Черевко Иван Михайлович, Никонович Сергей Леонидович, Шаевич Антон Александрович ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
В статье поднимается проблема коммуникативной стороны профессиональной деятельности следователя. Авторы, изучая основные аспекты указанной проблемы, отметили, что значительная часть участников исследования оказались не в состоянии раскрыть сущностную характеристику психологического контакта, указав лишь на необходимость его установления с допрашиваемым лицом. В целом отмечено, что следователи не владеют на достаточном профессиональном уровне методикой индивидуального психологического воздействия на допрашиваемого. В связи с этим предложено дополнить соответствующие учебные программы курсом тренингов, формирующих у следователей указанные навыки. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/7-1/56.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 198-201. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
MOON CALENDAR AND SIGNS OF THE ZODIAC IN CHINESE EVERYDAY CULTURE
Jia Huimin
Far Eastern Federal University jia2011 @yandex. ru
The article describes the specifics of the Chinese moon calendar and calendar year, analyzes its cultural importance, retells a famous legend on the origin of twelve signs of the Chinese Zodiac and examines their cultural meaning directly associated with the everyday labour of the Chinese peasants. The author concludes that the cultural meaning and cultural importance of the Chinese Zodiac differ in Russia and in China.
Key words and phrases: Chinese traditional culture; moon calendar; Chinese Zodiac; signs of Zodiac; cyclical hour; cyclical year.
УДК 343.375 Юридические науки
В статье поднимается проблема коммуникативной стороны профессиональной деятельности следователя. Авторы, изучая основные аспекты указанной проблемы, отметили, что значительная часть участников исследования оказались не в состоянии раскрыть сущностную характеристику психологического контакта, указав лишь на необходимость его установления с допрашиваемым лицом. В целом отмечено, что следователи не владеют на достаточном профессиональном уровне методикой индивидуального психологического воздействия на допрашиваемого. В связи с этим предложено дополнить соответствующие учебные программы курсом тренингов, формирующих у следователей указанные навыки.
Ключевые слова и фразы: профессиональная подготовка следователя; коммуникативная сторона профессиональной деятельности; психологический контакт; приемы психологического воздействия; психологические тренинги; учебные программы.
Черевко Иван Михайлович, к. пед. н., доцент Никонович Сергей Леонидович, д.ю.н., доцент
Липецкий институт права и экономики trapezunt@yandex. гы
Шаевич Антон Александрович, к.ю.н., доцент
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
В силу своего процессуального и служебного положения следователь должен являться участникам уголовного процесса как интеллектуал, обладающий прочными знаниями и одновременно житейской мудростью, психолог-человековед.
Его профессиональная деятельность сводится к двум основным функциям: осведомительной (выявление условий восприятия обстоятельств совершенного преступления, установление факторов, влияющих на процесс запоминания, сохранения фактов исследуемого события, выяснение отношений между участниками событий) и регулятивной (создание условий для допроса, обеспечивающих полноценное общение, коррекцию поведения допрашиваемого, требуемые следователю, человечность, проницательность, способность найти индивидуальный подход к каждому в ряду социальной, поисково-познавательной, удостоверительной, организационной и реконструктивной деятельностей). Вследствие чего коммуникативная сторона его профессиональной деятельности становится главенствующей. Особенно высок удельный вес коммуникативной составляющей при проведении допросов, очных ставок, проверке показаний на месте, предполагающих обязательное общение следователя с участниками процесса, его такт, выдержку, способность ясно излагать свои мысли, отстаивать занимаемую позицию.
Анализ требований профессиональной деятельности следователя к его личностным качествам позволил выделить пять основных структурных элементов: а) интеллектуальные качества; б) деловые качества; в) нравственные качества; г) коммуникативные качества; д) эмоционально-волевая целостность.
Деление сущностных качеств личности на указанные элементы весьма условно, но оно позволяет проникнуть в глубину исследуемых психологических феноменов.
Интеллектуальные качества предполагают аналитико-синтетический склад ума, глубину, гибкость, критичность, прогностичность мышления, емкую память, наблюдательность, высокую работоспособность, эрудированность и пытливость ума.
Деловые качества включают самостоятельность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, организованность, энергичность, честолюбие, ориентацию на успех.
Нравственные качества подразумевают высокий уровень правосознания, порядочность, честность по отношению к профессии, бескорыстие, чувство долга, справедливость, беспристрастность, принципиальность.
