16. Марасанов Г.И. Психоконструирование: иллюстрация метода. Ч. 2. // Школьный психолог. 2005. № 3. С. 21 - 28.
17. Марасанов Г.И. Гуманитарная метафора профессионализма // Культурно-историческая психология развития: Материалы первых чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 ноября 2000 г. / Под ред. И.А. Петуховой. М., 2001. С. 263 - 267.
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2009.
© Марасанов Г.И., 2010
Е.В. Селезнева, Т.А. Майборода
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: развитие, акмеологическое развитие Keywords: development, acmeological development
Идея акмеологического развития изначально присутствовала в неявном виде во всех акмеологических исследованиях. Однако до недавнего времени термин «акмеологическое развитие» крайне редко использовался в научной литературе, а представления о сущности акмеологического развития практически не были сформированы.
Целенаправленные теоретико-методологические исследования проблемы акмеологического развития начались в 2007 году, когда А.А. Деркач и Э.В. Сайко опубликовали в журнале «Мир психологии» статью «Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза» [5]. В этой статье и статьях, последовавших за ней [3, 4, 6, 7, 8], авторы рассмотрели методологические основания, предложили концептуальную модель и обозначили проблемное поле исследований акмеологического развития.
А.А. Деркач и Э.В. Сайко рассматривают акмеологическое развитие как процесс реализации накапливаемого в индивидном, личностном и субъектном развитии потенциала в многоплановой активной творческой деятельности, которая в своем интегрированном виде выступает как процесс самореализации и в ходе которой человек предъявляет себя социуму как деятельного субъекта [5, с. 54]. В качестве оснований акмеологического развития и его необходимых компонентов выступают саморазвитие и самореализация, которые обеспечивают реализацию субъектной позиции индивида и его потребности, возможности и способности достигнуть акме как вершины самоосуществления [5, с. 54].
При этом, с точки зрения авторов, в сфере акмеологического развития индивид не столько впитывает социальное, «приобретая» себя в социальном мире, развиваясь в качестве социального существа и формируя свой человеческий потенциал, сколько «выполняет» себя в реальной социально значимой, творческой деятельности [5, с. 54].
В целом соглашаясь с данным взглядом, мы считаем все же необходимым уточнить содержание понятия «акмеологическое развитие» и сформулировать сущностную характеристику данного феномена.
Уточнить содержание понятия позволит нам семантический анализ сложного термина «акмеологическое развитие».
В данном термине выделяется родовая часть «развитие» и видовая — «акмеологическое». Проанализируем смысловое содержание каждой из выделенных частей.
По В.И. Далю понятие «развитие» происходит от глагола «развивать», то есть «развертывать, раскручивать, расплетать, распускать». «Развитие телесное, рост и полнота; — умственное, духовное, степень зрелости души» [2, с. 18].
С.И. Ожегов выделяет два значения понятия «развитие». В первом значении оно образуется от глагола «развить» в значении: «1. Усилить, дать чему-нибудь окрепнуть, укрепиться. 2.
Довести до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности», — а также от глагола «развиться» в значении «1. Стать сильнее, окрепнуть, укрепиться. 2. Созреть духовно, умственно, стать сознательнее, культурнее. 3. Дойти до высокой степени силы, мощности, совершенства». Второе значение понятия «развитие» по С.И. Ожегову: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. 2. Степень сознательности, просвещенности, культурности» [13, с. 643]. При этом С.И. Ожегов отмечает исходное значение глагола «развить»: «Разделить, распрямить части чего-н. свитого, свившегося» [13, с. 643].
В словаре Д.Н. Ушакова развитие рассматривается как действие (по глаголу «развить — развивать» и как состояние (по глаголу «развиться — развиваться»). В соответствии с этим выделяются два значения слова «развитие»: процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное и состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности [16].
