УДК 330.101
Устойчивое развитие образовательной организации на основе управления
стратегическим потенциалом Sustainable development of educational organization on the basis of strategic
potential
Роберт Ильизаревич Гарипов Robert Ilyizarevich Garipov
к.э.н., зав. кафедрой экономики финансов и бухгалтерского учета ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
[email protected] Данила Валерьевич Валько Danila Valeryevich Valko к.э.н., зав. лабораторией ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и
экономики» [email protected]
Аннотация
Актуальность и цель. В настоящей статье рассмотрены методологические аспекты, детерминирующие устойчивое развитие образовательной организации в стратегической перспективе, дана характеристика экологической компоненты устойчивости образовательной организации. Цель - разработка нового инструментария стратегической устойчивости применительно к образовательной организации, позволяющего оценивать уровень обеспечения реализации стратегии организации с позиции устойчивого развития.
Методология. В результате адаптации концепции устойчивого развития, а также основных положений теории экономического потенциала организации к условиям функционирования современной образовательной организации формулируются основные особенности эффективного стратегического
управления ею.
Результаты. В рамках концепции устойчивого развития дана трактовка основных этапов реализации стратегии развития образовательной организации. Предложены ключевые составляющие, в рамках экологической компоненты устойчивости образовательной организации и её вклада в экологическую устойчивость экономики в целом. Рассмотрены возможности стратегического потенциала, как инструмента обеспечения устойчивого развития образовательной организации. Сформулировано определение и дана характеристика структуры потенциала стратегической устойчивости образовательной организации. Отмечено место потенциала стратегической устойчивости в системе стратегического управления образовательной организацией в целом.
Выводы. Сделан вывод о том, что эффективное решение стратегических задач устойчивого развития современной образовательной организации нуждается в разработке надлежащего теоретико-методологического обоснования, ключевым компонентом которого выступает концепция устойчивого развития и её частная трактовка для случая образовательной организации. Основным инструментом обеспечения стратегически устойчивого развития современной образовательной организации может стать потенциал стратегической устойчивости. Предложенная структура потенциала стратегической устойчивости образовательной организации позволяет наиболее эффективно решать задачи стратегического управления образовательной организацией выполняя, в том числе, и макроэкономические критерии устойчивости подсистемы образования и экономики в целом.
Abstract
Background. This article describes the methodological aspects that determine the sustainability of the educational organization in the long term, given the characteristics of the environmental dimension of sustainable educational institution. Objective - the development of new tools of strategic stability in relation to the
educational organization, allows to evaluate the level of implementation of the security strategy of the organization from the perspective of sustainable development.
Methods. As a result of adaptation of the concept of sustainable development as well as the main provisions of the theory of economic capacity of the organization to the conditions of functioning of a modern educational institution with the main features of effective strategic management.
Results. Within the concept of sustainable development is given the interpretation of the main stages of the development strategy of the educational organization. Proposed key components within the environmental dimension of sustainable educational organization and its contribution to an environmentally sustainable economy in general. The possibilities of strategic potential as a tool for sustainable development of the educational organization. The definition of the structure and characteristics of potential strategic stability of the educational organization. It marks the spot the potential of strategic stability in the strategic management of educational organization as a whole.
Conclusions. It is concluded that an effective solution to the strategic objectives of sustainable development of modern educational organization needs to develop an appropriate theoretical and methodological basis, which acts as a key component of sustainable development concept and its interpretation in the case of private educational organization. The main instrument for strategic sustainable development of modern educational organizations may become potential strategic stability. The proposed structure of the potential strategic stability of the educational organization makes the most efficient to solve problems of strategic management of educational organization performing, including macro-economic and sustainability criteria subsystems of education and the economy in general.
Ключевые слова: безопасность, устойчивое развитие, образовательная организация, стратегический потенциал, стратегическое управление.
Key words: security, sustainable development and educational organization, strategic potential, strategic management.
