УДК 37.01:338.242
ББК 74.00
Ш-12
Шабанов Денис Михайлович, аспирант частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»; тел.: 8(963)6626202; e-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ
(рецензирована)
В статье рассматриваются вопросы сущности и структуры экономической устойчивости образовательных организаций в условиях рыночной экономики и факторы ее определяющие. На основе анализа литературных источников обосновывается и делается вывод о необходимости рассмотрения экономической устойчивости как некого состояния динамического равновесия, в котором находится образовательная организация для эффективного функционирования и развития. В свою очередь, экономическая устойчивость обеспечивается механизмом самоорганизации (адаптации).
Ключевые слова: экономическая устойчивость, образовательные организации, управление, факторы, рыночная экономика.
Shabanov Denis Mikhailovich, a post graduate student of PEI HE "Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEEP)"; tel.: 8 (963) 6626202; e-mail: shabanov [email protected]
ESSENCE, STRUCTURE AND FACTORS OF ECONOMIC SUSTAINABILITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF A MARKET ENVIRONMENT
(reviewed)
The article deals with the essence, structure and determinants of economic sustainability of educational organizations in a market economy. Literary sources have been analyzed and a conclusion has been made about the need to consider economic stability as a certain state of dynamic equilibrium in which the educational organization is located for effective functioning and development. In turn, economic sustainability is provided by the mechanism of self-organization (adaptation).
Keywords: economic stability, educational organizations, management, factors, market economy.
Экономическая устойчивость образовательной организации, есть результат взаимодействия факторов двух сред - внешней и внутренней среды. С течением времени, под влиянием различных факторов, могут нарушаться пропорции во внутренних структурах системы, что в свою очередь влияет на ее устойчивость. Таким образом, можно утверждать, что достижение экономической устойчивости образовательной организации, при котором достигаются цели ее существования это результат
согласованности, «гармонизации» факторов ее внутренней и внешней среды, или другими словами установление динамического равновесия в каждый момент времени. Рассмотрим факторы внутренней и внешней среды образовательной организации и осуществим их группировку.
Внутренние факторы - это те факторы, которые в значительной степени зависят от менеджмента (управления) образовательной организации и контролируются им. Очевидно, что полноценного осуществления образовательного процесса, любая образовательная организация должна обладать определенным набором составляющих элементов. Это материально-техническое обеспечение образовательного процесса (аудитории, классы, компьютерные залы, спортзалы, транспортные средства, различные расходные материалы и т.д.), которое составляет вещественный фактор образовательного процесса, научные, педагогические и административные кадры и собственно учащиеся.
Таким образом, взаимодействие отмеченных факторов, в процессе образовательного процесса, обеспечивают получение учащимися новых знаний и навыков, в соответствии с установленными образовательными стандартами и программами. Следовательно, сочетание указанных компонентов формируют некоторую технологию образовательного процесса, как сочетание квалифицированных педагогических кадров, достаточного и высококачественного материально-технического обеспечения процесса обучения, эффективного менеджмента и подходящего к соответствующим образовательным требованиям контингента учащихся. С учетом приведенных выше комментариев можно выделить первую группу внутренних факторов образовательных организаций - организационные факторы и дать определение одному из компонентов экономической устойчивости образовательной организации -организационной устойчивости.
Технологическая устойчивость образовательной организации (далее ТУ) - это такое ее состояние, при котором достигается высокий качественный уровень образования, путем рациональной организации учебного процесса, которая обеспечивает эффективную реализацию научного, педагогического и технического потенциала образовательной организации.
В условиях рыночных рыночной экономики в основе всего лежат товарно-денежные отношения. Все имеет свою цену - средства и предмету труда, трудовые ресурсы и т.д. Для их приобретения, любому субъекту рыночных отношений необходимы финансовые ресурсы. Таким образом, можно говорить, что для обеспечения экономической устойчивости важное значения приобретают финансовые факторы, которые обеспечивают платежеспособность. Платежеспособность - важнейшее условие функционирования любого экономического субъекта в рыночной среде. Она определяет способность образовательного учреждения своевременно погашать свою обязательства. С понятием платежеспособности тесно связано понятие ликвидности активов организации, их характеристика, описывающая их способность превращаться в денежную наличность.
