Научная статья на тему 'Сущностное содержание маркетинговых мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства при реализации целевых программ экологической безопасности окружающей среды'

Сущностное содержание маркетинговых мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства при реализации целевых программ экологической безопасности окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ЖКХ / MARKETING OF ENVIRONMENTAL PROGRAMS IN THE HOUSING SECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамзатов А. О.

Кластерификационная оценка влияния групп значимых природно-экологических факторов на уровень спроса и предложения на рынке услуг ЖКХ позволяет сделать вывод о экономической ценности маркетинга экологических программ в названной сфере хозяйствования. Национальный Проект в сфере жилищно-коммунального хозяйства России предусматривает широкий круг вопросов совершенствования экологической составляющей сбытовых программ в названной производственной сфере. В первую очередь, это относится к мероприятиям функционирования жилого сектора в соответствии со статьями федерального Закона «Об экологической экспертизе». Особо следует отметить, что предложенные нами маркетинговые программы экологически чистых услуг в сфере ЖКХ позволяют эффективно реализовать целевые программы экологической безопасности окружающей среды в любом субъекте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Core content of marketing activities in the field of housing and communal services in the implementation of targeted programs, environmental security environment

Cluster analysis and ranking of environmental, legal, geopolitical and other factors shaping the principles of marketing behavior database research allowed statistically significant at the level of observation (n = 279 entities engaged in the provision of services in the residential sector management; p <0,05 ) to identify fixed and variable components of integrated marketing, the main ones were: the differentiation of contents and promotions based on the forecast number of those or other proprietary strata of the population (of potential consumers of the future product) development of scientifically sound principles of engagement techniques of integrated marketing in relation to price and assortment needs of market agents in the short, medium and long term; scientific forecasting of the essential content of price and assortment of lines of the future (potentially in demand and competitive) product in the target market segment, ie in the field of housing services.

Текст научной работы на тему «Сущностное содержание маркетинговых мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства при реализации целевых программ экологической безопасности окружающей среды»

Гамзатов А. О.

Сущностное содержание маркетинговых мероприятий в сфере жилищно-

коммунального хозяйства при реализации целевых программ экологической безопасности окружающей среды

Национальный Проект в сфере жилищно-коммунального хозяйства России предусматривает широкий круг вопросов совершенствования экологической составляющей сбытовых программ в названной производственной сфере. В первую очередь, это относится к мероприятиям функционирования жилого сектора в соответствии со статьями федерального Закона «Об экологической экспертизе». Как отмечает известный правовед в сфере экологического законодательства М.М. Бринчук (2009), «экологическая экспертиза - традиционная мера охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов в нашей стране. В России в природоохранительной практике государственная экологическая экспертиза стала особо интенсивно применяться в 70-х годах XX века, но та экологическая экспертиза отличалась от нынешней некоторыми существенными характеристиками, особенно в сфере услуг ЖКХ. Ранее подобная экспертиза проводилась Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике. В то время первейшей задачей Государственного планового Комитета было обеспечение экономического развития страны, поэтому уже изначально при проведении государственной экологической экспертизы едва ли можно было рассчитывать на объективность. Государственная экологическая экспертиза, существовавшая в СССР, не была мерой охраны окружающей природной среды, обязательно предшествовавшей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. При принятии экологически значимых хозяйственных решений обязательным было лишь согласование соответствующих проектов с государственными природо-охранительными органами. В законодательстве это выражалось следующим образом: определение мест строительства, проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, и другими органами в соответствии с законодательством (ст. 30 Закона РСФСР «Об охране атмосферного воздуха»). Согласование выражалось в том, что упол-номоченное лицо соответствующей государственной структуры ставило подпись на подготовленном документе. Неподписание этого документа влекло за собой либо корректировку материалов, либо привлечение для этого другого лица. В отличие от современной практики проведения государственной экологической экспертизы по широкому кругу объектов, в то время ими были лишь проекты хозяйственных решений. Заключения государственной экологической экспертизы носили рекомен-дательный характер. Все это предопределяло то, что государственная

экологическая экспертиза не была значимой мерой охраны окружающей среды и рационального природопользования и мало способствовала тому, чтобы не появлялись предприятия и иные объекты, не выполняю-щие правовые экологические требования». Контент-анализ тематических литературных и официальных источников позволяет констатировать, что ситуация в сфере экологического надзора, в т.ч. при оказании услуг ЖКХ, существенным образом изменилась с принятием 19 декабря 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Впервые в экологическом праве России отношения по экологической экспертизе были урегулированы на законодательном уровне. Этим Законом, а также Федеральным законом «Об экологической экспертизе» был существенно усилен потенциал данной организационно-правовой меры в механизме экологического права.