Введение
Глобальный мир столкнулся с необходимостью перехода на устойчивый путь развития, обеспечивающий сохранение развития общества во взаимодействии с окружающей средой в долгосрочной перспективе и защиту от естественных и искусственных социальных, экономических, экологических кризисов в условиях негативных внутренних и внешних воздействий [1]. По мнению Генерального директора ЮНЕСКО, для обеспечения устойчивого развития недостаточно внедрения технологий, политического регулирования и финансовых стимулов. Необходимо изменить образ мышления и поведения, как отдельных лиц, так и обществ в целом, и в этом заключается цель образования в интересах устойчивого развития [2]. Важная роль в этом отдается образованию и его развитию, которое позволяет не только изменить экономическое мышление, но и повлиять на дальнейшее развитие эколого-экономических процессов, определяющих тренд устойчивого развития.
На современном этапе развития отечественной системы образования, в условиях адаптации к международным требованиям и высоким запросам к уровню и качеству образования со стороны всех подсистем национальной экономики вопросы развития деятельности образовательных организаций и совершенствования оказываемых ими услуг приобретают особую остроту.
К текущему моменту в сфере образования и управления образованием сформировались определенные противоречия, эскалация которых индуцирует дисбаланс как на макро-, так и на микро-уровне образовательной системы. В их числе противоречия [3]:
- между потребностью общества в обеспечении стратегического и инновационного прорыва и теоретико-методологической неподготовленностью системы образования к реализации задач стратегического развития;
- между необходимостью в реализации стратегических системных изменений в сфере образования и не разработанностью технологических основ
реализации стратегий инновационного развития системы образования на различных ее уровнях;
- между глобальностью задач развития системы образования в достижении стратегического лидерства и слабой теоретико-технологической проработанностью методов достижения стратегического лидерства на уровне отдельной образовательной организации;
- между растущим уровнем требований к образовательному (и педагогическому) менеджменту и отсутствием научно обоснованной концепции компетентностного развития и профессиональной поддержки менеджеров образования, управленческих команд в условиях динамичных изменений.
1. К вопросу о стратегии развития образовательной организации
Макроэкономическим приоритетом функционирования образования, как одной из ключевых подсистем национальной экономики является устойчивое развитие, в микроэкономическом масштабе на уровне отдельных образовательных организаций этот приоритет трансформируется в набор вполне конкретных задач. Основные из числа таких задач на уровне стратегического управления [4] образовательной организацией представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Этапы реализации стратегии развития образовательной
организации
Этапы реализации стратегии Общие задачи и функции Трактовка в рамках концепции устойчивого развития
1. Концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях - анализ финансов и выделение ресурсов на реализацию стратегии; - выбор целевых краткосрочных программ и их финансирование в запланированном объеме; - регулирование экономики организации на основе рычагов и стимулов; - стабильный экономический рост в выбранных сегментах - анализ финансов и выделение ресурсов на обеспечение устойчивого развития организации; - устойчивый экономический рост в выбранных сегментах рынка образования; - анализ реализации стратегического плана с точки зрения сохранения траектории устойчивого развития.
рынка образования; - мотивация персонала образовательной организации; - увязывание системы стимулирования с достижением стратегических целей; - анализ реализации стратегического плана.
2. Создание жизнеспособной системы управления образовательной организацией - формирование стратегического видения высшего руководства; - реализация новой структуры управления организацией; - разработка и реализация новых регламентов управления; - реализация главных достоинств на основе конкурентных преимуществ организации; - отбор лидеров и формирование эффективной команды на ключевых позициях; - формирование прогрессивной корпоративной культуры; - адаптация системы управления к изменениям внешней и внутренней среды. - оценка и учёт факторов устойчивого развития организации в стратегической перспективе; - разработка и реализация механизмов управления устойчивым развитием организации; - адаптация системы управления к изменениям внешней и внутренней среды.
3. Достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей и критериев достижения (по направлениям, подсистемам и др.) - учебная подсистема; - методическая подсистема; - научная подсистема; - культурно-деловая подсистема; - инновационная и технологическая подсистема; - маркетинговая подсистема. - социальная подсистема; - экономическая подсистема; - экологическая подсистема; - потенциал устойчивого развития (потенциал стратегической устойчивости).
