УДК 377.36.032
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ESSENCE, CONTENT AND CONDITIONS FOR DEVELOPING PERSONAL POTENTIAL OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS
Л. Ф. Благушина L. F. Blagushina
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье предложена структура и содержание личностного потенциала студента как индивидуальной системы особым образом организованных внутренних и внешних ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности в процессе ее жизненного пути при создании определенных педагогических условий.
Abstract. The article gives the structure and content of personal potential of the student as an individual system of particularly organized internal and external human resources which provide the diversity of possible vectors of development and transformation of personality during lifetime under certain pedagogical conditions.
Ключевые слова: личностный потенциал, содержание личностного потенциала, самоактуализация.
Keywords: personal potential, content of personal potential, self-fulfillment.
Актуальность исследуемой проблемы. Глобальной задачей XXI века является гуманизация образования, предполагающая признание ценности человека. Главная ценность человека заключается не в знаниях, которые он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает [9].
Учитывая уникальность каждого обучающегося, его потенциал, можно определить следующую ступень личностного развития при создании определенных педагогических условий, не нарушая при этом природы человека и удовлетворяя его потребность в саморазвитии и самоактуализации.
Однако целостного представления о структуре личностного потенциала, путях и психологических механизмах его развития, о влиянии различных факторов на личностный потенциал студентов в учебно-воспитательном процессе в педагогике пока не существует. Очевидна необходимость комплексного подхода к разработке и исследованию личностного потенциала, определению содержания и условий его развития в учебновоспитательном процессе.
Материал и методика исследований. В процессе исследования был использован комплекс теоретических (анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития личностного потенциала) и эмпирических методов (наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты по организации работы, направленной на развитие личностного потенциала обучающихся). Диагностическое исследование проводилось на базе Чебоксарского электромеханического колледжа. В реализации экспериментальной программы участвовали 2 группы обучающихся: экспериментальная и контрольная. В качестве экспериментальной выступила естественная учебная группа, состоящая из 25 человек. В контрольной группе было 26 человек.
Результаты исследований и их обсуждение. Термин «потенциал» с латинского potentia дословно переводится как сила, возможность. В настоящее время данный термин широко используется в различных сочетаниях (потенциальная энергия, человеческий потенциал, личностный потенциал, поведенческий потенциал, нравственный и интеллектуальный потенциал и т. д.).
Понятие личностного потенциала является новым в науке, в отличие от исходного термина «потенциал». Исследование категорий возможности и действительности было начато еще греческими философами. В частности, Аристотель различает бытие в возможности (потенции) и актуальное бытие.
Понятие «личностный потенциал» прежде всего характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию.
В своем исследовании мы опирались на определение личностного потенциала, данное Д. А. Леонтьевым, где он обозначает его как интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» [7].
На основании анализа психолого-педагогической литературы мы конкретизировали понятие «личностный потенциал» как:
- интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установке, направленности) человека к миру;
- свойство, характерное для индивида, определяющее его возможности в творческом самоосуществлении и самореализации;
- личностные способности, позволяющие менять приемы действий в соответствии с изменяющимися условиями, и знания, умения, убеждения, определяющие результаты деятельности и побуждающие к самовыражению.
Потенциал существует как возможности человека, которые требуют выхода - реализации. Накапливаясь, они должны, полностью или частично, превращаться в действительность, а осуществление этого возможно только в процессе деятельности - материальной, духовной, научной, экономической, политической и т. д. [5].
Отражение взаимосвязи потенциала с деятельностью мы видим в научных работах В. Ж. Келле, Д. А. Леонтьева, В. Н. Маркова, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. По мне-
нию этих ученых, именно деятельностная природа потенциала помогает обнаружить его, развить и реализовать. Хотя, по утверждению В. Ж. Келле, потенциал и деятельность представляют собой два разных феномена [5].
Если потенциал можно раскрыть и развить в процессе какой-либо деятельности, то большое значение имеют потребности личности, определяющие появление мотивов, смыслов и ценностей в достижении избранной цели, а это обуславливает направленность личности. По утверждению ученых А. Маслоу, К. К. Платонова, Л. М. Фридмана, В. Н. Косырева, В. Н. Маркова, все это обеспечивает эффективность выполняемой деятельности.