Так как в слове «развитие» неявно выделяется приставка «раз-», интересен семантический анализ значения данной приставки в контексте термина «саморазвитие», проведенный ранее одним из соавторов данной статьи [14, 15]. Опираясь на словарь С.И. Ожегова [13, с. 640], Е.В. Селезнева выделила следующие значения данной приставки: деление на части, распределение по частям, по местам, по поверхности (разделить, разложить); усиление, напряженность, интенсивность в проявлении действия (разукрасить, разгуливать); вместе с постфиксом —ся начало длительного и интенсивного действия (разбегаться, разволноваться); вместе с постфиксом —ся направление движения многих в разные стороны (разбежаться, разлететься); вместе с постфиксом —ся или без него прекращение действия, состояния (разлюбить); обратное действие (разбинтовать, размагнитить); всесторонность действия (раззвонить); собственно предел действия (разбудить, разбить).
На наш взгляд, к данному описанию необходимо добавить еще два значения приставки «раз-», напрямую выводящих нас к содержанию понятия «развитие». В одном из этих значений приставка «раз-» обозначает продолжение, увеличение, расширение действия (например, «расширить», «развить»); в другом — в сочетании с «-ся» служит для обозначения постепенно усиливающегося, развивающегося действия или энергичного, напряженного проявления действия (например, разговориться, распеться и т.п.) [16].
Таким образом, на уровне семантического анализа можно выделить следующие опорные точки смысла понятия «развитие»:
- развитие — это и процесс, и состояние;
- как процесс развитие осуществляется как «развертывание» уже имеющихся, но «свернутых» до поры свойств данной целостности или «зарождение» и становление не бывших ранее свойств;
- как состояние развитие проявляется в возникновении в рамках данной целостности «эмерджентных» свойств и, в результате, в качественном изменении, обновлении всей целостности.
В энциклопедических, прежде всего философских словарях развитие определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, которое сопряжено с преобразованием их внутренних и внешних связей и в результате которого происходят их качественные изменения, появляются новые формы бытия, инновации и нововведения [12]. При этом подчеркивается, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений (функционирования, случайных процессов катастрофического типа и т.п.).
Наиболее общие закономерности развития отражаются в основных законах материалистической диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.
В соответствии с этими законами внутренним источником любого развития является возникновение внутри целостности как сложной системы противоречий, разрешение которых в ходе столкновения различных сил и тенденций приводит к изменению данной целостности,
то есть ее развитию. Бесконечный процесс возникновения внутри всякой системы противоположных моментов и их превращения друг в друга обеспечивает непрерывность развития. С этой точки зрения развитие выступает как саморазвитие.
Механизмом развития является переход количественных изменений внутри целостности в ее качественное изменение. Изменение качества целостности происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Переход от старого качества к новому со стороны количественных измерений осуществляется во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных как перерыв постепенности — скачок. Начало скачка фиксируется в момент начала преобразования системы связей между элементами целого и самой природы элементов. Завершается скачок с образованием единства качественно новых элементов и иной структуры целого.
Направление, форма и результат развития задается в момент возникновения противоречия и снятия его в дальнейшем. С этой точки зрения развитие выступает как зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания [1, с. 309—310]. Таким образом, развитие как бы частично повторяет уже пройденные ступени, но каждый раз на более высоком уровне. При этом движение осуществляется не по прямой, а по спирали, то есть в соответствии с изменением внешних и внутренних условий развития изменяются и его пути, а чем сложнее процесс развития, тем более относительным становится повторение свойств, имевших место на прежних этапах. С каждым новым витком развития преодолевается все более значительный путь, то есть ускоряются темпы развития, непрерывно изменяется внутренний масштаб времени развивающейся системы.
Описанные диалектические закономерности развития проявляются в рамках любых природных и социальных систем.
Так, И.Ф. Харламов, описывая процесс развития по отношению к человеку, определяет его, прежде всего, как процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Родившись, человек растет физически, увеличиваются его отдельные органы и системы, у него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Все это необходимо иметь в виду, когда речь идет о развитии личности и человека [17].
В то же время, подчеркивает И.Ф. Харламов, главными в развитии человека являются качественные изменения. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно систематизируются и способствуют формированию мировоззрения. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности. Повышается способность к самостоятельности и управлению собственным поведением [17].
Таким образом, подчеркивает автор, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений [17].
В нашей статье проблемы развития также рассматриваются на уровне человека как сложноорганизованной открытой саморегулируемой целостности.
При изучении проблем развития (как на уровне общества, так и на уровне личности) в большинстве случаев исследователи опираются на представления о цикличности или направленности (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторности; их однозначной предзаданности или возможности альтернатив; эволюционном или скачкообразном характере социокультурных или личностных изменений; их «искусственности» или «естественности» [12].
