ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
КУЗНЕЦОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ШЕВЯКОВ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Целью данной статьи является выявление и нивелирование экологических проблем, влияющих на экономическую безопасность человека в коммунальной сфере на региональном и муниципальном уровне в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составил комплексный подход к разработке теоретических направлений и практических рекомендаций по совершенствованию эколого-экономических отношений в коммунальной сфере на общенациональном уровне. Коммунальная сфера постоянно испытывает негативное воздействие и различные виды экологических опасностей и рисков и вследствие этого экономических угроз, что делает актуальным поиск эффективных решений для нивелирования негативных тенденций, угроз в важнейшем сегменте жизни человека. В работе, на основе эмпирического подхода в экономической безопасности экологического состояния человека, выявлены предпосылки и условия его защиты. Также выработка практических мер и рекомендаций экологического характера по нивелированию негативного экологического воздействия, позволила продвинуться в решении проблем экономической безопасности населения, повысить уровень общей безопасности жизнеобеспечения. Применение структурного анализа позволило рассмотреть принцип интеграции экологической составляющей в экономическую и социальную безопасность Методы описательной статистики позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах.
В качестве выводов авторы предлагают комплекс направлений и мер совершенствования экономической безопасности экологического состояния человека и функционирования коммунальной сферы, которые позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию регионального и муниципального экологического пространства.
Теоретические выводы могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин «Национальная экономика», «Экономическая безопасность», «Экономика ЖКХ» в учебных заведениях, а практические результаты использованы региональными и муниципальными органами власти при составлении стратегических программ развития территорий и управления экономической безопасностью. Также отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании статей и законов региональной законодательной сферы.
Ключевые слова: экономическая безопасность человека, потребность в эколого-экономической безопасности, система экономической безопасности коммунальной сферы, экономическая безопасность экологического состояния человека.
Функционирование коммунального хозяйства России является той сферой экономики, от которой во многом зависит экономически безопасный уровень жизни и экологическое благополучие большинства населения России.
В данной сфере работает более 50 тысяч хозяйственных субъектов (предприятий ЖКХ, Управляющих компаний (УК), товариществ (ТСЖ) и др.), ориентированных на формирование
цивилизованной среды обитания территорий нашей страны.
Главной особенностью коммунальной сферы является то, что население территорий находится в прямой зависимости от предоставляемых данной сферой услуг, и порождаемые ею экологические проблемы оказывают непосредственное воздействие на экономическую безопасность жизни людей, производительность их труда, социально-
I. A. KUZNETSOV, A. YU. SHEVYAKOV
экономическое самочувствие и политические настроения.
В качестве примера рассмотрим показатели веществ, загрязняющих атмосферу от выбросов автомобильного транспорта в коммунальной сфере Тамбовской области. Данный фактор является постоянным, вследствие ежедневного воздействия на человека, его экономическую безопасность.
Таблица 1
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ от автомобильного транспорта в коммунальной сфере Тамбовской области [1]
Как видно из таблицы за последние годы сформировалась устойчивая тенденция к снижению выброса в атмосферу вредных веществ в среднем на 20,7 %. По мнению экспертов, это связано с такими факторами, как:
- улучшение качества топливной смеси (переход к стандартам Евро - 4);
- модернизация предприятий автомобильной отрасли (изменение технологий производства отечественных ДВС и установка импортных ДВС);
ужесточение технического регламента и контроля во время прохождения ТО автомобилей.
Коммунальная сфера постоянно испытывает различные виды экологических опасностей и рисков и вследствие этого экономических угроз, что делает актуальным поиск эффективных решений для нивелирования негативных тенденций, угроз в важнейшем сегменте жизни человека.
Нужно согласиться с мнением О. С. Поповой, что «необходимость исследования и поиска эффективных решений проблем в одной из важнейших сфер хозяйства страны - в жилищно-коммунальном комплексе, выполняющем важнейшую функцию жизнеобеспечения населения страны - актуальная задача. ... Социально-экономическая и промышленная безопасность жилищно-коммунального хозяйства приобретает особое внимание в сложных условиях развития новой экономики страны» [2].