Одной из наиболее определяющих потенциал личности, по мнению К. А. Абульха-новой-Славской, является духовная потребность, именно она интегрирует личностный потенциал и обнаруживается в виде уровня притязаний личности [1].
Анализ научной литературы по проблеме личностного потенциала показывает, что его сущность, структура и условия развития у различных авторов трактуются по-разному как с точки зрения понятийных, так и деятельностно-сущностных основ.
В. Н. Марков, Ю. В. Синягин определяют понятие «потенциал» как психологический феномен, интегрально описывающий феномены мотивов и способностей. Способности индивида отражают в этом случае уже реализованный потенциал, а мотивация личности определяет дальнейшие перспективы развития потенциала (нереализованная часть потенциала). В концепции данных авторов потенциал человека определяется как система его возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [8]. Кроме того, раскрытие потенциала человека идет через иерархию потенциалов: биологический потенциал как биоэнергетические процессы и их специфика, психологический потенциал как психическая регуляция, личностный потенциал как личностно-смысловое развитие. В этой связи несомненный научный интерес представляет рассмотрение феномена потенциала через призму концепции Л. С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Зона актуального развития, таким образом, - это текущий уровень развития способностей и новообразований индивида, тогда как зона ближайшего развития выступает как потенциал развития, зона возможного роста. Особо стоит отметить, что переход индивида из зоны актуального в зону ближайшего развития требует от него не только наличия мотивации к развитию, но и сформированности соответствующих внутренних функций и структур (физиологических, психологических, ценностно-смысловых и др.), которые являются важными предпосылками готовности совершить этот переход [2].
Работы М. С. Кагана, Л. А. Зеленова, О. Л. Краевой [3], [4], [6] позволяют вычленить в структуре личностного потенциала человека некий инвариант, образующий ядро, стержень личности. На основании этого отличительными чертами субъекта, имеющего высокий уровень развития личностного потенциала, можно считать:
- самореализованность в социальной действительности;
- жизнестойкость в повседневной жизни;
- открытость жизненным переменам;
- высокий уровень личностной зрелости.
М. С. Каган определяет личностный потенциал как «синтез гносеологического, аксиологического, коммуникативного потенциалов» [4].
В рамках научной школы, руководимой П. Ф. Кравчук, разработана концепция личностного потенциала, в которой выделены интеллектуальный, творческий, духовный и психофизиологический потенциалы. Только в единстве этих компонентов возможно становление и гармоничное развитие личности, совершенствование ее потенциальных возможностей, как считают сторонники данного направления.
Исследователи Е. Ф. Зеер, В. И. Носков, А. М. Павлова, Т. П. Скрипкина рассматривают личностный потенциал как структуру, компоненты которой образуют два взаимодействующих фактора. Во-первых, это реальные возможности индивида, характеризующие уровень его актуального развития. Сюда относятся знания, умения, навыки, способности, физические и интеллектуальные потенции. По мнению авторов, он реализуется за счет компонентов двух уровней: психофизиологического и квалификационного. Вторым фактором являются устремления и общая направленность личности, опирающиеся на систему отношений и представлений индивида о самом себе и окружающем мире, на иерархию ценностей и мировоззрение. Это третий уровень личностного потенциала - мотивационный по сути и психосоциальный по происхождению, важной психологической составляющей которого является ощущение самодостаточности и веры в себя. В структуре личностного потенциала необходимо выделить еще один фактор - стремление к расширению своего потенциала, позволяющий личности наиболее полно использовать имеющиеся задатки, превращая их в способности, приобретая и углубляя новые возможности. Это то, что А. Маслоу называл самоактуализацией.
Обобщив данные психологии и педагогики, мы сформулировали определение этого понятия применительно к проблеме нашего исследования: «Личностный потенциал студента - это структурное, личностно-деятельностное образование, включающее актуализированные (реализованные) составляющие, которые отражают совокупность личностных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций и скрытые (резервные) возможности личности, развитие которых осуществляется путем собственных усилий человека».
