Литература
1. Педагогика профессионального образования // Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2006. 426 с.
2. Ibragimov A. Modernization the System of Teacher Training in the Republic of Uzbekistan // Eastern European Scientific Journal. Düsseldorf Germany, 2016. № 3. P. 174.
The essence of outdoor games as means of education of positive relations between
the senior preschool children Levochkina E.1, Chernyshkova M.2, Khruleva T.3 (Russian Federation) Сущность подвижных игр как средство воспитания положительных взаимоотношений старших дошкольников Левочкина Е. А.1, Чернышкова М. О.2, Хрулева Т. Б.3 (Российская Федерация)
'Левочкина Елена Александровна / Levochkina Elena — студент, кафедра педагогики и психологии дошкольного образования, факультет начального, дошкольного и специального образования, Омский государственный педагогический университет; 2ЧернышковаМарина Олеговна / Chernyshkova Marina — воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 349 общеразвивающего вида; 3Хрулева Татьяна Борисовна /Khruleva Tatiyana — студент, кафедра педагогики и психологии дошкольного образования, факультет начального, дошкольного и специального образования, Омский государственный педагогический университет, г. Омск
Аннотация: в статье анализируются роль игры в жизни ребенка, а также функции подвижной игры и их влияние на взаимоотношения старших дошкольников.
Abstract: the article analyzes the role of the game in the child's life, as well as the function of the mobile games and their impact on the relationship between the senior preschool children.
Ключевые слова: подвижная игра, воспитание, взаимоотношения, функции игры. Keywords: mobile game, education, relationships, play function.
Отличительной чертой совместного образа жизни старших дошкольников является неуклонное повышение требований к организованности и самостоятельности поведения и деятельности. Организованность старших дошкольников проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей целеустремленность. Именно поэтому огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [1, с. 270].
Основатель российской системы физического воспитания Ф. Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, Ф. Лесгафт писал: «Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». По определению П. Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» [2, с. 216].
По мнению Э. Я. Степаненковой, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил» [3, с. 60]. В. Шмонина считает, что «подвижная игра - это средство пополнения
ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств» [4, с. 40].
Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
Исследование Т. С. Блощицыной было посвящено проблеме формирования взаимоотношений детей и проводилось на основе включения детей в подвижные игры. На основе анализа объективной структуры этих игр автор выделяет их типы: игры, структура которых обуславливает преобладание индивидуальных действий участников, где на первый план выступает задача подчинения своих действий правилам; игры, содержащие необходимость объединения нескольких участников для совместных действий; игры с наличием противоборствующих сторон и имеющие соревновательный характер. В работе перечислены методические приемы, направленные на формирование у детей способов согласования интересов, взаимопонимания, что приводит к успеху, а также представлений об ответственности каждого игрока перед «командой» за правильность своих действий, о необходимости взаимной поддержки, чуткости и отзывчивости по отношению к партнерам.
Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.
Социокультурная функция: игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенке. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство - физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Коммуникативная функция: игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа - между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, дети играют в «салки». Ребенок убегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен рассалить товарища. Иногда сделать это бывает страшно: ребенка ведь могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он рассалит товарища, то тот потом сможет рассалить его самого.
Диагностическая функция: игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
Игротерапевтическая и коррекционная функции: в большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
Развлекательная функция: во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных
92
норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое, переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Литература
1. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сухомлинский В. А. // Москва: Политическая литература, 1982. С. 270.
2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лесгафт П. Ф. // Либроком, 2010. С. 216.
3. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э. Я. Степаненкова //. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. С. 60.
4. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание, 2011. № 8. С. 40-44.
Qualimetry in education Gibadullin A. (Russian Federation) Квалиметрия в образовании Гибадуллин А. А. (Российская Федерация)
Гибадуллин Артур Амирзянович / Gibadullin Artur — студент, кафедра физико-математического образования, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Аннотация: статья посвящена применению методов квалиметрии в высшем образовании. Используются многовременные пространства.
Abstract: the article is devoted to the application of methods of qualimetry in higher education. Many-time, or multitempal, spaces are used.
Ключевые слова: квалиметрия, оценка, контроль, педагогика, время. Keywords: quality control, qualimetry, assessment, pedagogy, time.
Контроль успеваемости и уровня подготовки обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Завершение самого процесса обучения часто сопровождается выдачей специального документа, содержащего сведения о квалификации, прохождении аттестации и экзаменационные оценки выпускника.
Можно сделать вывод, что оценка - это завершающая и итоговая часть процесса обучения. Существует и промежуточный контроль успеваемости. Исходя из вышесказанного, необходимо особо выделить квалиметрическую цель образования. Отметим биоориентированность педагогической квалиметрии, так как она учитывает биологические особенности (возрастные характеристики, развитие) [1].
Для квалиметрии подходят методы временных пространств [2]. При этом следует учитывать возможные неопределенности и погрешности [3]. В итоге образуется некоторое подобие квантовой решетки в многовременном пространстве [4]. Она применяется также для объяснения природы материи и взаимодействий [5]. Подходят многомерные разновидности и модели многовременных построений [6].
Помимо образования стоит отметить роль квалиметрии в оценке результатов научной деятельности [7]. Она охватывает не только количество статей и цитирования, но и оценку самого материала.