В современном мире важность и востребованность поиска эффективных теоретико-прак-
тических решений в сфере обеспечения экономической безопасности экологического состояния жилищно-коммунального хозяйства приобретает глобальные черты.
С целью оптимального управления экологическими аспектами в коммунальной сфере, устойчивого развития и повышения эффективности экологических программ необходимо уделять внимание уровню ее экономической безопасности, а также разработке и постоянному совершенствованию системы оценки экологического ущерба и угроз, в обосновании построения комплексных программ социально-экономической безопасности ЖКХ страны. Требуется выработка практических мер и рекомендаций экологического характера по нивелированию негативного экологического воздействия, что позволит продвинуться в решении проблем экономической безопасности населения, повысить уровень общей безопасности жизнеобеспечения.
Нужно помнить (по статистике количества жалоб населения в сфере ЖКХ на региональных и федеральном уровне), что коммунальная сфера является одной из наиболее уязвимых, в плане обеспечения экономической безопасности, как по вопросам экологического, так и техногенного характера.
В настоящее время устойчивость функционирования экономической системы жилищно-коммунальной сферы складывается из множества факторов. Одним из таких факторов является взаимодействие с окружающей средой. Несомненно, что именно жилищно-коммунальное хозяйство имеет определяющее влияние на состояние как урбоэкосистем, так и прилегающих к ним территорий. Существует и обратная связь, когда состояние окружающих экосистем может влиять на возможность безопасного функционирования объектов этой отрасли, например, обеспечение урбанизированных территорий качественной питьевой водой.
Анализ состояния окружающей среды, воздействующий на экономическую безопасность в коммунальной сфере позволяет выделить следующие основные проблемы:
низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;
- загрязнение атмосферного воздуха в городах, связанное с ростом транспортных выбросов и недостаточной эффективностью отдельных очистных сооружений в промышленности;
недостаточный уровень обезвреживания, переработки и вторичного использования отходов производства и потребления;
2006 г. 2010 г. 2014 г.
Выброшено загрязняющих веществ - всего 114029 127785 90400
диоксид серы 1449 1529 600
оксиды азота 23877 26369 10500
оксид углерода 75964 85112 71700
углерод (сажа) 447 449 200
летучие органические соединения 12292 14326 7200
- сброс неочищенных или плохо очищенных сточных вод.
Рассматривая аспекты экономической безопасности, приведем пример экономических затрат на природоохранные мероприятия по Тамбовской области, представленных в таблице 2 [3].
Также хотелось бы отметить, что по итогам экологического рейтинга субъектов РФ, формируемого Общероссийской общественной организацией «Зеленый патруль», Тамбовская область в 2014 г. вновь признана самым экологически благополучным регионом России и по праву занимает 1 место.
Кассовое исполнение госпрограммы за 2014 г.(тыс. руб.)
Таблица 2
Наименование программы (подпрограммы) Всего за В том числе по источникам
2014 г. Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Внебюджетные источники
Государственная программа
«Охрана окружающей сре-
ды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области» 937343,9 118372,3 68865,5 53226,5 696879,6
на 2013-2020 гг.
в том числе:
Подпрограмма «Регулирование качества окружающей 355070,4 - 4999,8 7049,5 343021,1
среды»
Подпрограмма « Обращение с твердыми бытовыми и про- 358188,6 - 168,0 33975,2 324045,4
мышленными отходами»
Считается, что на каждого россиянина приходится по 400 кг отходов в год. Ну а среднестатистическая российская семья, состоящая из четырех человек, выбрасывает за год около 150 кг разного рода пластмасс, примерно 100 кг макулатуры, и около 1000 стеклянных бутылок. С одной стороны, эти показатели могут показаться незначительными, но если обратиться к обобщенным данным, то можно понять масштабы проблемы [4].
Если посчитать суммарное количество образующихся отходов в России, учесть тенденцию ежегодного увеличения, то вырисовывается проблема огромного масштаба. Если проблему не решать, то она может стать мощным фактором, влияющим на экологическую безопасность страны, как следствие - на экономическую ситуацию.