Ключевая особенность нашего исследования заключается в том, что актуализированные составляющие рассматриваются как ресурс, имеющийся у обучающегося на данный момент и определяющий следующую ступень личностного развития, которое может осуществиться наиболее эффективно при создании определенных педагогических условий.
Как было отмечено выше, в исследованиях многих ученых обязательным условием развития личностного потенциала является внутренняя мотивация. Если исходить из того, что мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (общение, творческая деятельность, учебная деятельность), связанное с удовлетворением определенной потребности, то внутренняя мотивация студента - это удовлетворение познавательной потребности, потребности творческого развития, желание выразить себя. Внешняя мотивация студентов чаще всего связана с получением хороших оценок, социального престижа, с соревновательностью и имеет мало общего с внутренней потребностью развития. Развитие личностного потенциала студентов зависит скорее от силы внутренней мотивации каждого.
По результатам проведенного опроса среди обучающихся колледжа очень высок процент (71 %) не имеющих осознанную мотивацию выбора обучения в данном образовательном учреждении, поэтому низка мотивация на получение профессии как возможности реализации себя в данной деятельности, что не может не отразиться на успеваемо-
сти и дисциплине. Поиск себя, желание самоутвердиться приводят зачастую к выбору деструктивных форм поведения. Жесткий контроль со стороны взрослых, педагогов, морализация и нотации еще больше усугубляют возникшую ситуацию. Утрата нравственных ценностей и подмена их материальными ценностями ведет к тому, что у обучающегося исчезает интерес к себе как уникальной личности, пропадает чувство самоценности.
Резервные возможности студента могут принять статус актуальной части его потенциала в определенных условиях стимулирования внутренней мотивации. Исходя из гипотезы нашего исследования, развитие личностного потенциала студентов технического колледжа обеспечивают следующие педагогические условия:
- осуществление учебно-воспитательного процесса в соответствии с научно обоснованной моделью развития личностного потенциала студентов технического колледжа;
- повышение уровня профессиональной подготовленности преподавателей на основе разработанной педагогической технологии - технологии педагогического общения;
- внедрение и реализация программы семинара «Теоретическая и практическая готовность преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности по развитию личностного потенциала обучающихся» (куда вошли теоретический курс «Педагогическое общение как предмет теоретического исследования» и практический курс «Самоанализ и обучение навыкам педагогического общения: работа над собой», отработка практических навыков преподавателей по организации целенаправленного педагогического общения в учебно-воспитательном процессе с целью развития личностного потенциала студентов); формирование отношения обучающихся к самому себе и окружающей действительности.
- создание образовательного пространства, способствующего развитию личностного потенциала студентов колледжа;
- мониторинг уровней развития личностного потенциала студентов технического колледжа.
Повышение профессиональной подготовленности преподавателей осуществлялось нами на основе технологии педагогического общения посредством реализации программы семинара «Теоретическая и практическая готовность преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности по развитию личностного потенциала обучающихся». Она была выбрана нами исходя из того, что правильно организованное педагогическое общение, которое проходит через весь учебно-воспитательный процесс, помогает студентам раскрыться, почувствовать свой потенциал и формирует у них потребность в самоактуализации и самореализации. Развитие личностного потенциала неотделимо от осознания студентом собственного достоинства, уверенности в своих силах, положительной самооценки, т. е. от позитивной Я-концепции, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция студентов зарождается и формируется главным образом в контексте общения и межличностных отношений.
В результате проведенного анализа с опорой на положения концепции Г. М. Зара-ковского, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. Н. Маркова, А. Б. Орлова, В. А. Пономаренко и др. были теоретически определены структурные компоненты личностного потенциала студента технического колледжа: индивидуально-личностная типология (личностные свойства и актуальные состояния), познавательные способности, мотивация, направленность, ценностные ориентации и др., воспитательный фактор влияния, в основе которого - целенаправленные развивающие воздействия, способствующие расширению возможностей и самоактуализации обучающегося.
На основе вышеизложенного мы разработали структуру и содержание личностного потенциала студента (рис. 1).
Л
V
Л
V
Л
V
ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА
Окружающая социальная среда:
- объекты (образовательные учреждения, различные социальные институты и др.)
- субъекты (человеческие ресурсы);
- явления и процессы внешнего мира;
- внешние события;
- материальные ресурсы.
