Актуальные вопросы совершенствования 3(78) 2016
содержания, организации и методического
обеспечения образовательного процесса ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
В. В. Тактоева
СЛЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ)
В статье рассматриваются профессиональные способности следователя и их формирование и воспитание у курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России. Обобщаются активные методы обучения, направленные на формирование умений и навыков следственной работы.
Ключевые слова: следственные способности, индивидуальный стиль деятельности, творческое (эвристическое) мышление, ведущие и опорные свойства, условия или предпосылки следственных способностей, программированное обучение.
V. V. Taktoeva
INVESTIGATIVE ABILITIES AND THEIR TRAINING BY CADETS
(STUDENTS)
The article deals with the investigator's professional abilities and their training by cadets (students) of educational institutions of the MIA of Russia. The author summarizes active teaching methods directed to training of skills and abilities of investigative work.
Keywords: investigative abilities, individual work style, creative (eureka) reasoning, leading and general characters, conditions or backgrounds of investigative abilities, educational computing.
Понятие «следственные способности» всё чаще и чаще встречается в литературе, посвящённой профессии следователя. Следственным способностям отводится важнейшее место среди так называемых субъективных факторов следственной деятельности, способствующих её успешному осуществлению. Если роль следственных способностей в успешной работе следователя настолько велика, то возникает вопрос: каково содержание следственных способностей, возможно ли их целенаправленное формирование, и в частности в процессе обучения курсантов (слушателей)? Каковы пути и средства их воспитания? Для ответа на данные вопросы необходимо рассмотреть, как понимаются способности в психологии и каковы пути и условия их формирования.
Способности - это такие индивидуально-психологические свойства личности, которые делают человека пригодным к определённой деятельности, поскольку от них зависит лёгкость приобретения знаний и умений в конкретной деятельности и успехи в ней [5].
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
В психологии различают способности общие и специальные. Общие способности формируют интеллектуальные свойства - хорошая память, богатое воображение, сообразительность, острая наблюдательность и другие качества, которые находят применение в широком кругу деятельности [3]. К специальным (профессиональным) способностям относят такие свойства личности, которые необходимы для успешного выполнения специальных видов деятельности: музыкальные способности (чувство ритма, способность к слуховому представлению), математические, литературные и другие способности.
Необходимо отметить несколько положений общей теории способностей, имеющих значение для рассматриваемой темы.
1. Способности - это всегда склонность к определённому виду деятельности, они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. Таким образом, выявить их можно только на основе анализа этой конкретной деятельности.
2. Способности - понятие динамическое. Они не только проявляются и существуют в деятельности, но в деятельности формируются, в ней развиваются.
3. Успешность деятельности зависит от комплекса способностей.
4. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным сочетанием способностей. Поэтому следует говорить и о различных типах способностей.
5. Возможна компенсация одних способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой способностью, что в итоге не исключает возможности успешного выполнения соответствующей деятельности [2].
Каково же содержание следственных способностей, в чём их сущность? Следственная деятельность представляет собой прежде всего сочетание познавательной и практической деятельности, направленной на познание, исследование каких-либо явлений. Вместе с тем познавательная деятельность следователя носить сугубо частный, практический характер, заключающийся в раскрытии и расследовании преступления.
Рассматривая способности как выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом индивидуально-психологических свойств, обеспечивающим её успешное выполнение, следует считать, что основное содержание следственных способностей составляют способности к познавательной и практической деятельности.
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
Как и каждая способность, следственные способности имеют свою структуру. В этой структуре следует выделять ведущие свойства, опорные свойства и условия или предпосылки, необходимые для успешной следственной деятельности.
К ведущим свойствам следственных способностей относятся познавательные (эвристические) качества — творческое мышление, которое предполагает: творческое воображение, развитую интуицию, высокоразвитое аналитическое мышление, острую наблюдательность, сообразительность, продуктивную память, самостоятельность, глубину, гибкость, подвижность, критичность ума и другие свойства интеллекта. Творческое (эвристическое) мышление является ядром следственных способностей.
К опорным свойствам относятся организаторские волевые способности, важнейшими из которых являются: активность, организованность, оперативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, твёрдость, инициативность и некоторые другие.
В качестве второго опорного компонента выступают коммуникативные свойства личности следователя, к которым относятся: принципиальность, честность, справедливость, высокий культурный уровень, психологическая наблюда-
тельность и проницательность ума, психологический такт (вежливость, внимательность, гуманность, общительность, выдержка, эмоциональная уравновешенность, самообладание, спокойствие, терпение).
В качестве необходимого условия предпосылки следственных способностей и плодотворной следственной деятельности выступает активное, увлечённое отношение следователя к своей профессии, получение от неё глубокого удовлетворения, положительных эмоций.
Таким образом, следственные способности представляют совокупность вышеназванных свойств, которые органически связаны между собой и составляют единое целое.