I. А. КШКЕТ80У, А. УИ. 8ЫЕУУАК0У
Если посмотреть вглубь проблемы, то можно прийти к выводу: определяющее влияние имеет даже не постоянное увеличение объемов ТБО, а неграмотное или нерациональное обращение с накапливающимися отходами. Данные, имеющиеся у компании «Ростехнологии», свидетельствуют, что не менее 40 % от всего накопившегося в стране мусора представляет собой ценное вторичное сырье. Однако в переработку поступает всего лишь около 7-8 % бытовых отходов, а остальной мусор просто вывозится на полигоны [5].
В настоящее время существует ряд способов утилизации твердых бытовых отходов. Они достаточно широко описаны в литературе [6]. Однако необходимо отойти от формальной точки зрения и рассмотреть их со всех сторон.
Самым доступным и широко используемым до сих пор остается захоронение на полигонах. Естественно, можно предположить, что это является самым простым и практически реализуемым подходом. Но массовое распространение этой технологии имеет ограничение. В первую очередь, это, как ни парадоксально, рост потребления, который естественно влечет за собой рост количества отходов. Такой рост определит в ближайшей перспективе ряд значительных проблем широкого спектра. Можно вспомнить экологическую составляющую. Этот аспект давно известен. Вред окружающей среде, наносимый функциони-
Таблица 3
Образование твердых отходов в крупных городах России
Город Кол-во отходов, Годовые отходы,
тыс. т в год т на 1 чел.
Москва 2 500 0,25
Санкт-Петербург 1 000 0,21
Новосибирск 400 0,28
Омск 260 0,23
Челябинск 200 0,19
Ростов-на-Дону 400 0,37
рующими и даже закрытыми полигонами, очень значителен. Территория полигона, как и прилегающие к нему, выводятся из обращения, существует постоянная угроза для подземных вод. Все это создает напряженную экологическую ситуацию, напрямую влияющую на экологическую безопасность огромных территорий.
Но в связи с этим возникают другие проблемы, среди которых: необходимость отведения земель под полигоны вблизи населенных пунктов, с целью снижения логистических затрат, экономические траты на содержание полигона и последующую рекультивацию земель. Это требует значительных экономических ресурсов. Как видим, за кажущейся простотой этого подхода к решению проблемы твердых бытовых отходов, стоят значительные экологические и экономические риски.
Также можно рассмотреть еще один из самых распространенных подходов к решению проблемы - сжигание твердых бытовых отходов. Как и в первом случае за кажущейся простотой решения стоят огромные потенциальные убытки. На первое место выходит влияние на состояние окружающей среды. Вредное воздействие на окружающую среду описано достаточно давно и полно [7]. К тому же возникает необходимость вложения значительных материальных и экономических ресурсов для строительства таких заводов и организации системы их относительно безопасного функционирования.
Но здесь можно отметить еще один аспект проблемы, который, на наш взгляд, является одним из самых важных. Огромное количество материальных, человеческих и финансовых ресурсов тратиться на создание определенного количества материальных предметов. После их эксплуатации они как бы автоматически переходят в разряд твердых бытовых отходов. После чего в буквальном смысле превращаются в дым и золу. С рациональной точки зрения это крайне неразумное решение.
Таким образом, мы подходим к одному из самых перспективных способов обращения с отходами - их вторичная переработка. С точки зрения рационального природопользования и обеспечения экологической безопасность, это наиболее оптимальный подход. Но в настоящее время это направление по сравнению с первыми двумя практически не находит массового применения. Это обусловлено рядом факторов. И первым здесь можно упомянуть финансовый аспект проблемы. Для создания организованной системы вторичной переработки нужны достаточно большие инве-
стиции. Средняя окупаемость таких проектов по предварительным оценкам может составить от двух до пяти лет. Таким образом, мы подходим к главному - нужна воля государственных институтов власти. И первоочередной задачей должно стать решение, на каком этапе осуществлять процессы сортировки твердых бытовых отходов на уровне сбора или непосредственно на предприятиях. К сожалению, уровень экологического образования и самосознания населения достаточно низок. И решать проблему сортировки на уровне сбора не представляется возможным.
