Профессиональная компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования
Коломийченко Л. В.,
доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета,
г. Пермь, Россия
Сальникова Ю. Н.,
аспирант
кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета,
г. Пермь, Россия
Аннотация. Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования представило общественности новый образ ребенка старшего дошкольного возраста, где одной из ключевых характеристик его личности является позитивное взаимодействие и принятие сверстников противоположного пола. Гендерная культура личности стала рассматриваться как один результатов процесса дошкольного образования. Это приводит к актуальности формирования профессиональной компетентности специалистов в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Авторы статьи представляют результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности в области гендерного воспитания у будущих бакалавров педагогики.
В настоящее время российская система высшего образования претерпевает ряд изменений, связанных с желанием соответствовать международным требованиям подготовки студентов по направлению бакалавриат. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки «Дошкольное образование» предусматривает подготовку студентов, чья будущая профессиональная деятельность связана с воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. Исследователи отмечают период дошкольного детства как очень значимый этап формирования человека, его первоначального приобщения к разным видам культуры, первичной интериоризации социокультурных ценностей, освоению разных социальных ролей, становлению основ культуры общения, особое место среди которых занимают способы взаимодействия между людьми разного пола, то есть представителями гендерной культуры.
Незнание особенностей гендерного развития детей дошкольного возраста, «бедность» методических приемов, направленных на гендерное воспитание и стихийное освоение детьми ценностей современной гендерной культуры может привести к непоправимым искажениям в личности ребенка. Грамотное сопровождение процесса полоролевой социализации детей в этот период может осуществлять только педагог, владеющий профессиональной компетентностью в области гендерного воспитания.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об изучении вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования» констатирует необходимость реализации в образовательной практике гендерного подхода, предполагающего учет половых различий организации педагогического процесса и рекомендует вводить в образовательный процесс учебных заведений специальные курсы
по гендерной проблематике (Министерство образования РФ. Инструктивное письмо от 9 июля 2003 г. № 36-56-51ин/36-13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm). Анализ практики внедрения данных курсов за последние пять лет позволяет констатировать ряд концептуальных оснований и гипотетических посылок реализации гендерного подхода в системе высшего профессионального образования. Большая часть учебных курсов направлена на формирование когнитивных представлений в области гендерной теории в различных отраслях гуманитарных наук: в психологии (И.С. Клецина «Психология гендерных отношений»), в социологии (М.П. Белоусова «Социология тендера»), в истории (Л.П. Репина «История Западной Европы в гендерном измерении»), в политологии (М.Г. Муравьева «Гендерная экспертиза законодательства»), в педагогике (Л.В. Градусова «Гендерная педагогика»). При этом мотивационная и технологическая составляющая профессиональной компетентности будущих специалистов в области гендерной теории остаются вне поля зрения научных изысканий большинства исследователей.
Анализ нормативных документов, социально-психологической, педагогической литературы, изучение опыта работы воспитателей по вопросам гендерного воспитания детей дошкольного возраста позволил выявить ряд противоречий между:
- признанием гендерной культуры, как основополагающего начала гармонизации межполовых отношений и развития человека определенного пола и недооценкой влияния профессиональной компетентности педагога на формировании гендерной культуры воспитанников;
- между достижениями отечественной педагогической науки в области гендерного воспитания и образования подрастающей молодежи и реальной педагогической практикой использования данных разработок в профессиональной деятельности педагогов;
- между возможностью формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области решения задач гендерного воспитания детей дошкольного возраста и отсутствием программно-целевых ориентиров при построении педагогического процесса в системе высшего профессионального образования по данному направлению.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования процесса подготовки педагогических кадров, ориентированных на реализацию гендерного подхода в практике взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста.
