеку. Отмеченные ценности указывают студенты всех курсов и факультетов. Только на механико-машиностроительном факультете на третью позицию вышла такая ценность как дружба.
В анкете были поставлены вопросы о значимости национальной принадлежности. Исследование выявило, что 68,4% студентов отмечает значимость своей национальной принадлежности, причем для 17,9% - она очень значима. В то же время каждый пятый респондент (19,7%) относится к своей национальной принадлежности равнодушно, считая ее малозначимой. Совсем незначима национальная принадлежность для каждого десятого опрошенного (9,3%).
Исследование выявило и особенности отношения к другим национальностям. У почти половины опрошенных (47,7%) вызывают неприятие представители других национальностей, проживающие в России. У 40,1% респондентов такая неприязнь отсутствует. Против национализма выступает более половины опрошенных (59,4%). Полностью поддерживают идею национализма каждый десятый студент (10,7%), скорее поддерживает - почти каждый пятый респондент (18,5%).
Патриотические чувства не чужды студентам университета. Почти все проанкетированные студенты (91,5%) гордятся тем, что российский народ победил фашизм. Лишь 5% ответили, что с фашизмом не обязательно было бороться. 41,6% опрошенных не хотели бы родиться и жить вне России, но каждый третий студент (32%) изъявляет желание жить за пределами страны. Каждый пятый студент (21,4%) испытывает противоречивые чувства к Родине и потому затрудняется ответить на поставленный вопрос. Более трети (39,5%) студентов не желают покинуть Россию и жить в другой стране, но среди опрошенных каждый третий (31,3%) хотел бы покинуть нашу страну. Гордость за то, что живут в России проявляет 42,3% опрошенных и скорее с этим согласны еще 35,9% студен-
тов. Только 12,5% респондентов не испытывают гордость за Россию. Примечательно, что большинство проанкетированных (92,5%), испытывают гордость за победы наших спортсменов в международных состязаниях, артистов и других россиян на международных конкурсах. Также значительная часть студентов (80,4%) гордится победами магнитогорских и университетских спортсменов, студентов, преподавателей, добивающихся побед в соревнованиях и конкурсах.
На вопрос «В чем, на ваш взгляд, должен выражаться патриотизм»- каждый четвертый (24,9%) студент отмечает такие варианты ответов, как поддержание и уважения традиций своего народа, каждый пятый (20,6%) - желание и умение трудиться на благо Отечества, примерно столько же (20,3%) - добросовестное выполнение своего долга перед Родиной.
В своих пожеланиях по улучшению патриотического воспитания молодежи более трети (35,2%) проанкетированных называют улучшение работы в этом направлении средств массовой информации; 28,8% опрошенных предлагают больше внимания уделять этой проблеме при изучении общественных дисциплин; 11,4% респондентов считают, что в таком воспитании помогут лекции и беседы. Однако каждый десятый респондент (10,3%) полагает, что патриотическое воспитание проводить не обязательно.
Как показал опрос, более половины студентов (55,4%) участвует в выборах в центральные и местные органы власти. В то же время почти треть опрошенных (30,4%) не проявляет желания участвовать в выборах. Это говорит, о еще не сформировавшейся гражданской позиции молодых людей, предпочитающих остаться в стороне от политической жизни страны. Студенты также не стремятся принимать участие в каких-либо политических мероприятиях. Лишь каждый пятый респондент (19,9%) принимает участие в таких мероприятиях, тогда как более двух третей проанкетированных (68,7%) воздерживаются участвовать в активной политической деятельности. Анкетирование свидетельствует, что студентов волнуют политические события. 41,3% из опрошенных постоянно следят за политической информацией, а 50,5% - иногда интересуются политикой. Лишь 5,7% респондентов вообще не интересуются политическими событиями.
Проведенное исследование показывает, что студенты в большинстве своем патриотичны. Хотя среди значимых ценностей они выбирают здоровье и образование, но дальнейшие ответы раскрывают их любовь к Отечеству, нежелание покидать Родину, как бы ни тяжело приходилось жить во время перемен. В ответах утверждается гордость за политические символы России, гордость за российских людей, добивающихся
высоких достижений в мире как в спорте, так и в других сферах человеческой деятельности. Студенты также гордятся успехами магнитогорских спортсменов, деятелей науки и искусства.
