5. ЛеонтьевД.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - С. 156-176.
6. Макаревич Р.А. Психологические особенности управленческого труда и подготовки к нему // Ярославский психологический вестник. -2007. - №>21. - С. 80-85.
УДК 159.98
Кругова Наталья Владимировна
Тверской колледж им. А.Н. Коняева [email protected]
СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ТРУДА В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Исследование сущности познавательной деятельности следователя как субъекта труда в ходе производства следственных действий по уголовному делу проведено с целью выявить психологические особенности данного вида деятельности для получения теоретических выводов и выработки практических рекомендаций, позволяющих оптимизировать труд следователя. Выводы и результаты исследования могут быть использованы образовательными учреждениями при подготовке следователей к профессиональной деятельности, а также для их работы в органах прокуратуры, МВД РФ, ФСБ РФ.
Ключевые слова: следователь, практическое мышление, проблемная ситуация, профессионально важные психологические качества, оптимизация познавательной деятельности.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным кодексом РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Значительное место в организации труда следователя принадлежит познавательной деятельности, которая является определяющим компонентом психологической структуры профессиональной деятельности следователя. Осуществляя эту деятельность в ходе проведения следственных действий, следователь как субъект уголовного процесса одновременно является и субъектом труда, так как в рамках своей профессии он применяет и совершенствует свои трудовые навыки, опираясь при этом на присущие ему профессионально важные психологические качества.
Познавательная (поисковая) деятельность, заключается в собирании и исследовании разнообразных фактов, на основании которых полностью восстанавливается прошлое событие, взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление.
Познавательная деятельность следователя отличается большим разнообразием и сложностью материала, который подлежит анализу. Для того чтобы выделить факты, которые имеют отношение к расследуемому делу, следователь должен начать с анализа данной ситуации. Аналитическая
способность предполагает умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять из них те, которые остаются незамеченными для поверхностного взгляда, но для данного дела имеют существенное значение.
Особенности познавательной деятельности следователя заключаются в том, что в ходе познания он не только сам решает возникшие мыслительные задачи, но и имеет возможность решения ряда задач, связанных с восстанавливаемой моделью события, поручать другим лицам: обладающим специальными познаниями или очевидцам прошедших событий. В первом случае следователь решает задачи, связанные с необходимостью применения специальных знаний, а во втором случае мыслительные задачи связаны с анализом и синтезом наблюдавшихся ранее фактов и явлений.
Познание совершенного преступления как события прошлого осуществляется путем построения мыслительной модели на основании собираемой, оцениваемой, систематизированной информации, постоянно дополняемой в ходе следствия по делу. При этом не только воссоздается статическая модель определенного объекта, но и познается механизм действия, поведения. Это предопределяет необходимость постоянного мыслительного движения за определенным объектом.
Познание события прошлого основывается на фактах настоящего. В связи с этим возникает необ-
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Кругова Н.В., 2010
ходимость построения мыслительных моделей взаимосвязей фактов и явлений настоящего с прошедшим событием. На этом этапе реализуется процесс мыслительной обработки получаемой информации, выдвижения и проверки различных версий.
Познание включает в себя и практическую деятельность, которая направлена на проверку и оценку познаваемых фактов и явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной деятельности.
Работе следователя свойственен исследовательский характер, поэтому для успешного осуществления процесса расследования требуется ряд высокоразвитых интеллектуальных качеств, таких как острая наблюдательность, отличная память, умение логически мыслить, высокоразвитое творческое воображение, быстрая ориентировка, сообразительность, четкость мышления, гибкость и критичность ума.
Определить, какие интеллектуальные качества являются необходимыми в познавательной деятельности следователя можно только путем изучения психологической характеристики мыслительной деятельности. К общим свойствам мышления следователя относятся быстрота, глубина (умение выделить главное), широта (умение охватить большой круг вопросов), гибкость, продуктивность, самостоятельность.