Для решения обозначенной проблемы в науке сложились определенные теоретические предпосылки, находящие отражение в работах из области философии, социологии, психологии и педагогики:
- первую группу работ составляют исследования философского осмысления феномена мужского и женского пола в обществе (Аристотель, Ж. Бодийяр, И. Кант, Ж.Ж. Руссо, Б. Рассел, М. Фуко); педагогические, социологические и психологические исследования, посвященные феномену гендерной культуры (В.С. Библер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.И. Гессен, Н.Ф. Голованова, Н.Ю. Ерофеева, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон);
- вторая группа исследований связана с определением сущностных характеристик профессиональной компетентности педагога как многоаспектного феномена и ее структурных составляющих (А.В. Хуторской, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.А. Зимняя);
- третья группа отражает сущность и специфику организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста: положения теории гендерного воспитания (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, А.Г. Хрипкова); теоретических идей гендерной социализации как условия интеграции личности и
социума (Л.В. Коломийченко, Т.А. Репина, Л.И. Столярчук, Н.Е. Татаринцева, Л.В. Трубайчук);
- четвертая группа посвящена исследованиям реализации гендерного подхода в практике высшего профессионального образования (Л.В. Градусова, И.С. Клецина, О.В. Прозументик, А.А. Темкина, И.Н. Тартаковская);
Выявленные противоречия позволили нам определить объект исследования -педагогический процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики, и предмет исследования - технология формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Цель настоящего исследования - теоретическое обоснование и практическая апробация технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в системе высшего профессионального педагогического образования.
Исходя из актуальности исследования, выявленных противоречий и сложившихся в науке теоретических предпосылок нами была выдвинута гипотеза исследования: профессиональная компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей модели компетентного специалиста в условиях реализации культурологической парадигмы образования. Вместе с тем ее становление в условиях системы высшего образования находится на низком уровне и носит стихийный характер в силу недостаточного теоретического обоснования и экспериментального подтверждения возможных форм, методов, условий способствующих результативности этого процесса. Эффективность работы по формированию профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста определяется соблюдением следующих условий:
- четкого определения сущности профессиональной компетентности бакалавров в области гендерного воспитания как интегративного личностного образования, дифференциации и интеграции двух ее составляющих (психолого-педагогической и социокультурной), определенностью ее основных параметров (показателей, критериев оценки, уровней);
- построения и успешной реализации модели и педагогической технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания;
- учета двух типов гендерной культуры студентов (патриархатной и континуальной) в образовательном процессе вуза;
- разработанности теоретических основ и прикладных аспектов изучения и формирования психолого-педагогической и социокультурной компетентности бакалавров как основных составляющих профессиональной компетентности в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Осуществить теоретическое обоснование технологических аспектов формирования социокультурной и психолого-педагогической компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить содержательную и уровневую характеристику основных параметров профессиональной компетентности в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни).
3. Осуществить подбор и модификацию диагностического инструментария по определению профессиональной компетентности в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
4. Определить наличие корреляционной связи между структурными компонентами профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать модель и технологию становления социокультурной и психолого-педагогической компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания, осуществить ее экспериментальную апробацию, определить эффективность реализации.
Наше исследование основывалось на следующих концептуальных положениях:
1. Профессиональную компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как интегративное личностное образование, характеризующееся наличием знаний о генедерной культуре общества и гендерных особенностях субъектов образовательного процесса, ценностно-смыслового представления о развитии личности с точки зрения гендерного подхода, умений успешно применять данные знания в практической деятельности и формируемом на этой основе профессиональном опыте по решению задач гендерного воспитания детей дошкольного возраста (Сальникова Ю.Н. Сущность профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания как многоаспектного феномена [Текст]//Теория и практика общественного развития - 2014 - №20 - С.189-192).
2. Профессиональную компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет две составляющие: психолого-педагогическую и социокультурную компетентность. Психолого-педагогическая компетентность бакалавров педагогики рассматривается в нашем исследовании как базовое профессионально-личностное качество, которое проявляется: в наличии знаний в области психологии и педагогики гендера, в проявлении интереса к современным образовательным программам гендерного образования в дошкольный период детства, в овладении методами гендерного воспитания (организации различных видов игр, формирования и разрешения проблемных ситуаций, этические беседы, праздники); в овладении технологиями эффективной реализации процесса гендерного воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно технологиями, обусловливающими развитие характерных для мужского и женского типов поведения способов взаимодействия, технологиями способствующими формированию качеств мужественности и женственности.
Социокультурная компетентность определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в наличии знаний в области гендерной культуры, интереса к ее освоению, потребности в сохранении ее ценностей, готовности к позитивному диалоговому общению с противоположным полом в рамках пространства гендерной культуры.