Коммуникативные качества требуют понимания людей, их интересов, особенностей их жизненной и правовой социализации, оценки положительных и отрицательных, сильных и слабых сторон личности, способности прогнозировать поведение участников уголовного процесса.
Эмоционально-волевая целостность предопределяет продуктивность деятельности в экстремальных условиях, стрессоустойчивость, оптимистичность, быструю психологическую восстанавливаемость.
Не случайно способность устанавливать и поддерживать контакт, преодолевать психологические барьеры в общении большинством авторов, исследующих профессиональную деятельность следователя, выдвигаются на первый план.
Так, А. Н. Васильев, рассматривая систему тактических приемов, обращает внимание на то, что «без психологического контакта нельзя обойтись ни в одном следственном действии» [5, а 12].
С ним солидарен Г. А. Зорин, указывающий на универсальность механизмов реализации психологического контакта, позволяющего применять его во всех следственных действиях, где имеются элементы общения [6, а 323].
В проведенном нами исследовании большинство - 76% опрошенных следователей отметили психологический контакт как обязательное условие эффективного допроса1. Тем не менее, значительная часть участников исследования оказались не в состоянии раскрыть сущностную характеристику психологического контакта как феномена личностного взаимодействия, тактику и динамику его установления, поддержания и закрепления в интересах последующего общения. Это обусловлено отсутствием определенности в понимании сущности психологического контакта в криминалистике, на что указывают М. П. Малютин [8, а 112], Н. М. Букаев [4, а 213], М. В. Бочкарев [3, а 117].
По нашему мнению, наиболее верной будет точка зрения, трактующая психологический контакт как характер взаимоотношений, при котором участники настроены на адекватное восприятие и передачу информации, позволяющую следователю, с одной стороны, оценить эмоциональное состояние и отношение взаимодействующего лица к обсуждаемым вопросам, с другой - оказать на него необходимое воздействие для реализации цели расследования. Это такой уровень взаимоотношений, при котором участники уголовного процесса готовы воспринимать исходящую друг от друга информацию, участвовать в диалоге, слушать и воспринимать доводы, аргументы, предъявляемые доказательства.
Мы сомневаемся в теоретической корректности деления тактического рисунка психологического контакта по стадиям его установления, развития и закрепления. Он видится нам как целостный процесс со своей динамикой развития и угрозой быть нарушенным неосторожными действиями со стороны как следователя, так и других участников уголовного процесса.
Взаимодействие следователя с участниками уголовного процесса: подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, потерпевшими, адвокатами, прокурорами, экспертами, переводчиками подчиняется общим законам общения как сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого необходимостью совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией (коммуникативный аспект) и регулирование поведения партнеров применительно к ситуации общения (интерактивный аспект).
Следовательно, контакт - необходимое, но недостаточное основание для общения. Формой проявления и осуществления общения является отношение. Механизмами изменения взаимоотношений, достижения взаимопонимания является идентификация, эмпатия, рефлексия и стереотипизация.
Дефицит диалогичности общения связан с нарастающим приоритетом информационно-коммуникативной и регулятивной функций общения над аффективно-коммуникативной функцией, связанной с эмоциональной сферой человека.
Н. И. Чуприкова в своей статье отметила, что Эдвард Ли Торндайк ввел понятие «социальный интеллект», обозначив им способность понимать других и адекватно вести себя по отношению к ним. Основными его составляющими автор видела: а) умение ориентироваться в ситуации общения, поведения других людей;
б) владение языком «невербальной коммуникации» - чтение сигналов поз, жестов, мимики, интонации собеседника, фиксации не информации говорящего, а умение отличать значение сказанного от его смысла;
в) умение определять эмоциональное состояние собеседника; г) оптимизм, позитивное настроение, чувство юмора; д) способность к установлению взаимовыгодных отношений для реализации целей общения; е) эмоциональная стабильность, фрустрационная толерантность, умение справляться с агрессией [12, с. 120].
С учетом повсеместно встречающихся в практике работы следователей недостатков, когда допрошенные граждане, нейтрально или благожелательно относившиеся к органам правопорядка, меняли свое мнение на негативное, представляется целесообразным акцентировать внимание на эмоциональной компетентности следователя, как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Истории известны факты, когда Наполеон, подозревая в заговоре Толейрана, обрушился на него с площадной бранью и солдатскими выражениями, тот спокойно выслушал и, выйдя из кабинета, произнес: «Как жаль, что такой великий человек так плохо воспитан». В другом случае тот же Наполеон подчеркнул: «Надо больше хладнокровия -тогда в словах появится больше достоинства, и прозвучат они куда сильнее» [9].