Следственное мышление требует гармонического сочетания анализа и синтеза. Аналитический склад ума позволяет разобраться в многочисленных деталях дела, синтетический - в сложных. Перед следователем всегда стоит определенная практическая задача - расследование конкретного уголовного дела, поэтому существенной особенностью мышления следователя является умение видеть перспективу дела вплоть до судебного разбирательства.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что преобладающим видом следственного мышления является практическое мышление.
Следователь также должен отличаться развитым обобщающим мышлением, т.е. уметь создавать такие синтетические образования, как динамическая модель проблемной ситуации, формами которой являются картина преступления, версия, план расследования. Успешное раскрытие преступления предполагает умение видеть сразу и целое и детали.
Основным звеном практического мышления следователя является анализ через синтез, который заключается в том, что в процессе мышления объект включается в новые связи и в силу этого выступает в новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях, а это означает, что из объекта таким образом черпается новое содержание, в нем выявляются все новые свойства. В процессе расследования анализ и синтез взаимосвязаны и взаимообусловлены. В одних случаях анализ предшествует синтезу, а в других - синтез анализу. Анализ первоначально собранных данных является предпосылкой возникновения у следователя той или иной версии (синтетического образования). В дальнейшем анализ добываемой информации осуществляется уже с позиций данной версии. Чтобы не быть скованным единственной версией, следователь должен выдвигать несколько версий, он должен обладать способностью отбрасывать неподтвердившиеся версии и при этом строить и выдвигать другие. При этом необходимо, если нужно, радикально изменять прежний план действий или составлять новый. Все это требует от следователя гибкости и свободы ума.
Действуя подчас в чрезвычайно сложной обстановке и испытывая постоянный дефицит времени, следователь должен уметь быстро разбираться в сложившейся ситуации и находить правильное решение. Все это требует активизации аналитико-синтетической деятельности. При этом нередки случаи, когда следователь после более или менее длительного размышления мгновенно находит нужное решение проблемной ситуации -такое решение достигается интуитивно.
Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно имеет тенденцию основываться прежде всего на свернутом восприятии всей проблемы сразу. При интуитивном мышлении человек достигает ответа, который может быть как правильным, так и ошибочным, при этом он мало осознает тот процесс, посредством которого получил искомый ответ.
Интуиция следователя имеет особое значение. Интуитивный интерес протекает быстро, стремительно, что исключает возможность полного осознания всех звеньев умозаключения. Однако, для собирания, исследования и оценки доказательств профессиональная интуиция необходима.
Оптимизации познавательной деятельности следователя способствует комплекс профессио-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
163
нально важных психологических качеств, которые влияют на результаты его деятельности в рамках расследования уголовного дела. Развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, сообразительность, умственная работоспособность, аналитический склад ума, прогностические способности, активность, развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию - это профессионально важные качества, которые обеспечивают высокий уровень интеллектуального развития и стимулируют познавательную активность следователя в ходе проведения следственных действий.
Среди профессионально важных психологических качеств следователя большое значение придается памяти, т. к. ее роль значительна в накоплении опыта и сохранении знаний. Следователь должен много знать и хорошо помнить познанное. Память следователя позволяет сохранить комплекс профессиональных знаний и опыта, обстоятельств конкретного дела, фактических данных. Благодаря памяти следователь сохраняет и в нужный момент воспроизводит имеющиеся в деле данные. Для восполнения пробелов памяти следователь может успешно использовать конспекты, записные книжки.
Следователь должен стремиться к выработке профессиональной памяти, продуктивность которой очень высока. Развитие профессиональной памяти связано с длительной тренировкой. Она зависит от состояния человека в моменты восприятия, от качества внимания. Память тесно связана с профессиональной наблюдательностью.
Наблюдательность играет важную роль в познавательной деятельности следователя при производстве следственных действий. Профессиональная наблюдательность призвана отличать различные изменения в предметах, явлениях, в поведении людей, которые могли бы быть связаны с преступным деянием. Наблюдательность следователя зависит от особенностей его характера, практического и жизненного опыта, психического состояния. Она необходима следователю при осмотре места происшествия, трупа, опознании, допросе.