Очевидно, что эффективное решение стратегических задач такого
уровня нуждается в разработке надлежащего теоретико-методологического обоснования. Ключевым компонентом в этой связи выступает концепция устойчивого развития и её частная трактовка для случая образовательной организации.
Проблемам устойчивого развития предприятий и организаций, а также вопросам формирования и реализации их стратегий уделяли внимания в своих трудах многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них можно назвать: И. Ансофф, В.А. Балукова, А.Г. Бездудная, С.В. Горин, В.И. Данилов-Данильян, В.С. Катькало, В.Н. Старинский, Ф. Тейлор, А.Н. Цветков, Й. Шумпетер и др. Вместе с тем, вопросам устойчивого развития образовательных организаций, в том числе в стратегической перспективе и с присущей им спецификой уделено недостаточное внимание.
Наиболее общее определение устойчивости применительно к экономическим системам было дано Л.Л. Тереховым [5], под устойчивостью он понимает способность системы функционировать в состояниях, близких к равновесному, в условиях постоянных внешних и внутренних возмущающих воздействий. При этом известно, что эволюционное развитие экономических систем предполагает весьма нестабильные, неравновесные этапы функционирования [6]. В этом ключе, принимая во внимание территориальную локальность экономических систем Р.И. Гарипов отмечает, что устойчивость экономической системы представляет собой совокупность видов устойчивости [7]: социальной, экологической и экономической. В конечном счете, сама экономическая система предстаёт уже как социо-эколого-экономическая.
На фоне некоторой избыточности современных трактовок такого рода экономических систем социальная и экономическая устойчивость являются достаточно проработанными категориями. В свою очередь экологическая устойчивость нуждается в постоянной актуализации содержания, имеющего принципиальные отличия на макро- и микро-уровне функционирования экономических систем.
Современный методологический подход к экологии предполагает, что объектом её исследования выступают, в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы. Поэтому экологическая устойчивость на уровне отдельной организации сводится к роли последней в общем процессе взаимодействия с окружающей средой и
восприятию последствий такого взаимодействия. Данный триединый подход к пониманию устойчивого развития применим и к образовательной организации. Однако авторами предлагается новое понимание экологической составляющей образовательной организации.
Специфика образовательной организации, заключается не только в некоммерческом характере деятельности и значительной инфраструктурной роли в экономике, но и в весьма рисковой буферной роли (в смысле генерации и инкубации инноваций, а также их интеграции в существующую экономическую систему через воспроизводство и обновление человеческого капитала).
В этой связи, в рамках экологической компоненты устойчивости образовательной организации и её вклада в экологическую устойчивость макроэкономической системы в целом необходимо учитывать:
- экологичность принадлежащих образовательной организации учебных, научно-исследовательских лабораторий и производственных комплексов, а также прочих видов технологических линий, производственных площадок и т.п. могущих оказывать воздействие на окружающую среду;
- уровень обеспечения экологической безопасности в рамках взаимодействия с промышленными предприятиями и соответствующими ведомствами по организации независимой экологической экспертизы;
- роль образовательной организации в формировании экологической культуры будущих специалистов по всем направлениям обучения, разработка и экспертиза образовательных стандартов в этой области, а также взаимодействие в этой сфере с предприятиями и ведомствами.
В результате, в обсуждаемую проблематику попадают такие междисциплинарные области, как социальная экология, экологическая культура, экология общения, эколингвистика и т.п. Сюда же можно отнести такие формы взаимодействия образовательных организаций и их сообществ между собой и с другими организациями, которые подчиняются «общим законам жизни», а значит некоторым образом являются экологическими.
2. Стратегический потенциал образовательной организации
Периоды развития макроэкономических систем в рамках сложившихся траекторий часто прерываются сдвигами, в кризисные этапы происходит смена направлений, за которой следует реструктуризация на всех уровнях. В этих условиях выявление, формирование и эффективное использование целостной совокупности факторов устойчивого развития организации в активной среде в длительной перспективе, то есть обеспечение стратегической конкурентоспособности, представляет чрезвычайно сложную задачу.