При этом в рамках любой модели развития основной проблемой становится понимание качества изменений и определение критериев оценки этого качества. Часть авторов считает, что развитию безусловно присуще приращение качества, то есть развитие всегда прогрессивно. Однако, как отмечает В.Л. Абушенко, в подобных моделях развития проблематичным
оказываются выбор критериев, обоснование их безусловности и исходной точки отсчета; применимость за пределами рассматриваемой области, определение временной перспективы, позволяющей увидеть «последствия» развития, универсальности данного типа развития для иных систем и т. д. [12]. Другая часть авторов, не отождествляя развитие с прогрессом, задает формальные основания развития и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах развития не только наращивание, но и потерю качества, которое важно удержать в системе для поддержания ее идентичности и целостности. В этом случае развитие рассматривается скорее как процесс изменений, который может быть противопоставлен фазам консервации и / или стагнации целостности [12].
Исследования проблем развития личности (в форме саморазвития) показывают, что вектор ее развития зависит от сформированности экзистенциальной сферы, а объектом могут выступать социально и психологически непродуктивные, неэффективные качества. Например, А.А. Реан показал, что к самоизменению могут стремиться специалисты как с продуктивной, так и с неоптимальной профессиональной мотивацией: первые стремятся стать менее, вторые — более авторитарными. Противоположными оказываются их представления о направлениях саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу [цит. по: 9].
Прогрессивность развитию (в форме саморазвития) человека задает его направленность на достижение акме и самоосуществление [9].
Так, М.А. Манойлова определяет акмеологическое развитие как «закономерное, направленное качественное изменение и формирование личности взрослого человека в направлении достижения профессионального мастерства. Результатом является достижение "акме"» [10, с. 84]. Сужая пространство акмеологического развития до профессиональной сферы, автор в целом достаточно точно выразил его сущность.
С точки зрения О.А. Басовой (2008) акмеологичность развития выражается в направленности человека не только на внешний успех, но и на удовлетворенность трудом, осознание степени его общественной значимости, позитивное социальное проявление, созидание.
Акмеологический вектор развития характеризуется прежде всего тем, что определяющим фактором «движения» человека в онтогенезе и одновременно одним из структурообразующих компонентов этого процесса изначально выступает саморазвитие [7, с. 222—234]. В акмеологических исследованиях саморазвитие рассматривают как:
- тенденцию к самораскрытию и саморазвертыванию творческого потенциала человека,
- сознательный процесс самосовершенствования с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний,
- целенаправленное, многоаспектное самоизменение, служащее цели максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения, саморазвертывания и самоосуществления [9].
Подчеркивается, что саморазвитие — это интегративный творческий процесс сознательного личностного становления, который основан на взаимодействии внутренне значимых и активно творчески воспринятых внешних факторов и которому присущи целесообразная внутренняя активность и осознанная направленность на разворачивание и совершенствование значимых для человека и формирование ранее не бывших свойств, сторон, качеств и т. п. [9].
Результатом саморазвития как компонента акмеологического развития является, с одной стороны, повышение уровня субъектности человека, его способности и потребности в самоопределении, самопознании и т. д. [6], с другой стороны, создание системы акмеологических ресурсов и формирование на их основе личностного потенциала как условия и предпосылки полноценной реализации человека в конкретной деятельности.
При этом уровень субъектности выступает не только как проявление уровня саморазвития, но и как его фактор.
А.А. Деркач и Э.В. Сайко рассматривают субъектность как свойственную человеку, как его сущность, которая образует его, дифференцирует его человеческую определенность и в
неразрывной связи с самостью, сознанием, деятельностью определяет действенные возможности индивидов [8, с. 208]. Авторы исходят из понимания субъекта как носителя особого типа активности — деятельности, в которой человек в качестве субъекта осуществляется и развивается за счет реализации и развития в онтогенезе, филогенезе, культурно-историческом процессе его субъектных способностей [8, с. 208—209]. Несомненно, однако, что субъектность на уровне онтогенеза не дается полностью и сразу. Мы согласны с А.С. Мельничуком, который говорит о потенциальной субъектности как филогенетической («родовой») субъектно-сти, которая может становиться актуальной и воплощаться в жизнедеятельности отдельного человека в разной степени [11].