Необходимо отметить, что схема движения финансовых ресурсов образовательной организации несколько отличается от порядка их движения в коммерческих структурах. В рамках образовательной организации можно выделить три основных потока движения финансовых ресурсов: 1) бюджетное финансирование образовательной деятельности; 2) внебюджетные средства, прилучаемые в рамках осуществления предпринимательской
деятельности; 3) внебюджетные средства поступающие от деятельности не связанной с предпринимательской.
Таким образом, по нашему мнению, с позиции обеспечения экономической устойчивости образовательной организации, структура ее активов и пассивов, прежде всего, должна обеспечивать беспрерывность текущих платежей по своевременному финансированию задолженности перед работниками, бюджетными и внебюджетными фондами, поставщиками и другими контрагентами.
Следовательно, считаем, с учетом отмеченных комментариев, можно обособить следующую, вторую группу факторов образовательной организации с позиции обеспечения ее экономической устойчивости. Это финансовые факторы, которые определяют вторую составляющую экономической устойчивости - финансовая устойчивость образовательной организации (далее ФУ) - это такое состояние структуры активов и пассив образовательной организации, при котором достигается ее функционирование и развитие, на основе полной и своевременной оплаты текущих и капитальных расходов, за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования ее деятельности.
Формирование экономической устойчивости образовательной организации связано с созданием нового типа управления, который характеризуется, такими особенностями, как гибкость, адаптивность, способность к трансформации. Очевидно, что в условиях нестабильной рыночной среды, управление образовательной организацией должно быть организовано таким образом, чтобы система находилась в состоянии динамического равновесия, которое является залогом экономической устойчивости. Состояние динамического равновесия, это некий эталон. Следовательно, если система функционируют с минимальными отклонениями, как на входе, так и на выходе, можно говорить, что она является устойчивой. Однако сегодня менеджмент образовательных организаций сталкивается с такими трудностями как проблема формирования и передачи полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней среды, проблема эффективного анализа и обработки больших массивов информации, проблема своевременного формирования управляющего воздействия, отсутствие гибкости во внутренней структуре управления образовательной организации, а следовательно и низкие адаптационные способности системы во времени.
Следовательно, можно говорить, что достижение экономической устойчивости образовательных учреждений невозможно без соблюдения следующих условий: 1) формирование на всех уровнях управления образовательной организации достоверной, полной и оперативной информационной базы о состоянии внутренней и внешней среды; 2) создание в контуре образовательной организации эффективной системы по формированию целей функционирования и развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе; 3) наличие эффективного механизма самоорганизации, который позволяет трансформировать внутреннюю структуру сообразно требованиям внешней рыночной среды.
Таким образом, центральным элементом экономической устойчивости образовательной организации выступают так называемые управленческие факторы, которые формирую третью составляющую экономической устойчивости -управленческую устойчивость (далее УУ) - которая представляет собой способность образовательной организации к формированию эффективной структуры управления, на
основе принципов адаптации и самоорганизации, позволяющей синтезировать и реализовывать адекватные управленческие решения, направленные на достижение целей образовательной организации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что технологическая устойчивость, финансовая устойчивость управленческая устойчивость, образуя «внутренний контур», общей экономической устойчивости образовательной организации, формируются не только под влиянием внутренних факторов. Как было отмечено ранее, образовательная организация это открытая, сложная, социально-экономическая система, постоянно взаимодействующая с внешней рыночной средой. Следовательно, экономическая устойчивость образовательной организации формируется и под влиянием факторов внешней среды. В силу своей сложности внешняя рыночная среда практически не зависит, напрямую, от параметров внутренней среды образовательной организации, тогда как сама она активно влияет на формирование и изменение ее внутренней структуры.
Можно выделить много групп и классификаций внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательной организации: 1) политические и правовые факторы - политическая обстановка, нормативное регулирование в образовательной сфере, государственная политика в области образования и т.д.; 2) макроэкономические факторы - стадия экономического развития страны (кризис, подъем, спад, рост); 3) социальные и культурные факторы - это культурные традиции и обычаи, демографическое состояние страны.