В психологии выделяют два уровня развития способностей: отражательно-репродуктивный и отражательно-творческий [6]. Человек, находящийся на первом уровне, успешно усваивает знания, овладевает деятельностью и осуществляет её по заданному образцу. На втором уровне человек способен открывать, создавать новое, оригинальное. При этом следует иметь в виду, что всякая отражательно-репродуктивная деятельность включает в себя элементы творчества, а отражательно-творческая деятельность включает и репродуктивную. Человек в процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответ-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
ственно изменяется и структура его способностей.
Проблема воспитания следственных способностей должна стать в настоящее время важнейшей составной частью профессиональной подготовки будущего следователя в условиях образовательной организации. Процесс формирования и развития следственных способностей, как и отдельных комплексов профессионально важных следственных качеств (направленности личности, познавательной активности, характера, психофизиологических качеств) осуществляется: учебной деятельностью (лекции, семинары, практические занятия; внеучебной деятельностью (производственная практика, участие в научных кружках, общественной работе); самовоспитанием [7].
При всей значимости развития отдельных качеств, входящих в структуру следственных способностей, более важной проблемой является формирование следственных способностей в целом, или формирование такого их образования, в котором способности получают своё наиболее концентрированное выражение. Таким образованием личности является индивидуальный стиль деятельности, который выступает одним из главных критериев индивидуального качественного своеобразия и уровня способностей. Различия в индивидуальном стиле
деятельности у разных лиц обусловливаются тем или иным психологическим симптомокомплексом, который зависит от типа темперамента. Особенности психологического симптомокомплекса накладывают отпечаток на способы и приёмы трудовой деятельности. Практический опыт показывает, что первоклассные следователи всегда отличаются индивидуальным мастерством, индивидуально-своеобразным сочетанием приёмов и способов работы.
Индивидуальный стиль деятельности формируется в условиях обучения только при наличии таких учебных заданий, которые могут быть успешно выполнены самыми различными способами и приёмами. Поэтому, например, при проведении занятий по криминалистике, юридической психологии курсантам (слушателям) необходимо давать именно такие задания («методы нахождения недостающей информации, методы и способы обнаружения доказательств по расследуемому уголовному делу», методы и способы установления психологического контакта с допрашиваемым», «подготовка, организация и проведение следственного действия с его имитацией (моделированием)» и т. д.).
В формировании индивидуального стиля деятельности определённую роль играет программированное обучение. Программирование
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
должно быть индивидуализировано и с учётом различий в уровне подготовленности, и с учётом индивидуально-типологических особенностей учащегося, должно предусматривать несколько различных, одинаково целесообразных способов действия, соответствующих индивидуальности разных учащихся. Приведённые соображения необходимо учитывать при организации и проведении занятий по уголовному праву, криминалистике, судебной психологии и другим дисциплинам с использованием средств программированного обучения. Задания в этом случае можно составлять с учётом, например, таких особенностей учащихся, как склонность одних к конкретному мышлению, а других - к отвлечённому мышлению. Такой подбор индивидуализированных заданий, соответствующих особенностям учащихся, представляет собой один из способов управления учебной деятельностью и потому по праву может быть назван программированием. При индивидуализации программирования с целью формирования индивидуального стиля у учащихся следует иметь в виду, что его задача заключается в программировании не только конкретных и специфических, но и обобщённых способов действий пригодных в самых различных темах и разделах изучаемого курса.
«Суть активных методов обучения, направленных на формиро-
вание умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучаемыми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками» [4].
Для развития значимых следственных способностей необходимо включать в процессе обучения задания, направленные на кратковременную и длительную концентрацию внимания, развитие психологической стрессоустойчивости, осуществление самоконтроля и выявление допущенных недостатков при выполнении индивидуальных задач. При проведении практических занятий необходимо моделирование возможных нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе осуществления следственной деятельности.
Согласимся с мнением Л. В. Бондаровской о том, что «в процессе развития умений самообразования следует побуждать обучаемых к самоконтролю, самоанализу и самооценке собственной деятельности» [1].
В заключение следует отметить, что формирование следственных способностей, как и формирование личности следователя в целом, не заканчивается в стенах учебного заведения. Подлинной школой является сама жизнь, следственная работа.
Актуальные вопросы совершенствования 3(78) 2016
содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
В применении на практике полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков, в проявлении личной инициативы, в повседневном общении с людьми наиболее ярко раскрываются и формируются устойчивые профессионально важные качества следователя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 1. Бондаровская Л. В. Деятельный характер обучения в вузе / Л. В. Бондаровская // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. —
2015. — № 4 (19). — С. 73-78.
2. Добрынин Н. Ф. Произвольное и послепроизвольное внимание / Н. Ф. Добрынин. — М., 1958.
3. Ковалёв А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалёв. — М., 1970.
4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М., 2007.
5. Леонтьев А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. — 1960. — № 3.
6. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. — М., 1958.
7. Шиханцов Г. Г. Воспитание профессиональных качеств следователя / Г. Г. Шиханцов. — М., 1970.