1 По специально разработанной анкете нами (авторами статьи) в 2016 году проведен опрос 120 сотрудников органов дознания и предварительного расследования Управлений МВД России по Липецкой, Рязанской, Иркутской областям. Отдельные результаты данного исследования приводятся в статье.
В контексте эмоциональной компетентности считаем уместным напомнить об эмотивном поведении, когда переживаемые человеком эмоции заглушают рациональное мышление, и он, воспринимая добрые поступки партнера, не может освободиться от эмоционально окрашенного отношения к ним. Отсюда возникает чрезмерная психологическая защита, эмоциональное застревание, эксклюзивность (склонность к бурным аффективным реакциям) [1, с. 162].
Указанное выше дает возможность кратко изложить основные составляющие техники общения следователя в рамках коммуникативной стороны его профессиональной деятельности.
1. Контроль дистанции, или личное пространство, защищаемое от «чужаков» (очерченное вокруг себя ненапряженной рукой расстояние равное примерно 75 см). При взаимодействии с участниками процесса следователь имеет возможность менять его в рамках как «ближе - дальше», так и «выше - ниже».
2. Контроль выражения лица (функциональный признак) необходим в процессе контакта с допрашиваемым, поскольку манера разговаривать может передавать до 36% информации о событии или действии лица, контроль жестов, соответственно до 32% информации, контроль мимики, до 17% информации о психическом отношении лица к определенному факту или совершенному деянию.
3. Контроль позы - легкий наклон туловища в сторону собеседника свидетельствует о внимании к нему и наоборот, скрещенные на груди руки говорят о закрытости собеседника, не желающего поддерживать дальнейший диалог.
4. Поддержка контакта глаз (в норме он должен длиться 7 сек., с 3-секундным перерывом и с последующим прямым контактом). При этом если мы нравимся собеседнику, у него зрачки расширяются в размере до 45%. Наблюдательный следователь это заметит. Таким образом, чтобы скрыть неискренность, лживость, собеседнику необходимо закрыть глаза и спрятать руки, иначе это сделать невозможно.
5. Контроль тона и силы голоса, с помощью которых акцентируется внимание собеседника на важных, ключевых моментах беседы.
6. Соразмерность объема речи определенной ситуации общения. В отдельных напряженных ситуациях общения необходимо дать собеседнику выговориться и внимательно выслушать его.
7. Слушание, предполагающее перефразирование высказываний, как стремление вникнуть в суть сообщения, постановка уточняющих вопросов, отзывчивость на реплики партнера, но не перебивание, не поспешные возражения.
8. Понимание архитектоники сообщения, подразумевающей четкость и ясность формирования мысли и нейтрализацию информационных шумов.
9. Смысловые паузы, возникающие в диалоге, способствуют уяснению информации.
10. Чувственный фон общения (сильные эмоции «заглушают» процесс общения, мешают адекватному реагированию на реплики).
В ходе профессиональной подготовки следователей необходима выработка аттракции (искусства нравиться людям), воздействующей на подсознательную сферу собеседника, в первую очередь, на эмоции. Параллельно с основной информацией индуктор удовлетворяет неосознаваемые потребности собеседника (в понимании, признании, безопасности, самосохранении, одобрении и т.п.).
В этой связи при вхождении в разговор рекомендуется не сразу переходить к делу, сначала задать нейтральные вопросы, на которые собеседник охотно сможет ответить, продолжить дальнейший разговор с позиции интересов допрашиваемого или коснуться интересующей его темы. Чаще обращаться к собеседнику по имени, которое сравнивают с ключом, открывающим или закрывающим определенные качества людей, поскольку еще древние отмечали, что человек начинается с имени [7, с. 87].
Упоминавшееся исследование позволило обнаружить недостаточную практическую подготовленность выпускников юридических вузов к реализации коммуникативной стороны их профессиональной деятельности. Подчас формирование знаний в области социальной психологии зачастую ограничивается освоением терминологии с уяснением теоретических положений. При этом упускается из виду подкрепление знаний практическими навыками.
Даже опытные следователи не всегда имеют четкое представление о тактике психологического воздействия на допрашиваемых лиц, с учетом гендерных, статусных, возрастных и индивидуально-психологических особенностей [2, с. 48; 10, с. 58].