Вместе с тем, по нашему мнению, при классификации факторов внешней среды необходимо руководствоваться требованиями практического управления. Нужно учитывать только те факторы, которые определяют систему взаимоотношений «образовательная организация - внешняя среда» и при этом связанные с постоянной текущей деятельностью образовательной организации и на которые образовательная организация может активно воздействовать, в направлении реализации своих целей. Кроме того, образовательная организация должна иметь возможность получения достоверной и полной информации о данных факторах, как в натуральном и прежде всего в стоимостном выражении.
Таким образом, с учетом отмеченных комментариев, для целей управления экономической устойчивостью образовательных организаций, по нашему мнению, можно выделить следующие группы факторов, описывающих взаимоотношения на уровне «образовательная организация - внешняя среда»:
- «образовательная организация - поставщики»;
- «образовательная организация - потребители»;
- «образовательная организация - конкуренты».
Так к группе факторов, характеризующих взаимоотношения «образовательная организация - поставщики», можно отнести стоимость услуг, работ, товарно-материальных ценностей, которые приобретает образовательное учреждение, их качество, порядок соблюдения договорной дисциплины, как образовательной организацией, так и поставщиками и другие.
В рамках группы «образовательная организация - потребители», можно выделить такие факторы, как спрос на образовательные услуги, оказываемые образовательным учреждением, их стоимость, структура услуг и их качество, факторы, которые описывают
деловую дисциплину сторон образовательных договоров и другие факторы. Важным блоком является блок, которые описывает взаимоотношения «образовательная организация - конкуренты». В рамках данного блока должна аккумулироваться информация относительно конкурентов, те есть иных образовательных организациях, которые занимаются предоставлением подобных услуг. Наиболее важной, является информация, относительно цены и качества, предоставляемых ими образовательных услуг.
Таким образом, обозначенные блоки факторов - «образовательная организация -поставщики», «образовательная организация - потребители», «образовательная организация - конкуренты», которые определяют характер взаимодействия образовательной организации с элементами внешней среды будут формировать «внешний контур» общей экономической устойчивости образовательной организации.
По нашему мнению, в выделенных факторах внешней среды, опосредованно, будут учитываться влияние и других факторов внешней среды. Так в частности, влияние инфляционных процессов будет учитывается через рост цен на продукцию, работы и услуги поставщиков, конкурентов, а также самой образовательной организации. Изменение в рамках налогового законодательства, без сомнения отразится на взаимоотношениях образовательной организации с контрагентами, в части работы с поставщиками и потребителями образовательных услуг, которые предоставляются за счет внебюджетных средств в рамках коммерческих договоров (это НДС, налог на прибыль).
Безусловно, отмеченные структурные группы, образующие общую экономическую устойчивость образовательной организации тесно взаимодействуют и взаимозависят друг от друга. Например, для реализации полноценного учебного процесса, необходима соответствующая современная материально-техническая база, а также профессиональный коллектив преподавателей. С другой стороны, для обеспечения учебного процесса всем необходимым, необходимо полноценное и своевременное поступление финансовых ресурсов, как из бюджетных, так и внебюджетных источников. В свою очередь финансовая устойчивость образовательной организации, во многом зависит от эффективности взаимоотношений с поставщиками, потребителями образовательных услуг, а также, от успешности конкурентной стратегии на рынке образовательных услуг.
И наконец, конечный результат образовательной деятельности определяется эффективностью менеджмента, то есть параметрами управленческой устойчивости. Можно говорить, что экономическая устойчивость, есть результат «гармонизации» внутренней и внешней среды образовательной организации.
С учетом отмеченных комментариев считаем возможным представить теоретическую модель общей экономической устойчивости образовательной организации (рисунок 1), а также сформулировать ее дефиницию.
Экономическая устойчивость образовательной организации - это состояние, при котором обеспечивается ее эффективное функционирование и развитие по показателям, обеспечивающим достижение основной цели ее существования - предоставление образовательных услуг в соответствии с установленными стандартами и планами, в любой период времени, путем непрерывного совершенствования ее внутренней структуры, на основе механизма самоорганизации (адаптации), в соответствии требованиями рынка.