Для решения проблемы твердых бытовых отходов, для создания достаточного уровня экологической и экономической безопасности уже сейчас необходим ряд мер: усовершенствование реализуемых методов обращения с отходами, их эко-логичности и экономической эффективности. Параллельно необходимо вплотную уже сейчас приступать к реализации проектов по вторичной переработке. Это создаст базу для улучшения экологической ситуации в стране, позволит снизить негативное воздействие функционирования жилищно-коммунальной сферы на окружающую среду, а самое главное, вложенные инвестиции позволят в будущем успешно решить главную задачу - создание экономически и экологически устойчивого развития страны.
Таким образом, видно, что нужно срочно предпринимать какие-то действия, которые обязательно будут связаны с тратой значительных финансовых средств. Но возникают вопросы: Каким образом сделать такие инвестиции наиболее эффективными? Какие мероприятия осуществлять сразу же, в первую очередь? Ответы на эти вопросы должны не только сделать эффективным трату средств, но и решить конечную проблему -создание ситуации экологической и экономической безопасности в нашей стране.
Простая логика подсказывает - сделать ставку на вторичную переработку и тем самым решить проблему. Но реально ли это в ближайшей перспективе? На наш взгляд, нет. Мы просто не успеем за все увеличивающимся количеством образующихся отходов. И как следствие - переполнение полигонов, организация стихийных свалок, и, естественно, огромные проблемы с состоянием окружающей средой, здоровьем населения и т. д.
На наш взгляд нужно рациональное сочетание двух направлений - снижение экологического риска при использовании традиционных технологий и одновременное распространение массовой системы вторичной переработки сырья.
Какие же мероприятия необходимы для снижения рисков в условиях традиционных подходов к утилизации твердых бытовых отходов? Что касается полигонов - во-первых, необходимо использование научного подхода к местам их организации, тщательное обследование геоэкологических параметров для снижения экологического риска. Необходимо провести анализ потенциального места для полигона с точки зрения градостроительных мероприятий, пусть даже в ущерб экономической эффективности транспортировки отходов. Анализ градостроительного плана населенного пункта - не должна сложиться такая ситуация когда через какое-то время территория полигона, пусть даже выведенного из обращения станет частью жилой зоны или рядом с ней. Самое главное, нужна четкая программа по борьбе с организованными стихийными свалками, а также наблюдения за выполнением соблюдения мер безопасности на действующих полигонах.
Что касается мусоросжигательных заводов -необходим строгий контроль за их деятельностью, выполнение всех регламентов и технологий сжигания, так как любое отступление от них неизбежно ведет к непоправимому вреду для окружающей среды. Необходимо закрытие тех заводов, которые влияют на экологическую обстановку в населенных пунктах, либо перенос их с учетом всех геоэкологических особенностей конкретных территорий.
Эти мероприятия являются компромиссными между суровой необходимостью и вопросами экологической безопасности и должны решаться в краткосрочной перспективе. Инвестиции в этом направлении вряд ли смогут принести прибыль, но они резко снизят потенциальный ущерб окружающей среде и те затраты в будущем, которые будут необходимы для его устранения.
Одновременно необходимо поэтапное введение массовой системы вторичной переработки скапливающихся твердых бытовых отходов. В этом направлении необходимы инвестиции в нескольких направлениях. Первичным должно стать строительство мусороперерабатывающих заводов. Естественно, что главную роль здесь должны играть государственные инвестиции, но, вместе с тем, необходимо создание благоприятных экономических условий для привлечения в реализации проектов финансовых ресурсов негосударственных компаний. Этот путь наиболее сложный, но он направлен на долгосрочную перспективу, так как именно такой подход создает предпосылки для достижения устойчивого развития страны. Эти инвестиции окупятся в будущем
не только тем, что снимут часть проблем окружающей среды, но и позволят перейти к значительной экономии материальных ресурсов, простимулируют производство товаров из вторичного сырья, создание новых рабочих мест, возникнет стимул для разработки новых технологий и т. д. Таким образом, можно с уверенностью считать, что инвестиции в данном направлении - не инвестиции в воздух, а инвестиции в будущее страны.