3. Формирование профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания предполагает целенаправленную организацию процесса подготовки педагогических кадров с помощью определенной технологии.
4. Разработка технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться в соответствии с моделью, включающей программно-целевой, операционально-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты. Программно-целевой компонент представлен разработанной авторской программой специального курса, операционально-деятельностный компонент представлен средствами (учебные пособия, художественная литература, кинофильмы) методами (активного, проблемного и проектного обучения - деловые игры, тренинговые упражнения, сказкотерапия, проектирование) и формами организации (тематические встречи, экскурсии в художественные музеи и театры, дискуссии, праздники), контрольно-оценочный представлен диагностическим инструментарием и выявленными
уровнями освоения профессиональной компетентности в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста (критический, базовый, оптимальный).
Тема и задачи исследования обусловили выбор ее методов:
- теоретические - феноменологический и сравнительный анализ, обобщение и систематизация данных философских, психологических и педагогических источников по исследуемой проблеме, анализ нормативно-правовых документов;
- эмпирические - методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование), методы качественной и количественной обработки: сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена, качественный анализ и интерпретация полученных данных.
Эксперимент был проведен на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета и муниципальных дошкольных образовательных учреждений: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №20» и МДОУ «Детский сад №368» г.Перми.
В ходе эксперимента были собраны 2 контрольные группы и 2 экспериментальные.
Возрастной состав испытуемых первой контрольной группы и первой экспериментальной группы: от 18 до 22 лет. По половому составу - гетерогенны, студенты факультета педагогики и психологии детства, обучающиеся на 3,4 курсе очного отделения по направлению подготовки бакалавриат 050100 «Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»)» и 050400 «Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»). Общее количество участников - 90 человек, 45 человек в контрольной и 45 человек в экспериментальной.
Возрастной состав испытуемых второй контрольной группы и второй экспериментальной группы - дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, воспитанники муниципальных дошкольных образовательных учреждений: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №20» и МДОУ «Детский сад № 368» г. Перми. Общее количество участников - 96 детей, 47 - в контрольной и 49 - в экспериментальной.
Исследование проводилось с 2012 г. по 2015 г. в три этапа. Первый этап -поисково-теоретический. На этом этапе определялась проблема, рабочая гипотеза, цели, задачи и остальные характеристики исследования; осуществлялось изучение философской, психолого-педагогической, социологической литературы по избранной теме; уточнялся и конкретизировался понятийный аппарат.
Проведенный феноменологический анализ педагогических, социальных, психологических аспектов категории «профессиональная компетентность», «гендерная культура», «гендерное воспитание» позволил констатировать многоаспектность выделенных феноменов и направленность их развития в рамках конкретной науки. Современные исследователи феномена профессиональной компетентности И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Г. К. Селевко определяют его как интегральное личностное качество, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, и представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать задачи профессиональной деятельности. Широта содержательных характеристик профессиональной компетентности свидетельствует о ее полиаспектности, типологическом многообразии и дифференцировании видов: профессионально-методическая компетентность (Земцова Е.В.), социально-профессиональная компетентность (Байденко В.И., Ветошкин А.П., Лаптева М.Д.), технологическая компетентность (Никифирова Е.И., Манько Н.Н.), индивидуальная компетентность (Маркова А.К.), культурологическая компетентность (Муреева С.В., Поморцева Н.В.), гендерная компетентность (Клецина И.С., Столярчук Л.И., Радзивилова М.А.). Придерживаясь позиции А.В. Хуторского, Н.В. Кузьминой, В.В. Серикова, И.А. Зимней, В.Д. Шадрикова в нашем исследовании профессиональная
компетентность является первичной категорией и своеобразной нормой педагогической деятельности. Она представляет собой интериоризованную совокупность системы знаний, умений, и развитых на этой основе профессиональных качеств и мотивов личности педагога. Профессиональную компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в нашем исследовании мы понимаем как интегративное личностное образование, характеризующееся наличием знаний о генедерной культуре общества и гендерных особенностях субъектов образовательного процесса, ценностно-смыслового представления о развитии личности с точки зрения гендерного подхода, умений успешно применять данные знания в практической деятельности и формируемом на этой основе профессиональном опыте по реализации задач гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Профессиональная компетентность связана с деятельностью и той ситуацией, в которой она проявляется. Профессиональная компетенция является структурным элементов профессиональной компетентности и определяется, как способность учителя выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами (Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции.//Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета.- Ростов н/Д :РГУ, 2003.-TIX.-C. 234-237). Наиболее четко эта идея прослеживается в утвержденных федеральных государственных стандартах, где компетенции будущего бакалавра педагогики выступают в качестве целевых установок профессионального обучения. Профессиональная компетентность бакалавров педагогики в нашем исследовании представлена двумя составляющими - психолого-педагогической и социокультурной компетентностью, которые в своей структуре содержат информационную, мотивационную, технологическую и рефлексивную компетенции.