Одним из ключевых инструментов в этом процессе выступает стратегический потенциал организации. С точки зрения экономики организации именно потенциал является обобщающей величиной, на основе которой можно говорить о целесообразности и эффективности деятельности, а также о реализуемости стратегии организации в целом. Кроме того, экономический потенциал служит основой множества управленческих индикаторов и является одним из критериев инвестиционной привлекательности организации. В этой связи, декомпозиция стратегического потенциала для решения задачи устойчивого развития организации представляется нам весьма перспективным подходом.
Вместе с тем, потенциал организации представляет собой сложную структуру, состоящую как из материальных, так и нематериальных элементов, имеющих как статические, так и динамические составляющие в зависимости от временного масштаба. Однако структурирование потенциала по данным признакам, не позволяет принимать функционально обоснованных управленческих решений.
С точки зрения анализа и управления потенциалом организации целесообразно выделить его сравнительно постоянную ресурсную составляющую, которая, исходя из общих соображений, может быть названа капиталом. В этом случае экономический потенциал организации будет состоять из экономического капитала и динамической составляющей потенциала.
Следует упомянуть также, что составляющие потенциала организации зачастую могут быть интерпретированы как частные потенциалы. Так, например, часто упоминаются кадровый потенциал, научно-технический потенциал, производственный потенциал и ряд других. По нашему мнению, такая декомпозиция, хотя и может показаться функционально удобной, но вместе с тем существенно усложняет понимание сущности и структуры потенциала организации. В этой связи, следует говорить о кадровом (соотв. научно-техническом и производственном) потенциале организации, полагая не некую соответствующую ресурсную составляющую потенциала организации, а оценку потенциала организации в целом, построенную на основе кадровой (научно-технической, производственной) стратегии. Иными словами, потенциал организации, есть некая целостность, так же как всякая стратегия, есть самостоятельный и законченный план, хотя и могущий быть интегрированным в план большего масштаба.
Исходя из рассмотренных сущностных признаков экономического потенциала организации необходимо отметить ещё одну важную особенность. Потенциал организации включает совокупность возможностей и резервов перспективного развития, с учетом всего комплекса имеющихся факторов рыночного влияния, находящихся как собственно в организации (и принадлежащие ей), так и за её пределами. Последние, при определенных условиях, могут быть использованы для обеспечения стратегического развития организации. В этой связи, экономический потенциал организации необходимо трактовать, как стратегический, ввиду того, что учет возможного влияния факторов внешней среды на его перспективное развитие и придает ему свойство стратегичности [8]. Таким образом, целесообразно говорить о стратегическом экономическом потенциале организации, или просто о стратегическом потенциале организации.
В этой связи, наиболее перспективной можно признать точку зрения А.М. Чуйкина, согласно которой стратегический потенциал организации - это комплекс способностей, компетенций и ресурсов, позволяющих организации
разрабатывать, реализовывать и обновлять конкурентоспособную бизнес-модель [9]. Стратегический потенциал организации, по нашему мнению, есть уровень обеспечения стратегии организации необходимыми ресурсами в условиях максимизации результатов деятельности. Под необходимыми ресурсами понимается, такая комбинация наличных и перспективных материальных и нематериальных ресурсов и технологий, которая позволит обеспечить реализацию стратегии организации и обоснованный выбор стратегических альтернатив в условиях неопределённости, при сохранении внутренне-сбалансированного стратегически устойчивого развития организации.
Важным элементом стратегического потенциала организации, в рамках концепции устойчивого развития, является потенциал стратегической устойчивости, под которым следует понимать оценку уровня социальной, экономической и экологической устойчивости организации (на основе определенных показателей [10]) в стратегической перспективе. Потенциал стратегической устойчивости позволяет дать характеристику уровня обеспечения реализации стратегии организации с позиции устойчивого развития, то есть он может быть мерой соответствия некоторой стратегии организации требованиям устойчивого развития.