Ну и, конечно же, невозможно обойти стороной еще один аспект - это экологическое воспитание и образование населения, успех реализации которого приведет к возможности организации раздельного обращения с твердыми бытовыми отходами уже на уровне их сбора.
Наряду с вышеизложенным, требуется соблюдать принцип интеграции экологической составляющей в экономическую и социальную безопасность.
Принципы и методы экологической политики в коммунальной сфере должны обеспечивать внедрение новых экономически безопасных технологий, реальную эколого-правовую ответственность и возмещение в полной мере ущерба, который нанесен населению того или иного муниципального образования.
Поэтому с точки зрения административно-управленческого уровня требуется проведение следующих мероприятий:
- гармонизировать и интегрировать межведомственное взаимодействие местных и региональных органов исполнительной и законодательной власти с целью стабилизации воздействия предприятий и населения коммунальной среды на окружающую среду путем инновационного перевооружения объектов, инструментов и методов коммунального обслуживания;
снижение уровня загрязнения муниципальных территорий за счет структурной перестройки коммунальной экономики в сторону наукоемкого высокотехнологичного производства (на инвестиционно-кредитной основе);
усилить мониторинг за предприятиями-загрязнителями и их финансовую ответственность за нанесенные убытки окружающей среде;
- сформировать комплекс эколого-эконо-мических инструментов с целью увеличения мотивации для внедрения экологически безопасных технологий для предприятий-загрязнителей;
формирование общественных комиссий для принятия в муниципальных территориях экологически значимых и экономически безопасных решений;
- помощь в приобретении общественным комиссиям приборов контроля над состоянием
I. А. КШШТ80У, А. УИ. 8ЫЕУУАК0У
экологической среды и другими вредными воздействиями на население в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты;
- проведение совместных с общественностью экспертиз экологически безопасных условий труда в проектной и технологической документации при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов производственного назначения;
- создание общественных передвижных лабораторий, приобретение для них необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры для проведение выставок по экологической и экономической безопасности;
- развитие сети особо охраняемых природных территорий и сохранение биологического разнообразия;
проведение мероприятий по восстановлению и сохранению особо охраняемых природных территорий и объектов регионального значения;
- выполнение в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения природоохранных мероприятий, в том числе биотехнических;
охрана особо охраняемых природных территорий и объектов регионального значения;
- проведение на базе особо охраняемых природных территорий мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения;
- уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую среду;
- сокращение отчуждения земель под полигоны и хранилища (накопители) отходов;
- экономия сырья и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
- внедрение новых эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов.
В целях пропаганды бережного отношения к окружающей природной среде и эколого-экономической безопасности:
создание кабинетов экологии в учебных заведениях области (изготовление и приобретение наглядных пособий и макетов (стендов) природоохранного оборудования и технологических процессов, научно-методическое обеспечение);
- организация и проведение международных, всероссийских, межрегиональных и областных викторин, «Дней защиты окружающей среды», проведение Года охраны окружающей среды, кинофорумов, смотров, конференций, марафонов, семинаров, совещаний, курсов, экспедиций, лагерей, фестивалей, конкурсов, съемка видеофильмов экологической направленности;
- издание и приобретение литературы, подписных изданий, докладов, наглядных пособий, изготовление информационных стендов и прочих материалов по вопросам охраны окружающей среды и эколого-экономической безопасности;
- проведение научно-исследовательских работ;
- составление региональных матриц мероприятий (РММ) и муниципальных матриц мероприятий (МММ) по эколого-экономической безопасности.
Таким образом, для грамотной и экономически взвешенной экологической политики на сегодня должным является обеспечение условий и мероприятий для стабилизации техногенной и антропогенной нагрузки коммунальной сферы на окружающую природную среду с последующим нивелированием угроз экономической безопасности для населения страны.
Литература
1. По данным управления Росприроднадзора по Тамбовской области. URL: http://opr.tmbreg
2. Попова О. С., Мерзлова М. П. Организация мониторинга социально-экономической безопасности ЖКХ // Экономическая безопасность - современные вызовы и угрозы: мат-лы Всерос. конф. Н. Новгород, 2014.