Психолого-педагогическая компетентность бакалавров педагогики рассматривается в нашем исследовании как структурный элемент, подсистема, входящая в профессиональную компетентность в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Наряду с другими исследователями психолого-педагогической компетентности, мы придерживаемся позиции, что данную компетентность можно отнести к базовым профессионально-личностным качествам, которое проявляется:
- в наличии знаний в области психологии и педагогики гендера, в проявлении интереса к современным образовательным программам гендерного образования в дошкольный период детства;
в овладении методами гендерного воспитания: организации различных видов игр, формирования и разрешения проблемных ситуаций, этические беседы, праздники;
- в овладении технологиями эффективной реализации процесса гендерного воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно технологиями, обусловливающими развитие характерных для мужского и женского типов поведения способов взаимодействия; технологиями, способствующими формированию качеств мужественности и женственности.
Значимой составляющей профессиональной компетентности бакалавра педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста является не только психолого-педагогическая, но и социокультурная компетентность. В современном пространстве культура как социальный феномен становится естественной формой повседневного бытия, притягивая к себе и соединяя элементы других видов культур. В настоящее время наблюдается ускорение процесса изменения культурных паттернов - форм социальной организации и моделей социального действия, ценностей и типов мировоззрения (Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Ч.1,2 - Казань, 1998 -566 с.).
Проблема «социокультурной компетентности», в некоторых исследования она обозначена как «компетенция», рассматривается в социологических (Меркурьева Ю.В.,
Бочкарева С.В.), культурологических (А.П.Садохин, О.А. Захарова), и психолого-педагогических работах (Т.А. Жукова, Г.В. Елизарова, И.К. Ярцева) сравнительно недавно и не имеет как четкой терминологической определенности, так и единства понимания исследователями ее структурных компонентов. В рамках нашего исследования социокультурная компетентность определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в наличии знаний в области гендерной культуры, интереса к ее освоению, потребности в сохранении ее ценностей, готовности к позитивному диалоговому общению с противоположным полом в рамках пространства гендерной культуры.
Таким образом, для формирования профессиональной компетентности необходимы определенные условия, в которых они могут проявляться, важен процесс совершенствования как внешней среды (стандартов, образовательных программ, педагогических технологий), так и внутренней среды (развитие самосознания, рефлексии, самоконтроля и самооценки и соответствующих данным личностным новообразованиям психологических качеств личности). В таких условиях, компетентный специалист достигнет определенного уровня профессионального мастерства и в совершенстве овладеет профессиональной деятельностью (Современная система образования: теория и практика/ под редакцией И.В Ткаченко. Ставрополь: Логос, 2014. -238 с.).
Гендерную культуру мы рассматриваем как содержательную и ценностно-смысловую основу гендерного воспитания детей дошкольного возраста и понимаем под ней систему действующих в данном обществе совокупность ценностей, отражающих специфику отношений между людьми разного пола, а также принципов и матриц поведения, формирующих социокультурные аспекты пола (гендерные роли, гендерные отношения, гендерные стереотипы, семейно-брачные установки и т.д.). (Медвецкая, Н.М. Психологические аспекты гендерной культуры студентов университета [Текст]/ Н.М. Медвецкая, С.Д. Матюшкова // Психологический журнал. - 2008. - №4(20) - С. 2428., С. 26.)
Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась разработка и реализация технологической модели и методических рекомендаций по формированию социокультурной и психолого-педагогической компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Придерживаясь позиции Б.Т. Лихачева, который понимает под педагогической технологией «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств» (Лихачев Т.Б. Педагогика. Курс лекций. М.; Владос, 2010 -648 с. С.343) нами была разработана структурная модель технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания. Данная модель включает в себя программно-целевые, операциональные и мониторинговые компоненты и базируется на культурологическом, системном, деятельностном и компетентностном подходе. Методологической основой технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики является теория социальной конструкции гендера, основное положение которой гласит, что индивид в процессе социализации усваивает и воспроизводит общественно сконструированные образцы полового поведения, восприятия, оценивания. Целью технологии является повышение уровня профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Содержательный компонент технологии реализуется через образовательные модули «Гендерная культура: ее сущность и функции», «История развития гендерных исследований в России и за рубежом», «Гендерное развитие человека в онотогенезе», «Гендерные роли и их разнообразие», «Педагог в поликультурном пространстве образования». Операциональный компонент включает такие средства обучения как
учебные пособия по гендерной и психолого-педагогической проблематике («Гендерная психология» Ш.Берн, «Гендерная социология» Э.Гидденса), художественную литературу («Искусство любви» Э.Фромма, «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина), художественные фильмы и мн.др. Данный компонент включает методы активного, проблемного и проектного обучения (деловые и тренинговые игры, проектирование, моделирование, сказкотерапия) и такие формы работы как тематические встречи с представителями педагогической профессии, дискуссии, экскурсии (в художественную галерею, краеведческий музей), праздники, походы в театр. Мониторинговый компонент основан на введении трех уровней сформированности профессиональной компетентности в области гендерного воспитания (критический, базовый, оптимальный) и подобранного диагностического инструментария по каждому компоненту (Сальникова Ю.Н. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания/ Psychological, pedagogical and socio-cultural aspects of identity and the development of the creative Potential of a person and a Society: Materials of the international scientific conference on January 17-18, 2015.-Prague.-71-74 p.).
В соответствии с решаемыми задачами в нашем исследовании задачами, процедура диагностики проводилась для измерения разных компетенций психолого-педагогической компетентности, так и для измерения компетенций социокультурной компетентности. Для этого были подобраны соответствующие методики:
- информационная компетенция - модифицированный тест оценки знаний, разработанный И.С. Клециной «Формирование и развитие гендерной компетентности личности»;
- мотивационная компетенция - методика «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А.А.Реана в модификация методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой);
- операциональная компетенция - метод экспертных оценок;
- рефлексивная компетенция - «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (автор Фетискин Н.П).
Для диагностики компетенций социокультурной компетентности нами были использованы следующие диагностические методики:
- информационная компетенция - диагностическая анкета «Гендерная культура» (автор С.Д. Матюшкова);
- мотивационная компетенция - методика С.Бэм «Маскулинность-феминность»;
- операциональная компетенция - метод экспертных оценок;
- рефлексивная компетенция - тест «Кто я?» (М.Кун, Т. Макпартленд в модификации Т.В. Румянцевой).
Данный диагностический инструментарий использовался на констатирующем и контрольном этапе эксперимента с целью изучения наличествующего и достигнутого уровня профессиональной компетентности в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста, как в контрольной, так и в экспериментальной группе студентов.
Во второй экспериментальной и контрольных группах, основной контингент которых составили дети старшего дошкольного возраста, были использованы диагностические методики по трем сферам гендерной культуры личности: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Для диагностики гендерной культуры детей старшего дошкольного возраста были использованы: для когнитивной сферы- метод беседы, для эмоциональной сферы - цветовой тест Люшера, для диагностики поведенческой сферы -наблюдение за полоролевым поведением в игровой деятельности. Измерения трех сфер и соотнесение их с тремя уровнями освоения гендерной культуры (низкий, средний, высокий) происходило в контрольной и экспериментальной группе на начальном этапе опытно-экспериментальной работы и на итоговом. В ходе проведения эксперимента студенты, обучающиеся по педагогической технологии формирования
профессиональной компетентности в области гендерного воспитания проводили ряд педагогических мероприятий, направленных на развитие уровня гендерной культуры у детей старшего дошкольного возраста, входящих в экспериментальную группу.