Конечно, сформулированное в ходе данного научного исследования содержание экономической устойчивости образовательной организации не может претендовать на исключительность, как и дефиниция любой другой научной категории. Вмести с тем, считаем, что полученное определение отражает основные черты присущие устойчивости социально-экономических систем, по отношению к юридическим лицам -образовательным организациям.
Рис. 1. Структурная модель экономической устойчивости образовательной организации
Во-первых, в полученном определении отражена взаимосвязь таких важнейших сторон устойчивости социально-экономических систем, как функционирование и развитие. Эффективное функционирование и развитие это такое положение образовательной организации в условиях рыночной экономики, при котором достигается «гармонизация» ее внутренней и внешней среды, когда обеспечивается сохранение особенностей системы, ее внутренней структуры, ее свойств и в тоже время наблюдаются качественные изменения в образовательной организации, при необходимости, под воздействием факторов внешней среды.
Во-вторых, устойчивость, в основе которой лежат процессы функционирования и развития, тесно связана с целями образовательной организации. Процессы функционирования и развития формируют необходимые условия для достижения целей образовательной организации, для реализации ее целевой функции, которая может меняться с течением времени. Иначе бессмысленно говорить не только об экономической устойчивости образовательной организации, но и об ее существовании. Постоянные изменения критериев достижения целей вызывают необходимость в систематической корректировке параметров экономической устойчивости образовательных организаций, по которым она контролируется.
В-третьих, в сформулированной дефиниции выделяется прямая зависимость экономической устойчивости образовательной организации от ее внутреннего содержания, внутренней структуры, которая формируется под влиянием как внутренних, так внешних рыночных факторов. Это, конечно же, технология учебного процесса, финансово-экономическое обеспечение образовательной деятельности и эффективность менеджмента. Оптимальность сочетания выделенных факторов, в конечном счете, определяют успех образовательной организации на конкурентном рынке образовательных услуг страны, а возможно и зарубежья.
В-четвертных, важнейшим аспектом обеспечения экономической устойчивости образовательной организации, который выделен в определении, является механизм самоорганизации (адаптации). Именно этот механизм на основе имеющихся методов и инструментов должен обеспечивать формирование таких условий, которые будут способствовать эффективной трансформации внутренней среды образовательной организации, без ущерба процессу достижения целевых установок системы. Возможности механизма самоорганизации (адаптации) не безграничны, а ограничены ресурсами образовательной организации.
Конечно, как и любой процесс, или явление в экономической сфере, экономическая устойчивость образовательной организации является величиной, поддающейся управлению. Эффективное управление в любой области человеческой жизни невозможно без применения определенных инструментов, методов, правил, которые в совокупности образуют некую концепцию управления. Сегодня, несмотря на актуальность проблем, связанных с управлением экономической устойчивостью образовательных организаций, отсутствует целостная, завершенная концепция управления этой сложной и многогранной величиной. Об этом, в полной мере свидетельствует проведенный анализ научной литературы в этой области. В этой связи, сегодня в научной литературе ставится важная
научная задача - формулирование основных концептуальных проблем управления экономической устойчивости образовательных организаций.
Литература:
1. Об образовании в РФ: федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. О введении показателя экономической устойчивости образовательного учреждения при его лицензировании и аккредитации: инструкция Министерства образования РФ №24-51-99ин/10 от 9 ноября 2001 г.
3. Беляков С.А, Беляков Н.С., Клячко Т.Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. Москва: МАКС Пресс, 2008. 191 с.
4. Брянцева И.В. Экономическая устойчивость предприятия: сущность, оценка, управление. Хабаровск: ХГУ, 2003. 230 с.
5. Бурмистрова А.С., Литвинова О.И. Экономическая устойчивость образовательных учреждений среднего профессионального образования г. Москвы в новых организационно-экономических условиях [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. 2013. Вып. 3. URL: http://cvberleninka.ru (дата обращения 16.04.2016).
6. Голубков Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №3. С. 100.
7. Даниш А.Г. Организационно-экономический инструментарий повышения конкурентоспособности предприятий на основе стоимостных методов и информационных систем: автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. канд. эконом. наук: специальность 08.00.05. Москва, 2007. 16 с.
8. Ефремов В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. №1. С. 11.