Большинство опрошенных категорически не приемлют национализм. Они считают, что в патриотическом воспитании не все благополучно и предлагают улучшить в этом направлении деятельность средств массовой информации, освещать данные проблемы на занятиях по общественным дисциплинам. Когда заходит речь о патриотизме, то чаще говорят не об «идее», а о «чувстве» патриотизма. Тем самым в основе явления подчеркивается не рассудочно-рациональное, а внерациональное, эмоциональное начало. Возможно, поэтому патриотическое воспитание и патриотические настроения зачастую сопровождаются различными мифами.
Например, миф об избранности, мессианской роли России и русского народа («россиян»). Эта особая роль может не только декларироваться прямо и непосредственно, но и средствами «от противного». Так, П.Я.Чадаев видел в истории России ошибку в развитии человечества, но ошибку поучительную. Существует множество литературных произведений, философских эссе, авторы которых приписывают «русской душе» абсурдность и разрушительность, талантливую (!) неорганизованность, и понимают их как доказательства избранной духовности. Даже в городском бытовом фольклоре русский, всегда выглядящий не очень-то привлекательно (обманщик, разрушитель, не отличающийся большим умом), обязательно торжествует над представителями других национальностей. Мотивы человеческой ущербности, «цивилизационной недостаточности» звучали и звучат и в элитарной, и в массовой культуре России. Но через неполноценность часто доказывается некое особое достоинство «русского европейца» (В.К.Кантор). Такие способы аргументации известны и другим национальным, гендерным, религиозным сообществам. Например, идея коллективной вины в современной Германии служит поддержанию высокой самооценки - как народа, отличного от других, способного на самопокая-ние15. В таких мифах о несовершенстве, по существу, выстраивается перевернутая пирамида ценностей. Если заявляется, что мы - слабые, заблудшие, «неправильные», но мы признаем это сами, то тем самым доказывается наше особое достоинство.
Идеи избранности имеют мало общего с тем «здоровым» патриотизмом, который может стать основой для продуктивных человеческих взаимоотношений. Если понимать под патриотизмом
15 Якимович А.К. «Свой - чужой» в системах культуры // Вопросы философии. - 2003. - №4. - С.53.
стремление иметь достойное настоящее и будущее в своей стране, то это невозможно без такого отношения к себе и своей истории, которое характеризуется термином «толерантность». Как нравственное свойство личности толерантность характеризуется уважительным отношением к инаковости другого, к определенным допускам отличия от нас самих. Безусловно, толерантность к собственной истории не означает оправдание антигуманных поступков и явлений. Но нельзя и огульно чернить прошлое, потому что патриотические настроения не могут вырасти на пустом месте. Формирование патриотического отношения к своей стране, народу, истории у студентов, которые уже в силу своего возраста и определенного жизненного опыта более склонны к критицизму, максимализму и определенному нигилизму, на наш взгляд, возможно через воспитание толерантности.
Толерантность как духовная установка предполагает активность жизненной позиции, развитое самосознание, ответственность, настроенность на паритетный диалог, то есть требует усилий и самодисциплины со стороны личности. Своеобразными «школами толерантности» являются, прежде всего, искусство, гуманитарное знание вообще и философия в частности. Искусство дает уникальную возможность путем переживания приобщиться к опыту другого человека, социальной группы, культуры, а также обрести собственную культурную идентичность, позволяющую ценностно относиться к себе и к другому. Познание истории позволяет прояснить различные ценностные установки разных эпох. Философия служит специфической школой критического мышления, в ее рамках выявляются предпосылки собственных рассуждений и рассуждений оппонента (часто оппонента мыслящегося, например, автора читаемого произведения), достигается понимание концептуальности знания. И именно преподавание гуманитарных дисциплин в вузе призвано выстроить и оформить мировоззренческую культуру личности студента, в котором патриотизм является обязательной составляющей.
CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AS THE TOOL OF SOCIAL DEVELOPMENT
© 2010 G.A.Bykovskaja, I.V.Inozemtsev, A.N.Zlobin
Voronezh state technological academy
In article is devoted to the problems of civil-patriotic education of students as to the nation-wide problem directed on consolidation of the Russian society. The role and the place of socially-humanitarian disciplines in a civil stand formation and education of students is considered.
Keywords: patriotism, education, a contemporary history of Russia, tolerance, socially-humanitarian disciplines.
Bykovskaja Galina Alekseevna, The doctor of historical sciences, the professor Head of history and political science Department. E-mail: marselles2006@mail. ru Inozemtsev Igor Vladimirovich, The senior lecturer at history and political science Department, the candidate of historical sciences. E-mail: marselles2006@mail. ru Zlobin Andrey Nikolaevich, The senior lecturer at history and political science Department, the candidate of historical sciences. E-mail: dronns@yandex. ru