Как показывают А.А. Деркач и Э.В. Сайко, развитие субъектности обусловливает развитие человека за счет расширения его способностей к преобразовательной, целенаправленной, целесообразной деятельности и развития других системно связанных с субъектностью свойств (самости, самосознания и т. д.), стимулирует рост его потребности к саморазвитию и самореализации [8, с. 212]. При этом уровневые характеристики развития человека, возрастные особенности развития его субъектности, соответствующие возможности и потребности, а также его психологическая готовность к творческой самореализации в целом определяются характером деятельности и ее результативными эффектами [8, с. 211].
Высокий уровень субъектности человека и сопряженный с ним высокий уровень его способности и потребности в самопознании, самоопределении, самосовершенствовании проявляются в том, что человек стремится (и способен) к постоянному «переходу» через себя, к творческому прорыву в новое в развитии, который «осуществляется не только за счет изменения себя, саморазвития, субъектного роста, но и за счет деятельности субъекта как деятельности социально необходимой, в которой он переходит через себя» [5, с. 52]. Сформированные система акмеологических ресурсов и личностный потенциал не только обеспечивают продуктивность такой деятельности, но и развиваются в ней.
Так как саморазвитие субъекта по своему существу полагает потребность и необходимость реализации приобретенного уровня [6, с. 222—234], процесс саморазвития в рамках акмеоло-гического развития человека с необходимостью «переходит» в процесс самореализации: «полюс саморазвития (его уровень, степень и т. д.) постоянно «уравновешивался» полюсом самореализации в разной степени выраженности, вплоть до высшего уровня ее — акме» [5, С. 54].
Так, по мнению О.А. Басовой (2008), акмеологическое развитие профессионала выражается в удовлетворенности самореализацией, позитивном социальном проявлении, осознании социальной полезности профессионального труда, в сохранности профессионального здоровья личности.
Как отмечают А.А. Деркач и Э.В. Сайко, «именно возможность самореализации человека в деятельности обеспечивает потребность его саморазвития, и наоборот, саморазвитие индивида полагает потребность его самореализации» [4, с. 221]. Авторы подчеркивают, что саморазвитие и самореализация как компоненты акмеологического развития в своей неразрывной связи, не будучи свойственны другому живому и обеспечивая феномен человека, сами способны существовать и развиваться при развитии важнейшей ее (целостности) образующей — социальности [4, с. 221].
«Понимание значимости выполнения потребности в самореализации как в принципе необходимой для дальнейшего продуктивного роста индивида, своего рода отдачи накопленного в саморазвитии, обеспечивающей проверку-утверждение себя в последнем на новой ступеньке при формировании новой уровневой дистанции развития, и осмысление самореализации в этом развитии как особой составляющей, которая выступает как сложно структурированный процесс в структуре онтогенеза, имеющий свои особые закономерности, свои этапы и уровни осуществления, <...> приобретает особый смысл в познании особенностей развития человека. В онтогенезе этот процесс обеспечивает возможности удовлетворения той оптимальной для каждого периода развития дозы потребности в своей самореализации, которая постепенно, но постоянно объективно формируется в системном развитии человека (хотя и осуществляется она на разном уровне, в том числе и при возможной ее смятости и неполной выполненности) как обусловленная его природой» [4, с. 222].
Сравнительный анализ исследований акмеологического развития позволяет выделить сущностные особенности этого феномена.
Содержательные характеристики акмеологического развития зависят от того, как рассматривается этот феномен — как процесс или как состояние.
Как процесс акмеологическое развитие динамично, осуществляется как необратимое, направленное, закономерное «развертывание» уже имеющихся, но «свернутых» до поры или «зарождение» и становление не бывших ранее психических состояний, способностей, качеств человека как индивида, личности, субъекта деятельности, которые в своей целостности обеспечивают реализацию субъектной позиции индивида и его потребности, возможности и способности достигнуть акме как вершины самоосуществления.