9. Кельчевская Н.Р. Экономическая устойчивость высшего учебного заведения. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. 77 с.
10. Коуров В.Ф., Меньшикова Е.А. Подходы к анализу финансово-экономической устойчивости вузов дальнего востока // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т. 4, №4. С. 348-355.
11. Кучин Б.Л. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. Москва: Экономика, 1990. 156 с.
12. Львов Д.С. Экономика развития. Москва: Экзамен, 2002. 511 с.
13. Ляпунов А.М. Общая задача об устойчивости движения. Череповец: Меркурий-ПРЕСС, 2000. 386 с.
14. Лясковская Е.А. Организационно-экономический механизм управления экономической устойчивостью фирмы: монография. Челябинск: ЮУрГУ, 2008. 226 с.
15. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. Москва: Экономика, 1999. 251 с.
16. Резник Г.А., Курдова М.А. Методологические подходы к исследованию устойчивости вуза как социально-экономической системы [Электронный ресурс]// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. №12. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6627 (дата обращения: 16.04.2016).
17. Трансформация российской экономики: макроэкономический и региональный аспекты: межвузовский сборник научных трудов / М-во общ. и проф. образования РФ. Кемерово, 1997.
18. Эшби У. Введение в кибернетику. 2-е изд., стер. Москва: URSS: КомКнига, 2005. 432 с.
Literature:
1. On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012.
2. On the introduction of the indicator of economic sustainability of an educational institution when it is licensed and accredited: the instruction of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 24-51-99in /10 of November 9, 2001.
3. Belyakov S.A., Belyakov N.S., Klyachko T.L. Analysis and evaluation of economic sustainability of universities. Moscow: MAX Press, 2008. 191 p.
4. Bryantseva I.V. Economic sustainability of an enterprise: essence, evaluation, management. Khabarovsk: KhSU, 2003. 230 p.
5. Burmistrova A.S., Litvinova O.I. Economic stability of educational institutions of secondary vocational education in Moscow in new organizational and economic conditions [Electronic resource] // Scientific research in education. 2013. Vol. 3. URL: http://cyberleninka.ru (reference date is April 16, 2016).
6. Golubkov E.P. System analysis as a methodological basis for decision-making // Management in Russia and abroad. 2003. № 3. P. 100.
7. Danish A.G. Organizational-economic tools for increasing competitiveness of enterprises on the basis of cost methods and information systems: abstract. dis. ... Cand. of Economics: specialty 08.00.05. Moscow, 2007. 16p.
8. Efremov V.S. Strategic management in the context of an organizational development // Management in Russia and abroad. 1999. № 1. P. 11.
9. Kelchevskaya N.R. Economic sustainability of higher education. Ekaterinburg: SEI USTU-UPI, 2002. 77p.
10. Kourov V.F., Menshikova E.A. Approaches to the analysis of financial and economic sustainability of higher educational institutions of the Far East // Scholar notes of TOSU. 2013. Vol. 4, No. 4. P. 348-355.
11. Kuchin B.L. Management of the development of economic systems: technological progress, sustainability. Moscow: Economics, 1990. 156p.
12. Lvov D.S. Economy of development. Moscow: Exam, 2002. 511 p.
13. Lyapunov A.M. General problem of the stability of motion. Cherepovets: Mercury-PRESS, 2000. 386 p.
14. Lyaskovskaya E.A. Organizational and economic mechanism for managing economic stabilityof a company: a monograph. Chelyabinsk: SUSU, 2008. 226p.
15. Mogilevsky V.D. Methodology of systems: a verbal approach. Moscow: Economics, 1999. 251 p.
16. Reznik G.A., Kurdova M.A. Methodological approaches to the study of the stability of a university as a socio-economic system [Electronic resource] // Economics and management of innovative technologies. 2014. № 12. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6627 (reference date: 04/16/2016).
17. Transformation of the Russian economy: macroeconomic and regional aspects: intercollegiate collection of scientific papers / Ministry of general and prof. education of the Russian Federation. Kemerovo, 1997.
18. Ashby U. Introduction to cybernetics. 2nd ed., Moscow: URSS: ComKniga, 2005. 432 p.