Каждая из мер охраны окружающей среды и обеспечения ра-ционального природопользования, предусмотренных современ-ным экологическим законодательством России, - экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, наблюдение за состоя-нием окружающей среды, ведение государственных кадастров природных объектов, контроль и другие - выполняет присущие только ей функции в механизме действия экологического права. Какие же функции призвана выполнять экологическая экспертиза? По мнению известного российского экономиста А.М. Шелонько (2010), при производстве услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Экологическая экспертиза, особенно государственная, является правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Речь идет о хозяйственных, управленческих и иных решениях, реализация которых сопряжена с воздействием на природу. К хозяйственным решениям может относиться, к примеру, решение о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали, о перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Образцом управленческого решения является решение уполномоченного государственного органа о выдаче лицензии на заготовку древесины, добычу нефти, газа. «Иные решения» разнообразны. Это - проект распоряжения Правительства РФ «О переводе земель, занятых лесами первой группы, во внелесные», проект федерального закона «Об уничтожении химического оружия» и т. п.». По нашему мнению значение экологической экспертизы в сфере услуг ЖКХ важно оценивать в контексте ст. 1 Конституции РФ, установившей, что Российская Федерация есть демократическое, правовое государство. Проведение общественной экологической экспертизы является инструментом построения нашего государства как демократического, так как она выступает средством вовлечения заинтересованной общественности в механизм принятия экологически значимых решений.

Экспертиза объективно способствует упрочению правовых качеств государства. Проведенная в соответствии с установленными в законодательстве принципами, она принуждает к уважительному отношению к закону не только

инициаторов экологически значимой деятельности, представивших свое детище на экспертизу, но и Госкомэкологию, ее территориальные органы на уровне субъектов Российской Федерации и экспертов, участвующих в экологической экспертизе. По смыслу ст. 15 Конституции РФ все обязаны соблюдать Конституцию и законы. Нарушение данного правила кем бы то ни было в эколого-экспертном процессе в зависимости от ситуации предопределяет неправовой характер как материалов, представленных на экспертизу, так и заключения экологической экспертизы со всеми вытекающими из этого последствиями.

В правовом государстве обеспечивается соблюдение и защита экологических прав человека и гражданина. Закон «Об экологической экспертизе» в своей преамбуле декларирует, что он направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду. Экологическая экспертиза является одним из наиболее значимых средств обеспечения соблюдения права каждого на благоприятную окружающую среду. Важно то, что достигается это посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на природу.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе. Так как перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и (или) изъятием земель лесного фонда, осуществляется в лесах первой группы Правительством РФ, государственная экологическая экспертиза должна проводиться на федеральном уровне.

Со времени принятия Федерального закона «Об экологической экспертизе» Правительством РФ было принято более 10 распоряжений о переводе земель, занятых лесами первой группы, во внелесные. Интересно посмотреть, ради каких общественных надобностей принимались с нарушением Закона «Об экологической экспертизе» распоряжения. В Нижегородской области земли переводились с целью строительства кемпингов и заправочных станций, жилищного строительства, расширения городских полигонов, свалок для захоронения отходов; в Свердловской области - для строительства завода по переработке твердых бытовых отходов, для размещения мелкооптового рынка; в Ханты-Мансийском автономном округе - под размещение коллективных садов-огородов, под строительство автозаправочных станций, под временные дороги для перемещения буровых установок и т. п. Для аналогичных целей в Красноярском крае в нелесные земли было переведено 1458,3 га.