Абсолютное большинство - 82% респондентов1 - отметили, что используемые психологические приемы взаимодействия с участниками уголовного процесса осмыслены ими благодаря самостоятельно проработанной научной и методической литературе [11, с. 67].
Преодоление сложившихся упущений в профессиональной подготовке следователей мы видим в наполнении учебных программ юридических вузов и курсов повышения квалификации специальными тренингами, которые на основе знаний криминалистики, психологии, педагогики и риторики формировали бы навыки эффективного использования их положений в практической деятельности.
Список литературы
1. Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с.
2. Афанасьева А. А., Никонович С. Л. Психологические особенности личности следователя // Право, экономика и общество в современной России: материалы первой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых
ученых. Липецк: Институт права и экономики, 2003. С. 48-49.
1 Данные указанного выше исследования.
3. Бочкарев М. В. Научные и тактические основы использования знаний о нервной системе при допросе подозреваемого и обвиняемого: дисс. ... к.ю.н. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2006. 183 с.
4. Букаев Н. М. Теоретические проблемы первоначального этапа расследования преступлений против собственности: дисс. ... д.ю.н. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2001. 377 с.
5. Васильев А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М.: Юридическая литература, 1981. 112 с.
6. Зорин Г. А. Руководство по тактике допроса: учебно-практическое пособие. М.: Юрлитинформ, 2001. 340 с.
7. Козлов Ю. А., Фокин В. А., Семенов С. М., Чубик П. С., Дульзон А. А. О фамильной преемственности профессии (на примере студентов Томского политехнического университета): материалы исследования по гранту РГНФ. Томск: Томский государственный университет, 2002. 115 с.
8. Малютин М. П. Тактические приемы, их допустимость и использование для достижения тактических целей допроса: дисс. ... к.ю.н. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2001. 194 с.
9. Радзинский Э. Роковые минуты истории [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Lpj-iz-Iggs (дата обращения: 11.05.2016).
10. Черевко И. М., Никонович С. Л., Бекетов В. А. Психологическая составляющая процедуры допроса // Аграрное и земельное право. 2016. № 5. С. 58-62.
11. Черевко И. М., Никонович С. Л., Бекетов В. А. Психологические основы тактики взаимодействия следователя с допрашиваемым лицом // Право и государство: теория и практика. 2016. № 6. С. 67-70.
12. Чуприкова Н. И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 120-123.
PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF A COMMUNICATIVE ASPECT OF THE INVESTIGATOR'S PROFESSIONAL ACTIVITY
Cherevko Ivan Mikhailovich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Nikonovich Sergei Leonidovich, Doctor in Law, Associate Professor Lipetsk Institute of Law and Economics trapezunt@yandex. ru
Shaevich Anton Aleksandrovich, Ph. D. in Law, Associate Professor East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Irkutsk
The article raises a problem of the communicative side of the investigator's professional activity. The authors exploring the main aspects of this problem note that a significant part of the study participants were not able to uncover the essential characteristics of psychological contact pointing out only the necessity of establishing it with the interrogated person. In general, it is noted that investigators are not able to use the technique of individual psychological influence on the interrogated person at the adequate professional level. In this regard it is suggested to supplement corresponding educational programs with the course of trainings, which will form the above mentioned skills among investigators.
Key words and phrases: professional training of investigator; communicative side of professional activity; psychological contact; techniques of psychological influence; psychological trainings; educational programs.
УДК 130.2
Философские науки
В статье показана роль инфокоммуникационных технологий в трансформации культурной реальности эпохи постмодерна. Выявлены особенности плюрализма, децентрации, фрагментарности, игры как основных принципов постмодернистской культуры. Отмечено, что в контексте виртуализации социокультурного пространства большое значение приобретают гуманистические ценности. Наиболее востребованной формой коммуникации является полилог, отражающий переход от традиционного коммуникативного взаимодействия к современному.
Ключевые слова и фразы: культура постмодерна; плюрализм; фрагментарность; децентрация; игра; гуманизм; полилог; информационные технологии.
Черникова Валентина Евгеньевна, д. филос. н., профессор
Северо-Кавказский федеральный университет [email protected]
КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Воздействие современных информационных технологий на человека и общество настолько огромно, что любые попытки абстрагироваться от них при исследовании различных областей современной социокультурной реальности конца XX - начала XXI века едва ли можно назвать разумными. Для постмодернизма характерно признание информационно-технологического характера реальности, а также стремление интерпретировать и выразить его с помощью собственных категорий. В своей работе «Состояние постмодерна»