Научная статья на тему 'Сущность профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания как многоаспектного феномена'

Сущность профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания как многоаспектного феномена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / BACHELOR OF PEDAGOGY / PROFESSIONAL COMPETENCE / GENDER CULTURE / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / GENDER SOCIALIZATION / GENDER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Юлия Николаевна

В статье раскрывается одна из наиболее актуальных проблем современной отечественной образовательной системы, связанная со становлением профессиональной компетентности бакалавров педагогики в условиях поликультурного пространства. На основе теоретического анализа исследований, посвященных формированию профессиональной компетентности педагогов, автор статьи конкретизирует сущность понятия «профессиональная компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста» и выделяет в ее структуре системообразующие компоненты: психолого-педагогическую и социокультурную компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PEDAGOGY IN THE FIELD OF GENDER EDUCATION AS A MULTIDIMENSIONAL

The article deals with one of the most urgent problems of the contemporary national education system, associated with the development of professional competence of Bachelors of Pedagogy in the conditions of multicultural environment. On the basis of the theoretical analysis of the studies concerned with the teachers’ professional competence formation, the author specifies the essence of the concept of “professional competence of Bachelors of Pedagogy in the field of gender education of preschool age children" and distinguishes the backbone components in its structure: psychological and sociocultural competences.

Текст научной работы на тему «Сущность профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания как многоаспектного феномена»

УДК 378.14 Сальникова Юлия Николаевна

заведующий сектором научно-методической работы Пермского института железнодорожного транспорта

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ В ОБЛАСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МНОГОАСПЕКТНОГО ФЕНОМЕНА

Salnikova Yulia Nikolayevna

Head of Sector for Research and Methodological Activities, Perm Institute of Railway Transport

THE ESSENCE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PEDAGOGY IN THE FIELD OF GENDER EDUCATION AS A MULTIDIMENSIONAL

PHENOMENON

Аннотация:

В статье раскрывается одна из наиболее актуальных проблем современной отечественной образовательной системы, связанная со становлением профессиональной компетентности бакалавров педагогики в условиях поликультурного пространства. На основе теоретического анализа исследований, посвященных формированию профессиональной компетентности педагогов, автор статьи конкретизирует сущность понятия «профессиональная компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста» и выделяет в ее структуре системообразующие компоненты: психолого-педагогическую и социокультурную компетентность.

Ключевые слова:

компетентностный подход, бакалавр педагогики, профессиональная компетентность, гендерная культура, психолого-педагогическая компетентность, социокультурная компетентность, ген-дерная социализация, гендерное воспитание.

Summary:

The article deals with one of the most urgent problems of the contemporary national education system, associated with the development of professional competence of Bachelors of Pedagogy in the conditions of multicultural environment. On the basis of the theoretical analysis of the studies concerned with the teachers' professional competence formation, the author specifies the essence of the concept of "professional competence of Bachelors of Pedagogy in the field of gender education of preschool age children" and distinguishes the backbone components in its structure: psychological and sociocultural competences.

Keywords:

competence approach, Bachelor of Pedagogy, professional competence, gender culture, psychological competence, sociocultural competence, gender socialization, gender education.

В настоящее время российская система высшего образования претерпевает ряд изменений, связанных с желанием соответствовать международным требованиям подготовки студентов по направлению бакалавриата. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по профилю «Дошкольное образование» предусматривает подготовку студентов, чья будущая профессиональная деятельность связана с воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. Дошкольное детство - очень значимый этап формирования человека, где происходит первичная интериоризация социокультурных ценностей, освоение социальных ролей, становление основ культуры общения с представителями противоположного пола. Стихийное освоение детьми ценностей современной гендерной культуры может привести к непоправимым искажениям в личности ребенка. Грамотное сопровождение процесса гендерной социализации детей в этот период может осуществлять педагог, владеющий профессиональной компетентностью в области гендерного воспитания.

Инструктивное письмо «Об изучении вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования» констатирует необходимость реализации в образовательной практике гендерного подхода, предполагающего учет половых различий при организации педагогического процесса. Одна из задач, предусмотренных данным документом, связана с введением спецкурсов по гендерной проблематике при профессиональной подготовке специалистов [1]. Анализ практики внедрения учебных курсов позволяет констатировать ряд концептуальных оснований и гипотетических посылок реализации гендерного подхода в системе высшего профессионального образования. Большая часть курсов направлена на формирование информационной компетентности в области гендерной теории в различных отраслях гуманитарных наук: в психологии (И.С. Кле-цина «Психология гендерных отношений»), в социологии (М.П. Белоусова «Социология тендера»), в педагогике (Л.В. Градусова «Гендерная педагогика»). При этом мотивационная и технологическая составляющие профессиональной компетентности будущих специалистов в области гендерной теории остаются вне поля зрения научных изысканий большинства исследователей.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)

Результаты социологического опроса руководящих кадров дошкольных учреждений г. Перми, проведенного на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы в 20122013 гг., свидетельствуют об актуальности подготовки бакалавров педагогики в области тендерного воспитания детей дошкольного возраста. В опросе приняли участие 70 педагогов, работающих в должности воспитателя с высшей квалификационной категорией, методиста и заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе из следующих дошкольных образовательных учреждений г. Перми: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 20», МАДОУ «Детский сад № 175», МАДОУ «Детский сад № 120», МАДОУ «Детский сад № 368», МБДОУ «Детский сад № 295», МАДОУ «Детский сад № 167». Данные опроса констатируют, что у 54 % респондентов отсутствует понимание значимости целенаправленной работы по гендерному воспитанию, но при этом 77 % опрошенных готовы принять молодого специалиста, компетентного в данном направлении развития ребенка.

Анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы воспитателей по вопросам гендерного воспитания детей дошкольного возраста позволили выявить ряд противоречий между необходимостью мобилизации ресурсов гендерной культуры для перспективного общественного развития и недостаточной вовлеченностью высших учебных заведений в обеспечение решения этой задачи; между признанием гендерной культуры как основополагающего начала развития личности и недооценкой влияния профессиональной компетентности педагога на формирование гендерной культуры воспитанников.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования процесса подготовки педагогических кадров, ориентированных на реализацию гендерного подхода в практике взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Степень теоретической разработанности поставленной проблемы мы рассматриваем с точки зрения анализа ее системообразующих элементов - гендерной культуры как результата гендерного воспитания и профессиональной компетентности.

Современные отечественные исследователи феномена гендерной культуры (Н.Ф. Голованова, Н.Ю. Ерофеева, Л.В. Коломийченко) сходятся в понимании его как совокупности ценностей, отражающих специфику отношений между людьми разного пола: общественно значимые в определенный период времени внешние характеристики; нормы и правила поведения; виды деятельности, досуговые предпочтения и интересы, доминирующие среди представителей противоположного пола [2, с. 26].

В контексте рассматриваемой нами научной проблемы особую роль играют исследования И.С. Кона. В своих работах ученый описывает представителя эгалитарной (континуальной) ген-дерной культуры как личность, которая не имеет гендерных предубеждений и стереотипов, во взаимодействии с представителями противоположного пола проявляет партнерскую модель поведения, уважительно относится к результатам деятельности и достижениям людей как мужского, так и женского пола [3, с. 38]. Эти данные позволяют нам предположить, что профессиональная компетентность в области гендерного воспитания наиболее эффективно будет формироваться у представителей эгалитарной гендерной культуры. Таким образом, подготовка бакалавров педагогики в условиях высшего профессионального образования должна осуществляться с учетом типа гендерной культуры общества, в которой происходит профессиональное становление личности студента. Формирование представлений о типах гендерной культуры, умений и качеств личности применять данные знания в межличностном общении возможно в рамках вариативной части профессионального цикла учебных дисциплин, занимающих центральное место в развитии профессиональной компетентности студентов.

Современное полипарадигмальное пространство отечественной педагогической науки отличается терминологической неопределенностью понятия «профессиональная компетентность» и его структурных составляющих. По мнению И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, профессиональную компетентность педагога можно рассматривать как высокий уровень педагогической деятельности, универсальное умение личности мобилизовать свои знания и опыт в решении профессиональных проблем.

Формат изучения проблемы нашего исследования, связанного с поиском эффективных путей формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста, требует конкретизации ее сущностных характеристик и подсистем. Профессиональную компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста можно рассматривать как интегративное личностное образование, характеризующееся наличием знаний о гендерной культуре общества и ген-дерных особенностях субъектов образовательного процесса, ценностно-смыслового представления о гендерном развитии личности, умений успешно применять данные знания в практической

деятельности и формируемом на этой основе профессиональном опыте по решению задач гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Структурно данная компетентность представлена в нашем исследовании двумя подсистемами: психолого-педагогической и социокультурной компетентностями. В соответствии с основными составляющими профессиональной компетентности каждая из данных компетентностей содержит информационную, мотивационную, технологическую и рефлексивную компетенции.

Психолого-педагогическая компетентность бакалавров педагогики рассматривается в нашем исследовании как базовое профессионально-личностное качество, которое проявляется: в наличии знаний в области психологии и педагогики гендера; в присутствии интереса к современным образовательным программам гендерного образования в дошкольный период детства; в овладении методами гендерного воспитания, технологиями, обусловливающими развитие характерных для мужского и женского типов поведения способов взаимодействия, способствующими формированию качеств мужественности и женственности.

Значимой составляющей профессиональной компетентности педагога является и социокультурная компетентность. В рамках нашего исследования социокультурная компетентность определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в наличии знаний в области гендерной культуры, интереса к ее освоению, потребности в сохранении ее ценностей, готовности к позитивному диалоговому общению с противоположным полом в рамках пространства гендерной культуры.

Теоретическая значимость исследования проблемы формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста заключается в обогащении педагогической теории путем раскрытия содержательной характеристики понятий социокультурной и психолого-педагогической компетентности. Практическую значимость исследования мы видим в привлечении внимания к технологии формирования данной компетентности научно-методических подразделений высших учебных заведений, чья деятельность связана с подготовкой педагогических кадров и учреждений дошкольного образования, заинтересованных в повышении квалификации кадров по данному направлению.

Таким образом, проблема формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста исследуется впервые. Исследование данной проблемы внесет значимый вклад в разработку методического и технологического инструментария реализации стандартов нового поколения, обозначит существенные взаимосвязи между уровнем целенаправленной полоролевой социализации детей дошкольного возраста и профессиональной компетентностью бакалавра.

Ссылки:

1. Об изучении вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования : инструктивное письмо Министерства образования РФ от 9 июля 2003 г. № 36-56-51ин/36-13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm (дата обращения: 07.10.2014).

2. Коломийченко Л.В. Прикладные аспекты социального развития детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности : монография. Пермь, 2007. С. 26-27.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003. С. 36-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.