Для образовательной организации структура потенциала стратегической устойчивости, по нашему мнению, должна включать следующие блоки (таблица 2):
Таблица 2 - Структурные составляющие потенциала стратегической устойчивости образовательной организации
Социальный блок Экологический блок Экономический блок
Ресурсные составляющие
устойчивость социально-трудовых, профессионально-педагогических отношений обеспечение экологических требований к деятельности текущее и перспективное организационное обеспечение устойчивости
обеспечение сохранения и обновления трудового капитала экологичность внутренней среды организации текущее и перспективное финансовое обеспечение устойчивости
обеспечение устойчивости корпоративной культуры, преемственность ресурсное обеспечение экологической составляющей стратегии нематериальные ресурсы, в том числе перспективные
Компетентностные составляющие
ограничения социальных обязательств (партнерство и др. [11]) обеспечение устойчивости эко-культуры устойчивость рыночного сегмента, маркетинговый потенциал, репутация
устойчивость социальной позиции во внешней среде вклад в эко-образование возможности менеджмента, его надежность
возможности ИЯ-менеджмента, связанные риски потенциал экологических взаимоотношений потенциал партнерских отношений
взаимодействие с надзорными органами взаимодействие с надзорными органами институциональная устойчивость
Минимальным уровнем потенциала стратегической устойчивости
допустимо признать состояние, обеспечивающее в стратегической перспективе лицензионные [12] и основные аккредитационные [13] требования к образовательным организациям, включающие, в том числе санитарно-гигиенические и экологические.
Заключение
Таким образом, придерживаясь модели стратегического управления потенциалом организации, разработанной А.В. Соколовым [14], потенциал стратегической устойчивости в системе стратегического управления организацией занимает вполне определённое место. По нашему мнению, предложенная структура потенциала стратегической устойчивости образовательной организации позволяет наиболее эффективно решать задачи стратегического управления образовательной организацией выполняя, в том числе, и макроэкономические критерии устойчивости подсистемы образования и экономики в целом.
Список литературы
1. О проектировании и управлении устойчивым развитием / Международный университет природы, общества и человека «Дубна». - URL: http://lt-gis.ru/
2. Всемирная конференция по образованию в интересах устойчивого развития, ЮНЕСКО, 2014. - URL: www.unesco.org/new/en/unesco-world-conference-on-esd-2014/
3. Гам, В.И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании / Дисс.. .д.-ра пед. наук: 13.00.01. - Калининград: Омский гос. пед. ун.-т, 2009. - 44 с.
4. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов / Т.В. Светенко, И.В. Галковская, Е.Н. Яковлева. - М.: АПК и ППРО, 2007. - 76 с.
5. Терехов, Л.Л. Кибернетика для экономистов / Л.Л. Терехов. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 191 с. - С.78.
6. Гусев С.А. Устойчивое развитие предприятия: к вопросу о дефиниции // Российское предпринимательство. - 2011. - № 9 Вып. 2 (192). - С. 29-35. - http://www.creativeconomy.ru/articles/13764/
7. Гарипов, Р.И. и др. Устойчивое развитие экономических систем: теоретико-методологические подходы: монография / Р.И. Гарипов, Е.Н. Гарипова. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009. - 195 с. - С. 70.
8. Соколов, А.В. Потенциал промышленного предприятия: оценка и управление с системных позиций (на примере угледобывающих предприятий с открытым способом добычи) / Автореф. дисс.канд. экон. наук: 08.00.05. -Кемерово: Кемеровский гос. ун.-т, 2007. - 23 с.
9. Чуйкин, А. М. Методологические основы исследования стратегического потенциала организаций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - № 3. - С. 17-28.
10. Леонова, Е.А. Финансовая устойчивость предприятий и направления ее повышения в современной России / Дисс.канд. экон. наук: 08.00.10. - М.: РГСУ, 2012. - 29 с.
11. Букреев, В.В. Управление социальной устойчивостью предприятия на основе производственной демократии: теория и практика / Дисс.д.-ра экон. наук: 08.00.05. - М.: ВШПП, 2008. - 312 с.
12. Положение о лицензировании образовательной деятельности / Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (в ред. от 27.11.2014 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2014.
13. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности / Утверждено постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (в ред. от 26.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2014.
14. Соколов, К.О. и др. Кадровые ресурсы и их роль в формировании инновационной экономики региона / К.О. Соколов, В.А. Староверов, И.А. Сергеичева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. -№ 3. - С. 76-78.