Особо следует отметить, что глава V указанного федерального Закона «Об экологической экспертизе» регламентирует права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, в т.ч. при строительстве предприятий розничной торговли и общественного питания, что отражено в статьях 26 и 27, а ряд подзаконных актов содержат инструкцию по экологическому

обоснованию названной хозяйственной деятельности. Одновременно следует подчеркнуть позитивное влияние, оказанное на рынок строительства подобных объектов, Закона Краснодарского края (одной из территорий нашего научного исследования) «О государственной поддержке малого предпринимательства». Согласно ст. 6 названного закона:

1. Инфраструктура поддержки и развития субъектов малого предпринимательства на территории Краснодарского края (далее -инфраструктура поддержки малого предпринимательства) включает в себя государственный краевой фонд поддержкималого предпринимательства, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, создаваемые

Таблица 1

Кластерифицированная оценка влияния группы значимых природно-

экологическах факторов на уровень спроса и предложения на рынке услуг ЖКХ

Наименование правовых и природно-экологических факторов Комплексное влияние указанных факторов на уровень сбыта товаров баз исследования на изучаемом сегменте рынка.

по характеру экономических преобразований по интенсивности воздействия по степени проникновения в сферу общественных отношений

Федеральные и региональные законодательные акты о государственной поддержке малого предпринимательства в сфсрс жилищно-коммунального хозяйства. А-1 В-2 С-1 прогрессивный стабилизационный декларированный УОВ = 1,0 УОВ = 0,5 УОВ = 1,0 Коэффициент условно-оценочной величины: I (А1 + В2 + С1) = 2,5 I ранг. Исключительный (очень высокий) уровень влияния

Правовые послабления 2000-2010 годов в процессе налогообложения субъектов изучаемого бизнеса, регламентированные федеральными законами и актами субъектов РФ. А-1 В-2 С-2 прогрессивный стабилизационный реально- присутственный УОВ = 1,0 УОВ = 0,5 УОВ = 0,5 Коэффициент условно-оценочной величины: I (А1 + В2 + С2) = 2,0 II ранг. Динамичный (высокий) уровень влияния

Обновление законодательной базы РФ, определяющей порядок купли и продажи земель, в т.ч. для фирм, работающих в сфере услуг ЖКХ. А- 1 В - 2 С-1 прогрессивный стабилизационный декларированный УОВ = 1,0 УОВ = 0,5 УОВ = 1,0 Коэффициент условно-оценочной величины: Е(А1 +В2 + С1) =2,5 1 ранг. Исключительный (очень высокий) уровень влияния.

Охрана экологических прав потребителя из-за загрязнения почв, воздуха, водоемов отходами производства предприятий, работающих в сфере услуг ЖКХ. А-2 В-1 С-1 интегрирующий агрессивный декларированный УОВ = 0,5 УОВ = 1,0 УОВ = 1,0 Коэффициент условно-оценочной величины: I (А2 + В1 +С1) = 2,5 I ранг. Исключительный (очень высокий) уровень влияния

по решению органов местного самоуправле-ния, а также предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, целью деятельности которых является поддержка и развитие субъектов малого предпринимательства, в том числе путем оказания услуг субъектам малого предпринимательства, предоставления им консультационной, финансовой и иной материальной помощи.

2. Организации, входящие в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, осуществляют деятельность, направленную на:

а) обеспечение субъектов малого предпринимательства офисными, производственными и складскими помещениями, земельными участками, необходимым оборудованием, в том числе на условиях лизинга;

б) осуществление консультирования и обучения кадров субъектов малого предпринимательства, оказание им помощи в налаживании деловых контактов;

в) распространение идеи малого предпринимательства с целью формирования благоприятного общественного мнения, предоставление субъектам малого предпринимательства рекламы на льготных условиях;

г) осуществление льготного финансирования и страхования субъектов малого предпринимательства;

д) представление интересов малого предпринимательства;

е) оказание иных специализированных услуг субъектам малого предпринимательства.

3. Организациям, осуществляющим работы (услуги) для субъектов малого предпринимательства на льготных условиях в качестве неосновного вида деятельности, законодательством Краснодарского края могут предоставляться налоговые и иные льготы. Особенно для тех предприятий, которые работают в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального характера.

Литература

1. Бринчук, М.М. Взаимозависимость мероприятий по проведению экологической экспертизы с качеством услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.// Жилищный сектор России. - 2009. - №6. - 27-29 с.

2. Шелонько, А.М. Экспертиза, сертификация и аудит маркетинговых программ в сфере ЖКХ.// Экономика Дальнего Востока. -2010. - №5. - 102-107 с.

3. Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» - № 216 ФЗ от 09.02.1999 (в ред. от 16 декабря 2002 года).

Зеленская О.А.

Гуманизация экономики и модернизация в промышленности

Успешное решение задач, стоящих перед современной российской экономикой, возможно только в условиях следования принципам формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.