Третий этап - аналитико-обобщающий. На этом этапе проводился сравнительный и корреляционный анализ результатов эксперимента, их интерпретация и обобщение, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования.
Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал: доля студентов, обладающих профессиональной компетентностью в области гендерного воспитания, в выборке экспериментальной группы не больше, чем в выборке контрольной группы. Все компетенции психолого-педагогической и социокультурной компетентности находятся на критическом (62%) и базовом (38%) уровне сформированности. Уровень гендерной культуры детей контрольной и экспериментальных групп на начало эксперимента находился приблизительно в одном соотношении: низкий (43%), средний (47%), высокий (10%) в контрольной группе, и низкий (41%), средний (46%), высокий (13%) в экспериментальной группе.
Сравнение измеряемых компетенций контрольной группы до начала эксперимента и после его завершения по 1- критерию Стьюдента показало незначимость различий, что свидетельствует о несформированности профессиональной компетентности и ее составляющих в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста у испытуемых контрольной группы.После проведения опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе метод ^критерия Стьюдента показал значимость различий по целому ряду показателей компетенций психолого-педагогической и социокультурной компетентности (см.Приложение 1.).
Метод раноговой корреляции Спирмена подтвердил усиление взаимосвязи между структурными компетенциями психолого-педагогической и социокультурной компетентности в экспериментальной группе. Много-многозначные связи между структурными компонентами компетентности в ходе корреляционного анализа свидетельствуют о том, что повышение уровня одной компетенции ведет к повышению уровня другой. Эта корреляционная связь позволяет нам предположить о правильности выбранных структурных компонентов профессиональной компетентности. Поскольку в ходе эксперимента участники данной выборки подверглись целенаправленному педагогическому воздействию и созданию определенной развивающей среды, данные много-многозначные связи, установившиеся после эксперимента мы рассматриваем как детерминируемые специально созданной образовательной средой, включающей в себя педагогическую технологию формирования профессиональной компетентности.
Итоговая диагностика констатировала повышение уровня профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста лишь у участников экспериментальной группы: критический (13%), базовый (39%), оптимальный (48%). Были зафиксированы изменения и в уровне гендерной культуры тех детей, которые входили в экспериментальную группу: низкий (14%), средний (39%), высокий (47%).
Таким образом, опытно-экспериментальным путем подтверждены основные гипотетические посылки, связанные с изучением профессиональной компетентности бакалавров педагогики, определены условия доказательства данного тезиса: учет гендерной культуры студентов, определенность параметральных характеристик изучаемого явления, теоретическая обоснованность разработки и реализации педагогической технологии.
Выводы и основные положения исследования, накопленный в ходе исследования эмпирический материал (программы, анкеты, опросники, тесты) могут быть использованы образовательными учреждениями педагогического профиля высшего и среднего профессионального образования. Прогностический потенциал исследования
обусловлен возможностью организации на его основе комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования системы гендерного образования, воспитания и просвещения на территории Российской федерации.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Ч.1,2 - Казань, 1998 -566 с.
2. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции.//Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета.- Ростов н/Д :РГУ, 2003.-TIX.-C. 234-237.
3. Лихачев Т.Б. Педагогика. Курс лекций. М.; Владос, 2010 - 648 с. С.343.
4. Медвецкая, Н.М. Психологические аспекты гендерной культуры студентов университета [Текст]/ Н.М. Медвецкая, С.Д. Матюшкова // Психологический журнал. -2008. - №4(20) - С. 24-28., С. 26
5. Министерство образования РФ. Инструктивное письмо от 9 июля 2003 г. № 36-56-51ин/36-13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm (дата обращения 07.10.2014)
6. Сальникова Ю.Н. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания/ Psychological, pedagogical and socio-cultural aspects of identity and the development of the creative Potential of a person and a Society: Materials of the international scientific conference on January 1718, 2015.-Prague.-71 -74 p.
7. Сальникова Ю.Н. Сущность профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания как многоаспектного феномена [Текст]//Теория и практика общественного развития - 2014 - №20 - С.189-192
8. Современная система образования: теория и практика/ под редакцией И.В Ткаченко. Ставрополь: Логос, 2014. -238 с.