В процессе акмеологического развития можно выделить две взаимосвязанные и взаимообусловленные фазы. В фазе саморазвития осуществляется акмеориентированное преобразование индивидных, личностных и субъектных структур, в результате чего происходят их качественные изменения, появляются новообразования, обеспечивающие расширение социальных и деятельностных возможностей человека, накапливаются акмеологические ресурсы, формируется акмеологический потенциал. В фазе самореализации человек «отдает» накопленные ресурсы, «опредмечивает» свой акмеологический потенциал, осуществляя себя в социально значимой деятельности.
Фаза саморазвития в процессе акмеологического развития обеспечивается сформи-рованностью способностей и умений самоопределения, самопознания, самоактуализации, самопроявления, самоорганизации, саморегуляции, самодетерминации, самоидентификации, самооценки, самовоспитания, самокоррекции, самосовершенствования и т. д., которые позволяют углубить содержание самости и развить деятельностные способности человека. Фаза самореализации в процессе акмеологического развития обеспечивается сформированностью способностей и умений самопрезентации, самоутверждения, самовыражения и т. п., которые позволяют человеку предъявить себя миру через творчество.
Как состояние акмеологическое развитие — это система сформированных в процессе саморазвития «эмерджентных» свойств человека, отражающих качественные изменения индивидных, личностных и субъектных структур, обеспечивающие эффективное использование акмеологических ресурсов, максимальное для данного этапа онтогенеза осуществление акмеологического потенциала, а также достижение в процессе самореализации социально значимых творческих результатов.
Внутренним источником акмеологического развития является процесс разрешения человеком как субъектом саморазвития и самореализации внешних и внутренних противоречий за счет надситуативной активности, которая обеспечивает человеку «выход» за его пределы, творческое преобразование самого себя и окружающего мира, деятельное проектирование своей жизненной траектории и конструирование пространства своей жизни.
Механизмом акмеологического развития является переход от «накопления» психических состояний, способностей, качеств и их реализации в нормативной деятельности в соответствии с заданными извне условиями к качественному преобразованию этих «накопленных» состояний, способностей и качеств в акмеологические ресурсы, которые обеспечивают творческую сверхнормативную активность человека, которыми человек способен целенаправленно распоряжаться и которые может осознанно совершенствовать.
Осуществляется акмеологическое развитие в многоступенчатых поуровневых фазах саморазвития и самореализации, когда в процессе самореализации человека как исполнения себя в деятельности (и деятельностью) происходят одновременно удовлетворение потребности в самореализации и зарождение новой, иной по параметрам, потребности в ней, что вызывает необходимость в процессе саморазвития сформировать соответствующие данной потребности акмеологические ресурсы.
Так как потребность в самореализации принципиально ненасыщаема, возрастает по мере удовлетворения и ориентирует человека на максимальное раскрытие его возможностей, то процесс саморазвития на каждом последующем этапе онтогенезе предполагает постановку постоянно усложняющихся задач и ускорение темпов накопления акмеологических ресурсов и формирования акмеологического потенциала.
Акмеологическое развитие, пронизывая пространство всей жизни человека, в то же время имеет специфику в зависимости от этапа онтогенеза и / или сферы жизнедеятельности человека, в которой оно осуществляется.
Литература
1. Гегель. Сочинения. Т. 6. М., 1939.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1—4. М., 1981—1982. Т. 4. 1982.
3. Деркач А.А., Сайко Э.В. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития // Мир психологии. 2008. № 2. С. 193-205.
4. Деркач А.А., Сайко Э.В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии. 2008. № 1. С. 218-229.
5. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. 2007. № 2. С. 43-55.
6. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое основание) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222-234.
7. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самость — базовый конструкт становления и развертывания процесса самореализации как содержания акмеологического развития // Мир психологии. 2008. № 4. С. 225-238.
8. Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205—219.
9. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.; Воронеж, 2006.
10. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Псков, 2004.
11. Мельничук А.С. К проблеме оценки субъектности // Психология человека в современном мире. Том 4. Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Л.Г. Дикая, Ю.И. Александров. М., 2009. С. 42-44.
12. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн., 2003.
13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М., 1999.
14. Селезнева Е.В. Общение как среда саморазвития личности. М., 2002.
15. Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. 2002. № 1. С. 18-25.
16. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
17. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.
© Селезнева Е.В., Майборода Т.А., 2010