Практика выработала общие правила организации наблюдения, которые необходимо помнить следователю при проведении следственных действий:
- до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;
- определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план или схему наблюдения;
- искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;
- расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения держать в поле зрения одну из частей, не забывая и о наблюдении за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;
- не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с различных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;
- подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой; подвергать критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;
- сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различия, связи;
- сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;
- ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;
- привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;
- помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения;
Профессиональная наблюдательность следователя - это не простая натренированность его глаз или слуха. Это личностное явление.
Все компоненты психологической структуры познавательной деятельности следователя тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, обеспечивая высокий уровень производства следственных действий при расследовании уголовного дела.
Библиографический список
1. Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 166 с.
2. Мальцев В.И. Очерки диалектической логики. - М., 1974. - 45 с.
3. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. -М.: Зерцало, 2002. - С. 172.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
УДК 378
Васильева Любовь Николаевна
Ярославская государственная медицинская академия
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА
В статье представлены результаты исследования эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача, как показателя ее базового уровня; установлена связь эмпатии с такими личностными характеристиками как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии. Эмпирически доказано, что выраженность коммуникативной компетентности не различается на базовом уровне, не зависит от специализации и этапа профессионального становления.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, эмпатия, эффективная коммуникация, механизмы психологической защиты, копинг-стратегии.
Труд врача, один из наиболее сложных видов профессиональной деятельности человека, принадлежит к профессиям субъект-субъектного типа (система «человек-человек»). Поэтому деятельность врача предъявляет повышенные и достаточно специфические требования к желающим работать в ней. Несмотря на то, что в последние годы проводилось значительное количество исследований по выявлению и оценке свойств, определяющих успешность медицинской деятельности, основной акцент делался на совершенствование клинических умений и навыков, а не на коммуникативную сферу. Тем не менее, значение развития именно данной сферы деятельности приобретает все большую актуальность в настоящее время в связи с переходом на страховую медицину, созданием института врачей общей практики. Все это требует от спе-циалиста-медика не только глубоких профессиональных, в том числе и психологических знаний, но и определенных индивидуально-психологических качеств, одним из которых является профессиональная коммуникативная компетентность.
Под коммуникативной компетентностью врача (ККВ) мы понимаем многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей), опосредующее врачебную профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса [3, с. 101]. В деятельности врача коммуникативная компетентность обеспечивает осуществление эффективной коммуникации (с пациентами, их родственниками, коллегами и т.д.). Это такая коммуникация, которая способствует продвижению
в решении проблем участниками общения; обеспечивает достижение целей общения с оптимальными затратами (отсутствие нервно-психических перегрузок) и приводит к достижению взаимопонимания между партнерами по общению.
В своей деятельности врачу приходится сталкиваться с теми факторами, которые препятствуют эффективному общению и плодотворному взаимодействию с другими людьми, в результате чего он должен идти на определенный компромисс, изменять свое поведение. Для этого в процессе общения в трудных (стрессовых) ситуациях он использует различные формы реакции на трудности - механизмы психологической защиты (бессознательно прибегая к ним) или копинг-страте-гии (делая осознанный выбор). В свете психологии отношений В.Н. Мясищева, механизмы психологической защиты мы рассматриваем как систему адаптивных, как правило, неосознаваемых реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений: когнитивного, эмоционального, поведенческого, - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия [цит. по 2, с. 10]. Копинг-поведение - это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствии с намерениями, либо выдержать те обстоятельства, изменить которые человек не может [5, с. 22].
В структуре коммуникативной компетентности врача мы выделяем три уровня: базовый, содержательный и операционный, - компоненты которых взаимозависимы. Операционный уровень (технический) включает в себя владение коммуникативными умениями и навыками, обеспе-
© Васильева Л.Н., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
165