3. О реализации мероприятий государственной программы «охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов тамбовской области: пояснительная записка Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области на 2013-2020 годы за 2014 год. URL: http://opr.tmbreg
4. Чекалин В. С., Сергеева В. Г. Проблема утилизации твердых бытовых отходов в городах России и пути ее решения // Проблемы современной экономики. 2004. № 3(11).
5. URL: http://ztbo.ru/o-tbo/stati/stranni/ perera botka-musora-tbo-v-rossii
6. Акинин Н. И. Промышленная экология: принципы, подходы, технические решения. Долгопрудный: Издательский дом интеллект, 2011.
7. Экология / под. ред. В. В. Денисова. М.: ИКЦ «МарТ», 2006.
References
1. Po dannym upravleniya Rosprirodnadzora po Tambovskoj oblasti. URL: http://opr.tmbreg
2. Popova O. S., Merzlova M. P. Organizatsiya monitoringa sotsial'no-ekonomicheskoj bezopasnosti ZhKkh // Ekonomicheskaya bezopasnost' - sovremennye vyzovy i ugrozy: mat-ly Vseros. konf. N. Novgorod, 2014.
3. Poyasnitel'naya zapiska Upravleniya po okhrane okruzhayushchej sredy i prirodopol'zovaniyu Tambovskoj oblasti «O realizatsii meropriyatij gosudarstvennoj programmy «okhrana okruzhayushchej sredy, vosproizvodstvo i ispol'zovaniye prirodnykh resursov
tambovskoj oblasti» na 2013-2020 gody za 2014 god. URL: http://opr.tmbreg
4. Chekalin V. S., Sergeyeva V. G. Problema utilizatsii tverdykh bytovykh otkhodov v gorodakh Rossii i puti ee resheniya // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2004. № 3(11).
5. URL: http://ztbo.ru/o-tbo/stati/stranni/ pererabotka-musora-tbo-v-rossii
6. Akinin N. I. Promyshlennaya ekologiya: printsipy, podkhody, tekhnicheskiye resheniya. Dolgoprudnyj: Izdatel'skij dom intellekt, 2011.
7. Ekologiya / pod. red. V. V. Denisova. M.: IKTs «MarT», 2006.
* * *
ECONOMIC SECURITY OF THE ECOLOGICAL CONDITION OF THE PERSON IN THE MUNICIPAL SPHERE
KUZNETSOV IGOR ANATOLYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SHEVYAKOV ALEKSANDR YURYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The purpose of this article is identification and leveling of the environmental problems influencing economic security of the person in the municipal sphere at the regional and municipal level in the Russian Federation.
The methodological basis of research is an integrated approach to development of the theoretical directions and practical recommendations about improvement of the ecologic-economic relations in the municipal sphere at the national level. The municipal sphere constantly has negative influence and different types of ecological dangers and risks and thereof economic threats that does actual search of effective decisions for leveling of negative tendencies, threats in the most important segment of human life. In article authors revealed prerequisites and conditions of its protection on the basis of empirical approach in economic security of an ecological condition of the person. Development of practical measures and recommendations of ecological character about leveling of negative ecological impact also allowed to promote in the solution of problems of economic security of the population, to increase the level of the general safety of life support. Application of the structural analysis allowed to consider the principle of integration of an ecological component into economic and social security. Methods of descriptive statistics allowed to create quantitative data on the declared problems and to present them in tables.
As conclusions authors offered a complex of directions and measures of improvement of economic security of an ecological condition of the person and functioning of the municipal sphere which will allow in due time and is adaptive to carry out modernization of regional and municipal ecological space.
Theoretical conclusions can be used in the course of teaching disciplines «National economy», «Economic security», «Economy of housing and utilities infrastructure» in educational institutions, regional and municipal authorities can use practical results at drawing up strategic programs of development of territories and managements of economic security. Separate provisions of article and some conclusions are also applicable at forming articles and laws of the regional legislative sphere.
Key words: economic security of person, need for ecologic-economic security, system of economic security of municipal sphere, economic security of ecological condition of person.
I. A. KUZNETSOV, A. YU. SHEVYAKOV