Информационная среда: содержание, полнота, доступность информации
І ВНЕШНИЕ СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ 1 ВЛИЯНИЯ
ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА
К
Я
X
н
о
0 X
т
ч
1
о
X
л
ч
я
8
В
8
X
а
м
я р
- О
О «
и
3 х
X
о
4 в я а с я X о
ч
о
Я
5 й & 5 Э в
2 Е « у
13 5§
І * £ ©
- врожденные типологические свойства;
- характерологическая сфера, формирующаяся в процессе взаимодействия врожденных свойств с воспитывающим влиянием окружающей среды;
- сила и направленность внутренней активности обучающегося;
- мотивационно-ценностная направленность: мотивы, установки, смыслы, целеполагания, ценности, самооценка, отношения, уровень притязания и др.;
- познавательные способности (интеллект, когнитивные функции);
- эмоционально-динамические характеристики;
- стиль межличностного общения;
- состояние здоровья, физические кондиции и др.
Процесс фасилитации со стороны педагогов:
динамика индивидуально-личностных характеристик, знания, характеризующиеся:
- системностью (целостностью);
- мобильностью (динамичностью);
- актуальностью (современностью);
- альтернативностью (ассоциативностью).
Стремление к расширению потенций (самоактуализация):
- развитие задатков и способностей;
- адаптация обучающегося;
- самопознание;
- саморазвитие
J ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ
J ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ
Рис. 1. Структура и содержание личностного потенциала студента технического колледжа
С учетом имеющихся условий мы включили в структуру личностного потенциала две составляющие - это внешние ресурсы и внутренние ресурсы развития личностного потенциала. Под ресурсами мы понимаем набор средств, которые могут быть задействованы человеком для достижения определенной цели или получения определенных результатов. К категории внешних ресурсов мы отнесли окружающую социальную среду: различные объекты, субъекты, явления и процессы внешнего мира, информационную среду. В свою очередь, категория внутренних ресурсов представлена в виде двух факторов, оказывающих влияние на развитие личностного потенциала студентов: психогенетического и воспитательного. Психогенетический фактор включает в себя врожденные личностные свойства и характерологическую сферу, формирующуюся в процессе взаимодействия врожденных свойств с воспитывающим влиянием окружающей среды, мотивационно-личностную направленность студента, познавательные способности, эмоционально-динамические характеристики, внутреннюю личностную активность студента и т. д. Воспитательный фактор характеризует знания обучающихся, их глубину, целостность, динамичность, дает нам информацию о способностях студента, адаптационных возможностях и т. д. Целенаправленные развивающие воздействия в виде процесса фаси-литации со стороны педагогов способствуют стремлению к расширению потенциальных возможностей обучающегося или самоактуализации и самореализации.
Резюме. В ходе исследования были выявлены структура и содержание личностного потенциала студентов технического колледжа. В структуре личности потенциал представляется как индивидуальная система особым образом организованных внутренних и внешних ресурсов обучающегося.
Выявлены педагогические условия, определяющие развитие личностного потенциала в совокупности актуальных и действительных свойств, разворачивающихся в рамках личностного самоопределения обучающегося.
Таким образом, понимание особенностей развития личностного потенциала выступает как фактор успешности в самореализации и самоопределении личности студента в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход / К. А. Абульханова-Славская // Гуманистические проблемы психологической теории. - М. : Наука, 1995. - С. 27-48.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - С. 10-19.
3. Зеленов, Л. А. Становление личности / Л. А. Зеленов. - Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. -
168 с.
4. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. - 205 с.
5. Келле, В. Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Ж. Келле // Человек. - 1997. -№ 6. - С. 5-14.
6. Краева, О. Л. Социально-философский анализ потенциала человека : автореф. дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.01 / О. Л. Краева. - Н. Новгород : НГСА, 1999. - 46 с.
7. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2002. - С. 56-65.
8. Марков, В. Н. Потенциал личности: акмеологическая постановка проблемы / В. Н. Марков, Ю. В. Си-нягин // Мир психологии: научно-методический журнал. - 2000. - № 1. - С. 250-261.
9. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. - М. : Академия, 2002. - 272 с.